— Проблемы с коробкой передач. Износ «зубчатых механизмов», что означает, что двигателю приходится использовать больше мощности для вращения зубчатых деталей. Это случается редко, но все же случается.
Почему машины летом «кипят», и как подобного гарантированно избежать
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Даже самый надежный автомобиль может подвести вас летом.
Многие водители знакомы с типичной «летней» проблемой закипевшего автомобиля. Эта проблема может коснуться каждого. Густой белый дым под крышкой может свидетельствовать как о временном повреждении, так и о серьезном ущербе. А фактическая ликвидация последствий иногда обходится очень дорого. Каковы же причины перегрева автомобиля летом и как этого избежать, читайте в этой заметке.
Что такое перегрев?
Двигатель автомобиля работает наиболее эффективно, когда он предварительно прогрет до рабочей температуры. Нормальный диапазон для разных автомобилей составляет от 85 до 110 градусов Цельсия. При повышении температуры увеличивается температура компонентов двигателя, что может привести к катастрофическим повреждениям: прогорает нижняя часть поршня и выпускные клапаны, трескается головка блока цилиндров. Поршневые кольца расширяются из-за чрезмерного нагрева и ломают мембрану поршня, а сам поршень может расшириться и заклинить.
Как работает система охлаждения
Система охлаждения состоит из множества компонентов. Все они образуют замкнутый контур, в котором циркулирует охлаждающая жидкость — антифриз, хладагент или вода.
Жидкость перемещается водяным насосом (помпой) с крыльчаткой, похожей на вентилятор. Холодная несущая жидкость прокачивается через блок двигателя и головку блока цилиндров, где она нагревается до высокой температуры. Затем жидкость передается по трубам к радиатору. Здесь охлаждающая жидкость поступает в тонкие трубки, которые охлаждаются потоком воздуха. Охлажденная охлаждающая жидкость течет по трубам от радиатора обратно к насосу.
Почему двигатель перегревается?
Температура уже превышает рекомендованные заводом-изготовителем 85-95 градусов Цельсия. | Фото: proevgen.ucoz.ru.
Эксперты называют несколько причин перегрева двигателя: негерметичность системы охлаждения, загрязненный радиатор, неисправный термостат или водяной насос.
Утечка жидкости из системы охлаждения сама по себе не может вызвать перегрев двигателя. Это происходит из-за попадания воздуха в систему. Он попадает в систему с потоком топлива и оседает в верхних зонах, где образует паровоздушные отложения. Это препятствует нормальной работе, жидкость перестает нормально циркулировать, и двигатель «закипает».
С таким радиатором в жаркую погоду автомобиль точно не заведется. | Фото: carnovato.ru.
Засорение системы охлаждения — еще одна причина «закипания» двигателя. Если каналы забиты и охлаждающая жидкость не может проходить через них, двигатель будет перегреваться. Причиной также может быть заклинивший термостат. Это устройство, которое перераспределяет направление потока жидкости между различными ветвями системы охлаждения.
Какие последствия когда антифриз закипел
Последствия закипания антифриза зависят от того, насколько сильно перегревается двигатель. Она зависит от марки автомобиля (мощности двигателя и массы кузова), конструкции двигателя и промежутка времени между перегревом и выключением двигателя (когда двигатель выключается и остывает). Мы разделим возможные последствия на три уровня — легкий, умеренный и тяжелый.
Например, слабый перегрев двигателя (до 10 минут) может вызвать незначительное оплавление поршней двигателя. Они могут незначительно изменить свою геометрию. В большинстве случаев эта ситуация не критична, если только заранее не возникли проблемы с геометрией. Если вы вовремя обнаружите кипяток и примете перечисленные ниже меры, вы сможете устранить причину проблемы, и все будет в порядке.
Средний случай перегрева происходит примерно через 20 минут после закипания опреснителя или антифриза. Возможны следующие поломки:
- искривление корпуса головки блока цилиндров (актуально при достижении температуры двигателя +120 градусов и выше);
- на ГБЦ могут появиться трещины (как микротрещины, так и трещины, видные человеческому глазу);
- расплавление или прогорание прокладки блока цилиндров;
- выход из строя (обычно полное разрушение) межкольцевых перегородок, стоящих на двигательных поршнях;
- сальники начнут пропускать моторное масло, и оно может как вытекать наружу, так и смешиваться с закипевшим антифризом.
Уже зарегистрированного ущерба достаточно, чтобы представить себе масштабы трагедии, которая может постигнуть автомобиль в случае повреждения водой. Все эти меры связаны с ремонтом двигателя.
Одна из многих вещей, которые могут случиться с автомобилем, — это стоимость целой кучи воды.
Однако если по какой-то причине водитель игнорирует удар и продолжает движение, возникает так называемая критическая «волна пробоя». В очень редких случаях двигатель может также просто взорваться, т.е. полностью взорваться и выйти из строя, но это случается нечасто. Катастрофа обычно происходит в следующем порядке:
- Оплавление и сгорание поршней двигателя.
- В процессе упомянутого оплавления расплавленный металл попадает на стенки цилиндров, тем самым затрудняя ход поршней. В конечном итоге поршень также разрушается.
- Зачастую после выхода из строя поршней машина попросту глохнет и останавливается. Однако если этого не происходит, то начинаются проблемы с моторным маслом.
- Из-за того, что масло также набирает критическую температуру, оно теряет свои эксплуатационные свойства, из-за чего под удар ставятся все трущиеся детали двигателя.
- Обычно мелкие детали оплавляются, и в жидком виде они прилипают к коленчатому валу, что естественным образом затрудняет его вращение.
- После этого начинают вылетать клапанные гнезда. Это приводит к тому, что под воздействием хотя бы одного поршня коленчатый вал попросту ломается, или, в крайнем случае, выгибается.
- Сломанный вал может легко пробить одну из стенок блока цилиндров, а это уже равносильно полному выходу двигателя из строя, и что самое интересное, восстановлению такой мотор уже вряд ли подлежит.
Что делать если кипит антифриз
Однако самый интересный и увлекательный вопрос для автомобилистов — что делать, если антифриз закипел на дороге или на парковке. Самое главное — не паниковать, т.е. держать ситуацию под контролем! Желательно как можно раньше убедиться в том, что система охлаждения частично вышла из строя. Определить это можно с помощью приборов на приборной панели, а также визуально по пару, выходящему из-под капота. Чем раньше вы начнете действовать, тем больше вероятность того, что ремонт обойдется вам недорого.
Существует простой алгоритм, который должен знать каждый автомобилист, даже тот, кто никогда не сталкивался с подобной ситуацией. Он состоит из следующих этапов:
- Перейти на нейтральную скорость и сбросить обороты двигателя до уровня холостых.
- Продолжить движение, и не сбрасывать резко скорость. Встречный воздух будет максимально обдувать двигатель для его охлаждения.
- Еще на ходу включить печку салона, на максимально возможную температуру. Причем делать это нужно независимо от поры года, то есть, при необходимости даже в летний зной. Данная процедура делается с тем, чтобы максимально отвести тепло от радиатора и он еще на скорости без нагрузки максимально остыл.
- Катиться нужно максимально долго, до полной остановки (если дело происходит летом, то желательно найти место остановки где-нибудь в тени, без попадания прямых солнечных лучей). После двигатель нужно заглушить. При этом зажигание необходимо оставить включенным для того, чтобы дать печке поработать еще минут 5…10. После этого выключить и зажигание.
- Открыть капот с тем, чтобы дать максимальный доступ природного воздуха в подкапотное пространство.Не трогая никакие детали двигателя руками (сейчас они имеют чрезвычайно высокую температуру) подождать определенное время. Летом это около 40…50 минут, зимой — около 20. Зависит от погодных условий и времени, пока машина «кипела».
- Вызвать эвакуатор или машину, которая отбуксирует автомобиль на СТО или к хорошему мастеру с соответствующим диагностическим оборудованием.
Грязный холодильник
Алгоритм не сложен и может быть освоен даже неопытными водителями. Главное — следить за процессом закипания антифриза. И всегда желательно иметь в багажном отделении небольшой запас охлаждающей жидкости (аналогичной или совместимой с той, что используется в настоящее время), а также моторное масло. Резервуар не занимает много места и может быть очень полезен в критические моменты.
Чего нельзя делать, когда кипит двигатель
Существуют строгие правила, ограничивающие поведение водителя в случае закипания антифриза в радиаторе, расширительном бачке или другом компоненте системы охлаждения. Эти правила предназначены для защиты здоровья человека от серьезных травм и минимизации материальных потерь, которые могут возникнуть в описанной ситуации.
- Не нагружать двигатель (не газовать, а вместо этого нужно максимально сбросить обороты до значения холостых, обычно в районе 1000 об/мин).
- Резко не останавливаться и глушить мотор, думая что двигатель перестанет кипеть, наоборот все только усугубится.
- Не прикасаться к раскаленным деталям подкапотного пространства!
- Пока идет пар из-под крышки расширительного бачка или другого узла и пока бурлит тосол в системе категорически нельзя открывать крышку расширительного бачка! Делать это можно лишь по прошествии указанного выше времени.
- Нельзя поливать двигатель холодной водой! Нужно дождаться, чтобы мотор остыл самостоятельно.
- После остывания двигателя и доливания нового антифриза нельзя ехать после достижения температуры более +90 градусов.
Соблюдение этих простых правил обеспечивает безопасность водителя и минимизирует размер ущерба, а значит, и возможные материальные затраты.