Для новых моделей АвтоВаза требуются экологически чистые двигатели, что является еще одной причиной разработки двигателя 21129. Двигатель был адаптирован к стандарту Евро 5: Впускной тракт был изменен, выхлоп опущен, установлен каталитический нейтрализатор Euro 5 и изменена прошивка ЭБУ M86 — вот и все. Двигатель также был адаптирован к различным трансмиссиям.
Гнёт ли клапана двигатель Лада Веста?
Осенью 2015 года семейство Лад пополнилось топовой моделью Vesta, которая предлагается в кузове седан. Отвечая на вопрос, погнулись ли клапаны в Lada Vesta, следует уточнить, о каком двигателе идет речь: о российском 1,6-литровом двигателе, о двигателе Nissan или, возможно, о последней разработке ВАЗа под названием «21179».
Варианты двигателей для Весты
Рассматриваемые здесь варианты относятся к автомобилям, которые в настоящее время находятся в производстве или должны быть запущены в ближайшее время. Кроме того, для Vesta был разработан 8-клапанный двигатель, который, конечно же, не гнет клапаны и наверняка не будет устанавливаться на топовые седаны в 2016 году.
Подробнее о двигателях, устанавливаемых на модельный ряд Lada Vesta, читайте в статье: Какие двигатели устанавливаются на Lada Vesta: технические характеристики и долговечность!
ДВС ВАЗ-21129, 106 «сил» (клапана гнёт)
Под капотом 106-сильной Lada Vesta.
Каковы особенности двигателя 106 Vesta? Двигатель 21129 является модифицированной версией другого двигателя, а именно 21127. Клапаны последнего успешно погнулись при обрыве ремня ГРМ, хотя поршни образовали впадину (рис. 1). Дело в том, что глубина канавок была недостаточной: при определенных условиях клапан «ударялся» о поршень со всеми вытекающими последствиями.
С переходом на новое поколение двигателей внутреннего сгорания, 21129, проектирование поршней было завершено. Однако внешняя форма почти не изменилась, и хотя углубления остались, их глубина была все еще недостаточной.
Здесь рассматривался вопрос о том, гнет ли Lada Vesta с двигателем «21129» клапаны. И ответ очевиден: да, это так.
Теоретически, проблема погнутых клапанов характерна для всех двигателей ВАЗ, имеющих 4 клапана на цилиндр. Каждый новый 16-клапанный двигатель «наследует» их. Исключением является двигатель ВАЗ-2112, объем которого равен 1,6 литра. Для безопасности там есть насечки (рис. 2).
122-сильный мотор «21179» (клапана гнёт)
Конструкция двигателя ВАЗ-21179 мало чем отличается от своих предшественников. Рабочий объем увеличился до 1774 мл, что было достигнуто за счет изменения длины хода поршня: Было 75,6 мм, теперь 84,0 мм.
Соединители для шатуна и поршневой группы
Сам поршень теперь лучше сидит в цилиндре, чем в двигателях 21127 и 21129. Расстояние от поршневого пальца до поршневого венца увеличилось на 1,3 мм до 26,7 мм. Однако более глубокие канавки в коронке не делались. Ремень ГРМ все еще питает систему клапанов, и если он выйдет из строя, не исключена вероятность того, что клапаны погнутся.
Теперь мы знаем, гнутся ли клапаны в Lada Vesta с 1,8-литровым двигателем. Ответ будет таким же, как и для всех 16-клапанных ДВС ВАЗ (кроме 2112). Проблема с переходом к новому поколению остается прежней. Они не вернутся к «тяжелым» поршням на ВАЗе.
Привод ремня ГРМ двигателей 21179 оснащен двумя натяжными роликами вместо одного. Это было сделано для того, чтобы конструкция была менее восприимчива к растяжению ремня ГРМ.
Здесь сказано: Количество натяжных роликов — два.
Один из автоматических натяжителей может заклинить, но тогда за дело берется второй автоматический ролик.
Поршни, которые не гнут клапана
Для некоторых «старых» 16-клапанных двигателей доступны комплекты поршней сторонних производителей. Эти детали имеют глубокие выемки. Идея заключается в том, что поршень не может добраться до клапанов и согнуть их.
Четыре общеизвестных факта
Срок службы цепи ГРМ всегда больше, чем срок службы двигателя. Это первый факт, но условие должно быть выполнено: Необходимо своевременно менять масло. Как правило, цепь ГРМ постепенно выходит из строя, что сопровождается соответствующими симптомами:
- Слышимые призвуки (стрекотание) на холостых оборотах;
- В момент прохождения «проблемного участка» может наблюдаться смещение фаз.
Последняя неисправность выявляется с помощью компьютерной диагностики.
Между появлением симптома и полным разрывом цепи проходит определенный период времени. И действительно, «бракованная цепь» может прослужить очень долго. Это было еще одно, четвертое событие.
Варианты двигателей для Весты
Рассматриваемые здесь варианты относятся к автомобилям, которые в настоящее время находятся в производстве или должны быть запущены в ближайшее время. Кроме того, для Vesta был разработан 8-клапанный двигатель, который, конечно же, не гнет клапаны и наверняка не будет устанавливаться на топовые седаны в 2016 году.
Подробнее о двигателях, устанавливаемых на модельный ряд Lada Vesta, читайте в статье: Какие двигатели устанавливаются на Lada Vesta: технические характеристики и долговечность!
ДВС ВАЗ-21129, 106 «сил» (клапана гнёт)
Под капотом 106-сильной Lada Vesta.
Каковы особенности двигателя 106 Vesta? Двигатель 21129 является модифицированной версией другого двигателя, а именно 21127. Клапаны последнего успешно погнулись при обрыве ремня ГРМ, хотя поршни образовали впадину (рис. 1). Дело в том, что глубина канавок была недостаточной: при определенных условиях клапан «ударялся» о поршень со всеми вытекающими последствиями.
Стандартный поршень от ICE 21127 Поршень от ICE 2112 (1,6 л)
С переходом на новое поколение двигателей внутреннего сгорания, 21129, проектирование поршней было завершено. Однако внешняя форма почти не изменилась, и хотя углубления остались, их глубина была все еще недостаточной.
Здесь рассматривался вопрос о том, гнет ли Lada Vesta с двигателем «21129» клапаны. И ответ очевиден: да, это так.
Теоретически, проблема погнутых клапанов характерна для всех двигателей ВАЗ, имеющих 4 клапана на цилиндр. Каждый новый 16-клапанный двигатель «наследует» их. Исключением является двигатель ВАЗ-2112, объем которого равен 1,6 литра. Для безопасности там есть насечки (рис. 2).
122-сильный мотор «21179» (клапана гнёт)
Конструкция двигателя ВАЗ-21179 мало чем отличается от своих предшественников. Рабочий объем увеличился до 1774 мл, что было достигнуто за счет изменения длины хода поршня: Было 75,6 мм, теперь 84,0 мм.
Соединители для шатуна и поршневой группы
Сам поршень теперь лучше сидит в цилиндре, чем в двигателях 21127 и 21129. Расстояние от поршневого пальца до поршневого венца увеличилось на 1,3 мм до 26,7 мм. Однако более глубокие канавки в коронке не делались. Ремень ГРМ все еще питает систему клапанов, и если он выйдет из строя, не исключена вероятность того, что клапаны погнутся.
Теперь мы знаем, гнутся ли клапаны в Lada Vesta с 1,8-литровым двигателем. Ответ будет таким же, как и для всех 16-клапанных ДВС ВАЗ (кроме 2112). Проблема с переходом к новому поколению остается прежней. Они не вернутся к «тяжелым» поршням на ВАЗе.
Привод ремня ГРМ двигателей 21179 оснащен двумя натяжными роликами вместо одного. Это было сделано для того, чтобы конструкция была менее восприимчива к растяжению ремня ГРМ.
Здесь сказано: Количество натяжных роликов — два.
Один из автоматических натяжителей может заклинить, но тогда за дело берется второй автоматический ролик.
Поршни, которые не гнут клапана
Для некоторых «старых» 16-клапанных двигателей доступны комплекты поршней сторонних производителей. Эти детали имеют глубокие выемки. Идея заключается в том, что поршень не может добраться до клапанов и согнуть их.
Тюнинговые поршни для ДВС 21126-21127
Детали для различных двигателей (21127, 21129, 21179) совместимы. Однако нет необходимости устанавливать поршни от «старых двигателей» на двигатель Vesta:
- В ДВС 21129 после такого «тюнинга» повысятся потери на трение;
- Если поршни от 26-го или 27-го мотора установить в ДВС 21179, сразу изменится рабочий объём.
Четыре общеизвестных факта
Срок службы цепи ГРМ всегда больше, чем срок службы двигателя. Это первый факт, но условие должно быть выполнено: Необходимо своевременно менять масло. Как правило, цепь ГРМ постепенно выходит из строя, что сопровождается соответствующими симптомами:
- Слышимые призвуки (стрекотание) на холостых оборотах;
- В момент прохождения «проблемного участка» может наблюдаться смещение фаз.
Последняя неисправность выявляется с помощью компьютерной диагностики.
Между появлением симптома и полным разрывом цепи проходит определенный период времени. И действительно, «бракованная цепь» может прослужить очень долго. Это было еще одно, четвертое событие.
Последствия обрыва ремня ГРМ, пример на видео
Двигатель 21129 — это улучшенная версия двигателя 127. Улучшенный двигатель устанавливается на новые модели АвтоВАЗа (X-ray, Vesta, Largus). 129 мало чем отличается от своего предшественника — концепции не изменились, но есть несколько странных изменений.
Технические параметры двигателя 21129
Показатель | Двигатель 21129-10 |
Объем | 1596 см3 |
Фазовращатели | нет |
Октановое число топлива | 95 |
Степень сжатия | 10.5 |
Макс.крутящий момент | 148 Нм |
Экологический стандарт | Евро5 |
Привод ГРМ | Ременной |
Диаметр цилиндра | 82 мм. |
Мощность | 106 л.с. |
Отсечка | 6200 оборотов |
Класс моторного масла | SM, SN, SL |
Гидрокомпенсаторы | есть |
Ресурс | 220 тыс.км. |
Новый двигатель имеет законченную сборку поршня, что означает наличие канавок на поверхности поршня.
Многие наездники лучше спали, узнав о выемках на поршнях, и обрели уверенность в железном коне. Они не спали спокойно, потому что ремни на Vesta нужно менять после 180 000 километров пробега, а некоторые цепи не служат так долго, вот и жужжит роликовый ремень.
В большинстве случаев свистящий ролик означает скорое заклинивание — обрыв ремня ГРМ. Кроме ремня и ролика, имеется также насос системы охлаждения. В сервисных книгах для Vesta и Xray об этом не упоминается, хотя в случае повреждения ремень перестает быть зубчатым.
При вскрытии заводских роликов было обнаружено, что вместо смазки там находилось вещество неизвестного происхождения и даже засохшая смазка.
Двигатель 21129 выпускается с 2015 года, и некоторые до сих пор не различают поршневую группу, считая, что у него утопленные поршни. В действительности эти углубления не защищали клапаны и шатуны от повреждения при обрыве ремня. С другой стороны, поршни с текущим рабочим объемом были установлены на автомобили, выпущенные после 15/08/2018.
Она происходит от компании Federal Mogul, которая была основана в 1899 году в Детройте, США, поставляет детали многим автопроизводителям и является поставщиком номер один для General Motors. Непонятно только, почему российские производители не могут делать поршни для отечественных автомобилей.
Замена ремня ГРМ в двигателе 21129
Замена ремня ГРМ — это не только стандартная процедура для владельцев частных автомобилей.
- Снимаем клемму с АКБ;
- Колесо с правой стороны тоже;
- Снимаем приводной ремень навесного оборудования;
- Снимаем декоративную крышку за ней крышку ГРМ;
- Отсоединяем правую опору;
- Двигая коленвал, сопоставить метки распредвалов и метки на крышке ГБЦ, понадобится ключ на 17;
- Метка коленвала должна совпасть с риской на маслонасосе:
- С помощью отвертки зафиксировать коленвал, используя отверстия для стартера (нужно снять стартер);
- Открутить болт коленвала и демонтировать шкив генератора;
- Открутить три болта нижней крышки ГРМ;
- Ослабить болт автонатяжителя (головка а 15);
- Снять ремень ГРМ;
- Надеть новый ремень (Сначала коленвал потом правый (впускной) распредвал);
- С помощью щипцов (или спецключа) проворачиваем натяжитель до совпадения двух рисок и затягиваем болт натяжителя (момент от 30 до 36);
- Проворачиваем коленвал проверяем совпадение меток.
- Устанавливаем крышки ГРМ;
- Выставляем и фиксируем опору;
- Оставшиеся действия производим в обратном порядке (устанавливаем демпфер коленвала, стартер, брызговик, АКБ).
В сухом остатке получаем: старый, надежный, запрещенный в рамках Евро-5, известный всем ВАЗовский двигатель. Остается только не забывать о замене ремня ГРМ, а это лучше делать каждые 60 тысяч километров или проводить ревизию ремня и подшипников. Однако сомнительно, что приятно находиться в длительном путешествии без средства передвижения.
Особенности конструкции
Двигатель 21129 первоначально сохранил конструкцию базовой версии 21127:
- «высокий» серого цвета блок цилиндров, перешедший от 11183, поверхности гильз обработаны методом хонингования;
- ГБЦ от модификации 21124;
- газораспределительный механизм с фазированным впрыском с гидрокомпенсацией теплового зазора клапанов;
- облегченная поршневая группа фирмы Federal Mogul;
- клиноременный привод распредвалов ГРМ со скругленным зубом от компании Gates с 200000 км ресурсом пробега;
- коленчатый вал с кривошипным длинным радиусом от ДВС 11183;
- топливная рампа со среднепроизводительными форсунками производителя Бош или Сименс;
- индивидуальные катушки зажигания свечей без высоковольтного пучка проводов;
- увеличенный диаметр демпфера на маховике;
- встроенный в выпускной тракт каталитический нейтрализатор – катколлектор.
Поэтому производитель не намерен усиливать двигатель в принципе. Мощность и крутящий момент остаются прежними, расход масла составляет менее 100 г/1000 км. Руководство, подготовленное конструкторами «АвтоВАЗа», содержит пошаговые инструкции, благодаря которым капитальный ремонт можно выполнить своими руками.
Таблица характеристик двигателя ВАЗ-21129
Индекс двигателя | 21129 |
Производитель | АвтоВАЗ |
Годы выпуска | 2015 — … |
Требования экологичности | EURO-5 |
Тип | бензиновый |
Система питания | впрыск топлива с электронным управлением |
Зажигание | катушка для каждой свечи |
Количество/расположение цилиндров | 4 / рядное |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Материал ГБЦ | алюминевый сплав |
Материал блока цилиндров | чугун |
Впускной коллектор | объединен с ресивером, полимерный, встроенная заслонка, датчики ДТВ и ДАД |
Выпускной коллектор | катализатор |
Распредвалы | 2 шт. метки на шкивах смещены на 2o |
Диаметр цилинров | 82 мм. |
Ход поршня | 75,6 мм. |
Поршни | облегченные, Federal Mogul |
Длина шатуна | ? мм. |
Порядок работы цилинров | 1-3-4-2 |
Клапанов | 16 |
Рабочий объём | 1597 см3 (1,6 л.) |
Максимальная мощность | 106 л.с. (78 кВт) при 5800 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 148 Нм при 5800 об/мин |
Степень сжатия | 10,5 |
Питание | инжектор |
Тип привода ГРМ | зубчатый ремень |
Масса двигателя | ? кг. |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Динамические характеристики | |
Расход топлива трасса | 5,3 л. на 100 км. |
Расход топлива смешанный | 6,6 л. на 100 км. |
Расход топлива город | 9 л. на 100 км. |
Объём масла | 3,5 л. |
Расход масла | 0,1 л. на 100 км. |
Масло по вязкости | 5W-30 b 10W-40 (Liqui Moly, Лукойл. Роснефть) |
Плюсы и минусы
Преимуществами двигателя 21129 являются:
- экономный расход ОЖ, моторного масла и горючего;
- соответствие стандартам Евро-5;
- усовершенствованное навесное оборудование;
- капремонт собственными силами;
- заявленный ресурс 200000 км пробега;
- отсутствие периодических регулировок клапанных тепловых зазоров.
Для обеспечения заданного срока службы двигателя руководство рекомендует использовать только высококачественные смазочные материалы от надежных производителей. Недостатками трансмиссии являются:
Читайте также: Особенности двигателя ЗМЗ-402: Описание, фото и видео
- дорогое обслуживание из-за необходимости высококачественного масла в гидротолкателях;
- высокий бюджет капремонта в связи с применением ШПГ и комплекта ремня ГРМ иностранных компаний;
- опасность при обрыве ременного привода ГРМ получить изгиб клапанов.
Степень сжатия была уменьшена на 0,5 единицы, что, по-видимому, снижает октановое число топлива. На практике качество местного бензина неудовлетворительное, и эксперты советуют не экспериментировать с ним, чтобы сохранить операционный бюджет.