Свеча может быть мокрая либо от переизбытка бензина, либо из-за подбрасывания масла в камеру сгорания. В первой ситуации вы легко увидите, что виновником проблемы стал бензин – он быстро испаряется и имеет едкий запах. Масло же не испаряется вообще, обычно имеет темный цвет и густую консистенцию.
Выкрутил свечи а они в масле
Решил я провести осмотр свечей зажигания, дабы закрыть вопрос о необходимости их замены, ну и заодно посмотреть что там да как.
Со слов прежнего владельца, последняя замена свечей была произведена в декабре 2017-го года, ориентировочный пробег на тот момент составлял около 70000 км. На сегодняшний день пробег составляет 83500 км.
Демонтировав модуль зажигания, я насторожился, на дне свечных колодцев 2-го 3-го и 4-го цилиндров присутствовали капли масла. Дабы не плодить однотипные фотографии свечных колодцев, остановимся на 4-ом цилиндре, количество масла в остальных и того меньше.
Выкрутив свечу зажигания я обнаружил, что вся ее резьба в масле.
На дне свечного колодца 1-го цилиндра (ближайшего к ГРМ) наблюдалась только грязь.
На резьбе свечи зажигания первого цилиндра свежих подтеков масла не наблюдалось. Однако нагар присутствовал.
Начитавшись «интернетов» я знатно загрустил, возможные причины такого явления ну никак не радуют.
Помогите разобраться, прошу поправить если что не так, а также прошу воздержаться от советов в стиле: «чего гадать езжай на СТО, тут никто не занимается диагностикой по интернету». Целью записи является сбор мнений о первопричинах обнаруженного явления, а также способах диагностики неисправностей.
Итак, возможные причины появления масла на резьбе свечей зажигания:
1. Износ внутренней поверхности направляющих клапанов: проблема кажется мне весьма сомнительной по причине не столь внушительного пробега (отталкиваясь от того, что он реальный). Разумеется, «ушатать» ДВС можно и на новой машине в сжатые сроки.
2. Неисправность сальников клапанов, а именно:
—»Дубение» обжимной части сальников в следствии перегрева двигателя. Что считать перегревом? Вентилятор охлаждения двигателя A12XER имеет две скорости работы, первая активируется при достижении 108 градусов, вторая при 112. В летние месяцы неоднократно срабатывала вторая скорость при стоянии в пробках, что кажется мне вполне нормальным, лампа приборной панели «Слишком высокая температура ОЖ» никогда не загоралась при работе двигателя.
—Растяжение или соскок обжимной пружины сальника. Причины такого явления для меня не определены.
3. Износ стержня клапана. Аналогично пункту 1, весьма сомнительно.
4. Износ поршневых колец. Если я правильно понял, в этом случае вся свеча была бы в масле, а не только ее резьбовое соединение. Кроме того, при подобной неисправности, как я понимаю, маслом заливало бы всю свечу, в следствие чего наблюдались бы пропуски зажигания. Бытует мнение, что данную неисправность можно исключить путем проверки компрессии в цилиндрах.
5. Повышенный уровень масла. Отпадает, уровень масла в норме.
Также хотелось бы услышать мнение о цвете электродов свечи зажигания, норма или бедная смесь? Две недели назад китайский ELM327 выдавал значение 14.69 в поле: соотношение воздух/топливо, что считается идеальным. Но две недели назад я и не осматривал свечи.
Не оставил меня равнодушным и рыжий налет на изоляторе свечей зажигания. Мнений масса, что истина не ясно:
1. Это норма;
2. Это из-за масла;
3. Выставлен слишком большой зазор между электродами.
Также мне совершенно непонятно, откуда следы масла в свечных колодцах, судя по фото, из под клапанной крышки масло туда попасть никак не могло, подтеков масла не наблюдается. Стенки свечных колодцев совершенно сухие, имеется небольшой налет похожий на окисел, не более того.
Как устроена свеча зажигания
Несмотря на примитивный внешний вид, свеча устроена довольно сложно.
- Корпус сделан из металла, имеет несколько функций: вворачивается в головку цилиндрового блока; препятствует перегреву изолятора, отводя от него тепло; соединяет «массу» кузова с боковым электродом
- Изолятор – из метало-керамики, выдерживающий напряжение в несколько десятков тысяч вольт, и высокую температуру, доходящую до отметки 1000°C
- Уплотнительной прокладки препятствуют проникновению газов из камеры
- Бокового электрода – стальной стержень, приваренный к корпусу, иногда имеет платиновое напыление, многократно увеличивающее срок службы свечи.
- Центральный электрод соединен с выводным контактом, посредством резистора, что значительно нейтрализует помехи. Контактный вывод соединен с высоковольтным проводом от катушки. Он изготавливается из тугоплавких металлов (иридия, иттрия) и сплавов. Благодаря этому, отпадает потребность в постоянной зачистке. Между ним и боковым электродом образуется зазор, который пробивает высоковольтный ток, формируя искру.
Тепловой параметр свечи – калильное число – характеризует рабочую температуру теплового конуса. В зависимости от стиля езды и мощности двигателя, рекомендуется выбирать свечи, с разным калильным числом. Дело в том, что при нагрузках мотора на больших оборотах, температура теплового конуса проходит черту 900°C. Происходит самовоспламенение топливной смеси – калильное зажигание. Во избежание подобных процессов, следует, на таких автомобилях, устанавливать свечи с высоким калильным числом. И наоборот, когда водитель предпочитает спокойную, размеренную езду, чтобы предотвратить накопление нагара на свече (активировать самоочищение), выбирают деталь, с малым значением этой величины.
Закидывает электрод или резьбу свечи маслом — можно конечно же выпалить на огне, однако саму проблему это не решит. При сильной течи масла в цилиндр далеко не уедите, нужно устранять причину: менять сальники, направляющие клапанов либо капиталить двигатель и поменять кольца.
Откуда появляется масло
Двигатель устроен таким образом, чтобы обеспечить необходимую герметичность систем охлаждения и смазки. Жидкости циркулируют по своим контурам и попасть в камеру сгорания не могут. Именно поэтому следы масла на свече зажигания уже изначально говорит об определенных проблемах. В данном случае настоятельно рекомендуется не продолжать эксплуатацию автомобиля, а немедленно обратиться к автомеханикам. Затягивание ремонта чревато ухудшением состояния мотора и может привести к его полному заклиниванию из-за неудовлетворительной смазки.
Утечки масла связаны с нарушением герметичности тех узлов и систем, где оно предусмотрено конструктивно. При этом смазка может вытекать:
В первом случае проблему стоит искать в несправных прокладках: головки блока цилиндров или масляного фильтра. Второе визуально не определить. Именно для контроля за возможными протечками в цилиндры и применяется диагностика СЗ.
Поводы для незамедлительной диагностики
Помимо периодических осмотров СЗ существуют ситуации, при которых диагностику нужно проводить незамедлительно:
- резко увеличился расход масла;
- двигатель работает некорректно: виден темный дым из выхлопной, наблюдается троение или иные симптомы нестабильной и неравномерной работы.
Для большей достоверности диагностику рекомендуется проводить на новой свече – их идеальная (без следов работы) поверхность позволяет заметить даже малейшие следы масла на резьбе свечи зажигания.
- периодические следы от сгоревшего масла;
- увлажнение нижней части;
- смазка на торце;
- полностью замасленная поверхность.
Данные симптомы (по нарастанию) говорят о степени разрушения уплотнительных элементов. При малом количестве масла авто троит и «стреляет», при больших – часто глохнет или вообще не заводится.
Если вышла из строя прокладка впускного коллектора, то ее нужно лишь менять на новую. Естественно, что нужно чистить свечи и другие элементы от попавшего на них моторного масла. Свечу, например, можно почистить с помощью пескоструйного аппарата.
Почему возникают проблемы с образованием искры на свечах
- Часто дефект зависит от самой свечи. Пробой изолятора достаточно частая причина. Поэтому рекомендуют периодически выполнять замену СЗ. Обычно через каждые 30-40 тыс. км пробега желательно заменить источник искрообразования.
- Засорение, возникающее между электродами, не позволяет образовываться искре. При длительных попытках завести мотор топливо или масло попадают на поверхность свечи. Зазор исчезает. Некоторые водители производят прожигание свечей. Их выкручивают и на пламени газовой горелки прокаливают в течение 4…6 минут. Потом металлической щеткой очищают остатки сгоревшего топлива и масла.
После установки на место запуск облегчается. Внимание! Постоянно повторять подобные обжиги не следует. Металлический зажим ослабляется, иногда возможны разрушения, в результате которых керамический изолятор вылетает из корпуса. Свечу можно выбросить, восстановить ее невозможно. - При образовании богатой смеси между электродами образуется коксовый слой. Подобное явление возникает при неправильной работе карбюратора или инжектора. Создание богатой смеси и неполное сгорание – это основная причина возникновения углеродных отложений между электродами.
Быстрое исправление – это очистка электродов. Нужно проконтролировать зазор. Для очистки используют растворители, например, уайт-спирит. Очищают металлической щеткой. В крайнем случае, проводят обжиг металлической части. - При перегреве возможно расплавление электродов. Подобные явления могут возникнуть при работе двигателя на обедненной смеси и высокой нагрузке на коленчатом валу. Тогда наблюдается длительный процесс горения рабочей смеси. Отвод тепла в головке блока не обеспечивает необходимый тепловой режим.
Нужно проверить, работу карбюратора или инжектора. При плохом распыле капельки топлива не успевают испариться во внутреннем пространстве. - Газораспределительный механизм тоже может стать причиной образования масла на электродах. Если изнашивается стержень клапана, то часть масла, использованного для смазки, перетекает внутрь цилиндра. Замена маслосъемных колпачков поможет сократить попадание смазки внутрь камеры сгорания.
- Иногда возникают перебои в работе распределителя зажигания. Ток не доходит до свечи. Внешнее проявление подобного – двигатель троит. Один из цилиндров выключается из работы.
Повреждение проводов высокого напряжения – это частая причина потери тока. Искра возникает снаружи.
У некоторых двигателей конструкция крышки головки блока имеет большие выступы. Без специального изолятора возможен пробой между проводами и массой. У двигателей «Москвичей» автолюбители могли наблюдать образование искр между изолятором и поверхностью крышки. При внимательном осмотре находили трещины, создающие утечку тока. - Распространенная причина – это неплотное закручивание свечи в резьбе. В результате нет компрессии в цилиндре. Рабочая смесь не сжимается, горение не происходит, на электродах образуется масло. Недолгая работа в подобном режиме приведет к тому, что образуется обильный нагар.
- Износ двигателя наступает после определенной наработки. Зазоры между поршневыми кольцами и стенками цилиндра увеличиваются, масло из картера подсасывается в цилиндр. В результате свечи мокнут от попадающих капелек смазки.
Капитальный ремонт, при котором выполняется расточка цилиндров под новый ремонтный размер, а также использование поршней и колец большего диаметра позволит устранить эту неприятность.
Попутно при подобном ремонте анализируется состояние коренных и шатунных шеек. Их обычно протачивают под новый ремонтный размер. Используют новые вкладыши.
После подобного ремонта моторесурс восстанавливается почти полностью. Двигатель обеспечит пробег автомобиля на несколько десятков тысяч километров.
При значительном износе рабочих поверхностей направляющих клапанов возможно возникновение их люфта. В частности, между стержнем клапана и направляющей втулкой. Из-за этого масло может попасть из блока цилиндров непосредственно в камеру сгорания на свечи зажигания.
Прокладка головки блока – неприятная проблема
Прокладка ГБЦ служит для сохранения циркуляции всех жидкостей в моторе в своих контурах. Если прокладку пробивает, она начинает смешивать антифриз с маслом. Удачно пробитая прокладка просто вызовет течь наружу блока цилиндров, вы быстро это увидите и устраните проблему без последствий для мотора. Неудачный разрыв прокладки сулит большими проблемами.
Одно из возможных последствий – наличие масла в свечных колодцах. Вполне может быть, что смазка попадает в камеру сгорания через неисправную прокладку ГБЦ. В таком случае ремонт не будет слишком дорогим, но выполнить его нужно как можно скорее, поскольку проблем при дальнейшем вытекании технических жидкостей избежать не удастся.
Также стоит рассматривать и другие варианты износа двигателя, которые приводят к маслу в свечных колодцах. Это может быть трещина в головке блока цилиндров или деформация головки из-за перегрева. Такие ситуации приведут к тому, что масляные каналы на блоке и на ГБЦ не будут совпадать, и масло под давлением будет впрыскиваться не туда, куда нужно. Из-за этого расход масла будет колоссальным, мотор будет дымить, а автомобиль в целом невозможно будет эксплуатировать.
Если вы нашли жидкое масло на свечках или хорошо заметный нагар, стоит внимательнее отнестись к проблемам вашего двигателя и заранее выполнить ремонт. Иначе уже очень скоро мотор может потребовать капитального восстановления, которое часто оказывается экономически невыгодным. Чтобы не тратить на двигатель огромные деньги, следите за его работой и вовремя реагируйте на все возможные неприятности.