Зачем в машине сапун и как правильно его чистить. Принцип работы сапуна двигателя.

Двигатель
Принцип работы сапуна двигателя - Залегание поршневых колец Что такое сапун двигателя и зачем он нужен Почему нужно чистить сапун Диагностика неисправностей Для чего нужна чистка клапана.

Проверьте выпускной клапан и при необходимости промойте его. Бывают случаи, когда клапан засоряется, в результате чего выхлопные газы попадают в картер и создают избыточное давление. Снимите фитинг и промойте его, в большинстве случаев это решит проблему утечки масла из воздушного клапана.

Что такое сапун

Сапун — это фитинг, также известный как «воздушный клапан». Он устанавливается в картере двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и необходим для стабилизации давления внутри и снаружи двигателя.

Во время движения давление в картере поднимается выше атмосферного, и выпускной клапан позволяет выходить газам, излишкам масла и т.д. И наоборот, воздух попадает внутрь, когда давление в картере падает. Поэтому две основные функции этого компонента заключаются в том, чтобы предотвратить попадание воды и грязи внутрь и выход масла наружу.

Где установлен сапун:

  • в двигателе;
  • внутри заднего и переднего моста. Важно учитывать, что здесь сапун часто контактирует с грязью, так что проверять его надо часто;
  • в коробке переключения передач. Главный сигнал того, что сапун засорился, — протечка масла. В норме этого быть не должно.

Почему дымит сапун

Дым или вытекающее масло не являются хорошим признаком для автомобиля и могут быть предвестниками приближающегося повреждения. Существует три основные причины неисправности воздушного клапана:

  • вышла из строя какая-то деталь цилиндро-поршневой группы (например, залегают поршневые кольца или износился сам цилиндр);
  • засорилась система вентиляции;
  • прогорел выпускной клапан (в этом случае под угрозой находится и мотор машины).

Если не выяснить, почему дымит воздушный клапан, и не устранить причину неисправности, то вскоре автомобилю потребуется дорогостоящий ремонт. Однако этой проблемы можно легко избежать.

Зачем и как чистить сапун

Регулярная очистка и своевременная замена сапуна помогут предотвратить повреждения и дорогостоящий ремонт. Эта деталь склонна к засорению, поэтому ее состояние необходимо проверять при каждом техническом осмотре. Это правило особенно важно для тех, кто время от времени пересекает страну и оставляет автомобиль на улице, а не в гараже.

Чтобы очистить выпускной клапан, необходимо выполнить следующее:

  1. Снять все патрубки и шланги, выходящие от сапуна.
  2. Снять крышку детали.
  3. Очистить крышку и трубки.
  4. Собрать все обратно.

Процедура очень проста и может быть выполнена без посещения автосервиса. Воздушный клапан следует заменять только в том случае, если корпус был запущен и грязь невозможно удалить. Помните: если место установки недостаточно очищено, новый воздушный клапан выйдет из строя быстрее, чем старый.

Устройство

Дыхательные аппараты работают в нескольких направлениях: Передний и задний мост, трансмиссия, механическая коробка передач и картер двигателя.

Давайте теперь проанализируем, как работает воздушный клапан на примере двигателя. Не все газы покидают камеру сгорания через выпускной клапан, часть из них возвращается в картер, повышая давление в системе. В картере имеется отверстие, в которое вмонтировано вентиляционное отверстие.

Сапун двигателя

В нормальных условиях порт уплотняется резиновым уплотнением, которое сжимается пружиной. Когда давление повышается, отверстие открывается, и газы выходят под вентиляционный колпачок и возвращаются в цилиндры для дожигания. Когда давление выравнивается, пружина закрывает соединение. Система снова герметична.

Разобранный сапун

Воздушный клапан выполняет две задачи. Он открывается для выпуска картерных газов и не пропускает грязь и влагу. Коробка передач, механическая коробка передач и силовой агрегат имеют один и тот же воздушный клапан, который выпускает воздух непосредственно в атмосферу. Давление в этих компонентах создается за счет нагрева движущихся частей.

Сапун моста Chevrolet Niva

К чему приводит неисправность сапуна

Неисправный воздушный клапан трансмиссии вызывает утечку масла и косвенно влияет на износ трансмиссии. То же самое относится к коробкам передач и мостам. Они наиболее подвержены загрязнению, воздушные клапаны часто засоряются и нуждаются в регулярной проверке.

Засоренный сапун двигателя — это серьезная проблема. Газы и масло из картера идут по пути наименьшего сопротивления: в лучшем случае щуп поднимается, в худшем — давление вызывает утечку уплотнений. В отличие от сапунов коробки передач и мостов, сапун двигателя защищен от грязи. Поэтому его может засорить только то, что выходит из картера: взорвавшееся моторное масло.

Сапун двигателя Lada Priora

В нормальных условиях из сапуна выходит лишь небольшое количество масляных паров. Когда он блокируется, добыча нефти увеличивается. В этом случае заблокированный клапан является лишь симптомом серьезного повреждения двигателя:

— износ поршневой группы цилиндра,

— изношенная шестерня синхронизатора,

— переполнение или некачественное масло,

— засорение воздушного клапана.

Патрубок на сапуне в двигателе

Обслуживание и ремонт

Крышка сапуна должна свободно перемещаться на плунжере. В таком простом устройстве возможны две неисправности: клапан забит грязью и маслом, или у вас неисправная деталь.

Вентиляционную пробку можно открутить с помощью гаечного ключа, ее легко очистить, но безопаснее заменить ее на новую. Перед установкой клапана убедитесь, что он работает: Когда вы сильно дуете на колпачок, воздух под ним выходит с жужжащим звуком.

Новые сапуны

Назначение

Назначение вентиляционного клапана в автомобиле — соединить пространство под поршнем двигателя с атмосферой. На клапанной крышке головки блока цилиндров также имеется сапун.

Из-за движения компонентов, шестерен и смазочных материалов давление в картере и под крышкой повышается при работе двигателя. Картерные газы также скапливаются в пространстве под поршнем, что также повышает давление.

Сапун двигателя: что это такое, где он находится и как устроен

Поршневые кольца не могут гарантировать абсолютно герметичную камеру сгорания, поэтому часть рабочих газов выходит и попадает в пространство под поршнем.

Смесь технологических газов, влаги и частиц масла, выделившаяся в картер и смешавшаяся со смазкой, называется картерным газом. Повышение давления в картере называется картерным газом.

Работа двигателя сопровождается перепадами температур, которые вызывают образование конденсата внутри двигателя. Накопление влаги внутри двигателя недопустимо, так как является основной причиной коррозии.

Если под поршнем скапливается большое количество выхлопных газов, они могут вызвать утечки и «слабые» компоненты, такие как уплотнения, датчики, прокладки и т.д..

Поэтому важно соблюдать баланс давления и отработанных газов. Именно это и делает сапун, который, по сути, является воздушным клапаном. Обратите внимание, что этот элемент используется не только в двигателе, но и в коробке передач и задних мостах.

Сапун двигателя: что это такое, где он находится и как устроен

Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, многие водители также используют воздушный клапан для диагностики двигателя. Он помогает определить степень износа блока цилиндр-поршень и внешний вид гильз.

Когда детали двигателя или поршневые кольца изнашиваются, большое количество газа выделяется в пространство под поршнем. И благодаря сапуну это хорошо видно по выхлопу из картера. Если блок цилиндров цел, отработавшие газы в картере практически не дымят.

Устройство

Сапун — это клапан, который выпускает воздух из двигателя. Когда давление повышается, часть газов выходит. Чем выше давление, тем больше воздуха может пройти через него. Чтобы предотвратить попадание атмосферного воздуха, клапан может пропускать воздух только в одном направлении. Однако на некоторых автомобилях этот процесс происходит в обратном порядке. В этих вариантах на клапане установлен фильтр, предотвращающий попадание пыли в двигатель.

Сапун двигателя: что это такое, где он находится и как устроен

Воздушный клапан обычно расположен рядом с заливной горловиной. Реже встречается расположение на боковой стороне блока цилиндров. От выхлопной трубы отходит шланг, соединяющий ее с корпусом воздушного фильтра. Это расположение одинаково для всех автомобилей. Возможны незначительные отклонения в связи с кузовными работами. Иногда имеется 2 сопла, в этом случае второе сопло подключается к струе.

Принцип работы сапуна в двигателе

В настоящее время очень часто внедорожники оснащаются стравливающим клапаном, который снижает давление. Это связано с тем, что устройство подходит для езды по бездорожью. Спускные клапаны предотвращают утечку масла. Когда масло в двигателе нагревается, оно расширяется, увеличивая давление в двигателе.

Сапун двигателя: что это такое, где он находится и как устроен

Давление в двигателе или другом устройстве автомобиля должно найти выход. Это приводит к утечке масла через различные стыки и щели. Для предотвращения утечки масла установлены сапуны.

Сапун двигателя: что это такое, где он находится и как устроен

После выключения двигателя и остановки других компонентов или при нахождении в воде (актуально для внедорожников) происходит охлаждение. Когда резервуар остывает, давление в нем падает, снова образуется разница давлений, наружный воздух пытается проникнуть в соединения и т.д. Для противодействия этому и надежного выравнивания давления в двигателе, коробке передач и т.д. устанавливаются выпускные клапаны. Клапан предотвращает попадание воды и грязи в агрегаты в случае падения давления и препятствует ослаблению уплотнений и выходу рабочей среды (смазки), если давление слишком высокое.

Где находится сапун двигателя

Сапун двигателя может располагаться в разных местах на автомобилях разных производителей. Однако в большинстве случаев он расположен на клапанной крышке рядом с заливной горловиной. Хотя существуют и вариации: Лучше всего обратиться за информацией к руководству по эксплуатации автомобиля или на популярные форумы.

На фото справа показана система вентиляции картера ВАЗ 2111, включающая в себя вентиляционную пробку:

  1. Картер двигателя.
  2. Сапун.
  3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки.
  4. Маслоотделитель под клапанной крышкой.
  5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки.
  6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.
  7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе..

Однако вентилятор устанавливается не только в ДВС. Он расположен внутри:

  • Коробке передач. В противном случае КПП стала бы работать рывками, а износ шестерёнок на вторичном валу возрос многократно. Нечто похожее наблюдается, когда сапун забивается, переставая выполнять свою функцию.
  • Если конструкцией автомобиля предусмотрена отдельная раздаточная коробка, то аналогичный механизм может быть в ней.
  • Переднем, а в задне-/полноприводных машинах – в заднем мосту. Причём эта неприметная деталь не только выравнивает давление, она уберегает механизмы от попадания грязи и влаги при преодолении водных преград.

Но их внешний вид также часто похож, а нередко и идентичен: они выполняют одну и ту же функцию.

Сапун двигателя

Назначение

Вентиляционная пробка автомобиля служит для соединения моторного отсека с атмосферой. На клапанной крышке головки блока цилиндров также имеется вентиляционная пробка.

Из-за движения деталей, шестерен и смазочных материалов во время движения повышается давление в картере и под крышкой. Кроме того, картерные газы под давлением скапливаются в поршневой камере, что также повышает давление.

Поршневые кольца не могут полностью герметизировать камеру сгорания, поэтому часть рабочих газов может выходить и попадать в пространство под поршнем.

Работа двигателя сопровождается перепадами температур, которые приводят к образованию конденсата внутри двигателя. Конденсат внутри двигателя недопустим, так как является основной причиной коррозии.

Смесь технологических газов, просочившихся в картер, влаги и частиц масла, вступивших в контакт со смазкой, называется картерными газами. Повышение давления в картере обычно сопровождается ухудшением работы двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление в узлах и механизмах.

Когда газы накапливаются в большом количестве в пространстве под поршнем, они могут выходить через утечки и «слабые» компоненты, такие как прокладки, индикаторы погружения, уплотнения и т.д.

Поэтому важно выровнять давление и выпустить газы. Это делается с помощью дыхательного клапана, который, по сути, является воздушным клапаном. Следует отметить, что этот элемент используется не только в двигателе, но и в коробке передач и задних мостах.

Сапун служит не только для поддержания давления в блоке цилиндров, но и используется многими автомобилистами для диагностики двигателя. С его помощью можно определить износ блока цилиндр-поршень и износ гильз.

Когда компоненты двигателя изношены или поршневые кольца заклинило, большое количество газа попадает в пространство под поршнем. Благодаря сапуну это хорошо видно по дыму картерных газов. Если состояние головки блока цилиндров хорошее, то дым в картерных выхлопных газах практически отсутствует.

Читайте также: Ремонт выхлопной системы ВАЗ 2114: замена глушителя

Устройство сапуна

Внутренняя конструкция вентиляционного колпачка обычно очень проста. Возьмем для примера сапун трансмиссии/двигателя.

  1. Внешний корпус сапуна. Выполняется из металла, поэтому повредить его при езде не получится.
  2. Прижимная пружина. Благодаря ей механизму не нужен электро-/механический привод, всё автономно.
  3. Резиновая прокладка. Именно она обеспечивает герметичность, когда не сбрасывается избыточное давление.
  4. Стопорная гайка. Простейший способ фиксации: хотя в других моделях встречаются самые разные варианты.
  5. Непосредственно тело сапуна. Сквозное отверстие позволяет агрегату «дышать», сбрасывая избыточное давление.

Хотя этот сапун не используется для двигателей, принцип действия тот же. Это элементарный компонент, без которого просто ничего не работает.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В прошлом сапун представлял собой простой разъем, на который крепился шланг, ведущий вниз. При этом выхлопные газы из картера выбрасывались в атмосферу. Для предотвращения утечки масла перед сапуном был установлен маслоотделитель. Этот элемент изменил пути газа, и из-за его инерции масло покрыло стенки маслоотделителя и попало в тележку.

Система вентиляции картера ВАЗ 2111: 1. 2. двигатель с турбиной. 3. гибкий шланг от сапуна к штуцеру клапанной крышки. 4. маслоотделитель под клапанной крышкой. 5. тонкий шланг от клапанной крышки к корпусу дроссельной заслонки. 6. форсунка дроссельного блока и соединение форсунки. 7. толстый шланг от клапанной крышки к впускному шлангу.

В современных автомобилях используется полная выхлопная система для поддержания чистоты выхлопных газов. Эти газы не выбрасываются в атмосферу, а направляются в цилиндры, где сгорают.

Читайте также: Тихий стартер при повороте ключа зажигания — причины и способы устранения

Эта система включает в себя:

  1. Сапун.
  2. Маслоотделители.
  3. Патрубки.

Существуют различные типы маслоотделителей — лабиринтные, центробежные и сеточные.

Сапун расположен в различных местах на нижней стороне блока двигателя. Он может быть отдельным компонентом или служить корпусом для индикатора расхода.

Сапун — очень простой компонент, но от него зависит работа двигателя. Если он засорен, повышенное давление выдавит масло уже через несколько минут. Если масло вытекает из щупа, достаточно восстановить уровень масла и протереть нижнюю часть двигателя. Однако если масло давит на сальники коленчатого вала, их необходимо заменить.

В сапуне нет движущихся частей, поэтому ничто не может сломаться. Однако его необходимо обслуживать. Маслоотделитель не в состоянии уловить все масло, и частицы масла остаются в газах. Некоторые из них оседают на внутренних стенках сапуна вместе с сажей и грязью. Диаметр труб постепенно уменьшается, снижая вентиляцию картера. Зимой замерзшая вода добавляется к отложениям на стенах.

На некоторых автомобилях система вентиляции картера позволяет газу попадать в клапанную крышку, где он также проходит через масляный фильтр, прежде чем попасть в цилиндры. Сетки этого сита также забиваются грязью, снижая пропускную способность. «Это приводит к тому, что уплотнения распределительного вала оказываются под давлением.

Почему идет дым из сапуна

У сапуна есть только один недостаток: он не может правильно выпустить скопившиеся газы, сравнивая давление в двигателе с атмосферным. Но дым, который он производит, может рассказать вам о многом:

  • Маслосъёмные кольца цилиндров залегли либо сносились. Простая раскоксовка народными методами или специальной химией здесь уже не поможет, поэтому придётся разбирать мотор.
  • Аналогично, если прогорел один/несколько выпускных клапанов. Определить это поможет простой замер компрессии.
  • Маслоотражательные колпачки. Просто поменяйте их, если пришло время, или на них видны следы повышенного износа.
  • Сносились сальники вала, пропускающие масляные пары. Менять их не задумываясь, желательно, не откладывая в долгий ящик.
  • Масло в моторе старое, давно требующее замены. Без комментариев: как показывает практика, чинить «сердце» авто в десятки раз дороже, чем его менять.
  • Белый дым на горячем моторе – охлаждающая жидкость попадает в систему смазки. Где именно течь – придётся искать.
  • Перелив масла. В ДВС он также опасен, как и недолив: износ мотора/расход топлива значительно увеличивается, поэтому проверьте его уровень щупом на ровной площадке, когда двигатель хорошо прогрет. Вот тогда увидите, насколько качественно мастера на СТО (или вы сами) выполнили его замену/долив.
  • Масло некачественное/не подходит авто/контрафакт. Выход один – заменить его. Аналогично, если залили топливо на неизвестной АЗС: просто больше так не делайте.
  • Наконец, сам сапун от времени забился, не работая на все 100%. Простая чистка, профилактика позволит это устранить.

Полный перечень всех видов заболеваний. И если сапун вашего автомобиля дымит, вы, несомненно, нашли свой случай.

Важно

Винт сапуна — это важный компонент, который способствует бесперебойной работе вашего автомобиля. Однако, чтобы избежать повреждений, рекомендуется своевременно чистить или заменять его.

Неисправный клапан может привести к самым разным проблемам:

  • риск течи КПП;
  • быстрый износ синхронизаторов и многое другое.

Регулярная очистка клапана помогает предотвратить ухудшение смазывающих и защитных свойств масла, тем самым продлевая срок службы «железного коня».

Оцените статью