Преимущества и недостатки дизельных двигателей. Преимущества и недостатки дизельного двигателя.

Двигатель
Преимущества и недостатки дизельного двигателя - Заключение о дизельном двигателе Эволюция дизельного мотора Стоит ли рассматривать дизельный автомобиль для покупки? Говорят, можно сэкономить на топливе. Плюсы дизельного двигателя Достоинства дизельного агрегата в автомобиле

И даже если вы мыслите более глобально, чем в собственном гараже, ущерб, наносимый автомобилями окружающей среде, ничтожно мал. Только жалкие 3 %. Но потому ли это, что транспорт в принципе не может быть лучше, чем энергетика и промышленность? Вовсе нет.

Содержание

Преимущества и недостатки автомобилей с дизельным двигателем

Мы собрали наиболее часто задаваемые вопросы наших дилеров на тему автозапчастей и отвечаем на них вместе с экспертами по продажам из AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Просто спросите в комментариях.

«У дизельных автомобилей есть ряд серьёзных преимуществ, но есть и недостатки, которые связаны с особенностями эксплуатации. Перед тем как купить такую машину, стоит изучить, в каких ситуациях можно получить максимум от этого типа двигателя, и тогда в покупке точно не разочаруетесь» — комментирует Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N.

В России количество легковых автомобилей с дизельными двигателями традиционно очень мало. По данным аналитического агентства АВТОСТАТ*, их доля на рынке на 22 августа 2022 года составляет всего 7,8%. Это резко контрастирует с Западом, где значительно больше дизельных автомобилей. По крайней мере, до недавнего времени их было больше.

За последние 4 года дизельные автомобили уступили значительную долю европейского рынка гибридным и электрическим автомобилям. С тех пор как европейские власти решили полностью прекратить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, количество проданных дизельных автомобилей резко сократилось.

Но запрет на продажу не означает запрет на производство. Крупные корпорации будут продолжать выпускать модели с таким типом двигателя, потому что они отвечают потребностям миллионов водителей по всему миру.

В этой статье я и мои коллеги исследуем вопрос о причинах популярности или непопулярности дизельных двигателей.

В 2021 году 40,4% автомобилей, проданных в Европе, не имели дизельного двигателя. Из них 19,8% были гибридами и 18% — электромобилями**.

Основные отличия между бензиновыми и дизельными автомобилями

Цена

Дизельные автомобили, как правило, дороже своих бензиновых аналогов, хотя и не всегда значительно. Более высокая цена обусловлена разницей в конструкции двигателя. В отличие от бензиновых двигателей, где топливо воспламеняется от искры, в дизельных двигателях топливо воспламеняется от сжатия до очень высокого давления. По этой причине их конструкция должна быть гораздо более надежной. Кроме того, компоненты дизельной системы высокого давления — топливные насосы и системы впрыска Common Rail — намного дороже своих бензиновых аналогов. Современные дизельные автомобили также оснащены сложными технологиями снижения содержания твердых частиц, такими как сажевые фильтры AdBlue. Все это увеличивает конечную стоимость автомобиля.

Расходы на топливо

При одинаковой мощности дизельные двигатели могут быть на 40 % эффективнее бензиновых, если все остальные факторы остаются неизменными. Особенно новые дизельные двигатели с «низкой» степенью сжатия. Например, бензиновый двигатель BMW 520i потребляет 5,2 литра на 100 км, а дизельный двигатель 520d — 4 литра на 100 км, что на 23% меньше. Это означает, что дизельные модели со средним и большим пробегом (более 16 000 км в год) стоят дешевле, несмотря на то, что бензин стоит дешевле дизеля. Владельцы Supermini не будут экономить столько топлива. Владельцы среднеразмерных хэтчбеков могут сэкономить больше. Больше всего на топливе сэкономят владельцы внедорожников.

Однако если пробег небольшой, а у автомобиля маленький объем двигателя, вы даже не заметите экономии. Если автомобиль используется для перевозки детей в школу и для еженедельных поездок в супермаркет, то более экономичных бензиновых аналогов будет вполне достаточно.

Конструкция дизельного мотора

Основным отличием этого силового агрегата является строение камеры сгорания, в которой отсутствуют свечи зажигания. Дизельное топливо склонно к воспламенению при высоком давлении и соответствующем повышении температуры, что является основой для работы двигателей этих автомобилей. Топливо подается специальными насосами под высоким давлением в камеру сгорания, где топливно-воздушная смесь сжимается поршнем во время такта двигателя и самовоспламеняется.

Если изначально конструкция дизельного двигателя не была сложной, то сегодня для увеличения мощности и улучшения показателей экономии топлива используются турбированные агрегаты, которые отличаются сложной конструкцией и требуют надлежащего ремонта и специального обслуживания.

Конструкция дизельного мотора

Преимущества дизельных двигателей

Основным преимуществом этих дизельных двигателей является их превосходная топливная экономичность. Современные дизельные двигатели позволяют получить из одного литра рабочего объема ту же мощность, что и бензиновый двигатель, но потребляют на 30-50% меньше топлива.

Городские дизельные двигатели объемом 1,5 литра выдают около 120 л.с., а показатели расхода редко превышают 4-5 литров в городском трафике. При одинаковой мощности и рабочем объеме бензиновые автомобили потребляют на 2-3 литра больше. Такая превосходная топливная экономичность может значительно снизить расходы владельца автомобиля на топливо.

Расходы на топливо снижаются, особенно если владелец часто использует автомобиль для длительных поездок за город. В таких условиях эти автомобили являются самыми экономичными, экономя до двух раз больше, чем бензиновые двигатели.

Если говорить о преимуществах этих дизельных двигателей, то можно отметить, что их динамические характеристики превосходны. Хотя в прошлом производительность дизельных двигателей была не очень высокой, современные технологии позволили значительно улучшить характеристики этих двигателей, так что сегодня нередко дизельные двигатели выдают больше мощности на литр рабочего объема, чем бензиновые.

Следует также отметить, что эти автомобили с дизельными двигателями обладают лучшей динамикой. Это связано с тем, что максимальный крутящий момент, определяющий динамику разгона, у этих двигателей возникает на низких оборотах. Эффективность двигателей низкая. Рабочий диапазон этих двигателей обычно составляет от двух до четырех тысяч оборотов в минуту. Для достижения адекватного ускорения и быстрого разгона в автомобилях с бензиновым двигателем их приходится раскручивать до шести и более тысяч оборотов в минуту. Кроме того, эти автомобили с бензиновым двигателем более динамичны и обладают отличным разгоном с нуля до 60 километров и ускорением в широком диапазоне скоростей.

преимущества дизельных двигателей

Недостатки дизельных двигателей

Однако эти технологии и дизельные двигатели имеют определенные недостатки, которые необходимо учитывать при выборе такого автомобиля.

Прежде всего, это конструктивная сложность силового агрегата, что всегда приводит к увеличению затрат на обслуживание машины. В этом случае требуется более частая замена моторного масла и грамотное техническое обслуживание специалистами. Начиная со 150 000 км, насос впрыска, который подает топливо в топливную систему под высоким давлением, всегда нуждается в ремонте или замене. Это устройство чрезвычайно сложно и дорого в ремонте.

Недостатки дизельных двигателей

Вы также должны знать о возможных проблемах при эксплуатации автомобиля в зимний период. Факт, что температура замерзания дизельного топлива намного выше, чем у бензина. Как только владелец автомобиля заливает в двигатель некачественное топливо, оно замерзает даже при отрицательных температурах. Поэтому зимой необходимо использовать соответствующее зимнее и арктическое топливо, которое стоит дорого, а его качество также не всегда оптимально.

Сам двигатель чрезвычайно чувствителен к качеству топлива. Если вы заправитесь на сомнительной АЗС, топливная система будет загрязнена, и потребуется дорогостоящий ремонт. Поэтому владельцы этих автомобилей предпочитают заправляться только на солидных АЗС, где они абсолютно уверены в качестве топлива.

качество дизельного топлива

Уровень шума в таких устройствах также выше. Независимо от современных технологий, используемых в этих двигателях, типичный шум трактора устранить невозможно. Этот шум особенно хорошо слышен при открытых окнах и работающем на холостом ходу двигателе. Поэтому для решения этой проблемы необходимо использовать большое количество звукопоглощающих материалов, что также приводит к определенному увеличению стоимости дизельных автомобилей.

Одной из особенностей конструкции дизельных двигателей являются их увеличивающиеся размеры и большой вес. В результате такой двигатель сложнее установить в моторном отсеке, а его больший вес приводит к увеличению неподрессоренных масс, что может негативно сказаться на управляемости автомобиля.

Заключение

Дизельные двигатели имеют определенные преимущества и недостатки. К преимуществам этой технологии относятся эффективность и отличные динамические характеристики. Недостатками являются сложность ремонта, необходимость частого и специализированного обслуживания, проблемы при эксплуатации автомобиля зимой, повышенный уровень шума и значительный вес этого агрегата. Все эти преимущества и недостатки этих двигателей следует учитывать при выборе транспортного средства, которое позволит вам в будущем без проблем эксплуатировать такие генераторные установки.

Особенности конструкции дизельного двигателя

Использование тяжелых видов топлива означает совершенно иной принцип работы дизельного двигателя, что отражено в его конструкции. Время от времени в новостях сообщается, что тот или иной завод перенял производство дизельных двигателей на основе бензиновой версии; в основном это касается устаревшего производства маломощных двигателей, которые не отличаются надежностью. По признанию экспертов, желательно, чтобы дизельные и бензиновые двигатели не имели общих деталей и разрабатывались независимо друг от друга.

Во-первых, дизельный двигатель изготавливается из более прочных сплавов, а его детали, такие как блок цилиндров, поршни, шатуны и коленчатый вал, рассчитаны на гораздо более высокие нагрузки. Это связано с тем, что степень сжатия дизельного двигателя составляет 19-24 единицы, в то время как у бензинового двигателя — всего 9-12 единиц. Это увеличивает вес и размер устройства.

Основное отличие заключается в системе питания и зажигания. В бензиновом двигателе смесеобразование происходит во впускном тракте, т.е. переработанная топливно-воздушная смесь поступает в цилиндр, который зажигается свечой зажигания. В дизельном двигателе все немного сложнее: воздух поступает в камеру сгорания и нагревается до 800 градусов Цельсия. Там топливо впрыскивается под высоким давлением, и смесь поджигается свечой накаливания.

Во время сгорания создается огромное давление, которое генерирует огромный крутящий момент, но также приводит к очень громкому сгоранию. Такая конструкция обеспечивает стабильную работу двигателя даже при бедной смеси, что приводит к улучшению экономии топлива.

Большое внимание следует уделять качеству топлива для дизельного двигателя, так как используемые топливные насосы высокого давления стоят намного дороже, чем простой бензиновый насос.

В настоящее время эта система является наиболее распространенной, но существуют и более экзотические варианты насос-форсунок, которые совмещают функции подачи и впрыска топлива, так что в случае поломки требуется замена только одного компонента, но это делает дизельный двигатель еще более требовательным. Более того, эти компоненты не могут быть перенаправлены.

Высокая стоимость такого двигателя обусловлена также тем, что он часто оснащается рядом важных дополнительных систем, таких как подогреватель топливного бака и обратки, сажевый фильтр и усиленные демпфирующие прокладки.

Кроме того, большинство современных дизельных двигателей оснащены турбокомпрессором, который значительно улучшает динамические характеристики и разгоняет двигатель до максимальной скорости, при этом несколько снижая расход топлива. Основным недостатком является стоимость как турбокомпрессора, так и его замены. Блок рассчитан на более короткий срок службы, чем двигатель, и очень чувствителен к качеству жидкостей и расходных материалов. В некоторых случаях он не подлежит ремонту и полностью заменяется.

Вопреки распространенному мнению, дизельные двигатели можно ремонтировать точно так же, как и бензиновые. При покупке подержанного автомобиля или автомобиля, который вы собираетесь эксплуатировать в течение многих лет, следует обратить внимание на конструкцию блока цилиндров.

Существуют дизельные двигатели, в которых блок цилиндров и головка цилиндров объединены в единый, неразделимый компонент, а это значит, что необходимо найти специализированную мастерскую, которая сможет выполнить токарную обработку такой конструкции. В большинстве мастерских просто нет необходимого оборудования.

Как правильно эксплуатировать дизельные двигателя

Дизельный двигатель — достоинства и недостатки

Для конечного потребителя важно помнить основные нюансы дизельного топлива, например, использование разных марок зимой и летом. Это связано с тем, что при отрицательных температурах дизельное топливо становится вязким, и образующаяся гелеобразная масса может засорить или даже разрушить топливную систему. Поэтому дизельное топливо со специальными присадками доставляется на АЗС до наступления холодов.

Это важно для тех, кто использует свой автомобиль редко, так как они не могут завести его зимой после заправки в теплое время года. Для этого необходимо купить добавки и самостоятельно поместить их в бак. Старая техника добавления небольшого количества парафина в летнее топливо может оказаться губительной для современного двигателя.

Зимняя эксплуатация дизельного двигателя означает, что его чрезвычайно медленное время прогрева не позволяет обычной системе отопления быстро прогреть салон. В автомобилях с большим салоном, а также внедорожниках и универсалах это означает необходимость установки стояночного отопителя.

Также не забывайте следить за уровнем топлива — если у вас закончился бензин, вам просто придется его долить, в то время как при использовании дизельного топлива воздух попадает в систему и делает невозможным запуск двигателя без специальной подкачки.

В отличие от старых моделей, современные дизельные двигатели чрезвычайно чувствительны к качеству топлива, и неучет этого фактора может привести к гораздо более дорогостоящему ремонту, чем в случае с бензиновым двигателем.

Самым банальным недостатком дизельного двигателя в данном контексте является его довольно узкий рабочий диапазон, что приводит к более частому переключению передач. В случае с автоматической коробкой передач это, конечно, незаметно, но необходимость в большем количестве передач очевидна.

Современный дизельный двигатель буквально напичкан различными электронными системами, поэтому техническое обслуживание должно проводиться только авторизованным органом. Кроме того, эксплуатационные жидкости для этих двигателей необходимо менять почти в два раза чаще.

Безопасность является важным фактором для многих владельцев автомобилей. Дизельное топливо чрезвычайно трудно воспламеняется и не склонно к самовозгоранию или взрыву, поэтому в случае утечки топлива из топливного бака в результате серьезной аварии риск возникновения пожара крайне низок.

Борьба с недостатками дизельного двигателя

Все вышеперечисленные недостатки дизельных двигателей обусловлены объективными причинами и особенностями их конструкции, поэтому в некоторых случаях избавиться от них практически невозможно.

Например, поскольку повышенные вибрации связаны с резким повышением давления в камере сгорания в середине хода поршня, борьба с этим явлением ведется в двух направлениях: во-первых, путем снижения воздействия, т.е. с помощью опор двигателя, эффективно гасящих вибрации, и, во-вторых, путем адаптации режима работы. Современные дизельные двигатели имеют более низкую степень сжатия, что до определенной степени стабилизирует процесс, но постепенно лишает дизель его преимуществ — крутящего момента и экономичности.

Уменьшение степени сжатия также положительно влияет на снижение шума, но, как уже упоминалось ранее, такое решение имеет много недостатков. В настоящее время единственным разумным решением является эффективное подавление шума.

Более дорогие решения в виде демпферов крутильных колебаний также могут уменьшить недостатки этого типа двигателя, но помимо более высокой стоимости, они также усложняют техническое обслуживание.

Камера сгорания значительно модернизирована для обеспечения хорошего образования смеси путем создания турбулентности в камере сгорания. Для стабилизации процесса зажигания и уменьшения искры зажигания были разработаны двигатели с двумя форсунками на цилиндр, но это приводит к значительному увеличению стоимости конструкции.

Распространенное мнение о том, что дизельный двигатель более экологичен, верно лишь отчасти, поскольку выбросы снижаются благодаря более совершенной системе очистки выхлопных газов.

Кроме того, для полного сгорания используется система рециркуляции, которая направляет часть выхлопных газов обратно во впускной коллектор, что снижает температуру в камере сгорания и может привести к преждевременному износу, так как полностью очистить выхлопные газы от частиц сажи практически невозможно.

Недостатки дизельного двигателя

Минусы дизельного мотора

Оказывается, современный дизельный двигатель не только не уступает бензиновому, но и превосходит его по многим важным параметрам. Однако на практике дизельный двигатель также имеет ряд существенных недостатков. По этой причине, особенно в странах СНГ, многие автомобилисты по-прежнему предпочитают бензиновые автомобили. Давайте рассмотрим это.

  • Прежде всего, необходимо начать со стоимости. Дизельный автомобиль, в среднем, изначально стоит на 25-35% дороже аналогов на бензине (в зависимости от типа и класса авто).

Также важно знать, что при продаже подержанного дизельного автомобиля старше 5-7 лет цена на вторичном рынке значительно снижается. Другими словами, трудно продать подержанный дизельный автомобиль через несколько лет за те же 25-30% больше, чем сопоставимую бензиновую модель.

  • Даже с учетом того, что дизельные ДВС стали более оборотистыми, машины с таким мотором все равно менее скоростные. Еще нужно добавить, что дизельный мотор тяжелее бензинового, что влияет на развесовку авто, его динамические характеристики и управляемость.

Дизель с механической коробкой передач требует более частого переключения передач. Если дизельный автомобиль оснащен автоматической или роботизированной коробкой передач, срок службы коробки передач может быть короче, чем у той же бензиновой модели. Причина в том, что трансмиссия должна воспринимать значительный крутящий момент.

  • Дизельный двигатель медленнее прогревается. Причиной является то, что КПД дизеля выше, то есть меньшее количество энергии от сгорания дизтоплива расходуется на тепло. В результате мотор более производительный, но меньшее тепловыделение также означает, что такой агрегат одновременно «холодный».

На практике это проявляется в том, что бессмысленно давать дизелю прогреваться на холостом ходу. Этот двигатель должен прогреваться в движении, т.е. под нагрузкой. Если автомобиль с таким двигателем эксплуатируется для коротких поездок по городу, двигатель просто не успевает достичь рабочей температуры. Это сокращает срок службы устройства.

Что касается комфорта, то многие владельцы дизельных двигателей без специального дополнительного обогрева салона обнаруживают, что зимой салон прогревается медленно.

  • Проблема холодного пуска и затрудненной эксплуатации в зимний период в значительной мере касается именно дизельных моторов. Прежде всего, солярка имеет свойство замерзать и парафинизироваться на морозе. Чтобы этого не происходило, с наступлением холодов в горючее отдельно добавляются специальные присадки. Другими словами, дизельное топливо делится на зимнее и летнее.

Владелец всегда должен учитывать это и заправляться топливом, соответствующим сезону. Поскольку качество топлива на АЗС в СНГ не самое лучшее из возможных, риски очевидны. В районах, где температура резко падает, дизельный автомобиль должен быть оборудован отдельной системой прогрева. Следует добавить, что владельцы дизельных автомобилей должны следить за состоянием свечей накаливания, которые нагревают камеру сгорания, и регулярно менять их перед запуском двигателя.

  • Дизельный двигатель дороже обслуживать и ремонтировать. Такие моторы обычно требуют больше масла, необходимо чаще менять смазку и фильтры. Как правило, с учетом качества топлива в СНГ и ряда других особенностей эксплуатации, межсервисный интервал для дизеля сокращен на 40-50%.

Подведем итоги

Как видно, преимущества дизельного двигателя в легковом автомобиле в практических условиях на отечественных дорогах могут быть значительно перевешены недостатками, упомянутыми выше.

Важно понимать, что хотя приобретение автомобиля с дизельным двигателем может обеспечить экономию топлива, это преимущество может быть полностью или частично компенсировано более высокими расходами на техническое обслуживание и ремонт, связанными с этим типом автомобиля. Другими словами, перед покупкой следует рассмотреть не только преимущества, но и недостатки дизельного двигателя.

Самый надежный бензиновый и дизельный двигатель

Мы также рекомендуем прочитать статью о самых надежных двигателях. В этой статье вы узнаете больше о дизельных и бензиновых двигателях, которые зарекомендовали себя как самые надежные агрегаты с длительным сроком службы.

В заключение хотелось бы добавить, что если автомобиль дизельный и куплен новым, то такое решение оправдано. Тем, кто хочет купить автомобиль с дизельным двигателем, особенно подержанный, следует быть готовым к более высоким расходам, дорогостоящим поломкам и строгим правилам эксплуатации таких автомобилей.

Топ самых надежных и долговечных двигателей: бензиновых и дизельных

Бензиновые и дизельные двигатели — крупнейший резидентный список самых надежных бензиновых и дизельных двигателей: 4-цилиндровые двигатели, 6-цилиндровые рядные двигатели и двигатели V-twin. Классификации.

Камера сгорания дизельного ДВС

Что выбрать — дизельный или бензиновый двигатель? Сравнение бензиновых и дизельных двигателей. Преимущества и недостатки дизельного двигателя, надежность дизельного двигателя, особенности обращения и эксплуатации.

Двигатель внутреннего сгорания

Ресурсы дизельного двигателя От чего зависят ресурсы дизельного двигателя. Прогнозируемый пробег дизельного двигателя до первого капитального ремонта. Как продлить срок службы вашего дизельного двигателя.

Предпусковой подогреватель Webasto (Вебасто)

Как работает Webasto на дизельном топливе Что такое Webasto (Вебасто). Принцип работы предпусковых подогревателей с независимым запуском. Преимущества и недостатки жидкостных и воздушных нагревателей (фенов).

Схема устройства автомобиля

Обкатка дизельного автомобиля Почему новый дизельный двигатель должен работать. Как управлять автомобилем, основные советы и рекомендации. Сколько километров может проехать автомобиль, прежде чем он иссякнет.

Дизельный двигатель

Дизельный и бензиновый двигатель: сравнение характеристик Почему дизельный двигатель эффективнее бензинового. Крутящий момент и обороты, мощность дизеля.

Принципиальные отличия дизельного двигателя

Невозможно объяснить все преимущества и недостатки дизельного двигателя, рассмотренные в этой статье, так, чтобы каждый мог их понять. Некоторые особенности, конечно, очевидны и не требуют подробного объяснения. Но есть и такие, для понимания которых требуется знание хотя бы элементарных вещей. В противном случае их следует принимать на веру без доказательств.

По этой причине мы предлагаем начать изучение преимуществ и недостатков дизельных двигателей с краткого экскурса в контексте принципа работы. Прежде всего, в этом нет ничего сложного. Кроме того, не помешает немного познакомиться с некоторыми современными системами, внедрение которых позволило производителям сделать дизельные двигатели еще более экономичными и мощными, а также более тихими, ресурсными, бесшумными и экологичными.

Давайте рассмотрим принцип работы дизельного двигателя на примере цилиндра. «Давайте посмотрим на него только в течение одного цикла и попытаемся понять, какие процессы там происходят. В то же время, мы сравним каждый цикл с соответствующим бензиновым двигателем, что позволит еще лучше понять преимущества и недостатки дизельного двигателя.

Цикл дизельного двигателя условно делится на четыре такта, которые «успевают» только на два оборота коленчатого вала:

  • Впуск. Поршень двигается сверху вниз по инерции после предыдущего цикла. Впускной клапан открыт. В цилиндре создается разреженная среда, за счет чего через впускное окно засасывается воздух. В бензиновом моторе происходит практически то же самое, но засасывается не чистый воздух, а уже готовая топливовоздушная смесь. Ее приготовлением “занимается” карбюратор или инжекторная система впрыска.
  • Сжатие. Поршень двигается вверх по все той же инерции от предыдущего цикла. Впускной клапан закрыт. Соответственно, попавшему внутрь в предыдущем такте воздуху “деваться некуда”, и он сжимается. Да еще и с такой силой, что от давления разогревается до температуры, при которой солярка способна воспламеняться без искры. Многие ошибочно полагают, что “ничего себе, это же как надо сжать воздух, чтобы загорелся дизель”. На самом деле температуры там фигурируют не такие уж запредельные. Всего каких-то жалких 300 градусов вполне достаточно для соляры. В бензиновом двигателе на этом такте сжимается топливовоздушная смесь, но не так сильно, как в дизельном моторе воздух (примерно, в полтора-два раза слабее).
  • Рабочий ход. Когда поршень почти доходит до верхней мертвой точки, в камеру сгорания через форсунку подается топливо. За счет высокого давления, создаваемого ТНВД (топливный насос высокого давления), солярка “врывается” в цилиндр в распыленном виде, смешивается со сжатым до этого воздухом и воспламеняется. Продукты такого горения начинают резко расширяться в объеме, за счет чего поршень и “толкается” вниз. Выполняется полезная работа. В бензиновом двигателе рабочий ход начинается после того, как между электродами свечи зажигания проскакивает искра, и смешанный с воздухом бензин воспламеняется.
  • Выпуск. После прохождения поршнем нижней мертвой точки открывается выпускной клапан. Поршень по инерции двигается вверх, вытесняя из цилиндра отработанные продукты горения. Абсолютно то же самое происходит в бензиновом двигателе.

В этом заключается весь принцип. Затем цикл повторяется. Цикл повторяется одинаково в каждом цилиндре дизельного двигателя, но действия распределены между цилиндрами, например, запуск происходит в двух циклах, а сжатие в двух других и т.д.

Преимущества дизельного двигателя

Исходя из вышеизложенной информации, мы можем смело переходить к изучению преимуществ и недостатков дизельных двигателей. Мы традиционно начинаем с профессионалов:

  1. Эффективный расход топлива.
  2. Повышенный ресурс.
  3. Тяговитость “на низах”.
  4. Экологичность.
  5. Отсутствие системы зажигания.
  6. Нет склонности к перегреву.
  7. Низкая пожароопасность.

Если из этого списка вам все понятно, можно сразу переходить к недостаткам, которые перечислены в том же списке чуть ниже. Для тех, кто хочет разобраться в перечисленных пунктах подробнее, давайте рассмотрим каждый из них.

Эффективный расход топлива

Начнем с самой приятной части — расхода дизельного топлива. Практика показывает, что дизельный двигатель потребляет на 35-50% меньше топлива, чем бензиновый двигатель сопоставимого объема и технологии. Стоимость дизельного топлива и бензина в нашей стране примерно одинакова, плюс-минус два цента. Следовательно, приводить в движение автомобиль с дизельным двигателем в полтора-два раза легче, чем его бензиновый аналог.

Можно сказать, что такой ход событий ожидает тех, кто ездит с бензиновым двигателем и заправляется бензином. Если автомобиль GTB (работает на газе), то стоимость топлива примерно такая же, как и при использовании дизельной технологии. Кстати, ГБО может быть установлено только на бензиновые двигатели. Невозможно заправляться дизельным топливом и экономить еще больше, потому что газ нельзя воспламенить без искры, а только под давлением. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Откуда берется экономичность дизельного двигателя? Почему вам нужно больше бензина, воспламеняющегося от искры, чем мазута, который даже не нужно воспламенять? Что есть такого в дизельном двигателе, что нельзя аналогичным образом перенести на бензиновый двигатель для достижения хотя бы определенной «дизельной эффективности»? Причина кроется в типе топлива и его свойствах. Дизельное топливо имеет более высокую теплотворную способность, горит сильнее, чем бензин, и «потребляет» больше энергии на расширение, чем на нагрев.

В целом, дизельный двигатель обязан своей эффективностью следующим факторам:

  • Дизельное топливо калорийнее, то есть, с одного литра можно получить больше энергии, чем с литра бензина.
  • За счет большей степени сжатия, которое нужно для самовоспламенения дизельного топлива, последнее прогорает эффективнее бензина.
  • Температура горения солярки ниже, чем у бензина. Соответственно, бесполезной тепловой энергии образуется меньше (толкает поршень не огонь и температура, а расширение газов).
  • Доступу воздуха в цилиндры дизельного двигателя не препятствует дроссельная заслонка, без которой невозможно приготовить правильную топливную смесь из бензина и воздуха.
  • Для того, чтобы сжечь солярку, нужно меньше кислорода, чем в случае с бензином. То есть, дизельный мотор не прекратит работать на слишком бедной (в понимании бензинового аналога) топливовоздушной смеси. Более того, он и в мощности при этом не особо потеряет.
  • Дизельный мотор успешно работает и выдает большую мощность на малых оборотах. Это значит, что двигатель не надо “раскручивать”, чтобы “выдавить из него лошадок”. А чем меньше обороты, тем меньше энергии уходит впустую на нагрев из-за трения деталей.

Как мы видим, большинство из этих факторов просто недоступны для технологии бензиновых двигателей. Поэтому невозможно добиться такой же эффективности.

Недостатки дизельного двигателя

Как и было обещано ранее, недостатки дизельного двигателя перечислены и им уделено больше внимания, чем преимуществам. Они не будут рассматриваться здесь так же подробно, как преимущества, поскольку многие из них должны быть очевидны даже для людей, разбирающихся в автомобилях.

А мы перейдем к следующим недостаткам дизельных двигателей:

  1. Невозможно “перевести” на газ.
  2. Повышенный шум и вибрации.
  3. Завышенная стоимость.
  4. Сложность и дороговизна обслуживания.
  5. Требовательность к топливу.
  6. Малый диапазон крутящего момента.
  7. “Лишний” вес.
  8. Непростой запуск в зимнее время года.
  9. Длительный прогрев.
  10. Скудный выбор модификаций.

Опять же, если из этого списка вам все абсолютно ясно, то вы свободны (разве что в конце статьи можно прочитать еще о нескольких мифах о дизельных двигателях). Если вас интересует информация, подкрепленная аргументами и фактами, вы можете ознакомиться с подробным описанием каждого пункта.

Невозможно “перевести” на газ

Газ — это практически то же самое, что и бензин. Если вас интересуют подробности, вы можете узнать их у тех, кто имел несчастье заправить дизельный автомобиль бензином.

И в целом, нет особого смысла устанавливать дизельный двигатель в автомобиль на HFO. Он в любом случае экономичен и потребляет не больше топлива, чем бензиновый двигатель.

Повышенный шум и вибрации

Этот недостаток является одним из самых важных для многих людей. Можно даже сказать — отталкивающий. Однако тенденция дизельных двигателей производить больше шума и вибраций не должна восприниматься так критически. Во-первых, двигатели современных автомобилей настолько хорошо сбалансированы и оснащены «умными» технологиями (включая вышеупомянутую систему common rail), что по уровню шума и вибрации они практически идентичны бензиновым двигателям.

Во-вторых, только серьезно «убитые» дизельные двигатели работают как трактора. Дизельный двигатель человека, заботящегося о своей машине, гремит не громче, чем водяные компрессоры в бензиновом двигателе «соседа по гаражу». Здесь также вибро- и шумопоглощающие материалы могут творить чудеса.

Завышенная стоимость

Сам дизельный двигатель и оснащенный им автомобиль стоят дороже, чем бензиновые двигатели. Это связано со сложностью конструкции и использованием большого количества материалов для обеспечения требуемого коэффициента безопасности. Кроме того, цены на автомобили с дизельными двигателями не зря называют «завышенными». Это объясняется тем, что желание продать по более высокой цене, которая позволит покупателю сэкономить деньги в будущем, вполне естественно и понятно.

Сложность и дороговизна обслуживания

Мне не нужно много объяснять. Чтобы понять «боль», которую испытывают владельцы заглохшего дизельного двигателя, нужно стать одним из них. Ведь дизельные двигатели дороже в ремонте и обслуживании, чем бензиновые, поэтому хорошие специалисты в этой области, как говорится, не за горами. И это, кстати, еще одна причина для повышения цены.

Требовательность к топливу

Имеется в виду, что для дизельных двигателей приходится покупать разное топливо в зависимости от условий окружающей среды. Итак, есть летнее топливо, есть зимнее топливо, и есть присадки, которые позволяют чудесным образом превратить первое во второе. Другого пути нет. Дизельный двигатель зимой не запустится с летним дизелем, он даже не попадет в камеру сгорания, потому что превратится в студенистое, нежидкое вещество.

Оцените статью