Что такое гидроудар двигателя автомобиля и как его избежать. Гидроудар двигателя что это

Двигатель
Гидроудар двигателя что это - Что предпринять, если произошел гидроудар в моторе Причины возникновения гидроудара Признаки гидравлического удара Как избежать гидроудара двигателя Видео о гидроударе двигателя

Если при проезде через брод или глубокую лужу двигатель заглох с характерной ударной нагрузкой, то ни в коем случае нельзя пытаться запустить его снова. Это может привести к дальнейшему повреждению двигателя.

Гидроудар двигателя: что это такое

Любой автовладелец может столкнуться с гидроударом двигателя – это когда в камеру сгорания двигателя попадает большое количество воды или другой жидкости. В результате в камере сгорания двигателя образуется своеобразная пробка, которая нарушает работу поршня и вызывает полный тупик двигателя. Двигатель, соответственно, глохнет, и попытки его запустить могут только усугубить ситуацию. Рассмотрим подробнее, что такое гидроудар двигателя, когда он может возникнуть и какие могут быть последствия.

В большинстве случаев гидроудар возникает в дождливые дни, когда вы, находясь в уютном салоне своего автомобиля, бегаете по улицам города и, пересекая лужи, любуетесь, как потоки воды расходятся в разные адреса. Это действительно красивое зрелище, но лужи, поднимающиеся в воздух через воздушный фильтр, попадают под капот, направляются в камеру сгорания и вызывают гидроудар. Также медленное прохождение через глубокую лужу или водоем может стать причиной гидравлического удара.

основная причина гидроудара двигателя

Основная причина гидравлического удара двигателя

Другая причина появления гидроударов исходит с совершенно противоположной стороны, не снаружи, а изнутри. В результате производственного брака или других факторов может выйти из строя турбина, через которую масло попадает в камеру сгорания двигателя. Но такая ситуация возникает очень редко, чаще всего причиной гидроудара является вода.

Читайте также: Трубка — единственное, что спасет вас от гидроудара, когда ваша машина уйдет в воду.

Если рассмотреть задачу более подробно, то получится следующая ситуация. Вода — несжимаемая жидкость и при попадании в камеру сгорания поршень на такте сжатия не может ее сжать и наталкивается на препятствие. В результате внутри цилиндра образуется высокое давление, превышающее максимально допустимые значения для элементов двигателя, и двигатель выходит из строя.

Есть довольно простой способ определить, пострадал ли ваш автомобиль от гидравлического удара. Если вы проехали глубокую лужу или водоем и двигатель внезапно заглох, это, скорее всего, гидроудар. Для проверки откройте капот и снимите крышку воздушного фильтра. Если под корпусом вода, то это однозначно гидроудар.

Если воды нет, возможно, вам повезло, и двигатель остановился по другой причине. Например, в бензиновом двигателе вода могла залить не воздухозаборник, а трамблер, из-за чего пропадала искра в свечах.

Последствия гидроудара двигателя

Гидравлический удар может иметь различные последствия. Если вода попала в двигатель, когда он работал на холостом ходу, то все может быть в порядке. Двигатель просто остановится, и вы не успеете нанести себе никаких повреждений.

Но, в большинстве случаев гидроудар возникает при движении автомобиля, и в таких случаях последствия более серьезные. Обычно все заканчивается погнутыми шатунами, повреждением колец, вкладышей или коленчатого вала.

шатуны после гидроудара

Наиболее тяжелые последствия наступают для владельцев автомобилей с дизельным двигателем, так как здесь камера сгорания гораздо меньше и нет съемных свечей, а сам двигатель мощнее, а значит и повреждения серьезнее.

Также стоит упомянуть тот факт, что вода вызывает коррозию металла, поэтому после гидроудара не стоит затягивать с ремонтом. В противном случае, без своевременной просушки двигателя, может потребоваться дополнительная рассверловка цилиндров.

Читайте также: Что такое ЭБУ и почему ему тоже грозит затопление водой

5. Переместите коленчатый вал и осмотрите свечные отверстия. Если из них выходит хоть немного воды, значит, жидкость уже поступила непосредственно в цилиндры. В этом случае запуск двигателя невозможен.

Последствия гидроудара

Чаще всего такой удар вызывает следующее:

  • коробление шатунов – если повезет, погнется только шатун;
  • разрушение поршней;
  • сгибание пальцев;
  • обрыв цепи или приводного ремня – возможны и другие проблемы с газораспределением;
  • разрыв блока цилиндров – редкая, но серьезная неисправность;
  • выход из строя вала двигателя.

Деформированные шатуны

Деформированные шатуны

Часто после этого двигатель уже не может нормально работать. Тогда придется искать замену мотору.

Что делать при гидроударе двигателя

Как понять, был ли гидроудар и какое решение принять? Первый и довольно опасный признак – застой воды в корпусе. Конечно, водителю транспортного средства не стоит паниковать, ведь такое происходит постоянно. Любая спешка только усугубляет ситуацию. Желательно немедленно вернуть машину на нейтральную скорость в сухом месте и проверить воздушный фильтр. Заводить двигатель повторно не стоит, лучше сразу вызывать эвакуатор.

Часто водителю везет. Двигатель останавливается до того, как колесо автомобиля попадет в отверстие и в цилиндры попадет влага. Но существенного урона не наносит, так как сопротивления нет. В этом случае мокрый воздушный фильтр можно снять и выбросить, а корпус тщательно очистить. Также нужно выкрутить свечи зажигания и поработать со стартером. Все эти действия вытеснят остатки влаги. Однако все же рекомендуется напоследок позвонить в сервисный центр, чтобы исключить запоздалый гидроудар. Здесь тщательно проверят двигатель и произведут качественную просушку цилиндров с помощью специального оборудования.

Бывает, что свечи не выкручиваются. Тогда придется набраться терпения и дождаться, пока вода стечет в картер. После этого осторожно запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.

Еще один удачный результат: заедание ДВС происходит из-за попадания воды в катушку, проводку или датчики. Например, в регуляторе положения коленвала. Она должна быть сухой, чтобы машина нормально заводилась и на приборке не появлялся значок Check Engine. Значит нужно подождать 5 минут и перезапустить запуск.

В сервисах по удалению влаги из силовой установки ремонт после гидроудара проводят только с диагностикой.

Классический способ таков: двигатель разбирается, затем оценивается степень внутренних разрушений и проводятся все необходимые работы. Почти всегда внутренние компоненты ДВС повреждены на 30% и более. На открытом диске хорошо видно следующее:

  • на цилиндрах образовался нагар в шахматном порядке;
  • поршень покрылся нагаром, он упал ниже необходимого уровня;
  • на вкладышах появились яркие полосы износа;
  • не проворачивайте коленчатый вал вручную;
  • из свечных колодцев вытекает вода.

Более простой вариант оценки — снять головку блока цилиндров, выкрутить свечи зажигания и отдохнуть несколько часов (лучше день). Этого времени достаточно, чтобы агрегат высох.

Двигатель после гидроудара

Сушка мотора после гидроудара

Затем в каждую втулку с помощью шприца заливают по 15-20 грамм автола и сдвигают коленчатый вал. При удачной попытке это будет означать, что серьезной поломки нет – шатуны не деформировались, а двигателю просто необходима качественная просушка. В противном случае при возникновении проблем с вращением вала неминуема разборка мотора.

Также крайне важно измерить компрессию силовой установки. При его низких значениях даже при целостности шатунов необходимо разобрать ДВС.

Другие элементы, не выдержавшие большой нагрузки, могут сломаться. Компрессию измеряют следующим образом: Наконечник компрессометра плотно вставляется в отверстие свечи. Стартер срабатывает, и двигатель прокручивается до тех пор, пока не перестанет подниматься манометр. Обычно это занимает 2-3 секунды. Крайне важно при проверке, чтобы батарея была заряжена на 70% и более.

Гидравлический удар обычно возникает, если при движении по глубоким лужам на большой скорости вода поднимается до уровня воздухозаборника в подкапотном пространстве. По этой причине такие препятствия необходимо преодолевать очень медленно, поддерживая двигатель на средних оборотах на пониженной передаче.

Последствия гидроудара и ремонт

Последствия гидравлического удара могут варьироваться от самых неприятных ситуаций до критических отказов двигателя. В частности, велика вероятность того, что погнутся шатуны, сломаются поршни или их пальцы. Очень распространенной поломкой является разрыв блока цилиндров. Поэтому ремонт возникшей проблемы стоит недешево.

Каковы последствия гидроудара для двигателя

Иногда необходимо не только проверить двигатель, но и заменить его. Естественно, чем серьезнее неисправность, тем дороже ремонт. И в данном случае речь идет не только о покупке необходимых запчастей, но и об оплате услуг специалистов, выполняющих соответствующие работы.

Как избежать гидроудара

Однако лучше предотвратить проблему, чем исправлять последствия ее появления. Поэтому каждый водитель должен знать, как избежать гидроудара и что делать, если он все-таки случился с автомобилем.

Как было отмечено выше, первая и главная рекомендация – не ездить по лужам на большой скорости. А если идет сильный дождь или вам предстоит буквально ехать по «рекам», то от таких поездок лучше воздержаться. Необходимо серьезно оценить возможности своего автомобиля. Если вы едете на малолитражке, вряд ли целесообразно преодолевать в ней глубокую лужу.

Но если вам все же нужно ехать в описанных погодных условиях, вам следует делать это с осторожностью. Если вы знаете путь и примерное расположение ям, переходящих в глубокие лужи, это лучше. При этом постарайтесь обойти их как можно дальше. В противном случае не ускоряйтесь. Она не должна превышать 10 км/ч при значительном уровне воды. Включайте только первую передачу. Помните правило, изложенное выше: чем выше скорость, тем больше потенциальное повреждение двигателя.

Что делать, если произошел гидроудар? Прежде всего, не паникуйте! Первым признаком того, что это произошло, является то, что двигатель глохнет после проезда значительной водной преграды или лужи на большой скорости. Помните: не пытайтесь перезапустить двигатель, так что просто закончите его. В этом случае вам нужно будет выйти из машины, открыть капот и выкрутить все свечи. Затем нужно разобрать корпус воздушного фильтра. Если на ощупь он влажный, то это плохо. В этом случае можно попробовать провернуть вал двигателя. Если повезет, вода выльется из отверстий, в которых были вкручены паруса. Но вы все равно не сможете их прикрутить и попытаться запустить двигатель.

Что делать, если машина остановилась в луже

Даже в этом случае, не говоря уже о тех, при которых такие процедуры провести невозможно или они не закончились положительным результатом, нужно вызвать эвакуатор и отвезти машину на СТО. Там с помощью специального оборудования специалисты полностью просушат цилиндры и двигатель. Кроме того, воздушный фильтр и воздуховод необходимо высушить.

Помните, что лучший ремонт – это профилактика! Аккуратно езжайте по лужам, и гидравлический удар вам не страшен.

Иногда необходимо не только проверить двигатель, но и заменить его. Естественно, чем серьезнее неисправность, тем дороже ремонт. И в данном случае речь идет не только о покупке необходимых запчастей, но и об оплате услуг специалистов, выполняющих соответствующие работы.

Как избежать гидроудара в двигателе

Избежать гидроудара из-за неисправности двигателя не так уж и сложно, если следить за состоянием силового агрегата и вовремя устранять неполадки. А еще проще избежать гидроударов из-за попадания воды в мотор при форсировании гидропреград, если соблюдать простые правила:

• Избегайте движения по затопленным участкам, глубину которых трудно определить невооруженным глазом.

• Перед проездом по затопленной местности откройте капот и проверьте, на каком уровне осуществляется забор воздуха для двигателя. Глубина водной преграды в самом глубоком месте должна составлять примерно 3/4 высоты воздухозаборника. Если вы не уверены, что уровень воды будет ниже линии забора воздуха, пожалуйста, откажитесь от проезда через этот затопленный участок.

• Двигайтесь по затопленной местности с небольшой скоростью 7-10 км/ч. На такой скорости вероятность гидроудара будет минимальной.

• Не ездите в затопленных местах и ​​под дождем с поврежденным бампером (или без него) на автомобилях, у которых бампер является защитой резонатора воздушного фильтра (например, Hyundai Solaris).

• Не запускайте двигатель, если моторный отсек затоплен и находится в воде, или если он находился в воде даже короткое время.

• По возможности подождите и посмотрите, как другие машины, особенно вашего класса, преодолеют водную преграду.

• Правильно оценивайте возможности своей машины. Там, где внедорожник может пройти без проблем, не всегда проедет седан.

Последствия

Тяжесть последствий гидроудара может быть разной и будет зависеть от количества и качества жидкости, поступившей в цилиндр, а также оборотов двигателя – чем выше обороты двигателя в момент гидроудара, тем больше тяжелые последствия. Наиболее опасной считается вода, так как она почти не сжимается.

При минимальном количестве жидкости в цилиндре и низких оборотах двигателя может возникнуть временная неисправность двигателя: топливная смесь станет «мокрой» и перестанет воспламеняться, поршень немного не дойдет до нужной точки, и двигатель заглохнет остановится . А низкие обороты двигателя не будут создавать сильной нагрузки на шатун в момент гидроудара, и он не прогнется (или слегка прогнется) и не будет «прыгать боком», ломая стенку двигателя.

После гидравлического удара в моторе могут возникнуть следующие неисправности:

• Шатун деформирован (изогнут) или застрял.

• Поршневые кольца и юбка будут разрушены.

• Шатун проткнет боковую стенку двигателя.

• Цепь ГРМ может быть растянута.

• В двигателях, переживших гидравлический удар и продолжающих работать, возможно полное разрушение поршней и цилиндров.

В первом случае критической будет деформация шатуна или поршня, так как двигатель сразу заклинит. Во втором случае двигатель работает после гидроудара, так как шатун немного погнут. Появление стука в двигателе будет прямо указывать на то, что сломан вал между верхним и нижним отверстиями головок шатунов, двигателю еще требуется ремонт.

Как уберечь двигатель

Во избежание последствий необходимо понимать, как обезопасить себя от гидроударов в силовом агрегате и повреждения его деталей.

Соблюдайте простые правила:

  • Не проезжайте глубокие лужи на большой скорости, так как в этом случае велика вероятность подсоса воды в камеру сгорания. Делать это нужно медленно и осторожно.
  • Правильно оценивайте возможности машины и не пытайтесь преодолеть глубоководное препятствие.
  • Максимально защитите воздушный фильтр от попадания воды.
  • Следите за состоянием силового агрегата. Мало кто знает, но причиной гидроудара может быть отказ двигателя – попадание смазки или охлаждающей жидкости в рабочий цилиндр.
  • Если на улице идет сильный дождь и лужи превратились в ручьи, лучше оставаться в помещении и не рисковать. В этом случае вы сможете обезопасить себя от неприятностей и неоправданного тестирования возможностей автомобиля. Если без езды все-таки не обойтись, при пересечении водных преград двигайтесь со скоростью до 10 км/ч и только на первой передаче. Если есть такая возможность, лучше пройти глубокие скважины полностью.

Отдельного внимания заслуживают дизельные двигатели. Они также подвержены гидравлическим ударам, и последствия могут быть еще более серьезными. Так, из-за маленькой камеры сгорания у него внутри избыточное давление. В результате в 95 из 100 случаев приходится делать капитальный ремонт.

Есть довольно простой способ определить, пострадал ли ваш автомобиль от гидравлического удара. Если вы проехали глубокую лужу или водоем и двигатель внезапно заглох, это, скорее всего, гидроудар. Для проверки откройте капот и снимите крышку воздушного фильтра. Если под корпусом вода, то это однозначно гидроудар.

Как происходит гидроудар

Как возникает гидроудар в двигателе

Вода чаще всего попадает в камеру сгорания двигателя снаружи, то есть через воздуховод. Попадание воды в цилиндры исправного ДВС происходит по двум причинам:

  1. В первом случае автомобиль едет на большой скорости по глубокой луже. В таких условиях вода нагнетается в корпус воздушного фильтра, после чего попадает в одну или несколько камер сгорания.
  2. Во втором случае автомобиль преодолевает водную преграду с таким высоким уровнем воды, что достигает уровня воздухозаборника в подкапотном пространстве. Этого уровня воды также достаточно, чтобы попасть в воздушный фильтр.

Добавим, что в некоторых случаях гидроудар может возникать и в результате неисправности двигателя. Под такой неисправностью следует понимать разрушение прокладки ГБЦ, а также трещины в ГБЦ или БЦ, через которые в цилиндры активно поступает рабочая жидкость системы охлаждения двигателя. В большинстве случаев гидроудар в этом случае возникает в момент запуска ДВС после простоя, так как жидкость скапливается в пространстве над поршнем.

На начальном этапе проблема диагностируется путем анализа цвета выхлопных газов и контроля уровня охлаждающей жидкости. Если двигатель дымит густым белым дымом, а жидкость в расширительный бачок приходится доливать без видимых причин, то высока вероятность проблем с прокладками или трещинами.

Также рекомендуем прочитать статью о том, как снять сломанный блок цилиндров или головку. В этой статье вы узнаете о различных способах решения этой проблемы.

Последствия гидроудара для мотора

Двигатель после гидроудара: последствия

На такте сжатия впускной и выпускной распределительные клапаны закрыты. После поступления воды поршень поднимается в ВМТ и упирается в несжимаемое тело. Давление в цилиндре сильно и резко возрастает, в это время от поршня к шатуну передается большое усилие.

Также инерция колес и трансмиссии автомобиля, продолжающего движение, вращает коленчатый вал и буквально выталкивает поршень в верхнюю мертвую точку. Из-за преодоления силы сопротивления поршня происходит деформация шатуна, разрушение юбки поршня, раскол блока цилиндров и другие серьезные повреждения.

После гидравлического удара в бензиновом двигателе может быть два возможных пути развития событий, которые будут зависеть от количества воды, попавшей в камеру сгорания, скорости автомобиля и ряда других факторов:

В первом случае критической будет деформация шатуна или поршня, так как двигатель сразу заклинит. Во втором случае двигатель работает после гидроудара, так как шатун немного погнут. Появление стука в двигателе будет прямо указывать на то, что сломан вал между верхним и нижним отверстиями головок шатунов, двигателю еще требуется ремонт.

Также следует учесть, что мотор может не стучать сразу после гидроудара. Также замер компрессии часто не выявляет проблему, так как этот манометр на пораженном цилиндре упадет минимально. При этом небольшой изгиб шатуна все равно будет ощущаться (обычно через несколько тысяч километров).

Дело в том, что в процессе эксплуатации деформированной детали на нее неизбежно начинают действовать дополнительные нагрузки. Эти нагрузки постепенно больше изгибают шатун, что все равно приводит к его полному разрушению. Последствия гидравлического удара в этом случае могут проявиться в виде обрыва шатуна, деформированного или застрявшего поршня в камере сгорания, серьезных дефектов стенок цилиндров или перфорированного блока.

Что касается гидравлического удара дизеля, то попадание воды в двигатель этого типа сразу приводит к поломке или искривлению шатунов. Это связано с отличительными конструктивными особенностями дизельных двигателей внутреннего сгорания по сравнению с их бензиновыми аналогами (отсутствие дроссельной заслонки, меньший объем камеры сгорания, более высокая степень сжатия дизеля).

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое степень сжатия двигателя. Из этой статьи вы узнаете о значении этого параметра в списке важнейших характеристик бензинового или дизельного двигателя внутреннего сгорания.

Распространенной ошибкой является то, что многие водители в подобной ситуации сразу пытаются завести заглохший двигатель. Делать это категорически запрещено! Частым результатом таких попыток перезапуска ДВС может стать разрыв блока цилиндров и усугубление уже существующих последствий произошедшего гидравлического удара.

Что делать при гидроударе двигателя

Если при проезде через брод или глубокую лужу двигатель заглох с характерной ударной нагрузкой, то ни в коем случае нельзя пытаться запустить его снова. Это может привести к дальнейшему повреждению двигателя.

Процедура должна быть такой:

  1. Вы должны немедленно выключить зажигание;
  2. Откройте капот и освободите двигатель от корпуса;
  3. Визуально осмотрите двигатель на наличие влаги;
  4. Далее необходимо снять крышку воздушного фильтра и проверить состояние фильтра.

Если воздушный фильтр влажный или даже слегка влажный, порядок действий должен быть следующим:

Если коленчатый вал вращается с большим трудом или при его вращении слышен стук или скрежет металла, самостоятельно избавиться от последствий гидроудара уже не получится; необходимо вызвать эвакуатор для перевозки автомобиля в сервисный центр.

Стоимость ремонта

При гидроударе двигателя проводится его частичная или полная разборка и диагностика деталей коленчатого механизма. После устранения неполадок такого основного компонента может потребоваться повторная обработка отдельных деталей, их повторная полировка или даже замена.

Также в некоторых случаях, когда во время гидроудара автомобиль двигался с большой скоростью или после попытки запуска двигателя стартером, может потребоваться капитальный ремонт. В любом случае устранение последствий гидроудара – сложная процедура, и устранить их без специальной подготовки вряд ли получится.

Что касается стоимости ремонта, то она может сильно варьироваться в зависимости от конструкции двигателя, количества цилиндров, рабочего объема и высокотехнологичных аксессуаров, которыми он оснащен. В любом случае даже элементарная диагностика неисправности с неполным разбором простейших моторов обойдется не менее чем в 8 000-10 000 рублей. Таким образом, стоимость самого ремонта будет начинаться от 15 000 до 20 000 рублей и может достигать нескольких сотен тысяч для работ на многоцилиндровых двигателях большого объема со сложной системой питания и выхлопа.

Оцените статью