Такая дилемма образуется после весьма беспечного движения на автомобиле. Здесь может быть слишком интенсивное применение кикдаунов и перегазовка. Так нарушается образование искр на значительных оборотах, и на поверхностях возникают стеклообразования. Этот дефект нельзя устранить своими силами. И свечи подлежат замене.
Как самому проверить свечи зажигания на исправность: подробная инструкция
Когда свечи зажигания работают исправно, то и весь двигатель трудится аналогично. Если эти составляющие повреждаются, возникают определённые проблемы. С ними знаком почти каждый автолюбитель. Очень важно проверять их на предмет исправности. Как проверить свечи зажигания мультиметром? Операцию можно осуществить как в сервисном центре, так и в домашних условиях. Проверка свечей зажигания своими руками эффективнее в плане полевых условий, но разберемся в вопросе подробнее.
Процедура нетрудная. Самый простой способ – визуальный. Самый сложный связан с детальным изучением работоспособности двигателя.
Одним из явных признаков поломки этих является нарушение в работе двигателя. Например, он может тяжело запускаться, у него могут быть холостые обороты.
- Первый связан с вращением коленчатого вала. Если его вращение осуществляется с нужной частотой, но сам мотор не запускается, это признак отсутствия зажигания. Иначе говоря, воздушная смесь не воспламеняется.
- Если в цилиндрах вспыхивает смесь из горючего и воздуха, мотор может трудиться крайне не стабильно.
- При запуске двигателя не функционирует стартер. В итоге и двигатель тоже затухает.
- Очень высокие расходы горючего. Если состав из топлива и воздуха не воспламеняется, то мощь силового агрегата сокращается или падает до нуля. Компенсировать потери мощности может подача увеличенной дозы горючего в цилиндры. И в результате получаются внушительные траты топлива.
- Не работает катализатор. Если в технологии нет зажигания, нет и возгорания топливовоздушного состава. И не загорающееся топливо оказывается в катализаторе. И там оно окисляется. И катализатор перестает функционировать.
- Плохо запускается холодный мотор. Во время поворачивания зажигания холодные сосредотачивают в себе конденсат. А он считается отличным проводником электричества. Если дистанция между электродами увеличивается, то и должна развиваться степень напряжения пробоя. Самостоятельно её развить нельзя, ведь энергия будет устраняться по указанным электродам, а также конусу из керамики.
- На поверхности есть следы механических дефектов. Это признак либо полной поломки, либо неправильной работы.
- На электродах имеются нагары и отложения. От самих свечей опахивает топливом. Это свидетельство того, что сама система, и все до одной неисправны.
- Повреждённый кабель, проводящий мощное напряжение, могут серьёзно ухудшать привычную работу.
Визуальная проверка свечей накала
Визуальная проверка позволяет выявить не только дефекты, но и работу топливной системы, срабатывание электронного управления, состояние поршневой, поэтому всегда внимательно осматривайте свечи накала, коль уже они сняты.
На свече есть дефекты
Если свечи ещё не выбегали свой ресурс, но уже имеют следы перегрева (примерно посередине нагреваемого стерженька), корпус вздувается и по сторонам разбегаются трещины, то это:
- Слишком высокое напряжение. Нужно измерить мультиметром напряжение в бортовой сети.
- Реле накала свечей долго не отключается. Засеките время срабатывание по щелчкам либо проверьте реле омметром.
Оплавление кончика свечи
Может происходить по причинам:
- Раннего впрыска топливной смеси.
- Загрязнения форсунок, вследствие чего распыл происходит неправильно. Можно проверить факел впрыска на специальном стенде.
- Слабая компрессия и позднее зажигание, а соответственно — перегрев.
- Накрылся напорный клапан. Тогда мотор будет достаточно жестко работать, а если попустить (на работающем моторе) гайку подводящего к форсунке топливопровода, то из под нее пойдет не топливо, а пена.
При визуальной проверке самой тонкой части свечи (та, которая и находится в форкамере) смотрите, чтобы она была хоть и потемневшей, но не с оплавленным железным корпусом, и без трещин. Потому, что даже если она и работает еще, то это будет продолжаться недолго, и вскорости придется снова проверять ее работу.
Кстати говоря, плохая работа свечи может случиться по причине недостаточного контакта с питающей шиной. При слабой затяжке гайки из-за вибрации, она приоткручивается. Но и тянуть сильно не стоит, можно повредить электрод. Часто свечи повреждаются непрофессиональными действиями при выкручивании/закручивании. Не редкость, что неправильное усилие крутящего момента может привести к потере компрессии, а их вибрация разрушает сердечник в керамических свечах накаливания.
Свечи накаливания – достаточно хрупкие, так что выкручивать их с двигателя, желательно, только если требуется замена. Причем, производить затяжку следует с помощью динамометрического ключа, поскольку усилие не должно превышать 20 Нм. Круглые гайки крепления электрического провода затягиваются только вручную; если шестигранные – ключом (но без нажима). Если применить большое усилие, то это скажется на зазоре (сузится) между металлическим корпусом и калильной трубкой и свеча начнет перегреваться.
Когда все вышеперечисленные проверки показали, что свечи в отличном состоянии, но при установке на двигатель они не работают, то тут нужно заняться электропроводкой и первое, с чего стоит начинать, это с предохранителей, датчиков и реле свечей накала.
Проверку реле времени и датчиков лучше доверить специалистам. Следует помнить, что система подогрева работает только на «холодном» двигателе, температура которого не превышает +60°С.
При подсоединении щупов мультиметра к основному электроду и массе свечи, мультиметр должен показывать бесконечность (т.е. отсутствие прямого контакта между электродом и массой).
Проверка тестированием на искру (проверка на массу)
Прохожий способ, правда, с применением специальной аппаратуры, используется на СТО. В идеале проверка должна проводиться на стенде, но в «полевых условиях» можно обойтись и без него — понадобится только щуп:
- Отверните свечу, отрегулируйте щупом расстояние между электродами (должно быть 0.7 мм) подгибанием бокового. Зачастую при длительной эксплуатации происходит подгорание электродов, что приводит к увеличению зазора и потере мощности.
- Подключите свечу к одному из высоковольтных проводов и вплотную поднесите к двигателю до контакта с массой.
- Попросите помощника повернуть ключ зажигания и покрутить стартером.
- Сами же в это время понаблюдайте за искрой. Если возникает искра яркого голубого оттенка, то проверяемое устройство исправно. При наличии красной искры свеча, возможно, требует чистки или же она неисправна. При полном отсутствии искры элемент абсолютно точно неисправен и нуждается в замене.
Подобную проверку в целях безопасности рекомендуется проводить в диэлектрических перчатках. Отметим также, что хорошая искра при данном способе проверки не гарантирует исправности свечи, т. к. в реальных условиях она работает под давлением до 60 атм.
Этот способ проверки затруднительно провести на некоторых современных моторах, так как длина высоковольтного провода в них может не позволить дотянуться его концом до неизолированного участка двигателя. В этом случае придется демонтировать некоторые элементы в моторном отсеке.
Проверка при помощи самодельного пьезотестера
Опишем, как самому проверить свечи зажигания при помощи пьезоэлемента от зажигалки. Данный блок нужно извлечь и удлинить существующий короткий провод примерно на 15 см. Для испытания свечи:
- Конец провода подсоедините к контакту в верхней части, а сам блок металлическим концом прижмите к корпусу свечи.
- Нажмите на кнопку на пьезоэлектрическом блоке. Отсутствие искры говорит о неисправности тестируемого устройства и необходимости замены.
По тому же принципу работает и способ тестирования при помощи специального пистолета, который можно приобрести во многих автомагазинах. Тестируемый элемент нужно вставить в приспособленное для этого отверстие в пистолете и проконтролировать наличие или отсутствие искры. В последнем случае свеча точно неисправна, но наличие искры в свою очередь не будет говорить о ее работоспособности, так как при высоком рабочем давлении она может и не функционировать должным образом.
Сбои в работе мотора указывают на необходимость проверить свечи. Как уже было сказано, свечи зажигания служат от 30 тыс. км, но это только теория, которая основывается на идеальных условиях эксплуатации ДВС. На практике средний срок службы бюджетных одноэлектродных свечей составляет не более 15-20 тыс. км. пробега.
Диагностика состояния свечи в процессе визуального осмотра
Первый способ проверки — визуальный осмотр. При помощи специального свечного ключа (или трубчатого, подобранного по размеру) необходимо выкрутить все свечи, предварительно отсоединив наконечники высоковольтных проводов. Если они исправны, на электродах будет заметен легкий налет серого оттенка. Это нормальное явление. Если же на них имеет место черный, белый или красный нагар, то это может говорить о проблеме. Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания.
Наиболее распространённый – это черный нагар, но и диагностировать его причину наиболее затруднительно.
Маслянистый черный нагар на резьбовой части сигнализирует о том, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить из-за изношенных деталей цилиндропоршневой группы (маслосъемные колпачки, кольца).
Маслянистый черный нагар.
Если же на свече сухой черный нагар, то можно говорить о том, что в камеру сгорания попадает топливовоздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Это может происходить по разным причинам:
Сухой черный нагар.
Не качественная искра в связи с неверным зазором между контактами или не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя.
Проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;
Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.
Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.
Красный нагар возникает в случае если используются различные присадки для топлива. Различные химические добавки, сгорая, оставляют нагар такого цвета. Постепенно накапливаясь нагар образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.
Белый нагар может говорить о бедной топливовоздушной смеси. Причины такой смеси могут быть различны, но чаще всего это происходит из-за подсоса воздуха во впускном коллекторе.
Присутствие любого вида нагара может привести к её некорректной работе, поэтому рекомендуется удалить его острым металлическим предметом, например, плоской отверткой. Но в дальнейшем свечи лучше заменить новыми.
При визуальном осмотре следует уделять внимание зазору между электродами. Для измерения зазора понадобится специальный измерительный щуп. Зазор должен находиться в пределах 1-1,13 мм. Если зазоры увеличены, это приведет к отсутствию искры.
Проверка с помощью диагностического пистолета
В продаже имеются специальные приборы для тестирования автомобильных свечей, которые имеют форму пистолетов. В рабочих частях таких тестеров предусмотрены углубления (пазы), в которые вставляются проверяемые свечи. Приборы оснащаются щупами, которые во время работы подсоединяются к аккумулятору машины.
При нажатии на кнопку пистолета генерируется высоковольтный разряд. Если свеча исправна, возникает искра. Некоторые модели оснащаются индикаторными светодиодами, которые загораются при проверке рабочих свечей. Но необходимо учитывать, что такая диагностика не обеспечивает 100-процентной точности полученных результатов. Пистолет-тестер имитирует лишь приблизительные условия работы свечей. В двигателе эти детали подвергаются избыточному давлению, что создает несколько иные условия.