Однако, если номера ТУ не совпадают, лучше, чтобы они не совпадали. Компоненты комплекса добавок могут вступать в реакцию друг с другом и терять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходных ситуациях лучше всего долить воду, а затем заменить всю систему жидкости.
Тосол, антифриз или охлаждающая низкозамерзающая жидкость
Антифриз — это хладагент (охлаждающая жидкость), который не замерзает при низких температурах. Производители дают им свое название («Тосол», «Лена» и т.д.) и указывают температуру замерзания (до -40°C для ОЖ-40 и до -65°C для ОЖ-65). Недавно отечественные производители начали выпускать готовые к использованию хладагенты (уже разбавленные водой), маркированные как «антифриз». Обычно это тот же «Тосол», но более высокого качества.
ТОСОЛ — это название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной для автомобилей ВАЗ в 1971 году специалистами Института органической химической технологии Государственного научного института, заменив итальянскую «PARAFLU». Первые три буквы аббревиатуры TOSOL означают отдел технологии органического синтеза, а буква OL была добавлена, чтобы получить слово, похожее на названия спиртов (этанол, бутанол, метанол). Бренд Tosol не зарегистрирован и широко используется отечественными производителями охлаждающих жидкостей. Эксплуатационные характеристики этих жидкостей могут быть различными (в зависимости от их состава).
Внешне термин «антифриз» использовался для обозначения конденсата, добавляемого к воде в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Однако этот термин учитывал только роль данного продукта как антифриза, учитывая, что его использование является сезонной необходимостью, и не отражал его функцию как теплообменника, предназначенного для защиты системы охлаждения двигателя от коррозии и износа при любых условиях эксплуатации. Термин «конденсат охлаждающей жидкости двигателя» включает все эти условия и в настоящее время является предпочтительным.
Учитывая это, в данной статье будет использоваться термин «охлаждающая жидкость двигателя» или просто «жидкость».
Назначение
Из-за тепла, выделяемого в результате сгорания топлива и сил трения, двигатели автомобилей требуют эффективной системы охлаждения. Тепло отводится в систему охлаждения в основном через радиатор, а средством передачи тепла является жидкость, циркулирующая между радиатором и двигателем. Автомобильные двигатели с воздушным охлаждением (например, VW Beetle) давно потеряли коммерческий интерес. В основном это связано с экологическими требованиями.
Количество тепла, передаваемого от системы охлаждения двигателя, имеет большое значение. Известно, что треть тепловой энергии от сгорания топлива должна отводиться из охлаждающей воды, в то время как эффективная энергия на коленчатом валу двигателя составляет лишь четверть этой тепловой энергии для бензиновых двигателей и одну треть для дизельных двигателей. .
В процессе эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, увеличивается склонность к вспениванию, а незащищенные металлы сильно корродируют. Срок службы жидкости напрямую зависит от ее качества и пробега автомобиля.
Старение особенно заметно, когда в систему охлаждения попадают выхлопные газы или воздух. Поэтому трубы следует чаще проверять на герметичность, состояние и крепления. Сроки замены антифриза определяются производителем автомобиля или охлаждающей жидкости. Однако жидкость может быстро стареть. В данном случае:.
- В сопле расширительного контейнера образуется желеобразная масса, и в нем устанавливается слегка отрицательная температура (-10 … 15°С), наблюдается помутнение (иногда в виде легкого облачка), осадок оседает, а вентилятор холодильника работает чаще, чем все предыдущие. При появлении хотя бы одного из этих признаков необходимо заменить антифриз.
- Жидкость становится красновато-коричневой. Это означает, что компоненты системы уже подверглись коррозии. Охлаждающая жидкость должна быть немедленно заменена, независимо от того, как долго она находилась в эксплуатации. Плотность, температура замерзания и кипения охлаждающей жидкости и концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости могут немного отличаться в зависимости от жидкости.
Во время использования плотность охлаждающей жидкости проверяется с помощью воздушного манометра. Плотность косвенно указывает на точку кристаллизации (застывания) и кипения.
Ассортимент охлаждающих жидкостей очень широк и может сбить с толку. Не совсем ясно, всегда ли охлаждающие жидкости этой категории имеют синий или красный цвет, но есть некоторые закономерности.
Состав охлаждающей жидкости
Первый антифриз был основан на метиловом или этиловом спирте. Смесь кипятили при 82°C, пары спирта испарялись и воспламенялись. Позже был представлен антифриз на основе глицерина с лучшими эксплуатационными характеристиками, но с гораздо более высокой вязкостью. Для улучшения текучести добавляли этиловый или метиловый спирт. Антифриз на основе соляной кислоты также не обладал нужными свойствами.
Современные антифризы изготавливаются на основе этиленгликоля или пропиленгликоля и присадок, придающих жидкости антикоррозионные, пеногасящие и флуоресцентные свойства. Этиленгликоль — это спирт без запаха, цвета, сладкого вкуса, но очень токсичный. Из-за его сладкого вкуса были случаи отравления детей этой жидкостью, поэтому некоторые страны заставили производителей добавлять добавки, которые делают его горьким.
Пропиленгликоль также представляет собой бесцветную жидкость со сладким вкусом, но он безопасен для употребления. Он имеет меньшую плотность, чем этиленгликоль.
Чем отличается Тосол
Часто можно услышать разные названия охлаждающей жидкости: антифриз, толуол или просто «антифриз». Тосол — это охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, разработанная в советское время. Это название уже давно распространено среди водителей в бывшем Советском Союзе. Тосол выпускается в двух марках — 40 и 65. Эти значения указывают на точку замерзания жидкости. Они различаются по цвету: красный или синий.
Помимо проверки уровня воды в баке, следует сказать, что краситель намеренно добавляется в охлаждающую жидкость (далее — ОЖ) для обнаружения утечек. Сам этиленгликоль бесцветен.
Свойства и характеристики
Свойства антифриза и температура замерзания зависят от соотношения воды и этиленгликоля и смеси присадок. Чистый этиленгликоль начинает кристаллизоваться при температуре -12,3°C. Смеси с водой образуют вкусные смеси с минимальной температурой замерзания до -75°C (75% этиленгликоля и 25% воды). Большинство смесей антифризов имеют содержание воды от 35% до 50% и температуру 65°C и 40°C соответственно. Температура кипения таких смесей также составляет 110°C, а под давлением еще выше.
Единого стандарта для всех антифризов не существует. Они различаются в зависимости от страны. Вот список наиболее известных стандартов
- Россия: ГОСТ 28084-89.
- США: ASTM D 3306.
- ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: BS 6580:1992.
- Франция: Afnor NF R15-601.
- Япония: JIS K2234.
- Австрия: ONORM V5123.
- Швеция: G-11.
На свойства антифриза в значительной степени влияет качество и, как уже упоминалось, пропорции сырья. Качество воды (обычная, дистиллированная, деионизированная) и чистота этиленгликоля имеют большое значение. В недорогих холодильниках часто используются заменители разного качества, которые имеют ограниченный срок службы и не обладают химической стабильностью.
Согласно ГОСТу, антифриз должен обладать следующими свойствами и характеристиками
- Температура замерзания (температура кристаллизации). В России в качестве стандартов с соответствующими точками замерзания используются ОЖ-40 и ОЖ-65. В иностранных брендах этот номер может выполнить любой желающий. Опять же, это зависит от соотношения этиленгликоля и воды и доли добавок.
- Температура кипения. Средняя температура кипения составляет от 110ºC до 135ºC. Давление в системе охлаждения должно быть в диапазоне от 1,5 до 3 барометрических давлений, это число увеличивается.
- Пенообразование. Стоит отметить, что под давлением в результате движения не происходит вспенивания. Этот знак важен для производителей во время заправки или других операций с охлаждающей жидкостью.
- Момент защиты от эрозии. Напротив, сам этиленгликоль не обладает антикоррозионными свойствами. Их обеспечивают различные добавки. Например, фосфорная кислота, нитраты, нитриты, силикаты, борная и амины используются в антифризе G11 (см. ниже). Эти вещества создают на поверхности защитный слой. В антифризах категории G12 используются карбоновые кислоты, которые воздействуют на саму коррозию по мере ее появления. Это улучшает тепловое преобразование.
- Влияние на резиновые изделия. Эта система включает в себя множество пластиковых и резиновых труб и соединений. Антифриз должен защищать резину от растрескивания и сминания. В этом отношении хорошо зарекомендовали себя красные антифризы с углеродными присадками, такие как G12 и G12+.
Это не Использование обычной воды в современных системах охлаждения автомобилей вообще не рекомендуется. Это может привести к образованию солей, коррозии компонентов и даже повреждению насоса.
Состав охлаждающих жидкостей автомобиля
Антифриз и смеси антифриз/антифриз обычно состоят из трех основных компонентов.
- Пропиленгликоль или этиленгликоль. Основное различие между этими веществами заключается в том, что первое совершенно безвредно, а второе — токсично. Эти вещества являются дихлорными спиртами и кипят при очень высоких температурах (выше +170°C). Они очень медленно испаряются, хорошо впитывают воду и не являются легковоспламеняющимися жидкостями. Они очень положительно реагируют с металлами. Если один из них поместить на алюминиевые аксессуары, он быстро реагирует и приводит к разрушению.
- r
- 蒸留水。 Вода добавляется в охлаждающие жидкости для регулировки их температурных свойств. Наиболее популярное соотношение — 50 к 50. При таком соотношении антифриз не потеряет своих свойств при температурах от -45 до +140 градусов Цельсия. Кстати, без добавления дистиллята пропиленгликоль и этиленгликоль замерзнут при температуре около -13 градусов. Так что без воды никуда.
Различные присадки. Их добавляют для того, чтобы сгладить агрессивность этиленгликоля и пропиленгликоля. Органические и химические присадки предотвращают коррозию металлических деталей и преждевременный износ пластиковых и резиновых трубок и шлангов.
Роль крышки расширительного бачка в охлаждающей системе автомобиля
Охлаждающие жидкости бывают нескольких типов. Например, антифриз может быть типа G11, G12 или, например, G13. Тип зависит от соотношения процентного содержания дистиллированной воды и типа присадок. Разные радиаторы и двигатели сделаны из разных металлов и работают при разных температурах.
Чем больше воды добавлено в антифриз или ТОСОЛ, тем ниже его температурные свойства. Добавьте воды, и вместо -45 градусов охлаждающая жидкость замерзнет при -20 градусах. Именно увеличение процентного содержания дистиллированной воды приводит к замерзанию антифриза или ТОСОЛа при более высоких температурах, чем заявлено в технических характеристиках. Если владелец автомобиля сознательно добавил в систему воду, то все более или менее понятно. Но если он этого не делал? Как вода попала внутрь?
Опытные работники автосервисов выносят единогласный вердикт: проблема в пробке расширительного бачка. По принципу своей работы она чем-то напоминает датчик высокого и низкого давления.
Принцип работы пробки:
Когда система охлаждения нагревается, давление внутри нее повышается, и чтобы предотвратить разрыв шлангов и трубок радиатора, паровой клапан сбрасывает избыточное давление за пределы системы. Нормальное давление в системе должно быть в пределах от 1,1 до 1,4 АТМ, в зависимости от автомобиля.
Объем охлаждающей жидкости уменьшается по мере охлаждения системы. Из-за отрицательного давления в системе шланги и трубки радиатора сжимаются. В этот момент открывается воздушный клапан, который компенсирует разницу в давлении, впуская воздух извне. Все процессы происходят автоматически.
Получается, что можно не менять охлаждающую жидкость?ではない正確に。 О температуре замерзания не может быть и речи. Если вы содержите систему охлаждения в хорошем состоянии, жидкость не замерзнет даже через 5 лет. Но со временем водные присадки, о которых говорилось выше, теряют свои свойства и перестают полностью защищать детали радиатора, шланги и патрубки от агрессивного воздействия пропиленгликоля и этиленгликоля.
Новый антифриз в вашем автомобиле всегда прозрачный. Если вы стали замечать его помутнение, бейте тревогу! Это значит, что охлаждающая жидкость начала вступать в реакцию со стенками элементов системы.
Поэтому старайтесь менять охлаждающую жидкость вовремя. Сроки замены зависят от типа охлаждающей жидкости: