В современных автомобилях применяется комбинированная система охлаждения ДВС: жидкостное и воздушное охлаждение. Под жидкостью следует понимать циркуляцию тосола или тосола по специальным каналам в блоке цилиндров и головке цилиндров двигателя.
Постоянно включается вентилятор радиатора — что делать?
Вентилятор, который включается при холодном двигателе и постоянно работает во время движения, является довольно распространенной проблемой, несмотря на внешний вид. Их причины часто прозаичны, но иногда связаны со значительными затратами. Эта ошибка случилась с нашим другом на Chevrolet Aveo T300, оснащенном тем же двигателем 1.2 ECOTEC мощностью 86 л.с., что и Opel Corsa D или A12XER. Мы отвозим автомобиль в нашу мастерскую, чтобы найти источник проблемы. Посмотрите, что вызвало эту путаницу и какова цена этой ошибки.
Постоянно включается вентилятор радиатора, что делать?
Вентилятор радиатора является одним из ключевых элементов системы охлаждения двигателя. Вызывает сильный поток воздуха через сердцевину радиатора, всасывая воздух (вентилятор расположен за радиатором со стороны двигателя). Его работа особенно важна при городской езде, которая сопровождается частыми остановками автомобиля, что делает невозможным охлаждение охлаждающей жидкости обдуваемым автомобилем воздухом. Конструкции вентиляторов менялись с годами, но сегодня наиболее распространены вентиляторы с электрическим приводом. Этот тип конструкции обычно управляется термостатом, ввернутым в выходное отверстие (охладитель) бачка радиатора. И именно этот элемент чаще всего является источником проблем в работе вентилятора.
Вентилятор двигателя постоянно работает во время движения
В Шевроле Авео II представленного поколения проблема с вентилятором появилась однажды утром. При запуске двигателя немедленно включите вентилятор, даже если двигатель был полностью холодным. Хозяина еще больше насторожило то, что во время поездки все время работал вентилятор и на часах загоралась желтая лампочка Check Engine. «Проверь двигатель». Он решил вернуть машину нашему механику Павлу, который тут же взялся за базовую проверку технического состояния автомобиля.
Вентилятор двигателя работает постоянно во время движения
Первым делом решил проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Он посылает сигнал на контроллер двигателя, чтобы включить или выключить вентилятор. Чтобы подтвердить свои предположения, Павел подключил диагностический сканер, чтобы проверить наличие ошибок, регистрируемых контроллером двигателя. Вскоре стало ясно, что его диагноз был верным. Компьютер обнаружил код P0117, указывающий на проблему с датчиком температуры охлаждающей жидкости.
Разобранный двигатель вентилятора
В тех случаях, когда через рубашку двигателя проходит холодная жидкость, она уносит лишнее тепло, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем он проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и снова поступает в двигатель.
Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт
Начнем с того, что указанная проблема может явно указывать как на неисправность системы жидкостного охлаждения, так и на неисправность вентилятора. В любом случае речь идет о поломке, которую нельзя не замечать, так как риск перегрева ДВС заметно повышается.
Для лучшего понимания необходимо поверхностно рассмотреть принцип работы вентилятора в большинстве современных автомобилей. Поток воздуха активируется с помощью специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Также во многих автомобилях используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также есть модели, где за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, но такая конструкция используется редко.
Так, после нагрева охлаждающей жидкости до температуры, в среднем, около 100 градусов Цельсия, датчик или блок управления замыкает электрическую цепь. После этого включается вентилятор, улучшая охлаждение двигателя. При снижении температуры охлаждающей жидкости до необходимого значения цепь размыкается и подача воздуха прекращается.
Как видите, вентилятор не должен работать на холодном двигателе. Итак, чтобы определить, почему рано включается вентилятор, для инжекторных автомобилей с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность чтения кодов ошибок ЭБУ позволяет точнее определить причину неисправности.
Также отметим, что в тех случаях, когда блок управления обнаруживает ошибки в системе охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания, даже на холодном ДВС. Эта функция встречается лишь на некоторых моделях и является, по сути, защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.
После ремонта в этом случае также необходимо будет сбросить ошибки. Для сброса ошибки с ЭБУ в одних моделях достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, а в других сброс осуществляется с помощью диагностического оборудования.
Распространенные неполадки вентилятора охлаждения
Теперь давайте рассмотрим распространенные проблемы, связанные с системой охлаждения и самим вентилятором.
- Во-первых, во многих случаях замыкаются контакты датчика воздушной системы. В этом случае вентилятор включается сразу после включения зажигания.
В процессе диагностики датчика холода сопротивление на выходах измеряется мультиметром. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.
- Недостаточно охлаждающей жидкости в жидкостной системе. В этом случае вентилятор срабатывает из-за того, что небольшое количество тосола или тосола очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор исправен и запускается естественным образом.
Как правило, основной причиной являются течи или падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Имейте в виду, что антифриз представляет собой смесь концентрата и воды. Вода постепенно испаряется из системы, в результате уровень падает. По этой причине рекомендуется периодически проверять и доливать жидкость по специальной маркировке.
Что в итоге
Как видите, сам двигатель внутреннего сгорания и его системы нуждаются в регулярном обслуживании. Что касается системы охлаждения, то она также не является исключением и требует дополнительного внимания.
Также рекомендуем прочитать статью о самых частых неисправностях, характерных для системы охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах некорректной работы и возможных поломках указанной системы.
Если водитель заметил, что вентилятор охлаждения все время начал работать на полных оборотах или перестал своевременно отключаться, первым делом нужно проверить уровень антифриза, работоспособность помпы и термостата.
Также необходимо учитывать, что причиной такой работы вентилятора может быть засорение радиатора охлаждения или слишком высокая температура наружного воздуха, замыкание контактов и т.п. Нельзя забывать, что вентилятор может постоянно вращаться на холодную двигатель при работающем кондиционере.
Распространенные неисправности системы охлаждения двигателя: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как определить причины самостоятельно.
Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные поломки, устранение неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.
Почему двигатель перегревается? Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть при перегреве двигателя. Что делать при перегреве ДВС.
Насосное устройство. Принцип работы центробежного насоса, система охлаждения двигателя с двумя насосами и переключаемым насосом. Неисправность и ремонт насосов.
Основные неисправности автомобильного радиатора системы охлаждения двигателя. Сварка латунного радиатора, самостоятельный ремонт алюминиевого радиатора.
Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт
В тех случаях, когда через рубашку двигателя проходит холодная жидкость, она уносит лишнее тепло, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем он проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и снова поступает в двигатель.
Как проверить вентилятор радиатора
Как мы уже установили, вентилятор радиатора должен включаться, когда температура воды (тосола) превышает установленное значение. Вы можете убедиться в этом, прочитав показания приборов на передней панели. Если вентилятор не включается, нужно проверить всю сигнальную цепочку.
- Проверьте наличие напряжения питания, которое достигает изделия. Для этого можно использовать тестер или лампочку. Отсутствие напряжения будет свидетельствовать о возможном перегорании предохранителя или плохом контакте в кабелях.
- Исправность самого вентилятора можно проверить, подав на него напряжение напрямую от аккумулятора. Если крутится, значит все в порядке, и дефект надо искать в других устройствах. Если нет, и вентилятор не вращается, то причина неисправности в нем. В принципе, в этом случае нельзя сидеть на месте и ехать дальше, а нужно постоянно следить за температурой двигателя. Когда стрелка приблизится к красному сектору, необходимо остановиться, открыть капот и охладить двигатель. Две хитрости позволят вам двигаться и в этом случае. Поддерживайте скорость не менее шестидесяти км/ч, тогда постоянный поток встречного воздуха будет охлаждать воду, проходящую через радиатор, и вы сможете нормально двигаться, пока сохраняете скорость. Еще одним приемом, позволяющим частично заменить неработающий вентилятор, является использование подогрева. Поставить печь на максимальный режим обогрева, в этом случае часть лишнего тепла будет уходить через каменку. Правда, в салоне будет как в туалете, но до ближайшей заправки можно добраться.
- Для проверки датчика необходимо отсоединить провода и замкнуть их. Если при этом вентилятор включается и крутится, то сам датчик не работает, ремонту не подлежит, только замена. Однако, если вы оставите провода закрытыми, то можете продолжать, с этим вариантом вентилятор постоянно крутится, хотя это может снизить температуру двигателя, но это лучше, чем стоять на месте.
Частично такой случай был рассмотрен выше, причина в выходе из строя датчика температуры или коротком замыкании проводов, идущих к вентилятору. Но если он крутится постоянно, это может быть из-за того, что залипло реле. Это случается довольно часто, особенно после срабатывания реле и необходимости включения вентилятора.
Залипшие контакты реле означают, что они не могут размыкаться, что вызывает постоянную подачу напряжения на контакты, вследствие чего электродвигатель постоянно вращается. К последствиям залипания контактов реле можно отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.
Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может быть термостат. Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должен включаться вентилятор. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, при движении по малому она не попадает в радиатор для охлаждения. Режим движения воды определяется термостатом.
Если его заклинить в положении движения воды по малому кругу, то он будет продолжать движение, перегреваясь, что приведет к срабатыванию датчика и включению вентилятора, но так как вода не попадает в радиатор, он не остынет а датчик будет постоянно показывать высокую температуру. В результате вентилятор радиатора не выключается. Такой случай определяется просто: нужно дотронуться до шлангов, которые идут к радиатору. Когда термостат заклинит, они будут холодными при перегреве двигателя.
Если вентилятор радиатора не отключается из-за заклинившего термостата, можно иногда прикоснуться к корпусу, чтобы устранить это явление. Зачастую этого достаточно и дефект исчезает. Если все осталось без изменений, то вам нужно будет снять термостат, удалить из него весь наполнитель, после чего поставить прибор на место.
Другим вариантом того же дефекта может быть заедание термостата в промежуточном положении. Также из-за этого может не выключаться вентилятор радиатора, но такую ситуацию диагностировать гораздо сложнее. Такие трудности связаны с тем, что некоторое количество воды попадает в радиатор, но проходит очень мало, вся вода не успевает остыть, что приводит к перегреву двигателя.
Все вышеперечисленное не является полным описанием возможных причин, по которым не выключается вентилятор радиатора. Их может быть очень много, иногда довольно странных и неожиданных, но в каждом из этих проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.
Датчик температуры охлаждающей жидкости – относительно недорогой компонент, хотя многое зависит от популярности модели автомобиля. В случае с Шевроле Авео Т300 оригинальная деталь стоит около 1200 рублей. Замену RIDEX можно приобрести примерно за 400 рублей, а за АБС — 700 рублей.
Откуда произвол или почему срабатывает вентилятор охлаждения радиатора на холодном двигателе: список причин
Жара, запрет и опасность — иначе не заметишь красный участок на указателе температуры охлаждающей жидкости, настолько коварен перегрев. Синяя инфограмма редко отображается на устройствах такого назначения, а ведь стрелка под большой строкой «90» — это холод в духовке, несмотря на «красную» настройку погоды, и не только. Отклонение от нормы бьет по кошельку – ускоряется износ деталей двигателя и увеличивается расход топлива.
Симптомы
Шум ветра из-под капота сразу после запуска двигателя или через несколько минут работы на холостом ходу свидетельствует о том, что вентилятор работает исправно на холодном двигателе. Понятно, что услышать его можно только возле «рыла», озадаченного разными подготовительными заботами. В салоне о наличии аварийной ситуации будет свидетельствовать незначительное изменение вибрационной нагрузки кузова и педалей в худшую сторону.
Время от времени загорается «Джеки Чан» (Check Engine). Рабочий цикл кулера бывает как постоянным, так и переменным. Бывали случаи динамического развития неисправности: крыльчатка сначала вращается в течение короткого промежутка времени, а затем продолжительность работы постепенно увеличивается. Не исключены ситуации непрерывной вентиляции после разрыва контакта.
Причины
Прелесть карбюраторной машины в ее простоте — я закрыл датчик температуры охлаждающей жидкости, и включился вентилятор. Любая проблема — прозвонить датчик и провод «масса». В инжекторе сплошные ребусы:
- Цепь питания вентилятора разорвана.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), установленный в корпусе термостата, вышел из строя.
- Установлена неправильная прошивка ЭБУ.
- Аварийный режим мотора активируется из-за, скажем, обрыва катушки.
- Недостаточное количество «теплоносителя» в системе, из-за чего она быстро нагревается.
Электропитание
Первое, что нужно вырезать, это залипшее реле. Шунтирующие контакты неисправного релейного выключателя подают постоянную мощность на приводной двигатель, заставляя вал вращаться даже после выключения зажигания. Использование аналогичного реле из числа вторичных, установленных на монтажном блоке, является оптимальным вариантом проверки.
Довожу до вашего сведения. Если после снятия реле вентилятора с родного посадочного места оно все равно загорается на холодном двигателе, проблема в обрыве «массы» в участке «реле включения электродвигателя». В этом же случае вентилятор работает постоянно после выключения зажигания. Характеристика питания этого механизма — постоянный «+» и регулируемый «-».
Часто истоки неисправности связаны с органом управления – датчиком, от которого ЭБУ получает информацию о тепловом состоянии антифриза. Убедиться в этом поможет простой адаптер ELM 327 с соответствующим Android-приложением для диагностики с помощью смартфона. Первоначальный список действий в случае несоответствия командных данных и диагностируемой информации состоит в очистке контактной группы и обеспечении надежности электропитания.
Вердикт
Если антифриза в системе достаточно, причины работы вентилятора охлаждения радиатора на холодном двигателе носят чисто электрический характер. В карбюраторе это датчик температуры охлаждающей жидкости, встроенный в теплообменник, или замкнутая «масса».
В форсунке, скорее всего, залипло реле, которое соединило «минус» и ДТОЖ. В турбо версиях это блок управления или сама крыльчатка. Аварийное состояние и ошибки прошивки являются более серьезными причинами ненормального поведения ветряка.
Решить проблему крайне просто. Долейте недостающее количество антифриза в расширительный бачок. Также может потребоваться дополнительная прокачка системы, если в ней образовались воздушные карманы.
Рано включается вентилятор радиатора
Другая крайность — когда вентилятор включается рано. В этом случае нужно еще раз посмотреть на датчик температуры. Скорее всего, его нужно будет заменить. Если конечно нет нормального датчика. Дело в том, что датчики рассчитаны на разные температуры, их еще называют летними и зимними, каждый из них должен включаться в своем температурном диапазоне. Последние работают позже. И если вы использовали их все время, то может показаться, что вентилятор включается рано, хотя это происходит вовремя, и все работает нормально.
Вы должны по-настоящему оценить, насколько рано все это происходит. Если раннее переключение выставлено по подсказкам в комбинации приборов, то это не показатель. Однако, когда такое включение вызывает беспокойство, подключите соответствующее оборудование по диагностическому каналу и просмотрите фактические пороги датчиков.
Охлаждение двигателя автомобиля является важнейшей задачей. Если допустить перегрев двигателя, в лучшем случае потребуется капитальный ремонт. Возможность эксплуатации автомобиля в любых условиях обеспечивается надежной работой системы охлаждения, которая во многом определяется исправной работой всех ее компонентов.
«альт=»»>
Портал AliExpress в партнерстве с AvtoFun подготовил для наших читателей скидки до 60% на все автотовары:
Вентилятор, который включается при холодном двигателе и постоянно работает во время движения, является довольно распространенной проблемой, несмотря на внешний вид. Их причины часто прозаичны, но иногда связаны со значительными затратами. Эта ошибка случилась с нашим другом на Chevrolet Aveo T300, оснащенном тем же двигателем 1.2 ECOTEC мощностью 86 л.с., что и Opel Corsa D или A12XER. Мы отвозим автомобиль в нашу мастерскую, чтобы найти источник проблемы. Посмотрите, что вызвало эту путаницу и какова цена этой ошибки.
Вентилятор радиатора является одним из ключевых элементов системы охлаждения двигателя. Вызывает сильный поток воздуха через сердцевину радиатора, всасывая воздух (вентилятор расположен за радиатором со стороны двигателя). Его работа особенно важна при городской езде, которая сопровождается частыми остановками автомобиля, что делает невозможным охлаждение охлаждающей жидкости обдуваемым автомобилем воздухом. Конструкции вентиляторов менялись с годами, но сегодня наиболее распространены вентиляторы с электрическим приводом. Этот тип конструкции обычно управляется термостатом, ввернутым в выходное отверстие (охладитель) бачка радиатора. И именно этот элемент чаще всего является источником проблем в работе вентилятора.
Вентилятор двигателя постоянно работает во время движения
В Шевроле Авео II представленного поколения проблема с вентилятором появилась однажды утром. При запуске двигателя немедленно включите вентилятор, даже если двигатель был полностью холодным. Хозяина еще больше насторожило то, что во время поездки все время работал вентилятор и на часах загоралась желтая лампочка Check Engine. «Проверь двигатель». Он решил вернуть машину нашему механику Павлу, который тут же взялся за базовую проверку технического состояния автомобиля.
Первым делом решил проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Он посылает сигнал на контроллер двигателя, чтобы включить или выключить вентилятор. Чтобы подтвердить свои предположения, Павел подключил диагностический сканер, чтобы проверить наличие ошибок, регистрируемых контроллером двигателя. Вскоре стало ясно, что его диагноз был верным. Компьютер обнаружил код P0117, указывающий на проблему с датчиком температуры охлаждающей жидкости.
Прежде чем рассматривать эту тему, давайте в общих чертах посмотрим, что представляет собой система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, которая изображена ниже на рисунке. Это позволит нам вспомнить принцип его работы.
Распространённые неисправности
Поскольку вентилятор крутится, его следует принудительно останавливать и включать только тогда, когда есть реальная необходимость.
Существует несколько основных причин, по которым могут включаться вентиляторы охлаждения при холодном двигателе. Вы связаны с:
- датчик зажигания;
- охлаждающая жидкость;
- масса;
- термостат;
- датчик температуры;
- контакты;
- кондиционер.
Каждый из пунктов может быть причиной того, что на холодном двигателе вентилятор срабатывает и начинает крутиться.
Датчик включения
Одной из самых частых причин, по которой вентилятор работает на холодном двигателе, является замыкание контроллера, т.е датчика.
Довольно часто бывает, что вентилятор включается при включении зажигания. Если это происходит одновременно, возможно, контакты контроллера замкнуты. В результате вентилятор работает постоянно.
Хоть поломка и самая распространенная, но и самая безобидная и безопасная. Худшим последствием этого явления является полная разрядка аккумулятора. Это произойдет, если вы оставите зажигание включенным на некоторое время.
Чтобы проверить, виновато короткое замыкание или нет, потребуется проверить сопротивление мультиметром, подключив щупы к клеммам. При работе датчика мультиметр показывает бесконечное сопротивление, то есть показывает на экране соответствующее значение.
Если вы видите меньшее сопротивление, контакты, вероятно, замкнуты. Контроллер придется заменить. Такая неисправность отображается отдельным кодом при диагностике ЭБУ.
Жидкость охлаждения
Иногда не нужно искать всевозможные причины, почему вдруг включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе. Опытные автолюбители рекомендуют начинать с банальной проверки охлаждающей жидкости.
Все дело в том, что довольно часто датчик активацией вентилятора реагирует на нехватку хладагента в системе. Имеющееся количество охлаждающей жидкости нагревается слишком быстро, в результате чего вентилятор включается, когда двигатель еще холодный.
Поэтому не так уж редко причиной такой неисправности является банальная невнимательность автовладельца. Некоторые водители просто забывают проверять уровень жидкости и периодически доливают в расширительный бачок свежий антифриз. Он будет постепенно испаряться, поэтому запас необходимо пополнять. При полупустом радиаторе датчик начнет реагировать соответствующим образом. Для охлаждения двигателя к нему будет подключена работа воздушного охлаждения, реализованная с помощью вентилятора.
Из-за отсутствия охлаждающей жидкости он нагревается быстрее, чем при полностью заполненной системе. И температура охлаждающей жидкости не соответствует температуре двигателя. В итоге получается, что двигатель только запустился, еще не прогрет, а вентилятор уже крутит свои лопасти на максимум из-за высокой температуры быстро нагревающейся жидкости.
Если антифриза в системе достаточно, причины работы вентилятора охлаждения радиатора на холодном двигателе носят чисто электрический характер. В карбюраторе это датчик температуры охлаждающей жидкости, встроенный в теплообменник, или замкнутая «масса».
Загрязнение радиатора
Все автомобилисты знают, что радиатор находится впереди и ветер дует в него. Поэтому именно ему достается вся пыль и грязь, встречающиеся на пути. Постепенно эта пыль скапливается между ребрами радиатора, что существенно влияет на теплоотдачу. Воздушные потоки в этом случае намного хуже охлаждают жидкость. Он постепенно нагревается до высокого уровня и вызывает включение вентилятора.
Ремонт в этом случае простой, нужно прочистить радиатор. На многих современных автомобилях вам нужно сначала снять его; в некоторых случаях к нему вполне можно подобраться, даже не снимая его с машины. Рекомендуется промыть проточной водой. Проще всего это сделать с помощью шланга. В некоторых случаях имеет смысл перед мытьем радиатора почистить его мягкой сухой щеткой. Часто эту процедуру совмещают с прокачкой радиатора.
Воздушные пробки
Ни для кого не секрет, что воздушные карманы являются причиной чрезмерного нагрева жидкости. Они появляются из-за ошибок при замене антифриза, а также из-за негерметичности системы охлаждения. В результате жидкость нагревается неравномерно, что приводит к нестабильной работе вентилятора, который часто включается при попадании в радиатор более теплой жидкости.
Перед снятием обязательно нужно проверить систему на наличие утечек жидкости. Сняв их, они переходят на траву пробок. Для этого нужен компрессор. Открутите одну из дроссельных трубок, подающих к ней охлаждающую жидкость. Далее необходимо подключить к горловине расширительного бачка компрессор и подать на него сжатый воздух. Обычно достаточно пары минут, чтобы расчистить все имеющиеся пробки.
Короткие датчики. Очень часто датчик замыкается. В этом случае вентилятор молотит без остановки или включается намного раньше, чем положено. При таких подозрениях нужно обратить внимание на время включения вентилятора и сравнить температуру включения со штатной. Если температура ниже, нужно просто поменять датчик и все приходит в норму.
Отопление на зиму. Многие автолюбители зимой ставят на радиатор специальные обогреватели, что позволяет сократить время прогрева автомобиля и сэкономить топливо. Но, во время оттепелей температура воздуха довольно высока. При наличии отопителя двигатель недостаточно охлаждается, из-за чего вентилятор работает интенсивнее. Для устранения причины достаточно снять изоляцию радиатора.
Вывод. Система охлаждения машины всегда должна быть в исправном состоянии. Поэтому водитель должен внимательно следить за состоянием этой системы. Особенно важно правильно найти причину, по которой вентилятор охлаждения работает постоянно или часто включается. Конечно, это не фатальная проблема, но игнорирование этого сигнала может привести к серьезной поломке двигателя.