При этом методе отработанное масло сливается, а на его место заливается специальное промывочное масло. Дайте двигателю поработать на холостом ходу и слейте жидкость. Установите новый фильтр и добавьте новое масло.
Промывка масляной системы двигателя. Как промывать двигатель и стоит ли это делать.
Для начала остановимся на вопросе, стоит ли мыть двигатель. На самом деле в «мануале» автомобиля эта процедура не указана как обязательная. Если это вообще указано.
На самом деле мыть двигатель автомобиля совершенно необязательно, при соблюдении нескольких условий:
- масло всегда менялось по инструкции (10-15 тыс км)
- было залито хорошее масло (синтетика от известных производителей)
- не было различных происшествий, типа попадания антифриза в маслосистему двигателя
Моторное масло содержит моющие присадки, так называемые детергенты (отвечающие за «срывание» грязи со стенок двигателя) и диспергаторы, препятствующие оседанию грязи обратно на поверхность, удерживая ее в объеме масла в виде мелких частиц
При нормальной эксплуатации автомобиля грязь (в основном продукты распада масла и отработавшие газы, извергающиеся с продуктами сгорания и несгоревшим топливом) постоянно, но в небольших количествах попадает в масло и остается в нем за счет диспергаторов. При незначительном загрязнении поверхности моющие средства смывают ее и также направляют в объем масла. Так что двигателю просто нечего пачкать и промывать бесполезно.
Другое дело, эксплуатировалась ли машина, как говорится, «на износ», причем в прямом смысле этого слова. Несвоевременная замена масла сильно сокращает ресурс двигателя (тут можно подробно прочитать, а здесь наглядно проиллюстрирована пагубность чрезмерной скорости на синтетике).
Моющие свойства масла ограничены, и после израсходования всей диспергирующей присадки грязь начинает оседать на стенках и в масляном поддоне.
Грязь в масляном поддоне
Дешевое и недостаточно качественное масло делает этот процесс постоянным после 2-3 тысяч пробега. Собственно, представления об обязательной промывке при замене масла существуют еще с тех времен, когда в СССР хорошие масла не использовались, поэтому все двигатели были грязными, а значит, требовали промывки маслосистемы.
Теперь с маслами проблем нет, можно выбрать на любой вкус и цвет, поэтому грязный двигатель — это всегда дефект автовладельца (нынешнего или бывшего, часто перед продажей автомобиля люди перестают следить за его комплектностью, в частности, не меняйте масло два-три периода, подставив потенциальному покупателю «свинью» в виде уставшего двигателя).
Чем лучше промывать двигатель.
Если двигатель не очень грязный (вариант с предпродажным игнорированием, при соблюдении интервалов замены масла), то его вполне можно промыть обычным моторным маслом в несколько замен. То есть сразу после покупки нужно поменять масло, потом, откатав 10 тысяч, еще раз заменить, потом еще… В общем, обычная разумная эксплуатация машины. Понемногу грязь смоется отработанным маслом, что и нужно. Но при сильном загрязнении придется прибегнуть к специальным методам очистки двигателя.
- промыть двигатель соляркой при его разборке (может быть неполной),
- полоскание автохимическими ополаскивающими составами в течение 5 (10, 15) минут (как правило, все проблемы возникают при использовании этого варианта),
- промывание димексидом и другими «неразрешенными» для этих целей веществами, примерно такими же по степени опасности, как и предыдущий пункт,
- щадящая промывка маслосистемы двигателя, гораздо более приближенная к правильной протеканию процесса,
- ведь самая правильная мойка, включающая несколько этапов, безопасна, эффективна и не сильно напряжна в плане денег и времени.
Не менее важно правильно подобрать способ очистки двигателя и хорошее средство, которое не разрушит резиновые изделия – сальники. В противном случае за его замену придется заплатить немалые деньги.
Для чего нужна промывка силового агрегата
Длительная эксплуатация автомобиля часто приводит к появлению разного рода загрязнений, которые оседают на деталях силового агрегата и его внутренних стенках.
Важно! Независимо от характера отложений, их не должно быть в двигателе. В противном случае двигатель необходимо мыть.
Какая грязь может появиться в двигателе и чем вызвано ее появление:
- В зоне воздействия высоких температур может образовываться копоть, которая покрывает детали и стенки камеры сгорания топливной смеси. В результате часто наблюдается падение мощностных характеристик автомобиля, износ цилиндров, увеличение расхода смазки.
- Лаковые отложения вызывают снижение качества масляной пленки, покрывающей стенки цилиндров, и ухудшение теплоотвода.
- Окислительные процессы, неполное сгорание топливной смеси, попавшая в двигатель вода вызывают образование шламовых, сажевых и смолистых отложений. В результате забиваются каналы, нарушается подача смазки, возникает сухое трение деталей.
Появление загрязнения может быть вызвано заливкой некачественного масла, тяжелыми условиями эксплуатации силового агрегата, нарушением правил обслуживания автомобиля, некачественным топливом и т.д. Они формируются постепенно. Удаление отложений – одна из функций качественной смазки. Но иногда она не может достойно справиться с этой задачей.
Важно! Рекомендуется регулярно промывать турбодвигатели, так как они очень хорошо настроены.
Понять, что двигатель грязный, не так уж и сложно. Достаточно открутить колпачок с горловины и осмотреть внутренности (иногда необходимо снять колпачок клапана).
Чистый двигатель не требует промывки. Нет смысла проводить данное мероприятие в профилактических целях. Следует понимать, что небольшая часть промывочной жидкости в любом случае остается в системе смазки, ухудшая характеристики залитого впоследствии масла. А современные смазочные материалы уже содержат все необходимые присадки, способные удалять загрязнения, образующиеся в процессе эксплуатации, и обеспечивать нормальную работу двигателя. Своевременная замена смазочного материала и использование масла, рекомендованного производителем транспортного средства, намного лучше повлияют на работу силового агрегата.
Если, несмотря ни на что, двигатель грязный, в некоторых случаях автовладельцу приходится обращаться на СТО и проводить его дезинфекцию, чтобы агрегат не вышел из строя. Но часто промывочные жидкости помогают решить проблему.
Как можно провести очистку двигателя
Существует несколько способов удаления отложений двигателя, различающихся по сложности, степени воздействия на сам агрегат, времени обработки и стоимости.
- Иногда использование промывочных составов не дает должного эффекта и запускать загрязненный двигатель просто опасно. В этом случае не обойтись без разборки двигателя. Это можно сделать как самостоятельно, так и в условиях АЗС. При этом каждая деталь двигателя очищается вручную (растворитель, керосин и т.д.). После обработки узлов узел собирается (есть возможность детально оценить его состояние) и устанавливается на место. Конечно, не у всех автовладельцев есть условия для такого ремонта и соответствующие знания.
- Промыть двигатель можно маслом, которое планируется залить в дальнейшем. Процедура не сложная: в двигатель заливают новое масло и сливают через 1,5 пробега. 2 тыс км.
- Жидкости под названием «пятиминутки» позволяют быстро промыть силовой агрегат. Эти составы, содержащие фосфорно-цинковые присадки, растворители и другие компоненты, достаточно агрессивны, поэтому эффективно растворяют различные образования в двигателе (но при этом могут негативно воздействовать на уплотнительные элементы и металл). В старое масло добавляется промывка, после чего силовой агрегат должен несколько минут постоять на холостом ходу. Процедура завершается сливом остатков, заменой фильтрующего элемента и заливкой новой смазывающей жидкости.
- Смывка с длительной выдержкой работает аналогичным образом. Разница лишь в том, что продукт добавляется в двигатель, и для его очистки нужно проехать на автомобиле около 100 км, после чего можно менять смазку.
- Промывочное масло позволяет тщательно очистить двигатель. Эта смазка на минеральной основе с моющими и противозадирными присадками обычно продается в емкостях по 4 или 5 литров. Схема очистки: промывочная жидкость (объем соответствует количеству масла, обычно используемого в двигателе) заливается в силовой агрегат после слива отработанного масла. Двигатель должен некоторое время работать на холостом ходу (при этом нельзя разгоняться). После этого слив сливают, устанавливают масляный фильтр и заливают новое масло. Этот метод, безопасный и щадящий для узлов и деталей агрегата, считается более приемлемым для удаления отложений, чем использование агрессивных составов.
Масло в двигателе не только выполняет смазочные функции, но и выводит продукты износа из пар трения, а также предотвращает отложение лака, отложений и шлама на деталях. Все эти загрязнения смешиваются с маслом, стекают в картер и темнеют на цвет масла.
Случаи, в которых обязательно нужно промывать двигатель
Любой двигатель, независимо от его возраста и пробега, может потребовать промывки. Таких случаев немного, но все они одинаково важны для правильной, стабильной и продолжительной работы двигателя.
- Переход с одного масла на другое. Это касается и типа масла (синтетика, полусинтетика, минералка) и его вязкости (5W-30, 5W-40, 10W-40) и производителя. Каждое масло имеет свой уникальный набор присадок, которые лучше не смешивать.
- Покупка подержанного автомобиля. Вы никогда не узнаете наверняка, какое масло заливал предыдущий владелец, как часто его меняли, когда производилась последняя замена и промывался ли когда-либо двигатель.
- Начало образования нагара под клапанной крышкой или на крышке маслозаливной горловины: например, при замене масла.
- В двигатель попало низкокачественное топливо, масло или антифриз.
- Пониженная компрессия двигателя.
Нельзя смешивать разные моторные масла
Продукция разных производителей не унифицирована, отличий много: во-первых, разные базовые масла и разные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы друг с другом.
При смешивании разных масел придерживайтесь следующих правил:
- Масла должны соответствовать классу вязкости — SAE. Подробнее читайте в одной из наших предыдущих статей: там мы расшифровываем и объясняем значения основных классификаций моторных масел.
- Масла с более высоким классом API можно добавлять к маслам с более низким классом обслуживания, но не наоборот.
- Предпочтительно смешивать масла одного производителя.
Отложения сажи препятствуют нормальному отводу тепла, качественной смазке трущихся поверхностей или вообще приводят к недостатку масла и сухому трению, как следствие — к поломкам двигателя и дорогостоящему ремонту.
Как самостоятельно промыть двигатель
Процедура стирки достаточно проста и осуществляется одним человеком. Для работы вам понадобится сливной ключ, емкость, воронка и инструмент для откручивания масляного фильтра. При использовании промывочного масла порядок действий следующий:
- Нагрейте силовой агрегат до температуры не ниже 60°С, поместив его в смотровую траншею.
- Открутите пробку, замените емкость и слейте старую смазку. Чтобы получить больше удовольствия, откройте крышку заливной горловины.
- Дождитесь, пока майнинг стечет до конца (минут 20-30), фильтр не вынимайте.
- Закройте нижнюю пробку, залейте промывочное масло и запустите двигатель на холостом ходу. Не забудьте закрыть горловину.
- Подождите время, указанное в инструкции по стирке. Выключите блок питания и опорожните его, как описано в пунктах 1-3. Открутите масляный фильтр.
- Смажьте резиновое кольцо нового фильтра новым маслом и установите его вручную.
- Заполните картер агрегата свежей смазкой и запустите двигатель для проверки. Лампа давления масла должна погаснуть через 5-20 секунд.
Мягкая и быстрая промывка с присадками делается аналогично, только жидкость заливается в двигатель заранее (точно указано в инструкции) и сливается один раз вместе со снятием. Затем сразу заливают новый жир.
Видео о правильной промывке мотора
Преимущества и недостатки разных способов очищения движка
Наименьшие повреждения двигателя возникают при промывке маслами с оптимальным пакетом моющих присадок, что является основным преимуществом этого метода. При его использовании вы будете спокойны за техническое состояние ЦПГ и целостность всех сальников. Технику можно усовершенствовать, купив промежуточный масляный фильтр и установив его на работающем двигателе с моющей смазкой.
Недостатком этого метода является длительность процесса и относительно высокая цена, которую приходится платить за качественную стирку. Поэтому практикуется в тех случаях, когда у автовладельца есть время и условия для замены смазочных материалов своими руками.
При промывке маслом заправка производится дважды
Когда времени в запасе много, а смазку нужно заменить срочно, остается только один вариант – промыть двигатель быстрой «пятиминуткой». Есть риск повредить резиновые изделия, особенно если метод используется постоянно. По скорости и цене это самый приемлемый способ, он же и самый вредный для двигателя.
Золотая середина – мягкая стирка. Он не такой агрессивный, как Five Minute, и не отнимет у вас слишком много времени. Главное угадать замену моторного масла после заливки состава, чтобы не ездить на нем долго.
Декарбонизатор поршневых колец
Говоря об обслуживании силового агрегата, нельзя не упомянуть операцию раскоксовки. Это делается на сильно изношенных двигателях, где маслосъемное кольцо, а иногда и компрессионные кольца отложились из-за нагара. Тогда машина теряет мощность и сильно дымит, ездить становится невозможно. Для освобождения колец и удаления нагара в каждый цилиндр впрыскивается едкий состав: обезуглероживающее средство. Эту процедуру необходимо совмещать с заменой масла, иначе агрессивная жидкость может повредить сальники или разъесть прокладки.
Видео: Раскоксовка колец с промывкой
Суть метода заключается в том, что в поддон наливается жидкость с большим количеством эффективных добавок. Есть композиции с длительным действием и «пятнадцать минут». Первый вид жидкости сегодня используется очень редко, второй встречается чаще.
Подведем итоги
Распространенная рекомендация использовать промывку перед заменой масла не нужна при переходе с одного типа смазочного материала на другой или при смене производителя, так как большинство современных моторных масел хорошо смешиваются друг с другом. В этом случае оптимальным будет так называемый слив моторного масла. Этот способ подразумевает простое сокращение интервала замены, то есть проводится 1-2 ускоренные замены нового масла (через 5-6 тыс км) на аналогичное.
Если автомобиль имеет неизвестную историю обслуживания и двигатель работает нормально, следует избегать промывки перед заменой масла. Мойка указанного двигателя должна производиться исключительно специалистом по результатам предварительной диагностики, совмещая процедуру механической очистки с последующей химической промывкой двигателя промывочной жидкостью.
В новых автомобилях или двигателях после механической очистки можно выполнить промывку перед заменой масла, но это тоже нежелательно. Любая стирка в большей или меньшей степени влияет на уплотнители. По этой причине лучшим способом поддержания более высокой чистоты двигателя является использование качественных моторных масел и своевременная их замена с учетом всех индивидуальных особенностей эксплуатации автомобиля.
Как самостоятельно промыть двигатель соляркой или керосином перед заменой моторного масла. Достоинства и недостатки промывки, особенности промывки двигателя дизельным топливом.
Промывочное масло для двигателя: в каких случаях и как применяется, что входит в состав, преимущества и недостатки этого вида промывки системы смазки.
Характеристики и виды моющих масел, как ими пользоваться. В каких случаях необходимо использовать промывочное масло, какую марку и тип стирки лучше выбрать.
Как правильно заменить моторное масло в двигателе. Процедура замены масла без промывки, замена масла с промывкой двигателя. Замена масла без отверстия, наконечники.
Доступные решения для промывки двигателя перед заменой моторного масла. Как отмыть двигатель специальными смывками, промывочным маслом или соляркой.
Средства и способы промывки двигателя перед заменой моторного масла. Если нужно мыть двигатель, какими составами и в каких случаях это необходимо.
Однако стоимость жидкости нельзя назвать демократичной (хотя большинство из тех, кто попробовал ее на практике, считают высокую цену полностью соответствующей эффекту от ее применения). Не рекомендуется заливать состав в очень старые двигатели. Еще один аспект, который многих пугает, – большое количество подделок на рынке.
Какую промывочную жидкость выбрать
Сегодня нет недостатка в средствах для мытья двигателя. И наоборот, выбор, чем промыть силовой агрегат, может быть осложнен слишком большим количеством различных составов.
Пятиминутка
Этот метод осуществляется с помощью «пятиминутки». Это моющая присадка, которую добавляют в старое масло. Необходимо дать двигателю поработать несколько минут, затем слить жидкость вместе с отработанной смазкой.
К недостаткам «пятиминутки» можно отнести ее негативное влияние на сальников и тюленей. Добавка слишком агрессивна и имеет тенденцию разъедать резиновые поверхности. Но за короткий промежуток времени, особо не пачкаясь, можно заменить масло.
Промывочное масло и жидкость
Это продукты, которые заливают в двигатель после того, как старая смазка полностью стечет. Двигатель должен некоторое время поработать на моющем составе, всегда в режиме холостого хода.
Недостатком масла является его несовершенная смазывающая способность. Омывающая жидкость не позволяет двигателю работать выше 2000 об/мин. Это значит, что при очистке двигателя этим составом необходимо следить за оборотами силовой установки, чтобы не допустить их перебора. В результате недостаточно повышается давление в системе смазки и снижается эффективность работы.
Стоимость
Стоимость промывочных жидкостей разная, все зависит от производителя. Есть дорогие составы, которые содержат больше добавок. Также можно купить жидкости и эконом-класса. Примерная цена продукции варьируется от 200 до 1500 рублей за пол-литра состава.
5-минутная промывка Hi-Gear Лукойл Промывочное масло для мягкой промывки LAVR Промывочная жидкость Motor Cleaner
Нагар негативно влияет на работу двигателя: снижается компрессия в цилиндрах, а вместе с ней и мощность двигателя, при этом увеличивается проникновение газов в картер и увеличивается расход масла. Если этот процесс продолжается, прижатие колец к стенкам цилиндра вызывает чрезмерный износ цилиндра, что является безопасным способом капитального ремонта или замены двигателя.
Когда нужно промывать двигатель?
Логично было бы начать с самого простого факта:
Мыть двигатель необходимо, если на нем появились отложения.
При этом необходимо понимать, что осадок всегда в той или иной степени вредит работе вашего автомобиля. Если в результате осмотра вы заметили отложения, нужно промыть двигатель.
Мы понимаем, что мало кто готов проверять двигатель перед каждой поездкой. В ритме современной жизни у нас нет на это времени. Поэтому необходимо понимать, когда и почему возникают отложения.
Основная причина его появления – выпадение в осадок присадок к моторному маслу.
Конечно, если использовать качественные смазочные материалы и соблюдать правила их использования, проблем не возникнет. Отложения обычно появляются в результате:
1. Сменить тип моторного масла. Это связано с тем, что они несовместимы друг с другом. Особенно это актуально, если вы переходите на масло более низкого качества (например, с синтетики на полусинтетику). Делать это крайне нежелательно. Также в этом случае необходимо полностью слить отработанную смазку.
Категорически запрещается доливать масло более низкого класса в более высокий!
2. Смена марки смазочного материала. Каждый производитель использует свою формулу масла, обычно несовместимую с другими продуктами.
Первые два случая особенно актуальны для автомобилистов, заливающих в автомобили сезонные масла. В этом случае рекомендуется стирать не реже одного раза в сезон.
3. Попадание воды или топлива в масло. Добавки могут взаимодействовать с другими веществами и образовывать осадок.
5. Перелив масла и длительное вождение с уровнем масла выше рекомендуемого.
Особое внимание следует уделить, если вы купили автомобиль с рук. В двигателе уже могут быть отложения.
Не нужно мыть двигатель в следующих случаях:
- Купил машину напрямую у официального дилера и является ее первым владельцем.
- Вы всегда заливаете масло той же марки и типа.
- Всегда меняйте смазочные материалы самостоятельно или пользуйтесь услугами проверенного автосервиса.
- Интервал замены масла, установленный производителем, никогда не нарушается.
- Вы никогда не добавляли в машину никаких других смазочных материалов.
Если вы не можете согласиться хотя бы с одним из этих пунктов, вы рискуете и должны проверить это.
Что можно использовать для промывки двигателя при замене масла?
Вариантов в этом случае не много. Выбор зависит от степени загрязнения двигателя, а также от вашего бюджета. В этой статье мы рассмотрим самые популярные варианты и оценим их эффективность.
Промойте двигатель обычным моторным маслом
Основным преимуществом этого метода является полная безопасность. Просто слейте отработанное масло и залейте новое.
После этого необходимо проехать 500-1000 км с новой смазкой и слить ее. Также лучше заменить масляный фильтр автомобиля.
К недостаткам этого метода можно отнести его относительно высокую стоимость (только если заливать хорошее синтетическое масло), а также относительно невысокую эффективность. Современные смазочные материалы содержат присадки, которые позволяют им удалять загрязнения. Однако их концентрация не позволяет им справиться с серьезными отложениями.
Метод подходит для борьбы с мелкими отложениями, но в целом малоэффективен.
Так называют специальные вещества, в состав которых входит концентрат чистящих присадок на основе дизельного топлива и достаточно мощные растворители. Чтобы промыть двигатель таким способом, отработанное масло сливают и на его место заливают «пятиминутку». После этого необходимо дать поработать двигателю несколько минут (от 5 до 20 в зависимости от вещества), а затем слить чистящий состав. Затем можно заливать обычные смазки. В некоторых случаях «пятиминутку» добавляют в штатное масло за 100-200 км до его замены.
Достоинствами этого метода является его относительно высокая эффективность даже на забитых моторах. Многие автовладельцы отмечают, что «пятиминутки» крайне агрессивны и не всегда корректно ведут себя на деталях. Кроме того, они могут серьезно повлиять на состав масла, так как полностью слить их из двигателя невозможно
Используйте эти вещества на свой страх и риск, несмотря на общую эффективность.
Масла для быстрой стирки
Этот способ практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что в нем используются не обычные смазки, а специальные чистящие средства. Отличаются они, в первую очередь, добавками. Если в обычном масле упор делается на вещества, защищающие элементы двигателя, то в моющих маслах преобладают составы, удаляющие загрязнения. При этом они не содержат агрессивных веществ, поэтому опасности не представляют.
Для промывки двигателя в этом случае требуется слить отработанное масло, залить чистящее масло и оставить двигатель работать на холостом ходу 10-20 минут. После этого вещества, загрязняющие двигатель, размягчатся и отвалятся от стенок. Далее нужно слить промывочное масло и залить то, которое будет гонять.
К преимуществам этого метода можно отнести его доступность и достаточно высокую скорость, а также минимальный риск. К минусам: спорная экономичность, особенно если двигатель серьезно забит.
Метод подходит для борьбы с мелкими отложениями, но в целом малоэффективен.
Ручная разборка двигателя и очистка отдельных частей
Для этой работы вам понадобится растворитель: сольвент, солярка и другие. Это достаточно сложный способ, для которого потребуется специально оборудованный гараж, а также знания и опыт. Если это не так, лучше будет обратиться в автосервис. Таким образом, вы можете удалить даже самые стойкие загрязнения самостоятельно, не подвергая свой двигатель риску.