Эконостат работает при полной нагрузке двигателя и почти максимальной скорости двигателя при полностью открытых дроссельных заслонках. Топливо из поплавковой камеры поступает в топливопровод через форсунку 3 (рис. 2-84) и всасывается во вторую смесительную камеру через инжекторную линию 13, обогащая топливную смесь.
Карбюратор солекс 21073 на ниву — устройство, признаки неисправностей и регулировка
Автомобиль Нива 21213 выпускается уже давно, но до сих пор пользуется большим спросом. Почти 30 лет назад автомобиль был лишь слегка модифицирован, но он по-прежнему любим энтузиастами бездорожья. Этот автомобиль неприхотлив, надежен и очень прост в обращении. Хорошая проходимость, которой завидуют зарубежные аналоги известных марок, сделала автомобиль важной частью охоты и рыбалки. И установка карбюратора Солекс 21073 на Ниву является одним из лучших решений, и в этой статье мы поговорим о его настройке и адаптации.
Большинство автомобилей ВАЗ 21213 оснащены двигателем 1.7 с карбюратором, который начал свою жизнь с ВАЗ 2106. При должном внимании ко всему ВАЗ — работает отлично. Система привода двигателя — карбюратор ДААЗ 21073 Солекс. Давайте рассмотрим устройство, причины неисправностей и способ регулировки.
Карбюратора ДААЗ 21073 — устройство
Оборудование Димитровградского автоагрегатного завода предназначено для смешивания топлива и воздуха и состоит из двух основных компонентов:
Установка также имеет поплавковую камеру для балансировки количества топлива, подаваемого в диффузор, ускорительный насос, экономайзер для принудительного холостого хода и эконометрический регулятор. На верхней крышке расположены: эмульсионная трубка или эмульсионные валы, форсунки для впрыска топлива в диффузор и воздушная заслонка, необходимая для холодного запуска агрегата. Карбюратор Солекс 21073 на Ниве устанавливается и настраивается на заводе, а сам агрегат и его калибровочные данные обеспечивают хорошие динамические характеристики при минимальном расходе топлива.
Тарировочные данные
Наименование | 21073 сток | 21073 мой | 21053-*** | 21053- | ***-20 | |||
1-я камера | 2-я камера | 1-я камера | 2-я камера | 1-я камера | 2-я камера | 1-я камера | 2-я камера | |
Объем двигателя | 1700 | 1500 | 1500 | 1600 | ||||
Главный диффузор | 24 | 24 | 24 | 24 | 23 | 24 | 23 | 24 |
гтж | 107,5 | 115 | 115 | 115 | 102,5 | 115 | 107,5 | 110 |
ГВЖ | 150 | 135 | 150 | 135 | 150 | 135 | 140 | 165 |
ТЖ XX и переходи. Система 1 | 39 | — | 42 | — | 39 | — | 40 | — |
ТЖУН | 45 | — | 35 | 40 | 35 | 40 | 45 | 40 |
Кулачек УН | 4 | 7 | 4 | 5 | ||||
ТЖ ЭМР | 40 | — | 40 | — | 40 | — | 40 | — |
Кулачок воздушной заслонки | 6 | — | 6 | — | 7 | — | 3 | — |
Соотношение т/в | 0,717 | 0,852 | 0,767 | 0,852 | 0,683 | 0,852 | 0,768 | 0,667 |
Соотношение т/в суммарно | 0,781 | 0,807 | 0,763 | 0,713 |
Схема и принцип работы
Типы и модификации карбюраторов для этого автомобиля могут быть самыми разными, но принцип работы остается тем же.
Когда двигатель холодный, водитель закрывает дроссельную заслонку, чтобы ограничить поток воздуха и увеличить подачу топлива. Это облегчает запуск и увеличивает обороты двигателя, необходимые для стабильной работы.
Карбюратор 21073 Дааз устройство и принцип работы: Схема устройства и работы карбюратора I — первая камера; II — вторая камера; 1 — рычаг привода ускорительного насоса; 2 — винт регулятора стартера: 3 — мембрана стартера; 4 — продувка стартера; 5 — электромагнитный запорный клапан; 6 — топливная форсунка без нагрузки; 7 — первая камера главной воздушной форсунки; 8 — воздушная форсунка холостого хода; 9 — воздушный регулятор; 10 — первая камера дозирующей системы главной форсунки; 11 — форсунка ускорительного насоса; 12 — вторая камера дозирующей системы главной форсунки: 13 — подогреватель форсунок: 14 — вторая камера главной воздушной форсунки; 15 — вторая камера переходной системы воздушной форсунки; 16 — уравнительный канал поплавковой камеры; 17 — поплавковая камера; 18 — игольчатый клапан; 19 — калиброванное отверстие для перепуска топлива в бак; 20 — топливный фильтр карбюратора; 21 — топливный разъем, 22 — диафрагма экономайзера режима работы; 23 — Экономайзер режима питания топливного жокея; 24 — Экономайзер режима питания с шаровым клапаном; 25 — Поплавок; 26 — Экономайзер топливного жокея со шлангом; 27 — Переходная система топливного жокея второй камеры со шлангом; 28 — Шланг эмульсии второй камеры: 29 — главный топливный жиклер второй камеры; 30 — выход переходной системы второй камеры; 31, 33 — дроссельная заслонка: 32 — щель в переходной системе первой камеры; 34 — система выпуска холостого хода; 35 — блок подогрева карбюратора; 30 — регулировочный винт состава смеси холостого хода; 37 — разъем вентиляции картера двигателя; 38 — форсунка для подачи вакуума к вакуумному регулятору зажигания, 39 — впускные отверстия вакуума для системы рециркуляции; 40 — первая камера главной топливной форсунки; 41 — эмульсионная линия первой камеры; 42 — ускорительный насос с шариковым клапаном; 43 — ускорительный насос с мембраной.
Во время предварительного накала подача воздуха увеличивается для снижения скорости и предотвращения срыва. Таким образом, полностью открывается шлюз и уменьшается количество бензина. Другие методы предварительного нагрева не предусмотрены проектом.
Бензин подается через топливный фильтр в поплавковую камеру, а затем в главную дозирующую систему смесительной камеры. Воздух впрыскивается и смешивается с бензином в диффузоре за счет разбавления, создаваемого клапанным механизмом и поршнями, которые сжимают и выталкивают рабочую смесь.
Система второй камеры используется для увеличения потока воздуха к инжектору при работе двигателя на высоких оборотах под большой нагрузкой.
Система холостого хода обеспечивает стабильность работы двигателя на холостых оборотах для предотвращения его заглохания и пробуксовки. Для поддержания уровня топлива в карбюраторе 21073 Solex имеется полная поплавковая рабочая система. Давайте рассмотрим работу каждой системы в отдельности.
Главная дозирующая система
Топливо подается через фильтр 4 (Рисунок 2-82) и игольчатый клапан 6 в поплавковую камеру. Из поплавковой камеры топливо поступает через основные топливные форсунки 9 в эмульсионные шахты и смешивается с воздухом, выходящим через отверстия в эмульсионных трубах 1, которые были построены одновременно с основными воздушными форсунками. Топливно-воздушная эмульсия через форсунки 2 поступает в малый и большой диффузоры карбюратора.
Рис. 2-82. Схема основных дозирующих систем: 1 — главные воздушные форсунки с эмульсионными трубками; 2 — форсунки первой и второй камер; 3 — балансировочное отверстие; 4 — топливный фильтр; 5 — магистраль с калиброванным отверстием для слива части топлива в топливный бак; 6 — игольчатый клапан; 7 — поплавок; 8 — дроссельный клапан второй камеры; 9 — главные топливные форсунки; 10 — дроссельный клапан первой камеры.
Дроссели 8 и 10 соединены так, что вторая камера начинает открываться, когда первая камера уже открыта на 2/3.
Система холостого хода
Система холостого хода забирает топливо из эмульсионной шахты после главной топливной форсунки 7 (Рисунок 2-83). Топливо через электромагнитный клапан 1 подается в топливную форсунку 2 и смешивается на выходе из форсунки с воздухом, поступающим из проточного канала и из расширяющейся части диффузора (для обеспечения нормальной работы карбюратора при переходе на холостой ход). Эмульсия выходит под дроссельной заслонкой через отверстие, которое регулируется в зависимости от качества смеси (состава) винтом 9.
Рисунок 2-83. Схема переходов холостого хода и карбюратора: 1 — электромагнитный запорный клапан; 2 — топливные жиклеры холостого хода; 3 — топливный жиклер холостого хода; 4 — переходная система топливного жиклера второй камеры с одной трубкой; 5 — переходная система топливного жиклера второй камеры; 6 — выход переходной системы второй камеры; 7 — основные топливные системы; 8 — щель переходной системы первой камеры; 9 — винт качества (состава) смеси топлива холостого хода.
Переходные системы
- в первую смесительную камеру через жиклер 2 холостого хода и вертикальную щель 8 переходной системы, находящуюся на уровне кромки дроссельной заслонки в закрытом положении;
- во вторую смесительную камеру через выходное отверстие 6, находящееся чуть выше кромки дроссельной заслонки в закрытом положении. Топливо поступает из жиклера 4 через трубку, смешивается с воздухом из жиклера 5, поступающим через проточный канал.
Энергосберегатель активируется при определенном отрицательном давлении за дроссельной заслонкой 5 (Рисунок 2-84). Топливо откачивается из поплавковой камеры через шаровой клапан 8. Клапан 8 закрыт, а мембрана удерживается во впускной трубе под действием вакуума. При значительном открытии дросселя разбавление немного снижается, и мембранная пружина 7 открывает клапан. Топливо, проходящее через форсунку 9, смешивается с топливом, проходящим через основную форсунку 4, обогащая горючую смесь.
Рисунок 2-84. Схематическое изображение энергосберегателя и экономайзера: 1 — дроссельный клапан второй камеры; 2 — основная топливная форсунка второй камеры; 3 — эконостат топливной форсунки с трубой; 4 — основная топливная форсунка первой камеры; 5 — дроссельный клапан первой камеры, 6 — разбавление подачи воздуховода; 7 — мембранный экономайзер; 8 — шаровой клапан; 9 — экономайзер топливной форсунки; 10 — топливный канал; 11 — воздушный клапан; 12 — основные воздушные форсунки; 13 — экономайзер трубы впрыска.
Главные дозирующие системы
Первая и вторая камеры оснащены диффузорами. Имеется один большой и один маленький элемент. Вместе с небольшими диффузорами изготавливаются узлы впрыска. Последние соединены с эмульсионными валами через каналы и сообщаются с поплавковой камерой через канал. Для того чтобы бензин направлялся в определенные секции, основные топливные форсунки расположены в нижней части эмульсионных шахт. В этих же шахтах находятся специальные трубы. Каждый из них оснащен воздушным соплом в верхней части. Воздух подается через горловину устройства.
Благодаря давлению разбавления, создаваемому в цилиндрах двигателя, воздух поступает через фильтр. Затем кислород направляется в первую камеру. Он проходит через диффузоры. Увеличенная скорость воздушного потока создает еще большее разрежение в районе форсунок.
В результате топливо поднимается от эмульсионной шахты к форсунке впрыска. В то же время воздух поступает через воздушное сопло в эмульсионную трубку, а затем смешивается с топливом. В результате образуется эмульсия, которая на высокой скорости всасывается в каналы карбюратора, где соединяется с потоком воздуха. Карбюратор Солекс 21073, установленный на Ниве, работает по этому принципу, и устройство может меняться в зависимости от модификации. Однако принцип работы систем примерно одинаков для всех устройств.
Система холостого хода
Установка оснащена системой холостого хода. Он предназначен для обеспечения работы двигателя на низких оборотах. В это время отрицательное давление в аэраторах очень низкое. Топливо не может попасть в главную дозирующую систему. На холостом ходу топливо подается в первую камеру карбюратора под дроссельной заслонкой. Там разбавление достаточно сильное для образования стабильной топливной смеси.
Воздух направляется через основные струи и эмульсионную шахту первой камеры. Затем топливо поступает в топливную форсунку на холостом ходу. Затем он смешивается с воздухом, подаваемым из сопла холостого хода. Кислород подается в этот элемент через специальный канал. Такая схема работы позволяет двигателю плавно переходить от нагрузки к работе на холостом ходу и предотвращает вытекание топлива из поплавковой камеры.
Эконостат
Карбюратор Солекс 20173 в Ниве оснащен эконостатом. Это устройство необходимо для обогащения топливной смеси, приготовленной во второй камере при полностью открытой дроссельной заслонке.
Узлы и агрегаты автомобиля не могут служить вечно, и иногда карбюратор Солекс 21073, установленный в Ниве, выходит из строя. Его ремонт должен начинаться с диагностики. Возможно, это можно сделать с помощью простой регулировки. Например, твердые частицы могут попасть в карбюратор во время работы, что приведет к засорению жиклеров. Некачественный бензин приводит к образованию отложений на стенках каналов агрегата. Это значительно уменьшает их площадь поперечного сечения. Неисправность карбюраторной системы можно диагностировать по следующим симптомам:
- Повышенный расход топлива.
- Сложности в процессе запуска двигателя. Снижение мощности и динамических характеристик.
- Неустойчивая работа на холостом ходу.
В этом случае необходимо очистить карбюратор Solex 21073, установленный на «Ниве». Выполненная после этого регулировка позволит устройству снова функционировать должным образом.
15.1.3.
Диаграмма энергосберегателя и экономайзера
1 – дроссельная заслонка второй камеры; 2 – главный топливный жиклер второй камеры; 3 – топливный жиклер эконостата с трубкой; 4 – главный топливный жиклер первой камеры; 5 – дроссельная заслонка первой камеры; | 6 – канал подвода разрежения; 7 – диафрагма экономайзера; 8 – шариковый клапан; 9 – топливный жиклер экономайзера; 10 – топливный канал; 11 – воздушная заслонка; 12 – главные воздушные жиклеры; 13 – впрыскивающая трубка эконостата |
Экономайзер включается на определенном расстоянии за дроссельной заслонкой 5.
Топливо подается из поплавковой камеры через шаровой клапан 8. Клапан 8 закрыт до тех пор, пока мембрана удерживается во впускном отверстии под действием вакуума.
При значительном открытии дросселя разбавление немного снижается, и мембранная пружина 7 открывает клапан.
Топливо, проходящее через форсунку экономайзера 9, смешивается с топливом, проходящим через основную форсунку 4, обогащая горючую смесь.
ВАЗ-21213 (Нива). Эконостат
Экономайзер работает при полной нагрузке двигателя и почти максимальной скорости двигателя при полностью открытых дроссельных заслонках.
Топливо из поплавковой камеры поступает в топливопровод через форсунку 3 (см. схему Экономайзер и эконостат) и всасывается через нагнетательный трубопровод 13 во вторую смесительную камеру, обогащая горючую смесь.
ВАЗ-21213 (Нива). Ускорительный насос карбюратора
Схема ускорительного насоса
1 – распылитель; 2 – шариковый клапан подачи топлива; 3 – диафрагма насоса; 4 – толкатель; 5 – рычаг привода; | 6 – кулачок привода насоса; 7 – дроссельная заслонка первой камеры; 8 – обратный шариковый клапан; 9 – дроссельная заслонка второй камеры |
Усилительный насос представляет собой мембранный насос, механически приводимый в действие кулачком 6 на валу дроссельной заслонки первой камеры.
Когда дроссель закрыт, пружина перемещает мембрану 3 назад, заполняя полость насоса топливом через шаровой клапан 8.
При открытии дроссельной заслонки кулачок воздействует на рычаг 5 и мембрана 3 подает топливо через шаровой клапан 2 и форсунку 1 в смесительную камеру карбюратора, обогащая топливную смесь.
Производительность насоса не регулируется и зависит только от профиля распределительного вала.