Хочу сразу заметить, что с целью определения неисправностей в составе водяного насоса потребуется снимать узел и разбирать его. Только этот метод дает реальную возможность увидеть образовавшиеся следы коррозии, признаки кавитации и загрязнения.
Как проверить качает ли помпа
Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.
Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах на форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.
Скачать/Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.
Автор: Alex 05 октября 2016 Категория: Обслуживание и ремонт
Двигатели современных авто обладают большой мощностью, выделяя при работе огромное количество тепла. Чтобы система охлаждения работала эффективно, нужен исправно работающий водяной насос. Насос должен хорошо прокачивать жидкость в охлаждающей системе.
Механизм водяного насоса (помпы) очень прост, и поэтому есть несколько способов, по которым без труда можно проверить помпу, не снимая с двигателя. Многое конечно зависит от качества деталей механизма и применяемых охлаждающих жидкостей. Однако все отклонения от нормального режима работы ‒ это неисправности водяного насоса. Выявить эти дефекты можно по некоторым признакам в его работе.
Самый простой способ проверить работоспособность насоса на работающем двигателе — это почувствовать пульсации охлаждающей жидкости на шланге, идущем от радиатора. Соблюдайте при этом осторожность, чтобы не задеть руками лопасти воздушного вентилятора.
Снимите крышку ремня ГРМ и осмотрите контрольно-вентиляционное отверстие помпы. Если есть следы протечки охлаждающей жидкости или коричневые отложения, то надо заменить сальник. Если при работающем двигателе слышны завывающе-свистящие звуки, то причина кроется в поломке подшипников.
Повышенный шум при его работе также может возникать при разрушении подшипника, расположенного у шкива. Такой дефект связан с быстрым износом внутреннего кольца подшипника, что приводит к увеличению радиального и осевого биения вала насоса. Первый признак разрушения подшипника ‒ это заклинивание всего насоса. Причина такого дефекта ‒ чрезмерно сильное натяжение приводного ремня ГРМ, в результате чего увеличивается радиальная нагрузка на подшипник. Также увеличивается износ приводного ремня.
Ослабив натяжение ремня, снимите его со шкива, далее следует определить люфт вала. Если осевой и радиальный люфт ощущается рукой, а пределы его составляют от двух десятых миллиметра и выше, то надо менять подшипник. Разрушение подшипника и заклинивание крыльчатки, может возникнуть из-за несоосности заводской расточки посадочных мест под подшипники.
Основной причиной возникновения протечек корпуса насоса и соединений, является вибрация двигателя. Однако заливка холодного антифриза или тосола, при работающем и горячем двигателе, также может привести к растрескиванию уплотнительных прокладок. Внутренний износ уплотнительных сальников вызывает просачивание охлаждающей жидкости в полость к подшипникам, вымывая их смазку. Что приводит к коррозии и быстрому их разрушению.
Если на месте стоянки автомобиля появляются пятна антифриза или тосола, это тоже говорит о скорой поломке насоса. Устранив течь и долив жидкость в систему охлаждения, можно больше не беспокоиться. Если протечка слабая, а внимания на нее так и не обращать, то со временем уровень тосола или антифриза уменьшится до такого уровня, что оголятся лопасти крыльчатки. При работе насоса это приведет к возникновению кавитации (образованию газовых пузырьков), которые разрушат внутреннюю поверхность насоса.
Конструкция насоса
Корпус помпы выполнен из стали или алюминия, а внутри него установлен вал со шкивом, на котором расположена крыльчатка. Также внутри насоса можно увидеть каналы для подачи и отвода охлаждающей жидкости. Вращение рабочего колеса обеспечивает оптимальную циркуляцию жидкости в системе.
А вы уже читали нашу статью о том, чем отличаются антифризы разных цветов и можно ли их смешивать? Информация достаточно интересная – https://avtopub.com/antifrizyi-raznyih-tsvetov/
Во многих автомобилях установлены насосы, крыльчатка и корпус которых выполнены из сплавов различных металлов, но встречаются и крыльчатки из пластика. Найти насос можно в передней части двигателя.
Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.
Признаки неисправности помпы
Признаков, по которым можно понять, что помпа находится «при последнем издыхании» или окончательно сломалась, достаточно немного.
Всего их шесть:
- Характерный шум. До того как окончательно заклинить, помпа начинает издавать явственно слышимый шум. Звук четко воспринимается как посторонний, отличается подвывающим или пересыпающимся характером. Возникает он из-за значительного износа подшипника. Износ способствует тому, что крыльчатка может начать задевать корпус. В этом случае звук становится громче с сильным очень частым стуком.
- Биения на шкиве помпы. В результате износа подшипника появляется люфт, который постепенно увеличивается. Для определения достаточно попробовать покачать вал помпы пальцами. При наличии люфта это легко ощущается. Появление люфта означает что нужно немедленно менять подшипник. В противном случае через сальник помпы начнет подтекать охлаждающая жидкость.
- Подтекает охлаждающая жидкость. Тосол или антифриз начинает быстро уходить из расширительного бачка, постоянно требуя подлива. Уходить он может через сальник, крыльчатку, корпус помпы. Подтеки появляются на самой помпе или на элементах двигателя, расположенных под ней. В тяжелых случаях лужица жидкости может образоваться под машиной после стоянки.
- Запах антифриза в салоне и подкапотном пространстве. Антифриз и тосол имеют резко выраженный запах. При подтекании жидкости из системы охлаждения он непременно появится в подкапотном пространстве, а часто и в салоне.
- Нарушение соосности крепления. Нарушение соосности происходит по отношению к шестерням привода газораспределительного механизма и натяжным роликам. Чтобы симптом был виден яснее поставьте линейку или другой ровный предмет к роликам и помпе так, чтобы они были в одной плоскости. Если положение помпы и роликов отличаются – это будет хорошо заметно. Также в такой ситуации часто начинает подъедать ремень, что выражается в его износе, появлении лохматости.
- Двигатель греется. О перегреве мотора сигнализирует контрольная лампа на приборной панели. Если игнорировать перегрев, то может произойти закипание антифриза и из радиатора повалит пар. При первых же признаках этого явления нужно остановить движение, иначе это приведет к критической поломке вплоть до заклинивания коленвала.
При любых признаках неисправности или износа помпы требуется выполнить тщательную проверку ее состояния.
Также нужно осмотреть нет ли других неисправностей в системе охлаждения двигателя. В частности, проверьте нет ли протечек в других местах.
С неисправной помпой лучше не ездить. Выйти из строя она может в любой момент, причем точно сказать, сколько еще протянет узел не сможет даже хороший специалист.
Это может быть и 1000 км или 300, а то и не больше 20. Поэтому лучше не играть в русскую рулетку, а сразу заняться диагностикой и ремонтом.
В среднем замена помпы предусматривается через 60 тыс. км пробега машины.
Это число может быть больше или меньше в зависимости от конкретной марки автомобиля, а также качества производства узлов.
Обычно помпу меняют одновременно с установкой нового ремня ГРМ. Заодно полезно залить новую жидкость в систему охлаждения.
Пробег, после которого рекомендуется произвести замену узла, обязательно указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Причины неисправности помпы
Есть несколько причин выхода из строя водяного насоса. Это:
- Износ подшипника. Причина естественная. Помпа – узел высоконагруженный, поэтому подшипник трудится очень интенсивно, постепенно изнашиваясь. Но в некоторых случаях происходит ускоренный износ, причем нередко по вине водителя или неопытных ремонтников. Например, в случае слишком плотно натянутого ремня ГРМ. В этом случае на подшипник оказывается значительное боковое усилие. Еще одна причина – пробой прокладки и попадание антифриза в подшипник. Жидкость вымывает смазку, трение увеличивается и деталь очень быстро выходит из строя, порой буквально рассыпаясь.
- Разгерметизация уплотнений. Их у водяного насоса два: сальник и манжета из резины. Чаще всего происходит пробой сальника. Одна из причин – естественный износ резины. А вот вторая – неразумная экономия владельцев машин, заливающих дешевый тосол или антифриз, неизвестно кем сделанный непонятно из чего. В такой жидкости может не быть присадок, содержаться агрессивные вещества, отсутствовать вода. Контрафактный антифриз порой буквально «съедает» резину и прокладки начинают течь, где только возможно. Жидкость попадает в обойму подшипника, вымывая смазку, а порой приводя к коррозии. В результате вал помпы заклинивает намертво или же подшипник просто рассыпается.
- Неправильная установка. Может случаться из-за заводского брака, когда отверстия под крепления не совсем совпадают. Причиной может быть неравномерное прилегание к поверхности двигателя из-за неравномерной затяжки болтов, наплывов на корпусе, попавшей грязи и т.п. При нарушении соосности шкив получает перекос, что приводит к быстрому износу как ремня, так и подшипника, вынужденных работать с повышенной нагрузкой. При сильном перекосе ремень может оборвать, что приведет к рассинхронизации и столкновению поршней и клапанов. К возникновению несносности также может привести попадание в аварию с сильным ударом.
Лучше не применять герметик для устранения течи из прокладок системы охлаждения или радиатора.
Частицы средства могут закупорить каналы, а также налипнуть на крыльчатку, ухудшив ее балансировку и препятствуя прохождению антифриза.
В результате придется промывать всю систему охлаждения, чистить радиатор и водяной насос, чтобы восстановить нормальную циркуляцию жидкости.
Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.
Срок службы
Помпа считается расходным материалом, который следует заменить с периодичностью 60 тысяч пробега либо 3-4 года работы. Это по рекомендациям производителей. Специалисты рекомендуют менять насос каждую вторую замену ремня газораспределения. На сроки работы влияет качественный антифриз, его своевременные смены, согласно предписанию и недопущение смешивания разных по составу ОЖ. Протечка сальника на насосе, означает необходимость ремонта.
Способы проверки
Проверить помпу, не снимая ее с автомобиля можно таким способом:
- Мотор прогревают, после чего, рукой сжимают патрубок, идущий к радиатору от насоса. Если насос исправен, будет ощутимо давление жидкости. Работать лучше в перчатках, чтобы не обжечься, патрубки горячие. Если пульсации слабые или отсутствуют, значит насос уже работает не в полную силу, нужно искать этому причины.
- Снимают кожух, если он есть, и осматривают помпу на предмет протечки сальника или прокладки. Подтекание необходимо устранить, сняв помпу и заменив ее или протекающий элемент.
- Проверить состояние подшипника помпы можно по люфту его вала и воющему звуку в области насоса. Достаточно рукой покачать вал помпы за шестерню, чтобы понять наличие или отсутствие люфта. Звук слышен при работе мотора, усиливается после нажатия на «газ».
При отсутствии внешних признаков повреждения, но плохой циркуляции ОЖ, снимается помпа. Проверка требуется крыльчатке. Нередко ее просто разъедает некачественным тосолом, поэтому насос и не работает.