Диагностика турбины дизельного двигателя. Диагностика турбины дизельного двигателя

Двигатель
Диагностика турбины дизельного двигателя - Корпус турбины Основные признаки неисправности турбины на дизеле Когда проверять турбину Как происходит диагностика турбины дизельного двигателя? Геометрия турбины

Ремонт так же подразумевает ряд последовательных действий. Быть может поломка обнаружена без снятия агрегата, а может быть она выявилась на стенде. Ремонт попросту необходим в следующих случаях:

Как проверить турбину дизельного двигателя самостоятельно

Автолюбители все больше отдают предпочтение транспорту с турбированными моторами. Такие автомобили мощнее, маневреннее, да и топлива они расходуют меньше, в сравнении с атмосферными аналогами такого же объема. Единственное – система турбонаддува требует периодического профилактического обслуживания и бережного отношения к себе. Если игнорировать эти правила, ремонт влетит в «копеечку». В статье разберемся, как проверить турбину дизельного двигателя, а также бензинового силового агрегата. Рассмотрим основные причины поломок и научимся проводить диагностику не снимая турбокомпрессор.

Своевременная диагностика и выявление неисправностей уберегут турбину и двигатель от дорогостоящего ремонта. Заподозрить, что турбокомпрессор сломался можно по изменениях в работе автомобиля.

Признаки неисправности турбины:

  • Масложер и недостаточное давление масла – бывает при пережиме маслопровода или его течи. Возникают такие неполадки и при неправильном подсоединении масляного шланга к самой турбине. В результате быстро изнашивается шейка вала, а также кольца и турбина гонит масло. Плохая смазка негативно влияет и на радиальные подшипники.
  • Черный дым из выхлопной – «симптом» появляется, когда в дизельный турбомотор поступает мало воздуха и горючая смесь сгорает внутри турбины. Часто дефект появляется из-за засорения клапана или загрязненности фильтрующих элементов, утечки в впускном/выпускном коллекторе.
  • Шумная работа двигателя на дизеле – громкий гул мотора, свист турбины под нагрузкой и другие признаки могут появиться при повреждении оси турбокомпрессора, роторов или трубопроводов, работающих под давлением. В такой ситуации нужна тщательная диагностика. При обнаружении потертостей и деформаций без снятия турбины не обойтись.
  • Сизый/синий дым – изменение цвета выхлопа происходит из-за поломок узлов дизеля или деталей турбины. Окрашивается дым в нетипичный цвет из-за попадания масла в выхлопную систему и ее сгорания там. Кроме того, появляется перерасход масла – вплоть до 1 л на тысячу км.
  • Слишком грязное масло – нарушен регламент замены смазочных материалов или фильтрующих элементов. Возможно, использовалось некачественное масло.
  • Белый дым – появляется, если забился маслопровод турбокомпрессора.

Вышедшая из строя турбина оказывает негативное влияние на работоспособность дизеля. На бензиновом двигателе фольксваген и других марок автомобилей также начинаются проблемы.

Былый дым на дизеле,признак неисправности турбины

Белый дым на дизеле — один из признаков неисправности турбины

Часто турбина ломается по причине низкого масляного давления или использования некачественной смазки. В виду воздействия высоких температур, даже непродолжительное низкое давления масла приводит к износу подшипника оси турбокомпрессора, увеличению радиального люфта и в итоге к повреждению сальников. Разрушенные сальники не могут обеспечить должной герметичности и масло просачивается в коллектор турбомотора. Когда горячий выхлоп проходит через разбитые детали, он еще сильнее повышает температуру, выжигает остатки смазочных материалов. Подшипник полностью разрушается, ломаются лопасти. Функционирование в таком режиме очень быстро приводит к тому, что мотор остается без смазки. Итог работы силового устройства без масла понятен всем.

Диагностика турбины дизельного двигателя не снимая

При своевременном обслуживании дизельного агрегата турбина исправно «дует» долго – ресурс примерно такой же, как и у двигателя. Постоянно нужно следить какое масло, а также топливо заливаете в авто. Низкосортная смазка — это первая первопричина 95 % всех поломок турбин.

Несвоевременная замена масла - мем

Менять масло нужно раз в 7-8 тыс. км.

Автовладельцу достаточно проверять турбокомпрессор при каждой замене масла. Таким образом можно выявлять и устранять неисправности еще на начальных стадиях. Если же выхлоп изменил цвет или проявились другие признаки поломок, диагностику рекомендуется проводить незамедлительно.

Визуальный осмотр

Узнать, что турбина не работает можно самостоятельно. Сделать это, реально даже не снимая ее с двигателя. Тщательный осмотр позволит сэкономить на компьютерной диагностике, которая во многих СТО стоит довольно дорого.

  1. Проверяем уровень моторного масла. Помним, что заливать в дизельный мотор нужно только проверенное и качественное масло.
  2. Визуально осматриваем турбину. Обломков деталей или любых других посторонних предметов не должно быть внутри.
  3. Анализируем цвет выхлопа. Падение мощности в тандеме с черным дымом «говорит» о том, что топливно-воздушная смесь переобогащена, синего оттенка дым – масло попадает внутрь цилиндров и сгорает в рабочей камере. При ситуации с черным дымом поломку следует искать в системе впуска/выпуска воздуха. Синий, а также белый дым появляется, если забиты фильтры или ротор имеет слишком большой люфт и задевает корпус во время вращения.
  4. Проверяем воздушный фильтр. Сильно загрязненный фильтр пропускает слишком мало воздуха. В картридже и корпусе нагнетателя с подшипниками из-за воздушного голодания создается разное давление. Масло из картриджа турбины попадает внутрь компрессора.
  5. Смотрим все ли патрубки и их соединения герметичны. Возможно нужно будет немного подтянуть хомуты.
  6. Осматриваем сливной маслопровод. Повреждения и перегибы не допустимы.

Обязательно турбину следует проверять на предмет изношенности. Для этого турбинный ротор проворачивают вокруг оси, проверяя люфт. Осевой люфт практически не ощутим для человека, он должен составлять не более 0,06 мм. В радиальном же направлении люфт может быть до 1 мм, при этом корпус турбонагнетателя не должен задеваться. Если же отклонения превышают эти значения, тогда турбокомпрессор считается изношенным.

Без снятия турбины выполняют аналогичную диагностику и на бензиновых автомобилях. Признаки неисправностей точно такие же.

Проверка на заведенном двигателе

Довольно эффективным методом диагностики своими руками является проверка ТКР на заведенном турбомоторе. Во время своего функционирования компрессор не должен издавать свист или другие нетипичные звуки. В случае наличия постороннего шума, следует проверить патрубки на предмет герметичности. Если есть повреждения их нужно менять.

Самостоятельно сложно и за рулем сидеть, и проверять работоспособность системы турбонаддува. А вот с помощником это минутное дело.

  1. Открыть капот.
  2. Завести мотор.
  3. Найти патрубок, который соединяет впускной коллектор и нагнетатель.
  4. Передавить рукой патрубок турбины.
  5. В это время помощнику нужно погазовать около 5 секунд.
  6. Отпустить педаль газа.

Сегодня сложно найти модель авто, в силовой линейке которого не было бы мотора с турбонаддувом. И если еще лет 10 назад турбинами оснащались 95% дизельных агрегатов, то сегодня каждый второй бензиновый двигатель имеет систему турбокомпрессора. Турбины до двух раз повышают производительность мотора и от 30 до 50 % снижают расходы на топливо.

Проверка турбокомпрессора

Диагностика турбины производится двумя способами:

Инструментальный анализ более точен. Он применяется преимущественно на станциях технического обслуживания. Единственный недостаток — дороговизна услуги.

Выводы можно сделать и при поверхностном осмотре. Для этого нужно знать конструктивные особенности устройства.

Конструкция агрегата

konstruktsiya-dizelnoj-turbiny

Элементы дизельной турбины

Принцип работы

Агрегат функционирует на работающем моторе и запускается только его усилиями.

  • выпускной коллектор выбрасывает в приёмное сопло улиткообразного вентилятора поток выхлопных газов;
  • газ давит на лопасти турбинного колеса;
  • вентилятор начинает крутиться;
  • вместе с ним вращается вал (ротор) турбины и насаженное на него многолопастное колесо компрессора;
  • отрицательное давление в улитке последнего активизирует всасывание воздуха из атмосферы;
  • дополнительный наддувочный воздух поступает в цилиндры (камеры сгорания), перемешивается там с соляркой и резко увеличивает КПД мотора,
  • охлаждение постоянно разогревающегося турбокомпрессора осуществляется посредством интеркулёра (аналог радиатора).

Схема охлаждения

shema-ohlazhdeniya-turbiny

Масло попадает в охладительные каналы из общего смазочного контура ДВС через перепускной клапан (вестгейт), который регулирует давление турбонаддува.

Поверхностный осмотр турбины

1) Наличие давления в патрубке.

Операция проводится на заведённом двигателе в присутствии помощника.

  • Вы зажимаете рукой патрубок между турбиной и впускным коллектором.
  • Помощник нажимает на педаль акселератора.
  • Раздутие трубки на повышенных оборотах коленвала свидетельствует о наличии турбинной компрессии.
  • Если патрубок не изменяется в размерах, это значит, что давления внутри нет. Турбина дизельного двигателя не исправна.
  • Для закрепления этого вывода желательно повторить прогазовку несколько раз.

2) Выявление механических дефектов

Основные позиции для осмотра

val-i-ventilyator-turbiny

  1. Крыльчатка. Наличие зазубрин, вмятин, погнутостей приводит к турбулентным завихрениям в улитке, снижающим эффективность турбонаддува. Небольшие изменения в геометрии устраняются рихтовкой и шлифовкой лопастей. Значительные дефекты требуют полной замены вентилятора.
  2. Вал. Проверка существования люфтов производится в двух направлениях: а) осевом (на ощупь не должно быть никаких колебаний); б) радиальном (люфт в норме не превышает 1-го миллиметра). При бОльших значениях лопасти крыльчатки задевают за стенки корпуса. Частой причиной радиальных дефектов становится эксплуатация автомобиля на высоких скоростях. От перегрева вал и вентиляторы закоксовываются: прогноз неблагоприятен. Даже если турбинный комплекс пока функционирует, его в перспективе всё равно придётся менять.
  3. Внешняя оболочка турбонагнетающей системы. Проверяются на герметичность (отсутствие трещин, других повреждений): корпус турбины и впускного коллектора, соединительные фланцы, патрубки.
  4. Воздушный фильтр. Загрязнённость устройства ведёт к понижению мощности турбонаддува, утечке масла.

Механический прорыв в системе циркуляции смазки возникает из-за сильного перепада давления воздуха на выходе грязного фильтра и в герметичном картридже подшипников.
Высокое давление в картридже, не сбалансированное извне, разрывает оболочку.

  • в появлении окрашенного выхлопа (сизого, синего, чёрного);
  • перерасходе смазочного материала,
  • масляных пятнах на коллекторе и интеркулёре:

maslyannye-pyatna-na-interkullere-kompressora

Описание диагностики автомобильной турбины: устройство и принцип работы турбины, признаки неисправностей, процесс диагностики, продление жизни турбины. Фото и видео.

Почему нельзя делать диагностику своими руками

Почему нельзя делать диагностику своими руками

Причин этому множество. Основная причина — недостаточная квалификация человека, который будет делать диагностику. Это чаще всего приводит к тому, что даже полная диагностика не выявляет никаких проблем, а создает их еще больше. Каждый может попытаться произвести работу самостоятельно, но не факт, что после этого специалист возьмется за дело.

Если никогда не имели дело с турбинами, то и специализированная литература не поможет. Причем, не важно, проводится диагностика для двигателя p9pa, Газели, Мерседес и т.д, можно попросту повредить фильтр. Это приведет к тому, что придется заменять этот узел. Это касается и других агрегатов.

Диагностика и ремонт турбины Фольксваген Гольф 6 — Т4 транспортер

По сути, сам процесс мало чем отличается от предыдущих методов, но у него есть определенное количество нюансов. Соответствующее видео не всегда помогает автолюбителям самостоятельно произвести все работы. Сервис производит диагностику в несколько этапов. О них уже говорилось выше.

Ремонт так же подразумевает ряд последовательных действий. Быть может поломка обнаружена без снятия агрегата, а может быть она выявилась на стенде. Ремонт попросту необходим в следующих случаях:

  1. Масло в интеркулере турбины.
  2. Превышение расхода моторного масла выше допустимого значения.
  3. Дым сизого цвета из патрубка.
  4. Снижение или резкое повышение мощности мотора.
Оцените статью