Система охлаждения представляет собой замкнутую систему жидкостного типа с принудительной циркуляцией. Тепловой режим контролируют термостат и гидромуфты. Сама циркуляция происходит за счёт центробежного насоса, процесс выглядит следующим образом: сначала омывается левый ряд цилиндров, потом правый.
Двигатель КамАЗ Евро-2: характеристики, возможные неисправности
КАМАЗ — большегрузный автомобиль, имеющий большое количество вариантов и модификаций. Производитель — Камский автомобильный завод КамАЗ.
Основной отечественный конкурент этого мотора — модели ЯМЗ-236/238 производства Ярославского моторного завода. Но каждый из них занимает свою рыночную нишу. Устройство двигателя КамАЗ-740 похоже на двигатель ЯМЗ, но есть ряд конструктивных отличий. Так, у челнинского мотора на каждый цилиндр предусмотрена отдельная головка блока.
В зависимости поколения и от года производства двигатели КамАЗ-740 имеют различные экологические нормы: от Евро-0 до Евро-5. Далее будут описаны основные технические характеристики силового агрегата 740 и его модификаций.
Моторы Евро-0 | 740.210 и 740.260
Наименование | Характеристика |
Мощность | 154 кВт. для 210 л.с. и 191 кВт для 260л. с. |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 10,85 (10 850 см3.) |
Система подачи питания | ТНВД 33ЯЗДА или 334 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Моторы Евро-2 | 740.31-240 и 740.30-260
Наименование | Характеристика |
Мощность | 176 кВт. для 240 и 191 кВт. для 260 |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 10,85 (10 850 см3) |
Система подачи питания | ТНВД 337-20 ЯЗДА или 337-21 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Моторы Евро-2 | 740.51-320 и 740.50-360
Наименование | Характеристика |
Мощность | 235 кВт. для 320 и 265 кВт. для 360 |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 10,85 (10 850 см3) |
Система подачи питания | ТНВД 337-20-03 ЯЗДА или 337-20-04 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Моторы Евро-4 | 740.70 и модификации
Наименование | Характеристика |
Мощность | 280–420 л. с. |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 11,67 (11 670 см3) |
Система подачи питания | ТНВД 337-20-03 ЯЗДА или 337-20-04 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Характеристики двигателей КамАЗ, которые выпускает Камский моторный завод, достаточны и способны выдавать нужную мощность грузовику.
Силовые агрегаты 740
На данный момент производитель нацелен на унификацию двигателей для любых грузовиков КамАЗ и повышение уровня экологической безопасности агрегатов.
Моторы 740 представлены V-образными восьмицилиндровыми моделями. По объему двигатели КамАЗ можно разделить на две группы:
10,85 л
Двигатели КамАЗ объемом 10,85 л классифицируются по соответствию стандартам Евро:
11,76 л
В данную группу вошли двигатели КамАЗ высокой мощности стандарта не ниже Евро-2:
Ремонт двигателя КАМАЗ 740 необходимо производить в специализированных мастерских. Дело в том, что обслуживание дизельных силовых установок усложнено особенностями самих моторов и является не простой задачей.
Особенности двигателя КАМАЗ евро 2
Двигатели Камаз Евро-2 превзошли предшественников технически и функционально. Унификация моделей класса по отношению к базовому движку (740.30-260) составила 97%. Новые моторы сохранили фирменную надежность, простоту устройства и обслуживания, свойство стабильной работы в сложных климатических и дорожных условиях.
Конструктивно ДВС класса отличаются:
- Коленвалом с 10 крепежными отверстиями для маховика и отсутствующим задним противовесом (кроме 740.31-240).
- Поднятым и смещенным влево левым турбокомпрессором с измененным выпускным патрубком.
- Новой системой размещения электромагнитного клапана и свечей ЭФУ (с учетом ОНВ).
- Модернизированным приводом ГРМ с системой впуска с увеличенными коллекторами и патрубками.
- Системой охлаждения двигателя с интеркулером: выполнен корпус водяных каналов с термостатами, насосом, вал-подшипником и поликлиновым ремнем. Установлены пластмассовые девятилопостные вентиляторы с диаметром 660 или 710 мм.
Моторы устанавливаются на автотехнику КАМАЗ: грузовики (43188), самосвалы (53605, 6540, 65115, 6520), автобусы, тягачи (65221) и т. д.
Модификации
Вариации моторов Камаз Евро 2:
-
– с максимальной мощностью до 260 л.с., крутящим моментом не менее 1079 кгс*м; – до 240 л.с, максимальный крутящий момент 932 кгс*м.
- 740.50-360 – показатели мощности увеличены до 360 л.с, крутящего момента – до 1472 кгс*м.
- 740.51-320 – М кр.max=1275 кгс*м, Ne=320 л.с.
- 740.55-300 – с мощностью 300 л.с., максимальный крутящий момент 1177 кгс*м.
Силовая установка оснащена системой смазки комбинированного типа, масло к трущимся деталям подаётся различными способами, такими, как: разбрызгивание, самотёк, под давлением. Узел состоит из устройств: хранения, подвода, фильтрации, охлаждения масла.
Технические характеристики двигателей КамАЗ 740 разных поколений
Самые первые двигатели соответствовали лишь экологическому стандарту Евро-0, но это никак не сказалось на его надежности и качестве.
Евро-0
Частота вращения коленвала, об.мин.
Максимальный крутящий момент, Нм (кГм)
Расположение и число цилиндров
Диаметр цилиндра*ход поршня, мм
Рабочий объем двигателя, л.
Вес двигателя в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.
Заправочная емкость системы смазки, л.
Емкость системы охлаждения (только мотор), л.
Давление начала впрыскивания, МПа
Евро-2
Следующая серия моторов уже соответствовала более современному стандарту Евро-2. Но и конструктивно конечно же было много доработок.
Частота вращения коленвала, об.мин.
Максимальный крутящий момент, Нм (кГм)
Расположение и число цилиндров
Диаметр цилиндра*ход поршня, мм.
Рабочий объем двигателя, л.
Степень сжатия камеры сгорания
Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.
Заправочная емкость системы смазки, л
Емкость системы охлаждения (только мотор), л
Давление начала впрыскивания, Мпа.
Евро-3
Двигатели Камаз 740 по стандарту Евро-3 представлены уже шести моделями с широким выбором мощностей, от 280 до 420 (турбодизель). ТНВД устанавливается от компании Bosch. Внедрена электронная система управления двигателем.
740.61—320
740.62—280
740.63—400
Частота вращения коленвала, об.мин.
Максимальный крутящий момент, кгс*м
Расположение и число цилиндров
Диаметр цилиндра*ход поршня, мм.
Рабочий объем двигателя, л.
Степень сжатия камеры сгорания
Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.
Минимальный удельный расход топлива, г/(л.с.*ч)
Евро-4
По сравнения с предыдущим поколением немного снизилась масса двигателя и упал удельный расход топлива. Внедрены системы: электронное управление двигателем, система топливоподачи «Common Rail».
740.70-280
740.71—320
740.72-360
740.73—400
740.74-420
Частота вращения коленвала, об.мин.
Максимальный крутящий момент, кгс*м
Расположение и число цилиндров
Диаметр цилиндра*ход поршня, мм.
Рабочий объем двигателя, л.
Степень сжатия камеры сгорания
Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.
Минимальный удельный расход топлива, г/(л.с.*ч)
Система смазки двигателя Камаз 740
У всех дизельных двигателей Камаз 740 комбинированная система смазки с так называемым «мокрым» картером. Она обеспечивает подачу масла под давлением наверх к подшипникам распредвала и коленвала, к втулкам коромысел, к подшипникам компрессора и ТНВД. Верхние сферические штанги толкателей также обеспечиваются смазкой по средствам пульсирующей подачи масла.
В систему смазки всех двигателей Камаз 740 входят:
- Масляный насос,
- Масляный картер,
- Полнопоточный фильтр очистки масла,
- Центробежный фильтр очистки масла,
- Радиатор,
- Масляные каналы в блоке цилиндров, в головках цилиндров, в передней крышке и картере маховика,
- Наружные маслопроводы,
- Маслозаливная горловина,
- Клапана,
- Система контроля, которая и обеспечивает нормальную работу системы смазки.
Схема системы смазки Камаз 740.
Масло из картера через маслоприемник подается в масляный насос, из его нагнетающей части по маслоканалу в правой стенке блока цилиндров оно попадает в фильтр, где происходит его очистка, затем уже очищенное масло попадает в главную магистраль и уже от туда по отводным каналам доходит до коренных подшипников коленвала, втулок коромысел и верхних наконечников штанг толкателей.
Шатунные подшипники коленвала смазываются через отверстия внутри самого вала, куда масло попадает из коренной шейки. Маслосъемные кольца, после того как сняли масло со стенок цилиндра, направляют его в поршень, где оно смазывает опоры поршневого пальца и подшипник верхней головки шатуна.
По каналам задней и передней стенок блока цилиндров, под давлением, масло подается в подшипники компрессора и ТНВД.
Включатель гидромуфты, которая управляет приводом вентилятора смазывается из главной магистрали.
После прохождения радиаторной секции масляного масло попадает в центробежный фильтр и уже от туда стекает в картер двигателя. Если кран включения масляного радиатора закрыт, то после центробежного фильтра масло, минуя радиатор, попадает в картер. Все сотальные детали и узлы двигателя Камаз 740 смазываются от брызг и масляных паров.
Новый продукт Камского автозавода заметно отличался от прежней техники, выпускаемой советскими предприятиями. Желтые самосвалы стали фирменной карточкой бренда и прочно обосновались в лидерах своего класса. Шасси для модели КамАЗ 55111 производилось в Набережных Челнах, а кузов и опрокидывающая система в Нефтекамске.
Технические характеристики моторов класса Евро
Двигатель КамАЗ Евро 0 считают самым первым мотором семейства. Самый известный мотор серии 740. Он хороший и надёжный. Но его проблемой является несоответствие новейшим европейским стандартам.
Таблица КамАЗ двигатель Евро 0
Более современные и доработанные двигатели Евро 2 КамАЗ. Первый двигатель КамАЗ 740 уступает мотору евро 2, в первую очередь, современностью исполнения узлов и агрегатов, а также другим европейским требованиям.
Всего выпущено 4 модели мотора класса Евро 2. Все они вместе с подробной технической характеристикой представлены ниже в таблицах.
Таблица Двигатель КамАЗ Евро 2. Часть 1
Модель движка | 740.31-240 | 740.30-260 |
---|---|---|
Мощность, кВт (л. с.) | 176(240) | 191(260) |
Частота вращения коленчатого вала | 2200 | 2200 |
Максимальный крутящий момент, Нм(кГм) | 980(100) | 1078(110) |
Количество и расположение цилиндров | 8, V-образное | 8, V-образное |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 120/120 | 120/120 |
Рабочий объем двигателя, л | 10.85 | 10.85 |
Степень сжатия камеры сгорания | 16 | 16.5 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения по ГОСТ 22836-77 | правое | правое |
Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг | 760 | 885 |
Заправочная емкость системы смазки, л | 26 | 28 |
Емкость системы охлаждения (только мотор), л | 18 | 18 |
Модель ТНВД | 337-20 ЯЗДА | 337-71 ЯЗДА |
Форсунка движка | 273-51 | 273-51 |
Давление начала впрыскивания, Мпа | 21,3-22,5 | 21,4-22,4 |
Таблица Двигатель КамАЗ евро 2. Часть 2
Модель движка | 740.51-320 | 740.50-360 |
---|---|---|
Мощность движка, кВт (л.с.) | 235(320) | 265(360) |
Частота вращения коленчатого вала, мин -1 | 2200 | 2200 |
Максимальный крутящий момент, Нм(кГм) | 1020(104)) | 1147(117) |
Количество и расположение цилиндров | 8, V-образное | 8, V-образное |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 120/130 | 120/130 |
Рабочий объем мотора, л | 11.76 | 11.76 |
Степень сжатия камеры сгорания | 16.5 | 16.5 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 |
правое | правое |
Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг |
885 | 885 |
Заправочная емкость системы смазки, л | 28 | 28 |
Емкость системы охлаждения (только мотор), л |
18 | 18 |
Модель ТНВД | 33720-03 ЯЗДА | 33720-04 ЯЗДА |
Форсунка движка | 27350 | 27350 |
Давление начала впрыскивания, МПа | 23,34-24,52 | 23,34-24,54 |
Принцип работы двигателя КамАЗ 740
Данный раздел также будет собирательным, так как у всех двигателей 740 семейства приблизительно одинаков принцип работы:
- Основной деталью движка является блок цилиндров, который выполнен единым моноблоком и является собирательной деталью, на нём крепятся все основные детали мотора.
- Коленчатый вал расположен в центре, но со значительным сдвигом вниз. Под ним расположен картер, где во время простоя находится масло. Масла в движок нужно лить 26-28 л. Именно такой объём картера. Процесс замены масла мы рассмотрим ниже.
- Количество клапанов на цилиндр равно двум. Один впускной и один выпускной. В остальном принцип работы мотора одинаков с другими дизельными моторами.
Охлаждающая жидкость проходит через гильзы цилиндров и через отверстие в головку блока цилиндров. Нагретый антифриз поступает в термостат и в зависимости от того, куда тот его определит, в водяной насос, или в радиатор.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт двигателя КамАЗ-740 — это довольно сложная процедура, которая требует знаний конструкции, технических норм и специального оборудования для проведения данных операций. Существуют инструкции к проведению капремонта силовых агрегатов, которые разработаны заводом-изготовителем, в них достаточно точно прописаны все тонкости процесса.
Последовательность действий проведения восстановительных операций по двигателю КамАЗ-740:
- Для начала неисправный мотор разбирается для определения дефектов.
- Следующим этапом становится диагностика неисправностей. Сюда входит проведение диагностических работ по коленчатому валу, головкам блока цилиндров, распределительному валу, водяному и масляным насосам. При проведении ремонтно-восстановительных работ обязательно восстановается топливный насос высокого давления подачи топлива.
- Следующий этап ремонта силового агрегата — это расточка блока и коленчатого вала. Стоит отметить, что коленвал у КамАЗ — деталь достаточно прочная, так что не всегда это требуется. А вот с блоком дела обычно обстоят намного хуже. В любом случае придется растачивать цилиндры, но и это не всегда помогает. Так, если мотору более 20 лет, то единственным решением является гильзовка блока.
- Неотъемлемым этапом проведения восстановления мотора является ремонт всех головок, которых у КамАЗ восемь штук. Так, зачастую меняются направляющие втулки, которые для начала разворачиваются на токарном станке. На клапанах снимается и подгоняется фаска, а седла подвергаются шарошке.
- Следующим этапом становится полировка кулачков распределительного вала. Проводится это на токарном станке при помощи специальной пасты и наждачной бумаги.
- Дальше идет этап ремонта водяного и масляного насоса. Специалисты по ремонту моторов неохотно ремонтируют эти детали, но в связи с особой дороговизной им приходится, чтобы сохранить клиентов. Как уже говорилось ранее, замене подлежат только некоторые элементы изделий. Так, меняются крыльчатка, вал в сборе, манжета и подшипники.
- Перед тем как приступить к процедуре укладки коленчатого вала, необходимо провести процесс балансировки. К коленвалу прицепляют сцепление и вращают, устанавливая специальные грузы. Если не провести данную процедуру, то в процессе эксплуатации вал разбалансируется, что приведет к разбитию бугелей и шатунов с вкладышами.
- Последним этапом по праву может считаться сборка. Этот процесс достаточно долгий, поскольку занимает почти целый день. Коленчатый вал укладывают, и проходит процесс «перевязки». Это процедура соединения коленвала с поршневой группой и установка вкладышей, как коренных, так и шатунных. Далее собирается масляный насос и помпа. Собираются все мелкие детали. Последними устанавливаются головки блока, клапанные крышки, ТНВД и система выпуска.
- После того как двигатель собран, его необходимо обкатать. Делается это только на горячую. К силовому агрегату подключают систему питания и систему выпуска, а затем его заводят, регулируя обороты, и периодически выставляются зазоры клапанного механизма.
После того как силовой агрегат КамАЗ собран, его устанавливают на автомобиль и испытывают на ходу.
Ремонт и обслуживание двигателей КамАЗ-740 достаточно простое, и не требует никаких особых навыков и умений специалистов. В отличие от западных аналогов, мотор КамАЗ имеет простые конструктивные особенности и не имеет сложной электроники.
Система охлаждения двигателя Камаз 740
За охлаждение дизельного двигателя Камаз 740 отвечает жидкостная система закрытого типа с принудительной циркуляцией. Ее основные элементы:
- Радиатор,
- Водяной насос,
- Термостаты,
- Гидромуфта привода вентилятора и ее включатель,
- Расширительный бачок,
- Перепускные трубы и патрубки,
- Жалюзи.
Схема системы охлаждения Камаз 740.
Центробежный насос обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе во время работы мотора. Сначала жидкость подается в водяные полости левого и правого рядов цилиндров.
Во время охлаждения наружных поверхностей гильз цилиндров, охлаждающая жидкость попадает в водяные полости головок цилиндров через каналы в верхних привалочных плоскостях блока.
После прохождения головок цилиндров жидкость по трубам подается в термостат и уже от туда в зависимости от ее температуры она уходит либо в радиатор для снижения температуры, либо в водяной насос, от куда идет на следующий круг в систему охлаждения.
Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя Камаз 740 — 80-98 град.С. За тепловой режим двигателя отвечают автоматические термостаты и включатель гидромуфты вентилятора. И в зависимости от температуры включается вентилятор для дополнительного охлаждения жидкости или она все время находится в циркуляции если температура в пределах нижних границ.
Для холодного времени года (что для нашей страны очень актуально) и для быстрого прогрева мотора и доведения его до рабочей температуры, предусмотрены жалюзи, которые установлены перед радиатором и они не дают набегающему потоку воздуха во время движения автомобиля излишне охлаждать жидкость.