Для начала работы устанавливаем шкив распредвала по меткам (выступ на шкиве напротив выступа на кожухе). Шкив вращаем по часовой стрелке накидным ключом или головкой с трещоткой.
Самостоятельная регулировка тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2110
Несмотря на возраст, старый добрый восьмиклапанник во всех его вариациях не только не уходит с дорог, но и во все новых инкарнациях продолжает выпускаться тольяттинским заводом. Но несмотря на неприхотливость и достаточный ресурс, в чем-то он уже давно устарел – и в немалой степени устарел газораспределительный механизм. Как бы ни была проста и «неубиваема» система «распредвал-толкатель-клапан», износ в ней неизбежен, а отсюда и необходимость в регулярной регулировке тепловых зазоров.
Периодичность регулировки
В необходимости регулировки зазоров в клапанах ВАЗ 2110 вспоминают, когда из-под капота раздается характерный звук тарахтящих толкателей. С этим ВАЗовскому 8-клапаннику повезло: есть моторы, у которых клапанные зазоры по мере износа умудряются уменьшаться, и здесь уже напомнил бы о себе прогар клапанов и необходимость в демонтаже головки.
Однако откладывать регулировку «до последнего» все равно не нужно. Сам по себе шум газораспределительного механизма уже прямое следствие роста ударных нагрузок в нем: верхушка кулачка не накатывается на толкатель, а бьет по нему. Даже при работе на холостых оборотах каждый кулачок за минуту испытает более 400 таких ударов – а сколько их будет за одну поездку? А удары – это и рост износа, и риск развития усталостных напряжений, причем на самой нагруженной части распредвала.
Заводской регламент предписывает первую регулировку клапанов на 3000 пробега (приработка деталей), затем на 45000 и далее каждые 45000 пробега. Приобретая ВАЗ 2110 с рук, стоит совместить регулировку клапанов с заменой ремня ГРМ, чтобы сразу иметь гарантированную точку отсчета регламентных процедур. С увеличением пробега может понадобиться процедура притирки клапанов.
Если измеренный зазор «уплыл», извлекаем регулировочную шайбу с помощью приспособления, отжав толкатель и подцепив шайбу тонким предметом. Возможно, перед этим придется провернуть толкатель для удобства пазом к себе.
Периодичность регулировки
В необходимости регулировки зазоров в клапанах ВАЗ 2110 вспоминают, когда из-под капота раздается характерный звук тарахтящих толкателей. С этим ВАЗовскому 8-клапаннику повезло: есть моторы, у которых клапанные зазоры по мере износа умудряются уменьшаться, и здесь уже напомнил бы о себе прогар клапанов и необходимость в демонтаже головки.
Однако откладывать регулировку «до последнего» все равно не нужно. Сам по себе шум газораспределительного механизма уже прямое следствие роста ударных нагрузок в нем: верхушка кулачка не накатывается на толкатель, а бьет по нему. Даже при работе на холостых оборотах каждый кулачок за минуту испытает более 400 таких ударов – а сколько их будет за одну поездку? А удары – это и рост износа, и риск развития усталостных напряжений, причем на самой нагруженной части распредвала.
Заводской регламент предписывает первую регулировку клапанов на 3000 пробега (приработка деталей), затем на 45000 и далее каждые 45000 пробега. Приобретая ВАЗ 2110 с рук, стоит совместить регулировку клапанов с заменой ремня ГРМ, чтобы сразу иметь гарантированную точку отсчета регламентных процедур. С увеличением пробега может понадобиться процедура притирки клапанов.
Инструмент для проведения работ
Помимо обиходного набора головок и накидных ключей, которые у владельца ВАЗовской «десятки» и так должны быть, потребуется еще несколько инструментов:
- Приспособление, отжимающие толкатели для извлечения регулировочных шайб из них. Можно обойтись и парой мощных отверток, но вопрос цены здесь не так велик, чтобы расплачиваться за экономию меньшим удобством. Можно и вовсе снять распредвал – но тогда придется снимать и ремень ГРМ, снова выигрыша во времени нет.
- Набор щупов – ими мы и будем измерять зазоры.
- Микрометр – он не обязателен, но очень полезен. Толщина новой шайбы при регулировке высчитывается исходя из толщины старой и измеренного зазора, а что делать, если маркировка толщины на шайбе стерта (да и износ никто не отменял?). Микрометр 0-25 мм можно и одолжить, благо поверить его можно простым сведением без калибров.
В необходимости регулировки зазоров в клапанах ВАЗ 2110 вспоминают, когда из-под капота раздается характерный звук тарахтящих толкателей. С этим ВАЗовскому 8-клапаннику повезло: есть моторы, у которых клапанные зазоры по мере износа умудряются уменьшаться, и здесь уже напомнил бы о себе прогар клапанов и необходимость в демонтаже головки.
Симптомы неполадок
Итак, на необходимость вмешательства указывают такие признаки:
- Слышно, как клапана стучат;
- Падает компрессия в двигателе, он, что называется, «не держит»;
- Из-под клапанной крышки «гонит» масло;
- Падает приемистость двигателя, он плохо тянет;
- Слышны «выстрелы» в глушитель;
- «Чихает» карбюратор;
- Возрастает расход топлива.
Все перечисленные признаки могут возникать как по другим причинам, так и «благодаря» плохо отрегулированным клапанам ВАЗ 2110. Чтобы они закрывались плотно, а также не стучали, нужно их «привести в норму».
Регулировка своими руками
Чтобы ни один клапан на ВАЗ 2110 после нашего вмешательства не прогорел, соответственно, ему не понадобилась замена, а машина работала «как часы», регулировка должна осуществляться только при помощи специальных щупов.
- Производим снятие шлангов со штуцеров клапанной крышки и вентиляции картера;
- Затем — снятие клапанной крышки, ее прокладки. Помним: в отверстиях крышки находятся резиновые втулки, нужно их не потерять;
- Устанавливаем регулировочное приспособление;
- Выставив метки на распредвале и коленвале, устанавливаем первый цилиндр в ВМТ (верхнюю мертвую точку) ;
- Проворачиваем коленвал дополнительно еще на 40-50°, что соответствует примерно 2,5-3 зубьям на шкиве распредвала;
- Обязательно ставим свои метки, которые будут необходимы для дальнейшей работы;
- От первой метки отсчитываем 11 зубьев, ставим за ними новую метку, затем ставим метку на 10,5, и вновь после 11-го зуба;
- Теперь нам понадобится специальный щуп, о котором сказано выше. В принципе, он должен быть у каждого автовладельца, но и приобрести его – тоже не проблема. Зазоры поочередно измеряем, подбираем новые шайбы. Чтобы сделать все предельно точно, пользуемся формулой, с помощью которой определяется толщина новой шайбы. Н (необходимая толщина новой шайбы, которую вы установите под толкатель) = В(толщина старой шайбы) + (А зазор, который вы замерили – С номинальный зазор). То есть, Н=В+(А-С). Толщину новой шайбы проверяем микрометром.
Существует специальная таблица, согласно которой нужно сверять последовательность поворачивания коленвала на пол оборота, чтобы производить регулировку каждого клапана.
Замена шайб производится с помощью приспособления для регулировки клапанов. Работать с его помощью удобнее, хотя некоторые обходятся двумя крепкими плоскими отвертками. Пинцетом нужно поддеть и вынуть старую шайбу, а на ее место установить новую, обязательно вниз маркировкой.
После замены шайбы нужно убрать фиксатор, затем проверить зазор клапана щупом повторно. Если щупы 0,20 (для впускного клапана) и 0,35 (для выпускного) входят в зазор с незначительным усилием, при этом их удается перемещать, значит, регулировка прошла успешно.
Такую же регулировку проводим с каждым клапаном ВАЗ 2110. Заодно смотрим, не прогорел ли он. Затем следует замена прокладки и установка на место клапанной крышки. Тут, конечно, нужно смотреть, в каком состоянии прокладка. Если она уже изношена, тогда только замена, ведь от нее во многом зависит компрессия, а также «удерживание» масла внутри двигателя. Если прокладка крышки сравнительно новая, может еще послужить.
После проведения регулировки заводим ВАЗ 2110 и слушаем, как он работает. Если клапана не стучат, автомобиль работает стабильно, значит, все сделано правильно, можно отправляться в дорогу.
После снятия клапанной крышки, необходимо удалить остатки моторного масла возле толкателей. Сделать это возможно медицинским шприцем или резиновой грушей. Если есть рейка фиксатора, следует установить её на две крайние шпильки, предназначенные для крепления крышки ГБЦ.
Регулировка зазоров в приводе клапанов
Поэтапная процедура по регулировке зазоров в приводе клапанов н автомобиле ВАЗ 2110. Наши советы и рекомендации. Видео про регулировку на китайских мопедах.Поэтапная процедура по регулировке зазоров в приводе клапанов н автомобиле ВАЗ 2110. Наши советы и рекомендации. Видео про регулировку на китайских мопедах.
При регулировке зазоров в приводе клапанов коленчатый вал, стоит поворачивать только за болт крепления к нему шкива, и ни в коем случае не за шкив распределительного вала. Так как провернуть коленчатый вал за его болт крепления не так уж и легко и требует времени чтобы приловчится, поэтому мы рекомендуем Вам включить четвёртую передачу (хотя можно и любую другую) и прокатить авто до той степени, когда кулачки распределительного вала займут верхнее положение. В случае если нет такой возможности, Вам потребуется просто вывесить одно переднее колесо, включит какую-нибудь передачу и выставить кулачки, при этом поворачивая вывешенное колесо.
Для того чтобы обеспечить компенсацию теплового расширения клапана конструктивно делается зазор меж кулачком распределительного вала и торцом стержня клапана. Если зазор окажется больше, чем того требуется, то клапан не будет до конца открываться, если же зазор получится меньше — не до конца закрываться. Обычно 0,2 ± 0,05 мм отводится для зазора впускного клапана, 0,35 ± 0,05 — для выпускного. Первый, четвёртый, пятый и восьмой клапаны относятся к выпускным, а остальные — к впускным (считая от ремня привода распределительного вала). Регулировка зазоров выполняется методом подбора толщины регулировочных шайб.
Измерить зазор можно щупом на двигателе (температура которого не должна превышать 20 °С) меж регулировочной шайбой толкателя клапана и направленным вверх от толкателя кулачком.
Мы все работы проводили на автомобиле ВАЗ 2110.
Регулировка зазоров в приводе клапанов:
1. Для начала ослабьте затяжку хомута и снимите шланг вентиляции с патрубка крышки головки блока.
2. Снимите шланг основной ветви вентиляции со штуцера крышки головки блока, предварительно ослабьте затяжки хомута.
3. Далее Вам потребуется отвернуть оба болта, которые крепят кронштейна троса привода акселератора и, не отсоединяя от кронштейна трос, отведите его в сторону.4. Снять шланг малой ветви вентиляции со штуцера крышки головки блока, также предварительно ослабив хомут.
5. Отвинтить колпачковые гайки, которые фиксируют крышку головки блока. Снять и, по надобности, заменить резиновые втулки и шайбы. Снять крышку головки блока.
6. После всех вышеописанных манипуляций померьте щупами зазоры на приводе клапанов номер четыре, шесть, семь и восемь (те, у которых кулачки направлены вверх). Важно: запишите вымеренные зазоры.
7. Следующим пунктом будет достать регулировочную шайбу. Для этого Вам стоит повернуть толкатель за паз до такой степени, чтобы можно было поддеть шайбу. Для того, чтобы было удобно выполнить извлечение, в толкателе есть два паза. Для более удобной работы рекомендуем подчистить масло вокруг толкателей.
8. Установить крепление крышки головки, специальный прибор для сжимания пружин клапанов на шпильки.
9. Надеть шпильки на шайбы. Для того чтобы не замять отбортовку, переверните их и заверните колпачковые гайки.
10. Утопить толкатель нажатием вниз. На толкателе заменить регулировочную шайбу и вставить под распределительный вал. Вставить фиксатор.
11. Фиксатор следует вставить так, чтобы он оставил толкатель в утопленном положении.
12. Далее Вам следует поддеть регулировочную шайбу при помощи отвёртки, и вытащить (можно использовать пинцет) шайбу из толкателя.
13. Рекомендуем Вам запомнить (а ещё лучше записать) толщину регулировочной шайбы. Эти данные должны находиться на одной стороне. В случае, если метка не видна, измерьте толщину микрометром.
14. Высчитайте толщину новой шайбы используя формулу Н=В+А–С.
-
A — значение измеренного зазора;
Важно: все вычисления ведутся в миллиметрах.
Допускается зазор в 0,05 мм, так что выбирайте наиболее подходящую по толщине шайбу.
15. Установить новую, рассчитанную по формуле, шайбу надписью вниз. Утопить с помощью приспособления толкатель и убрать фиксатор.
16. Проверить щупом зазор и, в случае если он не соответствует номинальному, повторите регулировку снова.
17. Установить коленчатый вал на оборот по кругу (в 360°). Отрегулировать зазоры в приводе первого, второго, третьего и пятого клапанов в том же самом порядке. После чего, если удаляли масло, залейте его в верхнюю часть головки блока.