В ходе эксплуатации автомобиля может появится стук в двигателе. Чаще всего это связано с серьезными неисправностями, для определения причины которых придется разбирать двигатель. Однако можно попытаться самостоятельно определить причину стука, чтобы решить, ехать на СТО своим ходом или на эвакуаторе.
Почему стучат гидрокомпенсаторы
Часто владельцев легковых машин с определенным типом двигателя беспокоит одна важная проблема. Обозначается она двумя словами: стучат гидрокомпенсаторы. Особенно это касается, например, хозяев популярных шестнадцатиклапанных Приор. Наша цель – выяснить все возможные причины, связанные с вопросом, почему стучат гидрокомпенсаторы. А заодно узнать способы лечения болезней.
Означенный компенсирующий узел призван исключить влияние зазоров типа «кулачок распредвала – толкатель клапана» на работу клапанов, а также вечную необходимость их регулировки. Наша деталь состоит из корпуса и плунжера. Они занимают пространство между кулачком и клапаном.
При работе распредвала, пока кулачок не давит, корпус заполняется маслом через канал прямо из двигателя. Масло при этом заставляет корпус приподняться, таким образом, он заполняет собой весь зазор между кулачком и клапаном. После кулачок опускается, давит, перекрывается канал поступления масла, клапан толкается. Затем все повторяется.
То есть перед нами плунжерная пара – всё гениальное, как говорится, просто. Хотя у такой системы есть минусы – это усложнение конструкции, некоторая потеря мощности, большие нагрузки на распредвал. Именно они заставили, например, японских инженеров отказаться от такого механизма в моторах Тойот.
Тем не менее, на шестнадцатиклапанных двигателях современных автомобилей ВАЗ установлены и порой стучат гидрокомпенсаторы. Поэтому, приводя примеры, будем часто говорить о Приоре или «десятке».
Из-за чего сыр-бор
Для начала распишем возможные причины, из-за которых обычно стучат гидрокомпенсаторы. Все они бывают двух видов: связанные с устройством самого узла, либо зависящие от подачи масла из остальной части мотора. Итак, перечислим сначала первые, затем вторые. Неисправности плунжерного механизма:
- износ, дефект поверхностей деталей узла;
- заклинивание клапана подачи масла;
- загрязнение, либо налет на деталях.
Также узнайте почему стучат клапана и про замену передних амортизаторов.
Далее, перебои второго типа, когда стучат клапанные гидрокомпенсаторы из-за плохой подачи масла из мотора:
- попадание воздуха или грязи в масляный канал;
- засор масляного фильтра;
- плохая работа масляного насоса;
- нарушение свойств масла.
Следствием всего этого является стук, подобный известному клапанному постукиванию. Это четкий металлический звук средней частоты. Как стучат в автомобиле гидрокомпенсаторы, можно также понять по видео из интернета.
Также автолюбители часто сталкиваются с появлением пресловутого стука либо только у горячего двигателя, либо только у холодного. Попробуем дифференцировать предпосылки звуков по этим двум типам.
Если гидрокомпенсаторы (ГК) стучат, что называется, на холодную – корни этого явления таковы.
- Клапан у одного или у нескольких узлов не держит, масло вытекает, ГК завоздушен. Но при прогреве масло вытесняет воздух, звук пропадает.
- Канал подачи масла к узлу забился. По мере прогрева засор растворился в масле.
- На улице мороз, масло мотора замерзло. Это одна из главных безопасных причин, при которых на холодном двигателе порой возникает проблема.
- Засорился масляный фильтр. На горячем двигателе все-таки ситуация улучшилась.
Таковы причины, почему стучат, но недолго, гидрокомпенсаторы сразу после запуска мотора.
Если же гидрокомпенсаторы стучат потом на горячую, предпосылки этого явления следующие.
- Некачественное масло.
- Частички грязи при прогреве сдвинулись и закупорили каналы для масляной среды.
- Слишком засорен фильтр двигателя.
- Масло переполнено примесью воздуха, горячий мотор это усугубляет.
- Износ узла или его гнезда.
- Иные проблемы внутри узла.
Как видим, здесь все сложнее.
Причина — неисправность датчика детонации, применение низкооктанового топлива, перегрузка двигателя при слишком раннем включении повышенной передачи, значительное нагарообразование в камерах сгорания.
В этой ситуации необходимо устранить появившийся зазор между одним кулачком (или несколькими кулачками) распределительного вала и толкателем. Необходима чистка или замена деталей: толкателя или кулачка распредвала.
Оно наблюдается только при повышенных оборотах двигателя. Возникает в результате переизбытка или недостатка масла в системе смазке двигателя. Возможно, это происходит из-за повреждения маслоприемник, который нужно заменить на исправный. Возможно, требуется просто довести уровень масла в двигателе до нормы.
Почему стучат гидрокомпенсаторы на Ладе Приора и что делать в этом случае
Прежде всего, стоит определить, какой конкретно гидротолкатель работает неправильно, и являются ли именно они причиной неприятного звука. Сделать это возможно с помощью акустической диагностики или отключением цилиндров мотора попеременно. За этим желательно обратиться в автосервис или выполнить его своими руками. Однако самостоятельный перебор методов ремонта может быть дороже, чем обращение к опытному специалисту по моторам.
Затем нужно проверить давление масла в системе двигателя на соответствие нормам. Если оно ниже, чем нужно, то, возможно, масляный насос или фильтр требует замены.
Часто причиной неправильной работы механизма становится моторное масло, которое было выбрано неправильно или присутствует в недостаточном количестве. Необходимо сменить его на другую марку, изменить его вязкость или добавить в него специальные присадки, устраняющие стук гидротолкателей.
Иногда можно заметить, что в одном из свечных колодцев появляется масло при работе двигателя под большой нагрузкой. Его необходимо вытянуть оттуда с помощью шприца, очистить свечи зажигания. Затем для создания нужного давления в системе под крышку гидрокомпенсаторов и головки нужно нанести герметик, которого «пожадничали» при сборке автомобиля на заводе-изготовителе.
Гидротолкатели не нуждаются в какой-либо регулировке, так как они сами способны подстраиваться под режим работы механизмов.
Последствия
Неправильная работа гидротолкателей может привести к следующим проблемам:
- снижение компрессии, мощности двигателя;
- ухудшение его запуска;
- перегорание тарелок и седел клапанов;
- возрастание ударной нагрузки на узлы и детали автомобиля, что приведет их к быстрому выходу из строя;
- увеличение расхода топлива.
Если же стук гидротолкателей пропадает через несколько секунд после запуска двигателя, то в этом случае говорить о неисправности механизма не приходится.
Третья причина — стук клапанов, стоит отметить, что это не слишком вредно для мотора, но ремонтом заняться все же придется. В любом случае вам необходимо не спеша и не делая резких движений добраться до сервисного центра, выявить причины поломки и устранить их, желательно, если всем этим займутся специалисты.
Замена гидрокомпенсаторов на Приоре (16 — клапанов)
Для работы приготовьте следующие инструменты:
- плоскую, крестообразную отвертку;
- ключи с накидными головками;
- возможно понадобится прокладка ГБЦ, ее замена позволит перестраховаться от того, что может залить свечи маслом;
- герметик;
- магнит — для удобства.
Выполнить замену компенсаторов на автомобиле Приора следует по инструкции:
- Застопорьте машину ручным тормозом. Поднимите крышку капота.
- Ослабьте хомут, крепящий шланг вентиляции картера (основной контур).
- Отсоедините шланг от штуцера ГБЦ. Штуцер закройте тряпками, чтобы внутрь не попали какие-либо предметы.
- Снимите кронштейн проводов форсунок и катушек зажигания, предварительно отвернув болты головкой «10».
- Отсоедините жгут проводов дроссельного узла от ГБЦ, предварительно сняв крепления той же головкой.
- Приступаем к крышке блока цилиндров. Все пятнадцать винтов придется открутить. Для этого используйте головку Е-8. Учтите, что дополнительно она крепится герметиком.
- Поэтому пластмассовой отверткой следует аккуратно поддевать крышку в местах видимых зазоров, а затем поднять ее. На этом этапе оцените износ кулачка распредвала. Он не должен быть покрыт сколами или другими следами механических повреждений.
- Теперь можно проверить неисправные гидрокомпенсаторы. Избегайте повреждения клапанов механизма газораспределения, обращайтесь с ними аккуратно.
- Неисправные гидрики достаньте магнитом и поставьте на их место новые, укрепив их в ровном положении.
- Попутно следует осматривать все детали, оценивая степень их износа. Это поможет отыскать причины износа гидриков или следствие – то, что успело быстрее износиться из-за их неправильной работы.
- Выполняйте замену последовательно. Не забудьте промазать крышку ГБЦ герметиком для обеспечения максимального прилегания к корпусу.
- Соберите комплектующие в обратном порядке, проверьте работу новых гидравлических толкателей, запустив двигатель.
Как стучат гидрокомпенсаторы: видео
Как определить неисправный гидрокомпенсатор
Перед работой проанализируйте износ всех толкателей, иначе тот случай, когда кто-то поменял рабочие компенсаторы, повторится. Поиск стучащих гидрокомпенсаторов Приоры 16 клапанов заключается в проведении нескольких экспериментов или испытаний. Базово рассчитано, что гидравлические толкатели Приоры работают 100 тысяч километров пробега.
Эти детали могут простучать при запуске холодного двигателя, а затем продолжить издавать звук даже тогда, когда двигатель разогрелся. Зная об этой неисправности, выполните следующие действия для определения неисправных гидравлических толкателей Приоры:
- Проверьте шариковый клапан ГК. Если он изношен, то ничего не поделать – гидрик придется менять, ставить вместо него новую деталь.
- Внутренняя полость толкателя загрязнилась отработавшей смазкой или маслом. Если случаи не критичные, можно промыть гидрики, а затем покрыть все внутри хорошим масляным составом.
- Пара плунжеров износилась – это два маленьких цилиндра. Ремонту деталь не подлежит, так что ее тоже придется менять.
Эти признаки проявляются, когда гидрики стучат, пока мотор холодный, а также после того, как он прогрелся, но при высоких оборотах затихают. Есть еще один способ, который поможет выявить неисправные гидравлические толкатели. Он касается пружины – она отвечает за то, чтобы маленькие детали возвращались на свое место всякий раз, когда клапан нужно вернуть назад, закрыв отверстие.
Для того чтобы посмотреть работу пружинок ГК, через мягкую тряпочку надавите на каждую маленькую деталь. При этом старайтесь поставить палец так, чтобы он полностью покрывал ее верхнюю часть. Хорошо работающий гидрокомпенсатор должен вернуться обратно после нажатия. Если он остался внизу, это значит, что пружинка больше не работает, деталь пора менять.
К слову сказать о том, почему гидрики Приоры могут стучать после ремонтных работ:
- Если звук издают новые детали, они пока что встают в свое место – уже через пару запусков двигателя этого звука не будет.
- Если стук появился после замены масла, причина – это некачественное масло или плохой/износившийся фильтр.
- Наконец, после долгого стояния машины в одиночестве тоже может появиться этот пронзительный звук. Со временем он пропадет. Просто масло стекло с рабочих камер, и им нужно наполниться, прежде чем запускать повседневный режим работы без стука, а также других признаков неисправностей, которые могут напугать.
Стучит, когда холодный мотор, что делать
Учтите, что, запуская холодный мотор, Вы подвергаете его приличному испытанию. Это совсем не значит, что запускать его при морозной погоде нельзя. Просто все внутренности твердеют, движения деталей являются скованными, даже «деревянными». Им нужно разогреться, чтобы прийти к нормальному состоянию – тогда зазоры и прочие параметры вернутся к рабочим показателям.
Осознавая всю тяжесть той работы, которую выполняет двигатель на морозе, можно подробно рассказать о причинах того, что гидравлические толкатели холодного шестнадцатиклапанного двигателя Приоры стучат:
- Ресурс моторного масла подходит к концу. Масло некачественное. Масло загрязнено продуктами работы двигателя.
- Моторное масло не подходит двигателю по вязкости. Если оно будет слишком мягким, гидрики будут буквально «вырываться» из своих позиций, что навредит их пружинкам.
- Если масло будет слишком густым, гидроусилители чисто физически не смогут протолкнуть клапан.
- Засорена масляная система. Если сечение, которое проходит клапан, уменьшается, внутри гидравлического толкателя понижается давление, и он выдает меньшую мощность во время своей работы.
- Главная масляная магистраль не поддерживает высокое давление. Распознать это можно по горящей лампочке, обозначающей уровень масла на приборной панели.
- Плунжер внутри ГК заклинил. Это может произойти из-за скопившегося внутри нагара.
- Плунжер износился. Если обратный клапан дает течь, ни о каком высоком давлении, которое гидрик оказывает на клапан, не может быть и речи.