Система охлаждения ВАЗ 21099. Система охлаждения ваз 21099.

Системы двигателя
Система охлаждения ваз 21099 - Объем и принцип работы системы охлаждения ВАЗ-2109 Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 Карбюраторного двигателя Замена вентилятора Ваз 2109 циркуляция охлаждающей жидкости Профилактические меры

Если вы посмотрите на радиатор (основную часть), то увидите под ним пару проводов и желтое устройство, ввинченное в отверстие. Это датчик выключателя электровентилятора. В блоке двигателя есть еще один датчик — датчик температуры. Он передает информацию на электронный блок управления или контрольную лампу.

Система охлаждения ВАЗ 21099

Система охлаждения ВАЗ 21099

Система охлаждения автомобиля ВАЗ 21099 играет ключевую роль. Он поглощает избыточное тепло работающего двигателя, которое без охлаждающего устройства быстро повысило бы внутреннюю температуру. Благодаря системе охлаждения двигатель не может перегреться или закипеть. Если двигатель перегреется, автомобиль просто не сможет продолжить движение.

Эта система, как и другие, может дать сбой. Почти все можно отремонтировать своими руками, не обращаясь в мастерскую. Рассмотрим неисправности и их причины в системе охлаждения ВАЗ 21099. Начнем с конструкции охлаждающего устройства.

Принцип работы СО

Для начала определим, из чего состоит система охлаждения автомобиля ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор):

  • расширительный бачок;
  • подводящий и отводящий патрубки;
  • впускные и выпускающие трубы;
  • впускной и выпускной патрубок;
  • блок цилиндров;
  • шланги;
  • термостат;
  • температурный датчик;
  • электрический двигатель;
  • электро вентилятор;
  • радиатор;
  • клапаны;
  • сливные пробки;
  • температурные датчики;
  • бачки радиатора;
  • газоразместительный механизм;
  • ремень;
  • винты, подшипники, болты;
  • поршни;
  • крышки, держатели, корпус.

Функционирование холодильного агрегата:

  1. Начинается охлаждение двигателя после того, как температура доходит до 93 градусов. Внутри блока цилиндров есть градусник, он сигнализирует о повышении температуры.
  2. Включается насос, он гоняет ОЖ по магистралям. Нагревшись, она идёт к радиатору.
  3. Благодаря его трубчатой системе, жидкость быстрее охлаждается.
  4. Лопасти вентилятора вращаются и остужают тепловой носитель.
  5. Этот цикл повторяется многократно.
  6. ОЖ не только охлаждает, но и помогает двигателю быстрее набрать рабочую температуру. Для этого она движется по малому кругу, и разогрев происходит значительно быстрее.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающее устройство расположено внутри двигателя. Это закрытая единица. Радиатор охлаждающей жидкости находится внутри радиатора. Система обычно заполняется либо антифризом, либо антифризом. Некоторые автовладельцы экономят и вместо охлаждающей жидкости заливают воду. Именно здесь все механизмы быстро дают сбой. Такая экономия не только бесполезна, но и опасна для автомобиля. Кроме того, при низких температурах вода быстро замерзает, и автомобиль не заводится. Его нужно разогреть, что требует времени.

Лучшей защитой от износа является антифриз. Он содержит карбоновую кислоту. Он окружает механизмы и предотвращает образование ржавчины на металлических деталях и трещин в резиновых патронах и шлангах. Существует три вида антифриза: зеленый, синий и красный. Зеленый цвет идентичен по составу толуолу. Красный цвет — самый эффективный. Хорошая охлаждающая жидкость так же важна для системы охлаждения, как хороший бензин для двигателя.

Если возникли проблемы с системой охлаждения и вы не можете позволить себе ее ремонт, лучше возить с собой небольшую емкость с антифризом и, если вы его выбрасываете, залить в расширительный бачок.

Важно обратить внимание на условия замены охлаждающей жидкости. Лучше делать это хотя бы раз в год — полтора. В зависимости от пробега автомобиля. Проверьте дату выпуска жидкости в магазине. Если он обесцветился вскоре после замены, это означает, что вы купили имитацию. Немедленно слейте жидкость, промойте систему водой и залейте новую жидкость.

Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099

Охлаждающий насос приводится в действие зубчатым ремнем. Общий объем системы, включая нагреватель, составляет — 7,8 л. Температура контролируется датчиком, установленным на втулке блока двигателя. Показания температуры отображаются на приборной панели.

Когда двигатель работает, жидкость ВАЗ течет из втулки блока двигателя в радиатор (откуда она выводится) или в термостат (короткое замыкание — для предварительного прогрева двигателя). Затем жидкость подается в рукав охлаждения двигателя ваз инжектор. По трубам циркулирует и нагревается топливная смесь во впускном коллекторе и корпусе дроссельной заслонки.

Система охлаждения подключается к радиатору ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости представляет собой центробежный насос. Система оснащена разборным трубчатым радиатором с пластиковыми бачками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена за счет использования алюминиевых трубок и охлаждающих пластин. Радиатор не имеет заливного отверстия и заполняется в расширительном бачке. Здесь же расположен датчик электровентилятора. Резервуар имеет заливную крышку с клапанами (на входе и выходе). Чтобы слить охлаждающую жидкость из системы, открутите сливные пробки на бачке, блоке цилиндров и радиаторе.

Схема системы охлаждения ВАЗ 2109Общий объем системы охлаждения ВАЗ 2109 составляет 7,8 литровУстройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

Роль клапанной крышки

Не все знают о важности простой крышки, которая закрывает расширительный бачок для заливки охлаждающей жидкости.

Это сложное устройство. Современные крышки оснащены сразу двумя клапанами. Это выпускной клапан (паровой клапан) и впускной клапан. Их также называют перепускным и паровым клапаном соответственно.

Это специальный клапан, который отвечает за давление в рассматриваемой системе. Когда внутренняя температура двигателя увеличивается по мере его нагрева, параллельно увеличивается давление. Если избыточное давление не ослаблено в какой-либо точке, герметичность больше не обеспечивается. Элементы могут просто взорваться изнутри. Обычно это начинается с повреждения наиболее чувствительных элементов в виде пломб и затворов. Также может сломаться сам расширительный бачок, шланги и соединительные элементы.

Клапанная крышка, расположенная непосредственно на расширительном бачке, помогает сбросить избыточное давление и при необходимости сжимает его.

Каждый клапан имеет определенный порог срабатывания. Механизм предназначен для открытия или закрытия при достижении определенного значения. Это позволяет сбросить избыточное давление или подать атмосферный воздух.

Если двигатель остановлен на длительный период времени, он остывает, жидкости охлаждаются, что приводит к выходу атмосферы в двигателе. Это указывает на недостаточное внутреннее давление. Чтобы компенсировать это, открывается клапанная крышка и всасывается воздух. Это нормализует давление.

Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099

Электрический вентилятор состоит из электродвигателя и четырехлопастной крыльчатки, лопасти которой имеют переменный шаг и угол атаки для снижения уровня шума. Для повышения производительности система вентиляторов vaz имеет кожух, прикрепленный к опорам.

Электрический вентилятор установлен на резиновых подшипниках. Вентилятор активируется датчиком в бачке радиатора. Температура при замкнутом контакте составляет около 99’C, а температура отключения вентилятора — 94’C.

Термостат в системе в первую очередь нагревает двигатель и регулирует тепловой режим. Оптимальная температура охлаждающей жидкости находится в пределах 90-98’C. Термостат состоит из корпуса и колпачка, заключенного в клапан.

Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя

Их всего несколько (отмечены желтыми стрелками на рисунке):

  • в выпускной патрубок ГБЦ 26 установлен дополнительный датчик температуры 5, сигнал от которого подаётся на ЭБУ двигателя. Поэтому отсутствует датчик включения электровентилятора – сигнал о подаче на него питания подаёт контроллер;
  • в расширительном бачке установлен датчик контроля уровня ОЖ 29;
  • шланг 23 от подводящей трубы помпы подогревает не карбюратор, а корпус дроссельной заслонки.

Несмотря на эти незначительные различия, первые владельцы «девяностых» с впрыском зажигания задавались вопросом, как поломка термостата или датчика температуры связана с повышенным расходом топлива. Это объясняется тем, что ЭБУ может увеличить время открытия форсунок — как в холодном двигателе — в ответ на недостоверный сигнал температуры. По аналогии с карбюратором, это можно сравнить с вождением с вытянутым дросселем».

Неисправности системы охлаждения ВАЗ 21099 и их причины

Неэффективная работа системы отвода тепла, приводящая к перегреву двигателя, вызывается:

  • ухудшением теплообмена;
  • нарушением циркуляции ОЖ.

Недостаточное охлаждение радиатора

Плохая теплопередача из-за отложений грязи, постепенно накапливающихся внутри труб. Это происходит из-за несвоевременной замены охлаждающей жидкости и ее низкого качества. Грязь в трубах также снижает их пропускную способность.

Грязь, забивающая ячейки, образованные пластинами радиатора, также снижает пропускную способность радиатора.

Систему можно промыть специальным очистителем без снятия деталей радиатора. Снятые с автомобиля детали радиатора очищаются с помощью струи воды и сжатого воздуха.

Нарушение или отсутствие циркуляции ОЖ

Наиболее распространенной неисправностью является засорение термостатического клапана. В этом случае поток MOL к радиатору частично или полностью блокируется, и жидкость циркулирует в основном в малом контуре. Неисправный термостат не подлежит ремонту и должен быть заменен на новый.

Проблемы иногда возникают из-за пузырьков пара, вызванных попаданием воздуха в трубопроводы через неплотные соединения при остывании двигателя.

Воздух выпускается в самой высокой точке через трубки нагревателя карбюратора или сопло дроссельной заслонки.

Наконец, отсутствие циркуляции может быть связано с поломкой насоса — повреждением или перекручиванием крыльчатки на валу. Ремонт насоса — дело неблагодарное, поэтому его необходимо заменить.

Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099

Электрический вентилятор состоит из электродвигателя и четырехлопастной крыльчатки, лопасти которой имеют переменный шаг и угол атаки для снижения уровня шума. Для повышения производительности система вентиляторов vaz имеет кожух, прикрепленный к опорам.

Электрический вентилятор установлен на резиновых подшипниках. Вентилятор активируется датчиком в бачке радиатора. Температура при замкнутом контакте составляет около 99’C, а температура отключения вентилятора — 94’C.

Термостат в системе в первую очередь нагревает двигатель и регулирует тепловой режим. Оптимальная температура охлаждающей жидкости находится в пределах 90-98’C. Термостат состоит из корпуса и колпачка, заключенного в клапан.

Патрубки и хомуты

Даже простые по конструкции соединения системы охлаждения ВАЗ 2109 играют важную роль в работе всего автомобиля. Они служат для направления жидкостей в необходимые места. Можно выделить несколько ответвлений (при ремонте следует заменить их все, а не одно за другим):

  1. Термостат-кран печки.
  2. Термостат-радиатор.
  3. Термостат-расширительный бачок.
  4. Саксофон-дроссельный узел.
  5. Саксофон-кран печки.
  6. Кран-радиатор печки (два патрубка).
  7. Радиатор-блок двигателя.
  8. Блок двигателя-термостат («коротыш»).
  9. Термостат-саксофон («коротыш»).

Последние два называются так потому, что они маленькие. Не думайте, что можно использовать остатки от других втулок. К сожалению, они не способны обеспечить герметичность. Саксофон — это название металлической трубы, которая соединяет термостат с насосом. Он расположен за двигателем, рядом с выпускным коллектором. При замене штекера убедитесь, что вы заменили все клеммы. Рекомендуется использовать тот, который имеет большую площадь контакта с гнездом.

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение на 21093, 2109, 21099 осуществляется жидкостью, но радиатор охлаждается потоком воздуха и вентилятором, что увеличивает интенсивность охлаждения. Кроме того, при низких температурах часть тепла отводится от радиатора в салоне.

Читайте также: Установка тахометра своими руками: простые инструкции.

Расширительный бак используется для выравнивания объема жидкости во время нагрева, дополнения и регулирования уровня воды в системе отопления.

Система термостата обеспечивает регулировку температуры, предварительный прогрев двигателя ВАЗ, первоначальный прогрев салона зимой и последующее включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры управляет системой охлаждения, контролирует температуру двигателя и регулирует работу вентилятора.

Весь цикл охлаждения контролируется системой управления двигателем, которая учитывает весь диапазон температур. Он определяет оптимальные условия включения и время работы компонентов системы.

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определить причины, начиная с наиболее вероятных и простых:

Читайте также: Замена датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107 своими руками: порядок действий и рекомендации.

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

Причины перегрева двигателя ваз

  1. Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок – горячий, а нижний холодный, – термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
  2. Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
  3. При высокой температуре не включается вентилятор – проблемы с датчиком температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
  4. Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.

Вот основные причины, которые влияют на качество работы системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099. С их помощью можно обнаружить и устранить неисправности и тем самым обеспечить надежную и долговечную работу двигателя.

Вы не нашли интересующую вас информацию на нашем форуме.

Причины перегрева

Причиной перегрева может быть отказ одного или нескольких элементов системы охлаждения. Обычными причинами являются недостаток охлаждающей жидкости в бачке или неисправный термостат. Многие водители просто забывают проверять эти мелочи. Нередко в системе 9 обнаруживаются утечки, которые приводят к постоянному снижению уровня антифриза или золы. Модель ВАЗ 21093 также страдает от подобных явлений в результате длительной эксплуатации.

Частицы накапливаются в термостате, препятствуя движению подвижного элемента прибора и вызывая его заклинивание.

  1. Замена патрубков и термостата решает проблему перегрева. Но если перегрев случается по этим причинам, то скорее всего просто истек срок эксплуатации того или иного элемента. Другое дело — некорректная эксплуатация.
  2. Мотор не рассчитан на работу с перегрузкой, например, при буксировке либо на холостом ходу. В таких случаях нагревание происходит настолько быстро, что температура интенсивно поднимается выше нормы. Ресурса системы охлаждения недостаточно, в результате чего мотор перегревается.
  3. Некорректная регулировка системы впрыска и зажигания на заводе либо после ремонта приводит к тому, что нарушается процесс сгорания горючей смеси. Отработанные газы на выходе получаются горячее, чем это нужно, в результате чего температура узла повышается. Страдает не только двигатель, но и карбюратор.

Очень горячие газы на выходе из камеры сгорания вызывают перфорацию выпускного клапана, что также приводит к перегреву.

Оцените статью