Двигатели на автомобиль ГАЗ 24. Двигатель газ 24 технические характеристики.

Двигатель
Двигатель газ 24 технические характеристики - Верхние втулки шатунов (под поршневой палец) В каких случаях надо делать ремонт мотора ГАЗ-24 Двигатели ЗМЗ-24Д/2401 и ЗМЗ-402/4021 автомобилей «Волга» основные различия и характеристики Двигатель ГАЗ-24 Неисправности, присущие моторам серии ЗМЗ 24

1963-64 годы стали поворотным моментом для компании «Волга». К этому моменту, с одной стороны, стало окончательно ясно, что дизайн ГАЗ-21 исчерпан и ничего существенно нового в этом автомобиле добиться невозможно, с другой стороны, постепенно вырисовывался окончательный облик М-24:

Двигатель ЗМЗ-24Д: краткая характеристика, описание, ремонт

С 1970 по 1986 год «Волга» ГАЗ-24 оснащалась двигателем ЗМЗ-24Д — степень сжатия 8,2, мощность 95 л.с. ГАЗ-24-01 оснащался двигателем ЗМЗ-2401 — степень сжатия 6,7, мощность 85 л.с. С 1986 по 1992 год: Волга ГАЗ-24-10 с двигателем ЗМЗ-402.10 — степень сжатия 8. 2, мощность 100 л.с. Волга ГАЗ-24-11 с двигателем ЗМЗ-4021.10 — степень сжатия 6.7, мощность 90 л.с. С 1992 года и до конца Волги с карбюраторами оснащались двигателями ЗМЗ-402.10 и 4021.10 без существенных изменений в конструкции. Основные особенности и конструктивные отличия двигателей ЗМЗ-24Д, ЗМЗ-2401, ЗМЗ-402.10, ЗМЗ-4021.10:

ЗМЗ-24Д ЗМЗ-2401 ЗМЗ-402.10 ЗМЗ-4021.10
Рабочий объем, куб.см. 2445 2445 2445 2445
Максимальная мощность при 4500 об/мин 95 85 100 90
Степень сжатия 8,2 6,7 8,2 6,7
Максимальный крутящий момент при 2400 об/мин, Н*м 186,3 171,6 182 172
Топливо АИ-93 А-76 АИ-93 А-76
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч) 306(225) 312(230) 292,4(215) 299,2(220)
Диаметр цилиндра и ход поршня,мм 92х92 92х92 92х92 92х92
Размещение водяного насоса ГБЦ ГБЦ блок цилиндров блок цилиндров
Диаметр выпускных клапанов, мм 36 36 39 39
Диаметр впускных клапанов, мм 47 47 47 47
Водораспре-делительная трубка в ГБЦ есть есть нет нет
Штатный карбюратор К-126Г К-126Г К-151 К-151
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3 1-2-4-3 1-2-4-3 1-2-4-3
Двойные пружины клапанов нет нет да да
Количество стоек оси коромысел 4 4 6 6

Из таблицы и заводских отчетов видно, что основные различия между ЗМЗ-402 и ЗМЗ-24Д следующие:

  • система охлаждения с помпой на блоке цилиндров без водораспределительной трубки с измененной циркуляцией жидкости
  • увеличенный диаметр выпускных клапанов
  • установлены двойные пружины клапанов (выше надежность)
  • установлены две дополнительные стойки для краев оси коромысел
  • штатный карбюратор заменен с К-126Г на К-151 (и модификации в т.ч. К-151-С)
  • шпильки крепления ГБЦ увеличенного диаметра и иной резьбы (вместо М11х1 на М12х1.25)
  • увеличена масса шкива-демпфера коленчатого вала
  • изменен профиль кулачков распределительного вала
  • распределительный вал стал чугунным вместо стального
  • масляный насос с алюминиевым маслозаборником вместо стального и с увеличенной производительностью
  • изменена конструкция масляного радиатора

Технические характеристики ГАЗ-2401

Волга ГАЗ 24 выпускалась с различными модификациями. Одним из них является ГАЗ 2401, технические характеристики которого несколько отличаются от базовой модели. Главным отличием был двигатель, рассчитанный на 76 бензин, и наличие «чеков» на кузове. Он может быть оснащен таксометром, зеленым ветровым стеклом и фонарем на крыше, а также кожей ПВХ.

Экстерьер ГАЗ-2401

Двигатели на автомобиль ГАЗ 24

Легковой автомобиль ГАЗ 24 был разработан в середине 1960-х годов и полностью заменил своего предшественника, ГАЗ 21, в июле 1970 г. Соответственно, для новой «Волги» был разработан совершенно другой двигатель внутреннего сгорания, который собирался на Заволжском моторном заводе.

Классический ГАЗ 24

Прототипом двигателей внутреннего сгорания ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401 стал автомобиль ГАЗ 21. В принципе, новый двигатель напоминал силовой агрегат «двадцать первой Волги» и даже внешне был похож на него. Но детали двигателя в основной массе были почти все разные и не взаимозаменяемые.

Ремонт двигателя ЗМЗ-24Д

ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Общее описание

Двигатель ЗМЗ 24D представлял собой 8-клапанный четырехцилиндровый двигатель с верхними клапанами и нижним расположением распределительного вала. Блок цилиндров и головка блока цилиндров (CGB) были отлиты из алюминиевого сплава AL 4. Двигатель был разработан для работы на бензине АИ-93. Двигатель ЗМЗ 2401 имел те же характеристики. В отличие от ЗМЗ 24D, ЗМЗ 2401 эксплуатировался на бензине А-76. Топливная система была оснащена двухкамерным карбюратором K 126G.

двигатель ЗМЗ 24Д

Схема двигателя ЗМЗ-24Д

Использование блока цилиндров (БЦ) и алюминиевой головки блока цилиндров было новинкой того времени и считалось передовой технологией. Двигатели «двадцать четыре» просуществовали без изменений до 1985 года, когда им на смену пришло новое поколение двигателей ЗМЗ 402 и ЗМЗ 4021.

Заволжский моторный завод продолжил выпуск ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401, но только в качестве резерва. Новые модели ГАЗ 2410 и его модификации с 1987 года оснащались только новыми двигателями.

Технические характеристики ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Двигатели «двадцать четвертой» серии имели следующие характеристики:

  • Количество цилиндров – 4;
  • Диаметр поршня стандартного размера – 92 мм;
  • Ход поршня – 92 мм;
  • Количество коренных опор коленчатого вала – 5;
  • Диаметр коренных шеек стандартного коленчатого вала – 64 мм;

коленвал газ 24

Схема коленчатого вала ГАЗ 24.

В масляный картридж заливалось от 5 до 5,5 литров моторного масла (по разным источникам), но по проверенным данным для достижения полного уровня масла в маслоуказателе требовалось 5,5 литров.

Двигатели ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401 отличались только головкой блока цилиндров и толкателем. Головка блока цилиндров ЗМЗ 2401 имела увеличенную камеру сгорания за счет утолщения металла в этой области. Высота головки блока цилиндров ЗМЗ 2401 составляет 98 мм, а головки блока цилиндров ЗМЗ 24D — 94 мм. Разница была обнаружена путем измерения высоты головки цилиндра с помощью толщиномера, и опытные инженеры могли увидеть разницу на глаз. Штоки цилиндров были разной длины, причем у версии 76d они были на 4 мм длиннее.

мотор ЗМЗ 24Д

Пример двигателя ЗМЗ 24Д с 76 бензином

ЗМЗ 402 и ЗМЗ 4021

В 1985 году началась масштабная модернизация «двадцатьчетверки». Изменения коснулись интерьера, кузова и тормозной системы. Они трогали двигатель. Самое интересное, что внутреннее наполнение двигателя совершенно не изменилось, а объем двигателя остался прежним. Какова же была цель этой модернизации?

Благодаря инновациям, обслуживание и ремонт двигателя стали проще. В результате водоизмещение было увеличено, хотя и незначительно. По замыслу конструктора, срок службы двигателя должен быть увеличен.

Новый ICE имеет в своем названии цифры 10, т.е. локомотивы имеют индексы ЗМЗ 402.10 и ЗМЗ 4021.10. Для простоты, однако, полное название не пишется.

Отличие двигателей ЗМЗ 402 от ЗМЗ 24

ЗМЗ 402

Вот как выглядит двигатель ЗМЗ 402

Различия между двумя типами двигателей заключаются в следующем:

Масляный насос

  • Головка блока цилиндров. Спереди ГБЦ ЗМЗ 24 расположен водяной насос, у ГБЦ ЗМЗ 402 в этом место находится корпус термостата, а насос переместился на БЦ. На ГБЦ ЗМЗ 402 двойные пружины клапанов, в отличие от одинарных на ГБЦ ЗМЗ 24;
  • Ось коромысел. На модели ЗМЗ 402 у оси по краям появились дополнительные стойки. Это позволило проводить более точную регулировку клапанов за счет более жесткой фиксации оси;
  • Блок цилиндров. ЗМЗ 402 – водяной насос находится на передней части блока. ЗМЗ 24 – помпы здесь нет, в этом месте просто алюминиевый гладкий отлив;
  • Карбюратор. ЗМЗ 402 – модель карбюратора К126Г, модель карбюратора – 151 (в дальнейшем модернизированный вариант К151С);
  • Масляный насос. У моторов ЗМЗ 402 новый насос имел более крупные шестерни и корпус. За счет новшества повысилась его производительность;
  • Шкив коленчатого вала. На двигателях ЗМЗ 402 стал применяться массивный шкив, который позволил увеличить крутящий момент ДВС;
  • Водяной насос. Помпа ЗМЗ 24 была совмещена с корпусом термостата. У новых моторов помпа она совершенно другого вида и меньше в размерах. Предполагалось, что подшипникам помпы ЗМЗ 402 достаточно было заводской смазки, поэтому масленку в ней не предусмотрели;
  • Совмещенный впускной и выпускной коллектор. ЗМЗ 402 – конструкция рассчитана на приемную трубу глушителя с двумя коленами. ЗМЗ 24 – коллектор рассчитан на одинарную приемную трубу.

Вернуться к оглавлению

Форкамерный двигатель ЗМЗ 4022.10

В 1981 году Заволжский автомобильный завод разработал новый экспериментальный двигатель, который оказался переходным между ЗМЗ 24 и ЗМЗ 402, с целью повышения мощности двигателя. Двигатель был разработан для новой «Волги» ГАЗ 3102, но также устанавливался на опытные серии «двадцатьчетверок». Эти автомобили в основном использовались в бизнесе такси.

Волга 3102

Вот как выглядит новая Волга ГАЗ 3102

Блок цилиндров ЗМЗ 4022.10 внешне выглядел почти идентично двигателю 402, но внутри был совершенно другим. Все различия касались посадки цилиндров и самих гильз.

В отличие от легко снимаемых вкладышей двигателей 24 и 402, которые были соединены с блоком через медное уплотнение, вкладыши блока двигателя Lobby были закреплены двумя резиновыми втулками. Они так плотно «сидели» на сиденье, что иногда их невозможно было снять даже с помощью съемника. Кстати, эти блоки назывались «конопатными».

блок цилиндров двигателя ЗМЗ 4022.10

Головка блока имела особую конструкцию. В каждый цилиндр была добавлена маленькая камера сгорания и маленький клапан. Принцип работы заключался в том, что топливная смесь воспламенялась сначала в этой камере (форкамере). Воспламенение основной смеси затем усиливалось «взрывом», что способствовало увеличению мощности двигателя. Стоит отметить, что номинальная мощность этого агрегата была указана как 105 л.с. на 93 бензине, и двигатель действительно был очень живым и резвым.

Открыв капот, можно было сразу увидеть двигатель, перед которым находился распределительный вал автомобиля. Этот двигатель имел алюминиевую клапанную крышку, которую невозможно спутать со стальной крышкой 24 и 402.

Следовательно, ЗМЗ 4022.10 имел собственные детали, которые не были взаимозаменяемы с другими:

  • Совмещенный впускной и выпускной коллектор;
  • Карбюратор;
  • Ось коромысел;
  • Головка блока цилиндров;
  • Форкамерные клапана;
  • Клапанная крышка;
  • Прокладка коллектора.

Блок цилиндров и гильзы поршней не включены в этот список. Дело в том, что блок и вкладыши использовались на двигателях ЗМЗ 402.

двигатель ЗМЗ 402

Установлен двигатель ЗМЗ 402.

Двигатель ЗМЗ 4022 был не очень удачной идеей. Он был очень чувствителен к регулировке топливной системы. Часто двигатели не запускались, и приходилось часами крутить стартер, чтобы двигатель снова заработал. Он мог неожиданно сработать, и никто не мог понять, в чем дело. По этой причине через три года было решено отказаться от этих двигателей.

На складе ЗМЗ еще оставались литые и поршневые детали двигателя ЗМЗ 4022.10, и эти детали были переданы в серийное производство. Поэтому при ремонте двигателя «четыреста второго» иногда обнаруживалось, что на нем установлен аналогичный агрегат. Внешне его можно распознать по характерному отпечатку блока, и только натренированным глазом.

Те двигатели внутреннего сгорания, которые преподносили сюрпризы при запуске, все же «оживлялись», метод был элементарным — бралась вся головка блока цилиндров от ЗМЗ 402 и собиралась заново. Однако это стало возможным только после начала производства двигателя 402.

Тип кузова: седан Количество дверей: 4 Количество мест: 5 Длина автомобиля: 4735 мм Ширина автомобиля: 1800 мм Высота автомобиля: 1490 мм Колесная база автомобиля: 2800 мм Передняя ось: 1476 мм Задняя ось: 1420 мм Дорожный просвет: 174 мм

Год выпуска: с 1970 по 1992

История создания ГАЗ-24

«Волга» ГАЗ-24 была разработана в 1960-х годах, в одну из самых продуктивных эпох советской автомобильной промышленности. Хотя его разработка и производство заняли почти десятилетие и не все идеи создателей были реализованы, эта модель занимает свое место среди лучших отечественных автомобилей.

В середине 1960-х годов на улицах городов Советского Союза появилось третье послевоенное поколение легковых автомобилей. Созданные в те годы модели легли в основу производственных программ всех наших автомобильных заводов на многие десятилетия. Первая модель «Москвича» появилась в 1964 году — «408», удивившая автолюбителей невиданной для российских малолитражек мощностью двигателя с двухкамерным карбюратором (50 л.с. — как у среднего класса «Победы», которая до сих пор используется в такси) и действительно свежим даже по западным меркам дизайном. В 1967 году на богатый инновациями «Москвич-412» был установлен совершенно новый двигатель типа BMW, обладавший огромной мощностью даже для иномарок такого класса — 75 л.с., вариант этого же автомобиля, построенный в Ижевске, стильный представительский ЗИЛ-114, а также новый ЗАЗ-966, прозванный в народе «ушастым». В 1969 году с конвейера Луцкого автозавода сошли первые автомобили ЛуАЗ «969» — единственные переднеприводные серийные автомобили и первые отечественные внедорожники, которые можно было официально приобрести. В том же году «Москвичи» получили новый кузов, который выглядел более современно и отвечал всем требованиям пассивной безопасности тех лет.

Конец десятилетия ознаменовался двумя важными событиями: началом производства нового малолитражного автомобиля «ВАЗ» в Тольятти и обновлением модельного ряда легковых автомобилей на Горьковском заводе…. На рубеже 1960-х и 1970-х годов на смену ГАЗ-21 пришло новое поколение «Волги».

Этому событию предшествовал долгий период подготовки. Первая попытка разработать автомобиль на замену ГАЗ-21 была предпринята конструкторами завода еще в 1960 году.

В этот период как на рядовых советских граждан, так и на самих конструкторов оказали влияние экспонаты Американской промышленной выставки 1959 года в Москве (первой и последней), где были представлены все основные модели автомобилей североамериканского рынка 1959 модельного года. Поэтому неудивительно, что дизайн усовершенствованной «Волги» второго поколения (дополненной моделью из пластилина) сочетал в себе черты многих иномарок своего времени. В целом, автомобиль выглядел довольно свежо и современно (плавники не вышли из моды в Америке), даже инновационно по европейским меркам.

Упрямые кузова, почти 100% которых не попадут в производство (не для наших дорог, а только для плавного движения по автобанам). В те годы ГАЗ создал множество концептуальных автомобилей, например, ГАЗ-18 (1958) с полуавтоматической гидромеханической трансмиссией, который был разработан, зная, что его шансы на серийное производство равны нулю.

В 1961 году на заводе официально началась работа над автомобилем, который должен был заменить M-21. Генеральным конструктором «под автомобиль» был назначен А.М. Невзоров (1925-2005). Конструкторами (или, как тогда называли, дизайнерами-конструкторами) нового автомобиля были молодые конструкторы Л.И. Циколенко и Н.И. Киреев. Кстати, ГАЗ-24 еще не был назван. По-видимому, даже не было ясно, будет ли он носить имя «Волга».

Модификации

ГАЗ-24-01 1970-1971, для работы в такси. Он был оснащен дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальным кузовом типа «шахматная доска», зелеными «свободными» фарами и дезинфицируемым салоном из искусственной кожи. ГАЗ-24-02 1972-1987, серийное производство с пятидверным кузовом универсал; ГАЗ-24-03 санитарный в составе ГАЗ-24-02; ГАЗ-24-04 с пятидверным кузовом минивэн для служб такси. Он был оснащен дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01. В 1977-1985 годах ГАЗ-24-07 оснащался газотурбинным двигателем для работы в такси. Версия ГАЗ-24-24 для спецслужб, автомобиль «догона» или «сопровождения». Он был оснащен модифицированным двигателем от ГАЗ-13 «Чайка» — ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л.с., трехступенчатой автоматической коробкой передач и гидроусилителем руля. Он также имел усиленный кузов и приводное оборудование. Максимальная скорость составляла 170 км/ч. ГАЗ-24-54 с правым рулем (выпущено менее 1000 единиц). Экспериментальная модификация ГАЗ-24-95 с полным приводом, построенная с использованием компонентов от ГАЗ-69. ГАЗ-24А-247 и ГАЗ-24А-948 были построены в небольшом количестве из поврежденных такси на Воронежском авторемонтном заводе. Кроме того, на Рижском и Чебоксарском автозаводах в больших количествах строились пикапы и грузовики (модель ЧАРЗ-274). ГАЗ-24-76 «Скалдия» — экспортная модификация автомобиля «Волга» ГАЗ-24 с кузовом седан, выпускавшаяся в конце 1970-х годов. ГАЗ-24-77 «Скалдия» — экспортная модификация автомобиля «Волга» ГАЗ-24 с кузовом «усадьба», выпускавшаяся в конце 1970-х годов. Комплекты автомобилей этих моделей поставлялись для сборки малых серий бельгийской компании Scaldia-Volga S.A.. В качестве силового агрегата использовался дизельный двигатель Peugeot Indenor XD2P, тормозная система, конструктивно отличавшаяся от ГАЗа, была марки Rover. В 1990-х годах несколько подержанных автомобилей, построенных в Бельгии, были реэкспортированы в Россию.

Второе поколение ГАЗ 2410

ГАЗ-24-10 — базовый лимузин. ГАЗ-24-11 — такси, с кузовом седан. ГАЗ-24-12 — универсал, на базе ГАЗ-24-10, как замена Волги ГАЗ-24-02. ГАЗ-24-13 — автомобиль скорой помощи с кузовом универсал. Машина скорой помощи вместимостью 4+1 (на носилках). ГАЗ-24-14 — грузопассажирское такси, переоборудованное под бензиновый АИ-76. ГАЗ-24-17 — такси с двигателем на жидком газе. ГАЗ-24-34 — «автомобиль-экспресс» или «автомобиль сопровождения» (неофициально работники автозавода и простые люди называли его «автомобилем погони» или «сумасшедшим»). ГАЗ-24-60 — южный или тропический вариант (сухой и влажный климат).

Ремонт

Ремонт ЗМЗ-24Д и других двигателей серии производится аналогично. Таким образом, это устройство можно отремонтировать даже в самом худшем случае. Демонтаж может быть выполнен в течение нескольких часов даже неопытным водителем.

Для ремонта двигателя требуется дополнительное специальное оборудование. Сначала необходимо опрессовать головку блока, чтобы определить наличие трещин и отверстий. Если они присутствуют, стоит попробовать сварить их аргоном. Если это не помогло, необходимо заменить головку блока цилиндров.

Ремонт двигателя ЗМЗ-24Д

Сверление блока производится на специальном стенде. Контрольные размеры составляют 92,5 мм и 93,0 мм. В редких случаях возможна реконструкция 93,5 мм. Если поршневой блок поврежден сверх этого размера, блок должен быть расточен до нормальных или восстановленных размеров.

Коленчатый вал должен быть осмотрен на наличие царапин, трещин или повреждений. Шлифовка распредвалов под втулками обязательна. Доступны ремонтные размеры 0,25, 0,50 и 0,75 мм. В некоторых случаях используется ремонтный размер 1,00. При определенных условиях коленчатый вал может сломаться под нагрузкой, и тогда двигатель придется заменить.

ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Общее описание

Двигатель ЗМЗ 24D представлял собой 8-клапанный четырехцилиндровый двигатель с верхними клапанами и нижним расположением распределительного вала. Блок цилиндров и головка блока цилиндров (CGB) были отлиты из алюминиевого сплава AL 4. Двигатель был разработан для работы на бензине АИ-93. Двигатель ЗМЗ 2401 имел те же характеристики. В отличие от ЗМЗ 24D, ЗМЗ 2401 эксплуатировался на бензине А-76. Топливная система была оснащена двухкамерным карбюратором K 126G.

Читайте также: Какой расход топлива у Peugeot 308: на 100 км в смешанном, городском (город) и пригородном (трасса) цикле.

Схема двигателя ЗМЗ-24Д

Использование блока цилиндров (БЦ) и алюминиевой головки блока цилиндров было новинкой того времени и считалось передовой технологией. Двигатели «двадцать четыре» просуществовали без изменений до 1985 года, когда им на смену пришло новое поколение двигателей ЗМЗ 402 и ЗМЗ 4021.

Заволжский моторный завод продолжил выпуск ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401, но только в качестве резерва. Новые модели ГАЗ 2410 и его модификации с 1987 года оснащались только новыми двигателями.

Технические характеристики ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Двигатели «двадцать четвертой» серии имели следующие характеристики:

  • Количество цилиндров – 4;
  • Диаметр поршня стандартного размера – 92 мм;
  • Ход поршня – 92 мм;
  • Количество коренных опор коленчатого вала – 5;
  • Диаметр коренных шеек стандартного коленчатого вала – 64 мм;

Схема коленчатого вала ГАЗ 24.

В масляный картридж заливалось от 5 до 5,5 литров моторного масла (по разным источникам), но по проверенным данным для достижения полного уровня масла в маслоуказателе требовалось 5,5 литров.

Двигатели ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401 отличались только головкой блока цилиндров и толкателем. Головка блока цилиндров ЗМЗ 2401 имела увеличенную камеру сгорания за счет утолщения металла в этой области. Высота головки блока цилиндров ЗМЗ 2401 составляет 98 мм, а головки блока цилиндров ЗМЗ 24D — 94 мм. Разница была обнаружена путем измерения высоты головки цилиндра с помощью толщиномера, и опытные инженеры могли увидеть разницу на глаз. Штоки цилиндров были разной длины, причем у версии 76d они были на 4 мм длиннее.

Пример двигателя ЗМЗ 24Д с 76 бензином

Вывод

Двигатель ЗМЗ-24Д — классический пример советского автопрома. Двигатель оказался мощным и надежным, но частые и дорогостоящие ремонты заставили конструкторов сменить двигатель, который впоследствии получил другое название.

Легковой автомобиль ГАЗ 24 был разработан в середине 1960-х годов и полностью заменил своего предшественника, ГАЗ 21, в июле 1970 г. Соответственно, для новой «Волги» был разработан совершенно другой двигатель внутреннего сгорания, который собирался на Заволжском моторном заводе.

Оцените статью