Фактически рецептура разработанного состава соответствовала зарубежным рецептурам антифризов того времени. Поэтому отличий советского антифриза от зарубежного не было.
Охлаждающая жидкость
В качестве охлаждающей жидкости в двигателях используются готовые антифризы или концентраты, требующие разбавления дистиллированной водой в определенной пропорции. Защищая двигатель от перегрева, а систему охлаждения от коррозии, антифриз меняет состав, теряет свои первоначальные свойства и требует периодической замены.
Двигатель внутреннего сгорания необходимо охлаждать для обеспечения нормальной тепловой работы его узлов и деталей. Наиболее распространены системы охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. В процессе эксплуатации он может нагреваться до 100°С, а иногда и больше, а на стоянке остывать до комнатной температуры. От свойств жидкости во многом зависит эффективность системы охлаждения, надежность и долговечность двигателя. Он должен обладать высокой теплоемкостью, теплопроводностью, температурой кипения, подвижностью, а также низкими температурой кристаллизации и коэффициентом объемного расширения. Охлаждающая жидкость не должна вызывать коррозию металлов, разрушать резиновые уплотнители и пенообразование в процессе эксплуатации.
Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, у нее наибольшая теплоемкость, она не распространяет горение, нетоксична и дешева. Но вода имеет относительно низкую температуру кипения и сравнительно быстро испаряется, а если при этом она жесткая (содержит минеральные примеси и растворенные соли), то активно образуется накипь. При температуре ниже 0°С вода замерзает в лед (кристаллизуется) со значительным увеличением до 10% в объеме. Это приводит к «оттаиванию» двигателя — разрушению его основных деталей и агрегатов. Поэтому его нельзя использовать в холодное время года без опорожнения автомобиля при длительной стоянке вне теплого гаража.
Слабозамерзающие охлаждающие жидкости — тосол (от англ. «antifreeze» — не замерзающий) заменили воду в системах охлаждения современных автомобильных двигателей. Наиболее часто используются низкозамерзающие жидкости на основе гликоля, представляющие собой смесь этиленгликоля с водой. Иногда встречаются жидкости на основе пропиленгликоля; нельзя смешивать с этиленгликолем.
Самым точным признаком необходимости замены антифриза в системе охлаждения является его цвет. Итак, обесцвечивание жидкости говорит о том, что ее ресурс подошел к концу.
Для чего нужен и как работает антифриз?
Функционал современных автомобильных антифризов:
- Отвод тепла от двух ключевых узлов: двигателя и АКПП.
- Обогрев салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
- Обеспечить антикоррозионную защиту системы охлаждения.
Это важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одним из определяющих факторов антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.
Отвод тепла и нагрев осуществляется за счет передачи тепла твердому телу – радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследуется и описывается математической формулой.
Защита от коррозии организована по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: стали, чугуна, алюминия, сплавов меди и свинца, резины и других эластомерных компонентов. Каждый из этих элементов нуждается в самостоятельном виде защиты и на длительный срок. Для этого разработчики использовали низкозамерзающий компонент – моноэтиленгликоль, который является основным для автомобильных антифризов. В зависимости от пропорций в составе обеспечивает необходимые свойства при низкой температуре.
Отличия антифризов основаны на использовании разных пакетов антикоррозийных присадок. Последние отличаются:
- принципы защиты от коррозии;
- совместимость материалов;
- периоды обслуживания.
Поэтому каждый антифриз ориентирован на определенные марки автомобилей и индивидуальные условия эксплуатации. Разница в добавках напрямую влияет на совместимость.
Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?
Подавляющее большинство антифризов хорошо справляются с отводом тепла от двигателя и АКПП. Так почему бы не купить самый дешевый антифриз?
Как было сказано выше, одной из основных функций антифриза является антикоррозийная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогие пакеты присадок. Поэтому именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.
Будьте очень внимательны при выборе марки антифриза. Помимо желаемой спецификации обратите внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить несколько сотен лишних рублей, выбирая самый дешевый товар на полке. Лучше выбирать антифриз только тех марок, которые вы знаете и которым доверяете.
Антифризы Liqui Moly производятся на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к применению жидкостей. Тип антифриза, рекомендованный производителем, вы можете найти здесь.
Если необходим легкий долив, а подходящего антифриза нет, долейте дистиллированную воду. Компенсирует потерю объема жидкости из-за испарения.
Какие бывают ОЖ?
По составу пакета присадок все существующие антифризы делятся на:
Традиционный или классический
Существует также классификация хладагентов, используемых производителем автомобилей Volkswagen:
G11 — спецификация VAG TL-774C, относится к антифризам, произведенным по гибридной технологии (подробнее об этом в продолжении статьи)
G12 — спецификация VAG TL-774D, относится к антифризам, произведенным по карбоксилатной технологии
G12 Plus — спецификация VAG TL-774F, отличается от предшественника улучшенным пакетом присадок
G12 Plus Plus: спецификация VAG TL-774G, так называемый лобридный антифриз на основе этиленгликоля
G13 — Спецификация VAG TL-774J, лобридный антифриз на основе пропиленгликоля
Эта классификация получила широкое распространение среди российских покупателей, а обозначение охлаждающих жидкостей Volkswagen стало нарицательным для описания типов антифризов.
Классические антифризы
В эту группу входят антифризы, которые производятся по неорганической технологии. В состав присадок для таких антифризов входят соли неорганических кислот:
Техническое обозначение таких хладагентов — традиционный, обычный и IAT (технология неорганических кислот).
Традиционные антифризы работают следующим образом: ингибиторы покрывают всю поверхность системы охлаждения изнутри, образуется пленка, препятствующая прямому контакту смеси воды и этиленгликоля с компонентами и металлическими деталями. Защитный слой останавливает коррозию, но ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Ингибиторы в традиционных антифризах быстро изнашиваются, так как покрывают большую площадь металлических деталей. Со временем под действием потока защитный слой начинает разрушаться, а на голом металле появляется коррозия.
Если охлаждающую жидкость своевременно не менять, она помутнеет и станет коричневой. Кроме того, добавки могут вызывать образование накипи, отложений и шлама.
«Тосол» — один из традиционных антифризов, который был разработан в СССР в 1960-1970 гг. Название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС» — «Технология органического синтеза» и окончания «-ол», которое в химии обозначает спиртовые соединения. Разработана для замены итальянской охлаждающей жидкости Paraflu 11 в системах охлаждения двигателей ВАЗ.
Важно знать, что «Тосол» — это всего лишь название антифриза, а не его отдельный вид. В своем первоначальном составе по утвержденной технологии он выпускался до 1990-х годов, а затем под этим названием стали выпускать антифриз совсем с другим составом. Современные силикатные охлаждающие жидкости с названием «Тосол» не имеют ничего общего с оригинальным Тосолом.
Традиционные хладагенты были вытеснены с рынка еще в 1990-х годах; они были заменены более современными смесями. Это связано с большим количеством недостатков:
Появление гелей и абразивных частиц, которые забивают всю систему и выводят насос из строя, мешают отводу тепла
Осадки при смешивании с минерализованной водой
Быстрое окисление нитритов
Из-за быстрого расхода органических присадок срок службы таких охлаждающих жидкостей не превышает 2 лет и 60 000 километров пробега.
Еще одна причина отказа от традиционных охлаждающих жидкостей кроется в эволюции двигателей внутреннего сгорания: по мере увеличения их производительности растет и их рабочая температура, поэтому требовались антифризы с более высокой температурой кипения. За счет улучшенного режима работы присадки сработали еще быстрее, к тому же традиционные охлаждающие жидкости несовместимы с алюминиевыми радиаторами.
При этом после удаления старого антифриза следует промыть систему охлаждения дистиллированной водой и добиться выхода чистой (не подкрашенной) воды. Только после этого можно заливать новый антифриз.
Жидкость для охлаждения двигателя автомобиля: общая информация
Общеизвестно, что двигатель внутреннего сгорания представляет собой тепловую машину, преобразующую энергию сжигания топлива в механическую работу. Естественно, указанная установка должна охлаждаться для поддержания необходимого теплового режима.
Другими словами, для нормальной работы всех узлов и деталей ДВС под нагрузкой нагрев двигателя должен оставаться в строго заданных пределах. Рабочая температура двигателя не должна опускаться ниже указанного порога или превышать расчетное значение.
Для решения проблемы в автомобилях применяется комбинированная система охлаждения, представляющая собой сочетание воздушного и жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Жидкостная система предполагает принудительную циркуляцию рабочей жидкости.
При работающем двигателе нагрев охлаждающей жидкости может достигать 100 градусов Цельсия и даже больше, при этом после остановки двигателя жидкость остывает до наружной температуры при длительном простое.
Как видите, рабочая жидкость находится в достаточно сложных условиях. При этом к нему выдвигаются особые требования. Дело в том, что свойства жидкости должны, в первую очередь, обеспечивать максимальную эффективность системы охлаждения двигателя. От этого напрямую зависит надежность агрегата и его ресурс. Теплоноситель должен обладать высокой теплопроводностью и теплоемкостью, иметь высокий порог температуры кипения, иметь достаточную текучесть.
Также после охлаждения такая жидкость не должна сильно расширяться в объеме и кристаллизоваться (превращаться в лед). При этом жидкость не должна пениться в процессе эксплуатации, а также не должна быть агрессивной, то есть вызывать коррозию различных металлических элементов, воздействовать на резиновые трубы, уплотнения и т.п
К сожалению, хотя дистиллированная или очищенная вода дешева в производстве и обладает рядом необходимых свойств (высокая охлаждающая способность, высокая теплоемкость, негорючесть и др.), использовать ее в двигателе пока проблематично.
Во-первых, у него низкая температура кипения, он быстро испаряется, а различные примеси в его составе (соли и др.) провоцируют активное образование накипи. Также вода замерзает в системе при понижении наружной температуры до нуля градусов и тогда образуется лед.
При этом происходит значительное увеличение объема замерзшей воды, что вызывает поломку каналов и труб, то есть происходит повреждение, появляются трещины в металлических деталях и т д. По этой причине воду нельзя использовать круглый год в регионах, где среднесуточные температуры зимой опускаются до нуля и ниже.
Совершенно очевидно, что постоянно сливать воду из системы охлаждения перед стоянкой автомобиля на улице или в неотапливаемом помещении очень сложно. Для решения проблемы были разработаны специальные хладагенты, которые приобрели свойство не замерзать при низких температурах.
На самом деле само название «антифриз» происходит от английского «antifreeze», то есть незамерзающий. Эти составы быстро вытесняли воду из систем жидкостного охлаждения, значительно упрощая эксплуатационные характеристики автомобиля.
Что касается ТОСОЛ, то данная разработка является аналогом западного антифриза, только разработана она на территории бывшего СССР. Указанный тип охлаждающей жидкости изначально создавался для автомобилей ВАЗ, при этом товарный знак не был зарегистрирован.
В процессе эксплуатации уровень антифриза в расширительном бачке падает даже при герметичности системы. Проблема в том, что вода испаряется. В бак следует доливать дистиллированную воду (в крайнем случае обычную, хорошо прокипяченную не менее 30-40 минут).
Если есть утечка антифриза, компенсировать потерю одной водой уже невозможно. Другими словами, добавлять хладагент необходимо и с учетом того, что многие хладагенты не смешиваются друг с другом.
Оптимально иметь в запасе концентрированную и дистиллированную воду для дозаправки, смешивая жидкости в пропорции, указанной производителем. Что касается готового антифриза, то старайтесь не покупать такие составы на авторынках или у людей, которые продают аналогичную продукцию на трассах.
Нередки случаи, когда вместо охлаждающей жидкости продавалась подкрашенная водопроводная вода, обработка антифризом и т.п. По этой причине правильным решением будет покупка охлаждающей жидкости у специализированных автомагазинов.
Также отметим, что запрещается использовать чистый концентрат, неразбавленный водой, в системе охлаждения двигателя. Как уже было сказано, этиленгликоль с пакетом присадок замерзает при отрицательных температурах около -12 градусов.
Получается, что концентрат просто замерзнет в системе, так как без разбавления водой он не может считаться готовым к употреблению продуктом. Что касается пропорций, то стоит изучить этикетку на упаковке с концентратом. Обычно сами производители отдельно указывают, что заливать в радиатор или бак в разных автомобилях, сколько нужно концентрата и воды и как их смешивать, чтобы получить нужную температуру замерзания охлаждающей жидкости.
Параллельно отметим, что в СНГ участились случаи подделки антифризов известных марок. По этой причине внимательно осмотрите емкость. Тара должна быть качественной, все наклейки и этикетки должны быть выполнены четким шрифтом и ровно расположены на таре.
На канистре должен быть указан номер партии, производитель, а также рекомендации, как правильно разбавлять антифриз (в случае с концентратом) или использовать уже готовый продукт. Также указывается температура кипения, температура замерзания, дата изготовления, срок годности и другая важная информация.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как самостоятельно очистить систему охлаждения двигателя перед заменой антифриза. В этой статье вы узнаете, как промыть систему охлаждения двигателя и радиатор своими руками.
Пробка заслуживает особого внимания. Производители обычно используют колпачки с одноразовой пломбой. Также для лучшей защиты от подделок может быть этикетка с голограммой и т.п.
Необходимо проверить целостность уплотнения, зубчатое кольцо должно плотно прилегать к горловине, не закатываться. Сам колпачок не должен быть приклеен к горлышку. Также тара должна быть герметичной, не должно протекать жидкость или выходить воздух из-под крышки при ее повороте или нажатии.
Напоследок отметим, что многие производители используют емкости из прозрачного или полупрозрачного пластика, что позволяет оценить цвет и состояние жидкости во флаконе. При встряхивании баллончика с охлаждающей жидкостью должна образовываться пена, которая оседает в течение пары секунд в баллончике с готовой жидкостью, а также через 4-5 секунд в случае неразбавленного концентрата.
Если при осмотре замечено, что жидкость помутнела, пенообразование высокое, виден осадок на дне или общий цвет антифриза вызывает подозрения, то от такой покупки лучше воздержаться.
Для проверки соотношения этиленгликоля и воды в растворе дополнительно измеряют плотность. Для этого чаще всего используют ареометр. На основании полученных данных можно сделать вывод, каково содержание этиленгликоля и определить температуру кристаллизации.
Состав
С развитием автомобилестроения и двигателестроения вода перестала удовлетворять требованиям охлаждающих жидкостей для охлаждения двигателей.
Для расширения диапазона рабочих температур в его состав были добавлены различные химические составы.
Так, например, в рецептуру теплоносителей в разное время вводились этанол, глицерин и другие вещества. Однако такие компоненты имели отрицательные свойства и не приводили к желаемым результатам. Глицерин, например, повышает вязкость состава, что затрудняет циркуляцию жидкости по тонким каналам системы. Этанол является ядом, он отрицательно влияет на состояние водителя и создает высокую опасность возгорания при эксплуатации.
Современные готовые составы состоят из воды и этиленгликоля или пропиленгликоля. Для придания новых и улучшения имеющихся защитных свойств в состав охлаждающей жидкости в небольших количествах вводят присадки минерального или органического происхождения (присадки.
В чем разница между ТОСОЛом и антифризом?
В зарубежных странах жидкости для охлаждения автомобильных двигателей получили общее название – тосол. Буквально это означает, что он не замерзает и обозначает основное преимущество этих составов – способность работать при низких температурах.
Композиции, существовавшие в СССР, по качеству уступали западным аналогам. Когда было запущено производство автомобилей «Жигули» по итальянской технологии, перед советскими учеными была поставлена задача разработать отечественный состав, который по качеству не уступал бы дорогим импортным жидкостям.
В отделе органического синтеза (ТОС) Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии такой состав был разработан. Это была смесь воды и этиленгликоля, к которой добавлялись определенные добавки. Этот состав получил название ТОСОЛ, по аббревиатуре отдела разработки с добавлением окончания «-ОЛ», указывающего на принадлежность жидкости к спиртам (этиленгликолю).
Фактически рецептура разработанного состава соответствовала зарубежным рецептурам антифризов того времени. Поэтому отличий советского антифриза от зарубежного не было.
В 1990-х годах 20 века производство ТОСОЛ по ГОСТ было прекращено.
Сейчас под маркой ТОСОЛ выпускается большое количество различных продуктов, но жесткого централизованного контроля за их составом нет. Каждый производитель выпускает жидкости по своим внутренним правилам и нормам.
Принято считать, что ТОСОЛы относятся к антифризам G11 по классификации автомобильной компании Volkswagen.
Этот тип отличается от всех остальных антифризов технологией производства пакета присадок: он основан на солях карбоновых кислот: не содержит аминов, боратов, фосфатов, нитратов, нитритов и силикатов.
Можно ли смешивать
Не рекомендуется смешивать охлаждающие жидкости разных свойств (следует помнить, что они могут быть одного цвета). В противном случае это может привести к образованию нерастворимого осадка. Это может привести к нарушению теплообмена и перегреву двигателя. Среди других негативных последствий: размягчение резиновых деталей, а также ухудшение антикоррозионных свойств и появление очагов ржавчины внутри контура системы охлаждения.
Чтобы этого не произошло, рекомендуется заливать в автомобиль антифриз, допущенный к непосредственному использованию самим производителем автомобиля. Необходимую информацию можно найти в Интернете или в сервисном центре. Чтобы не ошибиться, можно, например, купить охлаждающую жидкость, которая выпускается под маркой самого производителя автомобиля.
Производители выпускают антифриз для системы охлаждения автомобиля в виде концентрата или готового к применению продукта. В первом случае жидкость содержит все необходимые присадки, антифризный компонент и краситель.
Можно ли смешивать разные виды антифриза
Смешивать две охлаждающие жидкости рекомендуется только в аварийных ситуациях, когда уровень жидкости в системе охлаждения ниже нормы. В этом случае также можно разбавить состав водой.
Кстати, с химической точки зрения она безопаснее, так как в воде нет никаких добавок. При этом рекомендуется как можно быстрее заменить смешанный антифриз на новый с полной промывкой системы.
Если же нужно было смешивать разные составы, то следует ориентироваться не на цвет антифриза, а на его химический состав. Добавки из разных жидкостей, входящие в рецептуру, могут взаимодействовать друг с другом.
Только в случае выбора двух продуктов с одинаковым составом риск образования опасных отложений для системы охлаждения силового агрегата минимален.
Некоторые типы охлаждающей жидкости все же можно смешивать. Для наглядности приведена таблица.
Эти данные предоставлены концерном Volkswagen для хладагентов, одобренных концерном Volkswagen.
Важно! Антифризы, имеющие одинаковый состав, могут быть окрашены в разные цвета.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для автомобиля безопаснее будет не доливать новый антифриз, так как результат взаимодействия двухжидкостных компонентов непредсказуем, а полностью менять охлаждающую жидкость.
При этом после удаления старого антифриза следует промыть систему охлаждения дистиллированной водой и добиться выхода чистой (не подкрашенной) воды. Только после этого можно заливать новый антифриз.
Охлаждающая жидкость для авто: как выбрать
Несмотря на то, что в стране действует государственный стандарт на незамерзающие жидкости – ГОСТ 28084-89, не следует руководствоваться его требованиями. К сожалению, этот документ во многом устарел. В частности, некоторые добавки, которые использовались при изготовлении антифриза в прошлом, больше не используются.
Важно! С 2016 года для жидкостей, произведенных на основе гликолей, которые можно использовать в автомобилях, работающих в легких условиях, в стране вступил в силу новый стандарт — ГОСТ 33591-2015.
Не стоит слепо доверять информации на этикетке о том, что продукт разработан с учетом требований тех или иных производителей автомобилей. Часто такая формулировка является просто рекламным ходом.
Единственное, что должно быть важно для автолюбителя – это рекомендации производителя автомобиля. Эта информация содержится в технической документации автомобиля.
Именно производитель по результатам испытаний конкретных видов жидкостей выдает разрешение на использование данного продукта в системе охлаждения. Автомобильная охлаждающая жидкость входит в список рекомендуемых. Компания-производитель указывает полученный допуск на упаковке.