Как проверить датчик вентилятора. Как проверить работает ли вентилятор охлаждения

Как проверить
Как проверить работает ли вентилятор охлаждения - Проверка питания Порядок действий при проверке Проверка проводки Работа Как работает вентилятор

В электрическом вентиляторе охлаждения используется электродвигатель постоянного тока с термовыключателем, модулем или компьютерным управлением для его включения или выключения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости или условий работы переменного тока.

Кулер не работает, или как проверить кулер компьютера?

В статье я приведу несколько быстрых и не очень простых способов проверить работоспособность вентиляторов вашего компьютера. Если кулер не работает, то по какой причине? Можно ли восстановить в случае чего? Охлаждающий вентилятор, также известный как кулер, является самым простым и надежным механизмом внутри компьютера. Я не знаю, что заставило его остановиться, но причин для этого очень мало.

Если вентилятор не крутится, это не значит, что кулер не работает. Точнее, что он в нерабочем состоянии. Качественные изделия способны выполнять свою функцию даже после долгих месяцев простоя забитые пылью, но мощно (под нагрузкой) и не перегорая. Но и старый, как говорится…

Давайте его проверять

В статье я буду использовать подручные средства, применение которых может себе позволить самый явный гуманитарий. Если в доме есть измерительные приборы, например мультиметр, ничего нового в приведенном ниже тексте вы не найдете.

Что ж, чудес не бывает. Здесь либо:

  • механизм застрял, что-то физически мешает лопастям
  • он не должен вращаться, так как нет управляющего сигнала на вращение (система считает, что температурный порог не достигнут)
  • нет электрического сигнала для самого вентилятора

— когда при полностью исправных элементах в цепи вентилятора он не работает при повышении температуры выше нормы, рекомендуется проверить вентиль на крышке расширительного бачка.

Как работает датчик вентилятора

Сам переключатель вентилятора является температурным реле. Его конструкция основана на биметаллической пластине, соединенной с подвижным стержнем. При нагреве чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается и прикрепленный к ней стержень замыкает электрическую цепь вентилятора охлаждения.

На датчик розжига вентилятора от предохранителя постоянно подается стандартное автомобильное напряжение 12 вольт («плюс» постоянное). А «минус» подается, когда шток замыкает электрическую цепь.

Чувствительный элемент соприкасается с антифризом, как правило, непосредственно в радиаторе (в его нижней части, сбоку, зависит от модели автомобиля), но есть модели двигателей, где датчик вентилятора размещен в цилиндре блок, как на популярном автомобиле ВАЗ-2110 (на инжекторных двигателях). А иногда в конструкции некоторых двигателей предусмотрено два датчика включения вентилятора, в частности, во впускном и выпускном патрубках радиатора. Это позволяет принудительно включать и выключать вентилятор при снижении температуры охлаждающей жидкости.

Также стоит знать, что существует два типа датчиков температуры вентилятора: двухконтактный и трехконтактный. Два контакта предназначены для работы вентилятора с одной скоростью, а три контакта предназначены для двух скоростей вентилятора. Первая скорость включается при более низкой температуре (например, при +92°С…+95С), а вторая – при более высокой температуре (например, при +102°С…105С°).

Температура переключения первой и второй передач обычно указывается непосредственно на корпусе датчика (в шестиграннике для ключа).

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — достаточно простое устройство, поэтому причин для выхода из строя у него мало. Это может не сработать в таких случаях:

Разъемы на трехконтактной микросхеме DVV

  • Контактная адгезия. В этом случае вентилятор будет работать постоянно, вне зависимости от температуры антифриза.
  • Контактное окисление. В этом случае вентилятор вообще не включится.
  • Поломка реле (шток).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Нет силового предохранителя.

Обратите внимание, что датчик включения вентилятора неразборный и неремонтопригодный, поэтому при обнаружении неисправности его заменяют. В современном автомобиле лампочка Check Engine укажет на проблему, так как в память ЭБУ будут записаны одна или несколько из следующих ошибок: p0526, p0527, p0528, p0529. Эти коды ошибок сообщают об обрыве цепи, как сигнала, так и питания, но это произошло из-за отказа датчика или проблем с проводкой или подключением; узнать можно только после проверки.

Попробуйте подключить провода вентилятора к выключателю температуры охлаждающей жидкости или реле вентилятора охлаждения на современных автомобилях. Внимательно осмотрите кабели на наличие порезов или повреждений.

Как работает

Если в вашей системе охлаждения используется электрический вентилятор, скорее всего, он имеет поперечный (боковой) двигатель. Однако некоторые продольные (спереди назад) двигатели также используют электричество, но обычно имеют охлаждающий вентилятор, приводимый в движение двигателем.

В электрическом вентиляторе охлаждения используется электродвигатель постоянного тока с термовыключателем, модулем или компьютерным управлением для его включения или выключения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости или условий работы переменного тока.

В старых схемах термостатический выключатель с одной стороны подключен к аккумулятору, а с другой — к двигателю вентилятора. Однако на большинстве моделей 90-х годов и позже управление было передано компьютеру автомобиля или специальному модулю. Например, когда температура охлаждающей жидкости изменяется, термовыключатель сообщает об этом изменении компьютеру через сигнал напряжения, который компьютер или модуль использует для включения охлаждения через реле вентилятора.

как проверить вентилятор охлаждения радиатора

Электрический охлаждающий вентилятор не только помогает экономить энергию, работая только тогда, когда системе необходимо отводить избыточное тепло от двигателя, но и помогает защитить другие чувствительные схемы и электронные компоненты от тепловых повреждений. В зимние месяцы ваш радиатор экономит еще больше энергии, когда в дороге через радиатор проходит достаточно холодного воздуха.

Даже если ваша холодильная установка не имеет сложной схемы, вам все равно нужно знать, где искать, когда она работает не так, как ожидалось. Ниже приведены некоторые ключевые моменты, которые необходимо проверить при диагностике проблем с электрическим вентилятором системы охлаждения.

Некоторые способы устранения неполадок

При какой температуре включается вентилятор радиатора

  1. Если вы считаете, что вентилятор охлаждения не работает, а указатель температуры показывает перегрев, откройте капот, запустите двигатель и дайте ему поработать 15-20 минут на холостом ходу. Если он загорается, возможно, у вас неисправен датчик температуры. 2. Переключатель температуры охлаждающего вентилятора (или датчик на некоторых автомобилях) также может залипнуть, что может привести к тому, что он останется включенным все время каждый раз, когда вы поворачиваете ключ зажигания или запускаете двигатель. Устранение неполадок переключателя. 3. Вентилятор радиатора не включается из-за того, что в некоторых современных автомобилях датчик температуры окружающего воздуха.

Предупреждение

Когда двигатель горячий, вентилятор может включиться, даже если двигатель не работает. При работе с горячим или работающим двигателем держите руки и инструменты подальше от лопастей и движущихся частей.

Поэтому при поломке современного вентилятора следует знать, что зачастую они электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространенные случаи, когда вентилятор охлаждения:

Причины неисправности на ВАЗ-2114

    Отказ мотора вентилятора. Проблема устраняется заменой на исправный;

Заменить двигатель вентилятора

Заменить реле вентилятора

Проверить на обрыв цепи

Поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

Видео о замене датчика включения вентилятора

Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения

Самый простой способ проверить работу вентилятора — кинуть в него два прямых провода — минус и плюс.

Больше берется с аккумулятора, меньше с кузова автомобиля. Если не работает при замыкании цепи, то проблема как раз в этом. Запустив отвалы, ищем проблему в другом месте.

Схема вентилятора охлаждения

В основном при обнаружении неработающего вентилятора выделяют несколько причин:

  • Сгорел электродвигатель, обрыв обмотки;
  • Износ угольных щеток;
  • Заклинил или сломался подшипник.

Если в последних двух случаях проблема решается, так сказать, малой кровью, то первый – замена электродвигателя.

Важно! При электромонтаже основное питание электродвигателя должно быть отключено.

За его работу, в свою очередь, отвечает датчик зажигания, расположенный в одном из бачков радиатора. Устанавливается в разрыв силовых кабелей двигателя вентилятора.

Смена предохранительного клапана

Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к отключению вентилятора. Если вышеперечисленные проверки ранее проводились и все элементы в порядке, то нужно проверить предохранительный клапан расширительного бачка.

Основной функцией клапана является поддержание рабочего давления выше атмосферного. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры 100 градусов. Если клапан перестанет работать, давление станет равным атмосферному давлению и жидкость начнет кипеть при достижении определенной температуры.

Сенсор будет работать только при 105-107 градусах. Жидкость начнет кипеть, и вентилятор не будет работать. В кустарных условиях проверить работу этого элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.

Если требуется замена датчика, важно приобрести ту же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет работать слишком рано или слишком рано. Замену можно произвести самостоятельно, воспользовавшись следующим порядком:

отсоедините клемму аккумулятора;

освободить жидкостный радиатор;

отсоедините два провода, которые подключены к датчику. Используйте гаечный ключ на 30 мм;

нанесите на новый датчик герметик и установите его в соответствующее место;

нет необходимости перетягивать датчик;

залейте охлаждающую жидкость, запустите двигатель и дождитесь повышения температуры.

Если все действия выполнены правильно, процедура не займет много времени. В среднем замена нового датчика занимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может стоить дорого.

Несколько полезных советов

Ряд действенных советов поможет снизить риск выхода из строя вентилятора, а если это произойдет, минимизировать потери:

периодически необходимо контролировать работу отдельных элементов системы охлаждения. Обязательно проверьте температуру охлаждающей жидкости. Индикатор отображается на панели приборов. Вы можете услышать характерный звук;

следить за уровнем охлаждающей жидкости, своевременно ее заменять;

не реже одного раза в год требуется промывать пробку на расширительном бачке. Достаточно использовать обычную воду. Простая процедура поможет продлить срок службы предохранительного клапана;

при обнаружении хотя бы небольшой неисправности в системе охлаждения следует как можно быстрее прекратить эксплуатацию автомобиля и приступить к исправлению ситуации в зависимости от места неисправности.

Часто возникает ситуация, когда вентилятор перестает работать именно из-за выхода из строя какого-то механизма. Например: реле, привод или датчик. Затем нужно отключить форсунку или подключить электропривод к бортовой сети. Это поможет вам добраться до ближайшего сервиса, не перегревая двигатель.

Если проверка показывает, что системный вентилятор поврежден, то лучше отнести свой ПК в сервисный центр и починить его, прежде чем он вызовет перегрев оборудования и повреждение внутренних компонентов компьютера.

Что в итоге

Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится понятно, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя позволяют поддерживать требуемый температурный режим ДВС.

Также рекомендуем прочитать статью о том, почему вентилятор охлаждения работает на холодном двигателе. В этой статье вы узнаете причины, по которым включается вентилятор охлаждения двигателя при холодном двигателе, а также методы самопроверки и устранения неполадок.

Также важно понимать, что правильное функционирование системы охлаждения зависит от слаженной работы всех компонентов. Например, вентилятор обычно включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для охлаждения двигателя, а затем должен отключиться.

Если вентилятор выходит из строя или работает неправильно, при перегреве двигателя неизбежен капитальный или дорогостоящий ремонт. При этом причин сбоев и нарушений при включении вентилятора множество, так как в процессе эксплуатации часто выходят из строя электронные и механические части устройства.

Однако на практике часто удается самостоятельно продиагностировать проблемное устройство, выявить причину поломки и, по возможности, устранить проблему. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать профилактическими проверками, а также регулярной чисткой клемм и контактов вентилятора охлаждения.

Прокачка и вентиляция системы охлаждения двигателя

Воздух в системе охлаждения двигателя: признаки вентиляции, причины образования воздушной пробки. Как прокачать систему охлаждения двигателя.

Вентилятор охлаждения включается зимой на холодном двигателе

Вентилятор охлаждения двигателя включается при холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и устранение неисправности.

Вентилятор радиатора

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные поломки, устранение неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

Неисправность устройства и системы охлаждения

Распространенные неисправности системы охлаждения двигателя: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как определить причины самостоятельно.

Двигатель закипает радиатор от холода причины

Почему двигатель перегревается или закипает, а радиатор охлаждения холодный. Признаки перегрева двигателя, как предотвратить серьезные последствия.

Автомобильный радиатор

Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

В электрическом вентиляторе охлаждения используется электродвигатель постоянного тока с термовыключателем, модулем или компьютерным управлением для его включения или выключения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости или условий работы переменного тока.

Проверка

— предохранитель перегорает из-за какой-либо неисправности защищаемой им цепи, и перед его заменой необходимо выяснить причину его неисправности;

— при выходе из строя датчика зажигания силовые кабели соединены друг с другом и если вентилятор заработал, то датчик неисправен и подлежит замене. Доехать до заправки или гаража можно оставив провода подключенными, при этом вентилятор будет работать постоянно, но мотор будет защищен от перегрева;

На двигателях с инжектором отключается датчик, при снятии с него разъема двигатель запускается и если вентилятор работает (ЭБУ «понимает» что в системе неисправность и включает вентилятор в аварийном режиме) , то датчик неисправен и требует замены.

— силовая цепь проверяется тестером на целостность и отсутствие короткого замыкания;

— при выходе из строя мотора вентилятора для проверки отключается силовая микросхема и подается питание от аккумулятора по двум кабелям. Если вентилятор не запускается, значит, он неисправен (износ щеток, коллектора или проблемы с обмотками якоря и статора) и нуждается в замене;

— при подозрении на ненадежный контакт в разъеме вентилятора микросхема удаляется, контакты очищаются от пыли и грязи и возможного окисления;

— неисправное реле может быть временно заменено соседним, если его параметры совпадают;

Реле вентилятора ВАЗ 2114

Реле вентилятора ВАЗ 2114

— когда при полностью исправных элементах в цепи вентилятора он не работает при повышении температуры выше нормы, рекомендуется проверить вентиль на крышке расширительного бачка.

Клапан поддерживает давление в системе выше атмосферного, не давая воде, содержащейся в рабочей жидкости, закипеть при достижении 100 градусов. Если клапан неисправен, то давление выравнивается с атмосферным, и жидкость уже кипит при 100 градусах.

Сам датчик срабатывает при температуре 105-107 градусов Цельсия. Получается, что жидкость уже кипит, а вентилятор еще не работает. Необходимо заменить клапанную крышку.

Несколько советов

• Периодически контролировать температуру охлаждающей жидкости и проверять работу вентилятора при входе в опасную зону по приборному указателю;

• Проверить уровень жидкости в бачке и при необходимости долить;

• Следите за системой на предмет возможных утечек жидкости;

• При превышении рабочей температуры остановить, найти и устранить причину;

• Возьмите за привычку герметизировать крышку расширительного бачка каждый сезон, чтобы поддерживать чистоту предохранительного клапана;

• В двигателях, где вентилятор работает принудительно, периодически проверяйте натяжение приводного ремня.

Оцените статью