1 — главная передача; 2 — корпус; 3 — маслозаборный канал; 4 — рабочее колесо; 5 — вал; 6 — маслозаборный канал к частям двигателя; 7 — сектор сепарации; 8 — рабочее колесо; 9 — главный ротор.
Как работает масляный насос
Работа масляного насоса помогает создать оптимальный уровень давления в системе смазки двигателя автомобиля. Многочисленные компоненты двигателя внутреннего сгорания нуждаются в смазке, и об этом заботится насос. Давайте рассмотрим, как работает масляный насос и какова его конструкция.
Компоненты двигателя внутреннего сгорания требуют постоянной смазки во время работы, что обеспечивается постоянной циркуляцией масла в системе. Насос приводит в движение распределительный и коленчатый валы через приводной вал. Принципиальная схема масляного насоса показана ниже.
Схематическое изображение масляного насоса
Назначение масляного насоса – перекачка масла в двигателе внутреннего сгорания.
Конструкция и работа насоса зависит от его типа. В современных автомобилях существуют регулируемые и нерегулируемые масляные насосы, а также поршневые, роторные и лопастные насосы. Последний тип встречается редко.
- Нерегулируемые насосы – в таких устройствах постоянное давление поддерживается при помощи редукционного клапана.
- Регулируемые насосы – давление в подобных масляных насосах удерживается за счет изменения производительности. Это наиболее распространенный сегодня тип насосов, большинство таких устройств не нуждается в обслуживании.
Принцип работы масляного насоса шестеренчатого типа
Сегодня наиболее часто используются шестеренные насосы. Основными особенностями этих устройств являются компактные размеры и высокая производительность. Эти насосы относятся к необслуживаемым компонентам и редко выходят из строя.
Шестеренчатые масляные насосы имеют литой корпус, в котором скрыты приводные и инерционные шестерни. Первые жестко связаны с коленчатым валом, вторые свободно перемещаются на валу. В зависимости от расположения зубчатых колес различают шестеренные насосы с внешним и внутренним зацеплением.
- Наружное зацепление – шестерни находятся рядом друг с другом.
- Внутреннее зацепление – одна шестерня расположена внутри другой.
Во время работы шестерни насоса собирают масло из всасывающего канала и подают его по напорному каналу.
Помимо зубчатых колес в корпусе находится редуктор давления, который состоит из шарика и пружины. Когда давление слишком велико, пружина сжимается, и часть масла вытекает в картер картриджа. С помощью этой системы можно регулировать подачу масла в двигатель и поддерживать давление в диапазоне 4-5 кг/см.
Принцип работы масляного насоса роторного типа
Роторный масляный насос может быть регулируемым или нерегулируемым. Первые имеют более стабильную работу и могут поддерживать оптимальное давление в агрегате независимо от частоты вращения коленчатого вала.
Насос также имеет чугунный корпус, в котором находятся главный ротор, вторичный ротор и статор с регулировочной пружиной. Статор используется для регулировки давления в системе путем его вращения для изменения объема полости между основным и вторичным элементами. Это делается следующим образом:
- С увеличением частоты вращения коленчатого вала падает давление системы смазки.
- Пружина статора двигает его, а он, в свою очередь, смещает ведомый ротор.
- Объем полости между роторами возрастает, за счет чего масло в систему нагнетается в большем количестве.
- При снижении частоты вращения коленвала случается обратная ситуация и давление падает.
Как долго работает масляный насос?
Производительность и срок службы насоса зависят от типа и качества используемого масла. Количество масла и частота его замены также являются важными факторами. Насос также нуждается в смазке во время работы, которую он получает из выдаваемого им масла.
Неисправности в системе транспортировки масла неизбежно приведут к перегреву поршневой группы, голоданию и заклиниванию двигателя. Поэтому важно следить за работой масляного насоса, диагностировать любые повреждения и своевременно их устранять.
Масляный насос, что это? Понятие и назначение масляного насоса
Масляный насос двигателя — это устройство, создающее давление в системе для подачи смазки к движущимся частям двигателя внутреннего сгорания. Давление необходимо для подачи смазки (масла) к деталям двигателя, требующим принудительной смазки, например, к распределительному валу в головке блока цилиндров, который находится гораздо выше масляного поддона, и без давления, создаваемого масляным насосом, смазка в нем не достигла бы масляного поддона.
масляный насос в автомобиле приводится в действие коленчатым валом или распределительным валом через приводной вал.
В зависимости от способа управления они делятся на два типа: регулируемые и нерегулируемые.
- Регулируемый — благодаря возможности регулирования производительности создает стабильное давление в системе
- Нерегулируемый — постоянное давление смазки поддерживается за счет наличия и действия специального, редукционного клапана
Они также различаются в зависимости от конструкции:
Читайте также: что это такое, для чего они нужны, чем отличаются?
1. роторный — давление создается лопастями ротора
2. шестеренчатый тип — масло нагнетается через шестерни.
Далее они подразделяются на:
- шестеренные с наружным зацеплением — когда две шестерни находятся рядом,
- шестеренные с внутренним зацеплением, когда одна шестерня расположена внутри другой.
Различное расположение шестерен не влияет на эффективность, но влияет на размер устройства. Поскольку шестерни расположены друг внутри друга, для их размещения требуется гораздо меньше метрических размеров, поэтому внутренняя передача имеет меньшие габаритные размеры.
Принципиальные различия в устройстве
Подавляющее большинство автомобилей имеют нерегулируемый масляный насос. Редукционный клапан предотвращает избыточное давление в системе смазки из-за избытка масла. Современные автомобили все чаще оснащаются регулируемым масляным насосом. Заставляя масляный насос изменять свою производительность, можно уменьшить механическое демпфирование и снизить расход топлива и выбросы. По внутреннему устройству масляные насосы делятся на шестеренные и центробежные.
В корпусе масляного насоса автомобиля находятся шестерни, одна из которых подвижная (первая), а другая — неподвижная (вторая). Шестерни подают масло из впускного трубопровода в систему, выталкивая смазочный материал через напорный трубопровод. Частота вращения коленчатого вала напрямую влияет на мощность. Если этот масляный насос развивает слишком большое давление, автоматически срабатывает редукционный клапан, и часть масла перекачивается в картер. Следовательно, шестеренчатый масляный насос является неуправляемым насосом в своем режиме работы.
Расположение насоса в двигателе и схеме системы смазки
Масляный насос обычно расположен в передней части двигателя и приводится в действие цепью, шестерней или непосредственно коленчатым валом. Наиболее компактное расположение достигается, когда насос установлен в передней части двигателя, а палец коленчатого вала выходит через корпус насоса вместе со шкивами и звездочками ГРМ и вспомогательным оборудованием. Переднее уплотнение коленчатого вала также запрессовано в корпус насоса.
Иногда насос устанавливается в картере и оснащается приводной звездочкой и отдельной цепью. Там же могут находиться балансирные валы. Корпус насоса оснащен литым или трубчатым масляным поддоном с крупноячеистым сетчатым фильтром. За насосом, в направлении потока масла, находится полнопоточный масляный фильтр, из которого масло поступает в систему.