Не вдаваясь в излишние подробности, обмотку двигателя можно представить себе как кусок трубы, который определенным образом заводится в корпус двигателя и на котором ничего не ломается.
Как правильно прозвонить электродвигатель мегаомметром
Измерение сопротивления изоляции обмоток двигателя с номинальным напряжением до 500 В может быть выполнено с помощью мегомметра на 1000 В (обмотка статора) и 500 В (обмотка ротора).
Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками асинхронного двигателя должно проводиться в холодном состоянии. В случае трехфазного асинхронного двигателя сопротивление изоляции обмотки статора и обмотки ротора измеряется отдельно.
При испытании изоляции обмотки относительно корпуса один из датчиков должен быть помещен на очищенную металлическую поверхность корпуса двигателя (предпочтительно в точке заземления корпуса), другой — на конец проводника или на поверхность оголенного проводника обмотки, сопротивление изоляции которой измеряется. Помимо измерения сопротивления изоляции отдельных обмоток по отношению к оболочке, необходимо также проверить состояние изоляции между обмотками (рис. 1).
Рисунок 1 Схемы для измерения сопротивления изоляции обмоток асинхронных двигателей:
(a) Сопротивление изоляции фазы относительно рамы и двух других заземленных фаз (с доступной нулевой точкой),
(b) сопротивление изоляции между обмотками (в доступной нулевой точке).
(c) Сопротивление изоляции обмотки относительно каркаса (без доступной нулевой точки),
L — соединения «линия»; «Z» — соединения «земля».
Измерения мегомметром проводятся через 60 секунд после подачи напряжения R60.
В некоторых случаях сопротивление изоляции необходимо измерять дважды. Перед повторением измерения или после завершения испытания изоляции разрядите проверяемую обмотку и снимите потенциал высокого напряжения, иначе эти нагрузки могут привести к травме при касании выводов обмотки. Если такая разрядка в корпусе двигателя не выполнена, неизбежно возникнет большая погрешность в показаниях мегомметра в направлении перегрузки. После завершения измерения сопротивления изоляции всех обмоток двигателя необходимо повторно проверить правильность работы мегомметра.
Для обмоток статора асинхронных двигателей до 660 В сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм при 10-30 0 С и не менее 0,5 МОм при 60 0 С, а для обмоток ротора сопротивление изоляции не должно регулироваться.
Измерение сопротивления изоляции силовой обмотки
Как проверить 1 фазный двигатель?
Схема проведения тестов следующая:
- Включите прибор Ом и попарно измерьте сопротивление ламинаций коллектора.
- Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
- Проверьте обмотки статора.
- Измерьте сопротивление между корпусом статора и выводами статора.
Как удалить излишнее тепло с плиты? Как удалить маркер с обоев? Как убрать мигание светодиодных лампочек? Как удалить соли из бойлера? Как убрать впалый подбородок в домашних условиях? Как убрать остроту перца из супа? Как удалить специи из супа? Как удалить рекламу на мобильном телефоне в контакте? Как избавиться от сильного аппетита? Как удалить пятна от бироса с кожи?
Измерение сопротивления изоляции кабеля
Часто бывает необходимо измерить сопротивление изоляции кабеля или провода. Если вы знаете, как пользоваться мегаметром, то на одну прядь уйдет не более минуты, но для прядей потребуется больше времени. Точное время зависит от количества проводов — вы должны проверить каждый из них.
Выберите испытательное напряжение в соответствии с напряжением сети, с которой будет эксплуатироваться кабель. Если вы хотите использовать его для проводки 250 или 380 В, вы можете установить его на 1000 В (см. таблицу).
Тестирование трехжильного кабеля — скрутка не требуется, просто измерьте все пары еще раз.
Чтобы проверить сопротивление изоляции одножильного кабеля, подключите один датчик к жиле, а другой — к экрану и подайте напряжение. Если экран отсутствует, подключите второй датчик к клемме заземления и также подайте испытательное напряжение. Просмотрите прочитанное. Если индикатор показывает более 0,5 мегамоль, все в порядке и кабель можно использовать. Если показания меньше, изоляция неисправна и не должна использоваться.
Многожильный кабель может быть протестирован. Тест проводится отдельно для каждой пряди. Все остальные пряди скручиваются в жгут. Если также необходимо проверить замыкание на землю, то в общий пучок следует добавить кабель, подключенный к соответствующей распределительной шине.
Если кабель имеет экран, металлическую оболочку или экран, их также необходимо добавить в пучок. Важно обеспечить хороший контакт при создании пучка.
Аналогичным образом измерьте сопротивление изоляции групп разъемов. Выключите все оборудование из розеток и отключите питание от распределительного щита. Прикрепите один датчик к клемме заземления, а другой — к одной из фаз. Испытательное напряжение составляет 1000 В (в соответствии с таблицей). Активация, контроль. Если измеренное сопротивление больше 0,5 МОм, то проводка в порядке. Повторите процедуру со вторым проводником.
Если проводка старого типа — имеется только одна фаза и одна нулевая точка — испытание проводится между двумя проводниками. Параметры аналогичны.
Чтобы проверить изоляцию, подключите один датчик к корпусу двигателя, а второй датчик — к каждому из кабелей по очереди. Вы также можете проверить, соединены ли обмотки друг с другом. Для этой проверки щупы должны быть присоединены к парам обмоток.
Измерение сопротивления изоляции мегаомметром
Хотя мегаметр считается профессиональным измерительным прибором, в некоторых случаях его можно использовать и в домашних условиях. Например, когда необходимо проверить состояние электрических проводов. Использование мультиметра для этой цели не дает необходимых данных, в крайнем случае, он может устранить проблему, но не определить ее масштабы. По этой причине измерение сопротивления изоляции с помощью мегомметра по-прежнему является наиболее эффективным способом проверки, как описано в нашей статье.
Старение изоляции электрических кабелей, как и любой цепи, невозможно определить с помощью мультиметра. Даже при номинальном напряжении 0,4 кВ в силовом кабеле ток утечки из-за микротрещин в изоляционном слое недостаточно велик, чтобы быть обнаруженным обычными средствами. Не говоря уже об измерении сопротивления неповрежденной изоляции жилы кабеля.
В таких случаях используются специальные приборы — мегаметры — для измерения сопротивления изоляции между обмотками двигателя, жилами кабеля и т.д. Принцип работы заключается в том, что к объекту прикладывается определенный уровень напряжения и измеряется номинальный ток. На основе этих двух значений рассчитывается сопротивление по закону Ома для данного участка цепи (I = U/R и R = U/I).
Мегафонометры обычно работают на постоянном токе. Это связано с емкостью измеряемых объектов, которая допускает прохождение переменного тока и, следовательно, внесение неточностей в измерения.
Конструктивно модели мегафонных счетчиков обычно делятся на два типа:
Рассмотрите их характеристики.
Электромеханический мегаомметр
Просмотреть упрощенное схематическое изображение мегомметра и его основных компонентов
Схематическое изображение электромеханического меггера.
Примечания:
- Ручной генератор постоянного тока, использующий динамо-машину. Как правило, ручному генератору требуется около двух оборотов в секунду для получения заданного напряжения.
- Аналоговый амперметр.
- Шкала амперметра, разделенная по значениям сопротивления на килоомы (кОм) и мегаомы (МОм). Калибровка основана на законе Ома.
- Резисторы.
- Измерительный переключатель для кОм/МОм.
- Клеммы (выходные клеммы) для подключения измерительных проводов. Здесь «Z» означает землю, «L» — линию, а «E» — экран. Последний используется, когда необходимо проверить сопротивление по отношению к экранированию кабеля.
Основным преимуществом этой концепции является ее автономность, так как устройство не нуждается во внутреннем или внешнем источнике питания благодаря использованию динамо-машины. К сожалению, эта концепция имеет много недостатков, а именно:
- Для отображения точных данных с помощью аналоговых приборов важно минимизировать фактор механического воздействия, т.е. мегафон должен оставаться неподвижным. Этого трудно добиться с помощью поворотной ручки генератора.
- На отображаемые данные влияет равномерность вращения динамо-машины.
- Часто в измерении должны участвовать два человека. Один из них выполняет чисто физическую задачу — поворачивает ручку генератора.
- Самым большим недостатком аналоговой шкалы является ее нелинейность, которая также негативно влияет на точность измерения.
Как правильно пользоваться мегаомметром?
Для тестирования важно установить правильные диапазоны измерений и испытательные напряжения. Самый простой способ — использовать специальные таблицы, в которых указаны параметры для различных тестируемых объектов. Пример такой таблицы показан ниже.
Таблица 1. Соотношение уровня напряжения и допустимого значения сопротивления изоляции.
Исследуемый объект | Уровень напряжения (В) | Минимальное сопротивление изоляции (Мом) |
Проверка проводки | 1000,0 | 0,5> |
Бытовая электрическая плита | 1000,0 | 1,0> |
Выключатели, распределительные щиты, линии электропередач | 1000,0-2500,0 | 1,0> |
Электроприборы с напряжением до 50,0 вольт | 100,0 | 0,5 или более в зависимости от параметров, указанных в техническом паспорте |
Электрические устройства с номинальным напряжением до 100,0 вольт | 250,0 | 0,5 или более в зависимости от параметров, указанных в техническом паспорте |
Электроприборы с напряжением питания до 380,0 вольт | 500,0-1000,0 | 0,5 или более в зависимости от параметров, указанных в техническом паспорте |
Приборы до 1000,0 вольт | 2500,0 | 0,5 или более в зависимости от параметров, указанных в техническом паспорте |
Теперь перейдем к процедуре измерения.
Пошаговая инструкция измерения сопротивления изоляции мегаомметром
Хотя пользоваться мегафоном несложно, при испытании электроустановок необходимо соблюдать правила и определенный алгоритм действий. При поиске повреждений изоляции возникает высокое напряжение, которое может быть опасным для жизни. Требования безопасности при проведении испытаний будут обсуждаться отдельно, а пока речь пойдет о подготовительном этапе.
Подготовка к испытаниям
Перед началом тестирования цепи необходимо выключить ее и снять подключенную нагрузку. Например, при испытании изоляции бытовой проводки в распределительном щитке квартиры все УЗО, УЗО и выключатели УЗО должны быть отключены. Отсоедините штекерные соединения, т.е. выньте вилки электроприборов из розеток. Если необходимо проверить осветительные кабели, все источники света (лампы) должны быть удалены из всех осветительных приборов.
Следующим подготовительным шагом является установка переносного заземления. Это снимет все оставшиеся нагрузки в проверяемой цепи. Установка переносного заземления проста: вам понадобится многожильный медный провод (убедитесь, что он медный) с сечением не менее 2,0 мм2. Оба конца проводника зачищаются и один конец присоединяется к заземляющему стержню в распределительной коробке, другой конец присоединяется к изолирующему стержню.
Медная проволока должна быть прикреплена к стержню таким образом, чтобы она могла касаться токоведущих проводов измеряемой цепи.
Подключение прибора к испытуемой линии
Аналоговые и цифровые мегаметры поставляются с 3 щупами, два обычных щупа для гнезд «Z» и «L» и один с двумя контактами для контакта «E». Он используется для тестирования экранированных кабельных линий, которые редко используются в домашних хозяйствах.
При тестировании однофазных бытовых кабелей подключите простые щупы к соответствующим гнездам («земля» и «линия»). В зависимости от функции тестирования подключите зажимы типа «крокодил» к тестируемым кабелям:
- Каждый кабель кабеля тестируется в сравнении с другими соединенными кабелями. Проверяемый кабель подключается к гнезду «L», а остальные подключенные кабели — к гнезду «H». Подобная схема подключения показана на рисунке. Подключение мегомметра
Если показания удовлетворительные, тест завершается, в противном случае он продолжается.
- Каждый кабель проходит испытание на заземление.
- Каждый кабель тестируется в сравнении с другими кабелями.
Алгоритм испытаний
Рассмотрев все основные шаги, мы можем перейти непосредственно к последовательности операций:
- Подготовительный этап (подробно описан выше).
- Подготовительный этап (подробно описан выше).
- Мегаомметр используется для установки напряжения для бытовой проводки на 1000,0 вольт.
- В зависимости от ожидаемого результата выбирается диапазон измерения сопротивления.
- Убедитесь, что проверяемый объект выключен, это можно сделать с помощью индикатора напряжения или мультиметра.
- Подключите специальные детекторы короткого замыкания тестовых кабелей к линии.
- Отсоедините переносное заземление от тестируемого объекта.
- Подайте высокое напряжение. Для электронных мультиметров достаточно нажать кнопку «Тест»; для аналогового прибора необходимо повернуть ручку динамометра с определенной скоростью.
- Прочтите прочитанное. При необходимости запишите данные в протокол испытаний.
- Снимите остаточное напряжение с помощью переносного заземлителя.
- Отсоедините тестовые щупы.
Для измерения состояния других проводников, находящихся под напряжением, повторяйте описанную выше процедуру до тех пор, пока не будут проверены все элементы объекта, т.е. пока не завершатся измерения во время испытания электросистемы.
ЭЛЕКТРОлаборатория
Измерение сопротивления изоляции обмоток по отношению к корпусу машины и между обмотками проводится для проверки состояния изоляции и пригодности машины для последующих испытаний. Измерение рекомендуется
когда испытываемая машина практически холодная — перед началом испытания по соответствующей программе,
независимо от температуры обмоток, до и после испытания изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками переменным напряжением.
Измерение сопротивления изоляции обмотки должно проводиться: при номинальном напряжении обмотки до 500 В включительно — мегомметром на 500 В; при номинальном напряжении обмотки свыше 500 В — мегомметром на напряжение не менее 1000 В. При измерении сопротивления изоляции обмоток с номинальным напряжением выше 6000 В, имеющих значительную емкость по отношению к корпусу, рекомендуется использовать мегомметр на 2500 В с моторным приводом или схемой статического выпрямителя переменного тока.
Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками должно проводиться поочередно для каждой цепи с отдельными зажимами, при этом все остальные цепи должны быть электрически соединены с корпусом машины.
Как проверить изоляцию электродвигателя мегаомметром
Электродвигатели используются практически везде: как в автомобильной промышленности, так и в других отраслях. Однако, как и все машины, они имеют определенный срок службы и нуждаются в регулярной проверке. Одним из приборов, позволяющих обнаружить неисправности, является мегаметр. Ниже вы узнаете, как проверить двигатель с помощью мегаметра.
Чаще всего используются два вида электрических двигателей: асинхронные и коллекторные.
Испытание асинхронного двигателя мегаметром
Чаще всего используется в бытовых приборах. Измерение сопротивления изоляции двигателя с помощью мегомметра выполняется следующим образом:
- Измерьте сопротивление между кабелями двигателя. Установите прибор на 100 Ом. Затем подключите мегомметр. Сопротивление между крайним и средним проводом должно быть от 30 Ω до 50 Ω, а между вторым и крайним проводом — 20 Ω. Если эти значения достигаются во время пробного запуска, двигатель в порядке.
- Мегомметр должен быть установлен на 2 000 Ом для предотвращения замыкания на землю. Каждая клемма подключается к корпусу самого двигателя с датчиком. Если расхождений нет, двигатель в порядке.
Принцип работы
Работа измерителя очень проста. Напряжение подается на тестируемый блок питания для проверки полировки кабелей. В зависимости от номинальной нагрузки устройства используется определенная энергия. Перед началом испытания выбирается устройство, подходящее для сети.
То есть, мегомметр работает на основе закона Ома. Он подает ток на участок кабеля для проверки изоляции. В устройство возвращается сигнал о наличии утечки. Эти данные используются для определения правильности работы кабеля или наличия проблем. Если значение утечки высокое, изоляция повреждена. В этом случае может произойти короткое замыкание. Следует отметить, что неисправность лучше устранить сразу, так как в кабеле в любой момент может возникнуть пожар, если не сработает автоматика разделения контактов.
Вас также может заинтересовать обжимной инструмент
Как работает инструмент
Существуют различные конструкции электродвигателей, и список неисправностей, которые могут возникнуть, очень длинный. Большинство проблем можно диагностировать с помощью простого мультиметра, даже если вы не являетесь экспертом в этой области.
Проверка обмоток электродвигателя. Неисправности и методы проверок
В идеале проверка обмоток двигателя требует специального оборудования, предназначенного для этой цели и стоящего немалых денег. Не у каждого есть такой прибор дома. Поэтому проще научиться использовать для таких целей контроллер, также известный как мультиметр. Почти в каждом уважающем себя доме есть такой прибор.
Электродвигатели изготавливаются в различных конструкциях и модификациях, и их неисправности также сильно различаются. Конечно, не каждая неисправность может быть диагностирована с помощью простого мультиметра, но в большинстве случаев можно проверить обмотки двигателя с помощью такого простого прибора.
Любой вид ремонта начинается с осмотра устройства: наличие влаги, неисправных компонентов, запаха гари из изоляции и других явных признаков неисправности. Чаще всего видна сгоревшая обмотка. Тогда не нужно проводить никаких проверок и измерений. Такие устройства следует немедленно отправить на ремонт. Однако бывают случаи, когда внешние признаки повреждения отсутствуют, и требуется тщательный осмотр обмотки двигателя.
Виды обмоток
Не вдаваясь в излишние подробности, обмотку двигателя можно представить себе как кусок трубы, который определенным образом заводится в корпус двигателя и на котором ничего не ломается.
Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:
- Материал обмоточного провода должен быть однородным по всей длине.
- Форма и площадь поперечного сечения проволоки должны иметь определенную точность.
- Проволока, предназначенная для намотки, должна быть промышленно изолирована в виде лака, который должен обладать определенными свойствами: Прочность, эластичность, хорошие диэлектрические свойства и т.д.
- Провод обмотки должен обеспечивать стабильный контакт при подключении.
Если эти требования не выполняются, ток будет протекать в совершенно других условиях, и характеристики электродвигателя ухудшатся, т.е. его КПД и скорость снизятся или он вообще не будет работать.
Проверьте обмотки трехфазного двигателя. Сначала отсоедините его от цепи. В большинстве существующих двигателей обмотки соединены в звезду или треугольник.
Концы этих обмоток обычно подключаются к клеммным колодкам с соответствующей маркировкой: «К» — конец, «Н» — начало. Имеются различные внутренние соединения, блоки расположены внутри корпуса двигателя, а провода имеют разную маркировку (в цифрах).
В статоре трехфазного электродвигателя используются обмотки с одинаковыми характеристиками и свойствами и одинаковым сопротивлением. Если измерить сопротивления обмоток мультиметром, то можно увидеть, что они имеют разные значения. Это является признаком неисправности двигателя.
Работа с мегаомметром
Во время испытаний мегомметр генерирует очень высокое напряжение — 500 В, 1000 В, 2500 В. По этой причине измерения должны проводиться с большой осторожностью. К работе с устройством допускаются только лица, имеющие группу по электробезопасности не ниже 3-й.
Перед проведением измерений с помощью мегомметра проверяемые цепи должны быть отключены от источника питания. Если необходимо проверить проводку в доме или квартире, необходимо отключить выключатели в распределительном щите или выкрутить пробки. Затем выключите все полупроводниковые устройства.
Версия современного мегера
Если вы проверяете группы розеток, отключите все подключенные к ним приборы. Если вы проверяете цепи освещения, выкрутите лампы. Они не выдерживают испытательного напряжения. Если вы испытываете изоляцию двигателей, их также полностью отсоединяют от источника питания. Затем проверяемые цепи подключаются к заземлению. Для этого к стержню «заземления» подключается многожильный провод с минимальным сечением 1,5 мм2. Это называется мобильным заземлением. Для безопасной работы свободный конец с зачищенным проводником закрепляется на сухом деревянном основании. Но оголенный конец кабеля должен быть доступен — чтобы можно было дотронуться им до проводов и кабелей.
Требования по обеспечению безопасных условий работы
Даже если вы хотите измерить сопротивление изоляции кабеля в домашних условиях, перед использованием мегомметра следует ознакомиться с инструкцией по технике безопасности. Существует несколько основных правил:
- Держите щуп только за изолированную и демаркированную часть.
- Перед подключением отключите питание и убедитесь, что поблизости нет людей (для кабелей по всей длине измеряемого участка).
Использование меганометра: правила электробезопасности
Правила не очень сложные, но от их соблюдения зависит ваша безопасность.
Как подключать щупы
Как правило, инструмент имеет три гнезда для щупов. Они расположены на верхней части устройства и подписаны:
Также имеются три щупа, один из которых имеет два наконечника с одной стороны. Имеется два зонда, по одному с каждой стороны, по одному с каждой стороны кабеля и по одному с каждой стороны кабеля. Двойной наконечник этого зонда помечен буквой «E». Штекер, идущий от этого кабеля, вставляется в соответствующую розетку. Другой штекер вставляется в гнездо «L» — кабель. Один щуп всегда подключается к гнезду «земля».
Щуп для мегаметра
Штифты снабжены ограничителем. Прикасаясь к ним, следите за тем, чтобы ваши пальцы находились между краями булавки. Это обязательное требование для безопасной работы (помните о высоком напряжении).
Если необходимо проверить только сопротивление изоляции без экранирования, используются два односторонних пробника — один на клемме «Z», другой на клемме «L». Соедините щупы с помощью зажимов типа «крокодил» на концах:
- На тестируемых кабелях при необходимости проверьте разделение между жилами кабеля.
- На сердечнике и «земле», если вы хотите проверить «распределение земли».
Есть буква «Е» — этот конец подключается к розетке с такой же буквой.
Двухобмоточных трансформаторов
Измерение сопротивления изоляции обмоток трансформатора производится мегомметром на 2500 В с верхним пределом измерения не менее 10000 МОм. Измерения на двухобмоточных трансформаторах проводятся поочередно для обмоток высокого и низкого напряжения относительно корпуса, с другими обмотками, отключенными и заземленными относительно корпуса, и между обмотками разных напряжений (рис. 2).
На рисунке показаны схемы измерения сопротивления изоляции двухобмоточных силовых трансформаторов для следующих случаев:
(a) Между первичной обмоткой и каркасом,
(b) Между первичной обмоткой и каркасом,
(c) между первичной и вторичной обмотками.
При измерении сопротивления изоляции все доступные провода испытательных обмоток должны быть соединены вместе, а бак трансформатора должен быть надежно заземлен через специальный заземляющий винт.
Номинальное сопротивление изоляции обмоток трансформатора приведено в таблице 1.
Таблица 1 — Наименьшее допустимое сопротивление изоляции R60 Номинальное напряжение высоковольтной обмотки, кВ
Значение R60, Мом, при температуре обмотки 0C
Имея мультиметр и несколько инструментов, можно проверить электродвигатели, не зная многого о том, как они работают:
- Трехфазным асинхронным двигателем с короткозамкнутым сепаратором легче всего управлять из-за его простой внутренней структуры, поэтому этот тип двигателя наиболее широко используется,
- Однофазный асинхронный двигатель (двухфазный, конденсаторный) с короткозамкнутым сепараторным ротором часто используется в различных бытовых приборах, подключенных к сети 220 В (стиральные машины, пылесосы, вентиляторы).
- Коллекторный двигатель постоянного тока все чаще используется в автомобилях в качестве двигателя для стеклоочистителей, насосов, вентиляторов,
- Коллекторный двигатель переменного тока — используется в ручных электроинструментах (дрели, перфораторы, шуруповерты и т.д.).
- Асинхронный двигатель с фазной обмоткой — по сравнению с двигателем с короткозамкнутым ротором имеет большой пусковой момент и поэтому используется в качестве двигателя для силовых машин — лифтов, подъемников, кранов, станков.
Можете ли вы сказать мне, почему электродвигатели изготавливаются из чугуна и алюминия? Почему не сталь, например?
Чугун — это гораздо более прочный корпус, более устойчивый к механическому износу, простой в литье и обработке. Также при работе электродвигатель распределяет тепло, т.е. он нагревается и это тепло необходимо отдать атмосфере, а чугун и алюминиевый сплав очень хороший теплообменник (радиатор в плоском чугуне или дюрале).
Примечание, я измерил сопротивление на обмотках двигателя, когда он был очень горячим, была только одна обмотка, сгоревшая от клеммы, все выглядело нормально, и корпус не имеет швов, но только двигатель остыл, мои приборы показали мне, что двигатель неисправен. Почему?
Даже если вы хотите измерить сопротивление изоляции кабеля в домашних условиях, перед использованием мегомметра следует ознакомиться с инструкцией по технике безопасности. Существует несколько основных правил:
Как определить межвитковое замыкание в двигателе
Половина отказов электродвигателей вызвана неисправностью между витками. Межвитковое замыкание — это короткое замыкание между различными катушками или частями обмотки электродвигателя. Межвитковые замыкания могут иметь различные причины.
Причины межвитковых замыканий
Одной из причин неисправности является сверхток в электродвигателе, когда нагрузка двигателя превышает номинальную нагрузку в течение длительного периода времени. В этом случае обмотка статора нагревается под действием сверхтока до такой степени, что изоляция может треснуть в одной точке, вызывая короткое замыкание между соседними катушками. Нормальный ток статора под нагрузкой всегда можно найти в паспорте двигателя или на фирменной табличке на корпусе двигателя.
Перегрузка может быть вызвана, например, ненормальной работой оборудования, приводимого в действие данным двигателем. В качестве альтернативы причиной перегрузки по току может быть механическая неисправность самого двигателя: Засорение ротора, засорение подшипников и т.д.
Также возможно, что обмотка повреждена на заводе или нарушена изоляция при ручной намотке статора. Если двигатель хранится или эксплуатируется неправильно, влага может случайно попасть внутрь двигателя, повредить изоляцию и вызвать ошибку между оборотами.
Независимо от причины поломки, пострадавший двигатель либо не будет работать должным образом, либо не будет работать в течение длительного времени. Поэтому, если вы заметили какие-либо признаки повреждения, следует как можно скорее обратить на них внимание, чтобы как можно скорее устранить их.
Как обнаружить неисправность между обмотками
Существует несколько простых, проверенных и испытанных методов определения наличия межвиткового замыкания. Одним из симптомов обычно является перегрев одной части статора по сравнению со всеми остальными частями. Если наблюдается такое явление, двигатель следует остановить, возможно, снять с агрегата и подвергнуть детальной диагностике.
Прежде всего, можно использовать токовые клещи. Просто последовательно измерьте токи в отдельных фазах обмотки статора. Если ток в одной фазе значительно выше, чем в других, это явный признак того, что неисправность находится в этой части обмотки. Сначала убедитесь, что напряжение на всех клеммах (между каждой парой трех фаз) одинаково, т.е. проверьте отсутствие симметрии фаз. Для этого воспользуйтесь вольтметром и поочередно измерьте напряжения на трех фазах.
Три части трехфазных обмоток следует проверить омметром. Сопротивления всех трех обмоток должны быть равны между собой. Используемый измерительный прибор должен быть достаточно точным, так как при наличии короткого замыкания только между двумя витками разница в сопротивлении минимальна и не может быть обнаружена, если обмотка сделана из толстого провода.
Наличие замыкания на землю можно проверить с помощью мегомметра. Для этого поместите один датчик в корпус двигателя, а другой поочередно на клеммы обмоток. В неповрежденном двигателе сопротивление каждой фазы должно быть значительным (см. с помощью мегомметра).
Также полезно визуально осмотреть обмотку статора. Для этого снимите крышки с двигателя, снимите ротор и осмотрите всю обмотку секция за секцией. В случае короткого замыкания сгоревшая область будет видна сразу.
Как прозвонить электродвигатель мультиметром
Электродвигатель является основным компонентом любого современного бытового прибора, будь то холодильник, пылесос или любая другая бытовая техника. В случае неисправности прибора, первым шагом является определение причины неисправности. Чтобы определить, находится ли двигатель в хорошем состоянии, его следует проверить. Для этого не обязательно везти машину в мастерскую, достаточно простого тестера. Прочитав эту статью, вы будете знать, как проверить двигатель мультиметром, и сможете сделать это самостоятельно.
Измерение коэффициента абсорбции
Этот параметр указывает на степень увлажнения изоляции электродвигателей. Он измеряется только для высоковольтных двигателей. Для этого испытательное напряжение мультиметра подключается к обмотке статора, выдерживается в течение одной минуты и измеряется через 15 и 60 секунд. Деление значения шестьдесят секунд на значение пятнадцать секунд дает искомое значение.
Стандарты зависят от материала изоляции двигателя. Если это термореактивный материал, коэффициент должен быть не ниже 1,3. Для композитных препаратов он должен быть ниже 1,2.
Низкий коэффициент поглощения, особенно близкий к единице, указывает на влажную изоляцию. Обмотка должна быть высушена.
Работа измерителя очень проста. Напряжение подается на тестируемый блок питания для проверки полировки кабелей. В зависимости от номинальной нагрузки устройства используется определенная энергия. Перед началом испытания выбирается устройство, подходящее для сети.
Работа с мегаомметром
Во время испытаний мегомметр генерирует очень высокое напряжение — 500 В, 1000 В, 2500 В. По этой причине измерения должны проводиться с большой осторожностью. К работе с устройством допускаются только лица, имеющие группу по электробезопасности не ниже 3-й.
Перед проведением измерений с помощью мегомметра проверяемые цепи должны быть отключены от источника питания. Если необходимо проверить проводку в доме или квартире, необходимо отключить выключатели в распределительном щите или выкрутить пробки. Затем выключите все полупроводниковые устройства.
Версия современного мегера
Если вы проверяете группы розеток, отключите все подключенные к ним приборы. Если вы проверяете цепи освещения, выкрутите лампы. Они не выдерживают испытательного напряжения. Если вы испытываете изоляцию двигателей, их также полностью отсоединяют от источника питания. Затем проверяемые цепи подключаются к заземлению. Для этого к стержню «заземления» подключается многожильный провод с минимальным сечением 1,5 мм2. Это называется мобильным заземлением. Для безопасной работы свободный конец с зачищенным проводником закрепляется на сухом деревянном основании. Но оголенный конец кабеля должен быть доступен — чтобы можно было дотронуться им до проводов и кабелей.
Требования по обеспечению безопасных условий работы
Даже если вы хотите измерить сопротивление изоляции кабеля в домашних условиях, перед использованием мегомметра следует ознакомиться с инструкцией по технике безопасности. Существует несколько основных правил:
- Держите щуп только за изолированную и демаркированную часть.
- Перед подключением отключите питание и убедитесь, что поблизости нет людей (для кабелей по всей длине измеряемого участка).
Использование меганометра: правила электробезопасности
Правила не очень сложные, но от их соблюдения зависит ваша безопасность.
Как подключать щупы
Как правило, инструмент имеет три гнезда для щупов. Они расположены на верхней части устройства и подписаны:
Также имеются три щупа, один из которых имеет два наконечника с одной стороны. Имеется два зонда, по одному с каждой стороны, по одному с каждой стороны кабеля и по одному с каждой стороны кабеля. Двойной наконечник этого зонда помечен буквой «E». Штекер, идущий от этого кабеля, вставляется в соответствующую розетку. Другой штекер вставляется в гнездо «L» — кабель. Один щуп всегда подключается к гнезду «земля».
Щуп для мегаметра
Штифты снабжены ограничителем. Прикасаясь к ним, следите за тем, чтобы ваши пальцы находились между краями булавки. Это обязательное требование для безопасной работы (помните о высоком напряжении).
Если необходимо проверить только сопротивление изоляции без экранирования, используются два односторонних пробника — один на клемме «Z», другой на клемме «L». Соедините щупы с помощью зажимов типа «крокодил» на концах:
- На тестируемых кабелях при необходимости проверьте разделение между жилами кабеля.
- На сердечнике и «земле», если вы хотите проверить «распределение земли».
Измерение сопротивления изоляции кабеля
Часто бывает необходимо измерить сопротивление изоляции кабеля или провода. Если вы знаете, как пользоваться мегаметром, то на одну прядь уйдет не более минуты, но для прядей потребуется больше времени. Точное время зависит от количества проводов — вы должны проверить каждый из них.
Выберите испытательное напряжение в соответствии с напряжением сети, с которой будет эксплуатироваться кабель. Если вы хотите использовать его для проводки 250 или 380 В, вы можете установить его на 1000 В (см. таблицу).
Тестирование трехжильного кабеля — скрутка не требуется, просто измерьте все пары еще раз.
Чтобы проверить сопротивление изоляции одножильного кабеля, подключите один датчик к жиле, а другой — к экрану и подайте напряжение. Если экран отсутствует, подключите второй датчик к клемме заземления и также подайте испытательное напряжение. Просмотрите прочитанное. Если индикатор показывает более 0,5 мегамоль, все в порядке и кабель можно использовать. Если показания меньше, изоляция неисправна и не должна использоваться.
Многожильный кабель может быть протестирован. Тест проводится отдельно для каждой пряди. Все остальные пряди скручиваются в жгут. Если также необходимо проверить замыкание на землю, то в общий пучок следует добавить кабель, подключенный к соответствующей распределительной шине.
Если кабель имеет экран, металлическую оболочку или экран, их также необходимо добавить в пучок. Важно обеспечить хороший контакт при создании пучка.
Аналогичным образом измерьте сопротивление изоляции групп разъемов. Выключите все оборудование из розеток и отключите питание от распределительного щита. Прикрепите один датчик к клемме заземления, а другой — к одной из фаз. Испытательное напряжение составляет 1000 В (в соответствии с таблицей). Активация, контроль. Если измеренное сопротивление больше 0,5 МОм, то проводка в порядке. Повторите процедуру со вторым проводником.
Если проводка старого типа — имеется только одна фаза и одна нулевая точка — испытание проводится между двумя проводниками. Параметры аналогичны.
Проверить сопротивление изоляции электродвигателя
Для проведения измерений двигатель отключается от источника питания. Необходимо добраться до обмоточных проводов. Асинхронные двигатели, работающие при напряжении до 1000 В, должны быть испытаны напряжением 500 В.
Чтобы проверить изоляцию, подключите один датчик к корпусу двигателя, а второй датчик — к каждому из кабелей по очереди. Вы также можете проверить, соединены ли обмотки друг с другом. Для этой проверки щупы должны быть присоединены к парам обмоток.
Мы рассматриваем прибор для измерения сопротивления изоляции, так называемый «мегомметр». Этот прибор используется для проверки сопротивления обмотки таких устройств, как электродвигатель, при достаточно высоком напряжении. Вы увидите три предела настройки для измерения: 250 вольт, 500 вольт и 1000 вольт. Нам нужны эти высокие напряжения, чтобы иметь возможность обнаруживать определенные типы неисправностей. Я продемонстрирую это на примере двигателя мощностью 5 кВт. Это неисправный двигатель, который был демонтирован во время технического обслуживания, поскольку в одной из обмоток произошло замыкание на землю. Я покажу вам, как проверить это с помощью мегаметра. Сначала я взял зажим заземления Megger и прикрепил его к корпусу двигателя. Затем посмотрите на трехфазные обмотки на выходе распределительной коробки двигателя. У меня есть синий, оранжевый и белый провода, и я измерю сопротивление изоляции между этими фазами и землей с помощью своего измерительного прибора. Будьте осторожны при измерениях, так как во время работы мегомметр выдает высокое напряжение. Я подключаю щуп к оголенному концу фазного провода, щуп следует держать одной рукой только за изолированную часть. Нажмите оранжевую кнопку, чтобы запустить измеритель. При нажатии кнопки стрелка перемещается вправо. Поскольку измерительный прибор находится в оранжевом диапазоне, мы читаем в верхней части шкалы, а стрелка на правой стороне шкалы означает ноль Ом. Это ошибка, мы не должны иметь ноль Ом. Между фазной обмоткой и корпусом должно быть очень высокое сопротивление. Я повторяю измерение на другой фазной обмотке, подключаю к ней контакт и нажимаю кнопку — как видите, она также показывает ноль. И, конечно, последний виток будет иметь то же значение. Я говорю «конечно», потому что не имеет значения, какая обмотка замкнута на корпус. Это измерение может быть выполнено на любом проводе фазной обмотки, поскольку в двигателе они соединены вместе, и повреждение в любом месте обмотки даст одинаковое сопротивление изоляции относительно земли. Чтобы доказать вам, что высокое напряжение важно и что оно имеет отношение к нашим измерениям, я переключу прибор на диапазон низкого напряжения. В зеленом режиме прибор работает как обычный омметр. Как и обычный омметр, он использует очень низкое напряжение для проверки сопротивления. Чтобы показать, как это работает, я подключаю клемму заземления к корпусу двигателя и показываю, что стрелка остается на левой стороне шкалы, потому что на зеленой шкале «вправо» — это бесконечность, а «влево» — ноль. Таким образом, при «коротком замыкании» стрелка находится на левой стороне шкалы, а при «обрыве» стрелка находится на правой стороне шкалы при данном низком напряжении. Учитывая это, я снова подключаю датчик к фазной обмотке и нажимаю кнопку «Тест». Обратите внимание, что стрелка указывает вправо. Это означает «обрыв» и указывает на то, что обмотка в порядке. Чтобы убедиться в этом, я отсоединяю датчик и снова нажимаю на кнопку, стрелка остается вправо, счетчик показывает «открыто». Другими словами, замыкание на землю не обнаруживается в токопроводящем режиме, но может быть обнаружено в высоковольтном режиме. Я снова подключаю датчик — просто чтобы доказать, что он работает, датчик подключен — нажимаю на кнопку, стрелка поворачивается вправо, что означает ноль Ом или низкое сопротивление. В режиме высокого напряжения я оттягиваю контакт, чтобы посмотреть, что произойдет — стрелка перемещается влево, что означает высокое сопротивление. Таким образом, я четко вижу, что у этого двигателя есть неисправность при использовании высокого напряжения, но я не вижу неисправности при использовании низкого напряжения. И это уникальное значение измерителя сопротивления изоляции, называемого мегахолометром. _