Перед началом работы дайте двигателю полностью остыть. Проверьте метки ГРМ и натяжение цепи — исправьте их, если они не соответствуют стандарту. В инструкции описано, как отрегулировать их с помощью микрометра.
Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов на автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Многие владельцы советских автомобилей ВАЗ вынуждены регулярно проводить ремонт и регулировку гидроусилителя и особенно рулевого механизма. Из-за износа деталей увеличивается тепловой зазор клапанов, что нарушает нормальную работу двигателя и может привести к серьезным проблемам. Поскольку процесс регулировки прост, его можно выполнить с помощью простых инструментов в мастерской.
- Регулировка клапанов на ВАЗ 2103 Когда и для чего производится регулировка
- Инструменты для регулировки
- Подготовительные работы
- Порядок регулировки клапанов Видео: регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2101–07
-
Для чего нужны маслосъёмные колпачки
-
Замена прокладки клапанной крышки
Особенности ГРМ
В ГРМ, например, клапаны и распределительный вал меняются местами. Привод ГРМ двигателя — цепной, и это относится ко всем моделям.
Для клапанной системы характерно использование нажимных рычагов, также известных как коромысла. Они расположены между распределительным валом и концом стержня клапана. Это означает, что распределительный вал воздействует на клапан не напрямую, а через распределительный вал. Москитный рычаг также позволяет регулировать тепловой зазор.
Читайте также: Особенности установки динамиков в передние двери автомобиля Lada Granta.
Этот зазор необходим для компенсации изменения геометрии компонентов клапанного механизма, вызванного тепловым расширением металла. Если бы зазор отсутствовал, то при прогреве двигателя клапанный механизм работал бы в противофазе. Проще говоря, клапаны не закрываются полностью при нагреве из-за расширения металла, что приводит к потере компрессии и, соответственно, снижению мощности.
В список работ по техническому обслуживанию двигателей этих моделей входила, помимо прочего, регулировка клапанов. Это связано с конструкцией системы клапанов. В процессе эксплуатации рабочие поверхности тарелки клапана, распределительного вала и лепестков распределительного вала изнашиваются, что приводит к нарушению теплового зазора.
Преимуществом такой конструкции является то, что регулировочные работы довольно просты и могут быть выполнены своими руками. Важно знать только последовательность операций и порядок регулировки клапанов в «Классике». Стоит отметить, что операция идентична практически для всех моделей, поэтому порядок настройки клапана ВАЗ-2101 и, например, ВАЗ-2105 — одинаковый, только в ВАЗ-2107 немного отличается.
Поскольку функция идентична для большинства моделей, ниже рассматриваются все модели «Жигулей», относящиеся к «классике».
Первое и основное правило заключается в том, что операция должна выполняться только после того, как двигатель остынет. Это зависит от расширения самого металла. Если регулировка клапанов на ВАЗ-2102 или любой другой модели будет проводиться в предварительно нагретом агрегате, то положительного результата операция не даст, так как при охлаждении металл вернется к своей первоначальной форме, и зазор не будет править, он будет только увеличиваться.
Вы также должны знать, когда нужно регулировать клапаны ВАЗ-2105. Верным признаком того, что клапанный механизм отрегулирован неправильно, является металлический стук под капотом при работающем двигателе. Причем интенсивность меняется в зависимости от того, увеличиваются или уменьшаются обороты двигателя.
Регулировку клапанов на автомобиле ВАЗ-2104 также следует выполнять всякий раз, когда проводятся работы на блоке головки блока цилиндров в связи со снятием распределительного вала.
Назначение и устройство клапанного механизма ВАЗ 2101
Двигатель внутреннего сгорания не может функционировать без газораспределительного механизма (ГРМ), который обеспечивает своевременное наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью и удаляет продукты сгорания. Это включает в себя два клапана в каждом цилиндре, один для подачи смеси, другой для ее удаления. Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала.
При каждом такте мощности распределительные валы открывают клапаны один за другим.
Распределительный вал приводится в движение коленчатым валом с помощью цепи или ремня. Это обеспечивает своевременное распределение впускных и выпускных газов в поршневой системе и правильную настройку клапанов. Закругленные концы распределительных валов воздействуют на коромысла, которые, в свою очередь, управляют системой клапанов. Каждый клапан управляется кулачком, который открывается и закрывается в строгом соответствии с синхронизацией клапанов. Клапаны закрываются пружинами.
Клапан состоит из штока (хвостовика, горловины) и плоского колпачка (конуса, головки), который закрывает камеру сгорания. Шток скользит по втулке, которая направляет его движение. Вся система управления смазывается моторным маслом. Маслосъемные колпачки предотвращают попадание смазки в камеры сгорания.
Пружины, клапанные крышки и клапаны необходимо время от времени заменять.
Каждая фаза управления должна точно соответствовать положению поршней на цилиндрах. По этой причине коленчатый и распределительный валы жестко связаны через привод, причем первый вал вращается ровно в два раза быстрее второго. Цикл работы двигателя состоит из четырех фаз:
Читайте также: Ваз 2109 карбюратор под капотом — 2108, 2109, 21099.
- Впуск. Двигаясь в цилиндре вниз, поршень создаёт над собой разрежение. Параллельно с этим открывается впускной клапан и топливно-воздушная смесь (ТВС) поступает под низким давлением в камеру сгорания. При достижении поршнем нижней мёртвой точки (НМТ) впускной клапан начинает закрываться. В течение этого такта коленвал поворачивается на 180°.
- Сжатие. Достигнув НМТ, поршень меняет направление движения. Поднимаясь, он сжимает ТВС и создаёт в цилиндре высокое давление (8.5–11 атм в бензиновых и 15–16 атм в дизельных двигателях). При этом впускающий и выпускающий клапаны закрыты. В итоге поршень достигает верхней мёртвой точки (ВМТ). За два такта коленчатый вал произвёл один оборот, то есть поворнулся на 360°.
- Рабочий ход. От искры происходит воспламенение ТВС, и под давлением образовавшегося газа поршень направляется к НМТ. На этой фазе клапаны тоже закрыты. С начала рабочего цикла коленвал повернулся на 540°.
- Выпуск. Пройдя НМТ, поршень начинает движение вверх, сжимая газообразные продукты сгорания ТВС. При этом открывается выпускной клапан, и под давлением поршня газы удаляются из камеры сгорания. За четыре такта коленчатый вал совершил два оборота (повернулся на 720°).
Передаточное число между коленчатым и распределительным валами составляет 2:1, что означает, что распределительный вал делает один полный оборот за рабочий цикл.
ГРМ современных двигателей изменяется в соответствии со следующими параметрами:
Регулировка клапанов на ВАЗ 2103
Поскольку работа двигателя основана на непрерывном сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах, поршневая группа цилиндра довольно сильно нагревается, что приводит к расширению металла.
Система клапанов оснащена специальными рычагами, которые также называются рукоятками. Они расположены между распределительным валом и концом стержня клапана. Другими словами, кулачок распределительного вала воздействует на клапан через распределительный вал, а зазор регулируется между распределительным валом и кулачком. Расширение металла приводит к необходимости регулировки.
Если бы это было не так, двигатель работал бы неправильно или вообще не работал бы из-за неправильной синхронизации клапанов.
Регулировка фаз газораспределения осуществляется между распределительным валом и рычагом распределительного вала.
Когда и для чего производится регулировка
Регулировка клапанов — одна из самых важных процедур при обслуживании двигателя автомобилей семейства ВАЗ. Прежде всего, необходимость такой процедуры связана с конструкцией клапанного механизма. В процессе эксплуатации втулки происходит износ контактных поверхностей рычага, поверхности клапана и распределительных валов, что влияет на увеличение зазора. Поскольку конструкция механизма довольно проста, регулировка может быть легко выполнена заказчиком.
Правильная регулировка зазора требуется в следующих случаях:
- при ремонте механизма ГРМ;
- доносится шум из области ГБЦ;
- пробег после последней регулировки составляет более 15 тыс. км.;
- снизилась мощность мотора;
- увеличился расход топлива.
После проведения ремонтных работ на блоке управления необходимо обязательно отрегулировать клапаны.
Снижение производительности также может быть связано с карбюратором. Если эта регулировка не дала результата, необходимо проверить клапаны.
Инструменты для регулировки
Регулировка теплового зазора производится с помощью материалов и инструментов, которые должны быть у каждого владельца «классического автомобиля»:
- набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на «13» и «17»);
- щуп для замера зазора;
- отвёртки;
- ветошь.
Отдельно нужно обратить внимание на индикатор топлива, так как обычного плоского инструмента для этого процесса недостаточно. Необходим широкий индикатор толщиной 0,15 мм.
Для регулировки теплового зазора требуется специальный широкий калибр 0,15 мм.
Подготовительные работы
Помимо того, что работы должны проводиться при остывшем двигателе, некоторые детали двигателя должны быть частично сняты:
- Откручиваем гайки и снимаем крышку воздушного фильтра, извлекая сам фильтрующий элемент. Снимаем воздушный фильтр, после чего демонтируем сам корпус
- Отсоединяем шланги, идущие к корпусу фильтра, после чего отворачиваем крепёж.
- Отвёрткой откручиваем крепление троса подсоса, затем демонтируем тягу дроссельной заслонки. Демонтажу клапанной крышки будет мешать трос подсоса, откручиваем винты его крепления и убираем деталь в сторону
- Торцевым ключом на «10» откручиваем гайки крепления крышки ГБЦ и снимаем её. Для регулировки клапанов потребуется снять клапанную крышку, для чего откручиваем гайки крепления
- Демонтируем крышку трамблёра.
Маслосъёмные колпачки
Колпачки клапанов, также известные как уплотнения клапанов, предназначены для удаления масла из клапанов и предотвращения попадания излишков масла в двигатель. Поскольку материал клапанной крышки — резина, со временем она изнашивается и теряет масло, что приводит к повышенному расходу масла.
Для чего нужны маслосъёмные колпачки
Для правильной работы распределительного вала его необходимо постоянно смазывать. Однако его проникновение в цилиндры двигателя нежелательно. Сальники были разработаны именно по этой причине. Если сальник не выполняет свою функцию, масло может проникнуть через шток клапана в камеру сгорания и привести к нарушению равномерного смешивания топлива и воздуха. При сгорании масла образуется нагар как в седле клапана, так и в прилегающей части клапана. Это приводит к тому, что компонент не закрывается должным образом.
Нагар также образуется на стенках цилиндра, на верхней части поршня и на поршневых кольцах. Все это влияет как на работу двигателя, так и на срок его службы. Например, обороты холостого хода становятся неустойчивыми, снижается компрессия. Кроме того, масло влияет на воспламенение топливно-воздушной смеси, когда она попадает в камеру сгорания. Это означает, что колпачки клапанов выполняют важную функцию, и их функционированию необходимо уделять особое внимание.
Какие колпачки установить на ВАЗ-2103
Если вам необходимо заменить и подобрать уплотнения клапанов, выберите подходящий продукт для модели двигателя. Поскольку качество отечественных производителей уступает качеству импортных, следует отдавать предпочтение известным маркам, таким как Elring, Glazer и Goetze.
Маслосъемные колпачки используются для удаления масла из клапанов.
Признаки износа сальников
Следующие основные признаки указывают на то, что срок службы колпачков клапанов подошел к концу:
- появление синеватого дыма из системы выхлопа;
- повышение расхода масла (около 1 л на 1 тыс. км.);
- появление нагара на свечах зажигания.
В среднем, уплотнения клапанов служат около 100 000 миль.
Как заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2103
Для замены уплотнений клапанов необходимо иметь наготове следующие инструменты:
- рассухариватель;
- пинцет;
- пруток оловянного припоя (d = 8 мм или около того);
- молоток;
- длинногубцы.
Для замены уплотнений штока клапана необходимо иметь наготове специальный набор инструментов.
После этого вы можете приступать к работе:
- Снимаем минусовую клемму с АКБ, фильтрующий элемент, его корпус и крышку клапанов. Работу по замене маслосъёмных колпачков начинаем с демонтажа корпуса с фильтром и клапанной крышкой
- Устанавливаем коленвал в ВМТ 1 и 4 цилиндра. Для того чтобы не нарушить фазы газораспределения, 1 и 4 поршни устанавливаем в ВМТ
- Слегка отпускаем болт крепления звёздочки распредвала, разогнув стопорную шайбу.
- Отвернув на пол-оборота гайку натяжителя цепи, отжимаем с помощью отвёртки башмак, отпускаем натяжение и зажимаем гайку обратно, т. е. ослабляем цепь. Для снятия звездочки потребуется ослабить цепь ГРМ, для чего ослабляется гайка натяжителя цепи
- Откручиваем полностью болт фиксации звёздочки и демонтируем её, при этом цепь удерживаем от падения. Чтобы избежать падения, её фиксируют проволокой весте со звёздочкой. После ослабления цепи откручиваем болт крепления шестерни распредвала и снимаем её
- Откручиваем гайки крепления корпуса подшипников. Для демонтажа корпуса подшипников откручиваем гайки крпления
- Выворачиваем свечу первого цилиндра и вставляем оловянный пруток. Его конец нужно расположить между поршнем и клапаном.
- При помощи рассухаривателя сжимаем пружины первого клапана, после чего длинногубцами вынимаем сухари. Чтобы демонтировать маслосъёмные колпачки, расухаривателем сжимаем пружины и длинногубцами вынимаем сухари
- Убираем инструмент и тарелку клапана с пружинами. После изъятия сухарей убираем инструмент и пружины
- На колпачок надеваем съёмник и удаляем его с клапана. Чтобы снять колпачки, потребуется специальный съёмник, который надевают на клапан
- Чтобы надеть новый элемент, предварительно смачиваем его в моторном масле и напрессовываем съёмником на место.
- Аналогичные действия проводим с 4 клапаном.
- Проворачиваем коленвал на 180˚, что даст возможность рассухарить 2 и 3 клапаны. Процедуру выполняем в той же последовательности.
- Вращая коленвал, аналогичным образом меняем сальники на остальных клапанах.
Клапанная крышка
На автомобилях семейства ВАЗ возникают утечки масла под клапанной крышкой, которые приводят к загрязнению всего двигателя. На самом деле проблема решается довольно просто: Просто замените прокладку.
Замена прокладки клапанной крышки
Для замены герметика вам понадобится следующий перечень инструментов и материалов:
- головка торцевая на «10»;
- небольшой удлинитель;
- вороток или трещотка;
- сухая тряпка.
Работа должна выполняться в таком порядке:
- Производим демонтаж воздушного фильтра с корпусом, потом снимаем тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора. После демонтажа фильтра и корпуса снимем тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора
- Откручиваем гайки крепления клапанной крышки, снимая все шайбы. Для демонтажа клапанной крышки потребуется открутить все гайки и снять шайбы
- Для замены прокладки извлекаем старую, протираем поверхность головки и крышки ветошью. После удаления старой прокладки протираем поверхность на крышке и ГБЦ чистой тряпкой и устанавливаем новый уплотнитель
- Устанавливаем новый уплотнитель, надеваем крышку и закрепляем её.
- Все демонтированные элементы ставим в обратном порядке.
Порядок затяжки клапанной крышки
Чтобы правильно затянуть клапанную крышку, необходимо выполнить процедуру в определенном порядке, как показано на рисунке ниже. Рекомендуется выполнять эту процедуру, начиная с центральных болтов и по направлению к внешним болтам.
Для правильной сборки клапанной крышки необходимо соблюдать определенную последовательность при затяжке.
Правильная регулировка теплового зазора не только снижает шум двигателя, но и максимально увеличивает мощность и расход топлива. Для достижения и поддержания высоких эксплуатационных характеристик двигателя рекомендуется своевременная регулировка клапанов.
Маслосъёмные колпачки
Колпачки клапанов, также известные как уплотнения клапанов, предназначены для удаления масла из клапанов и предотвращения попадания излишков масла в двигатель. Поскольку материал клапанной крышки — резина, со временем она изнашивается и теряет масло, что приводит к повышенному расходу масла.
Для чего нужны маслосъёмные колпачки
Для правильной работы распределительного вала его необходимо постоянно смазывать. Однако его проникновение в цилиндры двигателя нежелательно. Сальники были разработаны именно по этой причине. Если сальник не выполняет свою функцию, масло может проникнуть через шток клапана в камеру сгорания и привести к нарушению равномерного смешивания топлива и воздуха. При сгорании масла образуется нагар как в седле клапана, так и в прилегающей части клапана. Это приводит к тому, что компонент не закрывается должным образом.
Нагар также образуется на стенках цилиндра, на верхней части поршня и на поршневых кольцах. Все это влияет как на работу двигателя, так и на срок его службы. Например, обороты холостого хода становятся неустойчивыми, снижается компрессия. Кроме того, масло влияет на воспламенение топливно-воздушной смеси, когда она попадает в камеру сгорания. Это означает, что колпачки клапанов выполняют важную функцию, и их функционированию необходимо уделять особое внимание.
Какие колпачки установить на ВАЗ-2103
Если вам необходимо заменить и подобрать уплотнения клапанов, выберите подходящий продукт для модели двигателя. Поскольку качество отечественных производителей уступает качеству импортных, следует отдавать предпочтение известным маркам, таким как Elring, Glazer и Goetze.
Маслосъемные колпачки используются для удаления масла из клапанов.
Признаки износа сальников
Следующие основные признаки указывают на то, что срок службы колпачков клапанов подошел к концу:
- появление синеватого дыма из системы выхлопа;
- повышение расхода масла (около 1 л на 1 тыс. км.);
- появление нагара на свечах зажигания.
В среднем, уплотнения клапанов служат около 100 000 миль.
Как заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2103
Для замены уплотнений клапанов необходимо иметь наготове следующие инструменты:
- рассухариватель;
- пинцет;
- пруток оловянного припоя (d = 8 мм или около того);
- молоток;
- длинногубцы.
Для замены уплотнений штока клапана необходимо иметь наготове специальный набор инструментов.
После этого вы можете приступать к работе:
-
Снимите отрицательную клемму аккумулятора, фильтрующий элемент, его корпус и крышку клапана.
Замена клапанных крышек начинается со снятия корпуса фильтра и клапанной крышки.
Клапанная крышка
На автомобилях семейства ВАЗ возникают утечки масла под клапанной крышкой, которые приводят к загрязнению всего двигателя. На самом деле проблема решается довольно просто: Просто замените прокладку.
Замена прокладки клапанной крышки
Для замены герметика вам понадобится следующий перечень инструментов и материалов:
- головка торцевая на «10»;
- небольшой удлинитель;
- вороток или трещотка;
- сухая тряпка.
Работа должна выполняться в таком порядке:
-
Снимите воздушный фильтр вместе с корпусом, затем снимите тягу управления дроссельной заслонкой с карбюратора.
После снятия фильтра и корпуса снимите тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора.
Чтобы снять клапанную крышку, открутите все гайки и шайбы.
После удаления старой прокладки протрите поверхность капота и головки цилиндров чистой тканью и установите новую прокладку.
Порядок затяжки клапанной крышки
Чтобы правильно затянуть клапанную крышку, необходимо выполнить процедуру в определенном порядке, как показано на рисунке ниже. Рекомендуется выполнять эту процедуру, начиная с центральных болтов и по направлению к внешним болтам.
Для правильной сборки клапанной крышки необходимо соблюдать определенную последовательность при затяжке.
Правильная регулировка теплового зазора не только снижает шум двигателя, но и максимально увеличивает мощность и расход топлива. Для достижения и поддержания высоких эксплуатационных характеристик двигателя рекомендуется своевременная регулировка клапанов.
Инструмент для проведения работ
Если ориентироваться на инструкцию, то получается, что регулировка клапанов ВАЗ-2106 должна проводиться не реже одного раза в 30 тысяч километров эксплуатации. В среднем автомобилист преодолевает это расстояние за год. Но это для более или менее «свежих» автомобилей. Для старых автомобилей с большим пробегом эту процедуру следует выполнять каждые 10 тыс. км. В идеале следует одновременно заменить масло и фильтр, а также проверить регулировку клапанов.
Для ремонта вам понадобятся два специальных инструмента — гаечный ключ 38 мм и калибр 0,15 мм. Кроме того, вам понадобятся два гаечных ключа с открытым концом — два гаечных ключа на 17 мм (предпочтительнее молотковые гаечные ключи, так как с ними гораздо легче работать) и торцевой ключ на 10 мм. Вам также понадобится кусок трубы для использования в качестве рычага. Компоненты клапанного механизма очень герметичны и также подвержены большим колебаниям температуры. И несмотря на то, что все резьбовые соединения находятся в масле, открутить их без хорошего рычага иногда невозможно.
Читайте также: Регулировка зазора клапана головки блока цилиндров
Процесс регулировки
Регулировка клапанов на автомобиле с инжектором ВАЗ 2107 производится следующим образом:
- При помощи ключа на 17 ослабевается затяжка регулировочного болта.
- Щуп вставляется в зазор между рычагом и кулачком клапана.
- Нужный зазор устанавливается путем регулировки высоты ключом на 13.
- После того как нужный зазор будет выставлен, контргайку следует затянуть, не забывая удерживать от проворачивания регулировочный болт. После этого зазор проверяется (щуп должен входить с небольшим усилием) и при необходимости регулируется снова.
- Впускной клапан второго цилиндра и выпускной клапан третьего цилиндра (3 и 5 кулачок соответственно), а также второй выпускной и впускной клапан первого цилиндра (1 и 2 кулачок соответственно) регулируются после поворота коленвала на 360 градусов.
О качестве работы говорит тот факт, что в моторном отсеке не слышно характерных шумов.
Регулировка клапанов на автомобиле ВАЗ-2103 своими руками
Следует сразу отметить, что эта процедура не является особенно сложной. Соответственно, вполне возможно отрегулировать клапаны на «три» самостоятельно, не обращаясь в автомобильную мастерскую. Тем не менее, некоторые знания необходимы и здесь — особенно правильная последовательность действий и некоторые другие важные моменты. Прежде чем приступить к работе, необходимо подготовить необходимые инструменты. Необходимы следующие инструменты:
- ключи – гаечные рожковые, свечной, для поворота коленвала;
- специальный щуп толщиной 0,15 миллиметра – с его помощью проверяется зазор;
- линейка;
- маркер.
Работы лучше всего выполнять, когда автомобиль находится на ровной поверхности. Перед выполнением регулировки дайте двигателю остыть, иначе зазор не сможет быть установлен правильно. Чтобы получить доступ к клапанам, необходимо сначала снять корпус воздушного фильтра.
На этом этапе не должно возникнуть никаких трудностей. После этого можно снять клапанную крышку.
Теперь свечи зажигания должны быть выкручены. Это делается для уменьшения усилия, необходимого для поворота коленчатого вала. В то же время рекомендуется закрыть отверстия в свечах зажигания специальными заглушками, чтобы ничего случайно не попало внутрь в процессе работы. Теперь необходимо проверить натяжение приводной цепи. Это очень важный момент. Регулировка клапанов возможна только при правильном натяжении цепи.
Все вышеперечисленные шаги являются, по сути, подготовительным этапом. После этого можно приступать к основному процессу. Необходимо точно соблюдать последовательность действий. Сначала установите верхнюю мертвую точку 1-го ролика. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шкиве коленчатого вала совпала с большей меткой на крышке привода. Это еще не все. Также проверьте совпадение маркировки на звездочке распределительного вала и на литой крышке.
Когда вы убедитесь, что все в порядке, переходите к следующему шагу. Сначала проверьте зазоры на клапанах 8 и 6. Определить, какой из них какой, очень просто. Особенно 8-й клапан находится дальше всего от звездочки распределительного вала. Теперь нам нужен измерительный индикатор, подготовленный ранее. Он должен быть вставлен между распределительным валом и кулачком распределительного вала. Регулировка необходима, если щуп не помещается между ними или ходит слишком свободно. Если здесь нет проблем, то щуп, вставленный между распределительным валом и кулачковым механизмом, будет работать с некоторым давлением.
Регулировка клапанов ВАЗ: схема, порядок ремонта своими руками
Привет, ребята, в этой статье мы рассмотрим, как отрегулировать клапаны на классическом двигателе. Владельцам отечественных автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 приходится сталкиваться с работой двигателя, когда слышен стук клапанов. В этом случае необходимо выяснить причину стука и отрегулировать его. Также необходимо провести его тюнинг, различные ремонтные работы ДВС, такие как замена клапанов, поршней, прокладок и т.д.
При наличии стучащих звуков или чрезмерной вибрации следует проверить клапаны.
Если система клапанов срабатывает по таймеру, она не срабатывает должным образом, т.е. полное количество газа не поступает в рабочую камеру цилиндра, воздушно-топливная смесь не полностью сгорает в рабочей камере и цилиндры не выталкиваются. Это сопровождается ударом подшипников распределительного вала о приводной рычаг и шейку вала. Также увеличивается расход топлива и моторного масла. Что произойдет, если не отрегулировать клапаны во время движения? Ответ: быстрый износ компонентов двигателя, повышение затрат и увеличение времени ремонта.
Прогоревшая клапанная крышка также сжигает резиновые заслонки или дроссельные заслонки, что приводит к повышенному расходу моторного масла. Если детали двигателя сильно изношены, может быть лучше и проще заменить двигатель вручную или в мастерской.
Кроме того, если ваш двигатель приводится в движение цепью, а не ремнем, клапаны на поршне погнутся, если цепь не заменить до окончания срока службы, как, например, в двигателе Nissan sr20det.
Инструменты для настройки клапанов
Для правильного выполнения ремонтных работ необходимо иметь в наличии соответствующие инструменты. Для регулировки клапанных механизмов вам понадобятся следующие инструменты:
- Набор ключей (торцевые и рожковые). Ключи на 13 мм и 17 мм обязательно.
- Щуп для определения зазора.
- Отвертки.
- Фломастер.
- Тряпки.
Стержень для определения величины зазора для классических автомобилей ВАЗ должен иметь толщину 0,15 мм.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107
Во-первых, автомобиль должен быть подготовлен:
- подождать пока двигатель остынет, если он работал;
- поставить машину на ровное место;
Порядок регулировки клапанов:
-
- Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
- Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.
- Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
- Снять тягу дроссельной заслонки.
- Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
- Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
- Снимаем крышку трамблера (распределителя).
- Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС.Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
- Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье.
- После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107. Угол проворота коленчатого вала Регулируемые клапана 8 и 6 180 4 и 7 360 1 и 3 540 5 и 2
Из таблицы мы видим, что, если 4-й поршень выставить в верхнюю мертвую точку, то измеряем и регулируем 6-й и 8-й клапана.
- Находим 8-й клапан. Отсчет идет со стороны бампера, восьмой будет первым от салона.
- Между рокером и кулачком распредвала вставляем щуп. Нормальный зазор — это проход щупа с небольшим ощутимым сопротивлением. Если пластинчатый специальный щуп толщиной 0,15 проходит легко или с большим усилием, то надо регулировать.
- На рокере сбоку есть гайка, закрученная на болт с головкой на 13 мм. Этим болтом выставляется зазор, а гайка защищает от самовыкручивания. Чтобы увеличивать или уменьшать зазор, ослабляем гайку под ключ на 17, одновременно удерживая болт. Когда болт ослаблен, вращаем его и изменяем зазор.Когда выставили нужный зазор, приступаем к затяжке. После затяжки надо проверить заново, возможно болт чуток крутнулся и изменил зазор.
- Далее, проделываем то же самое с 6-м клапаном.
- Когда пару клапанов 8 и 6 отрегулировали. Приступаем, согласно таблице, к выставлению зазоров 4-го и 7-го клапанов. Но, перед тем, как приступить к настройке 4 и 7 клапанов, надо провернуть коленвал на 180 градусов. После поворота коленчатого вала ДВС на 180 градусов, уже поршень 3-го цилиндра выставится в ВМТ. Угол поворота при выставлении третьего поршня в верхнее мертвое положение неудобно выставлять. Для удобства используем маркер или фломастер. Если коленвал ДВС повернется на 180 градусов, то бегунок трамблера повернется на 90 градусов. Значит, можно использовать трамблер и бегунок для выставления 3 поршня в ВМТ, сделав метки маркером на корпусе: отмечаем где сейчас контакт, и отмечаем где он должен быть строго через 90 градусов.
- После регулировки клапанов 3-го цилиндра автомобилей Ваз классических моделей, с помощью трамблера выставляем поршень 1-го цилиндра поворотом коленвала еще на 180 градусов, регулируем клапаны 1 и 3, аналогично. Затем, также выставляем поршень 2-го цилиндра в ВМТ и регулируем последние клапана 5 и 2.