Поскольку преобразователь изготовлен из пластин с напылением драгоценных металлов (в основном иридия), его цена не может быть низкой. Цена варьируется от 10 000 до 20 000 рублей для отечественных автомобилей и от 30 000 до 70 000 рублей для иностранных. Рекомендуется устанавливать их в сервисных центрах. Стоимость установки составляет 3 000-5 000 рублей.
Что такое катализатор в автомобиле: что в нем ценного и что будет если его убрать
Многие автовладельцы задаются вопросом, для чего нужен каталитический нейтрализатор в автомобиле, когда этот узел выходит из строя. Каталитические преобразователи первоначально устанавливались в автомобилях для снижения воздействия на окружающую среду выхлопных газов, производимых двигателем внутреннего сгорания. Однако установка каталитических нейтрализаторов пропагандируется не всеми автомобилистами, поскольку стоимость этого устройства довольно высока. Он также требует регулярного ремонта из-за низкого качества бензина.
Каталитический нейтрализатор — это компонент выхлопной системы двигателя, который очищает выхлопные газы перед их выходом в атмосферу. Необходимость разработки этого компонента для автомобильных двигателей возникла в 1960-х годах, когда мировое сообщество озаботилось экологией планеты. В то время уровень выбросов из автомобильных дымоходов еще не регулировался законом.
Каталитический нейтрализатор выполняет задачу нейтрализации вредных выхлопных газов автомобиля и является частью выхлопной системы автомобиля.
Первые стандарты на выбросы загрязняющих веществ автомобилями были введены в 1970 году. Автопроизводителей обязали оснащать автомобили устройствами, снижающими количество угарного газа и углеводородных продуктов сгорания. Каталитический нейтрализатор является обязательной частью каждого серийного автомобиля с 1975 года.
Существует три типа каталитических нейтрализаторов:
- Керамический — использует механический метод очистки выхлопных газов. Он состоит из керамических пластин, покрытых драгоценными металлами. Максимальный срок службы этого типа составляет 100 тыс. км. Однако при использовании некачественного топлива его необходимо заменить через 70-80 тысяч километров пробега.
- Металлические — их наполнитель состоит из металлических сот, которые обладают высокой эластичностью. Конструкция этих компонентов надежна и более долговечна, чем керамические каталитические нейтрализаторы.
- Спортивные модели являются самыми надежными, но и самыми дорогими. Они изготовлены из металла, но имеют более высокую скорость потока, чем два предыдущих варианта.
Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
Большая часть выхлопных газов состоит из относительно нейтральных и безвредных веществ — азота, водяного пара и углекислого газа. Однако избежать их присутствия самостоятельно практически невозможно; это касается только идеально настроенного двигателя, работающего в предсказуемом установившемся режиме.
Во всех остальных случаях двигатель начинает выбрасывать химически активные вещества, угарный газ, углеводороды и оксиды азота, которые чрезвычайно опасны для человека.
Прямое уничтожение таких ядов с высокой скоростью и в необходимом количестве практически невозможно, поэтому инженерам пришлось прибегнуть к каталитическим реакциям, известным в химии для преобразования вредных веществ в относительно нейтральные.
В химии катализатор — это компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам не расходуется.
Из чего состоит и как работает
Основой катализатора являются керамические соты
Катализатор конструктивно представляет собой сотовую керамическую подложку, вставленную в металлический корпус и защищенную теплоизоляционными материалами. Мелкие ячейки устройства покрыты специальным покрытием — рабочей массой. Сотовое покрытие представляет собой сплав платины, родия и палладия — драгоценных металлов, которые стоят как минимум вдвое дороже золота.
Ячеистая структура катализатора увеличивает площадь контакта токсичных газов с его нейтрализующей поверхностью. Вредные остатки сгорают сразу и не попадают в атмосферу.
Катализатор состоит из следующих частей:
- Корпус с впускными и выпускными соплами,
- Керамический блок с пористой структурой,
- Слой катализатора — напыление в ячейках керамического блока,
- Сенсор (датчик вспышки) — устройство, указывающее на загрязненность газов после очистки,
- Металлический корпус — служит в качестве теплоизоляции и защищает корпус от механических повреждений.
Секция каталитического нейтрализатора
Каталитический преобразователь устанавливается за выхлопной трубой двигателя или во фланце выхлопного коллектора. Такое расположение необходимо для эффективной работы каталитического нейтрализатора, поскольку токсичные вещества могут быть нейтрализованы только при высоких температурах. Работа устройства осуществляется следующим образом:
- Выхлопные газы направляются через впускную трубу внутрь компонента и на керамический блок, заполняя ячейки.
- Металлы катализатора окисляют несгоревшие углеводороды и монооксид углерода.
- Восстанавливающий металл родий нейтрализует закись азота и превращает ее в безвредное вещество.
- Затем чистый газ выбрасывается в атмосферу через выхлопное отверстие.
Температура процесса играет решающую роль в нейтрализации токсичных веществ. Конверсия возможна при температуре до 300 градусов Цельсия, но наиболее распространенная рабочая температура в каталитическом нейтрализаторе составляет от 400 до 800 градусов Цельсия.
Каталитический нейтрализатор неактивен, когда двигатель горячий, что является основным недостатком в моделях, находящихся в стадии разработки. Сложность правильной эксплуатации заключается в риске перегрева. Если каталитический нейтрализатор расположен ближе к двигателю, время его работы резко сокращается из-за систематического перегрева. Большинство производителей автомобилей размещают этот компонент в районе правого переднего колеса, где поддерживается оптимальная температура.
Виды катализаторов
По своей функции нейтрализатор может состоять из двух или трех частей.
- В первом случае это относительно простое окисление (дожигание) окиси углерода и углеводородов до воды и углекислого газа.
- Во втором случае добавляется комплексная способность устройства перерабатывать оксиды азота. Они особенно часто встречаются в современных дизельных и бензиновых двигателях, разработчики которых вынуждены использовать все более бедные впускные смеси для снижения расхода топлива.
Трехкомпонентные катализаторы, которые используются чаще всего, могут отличаться по конструкции и изготавливаются из керамических или металлических сот.
Керамика, хотя и относительно дешевая, не обладает высокой механической прочностью и долговечностью, склонна к растрескиванию и разрушению, не выдерживает ударов при столкновении с препятствиями.
Металлические конструкции достаточно прочны, чтобы лучше противостоять внешним и внутренним вибрациям. Внутренние могут возникать в результате аномальных процессов сгорания и наносить вред хрупкому сотовому заполнителю, который, как уже упоминалось, обычно содержит такие сложные вещества, как платина, палладий и родий.
Но даже металл не защищает от коварного проникновения в тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде фальшивых компонентов рабочей жидкости, очень богатых смесей или всевозможных кремниевых соединений.
Каталитические преобразователи также различаются по способу установки. В прошлом они встречались в виде выхлопных вставок, похожих на глушители и резонаторы. Однако было очень сложно и дорого нагреть их до рабочей температуры, при которой запускаются каталитические реакции.
Поэтому нейтрализаторы теперь размещаются непосредственно за выпускным коллектором, как можно ближе к выходу горячих выхлопных газов. Нет необходимости ждать, пока устройство нагреется до температуры, кислородные датчики меньше загрязняются, а затраты на топливо для поддержания температуры снижаются.
Поскольку преобразователь изготовлен из пластин с напылением драгоценных металлов (в основном иридия), его цена не может быть низкой. Цена варьируется от 10 000 до 20 000 рублей для отечественных автомобилей и от 30 000 до 70 000 рублей для иностранных. Рекомендуется устанавливать их в сервисных центрах. Стоимость установки составляет 3 000-5 000 рублей.
Каталитический нейтрализатор расположен в выхлопном канале между двигателем и глушителем. На нижней стороне находится защитный экран, который частично поглощает тепло (эта часть сильно нагревается во время работы).
Каталитические преобразователи — это компонент, который активируется во время движения автомобиля, он не работает, когда двигатель работает на холостом ходу. Внутри корпуса находится специальная металлическая или керамическая сотовая конструкция, покрытая тонким слоем драгоценных металлов — например, платино-иридиевого сплава. Эта конструктивная особенность увеличивает плотность этого покрытия (каталитического слоя) с вредными газами до их выхода.
Как драгоценные металлы помогают бороться с токсинами? Они вступают в химическую реакцию с CO и CH. В результате образуются соединения CO2 и N2, которые совершенно безвредны для окружающей среды.
Кислородные датчики работают вместе с катализатором. Именно они определяют точную концентрацию веществ в сгорающей смеси. Ниже по течению от этого элемента выхлопной системы находится еще один датчик, который уже определяет концентрацию газов, поступающих в окружающую среду.
Такой подход к очистке выхлопных газов эффективен, но не совершенен. Поскольку наше устройство работает только при высоких температурах, оно малопригодно в процессе нагрева.
Почему катализатор выходит из строя?
Существует три основных режима:
- Работа: когда автомобиль работает нормально, на информационной панели не появляются сообщения об ошибках или неисправностях. Срок службы такого решения гораздо меньше, чем у оригинального компонента — в среднем 70 000 км, — но и стоит оно дешевле,
- Полуфункциональный: У автомобиля есть осечки — он теряет тягу, двигатель с трудом запускается, обороты падают, автомобиль потребляет больше топлива без видимых причин,
- неработоспособным: Автомобиль медленно заводится и почти сразу глохнет, а иногда вообще не заводится.
Когда многие узнают, как работает каталитический нейтрализатор, становится ясно, что он имеет относительно долгий срок службы. Автомобиль может пройти от ста до ста пятидесяти тысяч миль, прежде чем потребуется его замена. Средняя продолжительность жизни составляет пять-семь лет. За это время структура клеток изнашивается, и фильтр больше не может выполнять свою основную функцию.
Однако чаще всего отказ происходит гораздо раньше, из-за плохого качества топлива. Недобросовестные продавцы бензина используют свинцовые добавки для достижения необходимого октанового числа. В результате температура при сгорании повышается, и наше оборудование перегревается больше, чем следовало бы. Другими словами, он просто сгорает быстрее, и «соты» засоряются.
Как поступить, если катализатор сломался?
Выход только один: заменить. Редко кто из продавцов этого компонента может доказать, что он изначально был низкого качества. Скорее всего, он скажет вам, что вы использовали некачественное топливо и что последствия не покрываются официальной гарантией.
Если вы обратитесь в сервисный центр для замены, вам могут предложить сменный блок:
- Универсальный каталитический нейтрализатор в форме «бочки»,
- пламегаситель (также известный как предварительный охладитель), который не фильтрует, но выравнивает поток выхлопных газов и частично снижает уровень шума.
Большинство автовладельцев, которые знают, зачем в автомобиле используется каталитический нейтрализатор, просто утилизируют его, когда этот компонент выходит из строя. Некоторые просто просверливают отверстие в теле, другие удаляют его совсем. Правда в том, что не стоит экономить на установке нового компонента — вы оказываете вред окружающей среде.
Вы должны знать о последствиях замены каталитического нейтрализатора на пламегаситель!
Устройство может выйти из строя, если вы используете некачественное топливо. Он не сгорит полностью. Процесс вытеснения происходит в коллекторе и непосредственно в каталитическом нейтрализаторе. Микрочастицы забивают фильтр, и воздух больше не может проходить через него.
Виды катализаторов
По своей функции нейтрализатор может состоять из двух или трех частей.
- В первом случае это относительно простое окисление (дожигание) окиси углерода и углеводородов до воды и углекислого газа.
- Во втором случае добавляется комплексная способность устройства перерабатывать оксиды азота. Они особенно часто встречаются в современных дизельных и бензиновых двигателях, разработчики которых вынуждены использовать все более бедные впускные смеси для снижения расхода топлива.
Трехкомпонентные катализаторы, которые используются чаще всего, могут отличаться по конструкции и изготавливаются из керамических или металлических сот.
Керамика, хотя и относительно дешевая, не обладает высокой механической прочностью и долговечностью, склонна к растрескиванию и разрушению, не выдерживает ударов при столкновении с препятствиями.
Металлические конструкции достаточно прочны, чтобы лучше противостоять внешним и внутренним вибрациям. Внутренние могут возникать в результате аномальных процессов сгорания и наносить вред хрупкому сотовому заполнителю, который, как уже упоминалось, обычно содержит такие сложные вещества, как платина, палладий и родий.
Но даже металл не защищает от коварного проникновения в тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде фальшивых компонентов рабочей жидкости, очень богатых смесей или всевозможных кремниевых соединений.
Каталитические преобразователи также различаются по способу установки. В прошлом они встречались в виде выхлопных вставок, похожих на глушители и резонаторы. Однако было очень сложно и дорого нагреть их до рабочей температуры, при которой запускаются каталитические реакции.
Поэтому нейтрализаторы теперь размещаются непосредственно за выпускным коллектором, как можно ближе к выходу горячих выхлопных газов. Нет необходимости ждать, пока устройство нагреется до температуры, кислородные датчики меньше загрязняются, а затраты на топливо для поддержания температуры снижаются.
Причины и признаки неисправности
Теоретически, каталитический нейтрализатор должен работать вечно. Драгоценные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность гораздо хуже. Тонкие устройства приходят в негодность от перепадов температуры и механических вибраций.
Почти все проблемы вызваны неисправностью систем опережения и зажигания двигателя и использованием некачественного топлива. Все эти явления приводят к повышению температуры каталитического нейтрализатора, плавлению и коррозии его ячеистой структуры и препятствию свободному потоку выхлопных газов.
В то же время каталитический нейтрализатор способен нанести двигателю серьезный удар. Близкое расположение к выпускным клапанам привело к самому опасному результату — измельченная керамика может попасть в цилиндры.
Это не парадокс, а тот факт, что частицы хаотично движутся в коллекторе из-за импульсивного движения газа в выхлопе и засасываются в двигатель за счет перепада давления.
Результат знаком многим автомобилистам — царапины и потертости на поверхностях, которые совершенно нежелательны. Двигатель отправлен на ремонт.
Общим признаком неисправности является потеря мощности двигателя и невозможность достичь высоких оборотов. В конце концов, он просто не заводится. Это легко понять интуитивно, представив, что кто-то тайно закупорил выхлопную трубу. Результат точно такой же.
Как проверить
Самым простым и эффективным способом диагностики является считывание показаний кислородных датчиков с помощью автосканера Scan Tool Pro Black Edition.
Хороший катализатор будет показывать синусоиду от 0,1-0,3 до 0,7-0,9 В на первом датчике и 0,7-1 В на втором.
Напряжение 0,5-0,7 В означает, что каталитический нейтрализатор засорен, а если оно ниже 0,5 В, то он неисправен.
Подробное обучающее видео ниже.
Симптомы слишком типичны, чтобы вызвать затруднения при диагностике засоренного каталитического нейтрализатора.
Измененный шум выхлопа, тупое шипение в выхлопной системе и иногда крайне слабая реакция руки при разрезании выхлопной трубы. Обычно также загорается сигнальная лампа двигателя, а ЭБУ обнаруживает ненормальные показания датчиков.
Окончательная диагностика проводится после снятия каталитического нейтрализатора с автомобиля. Не следует упускать из виду запеченные, наполненные мусором и раздавленные клетки.
Как почистить
Если каталитический нейтрализатор еще не поврежден, но его пропускная способность уже снижена из-за отложений смол, его можно промыть.
Лучше всего для этого использовать жидкость, которая обычно применяется для очистки карбюраторов или форсунок впрыска. Только потребуется значительно больше.
Зачем вырезают катализатор на автомобиле
Это удаление имеет негативные последствия в виде увеличения загрязнения окружающей среды.
Обычно это делается по двум причинам — чтобы сэкономить деньги, покупая новую деталь взамен неисправной (товар дорогой по причинам, описанным выше), и чтобы улучшить эксплуатационные характеристики автомобиля.
Уменьшая сопротивление в выхлопной трубе, двигатель может ускоряться быстрее. Ни для кого не секрет, что экологичность и экономичность невозможны одновременно. Хороший каталитический нейтрализатор требует значительного количества дополнительного, не полезного топлива.
Ячеистая структура катализатора увеличивает площадь контакта токсичных газов с его нейтрализующей поверхностью. Вредные остатки сгорают сразу и не попадают в атмосферу.
Неисправности катализатора и их причины
Каталитический нейтрализатор транспортного средства может находиться в рабочем, нерабочем или полурабочем состоянии. Для драйвера существует несколько сигналов, указывающих на состояние компонента:
- Снижение мощности двигателя. Если двигатель теряет мощность, автомобиль разгоняется медленнее, а динамика снижается, стоит обратиться к специалисту. Эти симптомы иногда являются предвестниками проблем с другими компонентами автомобиля. Если каталитический нейтрализатор серьезно поврежден, двигатель будет плохо запускаться и регулярно глохнуть. Это происходит из-за высокого сопротивления в выпускном коллекторе, что снижает качество вентиляции цилиндров и приводит к новому всплеску VTC.
- Автомобиль потребляет больше топлива. Это происходит потому, что ЭБУ пытается устранить проблему, обеспечивая более обогащенную топливно-воздушную смесь для стабилизации частоты вращения коленчатого вала.
- Из выхлопной системы доносится громкий шум. Этот шум некоторые принимают за звук прогоревшего выхлопа. Это признак того, что активные элементы в каталитическом нейтрализаторе начинают разрушаться. Детали отваливаются и быстро перемещаются в корпусе бака, поскольку они не удаляются с выхлопом, вызывая громкий трещащий звук. Это хорошо слышно во время холодного запуска и на высоких оборотах двигателя.
- Проверка загорается вместе с сигнальной лампой двигателя. Это универсальный сигнал, который также указывает на другие неисправности. В этом случае требуется диагностика для определения кода неисправности и выявления источника сигнала. ЭБУ иногда выдает сообщение об ошибке, если получает неверную информацию от лямбда-датчика.
Каталитический нейтрализатор имеет длительный срок службы. При надлежащем уходе и своевременном обслуживании он может прослужить столько же, сколько и автомобиль. Эта цифра устанавливается производителем, а в сопроводительных документах указывается срок службы автомобиля. Но иногда срок службы каталитического нейтрализатора заканчивается гораздо раньше.
Каталитические преобразователи не выходят из строя внезапно. Обычно они являются результатом определенных ошибок, допущенных владельцем автомобиля. Обычно они связаны с неисправностями в системе зажигания или подачи топлива. Некоторое количество несгоревшего топлива остается в выхлопной системе в виде углеродных отложений на ребрах. Во время сгорания в каталитическом нейтрализаторе компоненты воспламеняются, а затем разрушаются. Это может быть вызвано износом клапанных крышек, в результате чего в коллектор попадают не только выхлопные газы, но и моторное масло.
Все это можно предотвратить, регулярно проверяя систему зажигания автомобиля с помощью диагностического компьютера для устранения ошибок в конфигурации двигателя. Не рекомендуется экономить топливо. Если качество продукта на АЗС вызывает сомнения, лучше не заправляться там.
Как диагностировать работоспособность?
Вы можете самостоятельно выяснить, исправен ли каталитический нейтрализатор вашего автомобиля, или проверить его на станции техобслуживания. Существует три способа проверки его работоспособности:
- Проверка организма. Деформация корпуса каталитического нейтрализатора может указывать на частичную или полную неисправность. Для проверки следует снять каталитический нейтрализатор. На некоторых моделях проверка возможна только при открытии корпуса каталитического нейтрализатора.
- Противодавление. Для проверки необходим манометр и переходной шланг для подключения к манометру. Манометр устанавливается вместо лямбда-зонда, и двигатель запускается при 2,5-3 тыс. об/мин на 15 секунд. Нормальное значение давления составляет 0,3-0,35 кг/см2. Значение 0,5 кг/см2 или более указывает на проблему с каталитическим нейтрализатором.
- Тестер двигателя для диагностики. Эта опция может быть реализована с помощью специального оборудования. Устройство должно быть прикреплено к свече зажигания, чтобы получить индикацию при запуске двигателя.
Замена катализатора
Если каталитический нейтрализатор вышел из строя, у сервисных специалистов обычно есть три варианта решения проблемы:
- Удалите старый каталитический нейтрализатор и установите на его место новый. Удалите старый каталитический нейтрализатор и замените его новым. Как правило, производители устанавливают конкретный компонент, который точно соответствует параметрам двигателя. В редчайших случаях компонент изготавливается самим производителем автомобиля, но обычно это делает сторонняя компания. Если заменить каталитический нейтрализатор только на оригинальный каталитический нейтрализатор, т.е. имеющий фирменную маркировку, можно добиться отличных результатов.
- Установите универсальный каталитический нейтрализатор. Это более дешевый вариант, который представляет собой компромисс между качеством и ценой. Как правило, автомобилисты предпочитают именно такой подход, когда решают установить новый компонент.
- Установите пламегаситель. Этот вариант предполагает установку «бампера», который не позволяет ЭБУ обнаружить отсутствие каталитического нейтрализатора. Однако у этого метода есть недостаток — происходят изменения в работе двигателя, так как электроника корректирует работу с учетом сопротивления каталитического нейтрализатора. Это отрицательно сказывается на чистоте выбросов.
Металлические конструкции достаточно прочны, чтобы лучше противостоять внешним и внутренним вибрациям. Внутренние могут возникать в результате аномальных процессов сгорания и наносить вред хрупкому сотовому заполнителю, который, как уже упоминалось, обычно содержит такие сложные вещества, как платина, палладий и родий.
Как проверить катализатор на неисправность
Вы можете провести тест самостоятельно. Однако для выполнения этой процедуры необходим опыт и диагностические инструменты. Для точной диагностики лучше всего обратиться в квалифицированную мастерскую. Как проверить каталитический нейтрализатор в моем автомобиле?
- Осмотр каталитического нейтрализатора
Проведите визуальный осмотр внешней части устройства. Если вы обнаружили механические повреждения, вмятины, выбоины или обломки, возможно, что соты внутри также повреждены. К сожалению, внешний осмотр не может определить состояние сот со стопроцентной точностью. Поэтому необходимо удалить каталитический нейтрализатор. В качестве альтернативы можно также провести тест на клиренс. Если соты в порядке, то каталитический нейтрализатор автомобиля также в порядке. Не каждая модель автомобиля может быть диагностирована таким образом, поскольку структура каталитического нейтрализатора может отличаться от автомобиля к автомобилю.
Для этого испытания требуется специальное устройство — манометр. Его можно использовать для измерения давления выхлопа. Если значение выше нормы, это означает наличие неисправности.
Первым шагом является удаление лямбда-зонда и подключение вместо него манометра.
Это важно: соединение должно быть плотным. Запустите двигатель, увеличьте обороты и удерживайте их на уровне 2,5-3 тыс. в течение 10 секунд. Оптимальное давление — не более 0,3 кг на квадратный сантиметр. Манометр показывает более высокое давление? Это означает, что каталитический нейтрализатор вашего автомобиля заблокирован.
Для проверки состояния компонентов автомобиля с помощью осциллографа необходим диагностический прибор. Устройство устанавливается на место свечей зажигания, после чего запускается двигатель. Данные с осциллографа покажут состояние каталитического нейтрализатора.
Чистка либо промывка катализатора автомобиля
Эта процедура будет полезна, если выполнять ее, когда ячейки находятся в нормальном рабочем состоянии. Если они слиплись или повреждены, промывка и очистка не помогут. Единственный вариант — заменить каталитический нейтрализатор в автомобиле или установить недорогой пламегаситель.
1. профилактическая очистка каталитического нейтрализатора
Автомеханики и автовладельцы обычно используют два метода очистки каталитического нейтрализатора от масляных и сажевых отложений:
- Профилактическая очистка моющим средством. Рекомендуется делать это каждые 70 000-100 000 км пробега. Нет необходимости снимать каталитический нейтрализатор с автомобиля.
- Промойте каталитический нейтрализатор, сняв и разобрав его.
Как очистить каталитический нейтрализатор для профилактики? Предназначенные для этой цели изделия можно найти у продавцов автомобилей, например, Hi-Gear HG3270. Залейте жидкость в топливный бак и езжайте дальше. Сажа будет выходить из каталитического нейтрализатора вместе с выхлопными газами.
Для механической очистки вам понадобится компрессор и мелкая наждачная бумага. Конечно, этот метод очистки не удаляет внутренние загрязнения — нагар в керамических ячейках.
Многие автовладельцы используют химический состав для очистки каталитического нейтрализатора разобранного автомобиля. Например, подходит аэрозоль ABRO, который используется для очистки карбюратора. В некоторых случаях автовладельцы используют парафин, этанол и т.д., но никто не гарантирует, что такая мойка не повредит нейтрализатор. Жесткий очиститель может повредить каталитический нейтрализатор, и в итоге вы потратите много денег на покупку нового.
Чтобы очистить каталитический нейтрализатор с помощью Hi-Gear или другого очистителя, залейте смесь в топливный бак, а затем заправьте автомобиль. Вам не нужно прилагать никаких усилий: Каталитический нейтрализатор очищается во время работы автомобиля, а примеси выходят через выхлопную трубу.
Мы рекомендуем.
2. очистка путем удаления
Иногда для очистки каталитического нейтрализатора автомобиля его приходится снимать. Для этого автомобиль необходимо отбуксировать в мастерскую. Отсоедините лямбда-зонд, а затем открутите хомуты, крепящие каталитический нейтрализатор к выхлопной трубе или выпускному коллектору. Затем выполните следующие действия:
- Выдуйте нейтрализатор с обеих сторон с помощью компрессора. Давление должно составлять 7-9 бар.
- Залейте в соты аэрозольную пену ABRO для очистки карбюратора. Вылейте пену через обе форсунки.
- Накройте устройство тканью и подождите 20 минут.
- Включите горячую воду с достаточно сильным напором. Затем промойте внутренний фильтр машины. После промывки используйте компрессор, чтобы продуть сетку.
- Повторите описанные выше действия еще раз. После этого нейтрализатор должен высохнуть. Вы должны быть в состоянии видеть сквозь соты. Установите катализатор на место.
Обратите внимание! В зависимости от модели вашего автомобиля лямбда-датчик может находиться в каталитическом нейтрализаторе. В этом случае перед промывкой элемента следует отсоединить датчики и очистить их от сажи.
Нужен ли вообще катализатор в автомобиле: мнения автолюбителей
Существует два противоположных мнения о том, нужен ли каталитический нейтрализатор или нет. Некоторые автовладельцы считают, что без каталитического нейтрализатора нельзя обойтись, так как он помогает очищать выхлопные газы. Другие утверждают, что автомобили должны эксплуатироваться без каталитического нейтрализатора, поскольку его использование негативно сказывается на «здоровье» «железного коня».
- «Когда автомобиль оснащен каталитическим нейтрализатором, производительность автомобиля снижается. При повреждении каталитического нейтрализатора также могут возникнуть проблемы. Поэтому стоит дважды подумать перед заменой каталитического нейтрализатора. В некоторых случаях удаления каталитического нейтрализатора не избежать.
- «Когда каталитический нейтрализатор удаляется, выхлопные газы плохо пахнут. Не как сера и тухлое мясо, конечно, а как сгоревшее топливо, как из КамАЗа. Конечно, запах не выходит за пределы выхлопной трубы. Но в то же время звук автомобиля становится громким. Глушитель начинает гудеть. Строго говоря, можно обойтись и без каталитического нейтрализатора, но это даже лучше.
- «Я заметил, что на приборной панели горит лампочка. Я сразу же отправился в лабораторию. Механик обнаружил, что проблема заключается в каталитическом нейтрализаторе. В качестве решения он предложил удалить каталитический нейтрализатор, так как это сделает автомобиль мощнее и быстрее. Я решил удалить каталитический нейтрализатор. Теперь я жалею об этом, потому что такая езда вредит окружающей среде.
- «Вы собираетесь удалить каталитический нейтрализатор? Тогда вам нужно найти опытного инструктора. В противном случае выхлопная труба будет резонировать, а это не очень приятно. Грамотный автомеханик может отключить каталитический нейтрализатор или установить пламегаситель. На мой взгляд, это оптимальное решение.
- «Интересная история произошла в моем V olkswagen Passat с V olkswagen Passat с паровым двигателем. На приборной панели загорелась лампочка «Check Engine», и после диагностики техник сказал, что неисправен лямбда-датчик. Была установлена новая замена, но через 14 дней история повторилась. Никто не может объяснить, почему сломался лямбда-датчик. Цена запасной части немаленькая — 16 000 рублей.
- «Я обратился в специализированный сервис, который занимается установкой впускных систем. Специалист объяснил: поскольку каталитический нейтрализатор засорен, коллектор (от двигателя до нейтрализатора) сильно нагревается. В результате лямбда-детектор выходит из строя. После нейтрализации каталитического нейтрализатора проблема исчезла. Единственное, что мне не нравится, это сильный запах выхлопных газов при запуске двигателя. Вы должны помнить, что мой автомобиль уже прошел 340 000 миль, а двигатель еще не подвергался капитальному ремонту.
Официально этот метод осуществляется следующим образом: В трубе, ведущей к нейтрализатору, просверливается отверстие и нарезается резьба. Затем в это отверстие вкручивается фитинг, к которому подсоединяется медная труба.
Как работает катализатор?
Принцип работы довольно прост:
- выхлопные газы выходят из цилиндров и попадают в «очистительные соты»,
- фильтр нагревается до красного свечения,
- выхлопные газы сгорают,
- окисленные вещества осаждаются в камерах нейтрализации,
- выхлопные газы выходят из выхлопной трубы.
Для начала процесса очистки температура в каталитическом нейтрализаторе должна быть не менее 750 °C. Топливо выходит из цилиндров с недостаточным количеством тепла — 500-550 °C. Химические реакции, происходящие при попадании газов в камеру фильтра, нагревают камеры и вызывают сгорание загрязняющих веществ.
Почему каталитический нейтрализатор выходит из строя?
Срок службы этого устройства достаточно велик — первые 120-150 тысяч километров водитель может даже не подозревать о существовании каталитического нейтрализатора. Проблемы начинаются, когда на приборной панели загорается сообщение об ошибке «Check Engine». Неисправность вызвана сгоревшим элементом и невозможностью продолжать фильтрацию газов. При сгорании клетки сжимаются и теряют способность нагреваться за счет тепла, выходящего из цилиндров, что делает их бесполезными для борьбы с инфекцией.
Другой причиной выхода из строя каталитического нейтрализатора, помимо длительного срока службы, является некачественное топливо. Обычно его октановое число искусственно повышают, разбавляя специальными присадками. Эти добавки содержат один из тяжелых металлов — свинец. Его проникновение в фильтрующие элементы приводит к критическому повышению температуры внутри сот и их расплавлению. Это загрязняет соты собственными отложениями, что приводит к снижению эффективности каталитической очистки. Единственное решение — заменить поврежденный блок.
Можно ли убрать катализатор и ездить без него?
Каталитические нейтрализаторы широко используются в автомобильной промышленности, но их история не так уж стара — инновационная система очистки была изобретена только в 1990-х годах. Автомобили, построенные до этого периода, не имели каталитического нейтрализатора. Поэтому они выбросили в атмосферу катастрофическое количество загрязняющих веществ. С появлением каталитических нейтрализаторов экологичность двигателей повысилась, и началась борьба между производителями за «зеленое лидерство». Как это часто бывает, у новой технологии есть две стороны — хорошая и плохая. Хорошая сторона, конечно, связана с сокращением выбросов; плохая сторона, к сожалению, связана с потерей мощности двигателя. Проблема возникает из-за того, что выхлопные газы не могут свободно выходить из автомобиля, так как они «заблокированы» нейтрализующим фильтром. Это приводит к тому, что двигатель немного «пробуксовывает», поэтому он не может развивать большую мощность. По сути, каталитический преобразователь в автомобиле не только бесполезен, но и немного вреден.
Так в чем же причина ошибки «engine check» при отказе каталитического нейтрализатора? Все просто: забитый фильтр теряет свою пропускную способность и отправляет часть выхлопных газов обратно в камеру сгорания. Уже выделившийся газ соединяется с горючей смесью и делает ее менее эффективной. В результате автомобиль перестает вести себя нормально: он теряет тягу, двигатель начинает вращаться, а в некоторых случаях он вообще не заводится.
Выход один: полностью удалить каталитический нейтрализатор. Второй способ: заменить его на новый. В первом случае владелец автомобиля получает большую мощность двигателя и меньший расход топлива. Но экологическая совместимость ставится под сомнение.
Даже если вы не сторонник Greenpeace, вы не можете просто выбросить каталитический нейтрализатор и продолжать ездить. В современных моделях наличие этого блока регулируется ЭБУ. Чтобы реконструировать работу моторного отсека, нужно проникнуть в сознание автомобиля, а это уже «колхоз». Обращаться в мастерскую с такой проблемой бессмысленно, так как процесс занимает много времени и сил и сопряжен с повышенным риском (при неправильной прошивке двигатель может вообще не запуститься). Самый простой способ — заменить каталитический нейтрализатор.
Все это можно предотвратить, регулярно проверяя систему зажигания автомобиля с помощью диагностического компьютера для устранения ошибок в конфигурации двигателя. Не рекомендуется экономить топливо. Если качество продукта на АЗС вызывает сомнения, лучше не заправляться там.
Зачем вырезают катализатор из автомобиля?
Удаление каталитического нейтрализатора из выхлопной системы автомобиля является обычной практикой. Это сделано не просто так — удаление каталитического нейтрализатора дает преимущества водителю:
- Нет необходимости покупать новую деталь,
- нет необходимости покупать новую деталь, нет необходимости покупать новый двигатель; увеличение мощности двигателя,
- возможна заправка «грязным» топливом,
- меньший расход топлива,
- неисправностей в лямбда-датчике нет,
- никаких проблем с запуском двигателя.
Автомобиль прекрасно работает даже без каталитического нейтрализатора. Но есть и последствия, особенно для окружающей среды. Выхлопные газы загрязняются и неприятно пахнут. Выхлопная система может подвергаться воздействию посторонних шумов, звуков и вибраций.
Если удаление было выполнено неправильно, на приборной панели через регулярные промежутки времени будут появляться неисправности. Кроме того, автомобиль без каталитического нейтрализатора нельзя регулярно проверять.
Как удалить устройство из выхлопной системы?
Чтобы удалить каталитический нейтрализатор, автомобиль необходимо установить над испытательной ямой. Затем участок выхлопной трубы, в котором установлен элемент, выводится из нижнего положения. Затем отбойник срезается шлифовальной машиной, а труба сваривается или демонтируется, если позволяет конструкция. Последним этапом является установка камеры сгорания. Он обеспечивает нормальную работу выхлопного резонатора и устраняет ряд негативных последствий.
Сложность удаления каталитического нейтрализатора заключается в риске повреждения выхлопной трубы, резонатора или выпускного коллектора, в зависимости от места установки детали. Хотя вы можете удалить каталитический нейтрализатор самостоятельно, рекомендуется, чтобы его удалением занималась мастерская. Таким образом, риск негативных последствий для автомобиля минимален или равен нулю.
Заключение
Несмотря на свое благородное предназначение, каталитический нейтрализатор приносит автомобилисту больше проблем, чем пользы. Плохое качество и чистота топлива превращают теоретически «вечный» компонент в некачественный, который часто выходит из строя. Все больше автовладельцев предпочитают удалить каталитический нейтрализатор и заменить его на бампер, что гораздо дешевле.
Каждый водитель должен сам решить, удалять или нет каталитический нейтрализатор из выхлопной системы своего автомобиля. Однако развитые европейские страны давно решили, что наличие катализатора в автомобиле имеет огромное значение для всей природы и для каждого человека. По этой причине установка каталитических нейтрализаторов является обязательной во всех современных автомобилях по всему миру.
С развитием научно-технического прогресса человечество постоянно пытается создать что-то необычное, даже если это не имеет практического применения…
Автомобиль — это сложный механизм. Но каждый автомобилист должен иметь хотя бы базовое представление о том, что…
Некоторые водители считают, что если руль начинает шататься, это не опасно и что проблема исчезнет сама собой……