Существует простой метод, с помощью которого можно проверить, работает ли фазовый блок в двигателе или нет. Все, что вам нужно, это два тонких провода длиной около полутора метров. В основном тест проходит следующим образом:
Фазовращатель в ДВС. Что это такое и основной принцип работы. Разберем VVT, VVT-i, CVVT, VTC, VANOS, VTEC и прочие
Неисправность контроллера фаз может быть следующей: он начинает издавать неприятные щелкающие звуки, замирает в одном из крайних положений, нарушается работа электромагнитного клапана фаз, в памяти ЭБУ формируется ошибка.
Хотя можно ездить с неисправным фазовым блоком, следует понимать, что в этом случае двигатель не будет работать оптимально. Это повлияет на расход топлива и работу двигателя. В зависимости от того, в чем заключается проблема: в сцеплении, клапане или во всей системе фаз, симптомы и лечение будут разными.
Принцип действия фазорегулятора
Чтобы понять, почему ломается фазовращатель или заедает клапан, полезно понять, как работает вся система. Так вы сможете лучше определить неисправности и знать, как их устранить.
Двигатель не работает одинаково при разных оборотах двигателя. На холостом ходу или низких оборотах двигателя существуют так называемые «узкие фазы», когда скорость выхлопа низкая. Высокие скорости, с другой стороны, характеризуются «широкими фазами», в которых объем выхлопных газов высок. При использовании «широких фаз» на низких скоростях выхлопные газы смешиваются с новыми впускными газами, что снижает производительность двигателя и даже приводит к его остановке. А если «узкие фазы» используются на высоких оборотах двигателя, это приводит к снижению мощности и эффективности двигателя.
Если изменить фазы с «узких» на «широкие», можно увеличить мощность и эффективность двигателя, закрывая и открывая клапаны под разными углами. Это основная функция фазовращателя.
Существует несколько типов систем контроля фаз. VVT (Variable Valve Timing) разработана Volkswagen, CVVT — используется Kia и Hyindai, VVT-i — используется Toyota, VTC — устанавливается в двигателях Honda, VCP — фазовращатели Renault, Vanos / Double Vanos — система используется в BMW. Рассмотрим принцип работы регулятора фаз на примере Renault Megane 2 с 16-клапанным двигателем K4M, поскольку его неисправность является «детской болезнью» этого автомобиля, и его владельцы часто сталкиваются с неработающим регулятором фаз.
Он управляется электромагнитным клапаном, подача масла которого регулируется электроникой с дискретной частотой 0 или 250 Гц. Весь процесс контролируется электронным блоком управления на основе сигналов от датчиков двигателя. Фазовый блок активируется при увеличении нагрузки двигателя (от 1 500 до 4 300 об/мин) при соблюдении следующих условий
- датчики положения коленчатого вала (CDPS) и датчики положения распределительного вала (DSPS) работают правильно,
- нет неисправностей в системе впрыска топлива,
- достигается пороговое значение фазовой инжекции,
- температура охлаждающей жидкости находится в пределах +10°…+120°C,
- повышенная температура моторного масла.
Фазовый блок возвращается в исходное положение при снижении оборотов двигателя при тех же условиях, но с той разницей, что рассчитывается сдвиг фаз, равный нулю. В этом случае блокирующий поршень блокирует механизм. Поэтому «виновниками» неисправностей блока управления фазами могут быть не только сам блок управления фазами, но и электромагнитный клапан, датчики двигателя, неисправности в двигателе или неисправности в блоке управления.
Принцип работы
Мы не будем сейчас углубляться, наша задача — понять, как они работают. Обычный распределительный вал имеет на своем конце звездочку распределительного вала, которая, в свою очередь, соединена с ремнем или цепью ГРМ.
Распределительный вал с фазовращателем на конце имеет немного другую, модифицированную конструкцию. В нем находятся два «гидравлических» или электрически управляемых звена, которые также входят в зацепление с цепью или ремнем ГРМ на одном конце и валами на другом. С помощью гидравлической или электронной технологии (существуют специальные механизмы) эту муфту можно переключить так, чтобы она слегка вращалась, изменяя открытие или закрытие клапанов.
Следует отметить, что фазовращатель не всегда устанавливается одновременно на два распредвала, может быть так, что один находится на впускном или выпускном, а другой является обычной шестерней.
Как обычно, процессом управляет ЭБУ, который собирает данные с различных датчиков двигателя, таких как положение коленчатого вала, проход камеры, обороты двигателя и т.д.
Теперь я предлагаю вам взглянуть на основную конструкцию, то есть на механизмы (думаю, тогда у вас в голове появится больше ясности).
Чаще всего проблемы возникают в двух местах. Первая — в проводке, ведущей от самого двигателя к блоку управления двигателем. Второй — в самом разъеме. Если проводка цела, посмотрите на штекер. Со временем штифты ослабевают. Чтобы обжать их, необходимо выполнить следующие действия:
Принцип действия фазорегулятора
Чтобы понять, почему сломался фазовый блок или заклинило клапан, нужно знать, как работает вся система. Это позволит лучше понять неисправность и предпринять дальнейшие действия по ее устранению.
Двигатель не работает одинаково на разных скоростях. На холостом ходу или низких оборотах двигателя существуют так называемые «узкие фазы», когда скорость выхлопа низкая. Высокие скорости, с другой стороны, характеризуются «широкими фазами», в которых объем выхлопных газов высок. При использовании «широких фаз» на низких оборотах выхлопные газы смешиваются с новыми впускными газами, что приводит к снижению мощности двигателя и даже его остановке. А когда «узкие фазы» активируются на высоких оборотах двигателя, мощность и производительность двигателя снижаются.
Изменение фаз с «close» на «wide» позволяет увеличить мощность и эффективность двигателя за счет закрытия и открытия клапанов под разными углами. Это основная функция фазового блока.
Существует несколько типов систем контроля фаз. VVT (Variable Valve Timing) разработана Volkswagen, CVVT — используется Kia и Hyindai, VVT-i — используется Toyota, VTC — устанавливается в двигателях Honda, VCP — блоки управления фазами Renault, Vanos / Double Vanos — система используется в BMW. Теперь рассмотрим принцип работы регулятора фаз на примере Renault Megane 2 с 16-клапанным двигателем K4M, так как его неисправность является «детской болезнью» этого автомобиля и его владельцы часто сталкиваются с неработающими регуляторами фаз.
Он управляется электромагнитным клапаном, подача масла которого регулируется электроникой с дискретной частотой 0 или 250 Гц. Весь процесс контролируется электронным блоком управления на основе сигналов от датчиков двигателя. Фазовый блок активируется при увеличении нагрузки двигателя (от 1 500 до 4 300 об/мин) при соблюдении следующих условий:
- датчики положения коленчатого вала (CDPS) и датчики положения распределительного вала (DSPS) работают правильно,
- нет неисправностей в системе впрыска топлива,
- достигается пороговое значение фазовой инжекции,
- температура охлаждающей жидкости находится в пределах +10°…+120°C,
- высокая температура масла двигателя внутреннего сгорания.
Блок фаз возвращается в исходное положение при снижении оборотов двигателя при тех же условиях, с той разницей, что фазовый впрыск установлен на ноль. В этом случае блокирующий поршень блокирует механизм. Поэтому «виновниками» отказа системы управления фазами могут быть не только сам модуль фаз, но и электромагнитный клапан, датчики ДВС, неисправности двигателя или неисправность ЭБУ.
Признаки поломки фазорегулятора
Полный или частичный отказ регулятора фаз можно распознать по следующим признакам:
- Повышенный шум двигателя. Повышенный шум двигателя. Некоторые водители утверждают, что звук похож на звук дизельного двигателя.
- Неустойчивая работа двигателя в любом из режимов. Двигатель может работать на холостом ходу, но с трудом разгоняться и терять мощность. Или наоборот: вы едете нормально, но на холостом ходу «глохнет». Общее снижение мощности очевидно.
- Повышенный расход топлива. Опять же, в той или иной форме работы двигателя. Желательно проверять расход топлива в динамике через бортовой компьютер или диагностическое устройство.
- Токсичность отработавших газов повышается, обычно их количество больше, а запах топлива выражен сильнее, чем раньше.
- Увеличивается расход масла в двигателе. Оно может начать активно сгорать (снижение уровня в картере) или потерять свои эксплуатационные характеристики.
- Нестабильные обороты двигателя после его запуска. Обычно это длится от 2 до 10 секунд. В этот же период дребезжание устройства становится наиболее сильным, а затем немного стихает.
- Коленчатый и распределительный валы не совпадают или положение распределительного вала неправильное. Коды могут отличаться от машины к машине. На Renault, например, код неисправности DF080 прямо указывает на проблемы с фазовращателем. На других автомобилях часто появляется ошибка p0011 или p0016, указывающая на не синхронизированную систему.
Проводить диагностику, расшифровывать неисправности и сбрасывать их удобнее с помощью мультимашинного автосканера. Одним из таких доступных вариантов является Rokodil ScanX Pro. С его помощью можно считывать показания датчиков большинства автомобилей, выпущенных в 1994 году или позже, всего несколькими нажатиями клавиш. Вы также можете управлять реакцией датчика, включая и выключая различные функции.
Также обратите внимание, что при неисправности фазовой системы могут проявляться только некоторые из этих симптомов или они могут проявляться по-разному на разных автомобилях.
Причины поломки фазорегулятора
Неисправности распределяются в зависимости от фазного блока и его регулирующего клапана. Причины отказов фазовых блоков следующие
- Износ механизма вращения (лезвия/ножи). В нормальных условиях это происходит по естественным причинам, и рекомендуется менять блок фаз через каждые 100-200 тысяч километров пробега. Загрязненное или низкокачественное масло может ускорить износ.
- Проскальзывание или несоответствие заданным значениям углов поворота спектрометра. Обычно это происходит из-за того, что механизм вращения блока фаз в корпусе блока фаз превышает допустимые углы поворота вследствие износа металла.
Однако причины отказа клапана VVT различны.
- На Renault Megane 2 клапан силового агрегата расположен в углублении в передней части двигателя, где скапливается много грязи. Следовательно, если уплотнение клапана выходит из строя, пыль и грязь извне смешиваются с маслом и попадают в рабочую камеру механизма. Это приводит к заклиниванию клапана и износу поворотного механизма самого регулятора.
- Проблемы с электрической цепью клапана. Это может быть прерывание цепи, замыкание контактов, нарушение изоляции, короткое замыкание в раме или силовом кабеле, низкое или высокое сопротивление.
- Вход для пластиковой стружки. На фазовых устройствах лопасти часто изготавливаются из пластика. Когда они изнашиваются, они изменяют свою геометрию и выпадают из положения. Вместе с маслом они попадают в клапан, разлагаются и превращаются в пульпу. Это может привести либо к неполному перемещению штока клапана, либо даже к полному захвату.
Причины отказа фазового блока могут быть также связаны с неисправностями других сопутствующих компонентов:
- Неправильные сигналы от DPKV и/или DDPV. Это может быть вызвано проблемами с этими датчиками или износом клапана управления фазами, в результате чего распредвал или коленчатый вал выходят за пределы диапазона в определенный момент времени. В этом случае необходимо проверить датчик положения коленчатого вала вместе с фазовращателем.
- В некоторых редких случаях в ЭБУ возникает программная ошибка, которая вызывает неисправности, несмотря на правильные данные, в том числе и в связи с фазовращателем.
Большинство владельцев Renault Megane 2 с 16-клапанными двигателями K4M и F4R пренебрегают корректором фаз сальника клапанов (его еще называют фазовращателем) — напрасно, ведь от состояния сальника зависит чистота всех компонентов ЭБУ, а значит, его функциональность и срок службы.
Признаки неисправности
(Ссылка на источник фотографии)
Теперь к вопросу о том, как определить, вышел ли из строя 2-фазный корректор Megan. Отказ может быть полным или частичным, в обоих случаях симптомы следующие:
- Двигатель начал работать очень громко и звучал как дизель. Со стороны распределительного вала слышен металлический шум.
- Двигатель не работает плавно на холостом ходу, но не имеет проблем под нагрузкой. Или наоборот: на холостом ходу производительность хорошая, но при ускорении вы чувствуете падение мощности.
- В одном из режимов работы Megane 2 расход топлива увеличивается. Этот признак можно определить по дисплею компьютера автомобиля.
- Выхлопные газы двигателя Megane 2 приобрели более токсичный запах.
- Моторное масло расходуется больше, чем раньше, и быстро темнеет.
- После зарядки блок питания работает нестабильно в течение нескольких секунд. Обороты увеличиваются, и фазовращатель визжит громче, чем обычно. Через некоторое время все приходит в норму.
- Диагностический сканер показывает ошибку DF080.
Если фазовращатель неисправен, на Renault Megane 2 могут наблюдаться все или только некоторые из этих симптомов.
Неисправности фазорегулятора: причины
Вышеуказанные симптомы на Megane 2 приводят к отказу как самого фазового блока, так и клапана, который им управляет. В некоторых случаях устройство можно отремонтировать, но оно не будет функционировать должным образом из-за других сопутствующих компонентов. Во всех трех случаях причины отказа различны.
Гувернер автомобиля Renault Megane Phase 2 может быть поврежден в результате нормального износа крыла (поворотного механизма). Это происходит между 100 и 200 тысячами километров. Процесс может быть ускорен некачественным моторным маслом или его преждевременной заменой. Металл в корпусе вращающейся шестерни также со временем изнашивается. В результате исходные углы поворота теряются.
Существует три причины, по которым клапан рулевого управления может перестать работать. Первая — поврежденное уплотнение на 2-фазном регуляторе Megane, которое позволяет грязи попадать в механизм и вызывать засорение. Второй — поврежденная цепь. Это приводит к тому, что клапан не получает питание. Третья причина — пластиковая стружка, которая застревает в стержне компонента и не дает ему двигаться. Это связано с тем, что лопасть 2-фазного регулятора Megan сделана из пластика. Она быстро изнашивается. Мелкие кусочки пластика и мусор попадают на клапан и препятствуют его открытию/закрытию.
Фазовый регулирующий клапан (ссылка на источник фотографии)
Убедившись, что двухфазный регулятор Megan работает, следует проверить сопутствующие компоненты на наличие проблем. В первую очередь необходимо проверить датчики коленчатого и распределительного валов Megan 2. Они могут давать неверные показания. Следующий шаг — проверка электронного блока управления двигателя. Редко, но все же случается, что программная ошибка возникает глубоко внутри компьютера.
Клапан фазорегулятора Рено Меган 2
Многие владельцы Renault Megane 2 с агрегатами F4R и K4M забывают заменить прокладку фазового клапана. Но от состояния этого незаметного компонента зависит срок службы всего устройства.
Электромагнитный клапан двухступенчатого регулятора Megan расположен в передней части двигателя в углублении. Там скапливаются песок и грязь, которые при повреждении уплотнения попадают в механизм и засоряют рабочую камеру и ее каналы. В результате электромагнитный клапан Renault Megane 2 заклинивает, а лопасти и камеры фазовращателя быстро изнашиваются. Оказывается, можно сделать дорогостоящий ремонт, заменив всего лишь копеечную упаковку. Поэтому рекомендуется время от времени проверять состояние уплотнения и при необходимости заменять его.
Признаки неисправности
(Ссылка на источник фотографии)
Когда клапан 2-фазного управления Renault Megane постоянно открыт, обороты холостого хода становятся нестабильными. Понять причину этого события можно, изучив работу устройства.
Когда двигатель работает на холостом ходу, клапан управления фазами Megane 2 закрыт. Моторное масло поступает сбоку и давит на лопасти, чтобы они оставались в нулевом положении. Когда обороты двигателя увеличиваются, ЭБУ активирует электромагнитный клапан, который толкает шток вниз. Теперь масло попадает в другие каналы и начинает толкать лопасти с противоположной стороны. Вся конструкция движется и увлекает за собой шестерни. При этом короткие периоды заменяются длинными. Когда обороты двигателя Megane 2 падают, происходит обратный процесс.
Если двухступенчатый клапан управления Megane заклинило и он постоянно открыт, фазы открытия клапана всегда длинные. Когда топливно-воздушная смесь попадает в камеру сгорания, часть ее выходит через открытые клапаны в выхлопную систему. В результате двигатель ведет себя нестабильно на низких оборотах и теряет крутящий момент. На высоких оборотах двигателя, напротив, двигатель работает плавно.
Как проверить клапан фазорегулятора Megane 2
Проверка двухступенчатого клапана управления Megane состоит из двух этапов. Первым шагом является определение неисправности катушки соленоида. Электрическая часть называется мультиметром. Это можно сделать без демонтажа клапана. Вы можете просто отсоединить разъем, который подключен к ЭБУ.
Установите мультиметр на измерение десятков Ом. Прикоснитесь штырем к клеммам клеммной колодки. Наиболее точные измерения получаются, когда температура окружающей среды близка к 20°C. Если тестер показывает сопротивление 6,5-7 Ом, соленоид Megane 2 неисправен. Более низкие цифры означают наличие короткого замыкания между катушками. Если показания уходят в бесконечность, то проводник разорван. В обоих случаях компонент следует заменить.
Если с катушкой проблем нет, следует провести диагностику механической части клапана. Для этого необходимо снять его с двигателя. Вам понадобится источник питания на 12 вольт (достаточно автомобильного аккумулятора) и калибр 0,8 мм. Подключите блок питания к гнезду клапана демонтированного Renault Megane 2. При подаче напряжения поршень внутри обоймы должен щелкнуть и двигаться вперед. И когда он выключен, он должен снова включиться. При вытянутом поршне измерьте зазор между поршнем и сепаратором. Она должна быть не менее 0,8 мм. Не должно быть зазора без натяжения. Если цифры не совпадают, значит, блок заблокирован, и поэтому шток поршня выдвинут не полностью. Чтобы исправить это, промойте клапан Megane 2 и продуйте его сжатым воздухом.
Удобнее использовать автоматический мультимастерный сканер для проведения диагностических тестов, декодирования неисправностей, а также их сброса. Одним из таких доступных вариантов является Rokodil ScanX Pro.
Треск в двигателе
Если вы слышите только скрип при включении стартера, это не проблема. Причиной является износ дискового рычага или, в худшем случае, маховика. Однако если скрип возникает и при работающем двигателе, читайте дальше.
Эта статья в первую очередь предназначена для владельцев автомобилей Renault моделей Clio, Megane 2, Megane 3, Duster и Fluence, но если у вас другая иномарка со ступенчатым двигателем, то вполне вероятно, что у вас есть такая же проблема с этими моделями.
Итак, если вы слышите отчетливый треск в двигателе, особенно на холодном автомобиле, и ваш двигатель оснащен блоком питания, скорее всего, изношен сам блок питания (примерно в 80-90% случаев это так) и, возможно, неисправен клапан блока питания.
В зависимости от того, как долго вы ездите с этим шумом, вам может грозить очень дорогой ремонт, если вы не устраните его как можно скорее.
Если лампочка Check Engine не загорается, вам может повезти, поскольку вы все еще можете «спасти» клапан фазового блока. Замена фазового клапана стоит недешево и должна производиться вместе с заменой ремня ГРМ. Клапан тоже стоит недешево, поэтому для диагностики лучше обратиться в мастерскую — так ездить нельзя.
Здесь вы можете узнать о стоимости фазовращателя и его замене, прочитать о причинах поломки и выяснить, что делать с вашим двигателем.
Но не отчаивайтесь, существует 10-15% вероятность того, что причина кроется в чем-то другом.
В любом случае, если у вас есть Renault, приезжайте к нам для обслуживания Renault163:
Мы поможем вам, отремонтируем, правильно продиагностируем двигатель, постараемся сделать по минимуму, потому что знаем, что ремонт такого скрипучего двигателя будет стоить дорого.
Нюансы конструкции
Двигатель 21179 в базовой комплектации 21127 выглядит немного похожим, изменив как конструкцию, так и внешний вид:
- Фаза впускного клапана в пределах ±30 град,
- полые распределительные валы с порошково-металлургическими распределительными валами,
- турбулентность воздуха, подаваемого в камеру сгорания,
- Система охлаждения цилиндра (рубашка),
- Улучшенная конфигурация и объем фланца головки блока цилиндров,
- Головки цилиндров Federal Mogul,
- Корейский насос,
- Угловое отверстие масляных каналов в канавках коленчатого вала,
- полимерная крышка головки блока цилиндров и цельный алюминиевый поддон картера,
- Маховик сцепления 215 мм, рекомендованный производителем.
Федеральная передача Mogul
Что делать при появлении ошибки DF080
При неисправности электромагнитного клапана управления фазами Renault Megane 2 часто генерирует ошибку DF080, которая при подключении диагностического сканера отображается как неисправность цепи характеристики распредвала. Когда возникает эта ошибка, она указывает на неисправность соленоида управления фазовращателем или обрыв цепи в его соединении с ЭБУ.
Для устранения этой ошибки необходимо проверить клапан (как описано выше). Если он работает правильно, причиной ошибки является плохой контакт или разомкнутая цепь. В этом случае отсоедините электромагнитный клапан и проверьте мультиметром цепь от клапана до ЭБУ. Если один из проводов оборван, в первую очередь необходимо проверить проводку от двигателя к ЭБУ. По мнению экспертов, это самая проблемная и уязвимая часть.
Если проверка проводки показывает, что цепь исправна, причину неисправности следует искать в блоке разъемов, в зоне его контакта. Практика показывает, что контакты разъема со временем теряют свою эластичность. Особенно часто это происходит после многократного снятия и подсоединения прокладки к клапану. Чтобы восстановить контакт, разберите разъем, извлеките контакты и подтяните контактные площадки с помощью тонкой отвертки или шила.
Примечание: Чтобы избежать изменения полярности подключения, лучше всего снимать и ремонтировать клеммы по одной. Также обратите внимание, что каждая клемма имеет небольшую защелку, которая удерживает клемму в гнезде.
Не используйте грубую силу — штифтовая часть может быть легко удалена, если сжать скобу тонким инструментом.
Для продления «жизни» фазового блока и его электромагнитного клапана рекомендуется чаще менять масло и масляные фильтры. Особенно если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях.
Отключение фазорегулятора
Многие водители задаются вопросом: могу ли я управлять автомобилем с неисправным фазовым блоком? Ответ: да, можете, но вы должны знать о последствиях. Однако если по какой-либо причине вы решите отсоединить фазовый блок, это можно сделать следующим образом (для того же Renault Megane 2).
- Отсоедините штекер от штуцера масляного клапана на фазовом блоке,
- это вызовет неисправность DF080 и, возможно, другие неисправности, если есть связанные неисправности,
- Чтобы устранить неисправность и «обмануть» блок управления, поместите между двумя клеммами штекера электрический резистор сопротивлением около 7 Ом (как указано выше — 6,7…7,7 Ом в теплую погоду),
- Сбросьте ошибку, отображаемую на блоке управления, либо с помощью программного обеспечения, либо отсоединив отрицательную клемму аккумулятора на несколько секунд,
- Надежно закрепите снятый разъем на капоте, чтобы он не расплавился и не повлиял на другие компоненты.
Обратите внимание, что при отключении фазового модуля мощность двигателя падает примерно на 15 %, а расход топлива немного увеличивается.
Заключение
Автопроизводители рекомендуют менять блок фаз через каждые 100-200 тысяч километров пробега. Если это произошло раньше, то в первую очередь следует проверить клапан, так как это проще. Подавлять или нет фазовый сигнал — на усмотрение владельца транспортного средства, так как это имеет негативные последствия. Демонтаж и замена самого фазового блока — трудоемкая задача на всех современных автомобилях. Поэтому проводить такую процедуру можно только при наличии опыта и необходимых инструментов. Но лучше обратиться за помощью в мастерскую.
Почему требуется замена фазорегуляторов Опель Астра H?
Причиной неисправности часто является выход из строя клапана. В этом случае они имеют стержень из твердого сплава и оболочку из мягкого металла. В результате втулка быстро изнашивается, и механизм может заклинить. Модернизированные передачи лишены этого недостатка. И стержень, и втулка изготовлены из одного и того же материала, что позволяет избежать различий в износе.
Основным механизмом фазовращателя является шестерня, механизм которой управляется давлением масла с помощью электромагнитов, управляемых электронным блоком.
Основными причинами отказа фазового блока могут быть:
- Механическая поломка хомута коробки передач. Зажим сцепления может быть механически поврежден,
- Недостаток масла — слишком малое количество масла или использование неподходящего масла для двигателей Opel Astra H,
- длительное использование масла без замены. Это приводит к засорению фильтрующих сеток и прекращению подачи масла в механизм.
Особенности впускного коллектора двигателя Z18XER
Вращающийся барабан, интегрированный во впускной коллектор, является одной из особенностей двигателя Z18XER. Барабан оснащен электрическим серводвигателем. Этот узел вращается вокруг своего вала. Окна в барабане меняют свое положение по отношению к пустым стенам. В результате изменяется объем воздуха и воздушный поток.
Когда устройство простаивает, поток воздуха направляется с другой стороны. Когда нагрузка увеличивается, воздушная масса поступает по короткому пути. Двигатели предыдущего поколения имели другую систему работы; интенсивность воздушного потока регулировалась дроссельными заслонками.
Двигатель 1.8 Z18XER от Opel оснащен эксклюзивным впускным коллектором с системой управления всасыванием воздуха.
Как только ток подается на электромагнитный клапан, шток клапана толкается вниз, и масло начинает течь по другим каналам. Когда это происходит, давление прикладывается к задней части лопастей приводного вала, заставляя шестерню синхронизации смещаться относительно распределительного вала — так происходит синхронизация распределительного вала.
Почему заклинивает клапан и как его почистить
Как упоминалось ранее, засорение клапана в приводе может привести к блокировке клапана, что влияет на работу двигателя, динамику автомобиля и экономию топлива. Наиболее распространенной причиной засорения является попадание грязи в устройство через поврежденный сальник. Пыль, смешанная с моторным маслом, попадает в зазор между корпусом и поршневым штоком, блокируя поршневой шток. Поврежденные или изношенные пластиковые ребра на фазовом блоке также могут стать причиной заклинивания. В этом случае мягкие загрязнения неизбежно попадают в каналы устройства и могут вызвать заклинивание.
Очистить клапан Fasor очень просто — для этого даже не нужно разбирать устройство. Сначала снимите защитную решетку, прикрепленную к впускному воздуховоду. Он выполнен в виде подпружиненного кольца, которое можно легко отсоединить от корпуса и извлечь. Используя подходящий чистящий спрей (для карбюраторов, тормозов, инжекторов и т.д.), промойте корпус клапана и его внутренние каналы. Затем компоненты следует высушить сжатым воздухом — этот воздух лучше всего подавать из розетки. Затем электромагнитный зажим подключают к источнику питания и проверяют срабатывание и полное открытие клапана описанным выше методом.
В особо тяжелых случаях промывание может не помочь. Затем открутите корпус, разберите блок и тщательно очистите клапан управления фазами Renault Megane 2.
После промывки и проверки работоспособности клапана в углубление следует вставить защитную решетку. Эксперты рекомендуют тщательно сгладить края соединения паяльником — это предотвратит соскальзывание кольца фильтра. Теперь осталось только вставить сальник и установить клапан на двигатель.
Как видите, нет причин бояться неисправности DF080 — с ней может справиться даже новичок. Такие неисправности, как засорение клапана или износ компонентов фазовращателя, гораздо легче избежать, чем устранить. Если обратить внимание на мелочи, например, масляное пятно вокруг клапана, можно вовремя восстановить герметичность, что, безусловно, скажется на здоровье двигателя и сэкономит семейный бюджет.
Видео: Клапан фазорегулятора Рено. Почему нет холостых? Как его проверить? Ошибка DF080
Неисправность фазорегулятора
Неисправность контроллера фаз может быть следующей: он начинает издавать неприятные щелкающие звуки, замирает в одном из крайних положений, нарушается работа электромагнитного клапана фаз, в памяти ЭБУ формируется ошибка.
Хотя можно ездить с неисправным фазовым блоком, следует понимать, что в этом случае двигатель не будет работать оптимально. Это повлияет на расход топлива и работу двигателя. В зависимости от того, в чем заключается проблема: в сцеплении, клапане или во всей системе фаз, симптомы и лечение будут разными.
Принцип действия фазорегулятора
Чтобы понять, почему ломается фазовращатель или заедает клапан, полезно понять, как работает вся система. Так вы сможете лучше определить неисправности и знать, как их устранить.
Двигатель не работает одинаково при разных оборотах двигателя. На холостом ходу или низких оборотах двигателя существуют так называемые «узкие фазы», когда скорость выхлопа низкая. Высокие скорости, с другой стороны, характеризуются «широкими фазами», в которых объем выхлопных газов высок. При использовании «широких фаз» на низких скоростях выхлопные газы смешиваются с новыми впускными газами, что снижает производительность двигателя и даже приводит к его остановке. А если «узкие фазы» используются на высоких оборотах двигателя, это приводит к снижению мощности и эффективности двигателя.
Существует несколько типов систем контроля фаз. VVT (Variable Valve Timing) разработана Volkswagen, CVVT — используется Kia и Hyindai, VVT-i — используется Toyota, VTC — устанавливается в двигателях Honda, VCP — фазовращатели Renault, Vanos / Double Vanos — система используется в BMW. Рассмотрим принцип работы регулятора фаз на примере Renault Megane 2 с 16-клапанным двигателем K4M, поскольку его неисправность является «детской болезнью» этого автомобиля, и его владельцы часто сталкиваются с неработающим регулятором фаз.
Он управляется электромагнитным клапаном, подача масла которого регулируется электроникой с дискретной частотой 0 или 250 Гц. Весь процесс контролируется электронным блоком управления на основе сигналов от датчиков двигателя. Фазовый блок активируется при увеличении нагрузки двигателя (от 1 500 до 4 300 об/мин) при соблюдении следующих условий
- датчики положения коленчатого вала (CDPS) и датчики положения распределительного вала (DSPS) работают правильно,
- нет неисправностей в системе впрыска топлива,
- достигается пороговое значение фазовой инжекции,
- температура охлаждающей жидкости находится в пределах +10°…+120°C,
- повышенная температура моторного масла.
Фазовый блок возвращается в исходное положение при снижении оборотов двигателя при тех же условиях, но с той разницей, что рассчитывается сдвиг фаз, равный нулю. В этом случае блокирующий поршень блокирует механизм. Поэтому «виновниками» неисправности фазового блока может быть не только сам фазовый блок, но и электромагнитный клапан, датчики двигателя, неисправности двигателя и неисправности ЭБУ.
Чаще всего проблемы возникают в двух местах. Первая — в проводке, ведущей от самого двигателя к блоку управления двигателем. Второй — в самом разъеме. Если проводка цела, посмотрите на штекер. Со временем штифты ослабевают. Чтобы обжать их, необходимо выполнить следующие действия:
Общие сведения о работе фазорегуляторов
Современные двигатели европейского и японского производства, включая двигатель Peugeot 307, оснащены различными электрогидравлическими системами, которые изменяют степень наполнения цилиндров в зависимости от степени закрытия или открытия клапанов. Регулируя время работы распределителя, можно изменять количество новых зарядов и остаточных газов.
В зависимости от частоты вращения коленчатого вала и положения дроссельной заслонки существенно изменяется степень поступления топливной смеси в цилиндр и выхода из него отработавших газов. Изменяя фазы газораспределения, можно вносить необходимые коррективы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и степени наполнения цилиндров.
Все вместе это позволяет добиться определенной положительной динамики в работе силового агрегата Peugeot 308 и 307:
- Увеличение мощности двигателя,
- улучшенный крутящий момент в довольно широком диапазоне оборотов двигателя,
- более низкие уровни выбросов,
- расход топлива,
- снижение шума двигателя.
В стандартных системах привода используется жесткое соединение между коленчатым и распределительным валами. Стандартные двигатели Peugeot 308 и 307 оснащены силовым агрегатом, который позволяет регулировать положение распределительного и коленчатого валов для изменения степени перекрытия клапанов. За вращение распределительного вала отвечают электрические или электрогидравлические механизмы. На простых агрегатах распределительный вал может быть установлен в точно заданные положения. В более современном устройстве распределительный вал может плавно регулироваться относительно коленчатого вала.
В классическом двигателе выпускной клапан открывается примерно на 10-35 градусов до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки. Клапан, в свою очередь, закрывается через 40-85 градусов, когда поршень проходит нижнюю мертвую точку.
Для достижения максимально возможной мощности необходимо обеспечить определенный угол опережения при открытии впускных клапанов и, наоборот, задержку при их закрытии. При более высоких оборотах двигателя цилиндры заполняются потоками инертного газа, а впускные клапаны остаются открытыми при подъеме поршней. На более низких оборотах двигателя, в свою очередь, важную роль играет задержка закрытия клапанов, что приводит к частичному сжатию новой топливной смеси в цилиндрах.
Роль клапанов электромагнитного типа в работе системы ГРМ
Силовой агрегат Peugeot 308 имеет двухфазные клапаны, в то время как у 307-го корректор фаз установлен на шкиве ГРМ. Шкив состоит из двух основных частей: крыльчатки с лопастью и цилиндра с камерой. При достижении заданных условий электронная система управления посылает сигнал на электромагнитный фазовый клапан. В открытом состоянии клапан обеспечивает поступление определенного давления в поток масла через центральный канал в распределительном валу. Масло проходит через отверстия в центре крыльчатки и подъемного поршня.
Давление, создаваемое подачей масла, смещает поршень вверх и освобождает крыльчатку. Это вращает крыльчатку и фазовый блок в направлении гистерезиса впускного клапана. Когда электромагнитный клапан отключается, лопатка и крыльчатка возвращаются в исходное положение, а поршень фиксирует всю систему в состоянии наименьшего замедления.
Клапан отвечает за обеспечение подачи масла к фазовому блоку. Когда управляющий потенциал в соленоиде деактивируется, фазовращатель переводит распределительный вал в состояние наименьшего замедления, чтобы максимальный крутящий момент был доступен на низких оборотах.
В автомобилях Peugeot 307 и 308 фазовращатель, установленный на распредвале, работает правильно при соблюдении следующих параметров
- при частоте вращения коленчатого вала свыше 1500 об/мин,
- при давлении во впускном трубопроводе выше 500 мбар,
- при температуре антифриза выше 30 градусов.
Фазовый блок включает считывание данных о положении коленчатого и распределительного валов, температуре охлаждающей жидкости и скорости автомобиля из ЭБУ. Диапазоны регулировки угла, распредвала на холостом ходу, варьируются от +5 д о-5, а на крутых оборотах поднимаются от 0 до 30 градусов.
Как работает клапан фазорегулятора
Начну с вопроса, для чего на самом деле нужен клапан фазового блока. Электромагнитный клапан управления обеспечивает подачу масла под давлением к блоку фаз распределительного вала. Когда ЭБУ прекращает подачу управляющего напряжения на электромагнитный клапан, фазовращатель переключает распределительные валы обратно на минимальную задержку входного клапана, обеспечивая тем самым максимальный эффект крутящего момента на низких оборотах двигателя.
На рисунке ниже показано, как работает клапан фазовращателя:
На автомобиле Renault Megane 2 электромагнитный клапан управления фазами расположен на крышке головки блока цилиндров рядом с маслозаливной горловиной. Перед его снятием рекомендуется протереть все вокруг, чтобы грязь не попала внутрь головки блока цилиндров.
Чтобы снять его, отсоедините штекер и выкрутите винт с головкой 8 мм (в моем случае на сайте написано 10 мм).
После снятия клапана посмотрите на маленькую фильтрующую сетку. Она должна быть чистой. В первый раз я снял клапан примерно через 100 миль. Экран был довольно грязным. На этот раз он тоже грязный, но не слишком.
Чтобы очистить экран, осторожно потяните его в месте зажима и снимите.
Я чистил свой зубной щеткой, смоченной в бензине. Он очень хорошо очищает. Я не мыл сам клапан, внутри он был чистым.
Я вытерла только внешнюю сторону. Кстати, при снятии клапана на нем были обнаружены мелкие песчинки и камешки, на которые не стоит обращать внимание. Если клапан загрязнен изнутри, промойте его очистителем карбюратора и продуйте воздухом.
Проверка клапана фазорегулятора на Рено Меган 2
Измерьте сопротивление в проводах клапана с помощью мультиметра в режиме омметра. Согласно техническому бюллетеню Renault «Двигатель и его системы», значение сопротивления должно составлять от 6,7 до 7,7 Ом при температуре 20 градусов. Если сопротивление отличается, клапан неисправен.
Чтобы продлить срок службы клапанов и фонона, я советую вам менять масло как можно чаще.
Выкладываю фото с номерами клапанов фонона, возможно, кому-то это будет полезно. Удачи!
Тогда я предлагаю вам прочитать о замене сальника клапана фазового блока в статье «Замена сальника клапана фазового блока на Renault Megane 2».