После выявления причины образования нагара свечи зажигания следует заменить или отремонтировать определенные компоненты. Свечи зажигания, если они не полностью изношены, следует очистить пескоструйным методом и повторно использовать в том же двигателе.
Диагностика свечей зажигания
К сожалению, на всех современных автомобилях невозможно выкрутить свечи зажигания без снятия деталей двигателя, а иногда и всего двигателя (автомобили Subaru). Однако в большинстве случаев свечи зажигания практически недоступны, поэтому их необходимо снять и проверить их состояние. При этом лучше не смешивать свечи зажигания, а вставлять их в порядке расположения цилиндров.
Любую диагностику рекомендуется начинать с визуального осмотра, и свеча зажигания не является исключением.
Диагностика свечей зажигания: визуальный контроль
1. Первое, что необходимо проверить, это наличие механических повреждений: трещин, деформации, сколов и т.д. Неисправные штекеры следует обязательно заменить.
2. возьмите все пробки в руки, сравните состояние нагревательных конусов, оцените количество нагара на них. В идеале количество нагара на всех свечах зажигания примерно одинаково. Это указывает на равномерную подачу топлива в цилиндры и нормальное сгорание.
Если на одной из свечей зажигания нагара значительно больше, чем на других, следует искать другие проблемы в этом цилиндре. Практика показывает, что когда двигатель возвращается в нормальный тепловой режим и работает в этом режиме не менее 15-20 минут, нагара в термоконусе просто нет. Она видна только в случае нарушения подачи топлива или если двигатель не успел достаточно поработать после холодного запуска.
Сажа также может накапливаться на обратной стороне бокового электрода, вызывая более быстрое горение на кончике электрода. Отложения сажи оказывают значительное негативное влияние на запуск при отрицательных температурах. В большинстве случаев свечи зажигания в автомобилях, которыми управляют клиенты, совершающие короткие поездки с непрогретым двигателем, не успевают выйти на режим самоочистки и покрываются значительным слоем нагара. Это может привести к невозможности запуска двигателя. В этих случаях может быть целесообразно, чтобы клиент регулярно ездил с высокой нагрузкой на двигатель, например, по проселочной дороге.
3. наличие масляных отложений на свечах зажигания указывает на то, что двигатель нуждается в механическом ремонте; свечи зажигания не могут надежно воспламенить топливно-воздушную смесь и подлежат замене.
4. следующим этапом визуального осмотра является проверка изоляторов штекеров на наличие признаков обрыва высоковольтных клемм. Это следы черного цвета, которые на самом деле являются пробоем в стекле изолятора.
Как правило, при обнаружении следов повреждения следует заменить как свечи зажигания, так и высоковольтные провода. Если заменить только свечи зажигания, то через некоторое время дефект проявится вновь, и след появится на новых свечах зажигания. Если заменить только провода, то через некоторое время новые провода снова будут повреждены.
Такой дефект, легко распознаваемый с первого взгляда, по опыту известен далеко не всем мастерам в автомастерских. Дефект проявляется в рывковом движении автомобиля. Как уже упоминалось, с увеличением наполнения цилиндров возрастает нагрузка на систему зажигания, и ее недостатки становятся более очевидными. Поэтому данный дефект проявляется не на холостом ходу, а во время движения, что приводит к осечке и, соответственно, к осечке во время движения.
Диагностика свечей зажигания: проверка сопротивления встроенного резистора
Большинство современных свечей зажигания содержат встроенный резистор, предназначенный для подавления радиопомех от системы зажигания. Значение резистора можно определить из базы данных или из справочников. Для свечей зажигания отечественного производства наличие встроенного резистора обозначается буквой «P» на маркировке свечи зажигания. Например: A17DVRM.
Если на двигатель по ошибке установлены свечи зажигания без встроенного резистора, могут возникнуть совершенно непредсказуемые явления: случайные спорадические коды неисправностей, неустойчивые обороты холостого хода, осечки и т.д. Они вызваны высоким уровнем электрического шума, который создает помехи в работе блока управления двигателем.
Проверьте установленный резистор с помощью электрического тестера. Для этого подключите испытательные щупы к наконечнику главного электрода и к высоковольтному контакту. Сопротивление должно соответствовать справочным данным. При значительном отклонении необходимо заменить разъем.
Устройство автомобилей
Засорение свечи зажигания происходит в любом случае — выступающая в камеру сгорания часть свечи подвергается огромным тепловым и механическим перегрузкам, а также воздействию агрессивных сред. Поэтому на металл электродов и поверхность термоконуса изолятора постепенно наносится покрытие, толщина и цвет которого зависят от многих факторов, наиболее важными из которых являются:
- соответствие тепловой характеристики свечи зажигания типу двигателя;
- качество используемого топлива в системе питания;
- качественный состав горючей смеси;
- состояние отдельных деталей и узлов цилиндропоршневой и клапанной группы;
- оптимальная работа системы зажигания и правильность установки опережения зажигания;
- исправность ЭСУД — электронной системы управления работой двигателя (для инжекторных двигателей);
- качество используемого моторного масла;
- исправность свечи зажигания.
Свеча зажигания, которая долгое время работала в номинальном режиме в соответствии с ее тепловыми характеристиками, будет иметь желто-коричневое загрязнение небольшой толщины. Этот нагар или почернение указывает на то, что двигатель и его системы функционируют нормально. Если углерод на электродах и конусе изолятора имеет черный, белый или красный цвет, необходимо провести диагностику двигателя и устранить повреждения.
Диагностирование двигателя по нагару на свечах
Свечи зажигания, извлеченные из двигателя, являются своего рода индикатором для оценки правильности работы и диагностики неисправностей двигателя и его систем, особенно систем питания и зажигания. Нагар, постоянно находящийся на электродах и термоконусе свечей зажигания, позволяет быстро выявить неисправности и принять правильное решение об их устранении. Таким образом, можно не только диагностировать работу двигателя в целом, но и оценить техническое состояние каждого отдельного цилиндра и сделать выводы о выборе подходящего типа свечи зажигания для двигателя.
Когда двигатель и его системы функционируют нормально, электроды свечи зажигания и термоконус имеют цвет от светло-серого до светло-коричневого. Любой другой цвет или окраска сажи указывает на неисправность или ненормальную работу механизмов или систем двигателя.
В следующей таблице перечислены возможные цвета углеродистых отложений на деталях свечей зажигания, указывающие на различные неисправности двигателя, и рекомендации по их устранению. Для того чтобы правильно оценить состояние двигателя по цвету нагара на электродах свечей зажигания, двигатель должен работать во всех рабочих режимах в течение достаточно длительного периода времени. Только после этого можно выкрутить пробки и тщательно осмотреть отложения на электродах и тепловом конусе.
Загрязнение краски на электродах свечи зажигания и тепловом конусе
Наиболее вероятная причина аномальных отложений углерода
Рекомендации по устранению дефектов и неисправностей
Двигатель и его системы можно классифицировать как нормальные, а характеристики свечей зажигания соответствуют типу двигателя.
Если толщина нагара минимальна, на электродах нет признаков горения, а термоконус не поврежден, свечу зажигания можно снова вкрутить.
Указывает на чрезмерную отработку топливовоздушной смеси, особенно при средней нагрузке. Такой нагар может образоваться при неправильной дозировке топлива из системы подачи топлива, при использовании некачественного топлива, при очень раннем зажигании или при наличии утечек воздуха во впускном трубопроводе. Продолжительная работа двигателя с такой смесью может привести к перегреву камеры сгорания и прогоранию шариков клапанов.
Проверьте карбюратор на испытательном стенде и отрегулируйте его или проверьте работу датчиков электронной системы управления двигателем.
Эта сажа также указывает на плохое смешивание, преждевременное воспламенение или тление. В этом случае раскаленное зажигание, скорее всего, связано с неправильно подобранными свечами зажигания — они слишком «горячие». Характерным признаком тлеющего зажигания является оплавление электродов.
Проверьте, как ведет себя двигатель при выключенном зажигании — раскаленное зажигание заметно по нежелательной остановке двигателя. Свечу зажигания следует заменить, проверив рекомендуемое количество тепла для двигателя. Другие возможные неисправности аналогичны тем, которые рассматривались в предыдущих сериях.