Характерным признаком будет усиление звука при попытке вращения рулевого колеса. Появится дополнительная нагрузка на насос, что добавит громкости и изменит характер шума.
При запуске двигателя слышен скрежет: причины и методы устранения
Скрежет в двигателе при запуске довольно распространённое явление, особенно для старых автомобилей. Но, эта неисправность не обошла и новые транспортные средства. Появление этой проблемы связано с выходом со строя одного или нескольких элементов в моторе.
Причины появления скрежета двигателя
При запуске двигателя слышен скрежет — это означает, что стартер не схватывает. Данная проблема связана с бендиксом, втягующим реле или маховиком. А вот если слышен треск при запуске двигателя, то здесь дело намного сложнее и последствия могут быть тяжелее — неисправность в поршневом механизме или в деталях головки блока цилиндров.
Многие автолюбители, выходя утром из дома и запуская двигатель транспортного средства, сталкивались с тем, что при пуске слышан скрежет и треск. В данном случае неисправности разные и стоит понимать, какой звук, что может означать.
Стартер, маховик и втягующее реле
Пожалуй, стоит начать рассмотрение с того, что во время пуска силового агрегата появляется скрежет. Как было выяснено ранее, здесь дело в стартере или маховике. Так, если скрежет сопровождается до момента пока движок не запуститься, то это связано с износом бендикса или венца маховика.
Если быть более точными, то зубцы одного или второго элемента износились, и деталь за деталь плохо цепляется. Также, дело может быть во втягующем реле, которое не до конца тянет бендикс, который не схватывает маховик.
Для устранения неисправности необходимо демонтировать стартер и осмотреть состояние бендикса, а именно его зубьев. Если есть характерный износ в виде «слизания» зубьев, то рекомендуется заменить деталь. Но, и это не все. Также, поскольку стартер уже снятый с транспортного средства, то стоит проверить втягующее реле.
Для этого стоит просто подключить его к бортовой сети в 12 вольт и послушать — щёлкает ли втягующее реле. Если щелчки не слышны, то придётся разобрать стартер и заменить вышедшею со строя деталь.
Также, данная неисправность и эффект скрежета может быть вызван тем, что износился венец маховика. Стоит отметить, что не у всех двигателей маховик разборной, поэтому зачастую меняется вся деталь в сборе. Таким образом, износу зубьев приводит к тому, что бендикс не может за них зацепиться и провернуть коленчатый вал. Именно в этот момент возникает скрежет в подкапотном пространстве.
Треск — куда бежать и что предпринимать
Треск — это возникшие неисправности в кривошипно-шатунном механизме или головке блока цилиндров. Так, в первую очередь, стоит проверить ГБЦ. Неисправности необходимо искать в направляющих втулках, где могла произойти выработка, и клапан просто болтается, а также стучать и трещать могут гидрокомпенсаторы, которые стоит сменить, поскольку они выработали свой ресурс.
Второе место, куда следует обратить внимание, является блок цилиндров и его элементы. Так, треск может быть вызван недостатком смазки (моторного масла), вследствие чего маслосъёмные кольца царапают стенки цилиндров. Также, особое внимание стоит обратить на коренные и шатунные вкладыши, которые могут проворачиваться вследствие выработки на детали самом блоке.
При этом особое внимание стоит обратить на состояние коленчатого вала, на котором могли образоваться царапины и глубокие борозды.
Последний элемент, который также может вызывать треск и повреждать стенки цилиндров являются втулки шатунов. Они могли разболтаться и выходить за приделы запрессовки. В данном случае, опасность состоит в том, что втулки настолько могут повредить стенки цилиндров, что единственным выходом станет гильзовка блока или его замена.
Вывод
Скрежет и треск в силовом агрегате показывают, что некоторые детали мотора вышли со строя. Так, скрежет сопровождается неисправностью в стартере или маховике. Что касается треска, то ситуация намного сложнее — скорее всего проблема скрывается в кривошипно-шатунном механизме или в головке блока цилиндров.
При возникновении таких неисправностей рекомендуется в самые кратчайшие строки обратиться в автосервис, чтобы не натворить больших бед, чем уже имеются.
При запуске двигателя слышен скрежет — это означает, что стартер не схватывает. Данная проблема связана с бендиксом, втягующим реле или маховиком. А вот если слышен треск при запуске двигателя, то здесь дело намного сложнее и последствия могут быть тяжелее — неисправность в поршневом механизме или в деталях головки блока цилиндров.
Треск и скрежет при холодном запуске
Громкий скрежет или треск под капотом на холодную обычно является признаком неполадок в самом моторе или навесном оборудовании, в том числе неверно выставленных зазорах клапанов, изношенном ремне ГРМ, подшипниках генератора и помпы. Исчезающий после прогрева звук, обычно указывает на то, что неисправность находится в начальной стадии и пока ещё может быть устранена с минимальными вложениями.
О том, как выяснить, почему при запуске двигателя на холодную слышен треск и как устранить проблему, можно узнать из этой статьи.
Почему на холодном двигателе появляется треск
Во время простоя ДВС масло стекает в картер, а тепловые зазоры в сопряжениях деталей при низких температурах находятся за пределами нормативных значений. В первые секунды после пуска мотор испытывает повышенные нагрузки, поэтому обычно треск в двигателе возникает на холодную.
Частым виновником звуков являются детали привода газораспределительного механизма:
Проверка цепи ГРМ на растяжение
- растянутая цепь ГРМ;
- изношенные шестерни шкивов коленвала и распредвалов;
- натяжитель или успокоитель цепи;
- натяжной ролик ремня ГРМ;
- неисправные гидрокомпенсаторы, неверно подобранные шайбы и другие детали для регулировки зазоров клапанов;
- распредвал издает треск на холодную после запуска двигателя при наличии выработки в его постелях;
- шкив распредвала с неисправным механизмом управления в моторах с регулируемыми фазами газораспределения (VVT, VTEC, VVT-I, Valvetronic, VANOS и другие аналогичные системы).
Источником треска и скрежета на холодную могут быть и детали навесного оборудования:
Изношенный подшипник генератора
- изношенные или не смазанные подшипники генератора;
- поврежденный насос ГУР и компрессор кондиционера;
- подшипник помпы системы охлаждения; с критическим износом;
- издавать треск и металлические щелчки на холодную может защита выпускного коллектора, которая входит в резонанс с вибрацией мотора.
В самом двигателе проблема кроется реже, но при больших пробегах, несвоевременном и некачественном обслуживании трещать на холодную могут:
Изношенные коренные вкладыши
- юбки поршней, стучащие по цилиндрам из-за увеличенных зазоров;
- поршневые пальцы – по той же причине;
- изношенные коренные вкладыши шатунов.
Помимо двигателя, источником треска на холодную иногда становится трансмиссия:
- ведомый диск сцепления, в котором просели демпферные пружины или имеется износ в их окнах;
- изношенные подшипники первичного вала КПП;
- подшипники шестерен на вторичном валу коробки передач;
- недостаточное давление масла в КПП.
Даже если треск слышен только при запуске двигателя на холодную, а после прогрева проходит, нужно убедиться в отсутствии неисправностей. Иначе износ деталей будет прогрессировать, пока некорректно работающий узел не выйдет из строя. Провести диагностику помогут инструкции и таблицы, изложенные ниже.
В некоторых моделях, в частности ВАЗ с 8-клапанными моторами с ручной регулировкой зазоров клапанов, отчетливый цокот распредвала при морозе, пропадающий после прогрева, является конструктивной особенностью и не считается неисправностью.
Причины треска в автомобиле на холодную
Определить источник треска под капотом на холодную можно по характеру звука, месту его дислокации, а также условиях, при которых он проявляется. Таблица ниже поможет выяснить, что трещит, или отличить треск цепи на холодную от цокота клапанов, шума бендикса и других проблем.
Причины треска под капотом на холодном двигателе
Группа оборудования | Неисправный узел | Причины треска | Что делать | Последствия |
---|---|---|---|---|
Газораспределительный механизм | Фазовращатели | Загрязненный или изношенный фиксатор в составе регулирующей шестерни ГРМ | Осмотреть шестерню ГРМ с регулировочным механизмом. При наличии загрязнений и отложений – прочистить, промыть. При неисправности – отремонтировать или заменить деталь целиком | Нарушается работа ГРМ, растет расход топлива, пропадает динамика, повышается риск перегрева и закоксовки. При полном выходе из строя фазовращателя, повреждение ремня ГРМ, его обрыв, встреча клапанов с поршнями. |
Гидрокомпенсаторы клапанов | Засорение либо износ гидрокомпенсаторов | Осмотреть гидрокомпенсаторы, их масляные каналы. Прочистить каналы подачи масла в ГБЦ | Если трещат гидрокомпенсаторы на холодную или неверно отрегулированы клапанные зазоры, ускоряется износ кулачков распредвала и толкателей. | |
Регулятор клапанных зазоров | Зазор увеличивается естественным путем, по мере работы мотора | Отрегулировать тепловые зазоры клапанов, используя для этого гайки, шайбы или «стаканчики» | ||
Цепь или шестерни ГРМ | Растянутая от износа цепь болтается, ударяет по стенкам блока. Из-за нечеткого попадания на зубья шкивов тоже возникает шум | Заменить цепь и/или шестерни ГРМ | Если игнорировать треск цепи на холодную – она дальше будет изнашиваться и растягиваться, «подъедать» зубья шестерен. В случае обрыва цепи возможно повреждение поршней и клапанов. | |
Натяжитель цепи или ремня | Расслабление цепи из-за выработки натяжителя. На ременных моторах шумит сам подшипник натяжителя | Заменить натяжитель, отрегулировать натяжение цепи или ремня | ||
Топливная система | Форсунки | Износ деталей форсунки | Если стук появляется лишь на холодную, а двигатель работает стабильно, расход не увеличился – можно ездить. При наличии дополнительных симптомов некачественного распыла форсунки подлежат замене. | Изношенные форсунки переливают топливо, растет его расход, ухудшается динамика, появляется риск закоксовки двигателя из-за работы на богатой смеси. |
Засорение топливного канала обратки приводит к переливу топлива и его более жесткому сгоранию | Почистить и промыть форсунки | Ускоряется износ двигателя из-за повышения нагрузок. | ||
Регулирующая аппаратура | Форсунки переливают топливо из-за сбоя ТНВД. | Отрегулировать или заменить неисправные узлы. | ||
Шатунно-поршневая группа | Поршни, пальцы или вкладыши шатунов | Износ из-за перегрева, задиров, дефицита смазки | Требуется комплексный ремонт двигателя, возможно, капитальный | Если вовремя не отремонтировать ДВС – он выйдет из строя, может заклинить на ходу. |
Конструктивные особенности | Использовать качественное масло, соответствующее допускам производителя. Желательно заливать зимой менее вязкое (например, 5W30 или 0W30) | Без явных последствий | ||
Навесное оборудование | Бендикс стартера или венец маховика | Бендикс стартера загрязнен или заклинивает. Сбиты зубцы маховика | Снять стартер, осмотреть состояние бендикса и венца маховика. При наличии загрязнений – почистить и смазать, при износе – заменить деталь | Если стартер работает с треском на холодную, при дальнейшем износе бендикс будет плохо входить в зацепление, возможен срыв венца. Машину запустить не удастся. |
Муфта включения компрессора | Муфта из-за износа, неисправностей соленоида, не обеспечивает неподвижного зацепления, проскакивает | Заменить муфту | Не устраненный вовремя шум приводит к тому, что компрессор кондиционера выйдет из строя, климатическая установка не будет работать. Возможен обрыв ремня привода навесного оборудования. | |
Компрессор кондиционера | Выработка в подшипниках или в поршневом механизме компрессора | Отремонтировать или заменить компрессор. | ||
Генератор или насос ГУР | Износ подшипников | Заменить подшипники генератора или насоса ГУР, или узел в сборе. | Если не устранить треск генератора на холодную, возможно заклинивание узла и обрыв ремня навесного оборудования. Насос ГУР начнет течь, может полностью выйти из строя. | |
Трансмиссия | Диск сцепления | От нагрузок изнашиваются демпферные пружины, посадочные места на ступице диска. | Требуется демонтаж КПП для осмотра диска сцепления, выжимного. Неисправный узел требует замены на новый. | При полном выходе из строя исчезнет сцепление КПП с мотором, автомобиль не сможет передвигаться своим ходом. |
Подшипники КПП | В ходе выработки зазоры между поверхностями трения растут, а масло во время простоя авто густеет | Нужна дефектовка КПП с диагностикой износа подшипников | КПП изнашивается, возможно заклинивание ее деталей. По мере прогресса проблем сопровождается постоянным стуком и воем, возможен вылет отдельных передач, их плохое включение. |