Для удобства автолюбители и мастера наносят на шкив коленчатого вала свои собственные метки. Обычно его делят на две части, оставляя клеймо напротив того, которое было сделано на заводе.
Регулировка клапанов ваз — особенности и технические данные
Привет, ребята, в этой статье мы рассмотрим, как выполнить регулировку клапанов на классическом автомобиле. Владельцам отечественных автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 приходится работать с таким двигателем, когда слышен стук клапанов. В этом случае необходимо выяснить причину стука и отрегулировать его. Вам также необходимо настроить их, они прошли через различные ремонты ДВС, такие как замена клапанов, поршней, прокладок и т.д.
При наличии стучащих звуков или чрезмерной вибрации следует проверить клапаны.
Если система клапанов срабатывает по таймеру, она не срабатывает должным образом, т.е. полное количество газа не поступает в рабочую камеру цилиндра, воздушно-топливная смесь не полностью сгорает в рабочей камере и цилиндры не выталкиваются. Это сопровождается ударом подшипников распределительного вала о приводной рычаг и шейку вала. Также увеличивается расход топлива и моторного масла. Что произойдет, если не отрегулировать клапаны во время движения? Ответ: быстрый износ компонентов двигателя, повышение затрат и увеличение времени ремонта.
Наибольшую опасность для двигателя автомобиля представляет зазор меньше допустимого. Слишком маленький зазор между приводным рычагом и кулачком распределительного вала не позволяет тарелке клапана плотно сесть на свое место в головке цилиндра. Отработавшие газы сгоревшей топливно-воздушной смеси выходят из камеры сгорания через неустановленный клапан. Это приводит к тому, что крышка выпускного клапана обгорает по краю.
Прогоревшая клапанная крышка также сжигает резиновые заслонки или смазку, увеличивая расход масла в двигателе. Если детали двигателя сильно изношены, может быть лучше и проще заменить двигатель самостоятельно или в мастерской.
Даже если ваш двигатель приводится в движение цепью, а не ремнем, клапаны на поршне погнутся, если цепь не заменить до окончания срока службы, как, например, в двигателе Nissan sr20det.
Инструменты для настройки клапанов
Для правильного выполнения ремонтных работ необходимо иметь в наличии соответствующие инструменты. Для регулировки механизмов клапана требуются следующие инструменты:
- Набор гаечных ключей (торцевые и открытые ключи). Обязательно наличие гаечного ключа 13 мм и 17 мм.
- Вам понадобится гаечный ключ на 13 мм и торцевая головка на 13 мм.
- Отвертка необходима для измерения диаметра инструмента и диаметра винта.
- Оружие из стекловолокна.
- Тряпки.
Толщина калибра для определения зазора для классических автомобилей ВАЗ должна составлять 0,15 мм.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107
Прежде всего, необходимо подготовить автомобиль:
- Подождите, пока двигатель остынет, если он работал,
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности,
Выполните процедуру регулировки клапана:
-
- Снимите крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
- Отсоедините шланги крепления фильтра и снимите кронштейн.
- Снимите трос управления дроссельной заслонкой (дроссель).
- Снимите рычаг дроссельной заслонки.
- Открутите гайки крепления клапанной крышки и снимите клапанную крышку.
- Проверьте натяжение цепи непосредственно перед регулировкой клапанов. Если натяжение не соответствует норме, процедуру необходимо повторить.
- Снимаем крышку трамблера (распределителя).
- Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС.Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
- Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье.
- После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
Правильная процедура регулировки клапанной системы ВАЗ «Классика» 2101-2107. Угол поворота коленчатого вала Регулируемые клапаны 0 8 и 6 180 4 и 7 360 1 и 3 540 5 и 2
После снятия клапанной крышки необходимо проверить метки и привести их в правильное положение. Нижняя метка на шкиве коленчатого вала и небольшая вмятина на крышке в передней части блока цилиндров, а также вмятина на звездочке распределительного вала и вмятина на постели распределительного вала в верхней части.
Особенности ГРМ
Например, зубчатое колесо с клапанами и распределительным валом находится в верхнем положении. Управление осуществляется через цепь, и это относится ко всем моделям.
Для клапанной системы характерно использование нажимных рычагов, также известных как коромысла. Они расположены между распределительным валом и концом стержня клапана. Это означает, что распределительный вал воздействует на клапан не напрямую, а через распределительный вал. Москитный рычаг также позволяет регулировать тепловой зазор.
Этот зазор необходим для компенсации изменений в геометрии компонентов клапана в результате нагрева, который вызывает расширение металла. Если бы этого зазора не было, возникла бы проблема с управлением клапаном, так как система привода нагревалась бы. Проще говоря, когда клапаны нагреваются, они не закрываются полностью из-за расширения металла, что приводит к потере компрессии и, соответственно, снижению мощности.
В список работ по техническому обслуживанию двигателей этих моделей входила, помимо прочего, регулировка клапанов. Это связано с конструкцией системы клапанов. В процессе эксплуатации рабочие поверхности тарелки клапана, распределительного вала и лепестков распределительного вала изнашиваются, что приводит к нарушению теплового зазора.
Преимуществом такой конструкции является то, что регулировочные работы довольно просты и могут быть выполнены своими руками. Важно знать только последовательность операций и порядок регулировки клапанов в «Классике». Стоит отметить, что операция идентична практически для всех моделей, поэтому порядок настройки клапана ВАЗ-2101 и, например, ВАЗ-2105 — одинаковый, только в ВАЗ-2107 немного отличается.
Поскольку процесс идентичен в большинстве моделей, ниже перечислены все модели «Жигулей» в категории «Классика».
Первое и основное правило — операция должна выполняться только на охлажденном двигателе. Это зависит от расширения самого металла. Если регулировка клапанов на ВАЗ-2102 или любой другой модели будет производиться на предварительно прогретом агрегате, то положительного результата операция не даст, так как при охлаждении металл вернется в исходную форму и зазор не будет править, он будет только увеличиваться.
Вы также должны знать, когда нужно регулировать клапаны ВАЗ-2105. Реальным признаком того, что клапанный механизм отрегулирован неправильно, является металлический стук под капотом во время работы двигателя. Причем интенсивность меняется в зависимости от того, увеличиваются или уменьшаются обороты двигателя.
Регулировку клапанов на автомобиле ВАЗ-2104 также следует проводить при работе с блоком головки блока цилиндров в сочетании со снятием распределительного вала.
Этапы работ, инструменты
Все регулировочные работы выполняются в несколько этапов:
- Подготовительные работы, частичная разборка двигателя для доступа к системе клапанов,
- Регулировка зазора клапанов ВАЗ-2106 выполняется с помощью следующих инструментов:
- Набор гаечных ключей с торцевым и открытым ключом (необходим набор гаечных ключей с открытым ключом 13 и 17),
Манометр для измерения вакуума,
- отвертка,
- тряпки,
- Марк.
- Что касается индекса топлива. Проверьте и отрегулируйте с помощью датчика 0,15 мм. Обычный бензиновый стержень не подойдет, необходим специальный стержень с большей шириной.
- Обратите внимание, что все модели Жигулей «Классика» являются карбюраторными, кроме одной из модификаций 2107, поэтому проверьте, какие подготовительные работы необходимо провести перед регулировкой клапана ВАЗ-2104 (карбюратор).
Таким образом, двигатель охлаждается, а сам автомобиль ставится на ровную поверхность и обездвиживается. Можно приступать к работе:
Снимите крышку воздушного фильтра карбюратора и извлеките фильтр,
Подготовительные работы
Открутите винты крепления фильтра и снимите фильтр, предварительно отсоединив шланги от фильтра,
- Отсоедините кабель управления ручным дросселем (дроссельной заслонкой) и отсоедините штекер дроссельной заслонки,
- Ослабьте винты, крепящие клапанную крышку, и снимите ее,
- Проверьте натяжение цепи (оно должно быть нормальным, в противном случае необходимо произвести первоначальную регулировку натяжения),
- Снимаем крышку распределителя (трамблера).
- Теперь необходимо установить поршень TDC на 4-й цилиндр и нанести эти метки на коленчатый вал и крышку привода распределительного вала, а также на звездочку распределительного вала и ее крышку.
- Для этого подходящим гаечным ключом открутите коленчатый вал от болта приводной шестерни. В качестве альтернативы можно также использовать одно из ведущих колес. Для этого поднимите домкрат, включите 4-ю передачу и медленно поверните поднятое колесо. Коробка передач обеспечивает вращение коленчатого вала. Однако для второго метода требуется помощник, так как будет сложно проверить выравнивание сигналов.
Это связано с тем, что после установки TDC 4-го цилиндра проверяются и устанавливаются не два, а четыре клапана — восьмой, седьмой, четвертый и шестой. То есть, регулируются два клапана 4-го цилиндра, а также выпускной клапан 2-го цилиндра и впускной клапан 3-го цилиндра.
Любая неисправность двигателя заранее сигнализируется нерегулярной работой. Основные признаки нарушения зазора клапана включают:
металлический стук при работе двигателя,
Симптомы
более медленное ускорение,
- шум при движении на холостом ходу,
- повышенный расход топлива и масла,
- эффект «дыхания» на автомобилях с карбюраторами.
- Обратите особое внимание на стук. Другие симптомы обычно указывают на более простые неисправности: Неправильная работа двигателя, необходимость регулировки карбюратора, неисправность одного из датчиков (в инжекторе) и т.д.
- На модели 7 рекомендуется корректировать пробег через каждые 17 000 — 20 000 пройденных миль. Но когда дело касается двигателя, действует принцип «не навреди». Если двигатель работает нормально, не следует лезть под клапанную крышку «на всякий случай». Известно много случаев, когда «семерка» не регулировалась на протяжении 30-40 тысяч километров. Это зависит от условий эксплуатации (автомобили, которые не эксплуатируются зимой, требуют этой процедуры реже) и стиля вождения (даже «оттянутое» вождение увеличивает время выдержки).
Таблица последовательности назначения
Регулировка клапанов — это простая процедура, которую вы легко можете выполнить самостоятельно в домашних условиях, а порядок регулировки зависит от системы впрыска: Карбюратор или инжектор.
Регулировка клапанов своими руками
Обратите внимание, что на горячем двигателе клапаны можно регулировать попарно: первый цилиндр с четвертым, а третий со вторым. В этот момент клапаны перекрываются, нос распределительного вала направлен вбок, а не вверх, впуск и выпуск могут регулироваться одновременно.
снимите корпус воздушного фильтра, отсоедините впускной шланг и шланг подачи газа, не снимайте карбюратор,
Снимите крышку головки блока цилиндров (вам понадобится десятигранный калибр),
Карбюраторные авто
- Для проверки фактического зазора используйте калибр 0,15 мм: Согласно заводским спецификациям, манометр должен входить между кулачком и рычагом с небольшим усилием,
- Если зазор на некоторых клапанах разный (штифт не входит или ослаблен), его необходимо отрегулировать.
- Использование датчика для регулировки зазора
- Последовательность регулировки клапанов: 8-6 (установите TDC для 4-го цилиндра с помощью насечки на шкиве коленчатого вала), 4-7 (поверните на 180 градусов), 1-3 (поверните еще на 180 градусов), 5-2 (поверните еще на 180 градусов).
Чтобы облегчить процесс в будущем, рекомендуется при снятии двигателя отметить положение TDC для каждого цилиндра на шкиве распределительного вала.
Регулировка клапанов на «семерке» с инжектором аналогична. Его также легко сделать своими руками. Единственное отличие заключается в том, что для доступа к крышке головки блока цилиндров ее необходимо разобрать или отсоединить:
Трубы, ведущие к распределителю топлива,
Инжектор
трубы воздушного фильтра,
- тросы педали акселератора.
- Остальные шаги аналогичны.
- Регулировка зазора клапанов на автомобиле ВАЗ-2107 с карбюратором или топливной форсункой может производиться не щупом, а специальной регулировочной рейкой и микрометрическим манометром. Таким образом, без «танцев с бубнами» можно точно установить зазоры на заводе. После этих мер двигатель должен работать как часы. Не забудьте проверить компрессию в цилиндрах после завершения работ. Это помогает оценить состояние двигателя.
Регулировку клапанов следует совмещать с заменой прокладки головки блока цилиндров. Это слабое место автомобилей ВАЗ. После его удаления он редко остается надолго.
Перед регулировкой клапанов особое внимание следует уделить цепи ГРМ. Цепь привода ГРМ должна быть правильно установлена, а ее натяжение тщательно проверено.
Зазор на впускных и выпускных клапанах одинаков и составляет 0,15 мм.
Присутствует датчик такой толщины. Он должен быть вставлен между рычагом клапана (коромыслом) и цилиндрической частью кулачка. Распределительный вал изготавливается в соответствии с требованиями, если процедура регулировки клапанов выполняется правильно.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 при помощи щупа
Щуп для регулировки клапанов ВАЗ 2107
Зазор регулируется с помощью винта. Винт вкручивается в головку цилиндра и фиксируется гайкой. Для регулировки открутите гайку и с помощью регулировочного винта вставьте датчик между мошкой и кулачком. Индикатор не должен быть зажат. При затягивании он должен двигаться легко и с небольшим усилием.
На индикаторе топлива имеется наклейка. Это своего рода памятка. Здесь показано, как регулировать клапаны в соответствии с их номерами с передней части двигателя.
Регулировка клапанов ваз 2107 с помощью индикатора необходима для более точного определения расстояния между цилиндрической частью распределительного вала и москитной сеткой.
Использование индикатора клапана необходимо, если контактная поверхность между распределительным валом и распределительным валом изношена. На поверхности коромысла образуется вмятина.
Регулировка клапанов ваз 2107 индикатором
Когда щуп вставлен, эта вмятина закрыта. Поэтому, как бы вы ни старались сократить разрыв. На рисунке видно, что при регулировке щупом расстояние до глубины вмятины увеличивается в дополнение к толщине щупа.
Индикатор зазора позволяет пользователю учитывать факт опорожнения. Он измеряет фактическое расстояние между выключателем и кулачком.
Чтобы использовать индикатор, поместите стержень на рычаги. Установите индикатор на стержень. Поместите кончик указки на конец москитной сетки.
Затем установите требуемый зазор и установите индикатор обратно на стержень под следующим коромыслом.
Честно говоря, покупка индикатора для самостоятельной регулировки клапанов на вашем автомобиле обходится довольно дорого. Получить его от кого-то. Не все будут это делать. При наличии трения проще и дешевле заменить рычаги.
Если произошел износ, значит, поврежден цементный слой на поверхности трения москита. Износ будет продолжать увеличиваться. И даже если индикатор присутствует. Процедура регулировки клапанов повторяется через более короткие промежутки времени. Зазор клапана должен регулироваться постоянно.
Разницы нет. Поскольку последовательность цилиндров одинакова. Зазоры клапанов также одинаковы. Также нет различий в фазах клапанного распределения на всех автомобилях ВАЗ с 2101 по 2107, различия между двигателями не влияют на систему ГРМ. Двигатели могут отличаться по диаметру поршня и ходу поршня. Используются коленчатые валы, поршни и шатуны различных размеров. Конструкция механизма управления не отличается для всех двигателей этих моделей. Только на двигателях ВАЗ 2105 устанавливался ременный привод. Однако принцип регулировки клапанов в этой модели остался прежним.
При регулировке клапанов важно не столько знать процедуру регулировки, сколько правильно выставить зазор. Это утомительная работа. Не всегда удается зафиксировать регулировочный винт с первого раза. Поэтому он не заклинивает и свободен. Так что если с первого раза не получится, это не имеет значения. Процесс может быть повторен.
Порядок регулировки клапанов на инжекторном и карбюраторном двигателе
Для работы двигателя необходимо отрегулировать клапаны. Если зазор слишком большой, клапаны будут открываться позже и закрываться раньше. В результате в камеру сгорания не подается необходимое количество топливной смеси. И отработавшие газы не полностью удаляются из полости цилиндра.
Если клапаны заблокированы. Они не закрываются полностью. Это приведет к меньшему сжатию. А вместе с ним и меньшая мощность двигателя. Также произойдет взрыв расширяющихся газов, которые имеют высокую температуру. В результате клапаны и седла клапанов прогорают. Двигатель выйдет из строя.
А затем, уже используя имеющиеся знаки, сначала определяем угол коленчатого вала на 180 градусов. (мы проверяем и регулируем 4-й и 7-й клапаны), затем на 360 градусов. (1-й и 3-й клапаны) и 540 град. (5 и 2).
Снимите клапанную крышку (крышку головки блока цилиндров).
Проверьте натяжение цепи и при необходимости подтяните ее.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2107
- Выровняйте поршень четвертого цилиндра по TDC, повернув коленчатый вал так, чтобы он совпал с метками на распределительном валу и выступом на корпусе.
- Отрегулируйте клапаны 8 и 6, вставив датчик — если он не помещается между рычагом и кулачком клапана или слишком свободен, используйте ключ на 17 мм для ослабления гайки и ключ на 13 мм для поворота регулировочной гайки и проверьте зазор с помощью датчика.
- Индикатор уровня должен работать прочно, без люфта и тянуться с усилием около 2 кг. Небольшие неточности не критичны.
- Для демонтажа клапанной крышки сначала демонтируйте корпус воздушного фильтра (винты на 10) и отсоедините топливные шланги. Вам также необходимо отсоединить трос дроссельной заслонки и рычаг дроссельной заслонки. Затем вы можете открутить винты 8 x 10 вокруг крышки головки блока цилиндров и снять крышку.
Коленчатый вал можно провернуть специальным 38-миллиметровым гаечным ключом. Затем необходимо отрегулировать клапаны в соответствии с вышеуказанными пунктами.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 (карбюратор)
Чтобы снять клапанную крышку, необходимо сначала снять указатель уровня масла, иначе ее невозможно будет снять. Затем проще всего отсоединить три шланга возле штуцера воздушного фильтра, открутить все винты по периметру крышки и вытащить крышку.
Существует несколько способов поворота коленчатого вала. Например, поднимите домкрат, отсоедините заднее колесо и установите на домкрат 4-е или 5-е колесо. Поворачивайте колесо до совмещения меток. Другой способ — немного повернуть его, поместив лезвие отвертки между зубьями шестерни коленчатого вала и используя держатель винта (не сам датчик) в качестве держателя. В противном случае отрегулируйте клапаны, как описано выше.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 (инжектор)
При регулировке клапанов могут возникнуть вопросы:
Для регулировки клапанов вам понадобится датчик 0,15 мм и пара гаечных ключей 13 и 17 мм. Если это карбюратор ВАЗ 2107, пригодится также ключ для коленчатого вала на 38.
Чтобы снять клапанную крышку карбюратора «Sieben», необходимо снять воздушный фильтр.
Также необходимо отсоединить топливные шланги, тросик дроссельной заслонки и рычаг дроссельной заслонки. Сам карбюратор должен быть закрыт, чтобы внутрь ничего не попало,
Для инжектора ВАЗ 2107, чтобы снять крышку головки блока цилиндров, необходимо снять шток смазки.
И снимите три шланга возле воздушного фильтра.
Открутите 8 винтов (10 штук), крепящих крышку, и снимите крышку.
После снятия крышки следует проверить (и при необходимости подтянуть) натяжение цепи. Чтобы начать регулировку клапанов, метка на распределительном валу должна совпасть с этим выступом.
Если метка не совпадает с выступом, необходимо вращать коленчатый вал до тех пор, пока это не будет исправлено.
На коленчатом валу (карбюратор) также есть метка, которая должна совпадать с более крупной линией на крышке привода распределительного вала.
При использовании семи форсунок эти метки отличаются, но также должны совпадать. Если метки распределительного вала совпадают, а метки коленчатого вала немного отличаются, это может быть признаком натяжения цепи. Если разница незначительна, корректировка допустима.
Таблица углов коленчатого вала и верхней мертвой точки поршней различных цилиндров, где 0 — совпадение меток на распределительном валу и верхней мертвой точки поршня 4-го цилиндра. 8-й и 6-й клапаны отрегулированы на это положение, затем коленчатый вал необходимо повернуть на 180 градусов (распределительный вал делает поворот на 90 градусов), после чего можно регулировать следующую пару.
Клапаны измеряются от распределительного вала и регулируются попарно путем поворота коленчатого и распределительного валов после регулировки каждой пары клапанов.