Модуль стартера является одним из наиболее важных компонентов электрической цепи для запуска генераторной установки. Но, как и любой другой механизм, этот компонент также может выйти из строя. В этой статье мы расскажем, почему не работает двигатель стартера на ВАЗ 2114 и как можно решить эту проблему.
Не крутит стартер ваз 2114 когда замыкаешь напрямую
Если мотор стартера молчит и не запускает двигатель при повороте ключа зажигания, причина неисправности не обязательно в самом моторе стартера. В большинстве случаев проблема связана с проводкой, блоком контактов блокировки или реле дроссельной заслонки.
В этой статье вы узнаете, почему двигатель стартера не реагирует на ключ зажигания, и проанализируете основные симптомы наиболее распространенных неисправностей.
Почему стартер не реагирует на поворот ключа зажигания
Как только зажигание включено, электрическая система и блок управления (при наличии) получают питание от аккумулятора. При наличии иммобилайзера (встроенного или охранной сигнализации) это происходит только после обнаружения прицепа. Поворот ключа в положение запуска или нажатие кнопки стартера замыкает контакты реле стартера, что непосредственно приводит в действие стартер. В то же время обгонная муфта стартера (Bendix) зацепляет обод маховика, приводя его в движение и позволяя запустить двигатель. Часто переключение осуществляется через вспомогательное реле для двигателя стартера, которое снимает блокировку.
Схема включения выключателя зажигания
Если на любом из вышеперечисленных этапов возникнет проблема, автомобиль не заведется: Поверните ключ зажигания — стартер молчит. Причинами такого поведения обычно являются:
- контактной группе замка зажигания;
- сигнализации и иммобилайзере;
- управляющем реле;
- проводке от управляющего реле до стартера;
- втягивающем реле стартера.
Для получения дополнительной информации о причинах, по которым стартер не работает с ключом зажигания, см. таблицу.
Стартер не работает при вынутом ключе зажигания: Причины
Проблема: замок зажигания не работает, если зажигание не выключено и ключ зажигания не находится в замке зажигания. | Причина неисправности |
---|---|
Неисправен мотор стартера | Электромотор выходит из строя из-за перегрева, замыканий обмоток, износа щеточного узла, а также заклинивания редуктора. |
Неисправна цепь от замка зажигания до втягивающего реле стартера | Обрыв проводки или замыкание. Часто происходит после ремонта, установки доп оборудования или в результате механического износа при длительной эксплуатации. |
Повреждение замка зажигания (деформация личинки) | Деформация из-за перегрева, в свою очередь, возникающего из-за плохого контакта. Также возможна поломка из-за ошибочного использования неподходящего ключа. |
Электрическая неисправность контактной группы замка зажигания | Образовавшийся на контактах слой окислов препятствует протеканию тока. Также контакты могут отходить из-за деформации поворотной втулки, на которой закреплены ответные части. |
Блокировка запуска установленной сигнализацией | Скачок напряжения в бортовой сети или потеря питания (отсоединение клеммы или разрядки), выход из строя транзистора или микрореле, отвечающего за включение линии запуска в базовом блоке охранной системы. |
Неисправность/раскодирование иммобилайзера | Перепады напряжений и резкая пропажа питания (разрядился аккумулятор или снята клемма), программный сбой, выход из строя микроэлементов. Если иммобилайзер не распознают метку – стартер не крутит после поворота ключа зажигания, а на панели индикаторов обычно горит или мигает символ иммобилайзера – изображение машины с ключом или замком. |
Выход из строя втягивающего реле | Перегорание или замыкание обмотки в результате перегрева из-за протекания повышенного тока или пребывания под нагрузкой в течение продолжительного периода. Корнем всех проблем обычно является окисление внутренних и внешних контактов втягивающего реле. |
Неисправен концевик положения селектора АКПП, педали тормоза на АКПП или сцепления – на МКПП | Датчики выходят из строя из-за механического износа, также их провода и клеммы могут окисляться или перетираться. Из-за этого ЭБУ не позволяет запустить стартер. |
Поломка реле стартера | Если реле управления стартером заклинило или замкнуло – оно не может подать питание на управляющий вывод втягивающего реле. |
Плохой контакт “+” от АКБ на стартере | Клемма силового контакта окисляется под действием влаги и нагрева. Гайка, которая удерживает ее на шпильке стартера, может открутиться под действием вибраций. |
Плохой контакт массы на клемме АКБ, кузове авто или моторе | Вследствие окисления контакт массового провода ухудшается, то же самое происходит при откручивании его гайки под действием вибрации. При этом проходящего тока может хватать для включения бортовой сети и ЭБУ, но недостаточно для привода в действие электромотора стартера. |
Что делать, если стартер не крутит двигатель от замка зажигания
Если автомобиль не заводится при повороте ключа зажигания и ничего не происходит, в некоторых случаях можно исправить ситуацию, подав питание на стартер в обход замка. Это решение лучше всего подходит для случаев, когда можно обслужить электродвигатель и реле замка. В этом случае действуйте следующим образом:
Читайте также: стартерный двигатель для briggs stratton 500 158cc.
Для Briggs Riggington Двигатель для Briggs Riggington Тормозной двигатель для Briggs Riggington Для Briggs Riggington
- Включить нейтральную передачу и зажигание.
- Найти на стартере два вывода: силовой толстый провод от плюса АКБ и управляющий тонкий провод от управляющего реле.
- С помощью металлического подручного предмета (отвертки, ключа, провода) замкнуть между собой силовой и управляющий контакт.
- После срабатывания стартера и запуска мотора сразу же разомкнуть контакты.
Альтернативой этому методу является подача питания на клемму управления стартером непосредственно от положительной клеммы аккумулятора. Для этого можно использовать любой изолированный кабель, например, от прикуривателя.
Если стартер не реагирует на прямое питание, значит, поврежден стартер, электродвигатель или неисправно реле блокировки. Чтобы диагностировать стартер, разберите его и осмотрите щеточный узел, обмотки якоря и статора. Это нелегко сделать на месте и без мультиметра, поэтому вам придется завести автомобиль из грузовика под давлением и доехать до мастерской или станции технического обслуживания.
Если стартер работает напрямую, но не с ключом, то он полностью исправен, но проблема в цепи от ключа к стартеру. Чтобы найти неисправность, следуйте приведенным ниже инструкциям.
Как найти причину, когда автомобиль не реагирует на ключ зажигания — инструкция:
Как запустить двигатель, подключив стартер напрямую: Видео
- Характерный легкий щелчок срабатывающего реле стартера при повороте ключа в положение “старт” в большинстве случаев говорит об исправности замка зажигания и его контактной группы. Далее искать неисправность нужно в моторном отсеке.
- Для проверки втягивающего реле нужно соединить проводом его управляющий вывод (клемма с тонким проводом) напрямую с клеммой «+» АКБ. Исправное реле должно щелкать и выдвигать бендикс к маховику, а также запускать вращение стартера. Наличие щелчка без прокрутки стартера – признак плохого контакта силового провода или неисправности самого мотора стартера.
- Проверить исправность мотора можно, напрямую замкнув его силовые контакты втягивающего – он выполнены в виде шпилек большого диаметра. Если после этого стартер крутится – неисправна обмотка втягивающего или его заклинило.
- Для более детальной диагностики втягивающее реле нужно снять со стартера и разобрать. В первую очередь смотрите на контактные «пятаки», которые могут окисляться и подгорать. При наличии следов этих процессов нужно зачистить контакты, собрать реле, вернуть его на место и проверить работу стартера. Если все чисто – нужно проверять обмотку соленоида, например, прозвонив ее тестером на замыкание или разрыв.
Что делать, если стартер не реагирует на ключ зажигания: Видео
Что делать, если не работает замок зажигания, если не работает замок зажигания?
Проблемы с запуском, когда ключ зажигания не активирует стартер из-за иммобилайзера или сигнализации, трудно устранить на месте. То же самое относится и к проблемам с проводкой, которые могут потребовать разборки панели управления. В таких случаях лучше всего обратиться к квалифицированному автоэлектрику.
УСТРОЙСТВО ПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА
Стартер в автомобиле ВАЗ представляет собой электродвигатель с механическим приводом для приведения в действие маховика двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Само устройство состоит из следующих частей:
- Основной корпус. Представляет собой металлический пустотелый цилиндр, внутри которого размещены детали электродвигателя;
- Статор. Статором является обмотка из толстого медного провода, между витками которой размещены стальные сердечники. Обмотка расположена внутри корпуса по его стенкам;
- Ротор. Вращающаяся часть механизма, на валу собраны стальные пластины из электротехнической стали, внутри пластин размещена обмотка. Еще имеет название «якорь». Якорь вращается во втулках корпуса – передней и промежуточной, задней опорой всего вала служит втулка в картере коробки передач. Также на роторе есть коллектор, представляющий собой набор пластин. На коллекторе создается магнитное поле, которое приводит якорь в движение;
- Бендикс. Шестеренчатое устройство, которое входит в зацепление с маховиком ДВС и обеспечивает вращение двигателя. Размещается на задней части вала ротора;
- Щеточный узел. В модели 2114 в узле работают 4 щетки. Щетки взаимодействуют с коллектором ротора, именно они и создают электромагнитное поле;
- Втягивающее реле. В отличие от обычного реле, втягивающее реле выполняет сразу две функции – замыкает и размыкает контакты электрической цепи, и с помощью сердечника перемещает шестерню бендикса для зацепления с маховиком ДВС.
НЕИСПРАВНОСТИ
Существует несколько признаков неисправности стартера на автомобиле ВАЗ 2114:
- Не работает стартер совсем, то есть не подает никаких признаков жизни. Может сгореть обмотка статора или ротора, не подаваться питание на электрическую часть устройства;
- Стартер крутит, но не схватывает, часто бендикс работает вхолостую, не сцепляясь с маховиком. Обычно причиной бывает сам бендикс – он должен вращаться только в одну сторону на своей оси;
- Не срабатывает стартер при повороте ключа ВАЗ 2114. Если при этом происходят сухие тихие щелчки, то может быть неисправно как втягивающее реле ВР, так и реле, отвечающее за включение цепи поворотом ключа в замке зажигания. При неисправном ВР щелчки обычно громче;
- Стартер крутит медленно, может при этом быстро останавливаться. Накоротко замкнута обмотка статора или якоря, ротор люфтит во втулках. Еще может быть плохая масса ДВС с кузовом или слабый аккумулятор, но это уже к стартеру не относится;
- Запуск двигателя происходит со скрежетом или с хрустом. Чаще всего такой запуск говорит об изношенности зубьев на шестерне бендикса или зубьев маховика двигателя.
ЦЕНЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Значения стартера могут отличаться в зависимости от производителя и конструкции устройства. Среди производителей можно отметить такие компании, как «Прамо Искра» (совместная российско-словенская компания), STARTVOLT, LKD (Китай), БАТЭ (Беларусь), ПЕКАР (Санкт-Петербург), КЗАТЭ (Самара), «Автоприбор» (Владимир). Сейчас все чаще в продаже можно встретить редукционные стартеры — они имеют дополнительный зубчатый механизм, который позволяет агрегату работать при более высоких нагрузках. Такие устройства меньше и имеют более длительный срок службы, но их цена может быть немного выше.
Ниже приведены примерные цены на некоторые виды агрегатов:
На заводе ВАЗ установлен стартер КЗАТЭ 5712.3708 из Самары. Трудно сказать, является ли оно наилучшего качества, но вы всегда можете приобрести для них запасные части. Многие хвалят белорусскую продукцию, вот только с запчастями у них часто возникают проблемы — обычно в магазинах из запчастей к ней продаются только Bendix. Следует отметить, что стартеры ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 не отличаются друг от друга и полностью взаимозаменяемы.
Что собой представляет стартер на ВАЗ-2114
Стартер является одним из важнейших компонентов двигателя внутреннего сгорания. Его задача — перемещать коленчатый вал системы привода. Это делается до тех пор, пока топливная смесь не воспламенится. Как только это происходит, распределительный вал сразу же поворачивается сам по себе, и автомобиль заводится.
В нормальном режиме работы двигатель стартера автомобиля ВАЗ-2114 запускается, как только водитель поворачивает ключ зажигания. Весь процесс может занять меньше минуты — около пятнадцати секунд. Если этот механизм подвергается повышенной нагрузке во время эксплуатации автомобиля, он может быстро выйти из строя и больше не заводиться. Поэтому важно, чтобы электрический стартер был в хорошем состоянии и правильно закреплен на блоке двигателя.
Подгорели контактные пятаки во втягивающем реле
Эта неисправность заметна по громкому щелкающему звуку при повороте ключа в положение запуска и при отпускании ключа. В некоторых случаях может быть активирован двигатель стартера.
Как продиагностировать контактные пятаки самостоятельно?
Откройте капот, возьмите отвертку и соедините эти две клеммы. Если искра есть, и вы слышите звук вращения электростартера, значит, контактные штыри сгорели.
В этом случае машину можно завести с помощью отвертки!
Как запустить автомобиль стартером при подгорании контактных пятаков?
Чтобы завести автомобиль при перегоревших контактах, необходимо одновременно замкнуть все три контакта реле блокировки. Замыкание двух контактов под гайками необходимо для поворота якоря и замыкания управляющего контакта, чтобы обгонная муфта (Bendix) зацепила маховик.
Порядок запуска автомобиля при отказе контактных пятаков:
Автомобили с механической коробкой передач
- ставим на стояночный тормоз;
- включаем нейтральную передачу;
- открываем капот и готовим плоскую отвертку;
- поворачиваем ключ в замке зажигания в положение зажигание включено;
- при помощи отвертки замыкаем все три контакта на втягивающем реле (возможно потребуется 2 отвертки);
- после запуска двигателя убираем отвертку и едем до места ремонта.
Автомобили с автоматической коробкой передач (+ вариатор и робот):
- устанавливаем автомобильный стояночный тормоз (для робота и вариатора);
- открываем капот и готовим отвертку (возможно две);
- включаем зажигание в положение включено, нажимаем тормоз, переводим селектор выбора передач в положение паркинг (Р);
- при помощи отвертки замыкаем все три контакта на втягивающем реле (возможно потребуется 2 отвертки);
- после запуска двигателя убираем отвертку и едем до места ремонта.
Стартер щёлкает, но не крутит — основные причины и диагностика
Технические характеристики данного устройства рассчитаны на номинальную мощность 1,55 кВт и выше.
Потребляемая мощность составляет:
- не более 375A при номинальной мощности;
- до 700A в заторможенном состоянии;
- до 80A на холостом.
Существует 4 основных неисправности. Давайте рассмотрим их подробнее.
Не работает якорь
Якорь не работает — поэтому тяговое реле находится в состоянии покоя.
Сильный износ якоря стартера
Признаками этого являются полностью разряженная батарея (аккумулятор), окисленные свинцовые клеммы и плохо закрепленные клеммы.
Читайте также: Двигатель Subaru Forester FA20: характеристики, неисправности и регулировка.
Замыкание обмотки реле
Не исключено, что он разомкнут или закорочен на землю. В этом случае стартер не вращается и не щелкает. Если необходимо срочно ехать, включите зажигание и замкните стартер напрямую.
Не замыкаются контакты замка
Выключатель зажигания с ключом на ВАЗ-2114
Контакты выключателя зажигания не замыкаются.
Неисправность элементов включения
При включении стартера якорь не движется, и трактор стоит на месте. В этом случае симптомы следующие:
- Срабатывает и отключается тяговое реле при запуске механизма.
- Якорь вращается, но маховое колесо неподвижно.
- Шум внутри корпуса при вращении якоря.
Как организовано подключение стартера
Чтобы понять, почему не крутит двигатель стартера ВАЗ 2114, нужно не только разобраться в его устройстве, но и понять схему подключения устройства в общей электросети Лады.
Стартер этой модели ВАЗ (как и многих других автомобилей) относится к силовому типу и поэтому потребляет много энергии от аккумулятора, являясь одним из устройств с наибольшим потреблением.
Схема подключения стартерного двигателя
Для достижения максимальной мощности подключение стартера к аккумулятору осуществляется непосредственно к положительному контакту, который имеет довольно большое сечение: Одна клемма попадает на реле блокировки, вторая подключена к самому двигателю, а между ними находится разрыв в цепи, управляющей зажиганием.
Читайте также: Замена полюса коробки передач на ваз 2110
Для активации реле блокировки организуется еще один контакт от провода аккумулятора, который ведет непосредственно к выключателю зажигания в салоне. Из дополнительного оборудования системы — монтажные блоки и стандартные предохранители.
Весь процесс запуска двигателя происходит следующим образом:
- поворот ключа в замке;
- замыкание цепи питания реле;
- подача напряжения на обмотку;
- образование магнитного поля, влияющего на якорь;
- устранение разрыва в цепи;
- подача тока на электродвигатель.
Выключатель зажигания ваз 2114
Неисправность на одном из этапов описанной процедуры с разной степенью вероятности может быть причиной того, что стартер не крутит и ВАЗ 2114 не заводится.
Замена стартера на ВАЗ 2114
- Снимаем плюсовую клемму с аккумулятора. Сделать это нужно обязательно, чтобы не замкнуть проводку и снять с нее напряжение.
- После отсоединяем штекер красного провода, втягивающего реле.
- Берем ключ на 13 и отсоединяем второй провод с корпуса.
- Теперь можно заняться снятием самой запчасти. Откручиваем три болта на 13, которые прикручивают деталь к коробке.
Стартер больше ничем не удерживается и может быть снят со своего места и вытащен.
При установке новой детали старайтесь крепко затягивать винты, но не переусердствуйте, чтобы не перекрутить резьбу или винт.
Возможные причины неполадок со стартером
Причины отказа можно разделить на две основные группы, которые можно использовать для диагностики и определения неисправного звена во всей цепи.
Первая группа случаев характеризуется тем, что двигатель стартера не запускается после поворота ключа, но реле впуска срабатывает с характерным щелчком, а на приборной панели мигают контрольные лампы. В основном это происходит, если аккумулятор разряжен, если владелец автомобиля забыл оставить электрические устройства в автомобиле включенными на длительное время или если автомобиль был припаркован в слишком холодном месте.
Износ якоря стартерного двигателя
Проблему можно решить путем внешней зарядки аккумулятора или «приманкой» от другого автомобиля и последующей зарядкой аккумулятора через генератор переменного тока.
Проблема может заключаться и в самих контактах: сильное окисление или недостаточный контакт на клеммах и выводах реле может привести к увеличению сопротивления и, как следствие, отсутствию мощности при запуске двигателя. Все эти участки следует тщательно очищать, смазывать и подтягивать через регулярные промежутки времени.
Существует также вероятность того, что контакты в реле блокировки плавятся, что приводит к сильным потерям напряжения в электродвигателе. Менее распространенными причинами являются чрезмерный износ щеток электродвигателя или короткое замыкание в обмотке электродвигателя, которые можно устранить путем замены соответствующих деталей.
Изношенные щетки двигателя стартера
Во второй группе факторов, из-за которых не работает двигатель стартера в ВАЗ 2114 (даже если реле не щелкает, но индикаторы на панели загораются), такие причины, как
- Обычный выход из строя предохранителя цепи питания, который легко меняется на новый.
- Пригорание контактной группы замка зажигания, мешающее замыканию цепи – в такой ситуации можно выявить проблему, соединив любым проводником вывод на втягивающее реле: если стартер начал крутить.
- Неполадка в замке.
- Замыкание обмотки на реле, проверяемое тем же методом.
- Клин якоря, из-за которого он не втягивается магнитным полем и не замыкает электрическую цепь. Для решения проблемы потребуется разобрать и почистить реле.
Износостойкий болт
В некоторых случаях повреждается крышка реле, что приводит к потере пружины якоря и заставляет его двигаться бесконтрольно, время от времени замыкая контакты и приводя в действие стартер.
Еще более специфическая проблема того, что не работает стартер в ВАЗ 2114, на самом деле является неисправностью в его положении: ослабшие винты приводят к искривлению устройства и потере контакта с маховиком. При длительной эксплуатации автомобиля Lada шестерня может даже износиться настолько, что треснет и сломает свои зубья, что приведет к полной или частичной потере зацепления с маховиком.
Замена щеток стартера ВАЗ 2114