Замена помпы ВАЗ 2110 8 и 16 клапанов. Как проверить помпу на ваз 2110.

Как проверить
Как проверить помпу на ваз 2110 - Что необходимо для замены Разборка помпы Проверка помпы на двигателе автомобиля Замена вала и подшипников Причины неисправности помпы

Проверить и заменить водяной насос в двигателе этого автомобиля несложно, поскольку он приводится в действие ремнем и расположен снаружи двигателя. Тем не менее, расслабляться не стоит, потому что есть трудоемкие задачи.

Диагностика и замена помпы на BAЗ 2110 своими руками. Признаки неисправности помпы ваз 2110

Насос — или технически водяной насос — является важной частью системы охлаждения автомобиля. Именно вторая часть после термостата чаще всего выходит из строя. На 16-клапанном автомобиле ВАЗ-2112 замена этого компонента довольно проста и может быть выполнена практически любым автомобилистом. Сам водяной насос отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Неисправность водяного насоса может привести к утечке охлаждающей жидкости и попаданию воздуха в систему. В худшем случае насос может «застрять», а клапаны погнуться. Двигатель 124 не подвергается риску, но 21120 подвергается — его ремонтируют здесь.

Видео о замене ремня ГРМ и помпы на автомобиле ВАЗ-2112 с 16 клапанами:

Видеоматериалы иллюстрируют процесс замены насоса и содержат некоторые рекомендации и советы. Перед выполнением работы рекомендуется просмотреть представленный видеоролик.

Назначение и функции водяного насоса

Насос представляет собой центробежный насос, который обеспечивает принудительную циркуляцию антифриза в контуре охлаждения двигателя. Это приводит к чрезмерному отводу тепла к двигателю. Насос имеет очень простую конструкцию. Рабочее колесо находится в чугунном или алюминиевом корпусе и приводится в движение валом. Уплотнение обеспечивается сальником и прокладкой между корпусом насоса и блоком цилиндров.

Охлаждающая жидкость (хладагент) подается через центральный канал. Когда охлаждающая жидкость достигает рабочего колеса, она выбрасывается центробежной силой на сторону корпуса. Охлаждающая жидкость поступает через распределительный канал к патрубкам, а затем в рубашку охлаждения двигателя. Когда температура достигает определенного значения, термостат открывается, и охлаждающая жидкость охлаждается в радиаторе. Затем охлаждающая жидкость возвращается в центробежный насос. Это позволяет антифризу циркулировать.

Читайте также.

Насос является важной частью системы охлаждения двигателя.

Проверка работоспособности водяного насоса

Самодиагностика насоса довольно проста и занимает не более 10 минут. Процедура испытания выглядит следующим образом:

  1. Двигатель прогревается до рабочей температуры (91˚С для ВАЗ 2110).
  2. На правую руку в целях безопасности надевается плотная перчатка.
  3. Перекрывается подача ОЖ от радиатора. Для этого рукой пережимают патрубок. Если насос исправен, почувствуется давление антифриза внутри шланга. Если патрубок сжимается легко, то помпа неисправна.

Все действия должны выполняться с особой осторожностью, так как охлаждающая жидкость очень горячая и может вызвать ожоги поверхности двигателя или труб.

Чтобы определить, неисправен ли насос, просто нажмите на шланг охлаждающей жидкости.

Диагностика неисправностей помпы на ВАЗ 2110/11/12

Неисправность насоса можно распознать по следующим признакам:

  1. Во время движения появляется посторонний шум со стороны ГРМ.
  2. Насос теряет герметичность и начинает течь.
  3. Обрывается ремень ГРМ.

Наиболее характерной деталью насоса ВАЗ 2110/11/12 является подшипник. Если он слишком изношен или ремень ГРМ натянут неправильно, насос уже не подлежит ремонту.

Одним из симптомов неисправности насоса является его утечка

Последствия использования неисправной помпы

Эксплуатация автомобиля с неисправным насосом может привести к следующим серьезным последствиям:

  • повреждение или обрыв ремня ГРМ, часто приводящий к капитальному ремонту двигателя;
  • при перегреве двигателя происходит разрушение резиновых элементов системы охлаждения, крышек клапанов и прокладок ГБЦ.

Насос вместе с натяжным роликом и ремнем ГРМ необходимо заменять каждые 50 000 км. Если эти компоненты имеют признаки износа, их необходимо заменить до даты, указанной производителем.

Особенности конструкции

Несмотря на простоту конструкции, насос любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2110, испытывает достаточную нагрузку от одного привода, что может легко выйти из строя. Как правило, виновником является подшипник насоса.

Насос состоит из:

  • вала;
  • корпуса;
  • подшипника;
  • сальников;
  • зубчатой шестерни и крыльчатки.

Все довольно просто: на одной стороне вала находится шестерня, на другой — крыльчатка. Между ними находится подшипник и уплотнения на валу, расположенном в корпусе.

Этот корпус соединяет насос с блоком цилиндров. Рабочее колесо находится внутри охлаждающей втулки, а шестерня — снаружи втулки. Шестерня синхронизации, а значит и крыльчатка, которая соединена с тем же валом, приводится в движение двигателем синхронизации.

В этом случае зубчатое колесо касается приводом не всей рабочей поверхности, а только ее половины.

А поскольку зубчатый ремень должен постоянно находиться в натянутом состоянии, подшипник насоса постоянно нагружен с одной стороны, что в конечном итоге приводит к его поломке.

Как правило, это является основной причиной выхода из строя водяного насоса в автомобиле ВАЗ-2110 и не только в нем.

Ресурс

Насос не является расходным материалом, но все же требует регулярной замены. Однако, в отличие от расходных материалов, здесь нет конкретного ресурса.

Один насос может проехать 100 000 км, другой — даже не 20 000 км. Все зависит от качества изготовления отдельных деталей, а также от правильности и регулярности технического обслуживания, т.е. проверки и регулировки натяжения ремня привода ГРМ.

Слишком туго натянутый ремень может значительно сократить срок службы насоса.

Симптомы неисправности

Существуют различные признаки неисправности насоса, которые либо проявляются сразу, либо обнаруживаются только после диагностики.

Однако существуют следующие признаки того, что водяной насос поврежден.

  • Повышенная шумность при работе мотора со стороны ремня ГРМ, возможен писк;
  • Постоянное и значительное уменьшение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и следы подтеков охлаждающей жидкости со стороны приводного шкива коленчатого вала;
  • Сильный люфт насоса.

Как видно из списка, сильный износ подшипников и уплотнений приводит к появлению всех этих признаков.

Некоторые утверждают, что неисправный насос приводит к повышению температуры при работе устройства.

Однако это очень редкий случай, когда лопасти рабочего колеса почти полностью разрушены коррозией. Это, конечно, делает невозможным перемещение жидкости из насоса.

Однако эти отказы являются единичными случаями; в целом, на температуру не может повлиять то, что насос находится в постоянном движении.

Но игнорирование проблемы с работой насоса также не приводит ни к чему хорошему.

В лучшем случае подшипники и уплотнения настолько изношены, что вообще не препятствуют потоку охлаждающей жидкости.

А поскольку помпа имеет сливное отверстие, антифриз быстро вытекает из него и уже может привести к перегреву двигателя.

Гораздо хуже, если подшипник разрушится из-за сильного износа, это может привести к заклиниванию насоса.

В результате происходит обрыв ремня и возможное столкновение клапанов с поршнями. А это дорогостоящий ремонт устройства.

Проверяйте насос при каждой замене приводного ремня. При появлении любого из признаков неисправности следует немедленно проверить состояние насоса и при необходимости заменить его.

Следует отметить, что повышенный гул и визг может создаваться не только насосом, но и натяжителем, поэтому насос не обязательно является причиной шума.

Однако если вы обнаружили неисправный компонент, следует проверить обе упомянутые детали. К счастью, они находятся рядом друг с другом, поэтому определить, что является причиной шума — насос или шестерня — несложно.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Когда мы говорим о работе двигателя автомобиля, мы упоминаем его систему охлаждения. Действительно, без достаточного охлаждения двигатель не сможет работать долго и неизбежно «закипит». Благодаря циркуляции охлаждающей жидкости можно запускать двигатель в любое время года и при любых внешних условиях.

Силовая часть семейства ВАЗ-Ten имеет довольно сложную структуру. Во время рабочего цикла поршни сильно трутся друг о друга, что всегда приводит к сильному нагреву поверхностей. Единственный способ избежать перегрева двигателя — поддерживать необходимую температуру в зоне трения за счет циркуляции охлаждающей жидкости. По этой причине ВАЗ оснащен системой охлаждения.

Конструкция и характеристики системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110 подробно описаны в этом материале: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya.html.

Охлаждающая жидкость (солевой раствор или антифриз) заливается в расширительный бачок автомобиля водителем. Из расширительного бачка жидкость направляется в водяной насос, откуда она поступает в радиатор и блок цилиндров. Водяной насос (или помпа) предназначен для прокачки воды через систему во время работы двигателя. Это означает, что насос включается при работающем двигателе и выключается, когда водитель останавливает автомобиль. Без насоса всю систему охлаждения можно считать неработающей, поскольку только насос может обеспечить быструю циркуляцию жидкости во всех частях системы.

Насос предназначен для создания необходимого давления в системе охлаждения для перемещения жидкости.

Помпа ВАЗ 2110

Устройство с металлическим корпусом обеспечивает бесперебойную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Ресурс

Насос не является расходным материалом, но все же требует регулярной замены. Однако, в отличие от расходных материалов, здесь нет конкретного ресурса.

Один насос может проехать 100 000 км, другой — даже не 20 000 км. Все зависит от качества изготовления отдельных деталей, а также от правильности и регулярности технического обслуживания, т.е. проверки и регулировки натяжения ремня привода ГРМ.

Слишком туго натянутый ремень может значительно сократить срок службы насоса.

К чему приведет несвоевременная замена помпы ВАЗ 2110

Но при преждевременной замене насоса ВАЗ-2110 (инжектор 8 клапанов) могут возникнуть такие последствия:

  1. Обрыв или повреждение ремня привода ГРМ. Придется проводить более серьезный ремонт, так как очень часто нарушается целостность клапанов или даже головки блока. Порой даже поршни приходят в негодность.
  2. Происходит чрезмерный нагрев мотора, нарушается целостность резиновых элементов – патрубков, прокладок, разрушается прокладка ГБЦ, клапанная крышка, компоненты поршневой группы.

Цена замены помпы ВАЗ 2110 в мастерских составляет около 1500-2000 рублей. Чем сложнее ремонт, тем он дороже. Если требуется замена цилиндра и ремня ГРМ, стоимость увеличивается.

Стоит отметить, что насос может быть заменен в кратчайшие сроки и сам по себе не вызывает никаких трудностей.

Алгоритм замены помпы

Расположение помпы на ВАЗ-2110 под капотом редакционный автомобиль

Насос отмечен стрелкой.

Ниже приведены пошаговые инструкции по установке водяного насоса.

  1. Необходимо подготовить автомобиль, установив его на эстакаду либо смотровую яму в гараже.
  2. Открыть капот, снять минусовую клемму АКБ, что позволит отключить питание.

Генератор без ремня на двигателе ВАЗ-2110, вид сверху из-под капота

Снимать ремень генератора можно сразу после ослабления крепежных винтов и натяжного винта.

Пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров 8-клапанного двигателя ВАЗ-2110

Сливное отверстие расположено в блоке цилиндров под блоком зажигания.

Кожух привода газораспределительного механизма на двигателе ВАЗ-2110

Снимите крышку.

Установка верхней мертвой точки по метке на зубчатом шкиве в ВАЗ-2110

Совместите метку на шкиве распределительного вала с шестерней на крышке.

Метка на маховике для установки верхней мертвой точки в двигателе ВАЗ-2110

Убедитесь, что коленчатый вал правильно совмещен с меткой на маховике.

Фиксация зубчатого шкива распределительного вала железным штырем в двигателе ВАЗ-2110

Шкив распределительного вала также может быть закреплен.

Снятие ролика натяжения ремня ГРМ в 8-клапанном двигателе ВАЗ-2110

Открутите гайку на натяжном ролике.

Снятие ремня газораспределительного механизма в ВАЗ-2110

Поверните шкив и снимите ремень.

Болты крепления кожуха ГРМ в автомобиле ВАЗ-2110и ключ-трещетка с головкой на 10

Выкрутите винты из крышки и насоса.

Месторасположение насоса системы охлаждения двигателя в ВАЗ-2110

Очистите от грязи область подшипников насоса.

Новая помпа на блоке цилиндров двигателя ВАЗ-2110

Соберите насос, расположив его рельефной наклейкой вверх.

Выполните сборку в обратном порядке. При замене насоса рекомендуется также заменить ремень и натяжной шкив.

Основные причины

Прежде чем мы опишем признаки того, что насос умирает и требует замены или ремонта, необходимо сказать несколько слов о причинах его выхода из строя.

Существует несколько важных факторов, которые являются причиной неудачи:

  • Использование низкокачественного антифриза. Около 90%!насосов ломаются именно из-за этого. Такая жидкость охлаждения способствует появлению смолистых отложений, от которых крыльчатка с трудом вращается;
  • Коррозия. Опять же связано с низкосортным антифризом;
  • Кавитация, то есть образование вакуумных пузырьков, способных буквально вырывать частицы помпы и разрушать механизм;
  • Результат естественного износа. У каждого устройства есть ограниченный ресурс. Лучшие образцы служат около 200 тысяч километров;
  • Нарушенное крепление. Все просто. Крепеж ослаб, насос расшатался и развалился.

В большинстве случаев ответственность несет сам владелец автомобиля. В большинстве случаев ответственность несет сам владелец автомобиля.

Не исключено, что это заводской дефект или просто некачественные и дешевые насосы, которые устанавливаются в дешевые автомобили или в рамках ремонта и обманывают клиента.

Конечно, это может привести к выходу из строя системы ГРМ, поломке натяжителя, перфорации прокладки головки блока цилиндров или другим проблемам, ремонт которых может стоить больших денег.

Проблемы с водяным насосом могут возникать на самых разных автомобилях:

  • на Калине;
  • ВАЗ 2110;
  • Лада Приора 16 клапанов;
  • ВАЗ 2114;
  • Лада Приора 8 клапанов;
  • ВАЗ 2115;
  • Деу Ланос;
  • Нива Шевроле;
  • Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Рено Логан;
  • Шевроле Авео и пр.

Не думайте, что эта проблема возникает только в дешевых и экономичных автомобилях и в простых двигателях, таких как ЗМЗ 406.

Насос может быть неисправен и в более дорогих автомобилях. Все зависит от владельца, который проверяет и обслуживает автомобиль вручную или в мастерской.

Признаки неисправности помпы системы охлаждения

Проблему с насосом системы охлаждения можно распознать по следующим симптомам:

  • запах антифриза в салоне автомобиля;
  • посторонние звуки во время работы двигателя, особенно при нажатии на педаль газа;
  • появление пятен охлаждающей жидкости под автомобилем после стоянки;
  • падение уровня ОЖ в бачке;
  • перегрев двигателя (стрелка на панели переходит в красную зону).

Как устранить проблему?

При обнаружении неисправности ее следует устранить как можно скорее. В этом контексте важно понимать, что насос является изнашиваемой деталью, и в большинстве случаев его проще полностью заменить. Если уплотнение протекает, просто снимите насос и замените уплотнение. Обратите внимание, что здесь требуется соответствующее уплотнение. Поэтому необходимо тщательно затягивать крепежные гайки.

Многие водители смазывают уплотнение герметиком, такая мера предосторожности не является неоправданной. Это значительно снижает риск утечки. Через некоторое время проверьте затяжку гаек, так как вибрация двигателя может ослабить их. Если причина в подшипнике или крыльчатке, лучшим решением будет замена водяного насоса. Ремонт в этом случае сложен, но эффективность низкая, поэтому лучше купить и установить новую деталь.

Не забудьте прокачать систему охлаждения после замены насоса, чтобы удалить все пузырьки воздуха, что повысит его эффективность. Заключение. Система охлаждения должна работать с максимальной эффективностью, иначе возникнут проблемы с двигателем. Поэтому вы должны знать, как проверить насос, не снимая его с двигателя. Таким образом, вы избежите дорогостоящего ремонта устройства и сэкономите много денег.

Оцените статью