Обычно заклинивает коленчатый вал. Вернее, подшипники. В более редких случаях застревает поршень. Самое главное, нет быстрого ответа на вопрос, почему двигатель заглох.
Почему заклинивает двигатель и как с этим бороться
Опытные автомобилисты при эксплуатации транспортного средства постоянно сталкиваются с различными проблемами в работе систем и оборудования. Отказ двигателя — одно из самых неприятных событий для водителя, которое может быть вызвано физическим износом агрегата или воздействием неблагоприятных факторов. Абсолютно надежного оборудования не существует, но для поддержания его в хорошем состоянии и продления срока службы необходимо правильное техническое обслуживание. Неисправности могут быть естественными, например, из-за естественного старения компонентов, или возникать внезапно и без видимых причин.
Нередко функциональный двигатель отказывает из-за эпилептического припадка, который возникает случайно. Проблема не всегда связана с халатностью владельца, но то, удастся ли полностью отремонтировать двигатель, напрямую зависит от того, что вы будете делать дальше. Если двигатель заглох, важно знать, что делать, чтобы устранить проблему с минимальными потерями. Часто капитального ремонта можно избежать, если водитель вовремя примет необходимые меры.
Признаки заклинивания
Двигатель немедленно подает сигнал тревоги, и движение может быть невозможным. Водители часто связывают эту неисправность с разряженным аккумулятором, но зарядка аккумулятора не всегда является решением проблемы. Существуют определенные симптомы, указывающие на проблему с блокирующими компонентами двигателя.
На это часто указывает щелчок реле стартера и отсутствие вращения коленчатого вала. Это также может быть связано с разряженным аккумулятором или неисправным двигателем стартера. Во время движения двигатель может внезапно заглохнуть и немедленно остановиться или постепенно потерять мощность, а затем остановиться. Автомобиль не заведется снова, двигатель стартера не включается, а при попытке запустить двигатель слышен металлический скрежет и скрежет. Иногда двигатель запускается на холостом ходу, но даже если это происходит, нормальная продолжительная работа уже невозможна, если не устранить проблему. Нередко перед запуском двигателя под капотом слышен шум и стук металлических деталей.
Вы можете диагностировать блокировку двигателя, провернув коленчатый вал вручную:
- если модель автомобиля позволяет добраться до шкива, можно прокрутить мотор ключом за болт крепления шкива;
- как вариант также возможно вывесить ведущую ось и на самой высокой передаче провернуть агрегат за колесо вручную.
Не пытайтесь вращать коленчатый вал во время буксировки машины, так как чрезмерная нагрузка на двигатель при попытке его запуска может привести к дальнейшей деформации компонентов и иметь серьезные последствия.
Что заклинивает в моторе
В двигателе имеется большое количество механических муфт, которые постоянно трутся и подвержены износу под воздействием нагрузок. Нередко заклинивают подшипники коленчатого вала, но может заклинить и поршень. Невозможно определить причину проблемы «на глаз». Причин, по которым двигатель глохнет, может быть много, и они включают механические дефекты компонентов, критическую нехватку смазки и перегрев.
Механические причины заклинивания ДВС
Попадание посторонних предметов в зону поршня или камеру сгорания часто препятствует нормальной работе двигателя. Крепежные болты и другие мелкие элементы конструкции могут заклинить, например, во время ремонтных работ и вызвать заклинивание или полный отказ устройства. Если вовремя не обнаружить и не устранить причину неисправности, то такая мелочь, как сорвавшаяся и упавшая во впускной коллектор гайка, может привести к серьезным последствиям.
Читайте также: Преимущества и недостатки паровой мойки двигателя автомобиля.
Заедание может также возникнуть при обрыве ремня или цепи ГРМ, попадании подшипника или его части под ремень или цепь.
Посторонние предметы в системе газораспределения — еще одна распространенная причина заглохания двигателя. Они могут попасть внутрь, если отсутствует крышка ГРМ, и вызвать поломку пружин или ослабление клапанов. Чтобы определить, что двигатель заклинило из-за попадания в механизм посторонних предметов, необходимо разобрать ремень ГРМ для их обнаружения и удаления. Если звездочки распределительного вала не вращаются, проблема в них.
Проблемы с ремнем ГРМ или цепью ГРМ вызывают деформацию клапанов. Тогда поршень уже не может достичь своей верхней мертвой точки, в результате чего клапан и поршень сталкиваются друг с другом. Также нередки случаи засорения клапанов в направляющих втулках клапанов.
Поршневой палец, который обеспечивает подвижное соединение между шатуном и поршнем, может быть серьезно поврежден, если он не закреплен.
Если известно, что в цилиндр попали посторонние металлические элементы, их можно удалить без полной разборки машины. Магнит и стержень подходящей длины помогут вам в извлечении. Для этого поднимите поршни цилиндров 1 и 4 (или 2 и 3, если в цилиндрах 1 и 4 не было обнаружено инородных тел), выкрутите свечи зажигания и извлеките инородное тело с помощью магнита через свечное отверстие.
Масляное голодание
Моторное масло, как и другие расходные материалы, имеет свойство изнашиваться со временем, и окисление происходит гораздо быстрее, когда автомобиль эксплуатируется под большой нагрузкой. Фрикционные муфты без качественной смазки быстро выходят из строя, что может иметь серьезные последствия для агрегата, включая заедание. Отсутствие масла приводит к уменьшению теплового зазора между компонентами из-за высокой температуры, и детали из мягкого металла могут расплавиться. Такие компоненты, как коленчатые и распределительные валы, узлы ГРМ и поршни, подвержены разрушительному воздействию масляного голодания.
Когда давление масла падает, втулки коленчатого вала привариваются первыми, так как на них приходится наибольшая нагрузка. Если автомобиль останавливается после характерного стука, лучше всего немедленно начать проверку, так как единственный способ определить, заклинило ли двигатель, — это проверить рукой, не ослаб ли коленчатый вал.
Причины заклинивания двигателя
Компоненты двигателя могут выйти из строя по разным причинам, а иногда в двигатель попадает посторонний предмет.
Давайте рассмотрим недостатки и начнем с самых важных.
Двигатель клинит по шейке коленчатого вала
Это происходит из-за недостатка масла или плохой смазки, а также естественного износа подшипников коленчатого вала, подшипников или втулок коленчатого вала. Плохие условия смазки или полное отсутствие масляной пленки между вкладышем и осью приводят к прямому контакту между соединенными компонентами. Нагрузка на соединение очень высока, поэтому температура сухого трения быстро повышается, накладка трется, плавится, прилипает к коленчатому валу и т.д.
Больше всего страдают наиболее нагруженные коленчатые валы. (Они загружены неравномерно). В четырехцилиндровой системе привода это обычно третий цилиндр.
Люфт в паре подшипников увеличивается, и шатун реагирует характерным стуком. Если вы не заметите этого сразу и продолжите движение, коленчатый вал рано или поздно сломается. Перегретый конец шатуна будет плотно обхватывать шейку коленчатого вала.
Конкретными причинами плохого состояния смазки являются:
- Низкое качество масла, несоответствие марки масла рекомендациям изготовителя, использования старого масла. Попадание в масло воды, охлаждающей жидкости и образование эмульсии или смешивание смазки с топливом;
- Засорение проходных отверстий масляной системы в т.ч. маслозаборной сетки, масляного фильтра, закоксовка механизмов.
В результате аварийный ремонт двигателя по цене сопоставим с общим ремонтом. Однако это также может привести к замене двигателя.
Заклинивание цилиндро-поршневой группы
Если перегретый двигатель вовремя не остановить, он может заклинить в цилиндре и фрикционной муфте поршня. Если система охлаждения выходит из строя, тепло не может отводиться от поршневого узла. Поршень расширяется, и в конце концов трение между его направляющей и гильзой цилиндра становится невыносимым.
Поршень оставляет глубокие царапины на поверхности вкладыша и становится полностью непригодным для использования из-за сильного трения. Застрявший двигатель требует замены головки блока цилиндров или расточки цилиндров и замены поршней на отремонтированные (большего диаметра).
Причины перегрева включают:
- недостаток охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе, воздушные пробки;
- несоответствие ОЖ техническим требованиям;
- отказ термостата;
- засорение, накипь внутри системы или в радиаторе;
- неисправность помпы или ее привода (обрыв ремня);
- наружное загрязнение двигателя, радиатора;
- выход из строя вентилятора.
Когда клин не помеха
Для систем привода больших грузовиков, дизельных генераторов и судовых двигателей события могут быть иными. Ход за ходом, корпус поршня все больше занимает место в гильзе. Однако многоцилиндровый двигатель с его высоким моментом инерции всегда преодолевает сопротивление. В момент, когда поршень окончательно останавливается в нижней части, он разбивается шатуном, движущимся вверх. Когда шатун или его часть отсоединяется от своего основания, он начинает ломаться и может вырваться и войти в боковую часть блока.
Если ремень ГРМ порвется, двигатель не заблокируется. Клапаны гнутся или страдают другие детали механизма синхронизации, а коленчатый вал проворачивается очень легко.
Случай из практики
Один водитель проехал прямо из Мурманска в Санкт-Петербург для ремонта. Его нужно было обслужить, в том числе заменить ремень ГРМ в соответствии с графиком. Это было все. Крышка ремня была слишком горячей. Он был удален. И под ним было очень жарко. Ремень ГРМ был на месте, но снаружи он был полностью стальным, а на натяжном ролике наблюдалось обесцвечивание.
После разборки выяснилось, что подшипник полностью заблокирован. Его больше нельзя было повернуть, и ремень соскользнул по стальной спине. Двигатель не издавал никаких звуков. Неизвестно, как долго автомобиль ездил по автостраде, вероятно, на хорошей скорости, но ремень был изношен в приличной части натяжителя. Ремень держался, но буквально всасывал железную пыль.
В итоге я заменил ремень и шкив, как и планировал. Счастлив.