Теперь вы знаете, как заменить подшипник переднего колеса переднеприводного автомобиля. Но это только теория. А практика требует сил, терпения и хорошего специального инструмента.
Как локализовать гудящий ступичный подшипник
Рано или поздно приводные шарниры изнашиваются. Виной тому плохие дороги, агрессивные реагенты, пренебрежение регулярным техническим обслуживанием. Иногда тусклость подшипников ступицы объясняется незначительной усталостью металла. Стальные детали не вечны. Неисправность может привести к серьезным последствиям. В нашей практике были случаи, когда колеса блокировались во время движения. Все уже знают о «горении» резины. Шина теряет центровку, а протектор быстро изнашивается. На слух трудно определить, где находится сломанный сустав. Узнайте, как провести диагностику и ремонт.
Существуют определенные признаки, по которым легко определить сломанный подшипник колеса. Первый из них — это странный шум. При движении по автостраде с гладким асфальтом слышен гул. Чем выше скорость, тем сильнее выражен «гул». Первые шумы появляются на скорости 65 км/ч. На поворотах шлифует.
Клинит колесо
Здесь более уместен термин «заклинивание». Полная блокировка происходит только при отключении соединения. Не только подшипник ступицы заклинивает, но и проблемное колесо начинает блокироваться. Как только вы отпускаете руль на несколько секунд, автомобиль движется вправо или влево. Аналогичные симптомы возникают при неправильном согласовании крена и схождения.
Сломанная ось ступицы
Не откладывайте ремонт. Если он застрял, шарнир постоянной скорости (CV) может ослабнуть, что приведет к потере управления автомобилем. Существует высокий риск столкновения со встречным транспортом.
Перегревается диск
Легко понять, есть ли проблема. В тяжелых случаях тормозной диск нагревается во время движения. Колесный диск находится не слишком далеко сзади. Высокие силы трения вызывают нагрев металла. После длительной поездки рекомендуется припарковать машину, выйти из нее и слегка прижать ладонь к каждому колесу. Вина лежит там, где жарче всего.
Во избежание ожогов рекомендуется надевать строительные перчатки для проведения испытания.
Если вы ведете машину агрессивно, это может быть связано с частыми торможениями. Металл нагревается при контакте с колодками. Аналогичные симптомы возникают при блокировке поршней тормозного суппорта.
Люфтит колесо
Типичным признаком является гул неисправного подшипника ступицы. Во время езды он практически не заметен. Симптом проявляется полностью, когда вы берете проблемное колесо в руку и пытаетесь его потрясти. Будет заметно движение вперед-назад. Чем хуже состояние сустава, тем больше люфт. Есть исключение. Аналогичные симптомы возникают при поломке краев рулевого колеса.
Управление игрой
Стоит отнестись к проблеме серьезно, ведь лучше устранить проблему как можно раньше, чем рисковать попасть в дорожно-транспортное происшествие.
Вибрирует руль
Еще один способ проверить работоспособность ступичного подшипника — ехать по ровной дороге и следить за рулевым колесом. Если он вибрирует и вибрации передаются всему телу, шарнир неисправен. Причиной могут быть и другие компоненты подвески. Необходима дальнейшая диагностика.
Чем больше таких симптомов возникает во время работы, тем выше вероятность повреждения подшипника ступицы. Но лучше подстраховаться и провести тщательный анализ.
Способы диагностики
Вот как определить, какой именно подшипник гудит в ступице: Прокатитесь на подъеме и спуске. Задние петли скрипят больше при подъеме, а передние — при спуске. Рекомендуется заезжать в крутой левый поворот. Вы слышите его с правой стороны? Вот где виновник. Если вы повернетесь вправо, левый шарнир будет издавать шум. Есть и другие способы.
Применение стетоскопа
Каждый человек хотя бы раз в жизни посещал врача общей практики в больнице. Врач использует стетоскоп для прослушивания легких.
Механические стетоскопы
Существует также технический эквивалент этого инструмента. Вместо пластиковой мембраны на конце у него металлический штифт. Рекомендуется использовать этот метод в сочетании с помощником. Это то, что вам нужно сделать для диагностики:
- вывесить ведущие колеса;
- запустить мотор;
- включить третью передачу;
- приложить щуп стетоскопа к корпусу стойки.
Если шум едва уловим, это контакт между тормозными колодками и диском. Поршни тормозного суппорта не перемещаются назад на нужное расстояние. Неисправный подшипник ступицы издает монотонный, высокочастотный шум. При нажатии на педаль акселератора гул становится громче. Недостатком этого метода является то, что вы можете проверить только ведущие колеса. Вам нужен партнер, который будет держать педаль газа.
Оценка люфта
Мы советуем вам в первую очередь позаботиться о безопасности. Вы должны затянуть стояночный тормоз. Тормоза могут оторваться, поэтому под некоторые колеса стоит подложить клинья. Следующий шаг — применение простого алгоритма:
- поднять колесо домкратом;
- раскачать из стороны в сторону;
- повторить для всех скатов.
Появление люфта указывает на износ сустава. Чем больше ощущается игра, тем хуже она становится. Все это относится к однорядным подшипникам. Двухрядные подшипники не вибрируют, поэтому диагностику лучше проводить другими способами.
Проверка на ходу
Поверните для проверки подшипника
При повороте налево центр тяжести автомобиля смещается вправо и наоборот. Метод испытания основан на этом физическом принципе. Рекомендуется проводить испытания на участке дороги с ровным асфальтом. Желательно, чтобы дорога была свободной. Простой алгоритм:
- разогнать машину до 70 км/ч;
- прислушаться к гулу;
- определить шумную сторону;
- войти в поворот на эту сторону;
- зафиксировать исчезновение звука.
Простой пример. Водитель воспринимает шум, исходящий от неисправного подшипника колеса слева спереди. Во время движения слышен дискретный шум, который исчезает при повороте налево. Это груз, «уходящий» вправо. Это означает, что петля действительно неисправна.
Причины износа
Если водитель живет в сельской местности, где плохие дороги, причины очевидны. Постоянная езда по мелким и крупным выбоинам имеет свои последствия. Сустав просто не выдерживает давления. Шарики или ролики смещаются и изнашиваются. Металл становится хрупким и в конечном итоге трескается. Кольцо распадается на фрагменты. Есть и другие причины. Представим их в табличной форме.
Подшипник подвергается высоким нагрузкам при перестановке колес
Большой диаметр колеса
Если установлены шины с большим радиусом, чем обычно, шарнир перегружается.
Балка теряет демпфирование, что увеличивает ударную нагрузку.
Частая езда по выбоинам
Вода и снег проникают в корпус и вызывают сильную коррозию
Ось, используемая под малым углом, быстро изнашивается.
Чрезмерная затяжка гайки ступицы
Если момент затяжки гайки превышен, подшипник перестанет скользить.
Если в корпусе есть щели, вода и пыль могут попасть внутрь и изнашивать металл.
Агрессивное вождение
Дорожные неровности на высоких скоростях и интенсивное торможение могут сократить срок службы деталей.
Без смазки металл может быстро заржаветь, пыль от трения может износиться
Сегодняшний рынок автозапчастей нельзя назвать идеальным. Не каждый автомобилист может позволить себе купить оригинальные детали. Качество заменителей оставляет желать лучшего. Заводской брак может стать причиной множества проблем. Причиной слышимого шума может быть неисправность тормозной системы. Тормозная накладка постоянно прижата к диску или накладка изношена в металле. В этом случае диск нагревается, и тепловая энергия передается подшипнику. Жир испаряется и сгорает. Стык является легкой мишенью для воды и пыли.
Основные причины появления гула и шума подшипника ступицы
Шум от подшипника ступицы указывает на то, что узел изношен, шарики потеряли свою форму, сепаратор изношен, и в результате колесо больше не может вращаться должным образом. Это приводит к перегреву ступицы, снижению скорости качения, увеличению расхода топлива и, в худшем случае, к блокировке колеса. Существует несколько причин, по которым изношенный подшипник ступицы может выйти из строя:
- Большой пробег. При пробеге порядка 100 тыс. км (для разных марок автомобилей имеется определенный разброс, но средний показатель именно такой) даже при нормальной эксплуатации, внутренняя поверхность обоймы подшипника сильно изнашивается, появляется люфт, стук и гудение.
- Утрата герметичности корпуса. В любом подшипнике имеются уплотнители из резины или полимера, защищающие его от пыли, грязи или влаги. При их повреждении смазка вытекает, а абразивные компоненты, наоборот, попадают вовнутрь, что приводит к неисправности ступичного подшипника.
- Стиль вождения. Если водитель предпочитает агрессивный стиль езды, он должен понимать, что жесткое попадание колеса в выбоину и сопутствующий удар частично разбивает подшипник ступицы.
- Заезд в воду на высокой скорости. При быстрой езде ступичный подшипник неизбежно разогревается. При въезде в холодную воду резиновые или полимерные уплотнители вследствие сужения воздуха в середине подшипника втягиваются вовнутрь, нарушая герметичность. Через несколько дней подшипник начинает гудеть.
- Неправильная затяжка центральной гайки ступицы. После замены подшипника требуется правильно затянуть центральную гайку с определенной силой затяжки. Если гайку перетянуть, начнется перегрев подшипника со всеми вытекающими последствиями.
- Неправильный подбор колесных дисков по вылету. При тюнинге автомобиля часто устанавливают колесные диски с большим вылетом. Это существенно повышает нагрузку на подшипник, что нужно предусмотреть при замене, устанавливая усиленную версию.
- Неправильно сделанная процедура развала-схождения. Это дает лишнюю нагрузку на подшипники и их срок службы уменьшается.
Первичные признаки поломки
Основным признаком неисправности является гул подшипника ступицы, который отчетливо слышен в салоне автомобиля. Подобный шум может возникать и при других механических дефектах, в этом случае требуется дополнительное тестирование.
Другим симптомом является то, что шум усиливается на высоких скоростях и уменьшается на низких, что шум качения уменьшается на холостом ходу и что автомобиль можно подтянуть к колесу, где вышел из строя подшипник. Иногда можно услышать «сухой скрип» колеса, свидетельствующий о том, что шарики потеряли свою форму.
Обод часто перегревается после долгой езды, вы не можете больше до него дотронуться, вы даже чувствуете запах горячей резины. Важным признаком является то, что шум усиливается, когда вы поворачиваетесь в сторону, где расположен подшипник. Например, если кто-то поворачивает налево на скорости 40-60 км/ч и шум усиливается из-за увеличения нагрузки на правые колеса, то, скорее всего, проблема в ступице. Поворот вправо должен уменьшить или устранить шум. Если этого эффекта не происходит, проблема кроется в другом.
Точная диагностика
Вождение может выявить проблему, и вы можете услышать гул подшипника ступицы, но вы можете определить, какое колесо нуждается в ремонте, с помощью нескольких простых тестов в гараже. Вам понадобится обычный домкрат и несколько деревянных брусков, которые будут служить в качестве держателя.
После того как вы определили, что автомобиль гудит и что причина, скорее всего, кроется в подшипниках колес, необходимо определить, какое из четырех колес нуждается в ремонте. Для этого припаркуйте автомобиль в гараже или гаражном боксе, чтобы диагностике не мешали посторонние шумы.
На переднеприводном автомобиле проще проверить ступицу заднего колеса, которая вращается свободно, поскольку не связана с коробкой передач. Для этого поднимите автомобиль так, чтобы колесо находилось в воздухе и могло свободно вращаться.
После того как колесо подвешено, покачайте его вокруг вертикальной оси, т.е. возьмитесь за него сверху и снизу и проверьте, качается ли колесо на опоре. Ослабление указывает на наличие проблемы с подшипником ступицы. Если шарики подшипника повреждены, будет слышен шум трения, указывающий на то, что подшипник неисправен. Второе колесо проверяется таким же образом.
Проверка передних колес на предмет гула подшипников ступиц немного отличается. Это связано с тем, что они соединены с дифференциалом и коробкой передач через полуоси, поэтому передние колеса не могут свободно вращаться. Эта проблема возникает в автомобилях с автоматической коробкой передач.
Перед испытанием автомобиль тормозится стояночным тормозом, чтобы предотвратить его скатывание. Передняя часть проверяемой стороны подшипника ступицы должна быть приподнята. Как только шина оторвется от земли, под рычаг устанавливаются блоки, и передняя часть опускается на эти блоки. Это позволяет колесу оставаться в воздухе, пока подшипник ступицы разгружается, а приводной вал располагается под правильным углом для обеспечения объективного тестирования и безопасной работы системы привода. Важно, чтобы стержни находились как можно ближе к колесу, но не касались его, так как это даст наилучший результат.
После вывешивания колеса оно должно слегка колебаться вокруг вертикальной оси, аналогично задним колесам, причем люфт в этом направлении указывает на износ подшипника и подшипникового узла. Если колесо шатается вокруг горизонтальной оси (влево и вправо), проблема заключается в износе рулевой тяги и штифтов.
Также необходимо сесть за руль автомобиля, нажать на педаль тормоза и завести автомобиль, в автомобилях с механической коробкой передач рычаг переключения передач должен быть поставлен в нейтральное положение. Рычаг селектора автоматической коробки передач находится в положении D, а педаль тормоза отпущена.
В этом положении поднятое колесо вращается как на механической, так и на автоматической коробке передач. Когда вы находитесь вне кабины, вы можете оценить уровень шума подшипника ступицы. Если вы слышите отчетливое гудение, лязг или другой шум, устройство следует немедленно заменить. Такую же процедуру можно проделать с другим передним колесом для сравнения.
Опасно ли, если шумит ступичный подшипник, и сколько можно ездить
Игнорирование гула концентратора во время движения может иметь очень неприятные последствия. Во-первых, компонент может быть полностью поврежден на высоких скоростях. Колеса могут просто заблокироваться из-за сильного перегрева. Во-вторых, значительное увеличение люфта препятствует повороту оси, что неизбежно приводит к потере контроля над автомобилем. В-третьих, тормозные колодки могут ослабнуть из-за проскальзывания колес. Это повышает риск отказа тормозов в самый неподходящий момент.
Чтобы избежать этого риска, следует определить причину шума сразу же после появления первых признаков износа колеса.
Не следует откладывать ремонтные работы, так как фрикционные пары обязательно будут повреждены. Вождение такого автомобиля очень опасно. Вся ответственность лежит на водителе. Особенно опасно разрушение подшипников передней ступицы. При таких обстоятельствах колесо может просто отвалиться при самых неблагоприятных условиях.
Как только внутри втулок появится гул, выполните следующие действия:
- Изначально нужно выполнить диагностику, определить проблемную деталь.
- Проблемный передний подшипник нужно безотлагательно заменить.
- Если неполадки проявились на дороге, то нужно добраться до гаража, двигаясь аккуратно и медленно. В процессе движения желательно периодически останавливаться, проверяя степень нагрева ступицы. При необходимости нужно давать возможность остыть проблемным узлам.
Ремонт неисправных подшипников задних колес также не следует откладывать.
Замена подшипника ступицы переднего колеса
Различные производители автомобилей имеют свои конструктивные особенности, которые необходимо учитывать при выполнении работ. Мы опишем лишь общие принципы и последовательность действий. Действуйте следующим образом:
- Отключаем аккумулятор.
- Ослабляем болты крепления колеса.
- Поднимаем переднее колесо. Лучше всего это делать на подъёмнике. Если его нет, то, подложив башмаки под задние колёса, поднимаем машину с помощью домкрата и надёжно устанавливаем на жёсткую опору.
- Снимаем защитный колпачок гайки ступицы (если имеется) и удаляем шплинт из резьбового наконечника приводного вала.
- Сажаем помощника в машину и попросим его сильно нажать на тормоз. После этого получаем возможность отвернуть гайку ступицы.
- Снимаем колесо.
- Отворачиваем от места крепления тормозной суппорт. Постарайтесь не повредить шланги. Отсоединяем клипсы, фиксирующие шланги на ступице. Саму деталь аккуратно закрепите на кузове помощью проволоки так, чтобы шланги находились в свободном состоянии.
- Отсоединяем датчик ABS. Достаточно будет просто отключить его разъём.
- Выворачиваем винты, фиксирующие тормозной диск на ступице. Снимаем диск.
- Отсоединяем рулевой наконечник от поворотной цапфы амортизаторной стойки.
- Отворачиваем гайку шаровой опоры и с помощью съёмника отсоединяем конусный наконечник шаровой опоры от стойки.
- Аккуратно тянем стойку на себя и извлекаем шлицевую часть ШРУС из ступицы.
- В некоторых случаях приходится демонтировать монтажный щиток тормозной системы.
- С помощью съёмника снимаем ступицу вместе с подшипником. Иногда целесообразнее снять стойку целиком (для этого отворачиваем её верхнюю опору) и произвести снятие ступицы на прессе.
- Если новая ступица в сборе с подшипником – запрессовываем её на место. Если подшипник поставляется отдельно, не пытаемся устанавливать его на старую ступицу – слишком велика вероятность повреждения посадочного места детали, а покупаем новую ступицу и запрессовываем на неё подшипник.
- Производим сборку в обратном порядке. Не забываем о том, что сначала надо произвести затяжку ступичного подшипника, а уже потом ставить на место колесо и опускать машину на землю.
Распространенные повреждения подшипника ступицы
Разрушения при ударе
Это одна из самых распространенных неисправностей подшипников. Некоторые важные моменты описаны ниже. Если подшипник не установлен в ступице, это может привести к неправильному позиционированию изнашиваемого кольца. Поэтому всегда проверяйте положение внутреннего и наружного кольца.
Подшипник и полуось, на которой он установлен, могут быть повреждены во время установки.
Другая возможность заключается в том, что кольцо датчика повреждено внешним воздействием во время движения. Конечно, виноват водитель. Но если повреждение происходит при разрушении крышки из-за неправильного обращения или неправильной установки — тогда вина лежит на установщике.
Загрязнение
Следы пыли, грязи или абразивных частиц от грязного рабочего места или грязных рук и инструментов. Иногда эти остатки вызваны посторонними добавками в смазке или чистящем растворе. В то же время эти углубления вызывают сильные вибрации.
Пластическая деформация поверхности
Пластическая деформация возникает, когда нагрузка превышает предел прочности материала. Статические или ударные нагрузки вызывают пластическую деформацию с образованием углублений на поверхностях канавки подшипника, расположенных относительно шага тел качения. Это один из немногих случаев, когда в выходе подшипника из строя виноваты не инженеры или производитель, а вы сами.
Читайте дальше, чтобы узнать, почему машина не заводится.
Однако могут быть и полные вмятины на поверхности качения. Это совершенно разные причины — либо подшипник был выбран неправильно, либо использовалась неправильная техника монтажа и установки (использование молотка, падение при транспортировке и установке, установка подшипника на вал с усилием на наружное кольцо).
Усталость материала также может быть включена в эту группу. Здесь обычно виноват монтажник — неправильно подобранный подшипник (внешне он может не отличаться, но может быть не предназначен для данного применения).
Пластическая деформация поверхности внутреннего кольца указывает на повышенную вибрацию вала.
Перегрев
Это состояние может быть вызвано:
- Сильное внешнее тепло.
- Недостаточный отвод.
- Недостаточное охлаждение или смазка.
Под воздействием температуры цвет колец, тел качения и сепаратора меняется с желтого на синий. Повышение температуры может не только ухудшить, но и разрушить смазку, что еще больше увеличивает общую температуру подшипника. А при температуре выше 200 градусов жесткость и прочность подшипника снижается, что может привести к преждевременному выходу его из строя.
Вывод
Подшипник ступичного узла является важным компонентом автомобиля, и если он выходит из строя, лучше сразу заменить его на новый. Тем более что найти поврежденный легко, даже не имея опыта в этой области.
- https://barahola.ru/interesnoe/kak-opredelit-kakoy-podshipnik-gudit-na-stupice-i-kak-ego-proverit/
- https://themechanic.ru/kakie-osnovnye-priznaki-polomki-stupichnogo-podshipnika/
- https://life-with-cars.ru/ekspluatatsiya-avtomobilya/sovety-voditelej/vse-priznaki-neispravnosti-stupichnogo-podshipnika-foto-i-video/
- https://lada-xray2.ru/sovet/kak-opredelit-kakoy-podshipnik-gudit
- https://ProAutoMarki.ru/kak-samostoiatelno-proverit-stypichnyi-podshipnik-2-nadejnyh-sposoba/
- https://topgears.com.ua/stati/sovetyi/kak-proverit-stupichnyiy-podshipnik
- https://autogrm.ru/blog/gudit-podshipnik-stupicy.html
Что делать с гудящим подшипником?
Первый вопрос, возникающий после обнаружения неисправности, — можно ли продолжать движение. Автовладельцы вынуждены откладывать ремонт в силу различных обстоятельств: срочной поездки, отсутствия свободного времени на замену и банальной нехватки денег. Некоторые надеются на российское «невезение» и продолжают эксплуатировать автомобиль до последней степени износа.
Выход из строя концевого подшипника одного из передних колес опасен, особенно для пассажиров автомобиля. Когда обойма ослабевает, в ступице появляется большой люфт, колесо шатается, и автомобиль теряет управление. Результат на высоких скоростях трудно предсказать. Поломка заднего подшипникового узла не столь критична, поскольку в этом случае автомобиль просто обездвиживается.
Такие дефекты часто приводят к тому, что переднее или заднее колесо отрывается и летит дальше из-за инерции. В Интернете есть много видеороликов, показывающих, куда падают оторванные автомобильные коньки — на встречный транспорт, пешеходов и т.д. Если владелец колеса не пострадал в аварии, другие люди могут пострадать и получить травмы.
Что делать, если подшипник изношен?
- Самостоятельно выполните диагностику, не откладывая в долгий ящик. Точно выясните, с какой стороны находится проблемная деталь.
- Передний ступичный подшипник, издающий характерный гул, настоятельно рекомендуется поменять сразу.
- Если после обнаружения неполадки необходимо добраться до гаража, двигайтесь медленно и аккуратно. Периодически останавливаясь, проверяйте степень нагрева ступицы и давайте возможность остыть.
- С неисправным задним механизмом тоже затягивать не стоит. Выделите на замену детали время и при необходимости изыщите средства либо поставьте машину на прикол, пока не произведете ремонт.
Вопрос о том, как долго вы можете ездить с гудящим подшипником ступицы, считается неправильным. Ни один механик в здравом уме не сможет дать вам однозначный ответ, поскольку езда по этой дороге похожа на лотерею. Практика показывает, что большинство автомобилистов не хотят рисковать и ездить на пределе возможностей, поэтому своевременно заменяют неисправный компонент.
Пошаговая инструкция по замене ступичного подшипника
Процедура требует подготовки и наличия сертификатов на замену толкателя.
- Немаловажно придерживаться соосность. В ином случае изнашивание новейшего элемента ускорится.
- Убрав ступицу выпрессовывается прежний модуль. Осуществляется обследование посадочной плоскости.
- Сочетая новейший подшипник, потихоньку вводят его вовнутрь. Эту процедуру рекомендовано осуществлять прессом.
- Стучание молотком имеют все шансы раздавить обоймы, повреждая запасную часть.
Промазывание
Отсутствие передачи можно распознать по шуму, издаваемому подшипником. Следует подчеркнуть, что ручная смазка возможна только для открытых типов.
Закрытые типы не требуют обслуживания и смазываются вручную. Выбор смазки должен зависеть от типа пары трения. После работы необходимо собрать ступицу и отрегулировать зазор.
Регулировка ступичного подшипника
Проверьте на ощупь. Дайте колесу поработать, пока штифт в ступице не почувствует наименьший зазор. Можно определить люфт, перемещая колесо.
Наилучшим методом является манометр. Манометр показывает смещение колеса с точностью до десяти миллиметров.
Хотя ступица колеса считается важным компонентом автомобиля, она часто становится предметом интереса лишь с большим опозданием. От этого компонента в первую очередь зависит безопасность людей.