Мощный газотурбинный танк Т-80У: испытание снегом и мнение эксперта. Газотурбинный двигатель на танке.

Двигатель
Газотурбинный двигатель на танке - Ракетные танки Пока страшно не станет Компоновка МТО «Объект 167Т» Газотурбинные грузовики (1974 – 1977 гг.) ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

Пойти по американскому пути было бы безумием: на вооружении России уже стоят 14 модификаций танков семейства Т-80 39, потрачены миллиарды долларов и вложены десятилетия кропотливого труда многих отечественных компаний, чтобы воссоздать американский танк «Абрамс» с его узнаваемыми чертами.

Содержание

ПЕРСПЕКТИВЫ НИОКР ПО ТАНКОВЫМ ГТД В РОССИИ

Наиболее эффективное влияние на производительность, массу и габариты баков ГТД оказывают повышенные параметры термодинамического цикла (температура газа перед турбиной и степень повышения давления).

В 1976 году в СССР началось серийное производство газотурбинных двигателей в баке ГТД-1000Т для танка Т-80 с допустимой рабочей температурой газа перед турбиной 967°C 31.

Тем временем производители двигателей на заводе Климова (Санкт-Петербург) сумели (или посчитали возможным) поднять температуру газов в ГТД-1000ТФ (с двигателем мощностью 1100 л.с. ) до 997°C, т.е. на 30°C; в GTD-1250 (двигатель мощностью 1250 л.с.) до 1067°C, т.е. на 70°C больше; в GTD-1400 (двигатель серии GTD-1250 с кратковременным увеличением мощности до 1400 л.с.) до 1087°C — еще на 20°C 32.

Конечно, по сравнению с авиационным двигателем, газотурбинный двигатель в баке должен иметь больший запас прочности во всех компонентах лопаток, поскольку установленный в баке двигатель должен выдерживать высокие ударные нагрузки при зажигании и при движении бака по неровной поверхности. Необходимо учитывать частые изменения режима работы двигателя, которых нет в аэронавтике, быстрое ускорение и резкое замедление, вызываемые регулируемым сопловым аппаратом (AJA), которые сопровождаются повышением температуры газа от 60 до 100 °C, большое количество остановок и необходимость частых запусков двигателя, а также трудности с охлаждением коротких лопаток турбины 22. Однако газотурбинный двигатель AGT-1500, используемый в американском танке M1 «Абрамс», имеет максимальную температуру газа 1193 °C, что на 226 °C выше, чем у GTE-YOOT, или на 126 °C выше, чем у GTE-1250 22, 33 при одинаковых внешних воздействиях на двигатель.

Следовательно, причиной, ограничивающей повышение топливной эффективности танка ГТД Т-80, является не отсутствие подходящих жаропрочных и термореактивных сплавов или керамических материалов, как пишут В. Козишкурт и А. Ефремов (ОАО «Спецмаш») 34, Б.В. Овсянников (КБТМ) 35, профессора Омского бронетанкового института Н.И. Прокопенко и А.А. Соловьев 20. Ограничение роста температуры газа перед турбиной ГТД Т-80 было вызвано необходимостью удаления расплавов и пылевых отложений в проточной части двигателя из системы выпуска, что привело к ненормальной работе двигателя и резкому ухудшению его характеристик. Этот недостаток ГТД по сравнению с отечественным танком Т-80 компенсируется высоко оцененной компактной конструкцией МТО и использованием необслуживаемого воздушного фильтра без картриджей.

Следует напомнить, что при эксплуатации танка Т-80У в жаркой пустынно-песчаной местности ГТД переходит в пустынный режим, который ограничивает подачу топлива в двигатель с целью снижения температуры газов ниже температуры плавления пылевых составляющих (температура плавления этих составляющих в пыли Туркменистана составляет около 925°С), что неизбежно приводит к потере мощности и ухудшению характеристик двигателя. Это объясняет причину тупика в перспективе дальнейшего повышения топливной эффективности танка Т-80У до уровня дизельных танков 37.

Такой же тупик возникает при увеличении номинальной мощности двигателя. Резервы повышения КПД газотурбинного двигателя практически исчерпаны, изделия «37» и «73» с более высокоэффективными осевыми центробежными компрессорами, являющиеся по сути новой конструктивной схемой ГТД, имеют сокращенный ресурс из-за износа лопаток осевого компрессора пылью. Уровень температур газов перед турбиной в «пустынном» режиме работы не должен быть повышен выше указанного для двигателей ГТД-1000 TF и ГТД-1250, иначе повышение будет незначительным, хотя температуры рабочих газов, допустимые в современных авиационных двигателях ГТД, способны полностью расплавить любую пыль, встречающуюся в процессе работы, даже кварцевую (!) (температура полного плавления кварцевой пыли 1460-1б80°С) 36.

Титульный лист отчета о завершении работ по экспериментальному образцу танка «Объект 167Т» с ГТД-ЗТ

А.С. Ефремов, возглавивший в Туркменистане работы по защите ГТД от пылевых отложений, после того как были испробованы все экзотические меры, назвал еще один, возможно, самый важный one….. Он вспоминал следующее. Тщательный анализ причин отложения пыли привел к одному выводу: необходимо снизить температуру газа перед форсуночным устройством примерно на 40-50 градусов. То есть снизить температуру начала плавления частиц пыли (967 °С — 50 °С = 917 °С. — Прим. автора.) С тех пор в РТ (регуляторе температуры) появился специальный тумблер, переключающий на более низкие температуры газового управления двигателем при работе в лессовых пылевых отложениях» 38. Сам А. Ефремов, совместно с В. Козишкуртом, пишет: «Расчеты показывают, что повышение температуры газа на входе в турбину до 1316-1370°C (что возможно при использовании керамических материалов) увеличивает расход топлива до 86 г/кВтч (117 г/ПС?) и термический КПД до 53%. Это меняет представление об эффективности газовой турбины» 34.

ПЕРСПЕКТИВЫ НИОКР ПО ТАНКОВЫМ ГТД В РОССИИ

Продольный разрез двигателя ГТД -1000ТФ

Это не меняет нашего представления об экономике виртуального двигателя, потому что реальная экономика во время работы танка на южной границе нашей страны будет зависеть от максимальной температуры в 917°С. Но наше отношение к опытному инженеру и, кажется, великому ученому А.С. Ефремову меняется, он не только не признает, что система подачи воздуха в двигатель с воздухоочистителями без картриджа, применяемая в танке Т-80, препятствует применению современных технологий повышения эффективных показателей ГТД (мощности и КПД), но пытается убедить заказчика в перспективности работ по созданию более мощных и эффективных танковых двигателей в принятой схеме системы подачи воздуха. Конечно, в рекламных целях и для демонстрации скоростных характеристик танка Т-80У на выставках вооружений можно говорить о мощности ГТД в 1400 л.с., но только при условии, что это «недолговечная» операция. В связи с этим возникает вопрос о том, какие регионы мира станут в будущем военными операционными зонами, где будут использоваться газотурбинные танки.

Может ли это быть только в центре России!

В заключение своей статьи В. Козишкурт и А. Ефремов еще раз подчеркивают особую роль танка Т-80 в российской системе вооружения, которая «опережает свое время и вступает в XXI век с огромным, неисчерпаемым потенциалом. С учетом провозглашенной экспертами активной оборонной политики, возможных источников будущих боевых действий, климатических и географических особенностей отечественных регионов (выделено автором), ГТД сегодня является идеальной силовой установкой для танков настоящего и будущего». «34 Мы обращаем внимание читателя на то, что конструкторы танка Т-80 впервые публично признали, что эксплуатационные возможности этого танка ограничены — только в России.

В то же время клиент спрашивает российских производителей танков, конкурентоспособны ли отечественные танки на мировом рынке вооружений.

Это позволило бы увеличить экспортные заказы для российских танковых заводов, улучшить конструкцию и технологию производства танков и, самое главное, снизить их стоимость. Как относиться к утверждению, что «ГТД сегодня — идеальный двигатель для танков настоящего и будущего», ясно из протокола конференции «Броня-2002» в Омске. Решением этой конференции, на которой присутствовал и генеральный подрядчик, перед конструкторами танка Т-80 и газотурбинного двигателя была поставлена задача разработать принципиально новый двигательный комплекс, оснащенный газотурбинным двигателем с теплообменником (как на американском танке М1).

Во-первых, это признало провал предыдущей политики разработки небольшого МТО для танка Т-80 с ОВ без патрона. Во-вторых, это потребовало установки воздушных фильтров высокого давления и огромного увеличения объема мощности до 5,8 м3. Такая реплика автоматически перенесет все известные недостатки основного боевого танка «Абрамс» на отечественный основной боевой танк и приведет к беспрецедентному распределению его объема и стоимости на десятилетия.

Мы надеемся, что наша публикация заставит экспертов задуматься и даст четкий и честный ответ на вопрос, какие танки — дизельные или газотурбинные — должно разрабатывать, совершенствовать и производить сегодня Министерство обороны России.

Не задохнуться в пыли

Еще одним стимулом для советских конструкторов стала информация о том, что темой газотурбинных танков начали интересоваться в США. В контексте холодной войны и гонки вооружений советское руководство не могло оставить такую информацию незамеченной. Наша оборонная промышленность нуждалась в срочной работе, поэтому Т-80 на несколько лет опередил своего газотурбинного конкурента — танк M1A1 Abrams.

Одной из самых сложных задач, которую пришлось решать конструкторам, была защита газотурбинного двигателя от пыли. Полученная система очистки воздуха является уникальной и не имеет аналогов в мире. Газотурбинный «Абрамс» также имеет систему очистки выхлопных газов, но во время американской операции «Буря в пустыне» в Ираке выяснилось, что американский танк не может двигаться или остановиться более чем на 15 минут в условиях песчаной бури при работающем двигателе. Затем пришлось остановиться и стряхнуть песок с бумажных фильтров. Т-80 боролся с пылью с помощью прямоточных циклонов — турбинных газоочистителей. Кроме того, пневматический встряхиватель удалял песок из сопла, наиболее подверженного загрязнению. Когда двигатель был заглушен, пыль также была стряхнута с лопаток турбины, и на них не было песка в виде стекловидной массы.

Комфорт и чистота

«Когда Т-80 движется на вас, машину вообще не слышно на расстоянии до 30 метров, — говорит Сергей Суворов, — первое, что вы слышите в ушах, это звук зубов мотоцикла. Резервуар не выделяет дым, а только горячий воздух. Я служил на Т-80 и считаю, что по комфорту он не мог конкурировать с отечественными танками, пока не появился Т-90АМ. Истории о комфорте в западных танках все еще остаются сказками. Уровень эргономики во всех «Абрамсах», «Леопардах», «Меркавах» и прочих «Челленджерах» примерно такой же, как в Т-55 или Т-62. При «восемь-восемьдесят» и-35°C инженер снял трусы, а я сидел на командирском месте в башне в хромовых сапогах. Без перчаток — в тонких кожаных перчатках. На других машинах попасть в башню в мороз можно было только в нескольких слоях одежды, меховых перчатках, шерстяной маске и валенках.

Т-80У является самой современной моделью семейства Т-80 на сегодняшний день. Представленная в 1985 году, эта модификация была оснащена новой системой вооружения. Несколько лет спустя такой же агрегат был установлен на танк Т-72Б, и после некоторых модификаций танк получил название Т-90 и стал оснащаться более мощным двигателем ГТД-1250 (1250 л.с. против 1100 л.с. в предыдущих модификациях).

В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране танкового парка Т-80БВ, насчитывающего несколько тысяч машин. Хотя подробности проекта официально не объявлены, похоже, что в результате будет создана боевая машина, не уступающая (а в некоторых отношениях и превосходящая) Т-80У по боевым характеристикам. Ожидается, что двигатель будет заменен на ГТД-1250, а танк будет оснащен системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным комплексом ночного видения и управляемым ракетным комплексом для запуска ракеты «Инвар-М».

На пути к гибриду

Одно из главных критических замечаний в адрес танка Т-80 заключается в том, что его газотурбинный двигатель слишком прожорлив. С этим трудно поспорить — GTE действительно потребляет больше топлива, чем дизель. «Основное топливо для этого танка — дизельное, — говорит Сергей Суворов, — но Т-80 может также работать на парафине и бензиновых смесях. Однажды, когда я служил на Урале, у меня была ситуация, когда в моих танках почти не осталось воды. Наши баки были заполнены какой-то белой, молочной жидкостью, которая, вероятно, содержала не менее 50% воды. В то время я задавался вопросом: как долго продержался бы «Абрамс» в этой адской смеси? Но Т-80 ехали как ни в чем не бывало. А температура воздуха в тот день была ниж е-10°C. Но батальон выдержал испытание. Влажность действительно вызвала проблемы с топливной системой двигателя.

По мнению Сергея Суворова, относительно низкая топливная эффективность Т-80 связана не только и не столько с применением ГТД, сколько с конструкцией газотурбинного танкового двигателя. В отличие от дизельного двигателя, двигатель Т-80 имеет более низкую скорость наддува. Для достижения максимальной скорости и, соответственно, максимальной мощности дизелю требуется полсекунды, а GTD-1000/1250 — от трех до четырех секунд. Если на пути бака есть яма, водитель должен оттянуть акселератор, т.е. уменьшить подачу топлива. Двигатель резко снижает обороты, и танк останавливается. Затем инженер снова нажимает на педаль подачи топлива, но проходит еще несколько секунд, прежде чем турбина снова начинает вращаться. Чтобы избежать пробуксовки в ямах, танкеры были обучены разгонять турбину до максимальной скорости, а затем замедляться в яме с помощью тормозной системы. Бак не закрыт — поскольку между турбиной двигателя и редуктором нет фиксированного соединения, связь между ними только газодинамическая, но топливо продолжает поступать потоками. «В газотурбинном танковом двигателе идеология подачи топлива изначально была неправильной, — объясняет Сергей Суворов, — например, в некоторых авиационных газовых турбинах после запуска автоматически поддерживается фиксированное задание частоты вращения, и мощность на валу регулируется изменением подачи топлива без изменения частоты вращения турбины. Если бы в танковом двигателе была подобная система, расход топлива был бы почти таким же, как в дизельном двигателе. Однако дизайн-мышление не стоит на месте. Уже разработан перспективный газотурбинный танковый двигатель ГТД-1500, КПД которого эквивалентен КПД дизельного двигателя.

ТАНКИ

ТАНК Во время Второй мировой войны и в предшествующий период система классификации немецких танков менялась несколько раз. Достаточно сказать, что в первые годы войны они делились на легкие, средние и тяжелые танки в соответствии с калибром их основного вооружения, а не боевой массой.

Во время Второй мировой войны вермахт реквизировал большое количество различных типов бронемашин, многие из которых впоследствии активно использовались как в боевых частях, так и в полиции и службах безопасности.

МАЛЫЕ ТАНКИ

2592 Small Tank 2592 («TK») Япония отказалась от почти повального увлечения 1920-х и 1930-х годов сумасшедшими танками и сделала выбор в пользу малых танков в качестве разведывательных и охранных машин. Прототип малого танка «2592» (часто упоминаемый как «танк 92 TK») был построен компанией Ishikawajima Jidosha.

В 1931 году был построен прототип 3,2-тонной «боевой машины кавалерии». По классификации того времени эта боевая машина находилась между легкими и малыми танками, но по своему назначению ее скорее можно было отнести к легким танкам.

СРЕДНИЕ ТАНКИ

СРЕДНИЙ ТАНК 2589 Параллельно с испытаниями британского среднего танка Vickers Mk S и сборкой тяжелого танка № 1, Осакский оружейный завод («Осака Рикугун Зохейшо») в 1927 году начал строить танк № 2 (позднее названный «87») весом 9,8 тонн. После изготовления прототипов было решено построить

Плавающие танки Тип 3 и 5 Плавающий танк Тип 3 (Ka-chi) с 47-мм пушкой и двумя пулеметами был разработан в 1943 году на базе Chi-he. Форма понтонов и крышки командирского козырька такая же, как у Ka-mi. Выхлопные трубы двигателя были выведены на крышу фюзеляжа. Всего было

Заявленный ресурс ГТУ МИГ-Т800К ничем не подтверждён

Ресурс любой техники необходимо проверять на практике

Само собой разумеется, что необходимо также продемонстрировать 20 тысяч часов срока службы GTD-1250 в GTU MIG-T800K. Для этого необходима статистика. По крайней мере, три GTD-1250 должны проработать без серьезных проблем в течение этих злополучных 20 тысяч часов до ремонта. Тогда, по крайней мере, можно было бы сказать что-то конкретное. Однако ООО «Тех Инвест Сервис» не имеет ни одного агрегата с двигателями ГТД-1250, который бы исправно работал (т.е. без серьезных технических проблем) в течение этих 20 000 часов эксплуатации.

В цитате указано, что срок службы до ремонта MIG-T800K составляет «не более 40 тысяч часов в текущих условиях» (как в оригинале). Не совсем понятно, на каком основании было сделано это заявление. Создается впечатление, что это просто неуклюжая попытка выдать желаемое за действительное (40 тысяч часов жизни).

То же самое относится и к представленному плану технического обслуживания, согласно которому к работающему GTE-1250 следует прикасаться очень и очень редко. На практике этот план обслуживания никак не подтверждается. В ООО «Тех Инвест Сервис» нет ни одной газотурбинной установки с двигателем ГТЭ-1250, которая была бы в эксплуатации хотя бы два-три года с аналогичной программой регулярного технического обслуживания. Я даже не говорю о 40 тысячах часов. Это просто недостоверная информация.

Фактически, только фактический опыт эксплуатации является правильной основой для определения интервалов технического обслуживания, ремонтов и срока службы оборудования для выработки электроэнергии.

Ресурс газопоршневых двигателей Jenbacher

Например, для GPU Jenbacher Series 3 срок службы пять лет назад составлял 60 000 часов для капитального ремонта. Теперь этот срок увеличен до 80 000 часов. Просто технические специалисты производителя на практике убедились, что состояние газовых двигателей Jenbacher J312, J316 и J320 не требует капитального ремонта после 60 тысяч часов работы. При своевременном и правильном обслуживании (30-40 тысяч часов) поршень и детали головки блока цилиндров в этих двигателях «жили» до 80 тысяч часов.

И это наблюдение было сделано не на одном предприятии, а на десятках мини-ТЭЦ по всему миру. В Московской области, например, ГПУ Jenbacher JMS320 на одном из заводов (кажется, это был завод по производству йогуртов Erman) до капитального ремонта наработал 112 000 часов. Этот срок службы до капитального ремонта, конечно, преувеличен, но он показывает реальный срок службы установок.

Ресурс газопоршневых двигателей MAN

Примером могут служить газогенераторные установки с двигателями MAN, для которых десять лет назад производитель указывал интервалы технического обслуживания в 50 000 часов, а сейчас смело говорит о 60 000 часов. Однако столь значительное продление срока службы двигателя не появилось ниоткуда или из ниоткуда, а основано на опыте, полученном в результате эксплуатации сотен и тысяч газовых двигателей MAN по всему миру, включая Россию. В данном случае нет причин сомневаться в добросовестности производителя, который указал на продление срока службы своего оборудования примерно на 20%.

Реального опыта эксплуатации ГТД-1250 в составе ГТУ МИГ-Т800К ни у кого нет

Насколько мне известно, ООО «Тех Инвест Сервис» не имеет практического опыта эксплуатации ГТЭ-1250 в составе электростанции МИГ-Т800К. На сайте этой компании я не смог найти справочный список или какое-либо упоминание об использовании этого устройства для эксплуатации реальных установок. Это только пилотный завод.

Странности коммерческого предложения МИГ-Т800К

В ТКП не упоминается ГТД-1250

Более того, я обнаружил существенный обман в коммерческом предложении этой компании из подмосковного Фрязино. Использование двигателя GTD-1250 в составе ГТУ MIG-T800K нигде не упоминается в TAC. Я подозреваю, что таким образом эти люди пытаются скрыть «танковое» происхождение своего оборудования, поскольку знают, что любой грамотный техник сразу же придет к выводу об абсурдности такого технического решения. Однако верно, что фрязинцы упоминают об использовании этих танковых турбин в своих рекламных материалах.

Не указан электрический КПД установки МИГ-Т800К

Есть еще один подводный камень. Я заметил, что нигде в ТКП не указана электрическая мощность для аппарата MIG-T800K. Это самая важная характеристика любой энергоустановки. Вместо этого приводится только общая эффективность около 90 %. Однако общий КПД является суммой электрического и теплового КПД. Он не может характеризовать эффективность ГТУ как источника энергии. Другими словами, он не дает потенциальному покупателю основной информации об устройстве, которое он покупает.

Я уверен, что такие детские уловки связаны с очень низкой электрической эффективностью MIG-T800K. Я полагаю, что на клеммах генератора оно составляет не более 25%. Учитывая потребление электроэнергии для внутреннего использования (дожимной компрессор) и высокие температуры летом, хорошо, что электрический КПД составляет 20%. Это означает, что летом в Сочи эта ГТУ будет вырабатывать в три раза больше тепла, чем электроэнергии. И почему летом на курорте так жарко? Там уже жарко. Вместо этого для работы кондиционеров требуется много электроэнергии.

Какую технику надо применять для энергоснабжения санатория в Сочи

ГПУ в малой энергетике более целесообразны, чем ГТУ

Я абсолютно уверен, что лучшим вариантом для мини-ТЭЦ мощностью 100-150 кВт и до 30-40 МВт является использование газопоршневых установок вместо газовых турбин. Экономические результаты будут намного лучше при использовании GPU, чем при использовании газовой турбины. Единственным исключением является нефтяная промышленность, где все не так однозначно.

Аргументом в пользу газовых турбин является более высокий электрический КПД, чем у газовых турбин. Для тех же газовых электростанций Jenbacher КПД составляет 41-46 % в зависимости от модели. Для «малых» ГПА с двигателями MAN (50-530 кВт) КПД составляет 35-39%.

Даже очень хорошие импортные газовые турбины единичной мощностью до 20-25 МВт имеют фактический КПД до 30 %. Как правило, он остается на уровне 25-29 %. Конечно, можно перейти на комбинированный цикл и увеличить электрический КПД такой электростанции даже до 55 %. Однако для малой генерации электроэнергии такое повышение электрической эффективности потребует столь высоких инвестиций, что экономическая целесообразность будет исключена — срок окупаемости такого проекта составит несколько десятков лет.

Поэтому использование ГПУ — лучший вариант для малой генерации электроэнергии, особенно «на юге», где летом мощность газовых турбин сильно снижается.

Цена вопроса

Кроме того, нельзя не отметить чудовищную цену, которую ООО «Тех Инвест Сервис» запрашивает за три установки MIG-T800K общей мощностью 2 241 кВт (включая кэптивную мощность — часть электроэнергии используется для работы дожимного компрессора). Включая дожимные компрессоры, цена составляет почти 212 миллионов рублей. И это только само оборудование, т.е. без планирования, монтажа и ввода в эксплуатацию. Я могу понять логику такой высокой суммы, когда речь идет об импортных ГТУ. Однако если предлагаются бытовые приборы, то такая дорогая ГТУ будет просто неадекватна.

Дело в том, что 212 миллионов рублей эквивалентны 3 миллионам евро.

За эти деньги можно приобрести десять полностью интегрированных газопоршневых установок Jenbacher JMS312 в открытом исполнении номинальной мощностью 635 кВт каждая от компании DAP Sochi.

Это соответствует установленной мощности в 6350 кВт!

  • С гарантированным ресурсом до капремонта в 80 тыс. моточасов.
  • С огромным складом запчастей в Москве (на 10 млн. EUR).
  • С техническими специалистами Jenbacher, постоянно живущими в Сочи (у компании Макс-Моторс центральный офис находится в центре Сочи практически на Курортном проспекте в двух минутах ходьбы от сочинского цирка).

Конечно, вам не обязательно покупать все 10 графических процессоров Jenbacher JMS312. Чтобы закрыть 2400 кВт в Сочи, оптимальным вариантом было бы 4 таких агрегата общей стоимостью около 100 млн. рублей (включая НДС 18%), хотя я бы скорее предложил использовать пятую машину в качестве резервной на время технического обслуживания других GPU. Чтобы выбрать оптимальный вариант, конечно, рекомендуется заранее поговорить со старшим инженером-энергетиком и рассмотреть план электрической нагрузки объекта.

«Абрамс» в песках Ирака

К преимуществам двигателя внутреннего сгорания традиционно относят экономичность, простоту использования и удобство. Газотурбинный двигатель критикуют за капризность и дороговизну. В беседе с Army Standard эксперт Даниил Неккин отметил, что с подобными трудностями впервые столкнулась армия США, которая активно использовала танки Abrams во время войны в Ираке.

— Для работы каждой газовой турбины требуется большое количество воздуха. Чем выше наружная температура, тем меньше мощность двигателя. Тропики, пустыни и экваториальная зона для этого не подходят. Экстремально низкие температуры (ниж е-50) опасны замерзанием системы фильтрации. Таким образом, фактические температуры (американского или советского) ГТД колеблются о т-45 до +50 градусов Цельсия.

M1 «Абрамс».

Чистота воздушной смеси играет важную роль. США впервые столкнулись с этой проблемой во время иракской кампании, когда фильтры двигателей буквально «заиливались» в течение нескольких часов после марша через песчаные бури. Очистка этих фильтров значительно усложняла работу наступательных служб.

СССР провел обширные испытания Т-80 в пустыне Гоби до и после того, как танк был одобрен для принятия на вооружение. Там были обнаружены те же системные и конструктивные недостатки и недоработки, которые впоследствии стали причиной гибели США.

— Был ли Т-80 способен участвовать в реальных боевых действиях?

— Учитывая тот факт, что Т-80 с ГТД в основном использовались в ДРГ и европейской части страны, они не могли перегреться. После распада СССР некоторые из этих танков были приобретены Россией, а также Узбекистаном, Украиной и Беларусью. Из-за отсутствия запасных частей их использование очень и очень ограничено.

Поэтому Беларусь начала продавать танки Т-80БВ в 1990-х годах. Первым и фактически единственным покупателем был Йемен. Машины T-80B/BV Узбекистана спорадически упоминаются в телевизионных репортажах, но их использование также невелико.

Т-80.

Украина отказалась от танков ГТД в начале 2000-х годов. Однако во время войны в Донбассе украинские военные столкнулись с острой нехваткой боеспособных машин.

Справка«АС»

За годы конфликта в Донбассе украинские вооруженные силы потеряли, по разным оценкам, от 200 до 250 танков различных моделей. Подавляющее большинство — это танки Т-64 в различных модификациях, произведенные на Харьковском танковом заводе. В начале конфликта Украина располагала лишь ограниченным количеством боеспособных танков, поэтому растущие потери вынудили командование прибегнуть к запасам, оставшимся еще с советских времен. Большая часть танков Т-80 поступила в Украину из Западной группы войск, дислоцированной в Германии. Попытки украинских конструкторов разработать собственный газотурбинный танк на основе советских образцов не увенчались успехом.

После ремонта танки Т-80Б/БВ были возвращены на вооружение воздушно-десантных подразделений вооруженных сил Украины. Основной проблемой для всех пользователей Т-80 в бывшем Советском Союзе — кроме России — были сами газотурбинные двигатели. Они производились в Ленинграде до 1991 года. Поставка запасных частей была прекращена. Украина все еще может обслуживать и использовать GTD-1100/1250, но вряд ли это будет продолжаться долго из-за истощающихся запасов и отсутствия запасных частей.

Танковые гонки

Если вы найдете в Интернете сводную таблицу технических характеристик современных танков, то обнаружите интересный факт. Из всех стран только США эксплуатируют газотурбинные двигатели. Германия, Франция, Великобритания, Израиль, Китай, Индия и Россия оснащают свои автомобили двигателями внутреннего сгорания. Некоторые эксперименты с танками со временем были проведены в Европе и Азии, но право считаться пионером в этой области по-прежнему принадлежит США.

M1 «Абрамс».

— В США Chrysler и General Motors приняли участие в конкурсе боевых танков. Танк Leopard-2AV, построенный в США по немецкой лицензии, также был представлен в качестве главного фаворита конкурса. Нельзя было терять лицо в борьбе с иностранным конкурентом. Автомобили, представленные двумя компаниями, значительно отличались как внешне, так и внутренне. Системы управления огнем, оружие и приборы были определены заказчиком — армией США, и поэтому не имели существенных отличий от двух прототипов. Напротив, внешний дизайн, броня, органы управления и оборудование были совершенно другими. GM, например, представила танк с дизельным двигателем AVCR-1360 мощностью 1500 л.с. и гидропневматической частичной подвеской (только первый и последний цилиндр) с шестью цилиндрами на сторону. Chrysler выбрал AGT-1500 GTE, семицилиндровое шасси, другую компоновку и эргономику экипажа.

Оба танка были успешно испытаны, и в результате был проведен производственный конкурс. Вариант GM стоил значительно дешевле, чем бак Chrysler. Чтобы обеспечить справедливость соревнования, Пентагон предложил участникам поменяться местами, то есть двигателями.

Поскольку бак GM стал дороже бака Chrysler после переоборудования под двигатель конкурента, а Chrysler смог снизить затраты по сравнению с дизельным баком GM, решение было однозначным. По сравнению с дизельным двигателем аналогичной мощности газовая турбина была более надежной, более компактной, имела больший срок службы и потребляла гораздо большее количество топлива. Так родился современный M1 «Абрамс».

M1 «Абрамс».

— Но европейцы не могли позволить себе такие инновации? Почему немцы или французы не пошли по этому пути?

— Европейская история танка ГТД началась со шведского двигателя STRV-103. Многие «инсайдеры» отдают шведам первенство в установке такого двигателя, но это не совсем так. Да, они были первыми, кто установил газовую турбину в танке. Однако этот двигатель служил только в качестве вспомогательного агрегата и не приводил в движение саму машину. Вопросы проектирования, строительства и установки газотурбинного двигателя поднимались в Третьем рейхе, но не шли дальше эскизов, предполагаемых тактико-технических характеристик и пожеланий. Позже этот тип двигателя вернулся в рамках франко-германской программы Europanzer — единого танка для обеих стран и на экспорт.

Были построены прототипы, и дальнейшие испытания и тесты показали, что не только ГТД, но и сам танк вышел из строя. Однако ни один из проектов нельзя назвать неудачным: Западная Германия использовала полученные уроки для создания основного боевого танка «Леопард-1», а Франция — для создания AMX-30. Эти автомобили имеют очень схожие концепции, характеристики и назначение. Но внутренне они очень разные.

Мечты «ламаншистов»

Сегодня разработка газотурбинных двигателей, похоже, отошла на второй план. Однако многие энтузиасты бронетанковой техники, особенно в России, не согласны с этим и даже предлагают варианты развития этой концепции. В социальных сетях даже появилось сообщество, призывающее спасти вымирающий вид — танк Т-80 — от полного исчезновения. Однако во многом утверждения сторонников концепции GTD не оправданы.

Т-80.

— Наверное, половина поклонников Т-80 — это фанаты «советской сверхдержавы» (вымышленный танк из серии видеоигр Red Alert — AC), которые никогда не видели танк «вживую», но имеют свое очень «ценное» мнение. Остальные поклонники Т-80 являются сторонниками концепции «клинового танка» и ламанчизма.

Справка «АС»:

La Manchism — это неофициальное название гипотетической стратегии СССР в Третьей мировой войне с НАТО. В основе стратегии лежала идея глубокого проникновения бронетанковых соединений через коридор Фульда, Северо-Германскую равнину и долину Дуная из Восточной Германии и Венгрии в Западную Европу с максимально быстрым выходом к Ла-Маншу. Эта стратегия нашла отражение в ряде советских военных машин, которые традиционно были легкими, быстрыми, обычно плавучими, малозаметными и с жесткой конфигурацией.

Конечно, есть люди, которые служили или продолжают служить в этих танках, но их меньшинство. С другой стороны, симпатию к ГТЕ нельзя назвать иррациональной. Двигатели выдержали испытание временем, и глупо отрицать это.

— Есть ли потенциал у этой идеи?

— Разработка танка ГТД была прекращена. Помимо различных усовершенствований и мелких модификаций, которые только повышают долговечность, надежность и другие эксплуатационные характеристики. Двигатели GTD-1250 и AGT-1500 уже более 30 лет являются последними представителями своего класса, и вряд ли это скоро изменится. У России слишком мало Т-80 для серьезного развития, а новая платформа Т14 («Армата») оснащена исключительно дизельными двигателями. Аналогичным образом, США, которые имеют только один танк ГТД и программу развития и модернизации бронетехники, вряд ли откажутся от него в пользу совершенно новой машины в ближайшие десятилетия.

Оцените статью