Как быстро и просто проверить работу термостата, не снимая с автомобиля. Как проверить термостат не снимая с машины

Машины
Как проверить термостат не снимая с машины - Проверка термостата – симптомы неисправности Устройство и принцип работы термостата Как проверить температуру охлаждающей жидкости Способ №6 Какой шланг трогать

Этот метод диагностики позволяет выявить только одну из описанных выше неисправностей термостата. Если, например, он застрял в закрытом положении или стал поздно открываться, определить эти дефекты при прогреве двигателя не представляется возможным.

7 способов как проверить работоспособность термостата, не снимая с машины

Начинающих автомобилистов часто интересует, можно ли проверить термостат, не снимая его с автомобиля. Конечно, это можно сделать быстро и самостоятельно, но нужно знать некоторые тонкости процедуры.

Этот важный узел в системе охлаждения обычно находится между радиатором и двигателем. Представляет собой небольшое корпусное устройство с двумя патрубками и клапаном, регулирующим температуру антифриза. В основном из латуни, реже — из меди или пластика.

Термостат должен иметь технический воск, который способствует расширению механизма высокой температуры и быстрому охлаждению.

В современных иномарках регулятор температуры охлаждающей жидкости находится в глубине моторного отсека. Чтобы добраться до него, нужно снять некоторые детали. Например, на многих моделях Мерседес, в том числе С-класса, воздуховод фильтра снят или смещен.

Расположение термостата

Расположение термостата

Как проверить работоспособность термостата

Ниже представлены 7 рабочих способов проверки термостата, не снимая его с автомобиля. Вы можете использовать любой из них по отдельности. С другой стороны, для более точной диагностики неисправности эти методы желательно совмещать.

Способ №1

Основан на контроле времени прогрева двигателя до рабочей температуры. Такой контроль наиболее эффективен зимой, когда на улице минусовая температура. Подходит для владельцев, хорошо знакомых с «повадками» своего автомобиля.

Если устройство полностью исправно, его клапан должен открыться через некоторое время (примерно через 20-30 км или раньше при движении на малой скорости), когда ДВС прогреется до 80-90 градусов (зависит именно от модели двигателя).). До этого времени клапан закрыт и вентилятор охлаждения не включается.

Однако, когда термостат остается открытым, двигатель не достигает своей рабочей температуры или для этого требуется много времени. Причина в том, что антифриз постоянно проходит через радиатор, поэтому успевает остыть быстрее, чем двигатель нагревает жидкость в рубашке.

  • увеличить обороты двигателя;
  • определить время нагрева при 80–90 градусах;
  • сравните значение с минутами, в течение которых двигатель прогревался с хорошим регулятором.

Если разницы нет, скорее всего, устройство рабочее. И наоборот, о повреждении термостата (залипании клапана) можно судить, когда двигатель выходит на рабочую температуру раньше или позже обычного.

Принцип работы термостата

Схема работы термостата

Способ №2

Чуть более точный способ проверить, работает ли термостат, — следить за поведением указателя температуры охлаждающей жидкости при работающем двигателе. В этом случае достаточно знать, как он ведет себя при работе блокиратора потока антифриза, не резко и не резко меняет положение.

Также метод проверки на провисание эффективен при движении в гору на первой или второй передаче, когда двигатель находится под более высокой нагрузкой. Здесь указатель шкалы уйдет вниз, так как из-за нагрева антифриза клапан откроется, и в малый контур попадет остывшая жидкость.

А вот стрелка ведет себя совсем иначе, если заклинил термостат:

  • не отваливается при больших нагрузках на мотор;
  • не поднимается до необходимой площади при длительной езде.

Этот способ подходит и для водителей, хорошо знающих свою машину.

Способ №3

В этом случае проверка термостата автомобиля должна определить фактическую температуру охлаждающей жидкости.

Замеры производятся вручную – достаточно прикоснуться к насадкам и принять решение на основе тактильных ощущений. Только будьте очень осторожны и не прикасайтесь к металлическим частям!

В первую очередь чувствуется небольшая площадь контура — входной патрубок термостата. Правда, на некоторых автомобилях его сложно найти. Гораздо проще проверить второй шланг, который идет к радиатору.

  • запустить двигатель; повторяем, что его необходимо охладить;
  • пощупайте шланги руками; если позволяет конструкция автомобиля, то берите одновременно оба патрубка.

Если при работе ДВС патрубок малого контура становится горячим, а второй шланг остается холодным, считается, что термостат работает на 50 %. Он не останавливается в открытом положении, но невозможно сказать, застрял ли он в закрытом положении.

Параллельно проверьте только что купленный узел. Для этого можно обойтись без профессионального инструмента и выносного термометра. Но нужен термометр, рассчитанный на температуру прогрева ДВС.

Что это такое и как работает

Как вы понимаете, термостат является составной частью системы охлаждения двигателя автомобиля.

Короче говоря, задача этого элемента — открывать и закрывать путь для движения жидкости, протекающей по малому или большому кругу.

Работа устройства основана на физическом явлении. То есть о расширении жидкости при нагревании. Термостат имеет достаточно простое устройство, хотя на самом деле это датчик и исполнительное устройство в одном флаконе. Он состоит из цилиндра, заполненного воскообразной жидкостью, порошкообразной медью, алюминием и графитом. В нем также предусмотрен шток, расположенный внутри цилиндров, и пара подпружиненных клапанов. Один клапан на основной (большой), а второй на малый круг циркуляции теплоносителя.

Во время работы этот элемент постоянно находится под воздействием жидкости, которая его омывает. Тепло передается содержимому цилиндра.

При нагреве воск в цилиндре расширяется, шток сжимается вместе с клапаном, образуя маленькую окружность. Таким образом перекрывается малый круг циркуляции и жидкость начинает течь через радиатор двигателя, а не только через радиатор печки.

устройство термостата

Где он располагается

Вариантов того, что будет, если постоянно открывать термостат на большой или малый круг, много. Это приведет к перегреву, из расширительного бачка может вылиться антифриз, изменится нормальное давление в системе охлаждения, и не только.

Нельзя допускать неисправности этого узла. Однако он используется на всех машинах:

  • в Калине;
  • в Приоре;
  • ВАЗ-2114;
  • ВАЗ классика;
  • Ford Focus;
  • ВАЗ-2110;
  • Шевроле Авео;
  • Газель следующая;
  • ВАЗ-2107;
  • Премия Лада;
  • Рено Логан и др

Чтобы проверить исправность этого элемента в автомобиле, а также обнаружить признаки умирающего термостата, нужно хотя бы примерно понимать, где он находится.

Не могу сказать, что это сложно сделать.

Объективно правильно сразу обратиться к инструкции по эксплуатации. В разделе описания системы охлаждения обязательно должно быть указано расположение нужного элемента.

проверка термостата

При этом существует достаточно универсальный метод поиска, актуальный практически для всех отечественных автомобилей и многих иномарок.

Чтобы найти термостат, сделайте следующее:

  • открыть капот;
  • найти самую толстую трубу;
  • это будет шланг радиатора;
  • идет от радиатора к двигателю;
  • второй конец этой ветки подключается к термостату;
  • дойти до второй крайности;
  • определить расположение корпуса термостата;
  • начать удалять его.

Хотя я все же советую сначала ознакомиться с мануалом и только потом приступать к поиску, разборке и ремонту-восстановлению.

Как и любой другой двигатель легкового автомобиля с водяным охлаждением, двигатель вашего автомобиля работает в диапазоне температур примерно от 195 до 220°F (от 91 до 104°C). Чтобы помочь вам работать в этом диапазоне, в двигателе вашего автомобиля используется термостат.

О принципе работы термостата

Деталь представляет собой термочувствительный элемент, который открывает заслонку при нагреве до определенной температуры (от 87 до 93°C). Привод приводится в действие расширением рабочей жидкости, специальной жидкости, реагирующей на изменение температуры окружающей среды (в данном случае антифриза).

Термостат с герметичной заслонкой обычно размещается в собственном корпусе и является отдельной деталью. Но бывают и бескаркасные изделия, устанавливаемые внутрь предусмотренного на моторе канала. Алгоритм работы для всех моделей одинаков:

  1. После пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость течет по малому кругу, через водяную рубашку силового агрегата и малый теплообменник печки. Проход к основному радиатору перекрывается заслонкой, благодаря чему двигатель быстрее прогревается.
  2. При достижении установленного температурного порога заслонка начинает открываться, позволяя части антифриза остыть в основном радиаторе.
  3. Когда двигатель достигает рабочей температуры (более 90°C), канал полностью открывается, и весь антифриз проходит по большому циркуляционному контуру.

Основные признаки неисправности термостата сводятся к двум симптомам: постоянное «кипение» или невозможность прогрева силового агрегата, особенно зимой.

Как проверить термостат автомобиля

Существует два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует пирометра, а второй попроще, но на время капремонта придется снимать элемент двигателя.

Проверка термостата не снимая с двигателя

Как известно, корпус термостата соединяется с верхним патрубком радиатора, который входит в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Следовательно, при исправном термостате после запуска двигателя верхний патрубок радиатора должен некоторое время оставаться холодным (слегка теплым), прежде чем по нему начнет течь антифриз.

Чтобы проверить термостат, не снимая его с двигателя, приобретите пирометр (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку нужно проводить без прибора, измеряя температуру руками, но это достаточно опасно, учитывая большое количество движущихся частей при работающем двигателе.

Направьте пирометр на верхний патрубок радиатора и запустите двигатель (холодный пуск). На два-три меньше смотрите на производительность устройства. Затем сделайте вывод об исправности терморегулятора по следующим правилам:

  • Шланг две-три минуты был холодным (или его температура немного повышалась), а затем быстро нагревался. Это свидетельствует о том, что термостат исправен и изменил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой круг после того, как двигатель достаточно прогрелся;
  • Шланг вначале нагревался медленно. В этом случае можно сказать, что термостат застрял в открытом положении, а антифриз не циркулирует по малому кругу;
  • Шланг не стал быстро нагреваться через две-три минуты. То есть термостат неисправен и не меняет циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.

Важно: Во время проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинит и не изменит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей.

Проверка термостата в кастрюле

Распространенный и известный способ самостоятельно проверить термостат — с помощью кастрюли. Как вы можете догадаться, перед диагностикой вам нужно будет снять термостат с двигателя автомобиля и привезти его домой. После этого сделайте следующее:

  1. Возьмите горшок и наполните его водой;
  2. Осмотрите корпус термостата и прочтите содержащуюся в нем техническую информацию, в которой указано, при какой температуре он должен меняться;

Если клапан открывается при нагреве воды, проверьте его поведение при остывании жидкости, проверив, при какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод об исправности терморегулятора.

Однако, когда термостат остается открытым, двигатель не достигает своей рабочей температуры или для этого требуется много времени. Причина в том, что антифриз постоянно проходит через радиатор, поэтому успевает остыть быстрее, чем двигатель нагревает жидкость в рубашке.

Короткая схема действий

Простой способ проверить термостат, не снимая его с автомобиля, — проверить температуру того патрубка радиатора, вход или выход которого блокирует механизм. Верхний это шланг или нижний, станет ясно после изучения устройства системы охлаждения конкретного автомобиля. По мере прогрева двигатель должен быть холодным, а когда двигатель достигает рабочей температуры, он должен резко прогреваться. Если трубка сразу нагревается или холодная даже на горячей электростанции, неисправен термостат.

При покупке нового термовыключателя дуйте в разъем непосредственно у дилера. Полная проверка на пригодность проводится для установки в лоток. Кусок погружают в холодную воду, жидкость нагревают и устанавливают факт раскрытия большого круга и замыкания малого круга при определенной температуре.

Сталкивались ли вы с подобными проблемами? Насколько легко или сложно было починить их самостоятельно? Поделитесь своими историями и мнениями.

Способы проверки работоспособности термостата

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что работоспособность термостата является очень важным фактором, влияющим на температурный режим и срок службы двигателя. Особенно опасны поломки, когда термостат открывается с опозданием или вообще не открывается. Такой дефект грозит не только сокращением ресурса двигателя, но и его мгновенным выходом из строя. Когда термостат открывается преждевременно или навсегда зависает в открытом положении, это не критическая неисправность. Но из-за этого двигатель будет дольше прогреваться, а зимой его вообще не получится прогреть до нормальной температуры. Следовательно, вам также не придется ждать тепла печки.

Именно поэтому важно следить за состоянием термостата, своевременно выявлять его неисправности и устранять их. К сожалению, эта деталь неремонтопригодна, поэтому такие неисправности устраняются только заменой.

Теперь о том, как проверить работу термостата. Есть несколько способов сделать это, и ниже описаны пять самых простых и доступных. При этом четыре из них позволяют проверить термостат, не снимая его, то есть без слива охлаждающей жидкости и разборки системы охлаждения.

Способ №1. Время прогрева двигателя до рабочей температуры

Этот способ подходит только тем автовладельцам, которые более-менее «знают» свою машину и ее «повадки». Если двигатель вчера вышел на рабочую температуру на порядок быстрее, чем сейчас, то, скорее всего, виноват термостат.

Особенно этот способ четко работает зимой, когда на улице отрицательная температура. В таких условиях, если термостат заклинит в открытом положении, никогда не удастся прогреть двигатель до рабочей температуры. Охлаждающая жидкость будет постоянно проходить через радиатор и успеет остыть быстрее, чем двигатель нагреет ее в рубашке.

Если термостат работает, то стрелка температуры охлаждающей жидкости начинает быстро расти уже в первые минуты прогрева двигателя, даже в холодную погоду.

Этот метод диагностики позволяет выявить только одну из описанных выше неисправностей термостата. Если, например, он застрял в закрытом положении или стал поздно открываться, определить эти дефекты при прогреве двигателя не представляется возможным.

Способ №2. Поведение указателя температуры ОЖ во время работы двигателя

Чтобы выявить дефекты термостата таким способом, достаточно знать, как ведет себя температура охлаждающей жидкости при его работе. Способ заключается в отслеживании изменения температурных режимов двигателя в процессе движения (или стоянки при работающем двигателе).

При работающем термостате, глядя на стрелку на приборной панели (или цифровой индикатор температуры), можно увидеть следующую картину. После прогрева двигателя стрелка достигнет определенного максимального значения, и без особых нагрузок не будет резко менять положение.

Если вы дадите двигателю повышенную нагрузку — подъедете в затяжной холм или по неровной дороге на первой/второй передаче, то заметите момент, когда стрелка (или показания цифрового термометра) резко меняет свое положение вниз. Это говорит о том, что термостат из-за резкого повышения температуры охлаждающей жидкости полностью открылся, и жидкость, остывшая в радиаторе, «вылилась» в малый контур.

Если термостат неисправен, таких резких перепадов температуры никогда не будет наблюдаться. Если термостат застрял в открытом положении (или открывается слишком рано), стрелка будет двигаться плавно в нижней части шкалы, как правило, не нормально, а на полпути. При резких нагрузках температура будет стабильно повышаться, резких перепадов вы не заметите. Плавное снижение будет наблюдаться только при включении вентилятора радиатора или снижении нагрузки на двигатель.

Объективно правильно сразу обратиться к инструкции по эксплуатации. В разделе описания системы охлаждения обязательно должно быть указано расположение нужного элемента.

Как понять что термостат не работает

Теперь, когда у вас есть представление о том, как работает термостат, вы можете использовать эти знания для исследования проблемы.

  • Сначала откройте капот и убедитесь, что двигатель и радиатор остыли.
  • Затем найдите термостат. Если вы проследите за верхним шлангом радиатора по направлению к двигателю, то увидите, что конец этого шланга соединяется с корпусом этого клапана. Он находится внутри этого тела. Однако на некоторых моделях автомобилей его корпус соединяется с нижним патрубком радиатора.
  • Если вам нужна помощь в поиске этого устройства, обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля. Вы можете купить его в местном магазине автозапчастей или в Интернете. Вы также можете заказать его онлайн через Интернет.
  • Как только вы нашли термостат, выполните один из двух простых тестов: Если у вас есть доступ к крышке радиатора вашего автомобиля, используйте следующую процедуру поиска и устранения неисправностей: Проверьте поток охлаждающей жидкости. Если крышка радиатора недоступна или крышка не видна, перейдите к следующей процедуре устранения неполадок: Проверка температуры охлаждающей жидкости.

как проверить работает термостат или нет

Несколько советов перед началом:

Даже если крышка радиатора доступна, вы можете выполнить оба теста, так как ни один из них не требует снятия термостата с автомобиля, а оба занимают всего несколько минут.

При перегреве двигателя рекомендуется иметь за рулем помощника для остановки двигателя, если температура во время испытания достигает опасного уровня.

Если какой-либо из ваших тестов указывает на неисправность термостата, выполните третью процедуру ниже, Как проверить автомобильный термостат, чтобы проверить его вне автомобиля, чтобы убедиться, что его необходимо заменить.

Если вы выполняете один из этих тестов, потому что ваш двигатель перегревается, рекомендуется иметь помощника за рулем, чтобы выключить двигатель, если температура во время теста достигнет небезопасного уровня.

Как проверить исправность термостата и поток охлаждающей жидкости

  1. Подождите, пока радиатор и двигатель не остынут.
  2. Включите стояночный тормоз и заблокируйте колеса.
  3. Снимите крышку радиатора, запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
  4. Убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жидкости. Проверить это можно, заглянув в заливную горловину радиатора. Охлаждающая жидкость не должна течь, потому что охлаждающая жидкость не достигла температуры, достаточной для открытия.
  5. Если охлаждающая жидкость не течет, перейдите к шагу 7.
  6. Если вы видите, что охлаждающая жидкость течет, это означает, что термостат заклинило. И это объясняет, почему ваш термометр постоянно показывает температуру ниже нормы. Вам нужен запасной автомобильный термостат.
  7. Подождите 10-20 минут, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры. Примерно в это же время через заливную горловину радиатора начнет поступать охлаждающая жидкость. В этот момент охлаждающая жидкость начинает течь, потому что она достигла достаточно высокой температуры, чтобы она открылась .
  8. Если вы не видите потока охлаждающей жидкости, а указатель температуры на приборной панели постоянно поднимается, термостат застрял в закрытом положении. Остановите двигатель и обратитесь к разделу после следующей процедуры «Проверка автомобильного термостата.
  9. Однако, если охлаждающая жидкость начинает вытекать, но двигатель по-прежнему перегревается, у вас есть другая проблема, связанная с системой охлаждения. Прочтите раздел поиска и устранения неисправностей в руководстве по ремонту вашего автомобиля, чтобы узнать о других причинах перегрева двигателя.

как определить работает ли термостат

В любом случае, ваш двигатель будет поврежден. Единственная разница заключается в количестве времени, которое это занимает. Однако неисправный термостат — не единственная причина ненормальной рабочей температуры двигателя.

Симптомы и причины неисправности

Различают 3 вида поломки термочувствительного элемента:

  • проход тосола к основному радиатору не открывается при нагреве;
  • заслонка застряла в полузакрытом положении;
  • то же самое, полностью открытое.

Примечание. Эти проблемы возникают по двум причинам: естественный износ или низкое качество хладагента, который выделяет налет на внутренних стенках труб и деталей системы. Аналогичный эффект получается при наливании дистиллированной и простой воды.

В первом случае нагретый антифриз не может попасть в основной радиатор и охлаждается только в отопителях салона. В результате двигатель начинает перегреваться, а жидкость в расширительном бачке закипает. Неисправность сопровождается выходом пара из пробкового клапана, тихим шипением и критическими показаниями термометра на панели приборов.

Кипящий хладагент

Сложнее всего определить неисправность термостата, когда заслонка частично открыта и застряла в этом положении. Холодный двигатель прогревается медленно, а в рабочем режиме часто включается электровентилятор, принудительно охлаждающий радиатор. Проблема четко проявляется в летнюю жару, когда половина антифриза циркулирует по малому контуру. Электровентилятор практически не отключается, хотя перегрева не наблюдается.

Важно! Идентичные признаки при повышении температуры могут быть обусловлены и другой причиной – образованием воздушной пробки в системе охлаждения автомобиля. Поэтому перед заменой термостат необходимо тщательно проверить.

В третьем случае двигатель прогревается до рабочей температуры только летом, так как антифриз постоянно движется по большому кругу, а радиатор его эффективно охлаждает. Зимой ездить невозможно — печка совсем не греет.

Способы проверки элемента

Вы можете самостоятельно проверить работу термостата прямо на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика дает достоверный результат. Начинать проверку следует при полностью остывшем двигателе: завести его и периодически ощупывать низ радиатора и патрубок, идущий снизу к двигателю.

Исправность термостата определяется следующими характеристиками:

  • на начальном этапе отопления радиатор и подходящие к нему трубы полностью холодные;
  • при температуре антифриза 40-60°С верхний подводящий шланг начинает нагреваться, нижний остается холодным;
  • при прогреве антифриза до 90–95 °С нагревается вся площадь теплообменника и нижняя трубка, что свидетельствует об открытии заслонки и движении жидкости по большому контуру.

Диагностику рекомендуется проводить до срабатывания датчика и автоматического включения вентилятора.

Отклонения от нормы трактуются следующим образом:

  1. Если впускной и выпускной патрубок сразу нагреваются вместе с радиатором, термостат заклинил в открытом положении. Тосол изначально идет по большому кругу, отсюда и нагрев.
  2. При достижении температуры 90 °С днище теплообменника и отводной шланг остаются холодными: заслонка термопары хорошо закрыта, деталь пришла в негодность.
  3. Когда верхняя часть радиатора горячая, а нижняя немного теплая, термостат наполовину закрыт.

В отличие от первых двух пунктов, последний вывод требует обязательного подтверждения. Поставить четкий диагноз, когда хладагент разделен на два потока, движущихся по разным контурам, достаточно сложно. Косвенными признаками являются неравномерный нагрев ребер теплообменника, включение вентилятора, скачки температуры. Точно так же появляются симптомы воздушной пробки в системе охлаждения.

Для того чтобы наглядно проверить работоспособность термостата, его нужно будет разобрать с автомобиля. Разборка и диагностика выполняются в следующем порядке:

  1. Дайте двигателю остыть и слейте антифриз сначала из блока цилиндров, а затем из радиатора. Опорожнять систему удобнее в широкую емкость с низкими бортиками.
  2. Ослабьте хомуты, которые крепят трубки к термостату. Деактивируйте их и извлеките элемент.
  3. Осмотрите деталь на предмет приоткрытой заслонки. При обнаружении неисправности дальнейшая проверка бессмысленна – необходимо приобрести и установить новую запчасть.
  4. Нагрейте кастрюлю с водой на плите. Когда его температура приблизится к кипению, опустите термостат на кастрюле и следите за регулятором. Он должен открываться без промедления.
  5. Удалите предмет из горшка. При остывании термопара должна сразу же замкнуть путь.

Проверка термостата в кастрюле с кипящей водой

Напоминание. После слива системы охлаждения немедленно отсоедините трубку обогрева от дроссельной заслонки. Когда вы начнете заливать антифриз, из снятого вами шланга пойдет воздух.

Если при осмотре выяснилось, что амортизатор не работает или заклинил, деталь подлежит замене, так как ремонту она не подлежит. Учитывая большое количество подделок на рынке автозапчастей, новый термостат можно заранее протестировать в магазине. Закройте выпускное отверстие пальцем и попробуйте продуть воздух через входное отверстие. Герметичная заслонка не позволит этого сделать.

Оцените статью