КПД двигателя зависит от времени года и температуры окружающей среды. Плановую промывку и чистку радиатора двигателя обычно проводят весной. Перед жарким сезоном необходимо удалить все посторонние частицы и грязь изнутри системы охлаждения, так как летом особенно важен тепловой режим двигателя.
Промывка системы охлаждения двигателя — 6 народных методов быстрой и качественной очистки
Правильное функционирование системы охлаждения автомобиля определяет качество работы двигателя автомобиля. Использование оптимально подобранного антифриза исключает возможность перегрева двигателя. Со временем каналы системы начинают забиваться. В результате работа ДВС может быть прервана. Как промыть систему охлаждения (СО) и какие методы для этого можно использовать, узнаете из этой статьи.
Удаление загрязнений из системы охлаждения двигателя производится по мере необходимости, четко установленного регламента нет. При правильном обслуживании машины во время эксплуатации и заполнении водяной рубашки и теплообменников антифризом высокого качества осадки и образование отложений остаются минимальными. Пройдет 8-10 лет, прежде чем такая потребность возникнет.
На засорение элементов автоматического охлаждения указывает ряд признаков:
- двигатель постоянно работает при температуре близкой к предельной, часто включается электровентилятор;
- после заливки свежего антифриза жидкость через несколько часов становится темно-коричневой;
- на внутренней поверхности заливных пробок наблюдаются отложения;
- теплообменник отопителя салона немного нагревает воздух;
- антифриз быстро испаряется, его нужно часто доливать.
Примечание. Симптомы правильно отображают изображение только тогда, когда помпа и термостат исправны и в соединениях нет утечек.
Как правило, перечисленные признаки проявляются одновременно, так как засоряющие частицы и соли равномерно распределяются по системе. Но в первую очередь «слишком разрастается» теплообменник в зале — его трубки самые тонкие. Просто промыть радиатор недостаточно, нужно удалить отложения со всех каналов и узлов.
Для чего нужно вымывать охлаждающую систему и радиатор
Многие из отечественных автомобилистов пренебрегают мытьем и зря. Процедура не трудоемкая и ее вполне можно сделать в гараже своими силами. Уже много лет автовладельцы ВАЗ выполняют его своими силами, как и другие виды ремонтных работ. Все рекомендации вполне справедливы и выполнимы для владельцев автомобилей импортного производства.
Радиатор и патрубки забиваются в процессе эксплуатации. На них откладываются продукты разложения охлаждающих жидкостей, всевозможные масляные и жировые отложения, частицы ржавчины и другие различные накипи. В результате снижается производительность радиатора и всей системы охлаждения. Лучше вовремя скачать, а потом я расскажу как это сделать.
Неисправности радиатора могут привести к дорогостоящему ремонту или даже замене. Существует множество способов, помогающих удалить ржавчину и другие виды налета и загрязнений. Проводить процедуру промывки с одновременной заменой антифриза рекомендуется не реже одного раза в два сезона. Конечная частота зависит от условий эксплуатации конкретного автомобиля.
Садовый опрыскиватель используют, чтобы не повредить соты устройства. Они достаточно чувствительны к различного рода нагрузкам, поэтому при сильном нажатии могут лопнуть.
Когда нужна чистка
Решетка радиатора во время движения автомобиля впитывает в себя всю пыль и грязь, возникающие на дороге, и забивает соты. В машине можно найти несколько разных радиаторов: основной для охлаждения двигателя, для АКПП и кондиционера. Радиаторы иногда устанавливают для гидроусилителя руля.
Основной радиатор расположен ближе к двигателю, поэтому меньше подвергается воздействию воздушного потока. Остальные теплообменники в процессе эксплуатации лишь частично снижают КПД. А охлаждение двигателя может доставить немало хлопот автовладельцу и даже привести к капитальному ремонту силового агрегата.
Теплообменники забиты как снаружи, так и внутри. В их полостях скапливаются отложения, продукты коррозии и окисления деталей из алюминиевых сплавов. Промывку таких агрегатов пеной и другими средствами рекомендуется совмещать с заменой антифриза. Время проведения этой процедуры варьируется от автомобиля к автомобилю. Но, исходя из опыта владения автомобилем, при пробеге 90 тыс км необходимо обновить охлаждающую жидкость.
КПД двигателя зависит от времени года и температуры окружающей среды. Плановую промывку и чистку радиатора двигателя обычно проводят весной. Перед жарким сезоном необходимо удалить все посторонние частицы и грязь изнутри системы охлаждения, так как летом особенно важен тепловой режим двигателя.
Перед тем, как приступить к промывке радиатора, нужно убедиться, что пора заняться этой работой. Для этого нужно выполнить простую проверку, которую может выполнить любой драйвер.
Признаки забитого радиатора
Если вы внимательно следите за работой двигателя и систем вашего автомобиля, легко заметить признаки того, что пора очистить радиатор.
- Вентилятор охлаждения стал часто включаться как на холостом ходу, так и во время движения.
- Двигатель быстро нагревается, охлаждающая жидкость закипает и вытесняется из расширительного бачка.
- Верхние патрубки и патрубки радиатора горячие, а нижние долгое время остаются холодными.
- Отопитель салона или кондиционер работают неэффективно.
- Загорается сигнальная лампа на панели приборов.
Однако следующие симптомы могут указывать и на другие проблемы:
- воздушная пробка в системе охлаждения;
- настройка мощности выключена;
- неисправен термостат;
- прогоревшая или прогоревшая прокладка ГБЦ.
Учитывая сложность диагностики и выявления причин отказов, необходимо подходить к этому вопросу более внимательно.
Даже если вы не нашли причину перегрева двигателя, почистить радиатор не помешает. Особенно, когда есть все признаки его загрязнения:
- Тосол в расширительном бачке потемнел, появились частицы коррозии, цвет помутнел.
- На внешней стороне радиатора грязь, мусор, соты, забитые насекомыми.
Если признаков не обнаружено, но есть неисправности в системе охлаждения, рекомендуется обратиться в автосервис.
Средства для чистки радиатора автомобиля в домашних условиях
В торговых точках можно найти разные средства для очистки радиатора. Но можно использовать бытовую химию и народные средства, которыми также можно тщательно промыть систему охлаждения. Теплообменники изготавливаются из цветных металлов – алюминия или меди. Поэтому не все средства будут работать, а некоторые даже могут нанести вред.
Бытовая химия
В домашних условиях можно промыть радиатор охлаждения различными химическими средствами. В домашних условиях они используются для других целей, но подходят и для очистки теплообменника автомобиля.
- Каустическая сода (каустическая). Это раствор гидроксида натрия, который можно использовать для очистки медных радиаторов. Для этого их нужно снять с автомобиля, отсоединив патрубки. Жидкость сливают на 30 минут, затем теплообменник промывают кипятком в течение 40 минут и продувают.
- «Крот» или «Тирет». Это бытовые очистители канализации. Также они подходят для промывки медных автомобильных радиаторов. Если «Крот» залить в алюминиевый теплообменник, то содержащийся в продукте гидроксид натрия быстро разъедает его в течение нескольких минут. После этого радиатор придется покупать новый.
- Соляная кислота используется для таких целей в малой концентрации 3% и только для медных радиаторов. Это слишком агрессивно.
- Карбонат натрия используется в концентрации 15% для промывки только алюминиевых трубок и систем охлаждения всех типов двигателей. Время обработки 10-12 часов.
- Хромовый ангидрид необходимо растворить в концентрации 0,2% и очистить им в течение 8 часов.
- Раствор хрома и кальцинированная сода. Концентрация 10%, время обработки 1 час, для любого теплообменника.
- Смесь карбоната натрия и тринатрийфосфата. Концентрация 5%, время промывки 10 часов, только для медных радиаторов.
Если при щелочной стирке появляется много пены, значит, идет активная реакция с накопившимися отложениями. Это свидетельствует об эффективности процедуры.
Народные средства
Чтобы не тратить много денег и не покупать автохимию, для очистки внутренних полостей радиатора и патрубков охлаждения можно использовать народные средства.
- Лимонная кислота используется для выпечки сладостей и салатов. Но водители используют его в своих целях. Действует мягко, поэтому быстро прочистить систему охлаждения не получится. Средство растворяют в воде и заливают в систему на 3 дня, а затем все промывают дистиллированной водой. Промывание проводят до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной.
- Фанта. Это газированный напиток, который также содержит лимонную кислоту, но в небольшой концентрации. Некоторые автовладельцы используют средство, если другого выхода нет.
- Сыворотка представляет собой раствор молочной кислоты, профильтрованный через марлю. Он заливается в систему охлаждения и после 50 км пробега сливается в горячем виде. После этого нужно все промыть дистиллированной или кипяченой водой. Концентрация молочной кислоты не должна превышать 6%.
Сыворотка мягче, чем каустическая сода. Но именно она лучше других средств разъедает коррозию. Вопрос, где взять молочную кислоту, ведь в магазине она не продается. Поэтому водители стараются делать это дома.
Многие водители чистят систему охлаждения своими руками. Кто-то использует лимонную кислоту, кто-то кока-колу, кто-то дизельное топливо, кто-то спецтехнику (например, Лаурель), кто-то еще что-то делает.
Вот что не рекомендуется заливать в радиатор:
- водопроводная вода. Он содержит много примесей и неорганических солей. При закипании такой воды в радиаторе образуется еще больше накипи;
- раствор уксусной кислоты. Уксусная кислота хорошо подходит для мытья электрочайников, но в радиатор ее лучше не лить. Он не только растворит накипь, но и разъедает трубки радиатора.
Лучший вариант – промыть радиатор водой под давлением. Сделать это можно как в своем гараже (при наличии подходящего компрессора), так и на ближайшей автомойке.
Этот метод очистки отлично удаляет даже самые мелкие загрязнения, например, осиновый пух, скопившийся между ребрами радиатора. Но нужно помнить следующее:
- напор воды не должен быть слишком сильным, так как ребра радиатора очень тонкие и легко деформируются;
- вода не должна содержать агрессивных химических добавок. Резиновые шланги с хомутами и прокладками крепятся к радиатору. Агрессивные моющие средства могут все это разъесть, и система охлаждения потеряет герметичность.
Как избежать загрязнения радиатора
Полностью изолировать радиатор от грязи не получится. Все, что может сделать автолюбитель, — следить за тем, чтобы радиатор не засорялся как можно дольше. Этого можно достичь следующими способами:
- используйте только качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля. Марку и тип охлаждающей жидкости можно узнать в инструкции по эксплуатации машины. А купить такой антифриз можно в специализированных сервисных центрах, имеющих соответствующие сертификаты;
- носите с собой запас дистиллированной воды. Когда водитель обнаруживает отсутствие антифриза, он обычно заливает в радиатор то, что есть под рукой. Обычно это вода из реки или ручья. Количество накипи, образующейся на радиаторе после такой воды, огромно. Поэтому у вас всегда должна быть под рукой дистиллированная вода. Это позволит добраться до гаража и продлить жизнь радиатору.
Поэтому каждый, кто хочет, чтобы его автомобиль исправно работал, должен содержать радиатор в чистоте. Для его мытья не требуется особых навыков. Все, что вам нужно, это гаечный ключ и подходящее моющее средство.
Стоимость такого вещества может быть самой разной – это зависит от того, какая фирма выпустила это средство. В частности, стоимость одного флакона, объем которого составит около 250 мл, может достигать тысячи рублей.
Очистка радиатора снаружи с помощью специальных химических средств
В продаже сегодня можно найти автохимию различного назначения, в частности, есть вещества, позволяющие достаточно эффективно промыть систему охлаждения с первого раза. Однако нужно сказать, что не все инструменты позволяют сделать это качественно. Есть вещества, серьезно нарушающие работу как двигателя, так и автомобиля в целом.
В этом случае хорошо работает правило: чем дешевле продукт, тем хуже он взаимодействует с радиатором. Лучше всего использовать моющие средства, предлагаемые всемирно известными компаниями, занимающимися производством автохимии, которые также успели завоевать себе положительную репутацию.
По составу и назначению эти средства достаточно разные. В частности, некоторые из них добавляются в охлаждающую жидкость для работы в качестве присадки и предотвращения образования накипи и ржавчины.
Кроме того, в продаже можно найти химические средства, позволяющие удалить антифриз из патрубков или радиатора. Однако использовать его следует максимально осторожно, так как он достаточно вязкий, и неправильное его использование приводит к засорению тонких трубок и шлангов в системе.
Как определить, что радиатор забился?
По ряду внешних признаков можно определить, что радиатор начинает забиваться.
- Довольно часто стал включаться вентилятор, охлаждающий двигатель, причем делает это не только на холостых оборотах, но и на ходу.
- Двигатель начинает очень быстро нагреваться. При этом при открытии расширительного бачка системы отопления выходит теплоноситель.
- Нижняя часть радиатора вместе с нижним патрубком имеют нормальную комнатную температуру, а верхние патрубки, относящиеся к системе охлаждения, очень горячие.
- Печка очень медленно прогревает салон.
Снаружи очистить конструкцию можно специальным спреем. Для этого это вещество распыляют на решетку радиатора и оставляют примерно на пять минут.
Возьмите обычный садовый опрыскиватель и смойте эту жидкость. Это необходимо сделать несколько раз до того момента, когда грязь будет удалена с его поверхности.
Садовый опрыскиватель используют, чтобы не повредить соты устройства. Они достаточно чувствительны к различного рода нагрузкам, поэтому при сильном нажатии могут лопнуть.
Такой спрей не создает слишком большого давления, поэтому его можно безопасно использовать.
Стоит отметить, что самостоятельная чистка радиатора вряд ли поможет полностью удалить загрязнения, но может удалить большую часть мусора.
Это уже позволит в дальнейшем нормально ездить и не бояться перегрева или даже полной поломки двигателя.
Причина внешнего загрязнения радиатора очевидна: грязь попадает прямо с дороги. Устройство находится в моторном отсеке и не имеет специальной защиты. В лучшем случае под радиатор можно установить небольшой щиток, препятствующий попаданию крупных камней и мусора в ребра устройства.
Как промывать радиатор изнутри
Перед промывкой радиатора охлаждения двигателя необходимо удалить имеющуюся охлаждающую жидкость (как, собственно, и из всей системы). Поэтому потребуется подходящая тара, и, конечно же, новый антифриз, если в систему заливается именно он, а не вода.
Жидкость сливается из системы охлаждения всех автомобилей через специальные краны. Кроме того, стоит также отсоединить патрубки от радиатора, чтобы снять его полностью.
После этого все пересоединяется, краны закручиваются, и через горловину радиатора заливается выбранный очиститель. В большинстве случаев необходимо дать двигателю поработать от 15 до 30 минут, а затем слить очиститель так же, как ранее сливали антифриз.
Несколько полезных советов
- при эксплуатации рекомендуется носить защитные перчатки, устойчивые к химическим воздействиям, так как охлаждающая и моющая жидкости достаточно агрессивны и крайне ядовиты.
- перед сливом охлаждающей жидкости лучше дать двигателю немного поработать, чтобы она могла циркулировать по системе. Сливать его следует, когда двигатель остынет.
- также важно промыть снаружи радиатор охлаждения двигателя, так как на загрязненной поверхности теплообмен будет хуже.
При доливке антифриза или охлаждающей воды после очистки необходимо не забыть удалить воздушные пробки из системы.
Итак, как видите, сама процедура очистки радиатора совсем не сложная. Тем не менее, это очень важно для правильной работы двигателя. Рекомендуется регулярная очистка, которую лучше всего сочетать с пополнением хладагента в системе.
Как часто нужно менять антифриз? Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средство для промывки системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Почему двигатель перегревается? Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть при перегреве двигателя. Что делать при перегреве ДВС.
Гидрокомпенсаторы: что это такое, какую функцию выполняют, неисправность гидрокомпенсатора и симптомы. Ремонт и мойка гидроэлеваторов своими силами.
Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт
Почему масло попадает в интеркулер? Локализация и устранение возможных неисправностей своими руками. Как самостоятельно отмыть и очистить интеркулер от масла.
Промывочное масло для двигателя: в каких случаях и как применяется, что входит в состав, преимущества и недостатки этого вида промывки системы смазки.
Гидрокомпенсаторы: что это такое, какую функцию выполняют, неисправность гидрокомпенсатора и симптомы. Ремонт и мойка гидроэлеваторов своими силами.
Можно использовать как домашние средства, так и фирменные жидкости. Это решать владельцу. Главным преимуществом продукции авторынка является скорость растворения включений.
Домашние рецепты
- лимонная кислота. Пропорции рассчитываются по потребностям домочадцев (для очистки чайника от накипи): 15-20 г на 1 л воды. Идеальным считается состав с рН около 3 единиц. Инструкция к действию проста: растворить вещество в небольшой емкости с кипятком, вылить в основную емкость, залить и прогреть двигатель до рабочей температуры. Выключите двигатель внутреннего сгорания и оставьте раствор на 5-7 часов. При необходимости процедуру повторяют.
- уксусная кислота. Очищающая жидкость формируется из следующей пропорции: 0,5 л на 10 л дистиллированной воды. Ключевой особенностью является то, что мотор должен поработать 30…40 минут и сразу слить моющее средство.
- Фанта. Напиток кислый. Система полностью заполнена питьевой жидкостью, но с предварительно выпущенным газом. Режим работы с двигателем — по первому пункту домашних рецептов.
- Пахта. Подготовка на 10 литров воды. Очищающий «шлам» фильтруется и выливается через расширительный бачок. Двигатель работает от 1 до 2 часов. Эмульсия стекает, пока горячая.
- Каустическая сода. На основе гидроксида натрия. Это средство – лучший ответ на вопрос по очистке системы охлаждения двигателя от ржавчины и налета, скопившегося внутри. Применяется индивидуально, исключительно для очистки радиатора, и только медного. Теплообменник разбирается, промывается под проточной водой и продувается. Приготовление 1 л 10% раствора соды. Состав нагревают до Т=90°С и заливают на деталь в течение 30 минут. После этого кожухи радиаторов промывают горячей водой и обдувают в направлении, противоположном рабочему, в течение 30-40 минут. Во время полоскания может появиться пена. Сода ядовита — работать только в перчатках.
Однако не все бытовые средства «лечат» систему охлаждения двигателя. Применение таких препаратов, как:
Фирменные средства
Разнообразие чистящих жидкостей можно разделить на 4 категории:
- кислота. Хорошо удаляет ржавчину.
- Щелочной. Идеально подходит для очистки труб.
- Двухкомпонентный. Они уничтожают как окалину, так и ржавчину.
- Нейтральный. Не содержит кислот и щелочей. Исключительное профилактическое средство.
Довожу до вашего сведения. Чередование промывок не рекомендуется. Технологии, вроде мойки двигателя автомобиля, не могут решить эту проблему.
Мониторинг обратной связи показывает, что водители чаще всего используют следующие составы моющих средств:
- Мойка радиатора LAVR Classic
- Liqui Moly Кюлер-Райнигер
- Промывка радиатора Hi-Gear: 7 минут
Использование фирменной консистенции должно осуществляться строго в соответствии с инструкциями, указанными на ее упаковке. Игнорирование требований производителя приведет к повреждению двигателя.
В процессе активной эксплуатации радиатор начинает забиваться мусором и грязью. При этом тепло, поступающее от радиатора, не полностью передается в окружающую среду, а возвращается к двигателю.
Как промыть радиатор снаружи
Самый простой вид работ – смывание грязи, песка, пыли с верхней части кузова. Часто радиатор покрыт прилипшими к нему засохшими насекомыми, особенно если автомобиль часто эксплуатируется в сумерках – насекомые летят в фары.
- Слейте всю охлаждающую жидкость в отдельную бутылку (потом заливается новая). При сливе не забудьте отсоединить все патрубки и не сливайте только из основного крана.
- Верните форсунки, снова все закрутите и залейте очиститель через основную горловину.
- Запустите двигатель максимум на полчаса (можно на 15, в зависимости от «едкости» жидкости).
- Повторите слив, открутив кран и трубы.
Когда стало понятно, чем помыть радиатор охлаждения внутри, остался главный вопрос: как это сделать эффективнее всего. Что заливать внутрь в качестве чистящей жидкости? Можно использовать совсем недорогие варианты — пить газировку, лимонную кислоту или просто дистиллированную воду для промо. Давайте посмотрим, какой из них более эффективен.
Чем промыть радиатор охлаждения двигателя внутри
- лимонная кислота. Раствор лимонной кислоты следует выливать после его полного остывания, так как пары раствора могут быть опасны. В растворе лимонной кислоты нужно «покатать» машину не менее недели; он аккуратно очистит все изнутри. После слива обработанного раствора промывают внутренние детали перед заливкой антифриза; в противном случае остатки кислоты испортят вещество.
- Кокс. Клей не должен иметь пузырей, его можно хорошо размешать, а лучше подогреть в кастрюле, прежде чем заливать внутрь. Промойте систему быстрее, можно оставить двигатель включенным на 15 минут (если чистка производилась не более года назад) или погонять с холодом кока-колы сутки. Затем сливаем, смываем остатки и заливаем новый антифриз.
- Электролит. Это смесь воды и аккумуляторного электролита, которая очистит радиаторную систему от выхлопа примерно за сутки активной езды.
- Дистиллированная вода. Это слабый способ очистки, если радиатор не сильно загрязнен. Никогда не используйте водопроводную воду! В нем может быть много солей, которые осядут внутри и еще больше испортят радиатор. Начинать ополаскивание водой имеет смысл не более чем за двадцать минут.
- Уксус. Развести 0,5 литра 10% уксуса в десяти литрах воды, после чего жидкость должна оставаться внутри системы на всю ночь (не менее восьми часов).
- Готовые к использованию чистящие жидкости. На основе щелочной или кислой среды.
Для максимальной чистоты радиатора лучше снять и промыть его вручную, в раковине или в ванной. Если жидкость стала мутной и неприглядной на вид через день-два после ее промывки без снятия, то снятый радиатор охлаждения нужно будет промыть. Эта мера применяется, если очевидно, что загрязнение является серьезным.
В этом случае не помогут слабые моющие средства, такие как дистиллированная вода, клей, нужно что-то более «схватывающее». Если вы сняли радиатор и увидели внутри трубы плотный слой и накипь, придется поработать руками. В среднем «злые» жидкости стоят 150-200 рублей, можно найти отечественные аналоги даже дешевле банки колы (но объем будет меньше, в радиатор не зальешь, поэтому лучше с ваши руки).
Автолюбителям советуют брать только специальные жидкости для прочистки патрубков и внутренней части радиатора, а вот для наружной прочистки химия не нужна (она обычно стоит в магазинах 500 рублей, а по факту это просто моющее средство), вы справитесь водой и кистью. Здесь подойдет любое антикоррозийное средство или для сантехники ванной, обойдется в разы дешевле, а действующее вещество точно такое же.
Эффект внутренней и внешней промывки должен быть заметен сразу, вентиляторы должны полностью перестать включаться при движении. Особенно это заметно при езде летом, обычно забитый радиатор стимулирует загорание радиатора каждые пять-десять минут.