Как проверить якорь болгарки или дрели: 3 способа, которые вам помогут сделать это всего за пару минут. Как проверить якорь электродвигателя

Как проверить
Как проверить якорь электродвигателя - Как проверить с помощью мультиметра Видео: Как сделать дроссель своими руками и проверить якорь Что следует знать о двигателе перед его проверкой: 2 важных момента Устройство якоря болгарки Пошаговые инструкции

Подробно о том, как проверить якорь мультиметром, можно посмотреть на видео ниже. Своим опытом поделился автор YouTube канала « Всё о сварке и самоделках ».

Впрочем проверить якорь на межвитковое замыкание можно и при помощи мультимера. В этом случае удастся только узнать есть обрыв в обмотках якоря или нет. Более точным прибором будет аналоговый тестер. С его помощью замеряем сопротивление между каждыми двумя ламелями. Оно должно быть идентичным. После устанавливаем прибор на 200 кОм, Один щуп замыкаем на массу , а другой прикладываем к каждой ламели. Если якорь не звонится на массу то он скорее всего исправен или его нужно проверить при помощи дросселя.

Для обнаружение межвиткового замыкания якоря можно использовать нехитрый индикатор который можно собрать по приведенной ниже схеме.

Межвитковое-замыкание-15

Для того чтобы спаять такой элементарный индикатор понадобится немного денежных средств, свободное время и ваши руки.

Межвитковое-замыкание-14

Приобретаем 5 транзисторов, 8 резисторов, 4 конденсатора, 2 светодиода и батарейку. Кроме того самостоятельно наматываем две катушки.

Межвитковое-замыкание-16

Подготавливаем печатную плату и собираем прибор. Выполнять проверку межвиткового замыкания с помощью такого индикатора очень удобно. Весомым аргументом в пользу прибора является то, что ним можно без проблем находить межвитковое замыкание и на статорах как указано ниже в видео.

Если на якоре обнаружено межвитковое замыкание, что делать?

Нужно проверить все, если металлическая линейка притягивается в определенном пазу, это значит, что его катушках имеет место быть межвитковое замыкание.

Кроме того, внимательно просмотрите коллектор.

Если между его ламелями возникает замыкание, это также говорит о наличии межвиткового замыкания.

Чаще всего в таких ситуациях приходится полностью перематывать якорь, поскольку даже одна обмотка без нанесения повреждений остальным представляется весьма проблематичной.

Проверка якоря на межвитковое замыкание

Кроме того, узнать о наличии межвиткового замыкания можно, просто тщательно осмотрев провод и шинки якоря.

Например, при этом может быть обнаружено, что витки помяты или согнуты, а также что между ними виднеются различного рода частицы, проводящие ток, например, припой, протекший после пропайки.

В таком случае поломку можно ликвидировать, удалив инородные тела или исправив помятости на шинке.

Поэтому, якоря на межвитковое замыкание чинить намного проще, чем, кажется.

Кроме того, рекомендуется покрыть детали лаком после устранения замыкания.

Помимо всего прочего, еще одним признаком наличия межвиткового замыкания является искрение щеток.

Речь идет о ситуациях, когда наблюдаются местные нагревы обмотки.

Таковы основные признаки, по которым можно обнаружить межвитковое замыкание в якоре.

Якорь болгарки больше всех узлов подвергается температурным, механическим и электромагнитным нагрузкам. Поэтому он является частой причиной отказа работы инструмента, и как следствие, часто нуждается в ремонте. Как проверить якорь на работоспособность и починить элемент своими руками — в нашей статье.

Способ первый: проверка на 180 градусов

Сначала на якоре необходимо поставить две метки напротив друг друга.

Как проверить якорь болгарки или дрели: 3 способа, которые вам помогут сделать это всего за пару минут

Далее потребуется измерительный прибор — мультиметр. Устанавливаем переключатель мультиметра на 20 Ом.

Ставим первый щуп на одну пластину (там, где уже имеется метка), второй — на другую пластину, которая находится на противоположной стороне. Проводим измерения.

Как проверить якорь болгарки или дрели: 3 способа, которые вам помогут сделать это всего за пару минут

После этого смещаем щупы на следующие пластины с одной и другой стороны, и выполняем измерения. И проверяем пластины по кругу.

Способ второй: измерение пластин попарно

Точно так же, как и в предыдущем случае, устанавливаем переключатель мультиметра на 20 Ом, а щупы прикладываем к двум рядом стоящим пластинам.

Как проверить якорь болгарки или дрели: 3 способа, которые вам помогут сделать это всего за пару минут

Проводим измерения мультиметром. Потом измеряем следующую пару пластин. И так по кругу.

Способ третий: прозвонка

Устанавливаем регулятор мультиметра в режим прозвонки, и проверяем каждую пластину поочередно, стараясь при этом не замыкать их друг с другом щупом.

Как проверить якорь болгарки или дрели: 3 способа, которые вам помогут сделать это всего за пару минут

Подробно о том, как проверить якорь мультиметром, можно посмотреть на видео ниже. Своим опытом поделился автор YouTube канала « Всё о сварке и самоделках ».

В большинстве случаев ситуация здесь намного проще, хотя могут быть и проблемы. Дело в том, что такой ротор выполнен формой «беличье колесо» и его сложно повредить: довольно надежная конструкция.

Подготовка инструмента к тестированию

Если во время нажатия на пусковую кнопку болгарка не включается, а электродвигатель не вращается, то проводят проверку ротора и электростатора.

Подготовка болгарки

Для этого необходимо подготовить рабочее место, разобрать болгарку, очистить ее от загрязнений и выполнить визуальный осмотр. После этого можно приступить к прозвонке.

Визуальный осмотр

Довольно часто болгарка еще запускается, но ее характеристики уже не соответствуют норме. Почти в половине случаев это связано с подгоревшим ротором. Выявить это возможно зрительно, не вскрывая корпус, когда:

  1. При работе обнаружено искрение на коллекторе.
  2. Во время запуска УШМ может имеет место просадка напряжения в домовой электросети.
  3. Работа двигателя сопровождается рывками.
  4. Из корпуса двигателя выделяется запах горелых обмоточных проводов.
  5. Инструмент не развивает обороты, и работает с низкой мощностью.

Важно! Похожие признаки проявляются при износе щеток. После их замены, эти сбои в работе УЩМ прекращаются. Если это не так, то все же виной сбоя является якорь.

Когда якорь не работоспособен, имеет место перегрев двигателя. Начинает плавиться изоляционное покрытие проводов, что в конечном итоге приводит к короткому замыканию между ними. Затем начинается процесс отпаивания электроконтактов, которые соединяют роторные обмотки и пластины. Ток не подается на электродвигатель, и УШМ становится неработоспособной. Статор болгарки аналогично зачастую становится причиной выхода ее из строя.

Разборка УШМ

Для того чтобы протестировать якорь или статор мультиметром, болгарку потребуется разобрать. Перед началом работ нужно изучить заводскую схему сборки УШМ. Важно не испортить конструкцию болгарки из-за неправильных действий, а также нужно подобрать правильную конфигурацию отвертки, чтобы выкрутить винты, иначе их придется высверливать.

Разборка УШМ

В разных модификациях болгарки крепеж применяется разной длины, поэтому нужно зафиксировать местоположения винтов. Лучше сделать фото разборки на смартфоне.

Якорь выполнен из обмотки и магнитопровода. На одном конце расположена ведущая шестерня, а на другом — коллектор. Магнитопровод выполнен из мягких пластинок с пазами, защищенных особым изоляционным слоем.

В пазах расположены 2 роторные обмотки, каждая представляет половину витка, края которых объединены попарно в ламелях. В 1-м пазу находится: начало 1-й и конец последней, замыкающихся на одну ламель.

Рекомендации и техника безопасности

У цифровых мультиметров, в особенности предназначенных для бытового применения, существует определенная погрешность. Поэтому стрелочные модификации измерителей обеспечивают более высокий уровень тестирования.

В том случае, когда под рукой стрелочного мультиметра нет, потребуется учесть существующую погрешность цифрового мультиметра. В варианте замера сопротивления с показанием 200 Ом, объединяют щупы. При отметке «0» — погрешность отсутствует, если иное число — оно и будет демонстрировать величину погрешности.

Предположим на шкале 0.15 Ом, следовательно, при тестировании показания 0.15 Ом являются нулевыми.

В процессе контроля узлов электродвигателя пользователь должен выполнять следующие рекомендации по мерам безопасности:

  • Перед началом тестирования и проведением разборки, отключают оборудование от электрической сети, путем отсоединения питающего провода от розетки;
  • рабочее место должно быть чистым, на нем не должны присутствовать не нужные инструменты и узлы;
  • тестирование проводят при хорошем освещении;
  • работы проводят в защитных перчатках, поскольку в разобранных узлах могут торчать острые куски пластин и проводов, способных поранить руки.

Как проверить якорь болгарки мультиметром

Мультиметр, который находится в домашнем пользовании практически у любого мастера, может помочь ему проверить исправность электрических узлов болгарки. Им возможно диагностировать присутствие межвиткового замыкания в электрообмотках электродвигателя и замерить сопротивление между ламелями.

Демонтаж якоря

До того как проверить ротор болгарки, пользователь должен знать основные неисправности, которые возникают в ее электродвигателях, подготовить к тестированию электроинструмент и правильно его разобрать.

Основные неисправности ротора:

  • Обрыв токопроводов;
  • КЗ между электровитками;
  • пробой изоляционного покрытия, обмотка замыкается на стальную основу якоря;
  • распайка выводов сильно сработанного коллектора.

Подготовка якоря к тестированию

Перед тем как прозвонить якорь, его извлекают из корпуса и подготавливают к проведению диагностики. Потребуется тщательно очистить ламели коллектора от графитового загрязнения, в противном случае проверка будет нерезультативной.

Снимают грязь ветошью, смоченной спиртом. Когда на ламелях присутствует дополнительно полный слой нагара, то его снимают мелкой наждачкой.

Также следят за тем, чтобы на электроколлекторе не сохранилось заметных полос от абразива, которые приводят к ухудшению контакта ламелей со щетками, и ускоряет их износ. Если выработка очень глубокая, ротор меняют.

Важно! Во время осмотра обращают внимание на якорную обмотку, на ней не должны быть обрывы и внешних следов горения, а электроконтакты, где обмотка касается ламелей, проверяются на целостность.

Прозвонка якоря

Для того чтобы проверить якорь болгарки мультиметром, потребуется выполнить 2 этапа. Вначале, необходимо прозвонить его на существование пробоя. Для этого измерительный прибор устанавливают в режим прозвонки электроцепи с звуковой индикацией. Потом первым щупом проводят по ламелям, а другим по якорному корпусу.

Тестирование ротора

Следующий этап обследования ротора мультиметром позволяет замерить сопротивление между ближними обмотками. Измеритель выставляют в режим омметра на самый низкий порог, обычно, 200 Ом. После этого щупы подносят к соседним коллекторным ламелям и фиксируют показания на дисплее. При этом очень важно чтобы R тестируемых ламелей было равно, иначе якорь считается неисправным.

Ламели якоря

Важно! В варианте, когда R=0 на конкретной обмотке, у якоря присутствует межвитковое замыкание. Точнее установить этот сбой можно с помощью специализированного прибора.

Разбираем конструкцию и достаем П — образное трансформаторное железо.Для этого п редварительно необходимо нагреть нижнюю часть насоса , чтобы полимер, которым залиты катушки, расплавился .

Как проверить якорь электродвигателя: 4 типа разных конструкций

Роторные обмотки создают магнитное поле, на которое воздействует поле статора. Они тоже должны быть исправны. Иначе энергия вращающегося магнитного поля будет расходоваться впустую.

Обмотки якоря имеют разные конструкции у двигателей с фазным ротором, асинхронным и коллекторным. Это стоит учитывать.

Синхронные модели с фазным ротором

На якоре создаются выводы проводов в виде металлических колец, расположенных с одной стороны вала около подшипника качения.

Фазный ротор

Провода схемы уже собраны до этих колец, что наносит небольшие особенности на их проверку мультиметром. Отключать их не стоит, однако методика, описанная выше для статора, в принципе подходит и для этой конструкции.

Такой ротор тоже можно условно представить как работающий трансформатор. Требуется только сравнить индивидуальные сопротивления их цепочек и качество изоляции между ними, а также корпусом.

Якорь асинхронного электродвигателя

В большинстве случаев ситуация здесь намного проще, хотя могут быть и проблемы. Дело в том, что такой ротор выполнен формой «беличье колесо» и его сложно повредить: довольно надежная конструкция.

Ротор асинхронного электродвигателя

Короткозамкнутые обмотки выполнены из толстых стержней алюминия (редко меди) и прочно запрессованы в таких же втулках. Все это рассчитано на протекание токов коротких замыканий.

Однако на практике происходят различные повреждения даже в надежных устройствах, а их как-то требуется отыскивать и устранять.

Цифровой мультиметр для выявления неисправностей в обмотке «беличье колесо» не потребуется. Здесь нужно иное оборудование, подающее напряжение на короткое замыкание этого якоря и контролирующее магнитное поле вокруг него.

Однако внутренние поломки таких конструкций обычно сопровождаются трещинами на корпусе, а их можно заметить при внимательном внутреннем осмотре.

Кому интересна такая проверка электрическими методами, смотрите видеоролик владельца Viktor Yungblyudt. Он подробно показывает, как определить обрыв стержней подобного ротора, что позволяет в дальнейшем восстановить работоспособность всей конструкции.

Коллекторные электродвигатели: 3 метода анализа обмотки

Принципиальная электрическая схема коллекторного двигателя в упрощенной форме может быть представлена обмотками ротора и статора, подключенными через щеточный механизм.

Схема коллекторного электродвигателя

Схема собранного электродвигателя с коллекторным механизмом и щетками показана на следующей картинке.

Схема коллекторного двигателя

Обмотка ротора состоит из частей, последовательно подключенных между собой определенным числом витков на коллекторных пластинах. Они все одной конструкции и поэтому имеют равное активное сопротивление.

Оцените статью