Поток жидкости ускоряется до тех пор, пока скорости насосного колеса и турбинного колеса не сравняются. В этот момент гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты, при котором преобразование крутящего момента не происходит, а направляющее колесо начинает свободно вращаться, не препятствуя потоку жидкости.
Как проверить гидротрансформатор акпп: основные признаки неисправности
Первый такой механизм появился в 1902 году, а пять лет спустя он был установлен на скоростном катере. Позже, в 1928 году, он был успешно использован в трансмиссиях автобусов, а затем в трансмиссиях легковых автомобилей. В период с 1945 по 1980 год компании General Motors и Chrysler усовершенствовали конструкцию гидромуфты, что привело к созданию узла с новым названием — гидротрансформатор. Именно этим механизмом были оснащены все автоматические трансмиссии, и инженеры только работали над его усовершенствованием.
Гидротрансформатор в автоматической коробке передач — это то же самое, что и сцепление в механической коробке передач, которое работает в автоматическом режиме. Сегодня это гидромеханическое устройство выполняет три основные функции:
- Первый — передача вращательного движения от вала двигателя к механизму автоматической трансмиссии,
- Вторая функция — амортизация передачи мощности, при условии, что коробка передач может без проблем ее воспринимать (т.е. гидротрансформатор спасает автоматическую коробку передач в случае резкого снижения и повышения оборотов двигателя),
- И в-третьих, нормализация крутящего момента, подаваемого в трансмиссию при разгоне (это необходимо для «демпфирования» двойного увеличения скорости, передаваемого от двигателя на последующие оси).
Современные гидротрансформаторы автоматических коробок передач считаются отдельными узлами от планетарного ряда (коробки передач), но они не могут работать без него. Это связано с тем, что данный механизм и гидравлический узел автоматической коробки передач (гидроплита) неразделимы. Кстати, связь между ними очень проста: последний передает первому необходимое количество трансмиссионной жидкости, без которой гидротрансформатор просто не может функционировать.
Конструкция устройства также не отличается особой сложностью и представляет собой мельницу, в которой часть лопастей вращается за счет соединения с двигателем, а остальные регулируют вращение за счет давления гидравлического масла, присутствующего в механизме. Функция гидротрансформатора имеет значение для трансмиссии только до скорости 60-80 км/ч. При достижении этой скорости все лопасти механизма сцепляются в единое целое, после чего вращательное движение передается непосредственно на редуктор. Стоит отметить, что гидравлический блок АКПП играет важную роль в блокировке гидротрансформатора, поэтому работу этих элементов АКПП нельзя разделять.
Системы управления
В первых поколениях автоматических трансмиссий широко использовались полностью гидравлические системы управления. В них команды для управления компонентами системы генерировались перепадом давления между дроссельной заслонкой и регулятором скорости. Поток гидравлической жидкости приводил в действие гидравлический поршень через систему каналов, который, в свою очередь, достигал желаемой скорости через муфты или ленточный тормоз. Как и все гидравлические системы, эта конструкция очень чувствительна к параметрам гидравлической жидкости (масла).
Вид на гидравлический блок снизу. На правой стороне показан ряд электромагнитных клапанов.
Разобранный гидробокс внешне очень похож на лабиринт.
Электронный блок управления (или ЭБУ, контроллер, компьютер, мозг) получает сигналы от датчиков. Сигналы обрабатываются и оцениваются в соответствии с программой блока управления. На основе сравнительного анализа сигналов, полученных от датчиков, с данными, хранящимися в памяти устройства, устройство формирует управляющие сигналы, которые направляются на исполнительные механизмы системы (соленоиды). Соленоиды преобразуют полученные электрические сигналы в механическое движение гидравлического клапана. Рабочая жидкость воздействует на нужный гидроцилиндр и активирует/деактивирует нужный механизм.
Профилактика гидротрансформатора
Ремонт «катушки» может стоить довольно дорого, поэтому разумно лучше использовать гидротрансформатор экономно, чем допустить его частичный выход из строя. Тем более, что рекомендации по экономичному использованию вполне ясны:
- Управление автомобилем при высокой частоте вращения коленчатого вала менее затруднено. Движение на высоких скоростях приводит гидротрансформатор в критическое рабочее состояние, которое вызывает значительный износ и сокращает общий срок службы гидротрансформатора.
- Будьте осторожны, чтобы не перегреть устройство. Это относится как к двигателю, так и к коробке передач. Существует две причины перегрева: большая нагрузка на отдельные блоки и плохо работающая система охлаждения. Перегрузка означает частую перегрузку автомобиля, движение в гору в таком состоянии, буксировку тяжелых прицепов и т.д. Системы охлаждения должны исправно работать как для двигателя, так и для трансмиссии (охладитель автоматической трансмиссии).
- Регулярно меняйте трансмиссионное масло. Несмотря на заявления производителей автомобилей о том, что современные автоматические трансмиссии не требуют технического обслуживания, все же необходимо менять жидкость ATF в этих трансмиссиях как минимум каждые 90 тысяч километров пробега или даже чаще. Это продлевает не только срок службы гидротрансформатора, но и общий срок службы трансмиссии и спасает автомобиль от ударов во время движения, а значит, и от дорогостоящего ремонта.
Неиспользование гидротрансформатора может привести к постепенному выходу из строя других компонентов автоматической коробки передач. Поэтому если у вас есть хоть малейшее подозрение, что гидротрансформатор неисправен, необходимо как можно скорее провести его диагностику и ремонт.
Теперь вы знаете, как проверить гидротрансформатор автоматической коробки передач, ведь проблемы с его работой могут существенно повлиять на комфорт и безопасность вождения.
Как устроен «бублик»?
Основной функцией гидротрансформатора всегда было преобразование крутящего момента и скорости: он работает как гидравлический клапан-регулятор, который может уменьшать скорость и увеличивать крутящий момент с коэффициентом преобразования до 2,4. Его работа основана на передаче энергии через поток жидкости — в данном случае трансмиссионного масла, которое мы все знаем как ATF (Automatic Transmission Fluid).
Коленчатый вал двигателя соединен с насосным колесом, которое разгоняет жидкость и направляет ее на турбинное колесо. Турбинное колесо, в свою очередь, соединено с коробкой передач. Жидкость разгоняет турбинное колесо и возвращается к насосному колесу. Однако перед этим он встречает направляющие лопатки в виде реакторного колеса, которые ускоряют поток жидкости и заставляют его вращаться.
Поток жидкости ускоряется до тех пор, пока скорости насосного колеса и турбинного колеса не сравняются. В этот момент гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты, при котором преобразование крутящего момента не происходит, а направляющее колесо начинает свободно вращаться, не препятствуя потоку жидкости.
Чем больше разница скоростей турбинного колеса и колеса насоса, тем больше ускоряется поток жидкости, но при этом жидкость начинает нагреваться, и эффективность конвертера снижается — на нагрев расходуется больше энергии. Когда скорости вращения колес сбалансированы, нет причин передавать крутящий момент через жидкость с большими потерями.
Поэтому в конечном итоге в конвертер были включены элементы обычного фрикционного сцепления. Это называется блокировкой гидротрансформатора. Суть блокировки заключается в соединении входного и выходного валов для прямой передачи крутящего момента. Без него старые автомобили с автоматическими коробками передач, как говорится, «не ездили бы».
В старых конструкциях эта блокировка осуществлялась автоматически под действием давления рабочей жидкости, но с появлением автоматических трансмиссий с электронным управлением эта функция стала контролироваться отдельным клапаном. О методах реализации блокировок мы поговорим в отдельной статье, поскольку их существует множество. Однако существует концепция, при которой валы соединены, а трансмиссионное масло временно исключено из цепи передачи крутящего момента.
Вскоре фрикционные муфты блокировки выполняли задачи, схожие со стандартным сцеплением механической коробки передач — при ускорении они немного замыкались, проскальзывая и помогая передавать крутящий момент, а сама блокировка начиналась слишком рано, чтобы уменьшить потери в гидротрансформаторе. Современные гидромеханические автоматические трансмиссии уже нельзя назвать классическими — они уже гибридные.
Чем мощнее становились двигатели, тем сильнее нагревалась жидкость в гидравлической системе, тем сложнее было ее охлаждать, и тем больше работы перекладывалось на муфту блокировки.
Что ломается в гидротрансформаторе?
Когда сцепление находится в «булке», это означает, что оно изнашивается — вечных пар трения быть не может. Продукты истирания не только портят двигатель внутреннего сгорания, но и поток горячей шлифовальной жидкости «съедает» металл лопастей и других внутренних деталей. Уплотнения также медленно стареют, выходят из строя из-за перегрева или просто ломаются, а иногда выходят из строя подшипники или даже лопатки турбинного колеса.
Продукты износа фрикционных накладок также попадают в саму автоматическую коробку передач, поскольку ГТД охлаждается путем прокачки масла через трансмиссионный насос и общий теплообменник. В гидравлическом блоке автоматической коробки передач (об этом нам придется поговорить отдельно) есть много различных мест, где грязь может что-то заблокировать или жидкость может попасть в лишние отверстия, повредить электромагнитные клапаны, заблокировать трубы…..
Как правило, со временем ГТД становится основным источником загрязнения автоматической коробки передач, которая неизбежно выходит из строя. В некоторых автоматических коробках передач проблема усугубляется тем, что материал футеровки «прилипает» к днищу и клей со временем просачивается в жидкость, многократно ускоряя процесс загрязнения.
Поэтому старую булку необходимо заменить или отремонтировать до того, как вся коробка передач выйдет из строя. Кстати, старые автоматические коробки передач, которые блокируются крайне редко, только на высших передачах или вообще не блокируются, имеют гораздо более длительное время замены масла и срок службы.
Наиболее печальный случай
Доказательством тому служит широко распространенная пятиступенчатая автоматическая коробка передач Mercedes 722.6, которая устанавливалась на десятки моделей Mercedes-Benz, Jaguar, Chrysler, Dodge, Jeep и SsangYong с 1996 года и устанавливается по сей день.
В этой трансмиссии гидротрансформатор блокируется на всех передачах, а клапан управляет блокировкой гидротрансформатора. Даже при плавном ускорении происходит частичная блокировка, а при резком ускорении блокировка происходит практически мгновенно. В результате получился экономичный и динамичный автомобиль.
Неиспользование гидротрансформатора может привести к постепенному выходу из строя других компонентов автоматической коробки передач. Поэтому если у вас есть хоть малейшее подозрение, что гидротрансформатор неисправен, необходимо как можно скорее провести его диагностику и ремонт.
Причины неисправности
Гидротрансформатор не является сложным компонентом, но в процессе работы автоматической коробки передач он изнашивается и в конечном итоге выходит из строя. Вот список систем, которые могут выйти из строя и почему.
Фрикционные пары
Внутри гидротрансформатора находится так называемая блокировка, которая, по сути, является компонентом автоматического сцепления. Механически он работает так же, как обычное сцепление в механической коробке передач. Следовательно, фрикционные диски, отдельные пары дисков или весь узел сцепления подвержены износу. Кроме того, элементы износа фрикционных дисков (металлическая пыль) загрязняют трансмиссионную жидкость, и трубопроводы, по которым течет жидкость, могут засориться. Это снижает давление в системе, а также влияет на другие компоненты автоматической коробки передач, такие как гидрокоробка, радиатор и другие.
Лопатки лопастей
Под воздействием высоких температур и абразивных веществ в трансмиссионной жидкости металлические лопасти также стареют и добавляют в масло больше металлической пыли. Это снижает эффективность работы гидротрансформатора и общее давление в системе трансмиссии, а из-за загрязненной жидкости приводит к перегреву системы, износу гидроблока и увеличению нагрузки на всю систему. В худших случаях одна или несколько лопастей крыльчатки могут полностью сломаться.
Разрушение сальников
Под воздействием горячей и загрязненной жидкости ATF нагрузка на резиновые (пластиковые) уплотнения увеличивается. Это снижает герметичность системы, и трансмиссионное масло может вытекать.
Блокировка гидротрансформатора АКПП
В старых автоматических коробках передач с механическим управлением сцеплением блокировочный клапан включался реже и только на высоких скоростях. По этой причине срок службы этих трансмиссий был больше, а интервалы для слива трансмиссионного масла — длиннее.
В современных автомобилях работает обходной режим, т.е. гидротрансформатор блокируется на всех скоростях, а специальный клапан регулирует силу зажима. Таким образом, блокировка частично активируется при устойчивом ускорении, в то время как при резком ускорении она активируется почти сразу. Это делается для снижения расхода топлива и повышения динамических характеристик машины.
Другая сторона медали в этом случае заключается в том, что при таком режиме работы значительно увеличивается износ стопорных язычков. Это включает в себя быстрый износ (загрязнение) трансмиссионной жидкости и множество осколков в жидкости. С увеличением пробега плавность работы механизма блокировки уменьшается, и при ускорении или обычном движении автомобиль начинает немного дергаться. Соответственно, замену масла в АКПП необходимо производить примерно через 60 километров эксплуатации, так как вся система АКПП попадает в опасную зону.
Износ подшипников
Особенно поддерживающий и посреднический, между турбиной и насосом. Скрип или свист обычно слышен непосредственно из этих подшипников. Дребезжащие звуки наиболее заметны при ускорении. Однако, как только автомобиль достигает постоянной скорости и нагрузки, шумы обычно исчезают, если только подшипники не изношены чрезмерно.
Потеря свойств трансмиссионной жидкости
Если жидкость ATF долгое время оставалась в коробке передач, она становится черной, густой и покрывается отложениями, особенно металлической крошкой. Гидротрансформатор также страдает от этого. Ситуация становится особенно критической, когда жидкость не только теряет свои свойства, но и падает общий уровень в системе. В этой ситуации гидротрансформатор работает в критическом состоянии и при критических температурах, что значительно сокращает его общий срок службы.
Как проверить гидротрансформатор АКПП
Существует несколько стандартных процедур, которые можно использовать для косвенного определения состояния гидротрансформатора автоматической коробки передач. Полное, фактическое состояние можно определить только при условии разборки устройства и проведения детальной диагностики.
Проверка сканером
Первым шагом в определении неисправности конвертера является поиск неисправностей с помощью специального диагностического сканера. Это позволит узнать коды неисправностей и конкретные виды ремонта. Это сканирование позволяет выявить неисправности не только в инверторе, но и в других системах автомобиля (если таковые имеются). Это позволяет оценить состояние всей системы трансмиссии и особенно ее отдельных частей.
Стоп-тест (stall-test)
Косвенные проверки также могут проводиться без использования интеллектуальных электронных устройств. Например, в руководствах по эксплуатации многих автомобилей содержится такой алгоритм проверки работы гидротрансформатора:
- Проверку следует проводить при хорошо прогретом двигателе и коробке передач, особенно если проверка проводится зимой,
- Если проверка проводится зимой, запустите двигатель и установите холостой ход (примерно 800 об/мин),
- Затяните стояночный тормоз, чтобы зафиксировать машину в нужном положении,
- Полностью выжмите педаль тормоза,
- включите рычаг переключения передач в режиме движения D,
- полностью выжмите педаль акселератора,
- Проверьте число оборотов, показываемое спидометром; максимальное значение должно находиться в пределах от 2 000 до 2 800 об/мин для разных автомобилей,
- Подождите 2-3 минуты в нейтральном положении, чтобы дать коробке передач остыть,
- Повторите ту же процедуру в обратном порядке.
Большинство автомобилей имеют нормальные обороты от 2000 до 2400, необходимо определить точные цифры для вашего автомобиля. Показания тахометра являются индикатором состояния гидротрансформатора. Используйте приведенные ниже усредненные данные:
- Если частота вращения коленчатого вала лишь немного превышает норму, то одна или несколько фрикционных муфт проскальзывают, например, из-за низкого давления масла или износа фрикционных втулок,
- Если частота вращения коленчатого вала значительно превышает норму, возможно проскальзывание фрикционного пакета или механическое повреждение гидротрансформатора или масляного насоса автоматической коробки передач,
- Если частота вращения коленчатого вала ниже нормы, двигатель может выйти из строя — может произойти потеря мощности (по различным причинам),
- Если частота вращения коленчатого вала значительно ниже нормы, возможно повреждение компонентов гидротрансформатора или серьезная неисправность двигателя,
Обратите внимание, что точное значение числа оборотов может отличаться для разных марок и моделей, поэтому соответствующие значения должны быть более подробно описаны в технической документации машины.
К сожалению, возможности самодиагностики состояния гидротрансформатора владельцем автомобиля ограничены. Поэтому при появлении описанных выше симптомов и проведении стоп-теста рекомендуется обратиться в автосервис для проведения детальной диагностики, в ходе которой будет проверен гидротрансформатор снятой автоматической коробки передач.
Ремонт гидротрансформатора
Покупка нового гидротрансформатора — дорогостоящее мероприятие. Ситуация осложняется тем, что зачастую трудно найти подходящий гидротрансформатор для старых, подержанных импортных автомобилей. Поэтому в большинстве случаев автовладельцы предпочитают ремонтировать гидротрансформаторы, тем более что этот узел довольно прост в обслуживании.
Цена за самый простой ремонт начинается со стоимости около 4 … 5 тысяч российских рублей. Однако сюда нужно добавить стоимость разборки коробки передач, осмотра и цену новых запчастей. Ремонт гидротрансформатора обычно состоит из следующих этапов:
- Разборка и резка. Корпус гидротрансформатора в большинстве случаев герметичен. Поэтому, чтобы попасть внутрь, необходимо сделать разрез.
- В большинстве случаев для выполнения разреза необходимо добраться до внутренней части. Для этого необходимо слить трансмиссионное масло и очистить пластины, каналы и другие детали гидротрансформатора с помощью очистителя.
- Плохая проверка. Одна из самых сложных процедур. В ходе этой процедуры проверяются все внутренние детали гидротрансформатора. Если обнаружены поврежденные детали, принимается решение об их замене или ремонте.
- Замена компонентов. Как правило, во время ремонта все резиновые и пластиковые уплотнения должны быть заменены на новые. Также часто заменяются фрикционные накладки и гидравлические цилиндры. Само собой разумеется, что эти детали необходимо приобретать отдельно.
- После ремонта корпуса судна его собирают и герметизируют.
- Преобразователь сбалансирован. Это необходимо для дальнейшей правильной работы устройства.
При проведении ремонтных работ важен профессионализм тех, кто их выполняет. Тот факт, что преобразователь работает при высоких скоростях и давлении жидкости. Поэтому здесь очень важна точная регулировка ступиц, так как малейшая несоосность или дисбаланс при высоких нагрузках могут привести к новым повреждениям гидротрансформатора и даже других компонентов автоматической трансмиссии, вплоть до самой АКПП.
Цена за самый простой ремонт начинается со стоимости около 4 … 5 тысяч российских рублей. Однако сюда нужно добавить стоимость разборки коробки передач, осмотра и цену новых запчастей. Ремонт гидротрансформатора обычно состоит из следующих этапов:
Гидротрансформатор АКПП | Признаки неисправности | Устройство
В ходе технологического развития дизайн стал более сложным и современным. Сегодня трансформатор в автоматической коробке передач выполняет функцию сцепления. Это означает, что при переключении передач трансмиссия отсоединяется от двигателя. Сразу после переключения на повышенную или пониженную передачу трансформатор поглощает часть крутящего момента, обеспечивая максимально плавное переключение передач.
Содержание
Принцип работы | Общая информация | Устройство |
Гидротрансформатор автоматической коробки передач состоит из трех втулок с пластинами. Все три кольца вращаются соответствующим образом и находятся в одном корпусе. Внутри корпуса находится рабочая жидкость, которая обеспечивает смазку и охлаждение движущихся частей. Гидротрансформатор скользит по коленчатому валу и напрямую соединен с коробкой передач. Рабочая жидкость нагнетается внутрь специальным насосом. Насос обеспечивает необходимое давление, и в случае нарушения герметичности жидкость активно вытекает, вызывая повреждения механических вращающихся частей.
Современные гидротрансформаторы, используемые в автомобилях с автоматическими коробками передач, полностью управляются компьютером и имеют несколько датчиков, которые контролируют давление и скорость вращения вала внутри сердечника трансформатора. Однако следует сказать, что это повышение сложности привело к снижению надежности, как с точки зрения работы преобразователя, так и общей конструкции преобразователя. В частности, работа в очень жестких условиях, таких как те, которые характерны для современных автомобилей, влияет на срок службы и надежность преобразователя.
Видео о работе инвертора
Инвертор управляется и оптимизируется совместно с трансмиссией через специальный блок управления. Эта полностью автоматическая система управления получает данные от многочисленных датчиков, установленных в самом инверторе и в преобразователе. При возникновении проблемы автоматически выдается сообщение об ошибке. В некоторых случаях может быть обнаружена полная блокировка преобразователя, что приводит к остановке двигателя при изменении условий движения. Следует также отметить, что большинство отказов трансформаторов происходит на механическом уровне. По этой причине при диагностике автомобиля трудно определить точный характер и местоположение неисправности. Необходимо демонтировать поврежденный компонент и визуально осмотреть его. Это единственный способ определить ущерб.
Инженеры ведущих автопроизводителей постоянно исследуют способы повышения надежности и устранения эксплуатационных проблем. Благодаря разработке новых конструкций гидротрансформатор теперь можно без проблем использовать и в автомобилях с дизельными двигателями. Эти дизельные двигатели отличаются высоким крутящим моментом. Если раньше трансмиссии испытывали проблемы при высоких крутящих моментах и быстро выходили из строя, то сегодня надежность автоматических трансмиссий и гидротрансформаторов значительно повысилась.
Устройство преобразователя крутящего момента автоматической коробки передач
Теоретически, срок службы гидротрансформатора такой же, как и у автоматической коробки передач. Однако, как и любой другой механический компонент, он может выйти из строя и нуждается в ремонте. В некоторых случаях может потребоваться замена гидротрансформатора, что приведет к ненужным расходам для владельца автомобиля.
Гидротрансформатор АКПП Признаки неисправности
Ниже перечислены наиболее распространенные симптомы неисправности гидротрансформатора, которые должны послужить поводом для посещения квалифицированного автосервиса.
1 При переключении передач может быть слышен тихий механический шум. Механический шум исчезает при увеличении скорости и под нагрузкой. Это может указывать на проблему с подшипниками. Необходимо разобрать гидротрансформатор и проверить состояние подшипников.
2 На скоростях от 60 до 90 км/ч может ощущаться легкая вибрация. Если проблемы с гидротрансформатором усугубляются, вибрации усиливаются. Это может быть вызвано тем, что продукты разложения жидкости преобразователя засоряют масляный фильтр. В этом случае гидротрансформатор ремонтируется путем замены масляного фильтра и жидкости гидротрансформатора. Масло в двигателе и трансмиссии обычно следует менять одновременно.
3 Если есть проблемы с динамикой автомобиля, то неисправна так называемая муфта повышенной передачи. В этом случае необходимо разобрать гидротрансформатор и заменить неисправную муфту.
4 Остановка автомобиля без возможности продолжить движение указывает на повреждение турбинной передачи. Проблема может быть устранена установкой новых зубьев или заменой всей турбинной шестерни.
5 Если при движении слышен отчетливый дребезжащий звук, это означает, что имеется проблема с подшипником между турбинным колесом или корпусом дроссельной заслонки и крышкой гидротрансформатора. Этот шум может полностью исчезнуть во время движения. В этом случае необходимо как можно скорее обратиться в сервисный центр и отремонтировать устройство. В большинстве случаев поврежденные подшипники необходимо заменить. Стоимость ремонта неисправности гидротрансформатора такого типа не очень высока.
6 При переключении может быть слышен громкий металлический звон. Это признак того, что лезвия деформированы и отпадают. Ремонт заключается в замене поврежденного колеса в конвертере.
7 Необходимо регулярно проверять состояние масла в гидротрансформаторе и коробке передач. Если на масляном поддоне коробки передач появляется алюминиевая пыль, следует проверить сцепление свободного хода, изготовленное из алюминиевого сплава. В большинстве случаев появление этой пыли на индикаторе уровня указывает на проблему с муфтой и износ уплотнительного кольца.
8 Когда автомобиль неподвижен, в районе коробки передач может ощущаться характерный запах расплавленного пластика. Это происходит из-за перегрева гидротрансформатора и плавления полимерных компонентов и деталей. Перегрев гидротрансформатора может произойти по ряду причин. Основной причиной является проблема со смазкой. Например, при снижении уровня масла можно заметить признаки голодания коробки передач и гидротрансформатора. Существуют также проблемы с системой охлаждения трансмиссии, которая не может охладить масло, если теплообменник засорен. В этом случае ремонт заключается в замене масла и проверке работоспособности системы охлаждения масла.
9 Двигатель может заглохнуть при переключении или смене передачи. Это указывает на неисправность в системе автоматического управления, которая блокирует гидротрансформатор. Во время ремонта производится замена блока управления.
Гидротрансформатор — это сложное устройство. Неисправности любого из компонентов могут привести к тому, что автомобиль перестанет двигаться или вообще не будет разгоняться.
Проверка гидротрансформатора АКПП
Существует несколько стандартных процедур проверки состояния гидротрансформатора в автоматической коробке передач. Однако окончательная диагностика неисправности возможна только после разборки и демонтажа устройства, в зависимости от результатов демонтажа неисправных компонентов.
С помощью сканера
Первым шагом является электронная диагностика автоматической коробки передач. Диагностический сканер и ноутбук или портативный компьютер или устройство с необходимым программным обеспечением подключаются к специальному разъему в салоне автомобиля.
При возникновении проблем в работе обнаруживаются неисправности, коды которых позволяют провести предварительную диагностику и определить характер неисправности.
Стоп-тест
Гидротрансформатор и коробку передач можно также проверить косвенным путем, с помощью теста на выключение. Процедура выполнения этого алгоритма описана в руководствах по эксплуатации многих автомобилей.
- Запустите двигатель и доведите трансмиссию до рабочей температуры.
- Остановите автомобиль и дайте двигателю поработать на холостом ходу (около восьмисот оборотов в минуту).
- Затяните стояночный тормоз, чтобы предотвратить самопроизвольное переключение передач, и переведите автомобиль в положение движения.
- Полностью выжмите педаль акселератора, и двигатель запустится при 2 000 — 2 800 об/мин. Задержитесь в этом положении примерно на 3 минуты.
- Повторите ту же процедуру для переключения заднего хода автоматической коробки передач.
Нормальная скорость для этого теста составляет от 2 000 до 2 400 в минуту. Точное значение указано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Состояние сцепления и коробки передач оценивается по 3 критериям:
- Слегка повышенные обороты двигателя могут указывать на проскальзывание гидротрансформатора.
- Значительное увеличение может указывать на чрезмерное проскальзывание сцепления, механические проблемы с гидротрансформатором или масляным насосом.
- Отсутствие оборотов указывает на проблемы с двигателем, связанные с потерей тяги.
Если обороты ниже нормы, могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем или критические отказы гидротрансформатора в автоматической коробке передач.
Ремонт гидротрансформатора
Ремонт гидротрансформатора — сложная процедура. Не все сервисные центры предлагают полную замену. Однако гидротрансформатор можно отремонтировать, если вскрывать его аккуратно, снимая лишь минимальное количество металла, и если при сборке сбалансировать его так, чтобы он не изнашивался.
Диагностика
Сначала специалисты проверяют состояние гидротрансформатора. Первый шаг — компьютерная диагностика. Устройство также осматривается на предмет характерных симптомов, связанных с работой механизма. Это позволяет определить, нужно ли снимать гидротрансформатор автоматической коробки передач или достаточно заменить трансмиссионное масло.
Диагностика автоматических коробок передач
Замена или ремонт ГДТ
Отремонтируйте конвертер в следующем порядке:
- Разберите устройство.
- Откройте корпус, разрезав его по окружности.
- Демонтируйте компоненты, промойте их и оцените их состояние.
- Снимите и очистите детали, снимите детали, снимите детали, снимите детали, снимите детали, снимите детали и оцените состояние узла, снимите узел и очистите узел, снимите узел и оцените состояние.
- Соберите узел и приварите кожух.
- Сбалансируйте GDT, чтобы убедиться, что он вращается плавно.
При критическом износе основных компонентов рекомендуется замена гидротрансформатора.
Ремонт гидротрансформатора
Советы механиков и профилактика гидротрансформатора
Цепи и особенно гидротрансформатор могут быть перегружены при большой нагрузке. Во избежание преждевременного износа конвертера опытные техники могут посоветовать воздержаться от этого:
Избегайте перегрева коробки передач. Повышенные температуры могут вызвать чрезмерную нагрузку на трансмиссию, если вы ведете агрессивную езду, перевозите тяжелые грузы или буксируете прицеп. Недостаточное охлаждение также может быть проблемой, особенно если машина эксплуатируется в жарком климате. Это можно исправить, установив дополнительный радиатор.
Регулярная замена трансмиссионного масла на оригинальное масло, указанное производителем, без смешивания различных компонентов, продлит срок службы гидротрансформатора.
Проблемы со сцеплением часто вызваны неисправностями в других механизмах. Поэтому важно, чтобы владелец автомобиля следил за состоянием гидротрансформатора. При первых признаках неисправности обратитесь в мастерскую для диагностики и ремонта.
С какими неисправностями гидротрансформатора вы сталкивались? Как вы решили эту проблему? Поделитесь своим опытом в комментариях. Сохраните эту статью в закладки, чтобы не пропустить больше полезной информации.
Повышенная температура масла в автоматических трансмиссиях и наличие абразивных частиц в жидкости часто приводят к разрушению лопастей в крыльчатках. Основным признаком этой неисправности является снижение динамики передачи крутящего момента.
Что представляет собой гидротрансформатор АКПП
На языке автовладельцев и опытных механиков это устройство называется бубликом. Прозвище возникло из-за внешнего сходства гидротрансформатора с хлебным изделием. Чтобы понять, насколько важно это устройство в автоматической коробке передач, необходимо понять принцип работы гидротрансформатора и увидеть его устройство изнутри.
Некоторые автовладельцы называют его гидравлическим сцеплением. Этот термин ближе к истине и встречается в области инженерии. Это происходит потому, что гидромуфта соединяет двигатель и автоматическую коробку передач и действует как сцепление.
Только две автоматические трансмиссии поддерживают наличие гидротрансформатора. К ним относятся:
- Автоматическая или стандартная автоматическая,
- вариатор или тип трансмиссии CVT.
Устройство ГДТ
Гидротрансформатор — это сложное устройство. Неисправности любого из компонентов могут привести к тому, что автомобиль перестанет двигаться или вообще не будет разгоняться.
Он изменяет и передает крутящий момент на двигатель автомобиля. Он состоит из следующих компонентов:
- Рабочее колесо насоса, которое создает поток смазочного материала. Масло течет и создает давление, которое заставляет вращаться следующие элементы,
- турбина вращается под действием потока масла, создаваемого насосным колесом,
- Реакторное колесо работает по тому же принципу, что и турбина,
- обгонная муфта или муфта повышенной передачи,
- муфту переключения на повышенную передачу.
ГДТ расположен между двигателем и коробкой передач в пространстве, которое полностью заполнено трансмиссионным маслом. Масло не только служит в качестве смазки, но и становится «мокрым» сцеплением.
Повреждения коробки передач затрагивают следующие компоненты автоматической коробки передач.
- Масляный насос,
- гидроблок,
- что сокращает срок службы всей трансмиссии.
Блокировочная муфта играет важную роль в работе коробки передач. Блокирующее сцепление повышает топливную экономичность автомобиля.
Блокировка
Электронный блок управления автоматической коробки передач определяет момент включения сцепления. Он работает путем торможения автомобиля и последующего замедления конвертера. Таким образом, крутящий момент передается непосредственно от двигателя к трансмиссии. Это длится до тех пор, пока коробка передач снова не переключит передачу.
Блокировочная муфта состоит из
- поршень с уплотнительными кольцами,
- обложка,
- ступица, которая соединена с колесом и осью,
- два стальных направляющих диска,
- три концентрированных керметных диска.
Диски установлены в корпусе, который с одной стороны соединен с колесом насоса, а с другой — с крышкой.
Осторожно. На современных автомобилях частичная блокировка может быть активирована уже на скорости 20 км/ч.
Муфта блокировки гидротрансформатора имеет некоторые недостатки:
- Когда гидротрансформатор перегружается, водитель может почувствовать удар или толчок (примером могут служить недостаточно развитые характеристики трансмиссии DP0 французского Peugeot-Citroen),
- Кроме того, снижается уровень шума при работе,
- Фрикционный диск быстро изнашивается, смазка загрязняется и теряет свои свойства.
Чем чревата езда без блокировки гидротрансформатора
Срок службы гидротрансформаторов в автоматических коробках передач оценивается производителем в 200-300 тысяч километров пробега. В старых автомобилях Mercedes, например, гидротрансформатор может выйти из строя только после 500 тысяч километров пробега. Автоматическая коробка передач Toyota Mark 2 также не подвержена быстрым отказам.
Эксперты советуют: «Если автомобиль начинает дергаться при разгоне, не плавно переключает передачи, следует немедленно привезти его на техническую проверку». Колодки изношены. А это означает, что замок перестает вовремя срабатывать.
Если соленоид блокировки гидротрансформатора, который отвечает за силу зажима, засорился, автоматическая коробка передач будет толкаться и брыкаться. Автомобиль будет потреблять большое количество топлива.
Продукты износа будут продолжать распространяться по всей автоматической коробке передач. Это приведет к загрязнению насоса и смазочного материала. Наконец, продукты износа будут действовать как абразив на фрикционные зубья. В результате масло будет перегреваться из-за высокого трения. В результате автоматическая коробка передач подлежит замене.
Насосное колесо или турбина гидротрансформатора также могут изнашиваться быстрее. Чтобы узнать, что не так с гидротрансформатором и является ли неисправный гидротрансформатор причиной всех ваших проблем, прочитайте следующую врезку.
Как проверить ГДТ АКПП
Автовладельцы задаются вопросом, как проверить гидротрансформатор. Эксперты говорят, что невозможно проверить сцепление, не разобрав его. На дисплее приборной панели могут отображаться коды неисправностей и режим работы, но окончательное решение может быть принято только после разборки преобразователя.
Это связано с тем, что большинство проблем возникает на механическом уровне. Для этого каждый компонент должен быть разобран отдельно и визуально осмотрен.
Дома, в гараже, владелец автомобиля может разобрать гидротрансформатор только в том случае, если он хорошо знает принцип работы и механизм устройства. Необходимо иметь специальную машинку, чтобы затянуть «булочку» и аккуратно срезать ее, чтобы попасть внутрь. Вам также понадобятся специальные инструменты для обнаружения и устранения повреждений.
Если владелец автомобиля не может этого сделать или не является опытным механиком, то при первых признаках неисправности лучше всего обратиться к опытному механику на СТО. Каковы внешние признаки неисправной автоматической коробки передач в следующем агрегате?