Внимание! Лампа должна работать на полной яркости. Если он горит при половинном токе, значит, имеется плохое заземление! Проверьте соединения заземления — это хорошее место для начала:
Датчик включения вентилятора нива шевроле где находится
Хорошо известно, что современные автомобили оснащены системой охлаждения двигателя, которая позволяет продлить срок службы не только двигателя, но и всего мотора. В автомобиле Chevrolet Niva также имеется радиатор, заполненный охлаждающей жидкостью. Эта жидкость циркулирует по системе для охлаждения двигателя автомобиля. Но температура двигателя превышает 100 градусов, и если не охлаждать эту жидкость, то вскоре она из охлаждающей превращается в нагревающую. Для этого предусмотрена система охлаждения с работающим вентилятором. Однако, поскольку Chevrolet Niva оснащена мощным 1,7-литровым двигателем, для охлаждения радиатора используются два вентилятора. Однако в этой статье мы рассмотрим, за счет чего осуществляется работа этих устройств, а точнее, что является самым важным элементом при встраивании этих устройств во внедорожник Niva Chevrolet Niva.
Принцип включения вентиляторов
Охлаждающий вентилятор питается постоянным током 12 В от аккумулятора. Они активируются двумя датчиками, установленными на двигателе, когда достигают определенной температуры. Таким образом, когда первый датчик достигает температуры 99 градусов Цельсия, он активируется, что включает первый вентилятор. Имеет два положения для скорости вращения — высокое и низкое. Когда второй датчик достигает 101 градуса Цельсия, второй блок активируется соответствующим образом. Так происходит кратковременное включение охлаждающих устройств двигателя Niva Chevrolet. Но нас интересует, какую роль в этом играет такое маленькое устройство, как реле, которых в Chevrolet Niva три.
Назначение и конструкция реле
Реле предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Довольно сложная формулировка. Проще говоря, реле необходимо для управления цепями, в которых протекают большие токи. Электродвигатель холодильника потребляет постоянный ток силой 20-30 ампер, а это значит, что вся электроника выйдет из строя (провода расплавятся), если она будет подключена к цепи управления (где протекают токи малой силы). Именно поэтому в конструкцию автомобилей встроен такой важный элемент управления.
Внешне изделие состоит из пластикового основания, в которое вставляется механизм. На задней стороне основания расположены пять (четыре) контакта. Эти контакты образуют основу для реле, которое включается в цепь управления.
Внутренняя часть релейного механизма выполнена в виде катушки с сердечником — она является основой для замыкания контактов в цепи. На фотографии ниже показан внешний вид автомобиля Niva Chevrolet.
Принцип срабатывания устройства и его размещение на Ниве Шевроле
На передней панели устройства находится схема, показывающая расположение контактов, которая описывает принцип работы устройства.
Контакты «85» и «86» — это провода катушки.
Общий контакт «30» — нет напряжения на катушке, всегда находится в замкнутом положении на контакте «87a». В свою очередь, контакты:
- «87a» — нормально закрытый,
- «87» — нормально открытый.
К этим контактам подключаются кабели питания двигателя вентилятора.
При активации «85» и «86» включается реле катушки. Это размыкает контакт «30» «87a» и замыкает контакт «87». Это активирует электродвигатель устройства. Процесс активации занимает лишь долю секунды.
Таким образом, если температура в двигателе повышается, датчик активируется и подает импульс на схему управления. В свою очередь, в цепь подается напряжение, которое не подается реле, и активирует устройство прямого охлаждения.
Реле — это запасная часть, которую необходимо заменить, но не ремонтировать в случае неисправности. Некоторые умельцы пытаются его отремонтировать, но в этом нет необходимости, поскольку одно изделие стоит от 50 до 80 рублей (в зависимости от производителя).
Советы для автомобилистов
В холодное время года такую неисправность можно обнаружить, если ехать медленно и часто останавливаться. Летом это проявится гораздо быстрее. Двигатели этого автомобиля оснащены двумя вентиляторами в системе охлаждения, так как автомобиль изначально был разработан для езды в сложных дорожных условиях. Причиной отказа вентилятора может быть незначительная «проблема», устранение которой занимает всего несколько минут.
Откуда начинают поиск
Так как вентилятор приводится в действие электродвигателем, достаточно лишь управления автомобилем или, в крайнем случае, индикаторной лампочки. Он настолько мал, что его можно постоянно возить в машине. Электродвигатели активируются контактами электромагнитного реле, которых в системе охлаждения данного автомобиля три. Импульсы для активации вентиляторов поступают от двух температурных датчиков. В системе их два, и они установлены на двигателе.
Они активируются при достижении различных температур. Один из них активируется при достижении температуры 99 градусов и включает первый вентилятор, второй — при достижении температуры 101 градус. Автомобильные электрики рекомендуют в первую очередь проверить двигатели этих вентиляторов. Вы также можете сделать это следующим образом. Отсоедините двигатели и запитайте их непосредственно от аккумулятора. Если они работают, проверьте датчики температуры.
На что ещё следует обратить внимание
Затем проверьте напряжение питания на клеммах двигателя. Импульсы для активации реле поступают от блока управления двигателем, который, в свою очередь, получает их от датчиков температуры. Если снять разъем и замкнуть провода при включенном зажигании, вентилятор должен включиться. Если это так, то причина кроется в самом датчике. Если это не так, проверьте подачу питания на штекер.
Чтобы проверить реле и предохранители, найдите блок предохранителей под приборной панелью. Имеются реле для вентилятора, топливного насоса и предохранители. Реле оснащены 5 проводами. Некоторые модели могут иметь дополнительные крепежные винты в коробке. Чтобы проверить их, просто замените их другими. Если дополнительный резистор выйдет из строя, вентилятор не сможет работать на низкой скорости.
Автомобиль оснащен системой охлаждения для поддержания оптимальной температуры в двигателе. Одним из важнейших компонентов этой системы являются вентиляторы, которые подают в двигатель необходимое количество воздуха через сердцевину радиатора. Когда он перестает работать, вентилятор охлаждения Niva Chevrolet перегревается и накапливает тепло. В отличие от классических автомобилей, он имеет два вентилятора, что делает системы внутри него гораздо более сложными. Если стрелка, указывающая на температуру, находится в красной зоне и система охлаждения, а также вентилятор охлаждения не работают, автомобиль следует как можно скорее отвезти на СТО или попытаться найти причину самостоятельно.
Чтобы понять работают они или нет, необходимо отсоединить штекер от их двигателей и подключить лампочку к проводам, через которые подается напряжение, аналогично поступить с датчиком, если обе лампочки горят, то проблема в вентиляторах.
Устройство системы и принцип включения вентиляторов
Корректировка происходит следующим образом.
- Радиатор и блок двигателя соединяются с помощью разъемов, образуя единую систему. Между ними находится реостат — заслонка с термочувствительным элементом внутри.
- При достижении определенной температуры заслонка открывается, и жидкость начинает циркулировать в большом контуре.
- Если пассивное охлаждение не работает, температура двигателя повышается. Включаются вентиляторы охлаждения головы. При достижении предельной температуры датчик температуры посылает сигнал на БК.
- Обработанный сигнал вызывает замыкание реле и запуск вентилятора. Блоки объединяются для повышения эффективности системы. Удвоение предотвращает перегрев в случае выхода из строя одного из блоков. В этом случае схема подключения активных чиллеров указывает, что они включаются одновременно и раздельно.
Вентилятор охлаждения Chevrolet Niva также участвует в охлаждении двигателя. Эта часть системы мало влияет на контроль температуры, но может повлиять на работу двигателя в аварийной ситуации.
Система отопления и вентиляции. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)
Система охлаждения представляет собой замкнутый контур жидкости с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в затворе расширительного бака. Впускной клапан нормально открыт (зазор между клапаном и резиновым уплотнением 0,5-1,1 мм) и имеется соединение с расширительным баком. Жидкость поступает в бачок, когда двигатель горячий, и снова вытекает, когда двигатель остывает. Впускной клапан закрывается, когда давление в системе резко возрастает (жидкость закипает), выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигает примерно 0,5 кгс/см2, что повышает температуру кипения жидкости и снижает потери жидкости. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторных двигателях вентилятор имеет механический привод и установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе с впрыском топлива два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде от электронного блока управления двигателем.
Система охлаждения инжекторного двигателя
Насос охлаждающей жидкости представляет собой центробежный насос с крыльчаткой, приводимый в действие шкивом коленчатого вала через ремень. Корпус насоса изготовлен из алюминия. Вал вращается в двухрядных подшипниках с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника крепится винтом. Втулка шкива прижимается к переднему концу ролика, а к заднему концу прикрепляется пластиковая крыльчатка. Расстояние между поверхностью покрытия крышки насоса и внешней поверхностью ступицы должно составлять 84,4 ± 0,1 мм, чтобы рычаг шкива насоса находился в правильном положении. При установке крышки и уплотнения необходимо также проверить зазор 0,9-1,3 мм между лопастями рабочего колеса и корпусом насоса. Для этого можно использовать цилиндры из пластилина: Их помещают на равном расстоянии между лопастями крыльчатки, надевают крышку, затягивают гайки, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина — она соответствует зазору.
Осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса не должен быть заметен от руки. Если подшипник насоса или самоуплотняющийся сальник насоса вышел из строя, рекомендуется заменить крышку насоса вместе с валом насоса и рабочим колесом.
Перераспределение потоков жидкости контролируется термостатом с неподвижным термочувствительным элементом. Когда двигатель холодный, клапан термостата закрывает соединение с радиатором, и жидкость циркулирует только в малом контуре (через обходной патрубок термостата), минуя радиатор. Малый контур включает радиатор отопления, впускной коллектор, блок нагревателя карбюратора (на двигателе 21213) или блок дроссельной заслонки (на двигателе 21214). При температуре 78-85°C клапан начинает двигаться и открывает главный порт; в то же время часть жидкости циркулирует в большом контуре в радиаторе. При температуре около 90°C основной клапан полностью открывается, перепускной клапан закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход главного клапана должен быть не менее 6,0 мм.
Назначение и конструкция
Это блок, предназначенный для установки в бортовую сеть двигателя с высоким потреблением. На двигатель вентилятора подается ток 20-35 А, что неприемлемо для интеграции в низковольтную систему управления — это расплавит проводку. Niva имеет в общей сложности три реле, два для левого и правого вентиляторов отдельно и одно общее. Каждое устройство имеет свой номер в корабельной сети. Принцип и назначение реле применимы ко всем типам автомобилей 2004, 2010, 2020 и других годов выпуска.
Внутри реле идентичны по конструкции. Имеется низкая часть, трансформатор и высокая часть. Также имеются две пары контактов, одна из которых нормально замкнута, а другая разомкнута. Когда импульс подается на низкую сторону, в обмотках создается магнитное поле, и контактная группа на высокой стороне замыкается — питание подается на двигатель вентилятора.
Охлаждающий шнек работает двумя способами. Когда двигатель нагревается до 99 градусов Цельсия, включается первый вентилятор, а когда он достигает 101⁰C, включается второй вентилятор. Если система дает сбой, двигатели переключаются на более высокую скорость.
Схема реле вентиляторов
На рисунке показана схема питания электровентиляторов системы охлаждения устройства. Компоненты пронумерованы.
- 1/7 — двигатели левого и правого вентиляторов,
- 2 — реле вспомогательного питания,
- 3 — предохранитель,
- 4 — регулятор мощности,
- 5 — вспомогательный резистор,
- 6/8 — главное реле для правого и левого электродвигателя соответственно,
- A/C — отрицательная/положительная клемма аккумулятора,
- B — к главному реле зажигания.
1. Оба вентилятора не работают. Двигатели могут быть повреждены, температурный датчик может быть поврежден, или силовые кабели от аккумулятора или замка зажигания могут быть оборваны.
Возможные неисправности
Чтобы избежать проблемы перегрева двигателя, необходимо проверять и обслуживать систему охлаждения Niva.
Следует чаще проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Благодаря надежности системы охлаждения неисправности возникают реже:
- Если автомобиль прогревается до максимума при любых погодных условиях, а патрубки главного радиатора холодные, термостат неисправен. Компонент нельзя отремонтировать, его можно только заменить.
- Электрические вентиляторы также включаются произвольно, когда двигатель холодный, и могут не включаться при перегреве. Это означает, что датчик, передающий данные о температуре в блок управления, неисправен и подлежит замене.
- Если показания на приборной панели неточны или температура не соответствует действительности, замените другой датчик в головке блока цилиндров.
- Уровень жидкости в бачке продолжает снижаться. Поищите утечки в трубах или на одном из радиаторов и устраните их.
Важно регулярно проверять зазор вала водяного насоса. Его появление указывает на износ подшипника; в этом случае насос необходимо заменить как можно скорее.
Последовательное подключение вентиляторов.
Посмотрите на схему последовательного подключения вентиляторов Niva. Для последовательного подключения вентиляторов нужны дополнительные реле. Подойдет пятиполюсное универсальное реле 98.3777, которое лучше всего разместить рядом с вентиляторами. Клеммы 85 и 86 этого реле являются выводами катушки соленоида. Клемма 30 представляет собой подвижный контакт, а клеммы 87 и 87A — неподвижные контакты. Отсоедините отрицательный провод, обычно черного цвета, от клеммы, подключенной к одному из вентиляторов. Подключите этот провод к клемме 87A на реле, а свободное место соедините проводом с клеммой 30. Подключите клемму 87 к положительному проводу второго вентилятора. Теперь вентиляторы подключены последовательно, когда реле закорочено, и параллельно, когда оно выключено. Отсоедините кабель соленоида, идущий от датчика управления двигателем или приводом, от основания стандартного переключателя вентилятора, где был сделан переключатель, и подключите его к клемме 85 вспомогательного реле. Клемма 86 подключена к заземлению автомобиля. Свободный выход оригинального реле должен быть подключен к датчику или кнопке вспомогательного привода.
Для автомобилей с карбюраторами можно использовать два датчика переключения с разными температурами срабатывания. Например, температура переключения 78 — 82 для низкой скорости и 90 — 95 для высокой скорости. На верхнем выходе можно установить дополнительный датчик. Для двигателей с топливными форсунками все немного проще: если есть место в радиаторе, датчик можно установить там. Если места нет, можно сделать вставку в верхнем гнезде и закрепить ее там.
Как работает схема подключение вентиляторов Нива описанная выше?
Когда температура двигателя достигает порогового значения низкой температуры, активируется реле, к которому подключен датчик. Когда это происходит, ток течет от предохранителя через контакты реле к щетке и первому вентилятору. Затем ток проходит через обмотку якоря к отрицательной щетке и через контакты вспомогательного реле к электродвигателю второго вентилятора. На коллекторах двигателя напряжение судовой сети составляет ½ от напряжения на коллекторах. Это уменьшает скорость в два раза, а значит, и шум.
Когда температура двигателя достигает порогового значения второго датчика или температуры запуска вентилятора ЭБУ, включаются катушки вспомогательных реле и второе реле вентилятора. Скользящий контакт вспомогательного реле переключает линию от двигателя вентилятора на землю автомобиля и одновременно замыкает второе реле вентилятора. При этом вентиляторы подключаются параллельно.
«Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, отметьте ее мышкой и нажмите CTRL+ENTER».
Система охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-21214 предназначена для бездорожья, т.е. для длительной работы на низких скоростях и высоких оборотах. Это приводит к сильному нагреву двигателя. По этой причине «Нивы» оснащены чуть большим радиатором, чем классические, и двумя вентиляторами.
На самом деле, машины в основном используются в городских условиях, где двигатель работает без перегрузок и работа двух вентиляторов для охлаждения радиатора практически не нужна. Кроме того, вентилятор охлаждения Niva издает много шума во время работы, что влияет на комфорт.
Совет: Датчик положения коленчатого вала затрудняет снятие вентиляторов. Поэтому их необходимо удалять постепенно. Сначала опустите левую сторону, затем сдвиньте устройство влево и поднимите правую сторону так, чтобы корпус оказался в вертикальном положении.
Подведем итоги
Чтобы проверить вентиляторы в автомобиле «Нива», выполните диагностику в следующем порядке:
- Проверьте датчики.
- Проверьте приводы с помощью диагностики, проверьте реле и предохранители.
- Проверьте сами вентиляторы.
- Проверьте электрические соединения, проверьте сами исполнительные механизмы, проверьте сами исполнительные механизмы.
В зависимости от результатов диагностики замените или отремонтируйте неисправный компонент.
Если возможно, включите дополнительный выключатель в цепь устройства и питайте его непосредственно от батареи. В электронике произошел сбой, и бортовой компьютер может показать неисправность.
Реле включения вентиляторов
Дополнительная коробка содержит не только предохранители. Также имеются три электромагнитных реле, которые управляют работой двигателей системы охлаждения. Питание их цепей управления осуществляется через замок зажигания и выходы блока управления бортовой сети, ток питания поступает от аккумулятора через предохранители.
Реле активируется следующим образом:
- Напряжение подается на управляющие провода.
- Ток проходит через индукционную катушку, создавая электромагнитное поле.
- Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
- Ток, проходящий через реле, активирует электродвигатель.
Как только управляющее напряжение пропадает, контакты размыкаются под действием пружины, и вентилятор останавливается.
Есть три способа проверить, работает ли реле:
- Замените реле на заведомо исправное и протестируйте систему.
- При выключенном двигателе и включенном зажигании отсоедините датчик температуры. Вы должны услышать «щелчок» от реле.
- Отсоедините выходные контакты и проверьте их мультиметром, подав напряжение на провода индукционной катушки.
Причины по которым не работает вентилятор охлаждения на Ниве шевроле
Автомобиль оснащен системой охлаждения для поддержания оптимальной температуры в двигателе. Одним из важнейших компонентов этой системы являются вентиляторы, которые подают в двигатель необходимое количество воздуха через сердцевину радиатора. Когда он перестает работать, вентилятор охлаждения Niva Chevrolet перегревается и накапливает тепло. В отличие от классических автомобилей, он имеет два вентилятора, что делает системы внутри него гораздо более сложными. Если стрелка, указывающая на температуру, находится в красной зоне и система охлаждения, а также вентилятор охлаждения не работают, автомобиль следует как можно скорее отвезти на СТО или попытаться найти причину самостоятельно.
Вентиляторы системы охлаждения Niva Chevrolet используются для принудительного охлаждения радиатора. Они увеличивают теплоотдачу на низких скоростях и являются единственным способом охлаждения антифриза в пробке или при «вытягивании».
Электрические схемы для автомобилей Niva Chevrolet, выпущенных до и после 2009 года, отличаются. В обоих случаях 50-амперные предохранители, защищающие электрические цепи вентилятора, расположены во вспомогательной коробке. Он расположен за грузовым ящиком со стороны пассажира. На рисунке показано, где расположены предохранители вентилятора.
Если предел тока превышен, вставка плавится и цепь разрывается. Поэтому, если электрический вентилятор охлаждения не работает, в первую очередь следует проверить предохранители. Работоспособность компонента можно проверить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого сначала извлеките предохранитель из гнезда.
Дополнительная коробка содержит не только предохранители. Также имеются три электромагнитных реле, которые управляют работой двигателей системы охлаждения. Питание их цепей управления осуществляется через замок зажигания и выходы блока управления бортовой сети, ток питания поступает от аккумулятора через предохранители.
Реле активируется следующим образом:
- Напряжение подается на управляющие провода.
- Ток проходит через индукционную катушку, создавая электромагнитное поле.
- Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
- Ток, проходящий через реле, активирует электродвигатель.
Как только управляющее напряжение пропадает, контакты размыкаются под действием пружины, и вентилятор останавливается.
Есть три способа проверить, работает ли реле:
- Замените реле на заведомо исправное и протестируйте систему.
- При выключенном двигателе и включенном зажигании отсоедините датчик температуры. Вы должны услышать «щелчок» от реле.
- Отсоедините выходные контакты и проверьте их мультиметром, подав напряжение на провода индукционной катушки.
Блок управления получает информацию о температуре антифриза от датчика температуры. Это резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от нагрева и охлаждения: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Его можно проверить с помощью омметра и термометра. Снимите компонент, погрузите его в воду и измерьте сопротивление при разных температурах.
Датчик включения
Блок управления получает информацию о температуре антифриза от датчика температуры. Это резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от нагрева и охлаждения: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Его можно проверить с помощью омметра и термометра. Снимите компонент, погрузите его в воду и измерьте сопротивление при разных температурах.
Датчик расположен на головке двигателя в районе выхлопной трубы системы охлаждения. Его можно открутить торцевым или накидным гаечным ключом.
Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где находится датчик и как его проверить:
Эта жидкость циркулирует по системе и охлаждает двигатель автомобиля. Однако температура двигателя превышает 100 градусов, и если не охлаждать эту жидкость, то вскоре она из охлаждающей превратится в нагревающую. Именно это и делает система охлаждения радиатора, приводимая в действие вентилятором.
Датчик вентиляторов Шнивы
Датчик температуры охлаждающей жидкости обеспечивает включение вентиляторов. При достижении определенной температуры блок посылает сигнал в ЭБУ, и вентиляторы включаются. В версиях, где ЭБУ расположен в салоне, порог срабатывания датчика может быть отрегулирован.
Предназначение и функции
Единственная функция устройства — предотвратить закипание охлаждающей жидкости и перегрев системы привода. Таким образом, при активации в определенное время, компонент выравнивает температуру двигателя и стабилизирует его работу.
Принцип работы и место расположения
Датчик работает следующим образом.
- Термочувствительный датчик запрограммирован на подачу импульса при определенной температуре.
- При достижении порога датчик посылает сигнал в ЭБУ, и включается первый вентилятор.
- Если температура двигателя продолжает расти, активируется второе реле и включается оставшийся вентилятор.
Устройство охладительной сети автомобиля
Система охлаждения автомобиля ВАЗ Нива очень эффективна и практически не изменилась с момента его появления. Он включает в себя следующие узлы и компоненты:
- Механический водяной насос (помпа). Помпа (механический насос) представляет собой механический насос (насос двигателя), установленный в блоке цилиндров спереди, с рабочим колесом, погруженным в охлаждающую жидкость, циркулирующую по водяной рубашке двигателя ВАЗ-2121. Он перемещается с помощью ремня.
- Механический термостатический элемент (термостат). Он расположен на правой стороне блока по направлению движения. От него идут трубы к водяной рубашке и радиатору.
- Радиатор с 2 пластиковыми бачками с каждой стороны. Он расположен в передней части устройства.
- Вентилятор с выходом воздуха. Он подключен к внутренней части охладителя.
- Пластиковый расширительный бак с крышкой, оснащенный клапанами. Подключается к радиатору через трубу.
- Теплообменник отопителя салона с краном.
Температура в системе охлаждения двигателя Нивы контролируется различными способами. Карбюратор модели ВАЗ-21213 имеет датчик на головке цилиндра, который соединен с указателем температуры на приборной панели. В модели ВАЗ-21214, где топливо подается через инжектор, второй датчик прикреплен к патрубку в головке блока цилиндров. Он подключен к блоку управления, который регулирует топливную смесь в зависимости от нагрева агрегата и активации нагнетателей.
Есть еще два различия в охлаждении между карбюраторными двигателями и двигателями с впрыском топлива:
- Двигатели с прямым впрыском имеют 2 электрических вентилятора в радиаторе вместо одного механического,
- Трубки для обогрева нижней части карбюратора на модели 21214 обеспечивают обогрев блока дроссельной заслонки.
Работа
Система охлаждения Shniwa имеет два активных охлаждающих элемента. Имеется вентилятор для радиатора и основного теплообменника. Следующая информация относится к автомобилям 2010 модельного года и другим.
Предохранители отвечают за правильную и стабильную работу устройств. Плавкие вставки защищают устройство от перенапряжения и короткого замыкания.
Предохранитель вентилятора Шнивы: где стоит
Они расположены в непосредственной близости от соответствующих реле. Нагревательная вставка находится в блоке основной линии под номером F18. 25-амперный предохранитель защищает несколько цепей одновременно.
Единственная функция устройства — предотвратить закипание охлаждающей жидкости и перегрев системы привода. Таким образом, при активации в определенное время, компонент выравнивает температуру двигателя и стабилизирует его работу.
Принцип действия
Контур охлаждения Нивы работает под давлением, так как обычно он не контактирует с атмосферой. Охлаждающая жидкость представляет собой антифриз с температурой замерзани я-40°C. Он представляет собой раствор воды с этиленгликолем, а емкость системы составляет 10,7 литра. Он закипает даже при высокой температуре +110°C.
Ключевым элементом системы является термостатический клапан, который распределяет поток жидкости в зависимости от температуры двигателя. Внутри термостата находится заслонка, управляемая чувствительным к температуре элементом. При нагревании отверстие перемещается и открывает другой путь для потока. В целом, схема работает по следующему алгоритму:
- Когда двигатель не прогревается до рабочей температуры (90°C), антифриз циркулирует через насос в малом контуре охлаждения: двигатель, термостат, радиатор отопителя салона.
- По мере нагрева устройства заслонка термостата начинает слегка приоткрываться, оставляя некоторое количество жидкости в большом контуре, куда входит основной радиатор. Заслонка начинает двигаться при температуре около 80°C и полностью открывается при достижении 92-94°C. Теперь почти весь антифриз проходит через большой контур и охлаждается в главном радиаторе.
- Малое циркуляционное кольцо не закрыто, так как нагреватель также должен работать. Однако из-за малого диаметра труб поток жидкости намного меньше. Нагреватель карбюратора или корпуса дроссельной заслонки подключается к тому же трубопроводу.
- На автомобиле Нива ВАЗ-2121 вентилятор установлен на валу водяного насоса и постоянно нагнетает воздух в блок цилиндров. Модели ВАЗ-21214 и 2131 имеют 2 электровентилятора, которые включаются поочередно или вместе и подчиняются команде блока управления, которая основана на показаниях датчика температуры. Порог активации составляет около 100°C.
- Избыток антифриза, вырабатываемого отопителем, выходит через шланг в расширительный бачок. Это повышает давление в системе, что еще больше усложняет процесс кипения жидкости. При остывании происходит обратный процесс: антифриз поступает обратно в систему.
На автомобилях ВАЗ-21213 и 21214 в летнее и переходное время года поток охлаждающей жидкости через радиатор печки ограничивается краном. В Chevrolet Niva такого крана нет, и отопитель отключается путем перенаправления потока воздуха рядом с теплообменником.
Замена вентиляторов
Если двигатели вентиляторов не запускаются при непосредственном подключении кабелей аккумулятора к клеммам питания, необходимо заменить устройства.
Для этого вам понадобится набор гаечных ключей 10-17 мм и крестовая отвертка.
Перед началом работ автомобиль следует поставить на стоянку в яму или на подъемную платформу и отключить питание автомобиля, отсоединив отрицательную клемму.
Разборка вентиляторов осуществляется следующим образом:
- Снимите защиту картера и брызговик.
- Выкрутите саморезы и снимите толстую, паукообразную пластину и пару крышек из листового металла, расположенных спереди под днищем кузова.
- Отвинтите кронштейн поперечины рамы радиатора.
- Ослабьте натяжение и снимите рабочий ремень и насос.
- Выверните 4 болта крепления насоса гидроусилителя руля.
Полезное видео, показывающее, как снять и заменить вентиляторы:
Важно: Чтобы получить доступ к винту, закрытому масляным фильтром, необходимо снять усилитель тормозов с кронштейна.
- Сдвиньте насос назад, подсоединив его к шлангам.
- Снимите ремень привода кондиционера.
- Открутите винт, который удерживает шкив приводного ремня.
- Снимите шкив и ремень.
- Открутите четыре гайки по углам корпуса вентилятора и два винта, удерживающие его в центре.
- Освободите блок вентилятора от болтов и потяните его вниз.
Совет: Датчик положения коленчатого вала затрудняет снятие вентиляторов. Поэтому их необходимо удалять постепенно. Сначала опустите левую сторону, затем сдвиньте устройство влево и поднимите правую сторону так, чтобы корпус оказался в вертикальном положении.
Этот способ определенно подходит для моделей Niva Chevrolet Restyling. Для старых моделей необходимо снять решетку радиатора и бампер, открутить крепления и сдвинуть кондиционер и радиатор вперед. После этого доступ к электрическим вентиляторам будет открыт.
Неисправности
Чтобы предотвратить перегрев двигателя и последующую необходимость ремонта, убедитесь, что все компоненты системы находятся в хорошем состоянии, так как в системе есть слабые места, такие как
- Топливный бак, который может разорваться под действием рабочего давления.
- Водяной насос, обычно причиной поломки является некачественная сборка и малый ресурс.
- Электрическая система, перегорают предохранители и не открываются вентиляторы автомобиля Niva Chevrolet.
- Радиатор. Его следует очистить и проверить на наличие внешних повреждений, так как повреждения или загрязнения ухудшают теплоотдачу.
- Термостат. Воздуховод вовремя перестает открываться, и охлаждающая жидкость начинает течь по малому контуру.
- Трубки. Если они сильно изношены, они могут протекать и влиять на охлаждение двигателя.
- Ремень генератора. Если он сломается, насос не сможет больше работать, а аккумулятор не сможет заряжаться, что может привести к перегреву двигателя.
Если насос заклинило, он протекает или издает характерный шум, его необходимо заменить на новый. Замена насоса Нива Шевроле производится следующим образом:
- Снимите шланг, направляющий воздух в VF.
- Отделите распорку воздушного шланга на блоке цилиндров от кронштейна.
- Отсоедините правый рукав
- Демонтируйте воздушный шланг вместе с проставкой.
- Ослабьте зажимы и снимите термостат.
- Ослабьте натяжной ролик привода
- Вытяните ремень из натяжного устройства
- Открутите и снимите шкив ремня насоса.
- Ослабьте крепежные гайки на крышке насоса.
- Снимите рабочее колесо и насос.
- Снимите уплотнение с корпуса насоса
- Соберите новый насос в обратном порядке, предварительно обработав соединения герметиком.
Если необходимо снять радиатор автомобиля Chevrolet Niva, выполните следующие действия: