ACEA (Association des Constructeurs Européens de I`Automobile) — ассоциация европейских производителей автомобилей, основанная в 1991 году.
Температура вспышки моторного масла на что влияет. Все о температуре моторных масел: кипение, вспышка и застывание. Числа нейтрализации моторных масел
Температура вспышки моторного масла является одним из наиболее важных параметров моторного масла. Независимо от того, является ли он минеральным или синтетическим.
Вязкость указана непосредственно на емкости. Он состоит из комплексного числа. В этом случае вязкость обозначается так: 5w40, где w — первая буква английского слова winter, что переводится как «зима». Число(а) слева от w указывает на производительность зимой, число(а) справа от w указывает на производительность летом. Важно понимать, что такое зимнее время.
Чем меньше число слева от w, тем ниже температура, на которую рассчитано масло. Стоит запомнить магическое число «35». Почему именно это число? Если из первого числа вязкости 5w вычесть 35 градусов, то результат (-35°C) — это минимальная температура, при которой двигатель можно запустить с помощью стартера.
Запустится ли двигатель при такой температуре — другой вопрос. От этого зависит очень многое:
- Конструкция двигателя.
- Конструкция двигателя.
- Состояние топливной системы.
- Состояние аккумулятора и топлива.
Запуск двигателя автомобиля при низких температурах Цифра, циркулирующая среди автомобилистов, — не 35, а 40 (масло 10w40). Что это значит? Это температура, при которой масло может прокачиваться масляным насосом, в этих случаях происходят критические изменения — выходят из строя узлы трения. Разница в пять градусов — это предел безопасности для автомобильного двигателя, нельзя полагаться на эту цифру. См. таблицу вязкости ниже.
Диапазон температур может быть очень широким. По мере прогрева двигателя до рабочей температуры вязкость масла снижается до нормы. Рабочая температура двигателя не превышает нормальную нагрузку двигателя и находится в допустимом диапазоне температур. Срок службы двигателя не увеличивается даже при высоких показаниях термометра, и его можно эксплуатировать в течение более длительного периода времени.
Высокая температура двигателя гораздо опаснее, чем низкая. Чрезмерный подъем может привести к закипанию масла. Если этого не сделать, в дальнейшем возникнут проблемы. Жир достигает температуры кипения между 250 и 260 °C и начинает дымиться и пузыриться.
Моторное масло закипает
Если высокая температура поддерживается в течение длительного периода времени, вязкость снижается, и компоненты больше не могут смазываться должным образом.
Если температура поднимается до 125 °C, последствия становятся необратимыми, и масло начинает испаряться вместе с топливом, минуя поршневые кольца.
После этого концентрация продукта становится очень низкой — он вообще не виден в выхлопных газах. Расход увеличивается, поэтому его необходимо постоянно пополнять. Если уровень масла снизился, его необходимо долить до оптимального уровня. При кипячении продукт теряет свои первоначальные свойства и вязкость.
2 Застывания и вспышки
Когда вещество теряет свои агрегатные свойства, оно перестает быть подвижным; это состояние является пределом текучести. Увеличение кристаллизации парафина в нефти и повышение вязкости являются характеристиками застывания.
Кристаллизация парафина в смазочном масле При низких температурах продукт становится вязким и обладает низкой подвижностью. Вследствие выделения углеводородов в составе, пластичность увеличивается и консистенция продукта постепенно начинает застывать.
Хотя точка застывания является самой низкой точкой, при которой процесс циркуляции продолжается в системе, качество самого движения значительно снижается.
Температура вспышки — это положение, диаметрально противоположное застыванию. Когда газовое пламя приближается к поверхности нефти, происходит взрыв. Когда продукт нагревается, концентрация паров масла над поверхностью очень высока, что способствует такому сильному воспламенению.
Падение температуры вспышки в сочетании с изменением вязкости может указывать на повреждение двигателя. Основными неисправностями являются: Система впрыска, подача топлива, неисправность карбюратора.
С физической точки зрения, любое вещество может принимать три общих состояния:
- твердый,
- жидкость,
- газы.
Смазочные материалы не являются исключением: по общему признанию, они представляют собой довольно сложные химические композиции. Технические жидкости могут превратиться в вязкую пасту, которая не может течь по трубам, или наоборот: они могут кипеть, как вода в чайнике, активно испаряться и терять объем.
Если масло закипит, двигатель может загореться.
Температура кипения или застывания моторного масла определяет свойства всей рецептуры, а не только основы или присадок. Следует помнить, что неблагоприятные свойства смесей определяются неблагоприятными характеристиками одного из ингредиентов.
То есть, если одна из присадок имеет температуру кипения 180°C, следует предположить, что все масло закипает при этой температуре. Когда масло дойдет до кипения (конечно, это не то же самое, что кипящая в чайнике вода), его свойства сразу же изменятся.
Смазочная пленка не будет прилипать к рабочей поверхности машины, некоторые присадки будут отделяться и работать неэффективно. Кроме того, пары масла в двигателе могут воспламениться. Это приводит к возникновению пожара, который трудно потушить.
Диапазон рабочих температур
Моторное масло должно сохранять свои свойства в широком диапазоне температур. По крайней мере, в пределах рабочего диапазона, указанного производителем для конкретного двигателя.
Что происходит с маслом, когда оно закипает?
Функционирование всех механических частей и соответствующих им жидкостей должно быть предсказуемым в определенном диапазоне температур. Для обычных компонентов двигателя критические характеристики устанавливаются производителем автомобиля и не могут быть изменены.
Неправильный выбор расходных материалов может негативно сказаться на производительности устройства. Рабочая температура двигателя с водяным охлаждением не совпадает с рабочей температурой смазочного материала.
Двигатели с воздушным охлаждением не рассматриваются из-за ограниченного количества доступных моделей. Обычная температура предварительно нагретого устройства составляет от 80°C до 90°C. Для дизельных двигателей достигается то же значение, но оптимальная температура достигается в течение более длительного периода времени.
В любом случае, температура моторного масла на 10-15°C выше температуры охлаждающей жидкости, при этом максимальное значение достигает 105°C. Очевидно, если система охлаждения двигателя в порядке.
Почему моторное масло в двигателе горячее, чем охлаждающая жидкость? Это происходит потому, что смазочные материалы не контактируют с контурами охлаждения двигателя, и масло нагревается сильнее, чем раскаленные поршни.
Производители смазочных материалов используют специальные присадки для улучшения температурных и вязкостных параметров. Благодаря этим присадкам моторная жидкость становится менее текучей, когда двигатель горячий, и более вязкой, когда он очень холодный.
Оптимальная температура моторного масла
Группы материалов, используемые в промышленности для смазки гидравлических передач, устройств, измерительных приборов и станков, имеют различные условия эксплуатации.
Рабочая температура обычно находится в диапазоне 40-60 °C. Однако в ходе технического прогресса все чаще используются машины с более высокими нагрузками, требованиями к окислительной стойкости смазочного материала в течение нескольких тысяч часов работы и рабочим диапазоном до 100 °C.
Рабочая температура материала зависит от его вязкости. Чем выше вязкость, тем лучше сохраняются эксплуатационные свойства индустриального масла при высоких тепловых нагрузках.
Материалы низкой и средней вязкости классифицируются при 50 °C, а тяжелые (высоковязкие) материалы — при 100 °C.
Рабочий диапазон масла ограничен двумя значениями. Нижнее значение — это предел текучести, а верхнее — температура воспламенения паров.
Оба крайних значения опасны для машины, и если тепловые значения слишком высоки, существует риск возгорания двигателя.
Вспышка и воспламенение индустриального масла
Эти два параметра являются одними из критических при работе при высоких температурах.
Определение
Когда температура материала повышается, он начинает испаряться, и над поверхностью образуется газовая смесь. Если к образовавшемуся облаку приближается открытое пламя, происходит быстрая гасящая вспышка, которая не вызывает возгорания масла.
Самая низкая температура, при которой происходит этот процесс, называется температурой вспышки материала.
По мере нагревания материала само масло в конце концов загорается, причем пожар длится пять секунд и более. На этом этапе определяется температура вспышки масла.
Причины
Во-первых, тепловые параметры вещества могут изменяться в процессе его использования. Во время эксплуатации происходят процессы окисления и внутренние химические реакции. Смеси лаков, красок, сажи и мелких частиц образуются в результате трения деталей двигателя.
Эти процессы ускоряются, когда устройство работает при высоких температурах и самовоспламеняется.
Во-вторых, если произошла утечка топлива, например, в двигателе автомобиля. Бензин или дизельное топливо имеют более низкую температуру вспышки. Смешиваясь со смазочным материалом, они снижают температуру воспламенения моторного масла.
Для жидкостей наиболее часто определяемой и используемой величиной является температура вспышки. Существует два метода определения температуры в открытом сосуде (Кливленд) и в закрытом тигле (Пунси-Мартенс). Эти два метода дают примерно одинаковые значения, с погрешностью менее 20 °C.
Для топлив температура вспышки определяется в закрытом тигле по ГОСТ 6356-75, а для моторных масел используется метод Кливленда (открытый).
Давайте рассмотрим тепловые показатели для некоторых жидкостей.
Из таблицы видно, что тепловая эффективность топлива значительно ниже, чем у веществ, используемых для смазки двигателя.
Для масел, используемых для приготовления пищи, используется показатель «точка дыма». Это температура, при которой вещество начинает разлагаться и терять свои свойства.
Нерафинированное подсолнечное масло, например, становится непригодным уже при температуре 107 °C. Самая высокая тепловая обработка разрешена для топленого масла (гхи), которое сохраняет свои свойства при температуре до 252 °C.
Признаки
Критическое повышение температуры двигателя может быть заподозрено по следующим причинам
- Показания приборов, установленных на транспортных средствах и определенном промышленном оборудовании: Если игла термостата приближается к красной зоне, необходимо принять меры для охлаждения механизма,
- характерный звук кипения или потрескивание жира при вспышке,
- дым вокруг устройства или под капотом,
- черные выхлопные газы автомобиля.
При появлении одного или нескольких признаков перегрева двигателя необходимо немедленно устранить проблему.
Опасность
Что делать при возгорании моторного масла
Если первые признаки перегрева игнорируются, а процесс горения уже начался, в первую очередь следует вызвать аварийную службу. Затем остановите машину, если возможно, выключите ее и погасите пламя.
Не тушите пожар в масляно-водяной среде. Вода тяжелее масла и не растворяет масло, а погружается глубже и начинает испаряться, затрудняя тушение пожара. Лучше всего использовать углекислотный или порошковый огнетушитель, который перекрывает доступ воздуха к пламени и останавливает реакцию окисления.
Чтобы избежать воспламенения моторного масла, постоянно контролируйте температуру агрегатов, следите за охлаждением нагретых механизмов и своевременно меняйте смазочные материалы.
Случается, что автомобилисты застают врасплох холодную погоду и не могут должным образом подготовиться к новому сезону. В следующем разделе рассматриваются опасности, связанные с замерзшим маслом в двигателе автомобиля.
Индекс вязкости
Индекс вязкости — это показатель зависимости вязкости от температуры: чем выше индекс вязкости, тем меньше зависит текучесть масла от температуры, т.е. тем лучше оно выдерживает низкие или высокие температуры. Значения индекса вязкости для минеральных масел обычно составляют от 90 до 110, в то время как индекс вязкости синтетических базовых масел почти всегда превышает 140. Чем выше индекс вязкости, тем меньше энергии требуется для холодного пуска или низких температур при той же номинальной вязкости.
Параметром, косвенно характеризующим летучесть моторного масла, является температура вспышки или температура воспламенения. Это самая низкая температура, при которой пары нагретого моторного масла при определенных условиях образуют с воздухом смесь, которая взрывается при воспламенении (первоначальное воспламенение). В момент воспламенения моторное масло еще не воспламенилось. Точка воспламенения определяется путем нагревания моторного масла в открытом или закрытом тигле. Результаты варьируются, при этом температура вспышки на 20-25 °C ниже в закрытом тигле.
При выборе моторного масла следует учитывать, что чем ниже температура вспышки моторного масла, тем больше оно будет испаряться и сгорать на высокотемпературных поверхностях, загрязняя двигатель золой, сажей и другими продуктами сгорания. Высококачественное моторное масло имеет более высокую температуру вспышки. Современные моторные масла имеют температуру вспышки выше 200 °C и обычно имеют температуру вспышки 210-230 °C или выше.
Температура воспламенения (fire point)
Температура вспышки моторного масла — это температура, при которой моторное масло воспламеняется и горит не менее 5 секунд при нагревании в открытом тигле (метод Бренкена). Температура вспышки моторных масел как минимум на 20-30 °C выше температуры вспышки. Температура вспышки не является решающим параметром для моторных масел.
Летучесть — это свойство легких фракций моторного масла испаряться при высоких температурах, выраженное в процентах потери на испарение после нагрева моторного масла до 250 °C в течение одного часа. Для определения летучести моторного масла используется метод Нока. Если после нагревания 1 000 г моторного масла при 250 °C в течение часа остается 850 г моторного масла, то летучесть составляет 15% (минус 150 г). Согласно спецификациям ACEA, моторные масла категории A1/B1 не должны испаряться более 15%, масла категорий A3/B3, A3/B4, A5/B5, C1, C2, C3, E4, E6, E7 и E9 не должны испаряться более 13%, а масла категории C4 не должны испаряться более 11% или эквивалент 11%. Если моторное масло слишком летучее, его приходится чаще доливать, что приводит к повышенному расходу масла.
Общее щелочное число (ОЩЧ)
TBN — это показатель количества щелочных присадок, добавляемых в смазочные материалы для нейтрализации кислот, замедления окисления и коррозии, повышения смазывающей способности, улучшения вязкости и снижения склонности к оседанию. Проще говоря, это испытание для оценки способности нейтрализовать агрессивные кислоты, которые могут образовываться при нормальной работе оборудования.
Составы присадок в смазочных материалах разных производителей значительно отличаются, поэтому наиболее важным аналитическим параметром является изменение щелочности свежего или использованного масла по сравнению с состоянием предыдущего образца.
Вязкость продукта зависит не только от состава вещества, но и от температуры в широком рабочем диапазоне. Это значение напрямую связано с температурой в двигателе, а также с температурой воздуха. Для обеспечения бесперебойной работы всех компонентов двигателя внутреннего сгорания необходимо следить за тем, чтобы качество процесса находилось в пределах предельных значений.
Группы моторных смазочных материалов
Помимо состава, классификация моторных масел также зависит от диапазона температур, в котором эксплуатируется двигатель автомобиля. Здесь влияет вязкость масла. В зависимости от этого параметра существующие типы моторных масел делятся на три группы:
- Летние масла характеризуются более высокой вязкостью. Летнее масло имеет более высокое качество и более высокую вязкость. Летний смазочный материал может вполне надежно защитить двигатель, эксплуатируемый при относительно высоких температурах. Не рекомендуется запускать и затем эксплуатировать двигатель автомобиля при температуре ниже нуля. Летним маслом может быть любое масло, независимо от его основы — как минеральное, так и синтетическое,
- Зимнее масло характеризуется более низкой вязкостью и улучшенной текучестью. Он надежно защищает двигатель в холодную погоду, поскольку лучше проникает в каналы. Однако при высоких температурах окружающей среды он теряет способность выполнять свою функцию — поэтому он не подходит для летних температур. Синтетические масла в основном используются для зимней смазки,
- Всесезонное масло считается универсальным — его вязкость существенно не меняется даже при больших колебаниях температуры. Его преимущество перед сезонной смазкой заключается в том, что его не нужно менять каждые шесть месяцев, когда приближается определенный сезон. Смазочные материалы общего назначения могут быть синтетическими или полусинтетическими.
Само собой разумеется, что разумный автовладелец, заботящийся о своем автомобиле, не станет рисковать, заливая в машину летнее масло холодной зимой. Однако изменение погодных условий не всегда предсказуемо.
Случается, что автомобилисты застают врасплох холодную погоду и не могут должным образом подготовиться к новому сезону. В следующем разделе рассматриваются опасности, связанные с замерзшим маслом в двигателе автомобиля.
Оптимальные параметры температуры масла
Во время работы двигателя в его корпусе создается избыточное давление и высокая температура, что негативно сказывается на основных компонентах. Чтобы противостоять этим неблагоприятным давлениям, силовой агрегат заполняется маслом, которое должно поддерживать оптимальную температуру внутри агрегата. К превышению этого предела следует относиться особенно серьезно, так как существует риск закипания масла. Вероятность воспламенения вышеупомянутого материала напрямую зависит от наличия определенных добавок и составляет от 180 до 195 градусов. Процесс кипения сопровождается бульканьем и усиленным испарением.
Все типы смазочных материалов характеризуются одним основным параметром — температурой вспышки смазочного материала. В справочниках температура вспышки указывается как 230-240 градусов, но, по словам опытных водителей, это состояние может начаться уже при 150 градусах и напрямую связано с объемом скопившихся паров.
Чем опасно для машины замерзание масла в двигателе
В отличие от цивилизованных стран, в нашей стране довольно часто водители паркуют машину на неотапливаемой стоянке или даже под окном высотного здания зимой. Конечно, при температуре выше нуля это не опасно, но в ледяную погоду могут возникнуть различные проблемы с автомобилем.
Например, на двигателе образуется лед или замерзает масло. Опасности, связанные с вязким маслом в двигателе, более подробно описаны ниже:
- Основное назначение смазочного материала — защита рабочих частей двигателя от чрезмерного трения для предотвращения преждевременного износа. Неожиданное понижение температуры может привести к замерзанию и застыванию моторного масла, что снижает эксплуатационные характеристики нефтепродукта. Это особенно влияет на коленчатый вал и препятствует его свободному вращению. В результате двигатель трудно запустить, и движение становится невозможным,
- Не рекомендуется допускать слишком густого моторного масла, так как это может привести к неконтролируемому вращению вкладышей подшипников. По этой причине категорически запрещается запускать двигатель с замерзшим маслом,
- Без необходимой защитной пленки на движущихся частях двигателя автомобиля густое масло может привести к повреждению двигателя. Ремонт двигателя не только отнимает значительные финансовые средства, но и нервные клетки и ранит психику владельца автомобиля, которому и без того хватает зимних сюрпризов, таких как снег или гололед.
Таким образом, эта информация окончательно убедила меня в недопустимости запуска двигателя с замерзшей смазкой. Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, лучше всего отбуксировать или оттащить автомобиль в теплое место и оставить его там до полного прогрева двигателя.
Однако бывают случаи, когда автомобиль нужен просто срочно. Что делать автомобилисту, который оставил свой автомобиль на ночь на улице при низких температурах, когда ему срочно нужно что-то сделать?
Прежде чем приступить к решению проблемы, необходимо определить ее причину. Это поможет вам найти наилучший выход из сложившейся ситуации.
Второй тест не совсем корректен. В реальных условиях температура воспламенения масла ниже — от 150°C до 190°C. Это происходит потому, что свободное масло в пространстве под капотом механически образует дополнительные пары.
Диапазон рабочих температур
Моторное масло должно сохранять свои свойства в широком диапазоне температур. По крайней мере, в пределах рабочего диапазона, указанного производителем для конкретного двигателя.
Что происходит с маслом, когда оно закипает?
Функционирование всех механических частей и соответствующих им жидкостей должно быть предсказуемым в определенном диапазоне температур. Для обычных компонентов двигателя критические характеристики устанавливаются производителем автомобиля и не могут быть изменены.
Неправильный выбор расходных материалов может негативно сказаться на производительности устройства. Рабочая температура двигателя с водяным охлаждением не совпадает с рабочей температурой смазочного материала.
Двигатели с воздушным охлаждением не рассматриваются из-за ограниченного количества доступных моделей. Обычная температура предварительно нагретого устройства составляет от 80°C до 90°C. Для дизельных двигателей достигается то же значение, но оптимальная температура достигается в течение более длительного периода времени.
В любом случае, температура моторного масла на 10-15°C выше температуры охлаждающей жидкости, при этом максимальное значение достигает 105°C. Очевидно, если система охлаждения двигателя в порядке.
Почему моторное масло горячее, чем охлаждающая жидкость?
Поскольку смазочные материалы не контактируют с контурами охлаждения двигателя, масло также нагревается горячими поршнями.
Влияние низких температур на стабильность запуска двигателя
При покупке масла следует ознакомиться с пригодностью жидкости к зиме, поскольку от этого зависит, насколько хорошо будет запускаться двигатель в холодное время года. Если вы используете смазку марки 5W-40, то из числа 5 (которое является фиксированным числом для всех марок масла) нужно вычесть 35. Таким образом, пр и-30 это минимальная температура, при которой масло должно без проблем запускать двигатель.
Низкотемпературные параметры
Необходимо учитывать не только температуру окружающей среды, но и температуру блока, так как работа двигателя зависит от пробега и загрузки автомобиля.
Характеристики рабочей жидкости при низких температурах включают:
- Накачиваемость. Этот параметр относится к состоянию, при котором вещество беспрепятственно прокачивается по каналам системы смазки.
- Накачиваемость продукта. Это значение указывает на динамические вязкостные свойства смазочного материала, а также на температуру, при которой смазочный материал становится более текучим. Это состояние облегчает запуск двигателя. Начальная температура всегда на 5 градусов выше, чем температура насоса.
Пользователь Влас Прудов создал видео, объясняющее, как выбрать качественную жидкость для двигателя мотоцикла.
Застывание
Температура застывания определяется потерей подвижности и текучести жидкости. Если параметры вязкости резко возрастают, это приводит к началу процесса кристаллизации парафина. Масло, работающее при более низких температурах, менее подвижно. Смазка затвердевает, что приводит к повышению пластичности в результате выделения углеводородных веществ. Температура застывания моторной жидкости соответствует минимальной настройке циркуляции. Когда масло начинает застывать, двигатель можно запустить, но запуск становится очень трудным.
Температура затвердевания
Температура застывания составляет 3-5 градусов ниже нуля. При сильном холоде основа жидкости становится более твердой, и прохождение потока по каналам системы смазки затрудняется. Следовательно, водитель также не может запустить двигатель. Эта проблема еще более актуальна для жителей северных регионов, которые заправляют свои автомобили смазочными материалами, не соответствующими классу вязкости для использования в таких условиях.
Температура кипения
Когда двигатель достигает диапазона рабочих температур, вязкость моторного масла становится нормальной, и присадки активируются.
Если было добавлено масло, не одобренное производителем двигателя для соответствующего типа двигателя, автомобильное масло может закипеть. Возникновение пожара маловероятно, если только система охлаждения двигателя не неисправна.
Если масло начнет закипать, двигатель заржавеет.
Температура кипения моторного масла на 2-3 градуса ниже температуры вспышки. Если смазка находится на грани закипания или уже закипела, состав активно разделяется на фракции и добавки.
Производительность снижается, и масло больше не может выполнять свои функции. Кроме того, уровень эксплуатационной жидкости падает при закипании: большое количество паров масла под давлением выходит через воздушный клапан или вентиляционное отверстие картера.
Если двигатель работает дольше с маслом, близким к температуре кипения, то не только изнашиваются детали двигателя, но и возможно, что клапаны остановятся, гильзы коленчатого вала прокрутятся и даже двигатель заглохнет.
Приведенная выше информация облегчает выбор масла, рекомендованного для зимнего использования. Это особенно актуально для районов с сильными морозами.
Что делать, если закипело масло?
Если вы находитесь в пробке или на парковке и заметили возгорание масла, немедленно остановите двигатель. Не нужно паниковать, главное — выключить двигатель.
Если во время движения из под днища идет дым, остановите автомобиль следующим образом:
- Минимизируйте нагрузку на систему привода, убрав ногу с педали газа, чтобы снизить обороты двигателя.
- Включите отопитель автомобиля на максимальный поток воздуха — это удалит часть перегретого воздуха из рабочей зоны и снизит его концентрацию в двигателе.
- Если позволяют дорожные условия, остановитесь полностью. Встречный ветер будет охлаждать моторный отсек.
- Если автомобиль неподвижен, подождите еще 5 минут, прежде чем выключить двигатель.
Помните. Не тормозите автомобиль резко, если температура в системе двигателя повышается.
Причины образования проблемы
Давайте рассмотрим причины, по которым повышается температура моторного масла:
- Основной причиной более высокой рабочей температуры защитной смазки является ее низкое качество. Если вы хотите сэкономить деньги при обслуживании своего автомобиля, вам придется ожидать неприятных сюрпризов. Низкокачественное моторное масло не справляется с постоянными скачками температуры внутри силового агрегата: оно быстро теряет свои характеристики, превращается в водянистую жидкость, которая не только начинает вытекать из механизмов и оставлять их без защиты, но и начинает гореть и испаряться.
То же самое относится и к качественному маслу, если оно испортилось. Если владелец автомобиля пренебрегает заменой масла, нефтепродукт также может вызвать повышение температуры в системе двигателя.
- Неисправности в системе охлаждения также могут вызвать резкое повышение температуры масла. Например, разрыв или ослабление ремня вентилятора или насоса охлаждающей жидкости, неисправная муфта гидравлического вентилятора, грязный радиатор и другие производственные дефекты могут вызвать это явление.
Это две основные причины, которые могут привести к закипанию масла в устройстве.
Чем опасна высокая температура?
Когда температура масла превышает 105 градусов Цельсия, вязкость масла быстро падает, и компоненты соприкасаются друг с другом из-за поврежденного защитного слоя. Как только это происходит, силы трения внутри силового агрегата увеличиваются, что приводит к уменьшению теплового расстояния между компонентами. Повышение температуры моторного масла приводит к окислению и быстрому старению моторного масла.
Отложения во впускной масляной магистрали
Циркуляция испорченного масла в двигателе оставляет частицы шлама, остатки лака и отложения на всех компонентах. При сгорании масла количество вредных отложений значительно увеличивается.
В результате окисления углерода на поверхностях деталей образуются углеродистые отложения, которые представляют собой скопление твердых частиц. К ним относятся частицы свинца, железа и других металлов. В больших количествах сажа может вызвать залипание двигателя, калильное зажигание и даже привести к взрыву зажигания.
В результате реакций окисления в системе привода образуются масляные пленки — лаки, которые затвердевают при высоких температурах в движущихся частях системы. Лаки состоят из золы, кислорода, водорода и углерода. Они представляют основную опасность для поршней, поршневых колец и канавок, а также цилиндров двигателя.
Как только температура моторного масла превышает 125 градусов, оно теряет всю свою прежнюю вязкость и начинает течь через структурные неплотности. Это приводит к тому, что в системе двигателя заканчивается масло.
Самым опасным последствием перегрева моторного масла может стать пожар — тогда автомобиль не подлежит ремонту.
Для жидкостей наиболее часто определяемой и используемой величиной является температура вспышки. Существует два метода определения температуры в открытом сосуде (Кливленд) и в закрытом тигле (Пунси-Мартенс). Эти два метода дают примерно одинаковые значения, с погрешностью менее 20 °C.
Почему это вредно?
В следующих случаях масло начинает выделять вредные канцерогенные примеси:
- когда жидкость нагревается выше точки кипения,
- когда продукт хранится в контакте с кислородом или подвергается воздействию света.
Точка дымления — это точка, при которой сырье подсолнечника начинает дымить. На этом этапе в нем накапливаются загрязняющие вещества.
Некоторые из вредных примесей перечислены ниже:
- Акролеин — это альдегид акриловой кислоты, обладающий слезоточивым эффектом. Он может сильно раздражать как дыхательные пути, так и глаза. Как только масло достигает точки дымления, образуется акролеин.
- Акриламид действует как амид акриловой кислоты. Он может влиять на ЦНС и печень и вреден для глаз. Это соединение обычно образуется при жарке крахмалистых продуктов.
- Свободные радикалы, а также гетероциклические амины содержатся в копченых и горелых продуктах. Эти вещества считаются токсичными. Поэтому они очень опасны при попадании на кожу или вдыхании.
Сгорание, в свою очередь, способствует образованию следующих опасных веществ:
- Альдегиды — это вещества, которые накапливаются в организме человека и раздражают его,
- Кетоны — это вредные вещества, которые могут проникать в кожу и вызывать раздражение,
- Жирные кислоты с низкой молекулярной массой — большинство из них не опасны для человека, но они отвечают за специфический запах горелого масла.
Основные симптомы закипания
Изменение данных термостата. В каждом автомобиле на приборной панели есть специальный манометр, который показывает температуру и состояние масла. Если устройство было предварительно нагрето должным образом, индикатор должен находиться в среднем положении. Как только владелец автомобиля заметит даже небольшое отклонение в сторону красной линии, это серьезный признак того, что температура масла повышается.
- Характерный звук. Когда масло закипает, автомобилист может услышать характерный звук кипения, который опытный автомобилист не сможет принять ни за что другое.
- Дым. Если из-под капота поднимается дым, это может быть признаком закипания смазки.
- Наличие черных выхлопных газов. Сине-черные отработанные газы можно увидеть выходящими из выхлопной трубы на начальной стадии кипения жира.
Примеры значений
Температура кипения подсолнечного масла может варьироваться в зависимости от типа используемого продукта. Чтобы узнать, до какой температуры можно нагреть жидкость, рекомендуется обратиться к таблице ниже.
Температура кипения кукурузного масла.
Здесь указаны все разрешенные продукты, которые можно нагревать:
Название масла | Температура кипения |
Необработанный арахис | 160 ℃ |
Рафинированный на основе арахиса | 232 ℃ |
Горчица | 254 ℃ |
На основе авокадо | 270 ℃ |
Изготовлен из виноградных косточек | 216 ℃ |
Из необработанных грецких орехов | 160 ℃ |
Из полуобработанных грецких орехов | 204 ℃ |
Из семян камелии | 252 ℃ |
касторовое масло | 200 ℃ |
Из чистой мякоти кокосового ореха | 177 ℃ |
Рафинированная мякоть кокосового ореха | 204 ℃ |
Из конопляного семени | 165 ℃ |
Нерафинированная основа из семян кукурузы | 178 ℃ |
Рафинированная основа семян кукурузы | 232 ℃ |
Основа из семян кунжута нерафинированная | 177 ℃ |
Основа из семян кунжута полурафинированная | 232 ℃ |
Основа льняного семени | 107 ℃ |
Фрукт макадамия | 210 ℃ |
Из сладкого миндаля | 216 ℃ |
Оливковое масло Extra virgin | 160 ℃ |
На основе оливок экстра вирджин | 210 ℃ |
Рафинированная оливковая основа | 199 ℃ — 243 ℃ |
На основе оливок с низкой кислотностью | 207 ℃ |
Разбитая целлюлоза из пальмового масла | 235 ℃ |
Из семян подсолнечника с высоким содержанием олеиновой кислоты | 160 ℃ |
Нерафинированные семена подсолнечника | 107 ℃ |
Полурафинированные семена подсолнечника | 232 ℃ |
Рафинированные семена подсолнечника | 227 ℃ |
Нерафинированное рапсовое масло | 107 ℃ |
Основа рафинированного рапсового масла | 204 ℃ |
На основе рисовых отрубей | 254 ℃ |
Сливочный | 150 ℃ |
Нерафинированные семена сои | 160 ℃ |
Полурафинированная основа семян сои | 177 ℃ |
Рафинированная основа из семян сои | 238 ℃ |
Хлопок | 216 ℃ |
Подсолнечное масло может сначала закипеть, затем задымиться и, наконец, начать гореть. Это происходит в том случае, если превышена температура, необходимая для оптимального нагрева продукта. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо принимать меры предосторожности и следить за температурой жидкого масла.