Грузовики ГАЗ 53 до сих пор используются, многие из них с дизельными двигателями. Однако есть и машины, работающие с оригинальной системой привода. Наиболее важные недостатки капитально отремонтированных моделей:
Сборка двигателя автомобиля газ-66, газ-53
Номер шасси указывается в техническом паспорте автомобиля, но он также должен быть прикреплен к разборчивой части автомобиля. Конкретного местонахождения нет, но обычно его можно найти в одном из следующих мест:
- Выемка в шпоне приборной панели, выступающая в моторный отсек.
- Тиснение или гравировка на шильдике производителя, который на некоторых автомобилях расположен на передней части переднего фартука — где-то на приборной панели.
- Напечатано на полу салона, рядом с сиденьем.
- Напечатаны на наклейках, прикрепленных к B-стойкам или к различным конструктивным элементам передней панели.
- Напечатано на небольшой пластине, прикрепленной к приборной панели.
В некоторых случаях расшифровка или использование этого кода дает любому пользователю или мастерской информацию, необходимую для выполнения своей работы с большим профессионализмом и точностью.
Порядок работы 4, 6, 8 цилиндрового двигателя — просто о сложном
По большому счету, нам, простым автомобилистам, совсем не обязательно знать последовательность работы цилиндров двигателя. Ну, это работает и работает. Да, с этим трудно спорить. Он необходим только в том случае, если вы хотите отрегулировать зажигание или отрегулировать зазор клапана руками.
И совершенно необязательно знать, как работают цилиндры автомобильного двигателя, если вам нужно подключить высоковольтные провода к свечам зажигания или магистрали высокого давления к дизельному двигателю. А если вы хотите отремонтировать головку блока цилиндров?
Трехмерная работа двигателя внутреннего сгорания, видео:
Я согласен, что было бы нелепо обращаться в автомагазин для правильной установки ВВ проводов. А как можно водить машину? Когда двигатель заглох.
Что значит порядок работы цилиндров двигателя?
Порядок чередования одинаковых ходов на разных цилиндрах называется порядком работы цилиндров.
От чего зависит порядок расположения цилиндров? Существует несколько факторов, а именно:
- Расположение цилиндров двигателя: однорядное или V-образное,
- количество цилиндров,
- конструкция распределительного вала,
- тип и конструкция коленчатого вала.
Рабочий цикл двигателя
Рабочий цикл двигателя состоит из различных фаз синхронизации. Последовательность этих фаз должна быть равномерно распределена в зависимости от силы, действующей на коленчатый вал. Именно здесь происходит бесперебойная работа двигателя. Необходимо следить за тем, чтобы цилиндры, которые работают последовательно, не находились рядом друг с другом. С этой целью производители двигателей разрабатывают планы работы цилиндров для двигателей. Однако во всех системах порядок расположения цилиндров начинается с главного цилиндра с номером 1.
Порядок работы цилиндров у разных двигателей
Для двигателей одного типа, но с различными модификациями, работа цилиндров может быть разной. Например, двигатель ЗМЗ. Порядок работы цилиндров двигателя 402 — 1-2-4-3, а порядок работы цилиндров двигателя 406 — 1-3-4-2.
Если мы более подробно рассмотрим теорию работы двигателя, то, чтобы избежать путаницы, обнаружим следующее. Четырехтактный двигатель завершает один полный рабочий цикл за два оборота коленчатого вала. В пересчете на градусы это равно 720. У двухтактного двигателя — 3 600.
Коленчатый вал смещен на определенный угол так, что на вал действует постоянное усилие от поршней. Этот угол напрямую связан с количеством цилиндров и ходом поршня двигателя.
- Рабочий ход 4-цилиндрового одноцилиндрового двигателя составляет 1800 тактов, а порядок работы цилиндров может быть 1-3-4-2 (ВАЗ) или 1-2-4-3 (ГАЗ).
- Последовательность работы 6-цилиндрового рядного двигателя — 1-5-3-6-2-4 (интервал между обжигами — 1 200).
- Последовательность работы 8-цилиндрового V-образного двигателя составляет 1-5-4-8-6-3-7-2 (интервал между выстрелами составляет 900).
- Например, для 12-цилиндрового двигателя W последовательность работы следующая: 1-3-5-2-4-6 для головок цилиндров с левой стороны и 7-9-11-8-10-12 для головок цилиндров с правой стороны.
Чтобы понять всю эту последовательность чисел, давайте рассмотрим пример. 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ имеет следующую последовательность расположения головок цилиндров. Кривошипы расположены под углом 900.
Это означает, что если рабочий цикл выполняется на 1-м цилиндре, то после поворота коленчатого вала на 90 градусов рабочий цикл выполняется на 5-м цилиндре. В этом случае один оборот коленчатого вала эквивалентен 4 тактам. Разумно заключить, что 8-цилиндровый двигатель работает более плавно и равномерно, чем 6-цилиндровый.
Двигатель ГАЗ 53 технические характеристики
Расчет силовой установки выполнен на базе автомобиля ГАЗ-51. В процессе переработки силового агрегата конструкция и компоненты двигателя постоянно совершенствовались и развивались, что привело к появлению модификаций, значения которых имели характерные отличия.
Важно, чтобы основные элементы оставались неизменными в течение всего периода производства продукта
Технические показатели ГАЗ-53:
Индикатор: | Ценность: |
Тема двигателя | 1964-1993 |
Сырье для двигателя | Алюминий |
Мощность двигателя | Карбюратор, бензин A-76 (80) |
Охлаждение двигателя | Жидкость, закрытый контур, вентилируемый |
Количество и расположение моторных отсеков | Восемь, «V |
Последовательность расположения моторных отсеков | «15426378» |
Перепускные клапаны на камеру, (шт.) | 2 |
Поперечное сечение моторного отсека, (мм.) | 92 |
Рабочий объем расширителя двигателя, (мм.) | 80 |
Компрессия двигателя | 6,7 |
Смещение, (л) | 4,250 |
Мощность двигателя, (л.с., об/мин) | 115/3200 |
Крутящий момент двигателя, (Нм/об.) | 284,5/2000 |
Масса двигателя ГАЗ 53 без коробки, (кг.) | 265 |
Расход двигателя, (л/100о км.) | 24 |
Смазка двигателя | Давление + распыление + пар |
Моторное масло, марка | M-10B-1 |
Потеря масла на 100 км, (л) | Менее 0,4 |
Количество масла в двигателе ГАЗ 53, (л.) | 8 |
Замена смазки в двигателе, (км) | 7000-10000 |
Работа двигателя при температуре, (°C) | 91 |
Карбюратор двигателя, модель | K-126B |
Напряжение сети, (В) | 12 |
Аккумулятор двигателя, модель | 6СТ-75 |
Двигатель чоппера | DK 53 |
Катушка двигателя | B114B (115) |
Штекер двигателя | А11 (14) |
Двигатель генератора | G250G1(3) |
Стартер двигателя | ST230A1 |
Вес двигателя ГАЗ 53 варьируется и зависит от нескольких факторов. Например, тяговый блок с контуром, заполненным смазкой, весит больше. При разборке агрегат часто разбирается вместе с коробкой передач, поэтому вес коробки передач добавляется к весу двигателя. Учитывая вышесказанное, цифра составляет от 245 до 300 кг.
Любое уменьшение количества жидкости в системе приведет к перегреву двигателя. Это означает, что все резиновые уплотнения сгорают быстрее, чем при нормальном уровне охлаждающей жидкости.
Особенности конструкции двигателей ГАЗ 53 и ЗМЗ 53
- Двигатель имеет головки цилиндров с высокотурбулентной камерой сгорания, а впускные клапаны вкручиваются. Это новшество положительно сказалось на компрессии и работе силового агрегата.
- Комбинированная система смазки обеспечивает наилучшее смазывание смазываемых поверхностей и увеличивает срок службы рабочих деталей.
- Благодаря системе рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания в окружающую среду выбрасывается во много раз меньше загрязняющих веществ.
- Охлаждающая жидкость циркулирует по специальным трубам и каналам, которые обеспечивают хороший отвод тепла от горячих металлических частей двигателя внутреннего сгорания, независимо от температуры окружающей среды.
Порядок работы 8 цилиндрового двигателя ГАЗ 53
Опытные автомеханики, которые занимаются ремонтом и восстановлением этих агрегатов, знакомы с функционированием цилиндров. Система переключения цилиндров двигателя ГАЗ 53: 1-5-4-2-6-3-7-8. Блок двигателя и две головки цилиндров были изготовлены из алюминиевого сплава АЛ-4, что позволило значительно снизить вес двигателя ГАЗ 53.
Интересно: Судя по многочисленным отзывам опытных автомобилистов, конструкция четырехтактного 8-цилиндрового U-образного двигателя очень удачна. Однако все преимущества этого двигателя значительно ограничены рядом неблагоприятных факторов:
- Некачественная сборка основных компонентов,
- Использование смазочных материалов с неподходящими свойствами и характеристиками,
- несоблюдение правил технического контроля и многие другие факторы.
Если вы решили провести ремонт двигателя самостоятельно, необходимо обратить пристальное внимание на последовательность расположения цилиндров. Торговая сеть по-прежнему предлагает запчасти для ГАЗ 53 и ЗМЗ 53 для капитального и текущего ремонта.
Совет: рекомендуется не ремонтировать старый, изношенный двигатель автомобиля ГАЗ 53, а заменить его на современный дизельный двигатель. В основном для этих целей используются двигатели, предназначенные для грузовиков средней грузоподъемности.
Двигатель ГАЗ 53 продолжал выпускаться до 1989 года. Последние версии двигателя получили следующие модификации:
- Они были оснащены улучшенной конфигурацией распределительного вала.
- Профиль кулачка новой оси изменил кривизну.
- Был установлен карбюратор модели K135M.
- Была модернизирована электрическая система.
- На некоторых компонентах были заменены материалы.
- Многие из узлов были исправлены в других местах.
Благодаря многочисленным усовершенствованиям, обновленный двигатель заметно прибавил в мощности — более чем на 5 л.с.
О двигателе ЗМЗ-53
Как и сам автомобиль, двигатель является легендарным. Этот двигатель построен по схеме V8. Его рабочий объем составляет 4,25 литра, а максимальная мощность — 115 л.с. Конечно, отношение мощности к объему далеко не исключительное по сегодняшним меркам, но вполне приличное для начала 1960-х годов и для карбюраторного двигателя.
Их было выпущено гораздо больше, чем автомобилей ГАЗ-53, и помимо ГАЗ-3307 ими оснащались ГАЗ-3308 и ПАЗ-3205. А ЗМЗ-66, которым был оснащен легендарный «Шишиги», — это тот же ЗМЗ-53, который был адаптирован для полноприводного военного грузовика.
Корни этого двигателя уходят в 1950-е годы, когда в Заволжске был разработан двигатель ЗМЗ-13 для первой «Волги» ГАЗ-21 и для «Чайки». В то время двигатель вызвал сенсацию во всем мире, поскольку в его конструкции было использовано большое количество алюминия. В то время он считался самым передовым.
На основе опыта, полученного при создании ЗМЗ-13, и уменьшения объема был создан ЗМЗ-53. Другими словами, ЗМЗ-53 был точно такой же конструкцией, как и ЗМЗ-13, только с меньшим рабочим объемом. Многие детали этих двух двигателей полностью идентичны и взаимозаменяемы. Двигатель ЗМЗ-53 имеет меньшие поршни, диаметр которых уменьшен со 100 до 92 мм, а ход поршня уменьшен с 88 до 80 мм.
На протяжении всей своей истории двигатель ЗМЗ-53 совершенствовался для повышения надежности и снижения расхода топлива. И водители это оценили. Хотя дизельные двигатели считаются стандартом для грузовиков, ГАЗоны с этими агрегатами все еще популярны. А более высокие эксплуатационные расходы были компенсированы установкой газовых систем.
Также были внесены улучшения во впускной коллектор. Как правило, опытный механик выполняет процедуру подтяжки после 2 000 километров пробега. Это необходимо для старых устройств.
Область использования двигателей ГАЗ 53 в наши дни
Грузовики ГАЗ 53 до сих пор используются, многие из них с дизельными двигателями. Однако есть и машины, работающие с оригинальной системой привода. Наиболее важные недостатки капитально отремонтированных моделей:
- Из-за слишком низкого расхода топлива бензинового двигателя ГАЗ-53 его технические характеристики не отвечают современным требованиям комфорта,
- кабина устаревшей модели не отапливается зимой,
- сиденья необычайно жесткие и неудобные,
- рулевое колесо не оборудовано усилителем руля.
Эти машины в основном используются в сочетании со специальными надстройками:
- Емкости для различных жидкостей,
- канализационные машины,
- кузова грузовых автомобилей,
- коммунальное оборудование,
- пожарные машины и т.д.
Особенности устройства системы зажигания двигателя ГАЗ 53
Качество компонентов системы зажигания определяет следующее.
- Сила искры.
- Своевременность искры.
- Полнота сгорания воздушно-топливной смеси.
Если устройство работает без сбоев, на электроды подается напряжение, необходимое для успешного зажигания. Если искра слабая или отсутствует, эффективность работы двигателя внутреннего сгорания снижается, а расход топлива увеличивается. Работа искры зависит от расстояния между электродами (зазорами) и напряжения.
Основные причины, приводящие к неисправности системы зажигания двигателя ГАЗ 53:
- Если катушка и трансформатор перегреваются, искра не образуется. В этом случае двигатель не запустится, пока температура не снизится и не появится искра.
- Разбитые и искрящие высоковольтные кабели.
- Подгоревшие контакты бегунка в распределителе.
- Горение от крышки распределителя, где находится пружина.
- Выход из строя свечей зажигания.
Чтобы избежать перегрева двигателя, рекомендуется отрегулировать момент зажигания. Это делается путем регулировки расстояния между электродами системы с помощью специального устройства, называемого «автомобильным стробоскопом». Опытные техники используют это устройство для регулировки и контроля начального угла.
Следующие неисправности вызваны преждевременным зажиганием:
- Отказ прокладки головки цилиндров (перфорация),
- усталость поршня,
- Прогорание поршней; Прогорание клапанов.
Когда зажигание замедлено:
- повышенный расход топлива,
- двигатель перегревается.
Обслуживание и неисправности
Техническое обслуживание дизельных двигателей, установленных на автомобиле ГАЗ 3307, проводится каждые 15 000 км. Таким образом, в ходе этой процедуры заменяются масляные фильтры двигателя, фильтры грубой и тонкой очистки смазочных материалов и элементы топливного фильтра.
Многие автомобилисты часто спрашивают, сколько масла содержится в двигателе ЯМЗ 534 и ММЗ Д245. Согласно технической документации, для обслуживания требуется от 5,5 до 6 литров.
Как и для бензинового собрата, техническое обслуживание рекомендуется проводить каждые 12 000-15 000 км пробега.
Если автомобиль оснащен системой сжиженного газа, что часто бывает, интервал технического обслуживания следует сократить до 12 000 км.
Как и в любом другом узле в двигателях ГАЗ 3307 могут возникать неисправности. Поэтому наиболее распространенными неисправностями дизельных двигателей являются топливные насосы высокого давления, так как в странах СНГ трудно найти хорошее топливо, а как показывает практика, никто не стремится заливать качественное топливо в коммерческие ГАЗоны. Кроме того, плохое топливо приводит к засорению топливных форсунок, которые требуют дополнительного ухода и обслуживания.
Такая же судьба ожидает и соответствующий бензиновый двигатель ЗМЗ 523. Наиболее распространенной неисправностью является выход из строя карбюратора, из-за чего начинает заливать цилиндры. Это происходит из-за застревания иглы в инжекторе, что приводит к ряду проблем.
Кроме того, поломка термостата становится многолетней болезнью, в результате которой двигатель часто начинает перегреваться и неизбежно требует ремонта.
Если вы решили провести ремонт двигателя самостоятельно, необходимо обратить пристальное внимание на последовательность расположения цилиндров. Торговая сеть по-прежнему предлагает запчасти для ГАЗ 53 и ЗМЗ 53 для капитального и текущего ремонта.
Вывод
Двигатель ЗМЗ 53 — легендарный советский двигатель, который верно служил целому поколению. Этот силовой агрегат и сегодня используется на полях в отдаленных районах СНГ. Простота обслуживания и недорогой ремонт сделали эту генераторную установку практически незаменимой.
Цилиндры серии ГАЗ 53 знакомы каждому, кто когда-либо имел дело с ремонтом этого популярного ГАЗона. Но сам двигатель — 4,2-литровый V8 — не является «слабым местом» грузовика. Только некачественная сборка, отсутствие смазочных материалов и надежда на «русский шанс» могли испортить его преимущества.
О ремонте напоминает тот факт, что последний «Газон» сошел с конвейера более двадцати лет назад. И необходим ремонт блока цилиндров с полной разборкой двигателя. Учитывая, что последовательность расположения цилиндров у ГАЗ 53 — 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8 — была такой же, как у ГАЗ 3307, можно говорить об успешной адаптации. Сам блок, а также две головки цилиндров были изготовлены из алюминия, что положительно сказалось на весе автомобиля.
Ремонт двигателя (конечно, только если он не совсем «мертвый») не будет ни сложным, ни дорогим. Нужно только иметь под рукой бумажку или запомнить последовательность цилиндров ГАЗ 53, иначе при пропуске восстановить будет нечего. Запасные части для ЗМЗ-53 (т.е. ГАЗ-53) все еще производятся. Брошенные «доноры» предыдущими владельцами. Ведь только «советские» запчасти, оставшиеся на различных АТП и ремонтных базах, оправдывают ремонт двигателя. И этот ремонт не будет сложным, а необходимые инструменты доступны везде.
В дополнение к ремонту двигателя следует также рассмотреть возможность его замены. Ведь современный дизельный двигатель не только легко вписывается в грузовик, но и экономит много денег при последующей эксплуатации. Но это уже не будет старый «Газик» с его достоинствами и недостатками.
В XXI веке «прожорливый» двигатель — не лучший выбор для среднетоннажного грузовика, но по дорогам ездит много «старых» — ГАЗ-53, которые перевозят много грузов. На дорогах они не лучшего качества и заправлены топливом неизвестного происхождения. И так было не только на протяжении десятилетий.
Советский Союз выпустил ряд славных грузовиков. Но среди них выделяется ГАЗ-53. Производство ГАЗ-53 началось в 1961 году и завершилось в 1993 году. На протяжении всего времени существования этой модели на автомобили ГАЗ-53 устанавливались двигатели внутреннего сгорания Горьковского автомобильного завода и Заволжского моторного завода.
Пример классического автомобиля ГАЗ 53
Область использования двигателей ГАЗ 53 в наши дни
Грузовики ГАЗ 53 до сих пор используются, многие из них с дизельными двигателями. Однако есть и машины, работающие с оригинальной системой привода. Наиболее важные недостатки капитально отремонтированных моделей:
- Из-за слишком низкого расхода топлива бензинового двигателя ГАЗ-53 его технические характеристики не отвечают современным требованиям комфорта,
- кабина устаревшей модели не отапливается зимой,
- сиденья необычайно жесткие и неудобные,
- рулевое колесо не оборудовано усилителем руля.
Эти машины в основном используются в сочетании со специальными надстройками:
- Емкости для различных жидкостей,
- канализационные машины,
- кузова грузовых автомобилей,
- коммунальное оборудование,
- пожарные машины и т.д.
Грузовые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ
Первым представителем и легендой 8-цилиндрового двигателя ЗМЗ является 511-й или ГАЗ-53. По конструкции он схож с двигателем 402. Эти агрегаты устанавливались на легендарные грузовики ГАЗ 53.
Технические данные ZMZ 511/513:
Имя | Характерная особенность |
Производитель | ГАЗ |
Марка двигателя | ZMZ |
Модель | 53, 511 |
Вместимость | 4,3 литра (4250 куб. см) |
Количество цилиндров | 8 |
Конфигурация | V |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкость |
Мощность | 115 Л.С. |
Блок и головка, конструкция | Алюминий |
Заказать цилиндры | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Топливо | A-76, A-80, газ |
Типичный диаметр поршня | 92 мм |
Инсульт | 80 мм |
Мощность | Карбюратор K-126, K-126B, K-126M |
Кроме 53-й модели, двигатель использовался в таких известных моделях, как 66-я «Газель», ГАЗ 3307, а также для самоходки и ЗИЛ-130. Это V-образный агрегат с некоторыми особенностями — специальным корпусом, большим воздушным и масляным фильтром. Аналог 513 отличается только более тяжелым весом — 275 кг.
Последний представитель бензиновых двигателей производства ЗМЗ — двигатель 523, предназначенный для установки на грузовые автомобили ГАЗ-3307 и автобусы ПАЗ. Это 8-цилиндровый V-образный двигатель с улучшенными техническими характеристиками.
Правая и левая головки цилиндров идентичны, они имеют высокотурбулентные камеры сгорания и ввернутые впускные клапаны.
Сам двигатель недорогой и нетребовательный в обслуживании благодаря своей простой конструкции. Однако из-за высокого расхода топлива двигатель считается устаревшим, поскольку высокая стоимость топлива и смазочных материалов делает его эксплуатацию нерентабельной.
Система зажигания играет важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания. От бесперебойной работы стартера зажигания зависит выбор момента зажигания и качество сгорающей смеси. Как правильно установить последовательность зажигания ГАЗ-53, как устроена сама система, каковы ее основные неисправности — расскажет эта статья.
Структура системы зажигания автомобиля ГАЗ-53
Возможные неисправности SP: признаки и причины
Советы по регулировке системы зажигания
Читайте также: двигатель б/у Hyundai ix35 2.0 G4KD двигатель купить Hyundai ix35 2.0 контрактный со склада в Москве
Видео «Регулировка зажигания с помощью лампы».
Комментарии и отзывы
Необходимо систематически проверять крепление головок цилиндров к блоку цилиндров. Если соединения ослаблены, необходимо затянуть гайки. Рекомендуется сначала слить охлаждающую жидкость из системы, а затем ослабить соединения впускных труб с головками цилиндров, чтобы затяжка одной головки цилиндров не повлияла на другие.
Советы по регулировке системы зажигания
Замедленное зажигание может быть причиной перегрева двигателя и падения мощности. Это может быть заметно по хлопающему шуму во впускном коллекторе. Поэтому нужно знать, как правильно установить зажигание (автор видео — Наиль Порошин).
Установка производится в соответствии с указателями следующим образом:
- Сначала необходимо вывести поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку и совместить метку на установочном указателе с меткой на шкиве коленчатого вала.
- Затем необходимо повернуть коленчатый вал против часовой стрелки, чтобы совместить метку 9 на индикаторе центровки и метку на шкиве.
- Затем ослабьте винт верхней регулировочной пластины, крепящий ее к выключателю.
- Затем подключите один кабель блока управления к корпусу (заземление), а другой — к разъему выключателя. После включения зажигания необходимо медленно поворачивать измельчитель до тех пор, пока не загорится индикатор. Это указывает на то, что контакты начали размыкаться.
- Теперь необходимо затянуть винт и собрать крышку и ротор. Подключите высоковольтный провод на противоположной стороне пластины ротора к свече зажигания первого цилиндра. Подсоедините оставшиеся провода к свечам зажигания цилиндров в порядке их функционирования: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Момент зажигания на ГАЗ-53 должен быть установлен точно, так как отклонения снижают мощность двигателя и увеличивают расход топлива. Кроме того, могут износиться клапаны и поршни, пробиться прокладка головки блока цилиндров и возникнуть другие проблемы, связанные с зажиганием.
Поэтому окончательная регулировка проводится при работающем двигателе с предварительным подогревом при температуре охлаждающей жидкости 80-90 градусов Цельсия. При работающем двигателе ослабьте кронштейн распределителя ключом на 10 мм, чтобы его можно было повернуть. Повернув его немного против часовой стрелки, затяните крепежный винт.
Порядок работы цилиндров газ 53
Технические данные двигателей GAS 53 и ZMZ 53
Перемещение автомобиля ГАЗ 53 (ЗМЗ 53) | 4,25 литра |
Номинальная мощность | 115 Л.С. |
Диаметр поршня | 92 мм |
Поршневой палец, длина | 25 мм |
Время хода поршня | 80 мм |
Степень сжатия | 6,7 атмосферы |
Тип подачи топлива | Принудительное кормление |
Марка топливного насоса | B9D |
Производительность насоса | 140 л/ч |
Емкость газового баллона | 90 литров |
Положение топливного бака | под кабиной |
Тип карбюратора | Двойная камера |
Очистка воздуха | двухступенчатый |
Материал фильтрующего элемента | капрон |
Масса двигателя ГАЗ 53 без корпуса (ЗМЗ 53) | 265 кг |
Количество масла в двигателе ГАЗ 53 (ЗМЗ 53) | 8 литров |
Расположение цилиндров | Рисунок U |
Количество цилиндров | 8 цилиндров |
Система охлаждения | жидкость |
Банк клапанов | топ |
Система смазки | Комбинированный тип (под давлением, впрыск) |
Используемое топливо | Бензин А-76 |
Двигатели ЗМЗ и ГАЗ 53 имеют очень похожие характеристики.
Грузовые автомобили и пассажирские автобусы, на которых были установлены эти устройства:
Особенности конструкции двигателей ГАЗ 53 и ЗМЗ 53
- Двигатель имеет головки цилиндров с высокотурбулентной камерой сгорания, а впускные клапаны вкручиваются. Это новшество положительно сказалось на компрессии и работе силового агрегата.
- Комбинированная система смазки обеспечивает наилучшее смазывание смазываемых поверхностей и увеличивает срок службы рабочих деталей.
- Благодаря системе рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания в окружающую среду выбрасывается во много раз меньше загрязняющих веществ.
- Охлаждающая жидкость циркулирует по специальным трубам и каналам, которые обеспечивают хороший отвод тепла от горячих металлических частей двигателя внутреннего сгорания, независимо от температуры окружающей среды.
Опытные автомеханики, которые занимаются ремонтом и восстановлением этих агрегатов, знакомы с функционированием цилиндров. Система переключения цилиндров двигателя ГАЗ 53: 1-5-4-2-6-3-7-8. Блок двигателя и две головки цилиндров были изготовлены из алюминиевого сплава АЛ-4, что позволило значительно снизить вес двигателя ГАЗ 53.
Интересно: Судя по многочисленным отзывам опытных автомобилистов, конструкция четырехтактного 8-цилиндрового U-образного двигателя очень удачна. Однако все преимущества этого двигателя значительно ограничены рядом неблагоприятных факторов:
- Некачественная сборка основных компонентов,
- Использование смазочных материалов с неподходящими свойствами и характеристиками,
- несоблюдение правил технического контроля и многие другие факторы.
Если вы решили провести ремонт двигателя самостоятельно, необходимо обратить пристальное внимание на последовательность расположения цилиндров. Торговая сеть по-прежнему предлагает запчасти для ГАЗ 53 и ЗМЗ 53 для капитального и текущего ремонта.
Совет: рекомендуется не ремонтировать старый, изношенный двигатель автомобиля ГАЗ 53, а заменить его на современный дизельный двигатель. В основном для этих целей используются двигатели, предназначенные для грузовиков средней грузоподъемности.
Двигатель ГАЗ 53 продолжал выпускаться до 1989 года. Последние версии двигателя получили следующие модификации:
- Они были оснащены улучшенной конфигурацией распределительного вала.
- Профиль кулачка новой оси изменил кривизну.
- Был установлен карбюратор модели K135M.
- Была модернизирована электрическая система.
- На некоторых компонентах были заменены материалы.
- Многие из узлов были исправлены в других местах.
Указанный выше момент затяжки гаек необходимо соблюдать и при замене прокладок, так как снижение момента затяжки гаек головки блока цилиндров в основном связано с усадкой материала прокладки головки в первый период эксплуатации.
Область использования двигателей ГАЗ 53 в наши дни
Грузовики ГАЗ 53 до сих пор используются, многие из них с дизельными двигателями. Однако есть и машины, работающие с оригинальной системой привода. Наиболее важные недостатки капитально отремонтированных моделей:
- Из-за слишком низкого расхода топлива бензинового двигателя ГАЗ-53 его технические характеристики не отвечают современным требованиям комфорта,
- кабина устаревшей модели не отапливается зимой,
- сиденья необычайно жесткие и неудобные,
- рулевое колесо не оборудовано усилителем руля.
Эти машины в основном используются в сочетании со специальными надстройками:
- Емкости для различных жидкостей,
- канализационные машины,
- кузова грузовых автомобилей,
- коммунальное оборудование,
- пожарные машины и т.д.
Характеристики ЗМЗ 53А
С 1966 года автомобили ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 оснащались двигателем ЗМЗ 53. У него было более высокое расположение клапанов, модель оснащалась карбюратором K 126B. Позже был установлен еще один карбюратор (K 135).
В отличие от ЗМЗ 41, двигатель 53 имеет меньший объем цилиндра и более короткий ход поршня. Утверждается, что детали этих двигателей взаимозаменяемы, но это не совсем так. У двигателей даже блоки цилиндров разные, не говоря уже о поршневой группе, коленчатом вале и головке блока цилиндров. Разница между блоками заключается в том, что посадочные места под гильзы цилиндров имеют разный диаметр, поэтому заменить один блок другим будет крайне проблематично.
Технические характеристики ЗМЗ 53А:
- Рабочий объем двигателя 4,25 литра (у ЗМЗ 41 — 5,53 литра),
- Диаметр поршня составляет 92 мм (по сравнению со 100 мм у ZMZ 41),
- Ход поршня составляет 80 мм (по сравнению с 88 мм у ZMZ 41),
- Диаметр поршневого пальца составляет 25 мм (по сравнению с 28 мм у ZMZ 41),
Из вышесказанного ясно, что детали двигателя не являются взаимозаменяемыми. Перемещать можно только блок целиком.
Особенности устройства системы зажигания двигателя ГАЗ 53
Качество компонентов системы зажигания определяет следующее.
- Сила искры.
- Своевременность искры.
- Полнота сгорания воздушно-топливной смеси.
Если устройство работает без сбоев, на электроды подается напряжение, необходимое для успешного зажигания. Если искра слабая или отсутствует, эффективность работы двигателя внутреннего сгорания снижается, а расход топлива увеличивается. Работа искры зависит от расстояния между электродами (зазорами) и напряжения.
Основные причины, приводящие к неисправности системы зажигания двигателя ГАЗ 53:
- Если катушка и трансформатор перегреваются, искра не образуется. В этом случае двигатель не запустится, пока температура не снизится и не появится искра.
- Разбитые и искрящие высоковольтные кабели.
- Подгоревшие контакты бегунка в распределителе.
- Горение от крышки распределителя, где находится пружина.
- Выход из строя свечей зажигания.
Чтобы избежать перегрева двигателя, рекомендуется отрегулировать момент зажигания. Это делается путем регулировки расстояния между электродами системы с помощью специального устройства, называемого «автомобильным стробоскопом». Опытные техники используют это устройство для регулировки и контроля начального угла.
Следующие неисправности вызваны преждевременным зажиганием:
- Отказ прокладки головки цилиндров (перфорация),
- усталость поршня,
- Прогорание поршней; Прогорание клапанов.
Когда зажигание замедлено:
- повышенный расход топлива,
- двигатель перегревается.
Необходимость прикрепления элементов к грузовику определена в ГОСТ Р51980-2002, который регламентирует маркировку транспортных средств. В соответствии с этим для идентификации автомобиля используется заводская табличка производителя.
Ремонт транспортных средств со значительным пробегом
Проблемы двигателя ГАЗ 53, находящегося в эксплуатации длительное время, связаны с несоблюдением графика технических осмотров. В результате зазоры постепенно увеличиваются, снижая производительность «железного коня». Даже если направляющие кольца клапанов ГАЗ не изношены и позволяют автомобилю быстро заводиться, водитель заметит повышенный расход топлива.
Проблема может быть устранена путем регулировки клапана, которая выполняется описанным выше способом. Необходимо внести индивидуальные коррективы. Первое отличие заключается в порядке регулировки компонентов двигателя. После установки поршня первого цилиндра водитель продолжает вращать поршень цилиндра до тех пор, пока метка совмещения на шкиве не совпадет с меткой TDC.
Чертеж коленчатого вала в точке TDC
Водители, не имеющие большого опыта в ремонте двигателей автомобилей ГАЗ, могут выполнить эту процедуру за 60 минут. Самое главное — проводить визуальный осмотр на каждом этапе. В противном случае это приведет к катастрофическим последствиям для двигателя.
Регулировка клапанов ГАЗ 53
Двигатель ЗМЗ-53 также имеет нижний распределительный вал и верхнее расположение клапанов, но имеет две головки цилиндров, два рычага распределительного вала и 16 алюминиевых шатунов. Регулировка клапанов может быть выполнена двумя способами:
- по одному для каждого цилиндра, поворачивая коленчатый вал на четверть оборота за один раз,
- в два этапа, устанавливая TDC первого и шестого цилиндров.
При настройке клапанов на два оборота установите TDC первого цилиндра и установите зазоры выпускных клапанов цилиндров 1-2-4-5, впускных клапанов — цилиндров 1-3-7-8. Затем сделайте один полный оборот коленчатого вала (TDC цилиндра 6) и отрегулируйте все остальные клапаны.
Согласно руководству по эксплуатации двигателя ЗМЗ-53, также рекомендуется регулировать зазор клапанов, когда двигатель холодный. У «бензинового» двигателя шатуны намного короче, чем у ЗМЗ-402, поэтому при прогреве двигателя зазор уменьшается меньше. Однако все же лучше производить регулировку на хорошо прогретом двигателе, так как в этом случае клапаны не будут сжиматься точно, когда двигатель достигнет рабочей температуры. Зазор должен быть установлен на 0,25 мм на всех клапанах.
Нюансы при регулировке клапанов на автомобилях ГАЗ
Клапаны не всегда можно отрегулировать, и в некоторых случаях стук сохраняется даже после установки рекомендуемого зазора. Этому явлению есть ряд причин:
- изношены подшипники распределительного вала,
- вал москитного рычага изношен,
- втулки рычагов соединены неравномерно,
- колпачки изношены,
- пружинные шайбы изношены.
Если ножницы застряли, клапаны не могут быть хорошо отрегулированы с помощью датчиков.
Если кулачки распределительного вала неисправны, стук клапанов невозможно устранить, даже если отрегулировать его с помощью датчика. В этом случае необходимо заменить только распределительный вал, и никакая регулировка не поможет. Если зубья пружины активированы, то регулировка зазора также невозможна, поскольку рычаги распределительного вала входят в фиксатор пружины клапана, а не в клапан. Этот дефект может быть устранен путем установки новых цилиндров.