Масляное голодание» двигателя автомобиля, причины и последствия. Масляное голодание двигателя признаки и последствия

Двигатель
Масляное голодание двигателя признаки и последствия - Как определить масляное голодание Если уровень масла в двигателе выше/ниже нормы Видео о масляном голодании двигателя на высоких оборотах Признаки недостаточного давления Причины возникновения масляного голодания

Вкладыши являются тонкостенными деталями, их плавление приводит к деформации и увеличению зазора в подшипнике. Увеличенный зазор сопровождается стуком подшипника, возникающим при достижении соприкосновения вала и вкладыша в нижней и верхней мертвой точке поршня. В двигателе возникает хорошо слышимый стук.

«Масляное голодание» двигателя автомобиля, причины и последствия

Масляное голодание двигателя автомобиля, причины

«Масляное голодание» двигателя автомобиля — термин в авторемонте описывающий работу двигателя в условиях недостаточной смазки трущихся деталей.

На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим какие бывают признаки и причины «масляного голодания», а так же последствия этой неисправности.

Признаки масляного голодания двигателя автомобиля

После пуска двигателя, на холостом ходу, некоторое время мигает или даже горит лампа аварийного давления масла в комбинации приборов. Потом она гаснет, либо сама собой, либо при увеличении оборотов двигателя.

В особо тяжелом случае лампа загорается и не гаснет даже на оборотах

Повышенная шумность двигателя при работе на холостых. «Стучат» клапана.

Причины масляного голодания двигателя автомобиля

1. Низкое давление в системе смазки двигателя автомобиля.

Возможно засорен маслоприемник в поддоне двигателя или помят поддон и его дно прижато к сетке маслоприемника, либо не держит противодренажный клапан масляного фильтра (он отвечает за то чтобы масло не сливалось из системы после остановки двигателя). Помимо этого к низкому давлению в системе смазки может привести подклинивание в открытом положении редукционного клапана масляного насоса или износ его шестерен. Слишком жидкое масло залитое в изношенный двигатель, либо если в масло попадает охлаждающая жидкость или бензин, так же приведет к миганию лампы давления и «масляному голоданию».

маслоприемник в поддоне двигателя 21083

Засорившийся маслоприемник в поддоне двигателя автомобиля один из основных «виновников» «масляного голодания»

Подробно о проблеме низкого давления моторного масла в двигателе см. «Низкое давление масла в двигателе, причины».

2. Низкий уровень масла в поддоне двигателя.

Например, по причине его постоянной утечки через уплотнения двигателя. Либо, в случае, если масло слишком густое и при работе холодного двигателя оно не успевает стечь в поддон. Или когда поршневая изношена, масло не снимается со стенок цилиндров и сгорает.

Для контроля уровня масла в поддоне и его состояния необходимо периодически вытаскивать масляный щуп.

уровень моторного масла на щупе

Нормальный уровень моторного масла на щупе между метками min и max

3. Низкое качество моторного масла залитого в двигатель.

Масло низкого качества в процессе эксплуатации дает густые темные отложения на внутренних поверхностях двигателя и каналах системы смазки, сужая их просвет. Они мешают нормальной подаче масла к трущимся деталям. Помимо этого отложения имеют свойство циркулировать по системе смазки вместе с моторным маслом и закупоривать сетку маслоприемника в поддоне.

4. Низкая температура воздуха на улице.

Такая причина возможна если применяется масло, загустевающее на морозе. Оно с трудом прокачивается по системе масляным насосом и с еще большим трудом проникает в зазоры в парах трения.

Последствия «масляного голодания» двигателя автомобиля

По причине «масляного голодания» происходит очень быстрый износ трущихся пар двигателя, которые смазываются под давлением. В первую очередь это подшипники распределительного вала и его кулачки. На втором месте вкладыши шатунных и коренных шеек коленчатого вала. На третьем поршни в цилиндрах.

Пастели распределительного вала в головке блока и его шейки получают задиры и стираются. Стираются и могут провернуться вкладыши на шейках коленчатого вала. Поршни получают задиры, стираются и могут заклинить в цилиндре.

Любая из перечисленных проблем может возникнуть внезапно во время пуска двигателя и его работы на холостом ходу. Например, при внезапной утечке масла или его замерзания на морозе. Об этом сразу предупредит загоревшаяся лампочка аварийного давления. Но, так же, прогрессирование этой неисправности может растянуться во времени и водитель даже не будет замечать, что двигатель испытывает «масляное голодание». Например, когда не держит клапан масляного фильтра или засорена сетка маслоприемника. При этом лампочка давления, может немного поморгать на холостых и потухнуть. Вроде бы ни чего страшного не произошло, а на самом деле пуск двигателя произошел почти «на сухую» со всеми вытекающими негативными последствиями.

Таким образом, что бы избежать «масляного голодания» и предотвратить капитальный ремонт двигателя автомобиля нужно всего лишь использовать нормальное моторное масло, регулярно его менять вместе с фильтром и проводить постоянный контроль его уровня и состояния.

Примечания и дополнения

— Для более полного контроля за маслом в двигателе автомобиля и предотвращения появления «масляного голодания» еще до того как коленчатый вал стал вращаться бывает не лишним иметь датчик уровня масла в поддоне в дополнение к датчику давления. Как, например у инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Мы настоятельно рекомендуем с полной серьёзностью отнестись к масляному голоданию мотора вашего автомобиля. Последствия, о которых мы говорили, — это не пустой звук и не стоит думать, что мы просто решили вас попугать. Недостаток масла или его плохое качество действительно губительно действуют на мотор.

Причины масляного голодания

Нерегулярная смена загустевшего масла

Забитая сетка у маслоприёмника

Жидкость не подходит требованиям автопроизводителя: отличается от нужных параметров вязкости

Редукционный клапан ломается и выходит из строя

Утечки из-за неправильной работы уплотнителей

Изменились характеристики в производительности насоса

Главная причина – невнимательность владельца. Нужно не забывать о диагностике.

Последствия масляного голодания двигателя

Высокая вероятность аварийных ситуаций

Маслосъемные кольца переходят в нерабочее состояние

Верхний распределительный вал сильно увеличивается в диаметре

Коленчатый вал может изогнуться при нагрузке и повышенной температуре

Поршни двигателя могут «заклинить», после чего блок двигателя разрывается

Полукольца привариваются к поверхности коленчатого вала. Они становятся причиной серьёзных повреждений отверстий в нижней части шатуна

Геометрия распределительных валов и их опорные поверхности повреждаются

Шатунные и коренные вкладыши деформируются

Обработка с зеркал цилиндров деформируется и практически уничтожается

Шатун может пробить стенку картера, вследствие чего блоки цилиндра выходят из строя

Многие из названых последствий становятся причиной неремонтоспособности автомобиля. Чтобы устранить серьезные проблемы с мотором, нужна дорогостоящая рихтовка.

Отсутствие смазки может полностью уничтожить узлы двигателя. Также за голоданием начинаются проблемы с турбинами. Поскольку в них скорость вращения намного выше, втулка и вал турбокомпрессора очень быстро заклинят.

Такая серьёзная поломка, как обрыв вала турбины, сложно ремонтируется. Если нарушится стандартная температура двигателя, пострадают ещё и подшипники. Когда они износятся, вал покроется металлическими отложениями. В то же время в подшипниках меняется масштаб зазоров и происходит люфт вала. Неправильная терморегуляция – это тоже последствие масляного голодания двигателя.

Мотор никогда не работает без смазки. Холостые обороты изначально портят его работоспособность. Даже если автомобиль стоит на месте, масло окисляется. Естественно при нагрузках «на сухую» детали активно изнашиваются.

Как избежать масляного голодания?

Всех последствий можно избежать, если соблюдать несколько простых правил.

Вовремя проверять наличие масла. Оптимальные сроки для проверки — перед каждой поездкой, минимально — 1 раз в неделю.

Тщательно выбирать масло со свойствами, одобренными разработчиками автомобиля. Каждый двигатель предусматривает определенные характеристики масел.

Анализировать необходимые показатели вязкости масла. Слишком жидкое или вязкое «сажает» двигатель.

Выбирать проверенного производителя масла, известный бренд, чтобы избежать подделок.

Выбирать качественное топливо и смазочные материалы

Регулярно проверять масляные каналы на загрязнения и промывать их.

Обращаться к специалистам, не проводить замену масла в собственном гараже.

Небольшое снижение уровня моторного масла не приведёт к износу мотора. Но есть большой риск, что автомобиль начнет «сдавать» в своей работоспособности. Стоит помнить, что лампочка загорается, когда уровень снизился на 1 л.

После замены масла могут быть посторонние звуки при работе двигателя. Это свидетельствует, что стоит пересмотреть качество процедуры заливки и самой смазки. Шум указывает на то, что жидкость не создает масляной пленки, то есть не выполняет защитных свойств.

При смене масла для двигателя стоит менять типы и группы масел так, чтобы они соответствовали один другому. Вязкую синтетику не рекомендуется заменять на полусинтетическое или минеральное средство, и наоборот. Двигатель может быть не подготовлен для некоторых смазок.

Работа двигателя в режиме масляного голодания почти во всех случаях сопровождается повышенной температурой, на что нужно обязательно обращать внимание. Кроме того, давление масла в системе может быть либо очень низким (о чём скажет контрольная лампа давления масла на панели приборов), либо нестабильным. Все это может быть вызвано такими причинами:

Причины масляного голодания

Существует несколько причин, по которым возникает упомянутое явление. Среди них:

    Несвоевременное доливание масла. Это самая распространенная причина. Зачастую автовладельцы попросту забывают регулярно проверять уровень масла в двигателе с помощью предназначенного для этого щупа. Ведь любой мотор, даже самый современный, постепенно «подъедает» масло. Поэтому за уровнем нужно следить регулярно. У каждого автомобиля периодичность соответствующей проверки определяется его производителем. Однако в среднем выполнять эту процедуру необходимо приблизительно один раз в месяц или даже чаще.

Стоит помнить, что перелив масла в двигателе также негативно сказывается на работе силового агрегата.

Как видите, в большинстве случаев основной причиной масляного голодания является обычная людская халатность и несвоевременное или недостаточное техобслуживание автомобиля. В свою очередь это может привести к весьма печальным последствиям и дорогостоящим ремонтам.

Последствия низкого уровня масла

Последствиями масляного голодания могут самые неприятные для автовладельца явления. При этом нужно помнить, что чем дольше машина будет ездить с малым количеством масла в двигателе, тем серьезнее они будут. Ведь аварийная ситуация может наступить очень быстро, буквально за считанные минуты. Перечислим озвученные последствия:

Чем грозит масляное голодание

  1. Выход из строя маслосъемных колец. Признаком этого явления будет подергивание машины во время движения, а также синий дым из выхлопной трубы. Это происходит по той причине, что масло попадает в цилиндры мотора.
  2. Повреждение верхнего распределительного вала. По причине того, что он вращается без смазки, а его угловая скорость достаточно велика, вал расширяется в диаметре и его может попросту заклинить.
  3. Повреждение коленчатого вала. Ситуация аналогична предыдущему пункту. Ударные нагрузки при большой температуре приводят к изгибу вала, а также эксцентриситету шеек. Хуже всего то, что не всегда это можно исправить шлифовкой под ремонтный размер.
  4. Заклинивание поршней двигателя. Это одно из самых страшных явлений в данном ключе, так как велика вероятность того, что при этом вырвет большой кусок блока двигателя. А устранить последствия такой аварии чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Гораздо проще купить новый двигатель.
  5. Полукольца могут привариться к поверхности коленчатого вала. Следствием этого является проворот вкладышей с повреждением посадочных мест и в блоке цилиндров и в нижних крышках коренных опор. Также если произойдет проворот шатунных вкладышей, то возникнут задиры на шейке коленчатого вала и значительным износом отверстий в нижней части шатуна.
  6. Возможно повреждение геометрии постели распределительных валов, а также их опорных поверхностей. В большинстве случаев их ремонт невозможен.
  7. Деформация вкладышей, как шатунных, так и коренных с вплавлением верхнего слоя скольжения (обычно он выполнен из баббита).
  8. Уничтожение хонингования с зеркал цилиндров.

Кулак дружбы

Как видите, такая, казалось бы, мелочь, как несвоевременная замена масла может привести к значительным проблемам с мотором и дорогостоящим ремонтам.

Масляное голодание дизельного двигателя

Для дизеля описанные выше рассуждения также справедливы. Нельзя допускать значительного снижения уровня масла в моторе. Причинами масляного голодания могут быть:

  1. Несвоевременная замена масла.
  2. Низкое качество смазки.
  3. Недостаточная производительность масляного насоса.
  4. Увеличение зазоров между отдельными элементами двигателя.
  5. Засорение масляного фильтра.
  6. Использование неподходящего масла.
  7. Разжижение масла охлаждающей жидкостью или топливом. Это может происходить в случае сильного износа двигателя, когда хотя бы один цилиндр полностью или частично вышел из строя.

Поэтому следуйте приведенным выше рекомендациям, и не забывайте следить за уровнем и состоянием масла в системе. Кроме этого помните, что обычно в дизельных двигателях процесс замены смазки происходит чаще, чем в бензиновых. Поинтересуйтесь регламентом замены в мануале вашего авто.

Оцените статью