Диагностика заключается в осмотре при работающем двигателе. Когда охлаждающая жидкость нагревается, давление увеличивается. В результате охлаждающая жидкость сжимается микротрещинами. Это можно легко обнаружить. Все дефектные штекеры должны быть заменены на новые.
Куда уходит антифриз из расширительного бачка
Ситуация с утечкой антифриза из расширительного бачка знакома многим автомобилистам. В некоторых случаях причину поломки можно определить невооруженным глазом. Треснувший бак, сильная течь под кузовом автомобиля не остаются незамеченными. Однако некоторые повреждения трудно обнаружить без помощи профессионала. В этих случаях охлаждающая жидкость постепенно вытекает из бачка, владелец не находит неисправности и просто доливает.
Если владелец автомобиля обнаруживает утечку и тщательно проверяет всю систему на наличие повреждений, это может быть хорошим признаком того, что нет серьезных проблем с радиатором, шлангами, форсунками и цилиндром. Но это не совсем так, поскольку антифриз участвует в различных процессах, и целостность ключевых компонентов может указывать на более серьезные проблемы двигателя. Но прежде чем отправиться в мастерскую, проверьте физические причины потери охлаждающей жидкости в системе:
- Временной фактор. Добиться идеальной герметичности системы невозможно. Кроме того, перепады температур на разных участках приводят к постепенному испарению антифриза. Для каждой модели автомобиля, в зависимости от условий эксплуатации, существуют установленные нормы расхода.
- Сезонный фактор. Большинство жалоб на резкое понижение уровня антифриза от владельцев поступает в зимнюю пору. Расход антифриза увеличивается по вполне объяснимым физическим причинам. Отрицательная температура заставляет жидкость сужаться в объеме, при работе двигателя происходит обратный процесс. Понижение уровня в таких случаях является нормальным состоянием, и причин для беспокойства быть не должно.
Важно понимать, что физические причины низкого уровня охлаждающей жидкости приводят к очень медленному сливу. Если автомобилисту необходимо время от времени доливать небольшое количество охлаждающей жидкости в течение зимы, в этом нет ничего плохого.
Явные поломки
Антифриз используется для охлаждения двигателя автомобиля. Жидкость с несколькими присадками используется как в теплое, так и в холодное время года. Большинство составов позволяют эксплуатировать автомобиль при температуре ниж е-60 градусов Цельсия. Без охлаждающей жидкости в системе двигатель быстро перегревается, заклинивает, и автомобиль выходит из строя. Ремонт самого дорогого компонента автомобиля обходится дорого, поэтому важно тщательно следить за состоянием всех компонентов. Наиболее распространенными неисправностями, которые могут привести к быстрой и заметной потере антифриза, являются:
- Повреждение основного радиатора. Не заметить утечки в этом случае крайне трудно, т. к. под автомобилем будут образовываться подтеки. Если заглянуть под днище, то можно обнаружить капли синего, зеленого или красного цвета. Чаще всего радиатор выходит из строя по причине механического повреждения тонких трубок, которые называются сотами. В большинстве случаев виной тому служат камни, которые могут вылетать на большой скорости из-под колес других автомобилей. Старые машины, которые эксплуатируются более 10 лет, могут столкнуться со ржавчиной на радиаторных трубках. В таком случае они буквально разваливаются из-за коррозии. Аналогичны причины разрушения боковых пластиковых бачков радиатора.
- Выход из строя радиатора печки. Скорость утечки из системы охлаждения приблизительно такая же, как и при повреждении основного радиатора, но диагностировать поломку намного сложнее. Очень часто владельцы не понимают, куда уходит антифриз, если нигде не протекает. Вполне вероятно, проблема кроется в механическом повреждении радиатора печки, а тосол капает на уплотнитель в салоне. В таком случае опытные автолюбители советуют обратить внимание на характерный запах в салоне и на сильное запотевание стекол в любую погоду. Чтобы окончательно убедиться в правильности диагноза, необходимо разобрать приборную панель. Если выполнить подобную работу самостоятельно затруднительно, можно обратиться в сервисный центр.
- Неполадки расширительного бачка или крышки являются самой распространенной поломкой, поэтому при утечке охлаждающего средства на эти элементы системы стоит обращать внимание в первую очередь. Диагностировать поломку при нарушении герметичности крышки или трещине в верхней части бочонка несложно. В таком случае тосол будет проступать наружу, забрызгивать остальные элементы под капотом. Но при механических повреждениях в нижней части бочонка выяснить причину утечки жидкости крайне трудно. Большинство моделей автомобилей потребуют полного снятия элемента. Если никаких повреждений не выявлено, то не стоит спешить с заменой комплектующих. В первую очередь нужно проверить перепускной клапан, который встроен в пробку. Очень часто он засоряется, что приводит к утечке.
- Соединительные шланги внутри системы постоянно подвержены расширению из-за воздействия высоких температур и последующему восстановлению до первоначальных размеров. В холодное время года они могут существенно сужаться в габаритах.
- Проблемы с трубками. Несмотря на то что соединительные трубки изготовлены из металла и обычно служат очень долго, из-за механических повреждений выходят из строя и они. Чаще всего причиной этому является временной фактор. Коррозия может распространяться достаточно быстро, и вовремя заметить наличие дефекта непросто. Через трещины в металле жидкость может утекать очень быстро.
- Дефекты термостата или помпы. Эти два механизма в автомобиле предназначены для накачивания и регулирования потоков охлаждающей жидкости. В зависимости от модели машины и года выпуска корпус деталей может быть выполнен из металла или пластика. Отремонтировать поврежденные элементы удается редко, поэтому чаще всего рекомендуется заменять важные детали.
- Протекание помпы. Если во время диагностики удалось заметить, что лужица из антифриза образуется на месте, где расположен водяной насос, то в большинстве случаев причиной утечки является помпа. Но точно отследить место утечки крайне непросто, т. к. современные модели автомобилей оснащены всевозможными кожухами, пыльниками, сальниками, защитами днища и прочими элементами, которые могут накапливать стекающий антифриз. Сама по себе помпа является очень прочным и цельным изделием, поэтому чаще всего утечка появляется из-за проблем с сальником или прокладки, которая располагается между фланцем насоса и блоком цилиндра. Дополнительные сложности ожидают владельцев переднеприводных автомобилей, т. к. помпа обычно расположена под крышкой газораспределительного механизма.
Трудности при диагностике
Хотя все эти причины очевидны, не всегда можно самостоятельно определить место утечки антифриза из расширительного бачка. Например, повреждение линии часто не видно невооруженным глазом. В таких случаях опытные автолюбители советуют дать двигателю полностью остыть, тщательно высушить руки и внимательно осмотреть каждый соединительный элемент. Обязательно появятся микротрещины, и в шланге образуется утечка охлаждающей жидкости.
Более сложная ситуация — неисправные зажимы. Хитрость заключается в том, что жидкость скапливается крупными каплями на стыках, затем переходит на нагретую поверхность и сразу же испаряется. Характерный запах охлаждающей жидкости предупредит вас о проблеме. Вы можете почувствовать его запах при открытом капоте или в салоне автомобиля. Если утечка вызвана неплотным соединением в труднодоступном месте, скорее всего, потребуется осмотр системы в яме.
Еще один нюанс связан с защитными элементами под автомобилем. Причиной утечки может быть, например, дефект уплотнений насоса. Однако в этом случае капли попадают на защитный кожух, и в области под радиатором образуются капли мазута. В этом случае может потребоваться много времени, чтобы найти фактическую причину повреждения.
В таком случае рекомендуется снять защитный кожух и внимательно осмотреть состояние всех основных компонентов системы охлаждения.
Уходит или нет?
Давайте сначала проясним один важный вопрос: Что считается опасным снижением уровня охлаждающей жидкости? Уточню одну фразу: если уровень антифриза имеет право немного упасть? Или любая утечка этой жидкости должна приравниваться к катастрофе в системе охлаждения?
Вопрос отнюдь не праздный. В Интернете некоторые писатели и комментаторы в жарких спорах стреляют друг в друга, разбивают бачки системы охлаждения и распыляют кипящий антифриз, чтобы доказать свою точку зрения. Некоторые из них убеждены, что любая утечка антифриза является признаком дефекта, поскольку система герметична. Другие убеждены, что антифриз — это раствор этиленгликоля (иногда пропиленгликоля) и воды, и поэтому испарение — это нормальный процесс. В ответ на острые вопросы типа «А куда испаряется вода из герметичной системы?» они обычно молчат или бросают в своего коллегу еще одну банку. По большому счету, оба правы.
Система охлаждения действительно герметична. Но не полностью. Он не предназначен для космического корабля, и тот факт, что теоретически он должен легко выдерживать давление в две (и даже чуть больше) атмосферы, не делает его настолько герметичным, что вода из антифриза вообще не будет испаряться. И если в течение нескольких лет вам придется добавлять по 200-300 граммов, это тоже нормально. Но если каждый уровень обслуживания падает на те же 200 грамм — то это уже шанс увидеть, где антифриз находит свой путь к свободе. Хорошо, если это утечка….
Капли, лужи и моря
Как это ни печально, но антифриз может вытечь где угодно. Найти именно то место, где это происходит, часто бывает непросто. Поскольку это не всегда очевидно, есть несколько способов облегчить обнаружение утечки.
Во-первых, у антифриза есть особенность: он чаще подтекает, когда двигатель холодный. Причина этого проста: материалы расширяются при нагревании, и небольшие утечки перестают течь. Это особенно заметно, когда антифриз просачивается через насос. Когда двигатель горячий, можно все проверить, но ничего не видно. А под холодной машиной на асфальте появятся капли антифриза. Но при холодном двигателе утечка антифриза происходит не только из помпы. В этом могут быть виноваты и другие детали, например, гильзы на патрубках. Поэтому не все так однозначно.
Если антифриз подтекает, можно попробовать купить специальную флуоресцентную присадку. Это материал, который красиво светится в ультрафиолетовом свете. Он добавляется в антифриз, а затем все части системы охлаждения проверяются с помощью ультрафиолетовой линзы. Вы можете сразу увидеть место утечки. Не забудьте прочитать инструкцию: Часто после такой проверки необходимо слить антифриз, промыть систему и залить свежую жидкость. Тем временем, однако, существует антифриз, который светится сам по себе в ультрафиолетовом свете, без добавок.
Второй способ найти утечку — увеличить давление — с помощью компрессора. Этот метод обычно используется в обычных автосервисах. В ненормальных случаях это даже делается один раз и сразу после прибытия автомобиля в бокс, а это не совсем правильно. Когда двигатель остынет, антифриз может вытечь из того места, где все было сухо, когда двигатель был горячим, поэтому необходимо проверять даже при холодном двигателе. А некоторые люди не хотят этого делать.
Другая история — утечка антифриза из-за неисправной крышки расширительного бачка. Мы уже подробно рассказывали, как это проверить, поэтому не будем повторяться. Но помнить об этом необходимо по одной простой причине: если течет подозрительно много и из всех щелей, причина может крыться в этой крышке. Точнее, в его клапане, который уже не в состоянии сбросить избыточное давление. Поэтому, если он сильно и по всем швам «свистит», проверьте штекер, это не повредит. Иначе может лопнуть бачок (привет, «десятка», Шнива и так далее) или даже радиатор. Или что-то другое, что, похоже, не готово смеяться над очень высоким давлением. Поэтому антифриз течет слишком интенсивно. Здесь это будет не лужа, а целое море под машиной. Особенно сразу после выключения двигателя.
Предположим, что уровень упал и все под машиной сухо. Куда уходит антифриз?
Лучше бы печка!
Существует два варианта событий. В первом случае антифриз попадает в салон, во втором — в двигатель. Давайте начнем с первого.
Невозможно не заметить, что антифриз течет в салон. У него один и тот же путь: через радиатор и его соединения, поэтому все, что связано с отоплением и вентиляцией салона автомобиля, будет кричать об утечке антифриза. Первые признаки — белый пар, выходящий из рефлекторов при включенном отоплении, и мутные окна. И очень специфический сладковатый запах антифриза в машине. Менее заметным, но более очевидным признаком является то, что пол мокрый от антифриза. Поскольку нагреватель находится внутри, антифриз не может вытекать на пол. Кстати, антифриз трудно удалить с ковра, если не снять и не высушить его. Но большинство из них можно удалить с помощью туалетной бумаги, если положить пару рулонов краем на ковер. По крайней мере, самый дешевый достаточно хорош. Короче говоря, очень трудно не заметить утечку в радиаторе. Остальное — вопрос удачи. На некоторых автомобилях радиатор можно заменить, просто лежа вверх ногами под обтекателем, а на других приходится снимать весь обтекатель. Это все равно лучше, чем второй вариант скрытой утечки.
В этом случае антифриз попадает в масло. Если уровень в бачке регулярно падает, а утечки наружу (даже в салон) не наблюдается, вам следует немного обеспокоиться. На очень старых автомобилях типичным слабым местом является прокладка головки блока цилиндров. Если он имеет ямы, антифриз попадает в цилиндры и сгорает, что заметно по белому дыму из сильфона и пузырькам в расширительном бачке, когда вы нажимаете на газ. Это что-то очевидное и знакомое. Но сейчас во многих автомобилях есть теплообменник (или несколько, это зависит от ситуации), в котором масло и антифриз находятся в непосредственной близости друг от друга. И именно здесь выходит антифриз. Если теплообменник выходит из строя, масло и антифриз смешиваются в теплообменнике. В этом случае масло попадает в антифриз, а антифриз — в масло. Когда это происходит, ничего хорошего не может случиться.
Как определить, есть ли проблема с теплообменником? Первое, что необходимо сделать, это оценить состояние масла и антифриза снаружи. Антифриз ни при каких обстоятельствах не должен иметь никаких отложений. Грязный антифриз всегда следует менять, но самое главное — нужно срочно действовать, если вы подозреваете, что в нем есть масло.
В Интернете есть забавная история о том, как искать масло в антифризе. Один не очень опытный автовладелец рассказал, что столкнулся с этой проблемой на новом Superba. Он обратился к дилеру, но проблему найти не удалось. Но они взяли деньги за диагностику: не гарантийный случай, желание клиента. Расстроенный мужчина отправился к своим друзьям, где машину снова проверили и ничего не нашли. В итоге выяснилось, что владелец автомобиля просто не знал, что сам антифриз был жирным, а сунул палец в бачок и сделал вывод. Никто не знает, почему он это сделал. Возможно, он просто знакомился с машиной. В реальной жизни эмульсия в баке видна сразу, и не стоит совать туда палец. Особенно при горячем двигателе.
Также легко определить, проникла ли охлаждающая жидкость в масло — по эмульсии. Но вы также должны помнить, что небольшое светлое пятно на крышке маслозаливной горловины — это иногда не эмульсия, а просто конденсат. И это вполне нормально. Чтобы убедиться в этом, лучше всего вынуть щуп и посмотреть на него. Если эмульсия отсутствует, нет причин для беспокойства.
ТОП-5 причин почему уходит антифриз
Эти поражения могут быть вызваны следующим:
- механическое повреждение радиатора;
- пробоины в расширительном бачке;
- трещины в камере сгорания;
- износ цилиндров и их прокладок;
- попадание грязи в систему охлаждения двигателя и прочее.
Фото-инструкция по выявлению причины ухода антифриза
Это лишь малая часть возможных причин, потому что их гораздо больше.
Наиболее распространенной причиной является повреждение холодильника. При обнаружении такой проблемы автовладелец обычно временно заклеивает отверстие специальным клеем. Тогда, конечно, лучше заменить старый радиатор на новый, но при данной проблеме это не критично.
Ситуация становится еще хуже, если цилиндры или их компоненты повреждены. Ремонт неизбежен и довольно дорог — в зависимости от марки автомобиля стоимость достигает 1000 долларов и более.
Принцип работы системы охлаждения двигателя
Охлаждающая жидкость непрерывно поступает через специальные каналы в систему охлаждения. Для работы двигателя необходима температура +90°C. Только при достижении этой температуры автоматически срабатывает термостат в двигателе, и антифриз начинает течь с ускоренной скоростью.
В течение этого времени структура охлаждающей жидкости расширяется и увеличивает свой объем максимум на 5 %. Это приводит к сливу антифриза в расширительный бачок. При охлаждении процесс идет в обратном направлении.
По сути, антифриз циркулирует непрерывно. Это предотвращает образование паровых барьеров, которые могут повлиять на нормальное функционирование двигателя. Бесперебойная работа двигателя контролируется оптимальным уровнем антифриза.
Важно следить за уровнем охлаждающей жидкости в двигателе. Если добавить меньше антифриза, температура двигателя автоматически повысится. Если позволить этому процессу происходить, то высока вероятность разрушения цилиндров, а в стенках коробов для охлаждающего воздуха появятся трещины. Это определяется резким падением компрессии, мощности двигателя и увеличением расхода топлива.
Если водитель добавит больше антифриза, чем необходимо, произойдет повышение давления. Это приводит к утечкам в шлангах и радиаторе. Это связано с тем, что под давлением антифриза радиатор сильно нагревается, что является настоящим стресс-тестом для тонких стенок и компонентов двигателя. Другими словами, все резиновые и пластиковые детали начинают трескаться и ломаться.
Основные признаки утечки антифриза с расширительного бачка?
О появлении утечки антифриза свидетельствуют следующие признаки:
- увеличение температуры мотора до уровня, когда масло в нем буквально закипает;
- ощущение в салоне транспортного средства специфического сладковатого запаха, так похожего на антифриз;
- цветные маслянистые разводы под ТС;
- резкое исчезание ОЖ в расширительном бачке;
- непосредственное появление мокрых маслянистых разводов на деталях двигателя;
- появление из трубы едких густых выхлопных газов, даже при небольшом движении автомобиля.
Чтобы вовремя обнаружить утечку антифриза, автомобилисты должны обращать внимание на следующие признаки:
- отмечают уровень ОЖ цветным маркером;
- застилают газетой пространство под ТС на период стоянки;
- отслеживают появление пузырьков внутри радиатора при запущенном двигателе.