Принцип работы этой схемы заключается в следующем. При запуске двигателя насос нагнетает масло в масляную магистраль двигателя. В линии всасывания имеется сетчатый фильтр, который удаляет крупные частицы из масла.
Смазочная система двигателя
Задача системы смазки — подача моторного масла к поверхностям трения компонентов двигателя, а также хранение, очистка и охлаждение масла. Моторное масло снижает силы трения и износ деталей трения, охлаждает поверхности трения, удаляет с них продукты износа и способствует снижению коррозионного износа.
В современных поршневых двигателях внутреннего сгорания используется комбинированный метод смазки:
- наиболее нагруженные детали (подшипники коленчатого и распределительного валов, рычаги распределительного вала, клапанные крышки, иногда поршневые пальцы) смазываются под давлением,
- другие детали трения (зеркало цилиндра, компрессионные кольца поршня и т.д.) смазываются разбрызгиванием.
Необходимо, чтобы система смазки двигателя обеспечивала надежную и непрерывную подачу моторного масла ко всем узлам трения и деталям двигателя с масляным охлаждением при любых условиях эксплуатации и на всех режимах работы, непрерывную работу двигателя без перегрева масла и без долива или замены масла, низкий расход масла (не более 1 % от расхода топлива для дизельных двигателей), минимальные затраты мощности на работу и достаточную степень очистки масла от механических загрязнений, воды
Особенно высокие требования предъявляются к системам смазки в жестких условиях эксплуатации (очень высокие или очень низкие температуры, неровная местность с крутыми склонами, вода, высокие ускорения или замедления). Транспортные средства, используемые в самых суровых условиях, включают военные автомобили, гусеничные транспортные средства и тракторы, а также автомобили-амфибии. Например, системы смазки двигателя на военных машинах должны обеспечивать бесперебойную подачу масла к движущимся частям при 35% наклонах и спусках, 25% крене и температура х-50…+50°C.
Существуют мокрые и сухие системы смазки картера.
Смазочные системы с мокрым картером
Системы мокрых колодцев являются наиболее распространенными, поскольку они имеют самую простую конструкцию. Типичная схема системы смазки мокрых скважин показана на рис. Он состоит из масляного картера 11, масляного насоса 16 с маслосборником 13 и редукционным клапаном 17, масляных фильтров грубой очистки 5 и тонкой очистки 1, маслопроводов 7 и 14, масляного радиатора (или теплообменника) 19 с врезным клапаном 18 и клапаном 15, подающим масло в радиатор, указателя уровня масла 6 и уровня масла 12, а также маслозаливной горловины 2.
При работе двигателя масло из каретки засасывается насосом 16 через сетчатый фильтр маслосборника и вытесняется через фильтр 5 в маслопровод 7 в блоке цилиндров. Оттуда по каналам в стенках блока она поступает к коренным подшипникам 10 коленчатого вала и смазывает их, а затем по каналам в валах и фланцах валов к подшипникам 9 шатуна. Избыток масла проникает через зазоры в этих подшипниках и при их вращении распыляется в виде масляного тумана и смазывает стенки цилиндра, поршневые пальцы и другие детали двигателя. Линия 7 также подает масло к подшипникам 8 распределительного вала, шестерням 20 распределительного вала и полым валам 3 москитных рычагов. Часть масла (8…20 %) поступает в масляный фильтр тонкой очистки, где очищается от мельчайших примесей и возвращается в автомобиль. Насос 16 не только подает масло на движущиеся части, но и циркулирует часть масла через масляный радиатор 19 (или теплообменник), где оно охлаждается. Постоянное давление в системе поддерживается редукционным клапаном, который отводит масло из напорной камеры насоса в камеру всасывания при достижении определенного давления в системе. Если вязкость масла слишком высока или фильтр предварительной очистки сильно загрязнен, высокое давление заставляет перепускной клапан 4 открыться и пропустить масло через фильтр без очистки.
Рис. Типичная схема системы смазки двигателя с мокрым картером: 1 — фильтр тонкой очистки; 2 — маслозаливная горловина; 3 — полый распредвал; 4 — перепускной клапан; 5 — фильтр грубой очистки; 6 — датчик давления масла; 7, 14 — маслопроводы; 8 — подшипники распредвала; 9 — картерные подшипники, 10 — коренные подшипники; 11 — масляный картридж; 12 — указатель уровня масла; 13 — маслосборник; 15 — впускной клапан радиатора; 16 — масляный насос; 17 — масляный насос; 17 — редукционный клапан; 18 — клапан радиатора; 19 — масляный радиатор; 20 — шестерни распредвала.
Смазочные системы с сухим картером
В системах сухой смазки картера основной запас масла находится в закрытом масляном баке, из которого оно подается в главную масляную магистраль двигателя через находящуюся под давлением часть масляного насоса. Сухие системы обеспечивают непрерывную подачу масла в трансмиссию двигателя на длинных подъемах и спусках без масляного голодания или утечек из сальников коленчатого вала. Кроме того, использование системы с сухим картером уменьшает высоту двигателя, снижает расход масла и дольше сохраняет физические и химические свойства масла, поскольку картерные газы удаляются из масла.
Рисунок Типичная схема системы смазки двигателя с сухим картером: 1 — масляная центрифуга; 2 — двигатель; 3 — полнопоточный фильтр; 4 — масляный радиатор; 5 — перепускной клапан; 6 — масляный бак; 7 — змеевик для подогрева масла; 8 — предпусковой масляный насос; 9 — масляный фильтр; 10, 11 — секции заливки и слива основного масляного насоса.
На рисунке показана типичная схема сухой картриджной системы смазки для тяжелых дизельных двигателей. Перед запуском двигателя масло из масляного бака 6 с помощью предпускового сливного насоса подается в главную масляную магистраль двигателя, минуя все фильтры, чтобы уменьшить трение и износ его деталей в начальный период запуска.
Зимой масло в баке, в главной магистрали подачи масла и в насосе 8 предварительно подогревается подогревателем моторного масла. Масло в баке обычно предварительно подогревается змеевиком 7, в котором циркулирует нагретая жидкость системы охлаждения двигателя. Во время работы двигателя масло из бака под действием компрессионной секции 10 главного масляного насоса проходит через всасывающий масляный фильтр 9 в полнопоточный фильтр 3 для грубой фильтрации и оттуда в главную масляную магистраль двигателя. Когда детали трения смазаны, масло поступает в маслосборники переднего и заднего двигателя, откуда большая его часть (80…92%) подается обратно в бак через насосную секцию 11 главного масляного насоса. Эта секция состоит из двух пар шестерен — по одной на каждый масляный бак. По пути в бак масло охлаждается в маслоохладителе 4. Если масло еще холодное и, следовательно, имеет высокую вязкость, активируется перепускной клапан 5 для защиты охладителя от повреждения. Небольшое количество масла (8…20%) из зоны всасывания насоса подается в центрифугу тонкой очистки масла 1. В некоторых системах сухих картриджей центрифуга не используется. В этих случаях фильтр тонкой очистки частичного потока располагается в том же корпусе, что и фильтр грубой очистки с ленточной канавкой! Масло, очищенное в секции тонкой очистки, сливается в картер двигателя.
Для того чтобы понять, насколько важно правильное обслуживание этого компонента для современного автомобиля, необходимо иметь хотя бы базовые знания о системе смазки, ее работе и принципе действия. Именно на этом мы сейчас и сосредоточимся.
Роль смазки в двигателе внутреннего сгорания
Большинство деталей двигателя смазываются жидким маслом. Он хранится в общем картере. Отклонения от этой системы возможны, но только в особо обоснованных случаях.
В любой конструкции масло должно выполнять несколько функций, настолько важных, что эту жидкость можно считать важнейшим элементом двигателя с длительным сроком службы и хорошим балансом:
- Самая простая функция — снижение коэффициента трения скольжения, т.е. смазка — заключается в образовании масляной пленки между трущимися деталями, в которых происходит взаимное перемещение без контакта твердых металлов,
- Отвод тепла обычно обеспечивается системой охлаждения, но масло выполняет эту задачу непосредственно от пар трения; особенно важна производительность насоса — это способность создавать давление и перекачивать необходимый объем за единицу времени,
- Помимо отвода тепловой энергии, продукты износа и само масло должны быть удалены из зон трения и направлены в сетчатый масляный фильтр, чтобы предотвратить их попадание в другие рабочие зоны,
- Значительное давление, создаваемое насосом, позволяет приводить в действие такие гидравлические устройства, как гидравлические подъемники клапанов, гидравлические натяжители цепи и фазовращатели,
- Масляная пленка эффективно предотвращает коррозию металлических деталей и высыхание резиновых деталей.
В идеале масло способно полностью исключить любой износ, кроме износа самой жидкости, которая регулярно заменяется.
На практике износ присутствует, но он достаточно минимален, чтобы отдельные двигатели работали в течение миллиона километров или более.
Виды систем смазки ДВС
Процесс смазки может быть организован несколькими способами.
Жидкий картер
Классически масло находится в картере двигателя. Оттуда оно всасывается через штуцер масляного насоса, под давлением распределяется по двигателю, а затем сливается.
Именно так работает большинство гражданских двигателей — как для легковых, так и для специальных автомобилей.
Преимущества и недостатки системы смазки
В некоторых случаях, например, в спорте, уровень масла трудно поддерживать из-за наклона автомобиля и высокого ускорения в продольной и поперечной плоскостях.
Решение заключается в непосредственном отсасывании капающего масла с помощью насосной группы, которая удаляет пену и воздух, а затем закачивает его в напорные линии. В картере не удерживается жидкость, поэтому его обычно называют сухим картриджем.
Разбрызгивание рабочей жидкости на поверхности
Способ дозирования жидкости к компонентам отличается от дозирования в виде капель, струй или масляного тумана без давления.
Таким способом смазываются поршни, распределительные валы и многие другие компоненты, не требующие неподвижной, стационарной головки.
Подача рабочей жидкости под напором
Нагруженные детали, особенно подшипники скольжения коленчатого и распределительного валов, требуют постоянного давления, поскольку зазор, измеряемый в миллиметрах, невелик, а прочность и обновление пленки имеют решающее значение.
Там масло подается под давлением в несколько атмосфер, и вал буквально врывается в жидкую фазу.
Метод настолько эффективен, что работает даже на картридже турбокомпрессора, где скорость измеряется десятками тысяч в минуту. Недостаточное давление приводит к прямому контакту с металлом, истиранию и заклиниванию.
Комбинированная система
Оба метода используются вместе, поэтому можно говорить о комбинированной системе смазки.
Это включает в себя организацию процесса — сухой картер не исключает смазки выходящим маслом, в двигателе всегда есть масляный туман и специальные форсунки, направляющие струи масла на критические участки на нижней стороне поршней или распредвалов.
Устройство
Система включает в себя:
- запас рабочей жидкости; чем его больше, тем легче поддерживать тепловую эффективность и срок службы между заменами, а также справляться с критическими ситуациями, создавая рабочее давление в питающей и гидравлической линиях,
- фильтры с редукторами давления для предотвращения чрезмерного повышения давления,
- масляных радиаторов, начиная от простых ребер и заканчивая полностью развитой ячеистой структурой воздушного потока,
- теплообменники между маслом и охлаждающей жидкостью,
- приборы и средства управления, манометры температуры, давления и уровня, визуальные указатели уровня.
Техническое обслуживание заключается в регулярной замене масла и фильтров в соответствии с графиком технического обслуживания.
В то же время практика использования центробежных машин в системах смазки с синтетическими и полусинтетическими маслами показала, что наряду с вредными примесями, загрязняющими масло, из него удаляются и некоторые полезные присадки.
Виды систем смазки
Ниже перечислены типы систем смазки:
- Под давлением. С помощью гидравлической смазки. Насос обеспечивает давление в масляной магистрали.
- Путем распыления или центрифугирования. Это часто приводит к центробежному эффекту — детали вращаются и разбрызгивают масло по всей полости механизма. Масляный туман оседает на деталях. Затем смазочный материал самотеком стекает обратно в резервуар,
- сочетание. Этот тип смазки чаще всего используется в двигателях современных автомобилей. В некоторые двигатели внутреннего сгорания подается масло под давлением, а в другие — масло для впрыска. Первый метод предназначен для принудительной смазки основных компонентов, независимо от того, как эксплуатируется устройство. Этот метод позволяет наиболее эффективно использовать моторное масло.
Все системы также можно разделить на две основные категории:
- Жидкий кертер. В этих вариантах масло концентрируется в завивателе. Масло собирается в картер. В этом типе картера масло подается в масляный бак. Масляный насос всасывает его и направляет по каналам в нужный компонент,
- Масло забирается насосом, который направляет его в масляный фильтр, а затем в маслоэкстрактор, который, в свою очередь, направляется в сухую намотку. Эта система имеет два насоса, один из которых качает, а другой всасывает масло и сливает его в резервуар. Затем масло собирается в картридже.
Обобщены преимущества и недостатки этих систем:
Система смазки: | Преимущества | Преимущества и недостатки |
Преимущества и недостатки системы смазки | Автопроизводитель может использовать двигатель для низких высот; при движении по склонам двигатель по-прежнему получает необходимое количество охлаждающей смазки; наличие радиатора обеспечивает лучшее охлаждение деталей двигателя. | Во много раз дороже мокрого карбюратора — больше деталей, которые могут сломаться. |
Жидкий картер | Небольшое количество приводов: один фильтр и один насос | Когда двигатель активно работает, масло в картере может вспениваться; смазка распределяется широко, поэтому небольшое количество масла застаивается в двигателе; масло в картере не может охладиться из-за большого объема; при движении по наклонным дорогам насос не всасывает достаточное количество масла, что может привести к перегреву двигателя. |
Долговечность двигателя зависит от эффективности его системы смазки. По этой причине его необходимо регулярно обслуживать. Этот процесс осуществляется на каждом этапе технического обслуживания автомобиля. Даже если некоторым узлам и агрегатам уделяется меньше внимания (хотя безопасность и надежность транспорта требует уделять должное внимание всем системам), небрежное отношение к замене масла и фильтров приводит к дорогостоящему ремонту. Для некоторых автомобилей дешевле купить новый автомобиль, чем проводить ремонт двигателя.
Помимо своевременной замены расходных материалов, от автовладельца ожидается, что он будет знать, как самостоятельно эксплуатировать двигатель. Когда вы запускаете двигатель после длительного простоя (5-8 часов), все масло будет находиться в картере, а на деталях двигателя будет видна лишь небольшая масляная пленка.
Если в это время нагрузить двигатель (начать движение), то без достаточной смазки компоненты быстро выйдут из строя. Проблема в том, что насосу требуется некоторое время, чтобы протолкнуть более густое масло (потому что оно холодное) через линию.
По этой причине даже современный двигатель должен быть предварительно прогрет, чтобы смазка достигла всех узлов, работающих на холостом ходу. Зимой этот процесс занимает не больше времени, чем водитель успевает очистить автомобиль от снега (включая крышу). Автомобили, оснащенные системой HFO, облегчают этот процесс. Электронные системы не задействуют дроссельную заслонку, пока двигатель не прогреется.
Особое внимание следует уделять графику замены моторного масла. Многие начинают с количества километров, но это не всегда говорит о точной частоте процесса. Ведь даже если заведенный автомобиль застрял в пробке или застрял в пробке, масло постепенно теряет свои свойства, даже если автомобиль еще немного движется.
С другой стороны, если водитель часто ездит на большие расстояния по автостраде, то в этом режиме масло расходует больше ресурсов, даже если километры уже пройдены. Вот как рассчитать количество часов работы двигателя.
А вот видео о лучшем масле для двигателя вашего автомобиля:
Некоторые неисправности системы смазки
В большинстве случаев эта система не очень подвержена неисправностям и заметна в основном по повышенному расходу масла или низкому давлению масла. Вот основные неисправности и способы их устранения:
Симптом неисправности: | Возможные неисправности: | Возможные решения: |
Чрезмерное потребление масла | Негерметичный масляный фильтр (плотно закручен);Негерметичные прокладки (например, прокладка картера);Утечка в картере;Заблокирована вентиляция картера;Повреждение системы клапанов или системы клапанов. | Для замены уплотнений, проверки правильности установки масляного фильтра (он может быть расположен неровно, поэтому не полностью закручен); для ремонта ГРМ, КШМ или очистки вентиляции картера обратитесь к специалисту. |
Давление в системе упало. | Сильно засоренный фильтр; неисправный насос; неисправный редукционный клапан(ы); низкий уровень масла; неисправный датчик давления. | Фильтр заменяется, а неисправные детали могут быть отремонтированы. |
Большинство неисправностей можно диагностировать путем визуального осмотра устройства. Если происходит утечка масла, необходимо отремонтировать эту деталь. Нередко большая утечка приводит к образованию под машиной постоянного пятна.
Некоторые виды ремонта требуют частичного или полного демонтажа двигателя, поэтому в таких случаях лучше довериться профессионалу. Особенно если обнаружено повреждение СО или ЭБУ. Однако при надлежащем обслуживании такие поломки случаются крайне редко.
Тяжелые многолитровые дизельные двигатели коммерческих автомобилей не следует сравнивать с двигателями легковых автомобилей. Замену следует производить после длительного использования. Однако двигатели имеют высокий КПД, медленную работу и длительный срок службы при относительно коротких интервалах технического обслуживания.
Принцип функционирования СС
Большинство двигателей последнего поколения оснащены комбинированной системой смазки, которая в основном состоит из смазки деталей/компонентов с высоким коэффициентом трения под определенным давлением и смазки менее нагруженных деталей под действием гравитации/преципитации.
Мы уже видели схему системы смазки двигателя, теперь давайте опишем ее работу.
При включении зажигания масляный насос приходит в движение, создавая давление и закачивая жидкость в каналы, которые были опустошены во время стоянки автомобиля. Это происходит в течение нескольких секунд, и в это время загорается лампочка низкого давления.
Когда насос работает, масло поступает из картера в масляный фильтр, смазывает подшипники коленчатого вала (шейки коленчатого вала/шатуны) и распределительный вал, а затем верхние крепления шатунов (на поршневых пальцах).
Следующим этапом на «длинном шелковом пути» является смазка цилиндра, когда жидкость поступает в нижний шатунный палец через форсунки или специальные отверстия.
Все остальные компоненты системы трансмиссии смазываются разбрызгиванием. Это работает следующим образом: Масло разбрызгивается через зазоры в смазочных поверхностях, описанных выше, на движущиеся части механизма управления и коленчатого вала. Из-за высокой скорости вращения деталей струя настолько интенсивна, что образуется масляный туман, который покрывает все остальные части двигателя. Под действием силы тяжести масло конденсируется и стекает в картер, замыкая цепь.
Описанная выше система является наиболее распространенной и называется жидкостной картриджной смазкой. Однако в высокопроизводительных двигателях используется система «сухого картера», в которой для хранения промежуточного ММ используется отдельный резервуар, а картер остается сухим. Это устраняет зависимость давления в системе от уровня жидкости в картере и пространственного расположения маслозаборника, как в случае с традиционными системами смазки.
Классификация систем смазки
Существует несколько критериев, по которым классифицируются двигатели внутреннего сгорания. В частности, способ подачи смазочной жидкости к деталям устройства:
- Под давлением с помощью масляного насоса,
- с помощью гидравлического масляного насоса,
- комбинированный метод.
Подача масла к трущимся деталям под давлением необходима, когда никакой другой метод не может обеспечить точную дозировку смазочного материала к деталям в единицу времени. Большинство современных двигателей оснащены масляным насосом.
Не всегда рационально тратить мощность двигателя на поддержание высокого давления, необходимого для смазки всех деталей двигателя, которые в этом нуждаются. Поэтому везде, где это возможно, используется метод распыления, при котором масло обтекает вращающиеся детали и распыляется по всей полости, создавая плотное облако масла, окружающее все детали.
Следует отметить, что метод выталкивания имеет определенные недостатки:
- не обеспечивает равномерную смазку, так как масло беспорядочно распределяется по смазываемым поверхностям
- этот метод требует гораздо большего количества смазочного масла.
- риск окисления металлических поверхностей возрастает с увеличением количества процесса смазки.
В большинстве автомобилей используется комбинированная система циркуляции масла, которая обладает недостатками и преимуществами двух вышеуказанных методов.
Вторым важным фактором для СС является своевременное охлаждение нагретого в агрегате масла — если этого не сделать, то при повышении температуры смазывающие свойства снижаются, что грозит перегревом двигателя. Существующие методы охлаждения масла включают:
- Метод открытой вентиляции картера,
- Охлаждение картера методом вентиляции закрытого картера.
При первом способе образующиеся картерные газы выбрасываются в атмосферу через отверстие в картере; при втором способе газы поступают обратно в цилиндр, где они сгорают.
Некоторые модели трансмиссий оснащены масляными радиаторами, в которых моторное масло охлаждается либо обдувом против потока воздуха, либо охлаждающей жидкостью, циркулирующей по линиям радиатора.
Масляный радиатор
Поскольку комбинированный способ подачи масла является наиболее распространенным, полезно описать его разновидности, о которых мы уже упоминали: мокрый и сухой картер.
Жидкий картер
Этот метод считается распространенным из-за своей простоты. Конструктивно система смазки картриджа состоит из следующих элементов:
- масляный картридж,
- масляный насос,
- маслоприемник,
- редукционный клапан,
- масляные линии,
- фильтр тонкой очистки/фильтр грубой очистки MM,
- круче,
- датчики уровня и давления масла,
- маслозаливная горловина.
При работе двигателя масляный насос подает жидкость под давлением через сетчатый фильтр маслозаборного устройства в маслосборник, откуда она направляется в главную масляную магистраль в блоке цилиндров. Отсюда масло под давлением поступает по трубопроводам к диафрагмам BC в коленчатом валу и смазывает сначала коренные подшипники, а затем подшипники коленчатого вала. Избыток смазки выдавливается через технологические зазоры и достигает вращающихся частей коленчатого вала, разбрызгивается в моторный отсек и под действием силы тяжести смазывает поршневые пальцы, внутренние поверхности цилиндров и другие детали двигателя. В то же время ПМ направляется по маслопроводу к распределительному валу и смазывает его подшипники, шестерни и рычаги. Небольшая часть смазочного материала (не более 20 % от общего объема, циркулирующего в системе) попадает в фильтр тонкой очистки, откуда после очистки стекает обратно в масляный картридж.
Часть масла поступает в радиатор рядом с компонентами двигателя для принудительного охлаждения.
Сочетание перепускных и редукционных клапанов обеспечивает бесперебойную работу системы при значительных колебаниях давления на масляном насосе.
Сухая смазка используется на гоночных автомобилях и некоторых внедорожных моделях. Масло хранится в отдельной емкости, либо в картере, либо вне двигателя. В остальном структура системы смазки идентична предыдущему типу.
Оборот масла в двигателе
Цикл запускается подачей жидкости из картера или сбором масла, поступающего в картер от насосов «сухой» системы. На входе в маслосборник масло сначала очищается от крупных инородных тел, которые могли попасть в масло различными путями, например, в результате неправильной процедуры ремонта, повреждения двигателя или порчи самого смазочного материала. Чрезмерное количество таких загрязнений может засорить масляный фильтр и вызвать масляное голодание на входе в насос.
Давление не регулируется самим масляным насосом, поэтому оно может превышать предел. Например, из-за отклонений вязкости. По этой причине параллельно механизму насоса установлен редуктор давления, который в аварийной ситуации возвращает избыточное давление в картер.
Затем жидкость поступает в тонкий полнопоточный фильтр, поры которого измеряются в микрометрах. Тщательная фильтрация предотвращает попадание в интерстициальные пространства частиц, которые могут поцарапать поверхности трения. Если фильтр переполнен, существует риск разрыва фильтрующей шторы. Поэтому он оснащен перепускным клапаном, который направляет поток в обход фильтра. Это не является экстренной мерой, но освобождает двигатель от части грязи, скопившейся в фильтре.
Отфильтрованный поток направляется через многочисленные трубопроводы ко всем компонентам двигателя. При соблюдении расчетных зазоров регулируется перепад давления, а его величина обеспечивает дросселирование потока. Поток масла заканчивается его возвращением в картер, где оно частично охлаждается и снова готово к использованию. Иногда она проходит через масляный радиатор, где часть тепла уходит в атмосферу, или через теплообменник в системе охлаждения двигателя. Таким образом, поддерживается допустимая вязкость, которая сильно зависит от температуры, и снижается скорость реакций окисления.
Особенности смазки дизельных и высоконагруженных двигателей
Основное различие заключается в специфических свойствах масла. Существуют некоторые важные свойства продукта:
- вязкость, особенно ее зависимость от температуры,
- Очищающие и диспергирующие свойства, способность отделять и удалять примесные продукты из компонентов,
- кислотность и коррозионную стойкость, особенно по мере старения масла,
- наличие загрязняющих веществ, особенно серы,
- потери на внутреннее трение, потенциал энергосбережения.
- В частности, дизельные двигатели должны быть устойчивы к загрязнению. Работа на тяжелом топливе и высокая степень сжатия способствуют концентрации сажи и серной кислоты в картере. Это усугубляется наличием турбокомпрессоров во всех дизельных двигателях легковых автомобилей. Отсюда директива по использованию специальных смазочных материалов, которая учитывает это при упаковке присадок. Их также следует менять чаще, поскольку износ все равно неизбежен.
Смазочный материал состоит из базового масла и пакета присадок. О качестве товарного продукта принято судить по его основе. Он может быть минеральным или синтетическим. Если состав смешанный, масло называется полусинтетическим, хотя обычно это простое минеральное масло с некоторым количеством синтетических компонентов. Еще один миф — безусловное преимущество синтетики. Хотя они также поступают из разных источников, большинство недорогих продуктов производятся методом гидрокрекинга из одних и тех же нефтепродуктов.
В системах с масляной ванной в картере двигателя уровень должен поддерживаться в относительно узких пределах. Компактный размер двигателя и требование экономного использования дорогостоящих продуктов не позволяют устанавливать громоздкие поддоны для сбора капель. Если уровень слишком высок, существует риск контакта коленчатого вала с уровнем масляной ванны, что приведет к вспениванию и потере свойств. Если уровень слишком низкий, боковая перегрузка или продольное ускорение приведут к разбору масляного поддона.
Важность поддержания нужного количества масла в системе
Современные двигатели потребляют больше масла из-за более коротких ободов поршней, более тонких энергосберегающих колец и наличия турбокомпрессоров. Поэтому необходимо регулярно проверять щуп. Кроме того, были установлены датчики уровня.
Для каждого двигателя существует предельное значение расхода масла, которое измеряется в литрах или килограммах на тысячу километров пробега. Если это значение превышено, существует проблема с изношенными цилиндрами, поршневыми кольцами или сальниками штока клапана. Появляется заметный дым из выхлопной системы, загрязнение каталитических нейтрализаторов и образование сажи в камерах сгорания. Двигатель необходимо отремонтировать или заменить. Расход масла — один из важнейших показателей состояния двигателя.