Охлаждающая жидкость проходит через эти клапаны. Когда температура стабилизируется, воск сжимается, и жидкость перестает течь. Таков принцип работы термостата. В зависимости от выбранного температурного режима термостаты делятся на высокие, средние и низкие термостаты.
Как достоверно проверить термостат
Правильная работа термостата поддерживает тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания. Неисправность может привести к плохой работе системы отопления и даже к перегреву двигателя. Поэтому важно знать, как проверить термостат автомобиля. Проверить работоспособность можно, не снимая термостат с автомобиля.
В системе охлаждения двигателя термостат служит для быстрого предварительного нагрева и дальнейшего поддержания рабочей температуры. После холодного запуска термостатический клапан закрывает подачу охлаждающей жидкости в главный радиатор. Двигатель прогревается гораздо быстрее, поскольку антифриз циркулирует только в «рубашке» (малом контуре охлаждающей жидкости). В корпусе термостата находится чувствительный элемент, который расширяется в объеме в процессе нагрева, заставляя главный клапан двигаться и открывать доступ охлаждающей жидкости к основному радиатору. Затем антифриз циркулирует по большому контуру для охлаждения двигателя.
Подробное описание структуры и работы термостата см. в статье «Как работает термостат».
Как распознать наиболее важные признаки неисправного термостата?
- По степени нагреву выходного патрубка, идущего к радиатору. До выхода охлаждающей жидкости на температуру открытия, которая на большинстве авто лежит в пределах 80-90 градусов Цельсия (при 95-105ºС клапан открывается полностью), патрубок должен быть холодным. Если он прогревается практически сразу после запуска двигателя, термостат заклинил в открытом положении, а ОЖ постоянно циркулирует по большому кругу. Когда термостат заклинивает в закрытом положении, патрубок будет относительно холодным даже при полностью прогретом моторе. Ситуация крайне опасная, так как вы рискуете потерять крупную сумму, устраняя последствия перегрева двигателя.
- Провести тест с помещением в подогретую жидкость. Ниже мы подробно расскажем, как довольно точно проверить термостат в домашних условиях.
Стоит ли проверять, не снимая с машины?
Преимущество диагностики по степени нагрева патрубка заключается в том, что можно проверить термостат, не снимая его с автомобиля. Однако, в отличие от домашнего тестирования, этот метод не позволяет точно оценить температуру открытия и скорость активации.
Проверяя степень нагрева жидкости, можно имитировать цикл охлаждения и предварительного нагрева двигателя несколько раз подряд. Сложность неисправностей заключается в том, что они могут возникать нерегулярно. Поэтому мы рекомендуем проверять термостат только в том случае, если у вас есть серьезные подозрения на неисправность — и делать это путем проведения домашнего теста.
Признаки и последствия неисправности
Каковы последствия несвоевременной проверки термостата?
-
Неисправность отопителя пассажирского салона. Когда клапан открыт, охлаждающая жидкость непрерывно циркулирует в большом контуре. Охлаждение радиатора набегающим потоком воздуха и общее увеличение поверхности теплоотдачи приводит к постоянному недогреву двигателя. Это приводит не только к плохому предварительному нагреву отопительного прибора, но и к снижению производительности и увеличению расхода топлива.
Для проверки поместите термостат в сосуд и наполните его корпус кипящей водой. Если прибор работает правильно, клапан должен открыться почти сразу. Когда температура воды понизится, возвратная пружина вернет клапан в исходное положение.
Для наиболее точного управления термостатом поставьте на нагреватель емкость с клапаном термостата, погруженным в воду. Используйте термометр, чтобы проверить, при какой температуре клапан начинает открываться. Диапазон рабочих температур термостата вы найдете в руководстве по обслуживанию и эксплуатации вашего автомобиля. Производители часто пишут эту информацию прямо на корпусе термостата.
Ресурс
Механический термостат является чрезвычайно надежным компонентом автомобиля, который практически не имеет признаков износа. Он выходит из строя только из-за естественного износа фрикционных деталей стержня и направляющей клапана. Трудно предсказать, при каком пробеге автомобиль потребует замены, но часто это происходит не раньше, чем через 150-200 тысяч километров.
Неисправности гораздо чаще встречаются в термостатах с электронным управлением. Таким образом, неисправность может быть обнаружена как в нагревательном элементе, так и в цепи управления электронного блока управления (ЭБУ) двигателя.
Использование неподходящей охлаждающей жидкости при движении в воде значительно ускоряет механический износ. Коррозия, отложения и соли замедляют работу клапана и могут привести к его блокировке в положении открытия/закрытия.
Если термостат был проверен после использования герметика для ремонта протекающего холодильника, причиной неисправности может быть состав. Фотография является наглядным примером опасности использования состава для ремонта хладагента в системе охлаждения.
Электронный термостат
Система охлаждения с электронным управлением в автомобилях Volkswagen, Skoda и Audi оснащена нагревателем, встроенным в датчик термостатического клапана. В некоторых режимах работы двигателя нагреватель используется для более быстрого открытия термостата.
Во многих случаях система самодиагностики способна определить тип неисправности и отобразить ее в виде кода неисправности. С помощью диагностического прибора можно проверить работу системы, не снимая термостат с автомобиля. Считав код неисправности после появления на приборной панели индикатора «Check Engine», вы можете определить следующее
- обрыв цепи;
- короткое замыкание на массу;
- КЗ на +.
Косвенно проверьте работу нагревателя, измерив его сопротивление. Обычно оно составляет от 12 до 15 Ом, но лучше всего перед проверкой проверить нормальное сопротивление конкретной модели электронного термостата.
Для чего нужен термостат и как он работает
Как упоминалось ранее, термостат является частью системы охлаждения двигателя. Он используется для открытия или закрытия потока жидкости через малый или большой контур охлаждения. Принцип действия основан на том, что физические тела расширяются при нагревании.
Также рекомендуем прочитать статью об обнаружении утечек антифриза или охлаждающей жидкости. В этой статье вы узнаете о возможностях обнаружения утечки охлаждающей жидкости.
Конструкция термостата относительно проста: цилиндр, заполненный специальной смесью из воска, медного порошка, графита и алюминия. Внутри этого цилиндра находится шток, к которому присоединены два подпружиненных клапана (главный и малый). При работающем двигателе цилиндр промывается охлаждающей жидкостью. При этом тепло передается воску. При нагревании он сильно расширяется и выталкивает маленький круглый стержень клапана. В результате малый контур замыкается, и жидкость циркулирует в радиатор.
Где расположен термостат
Чтобы проверить работу термостата в автомобиле, необходимо сначала определить его местонахождение. То есть вам нужно точно знать, где находится этот компонент. Это относительно легко исправить.
Прежде всего, в пространстве под капотом нужно найти самую толстую ветку — шланг радиатора, ведущий от радиатора (который всегда находится перед двигателем) к двигателю. Этот шланг неизбежно будет подключен другим концом к термостату, точнее, к его корпусу. Такая система используется в большинстве отечественных и во многих зарубежных автомобилях.
В то же время следует отметить, что расположение этой части системы охлаждения может отличаться на некоторых автомобилях. Как правило, это иностранные автомобили. В этом случае рекомендуется заглянуть в техническое руководство по эксплуатации соответствующей модели автомобиля.
Какие признаки поломки термостата
Как упоминалось ранее, термостат открывает один контур теплообмена и закрывает другой. Если этот пункт не работает, есть два варианта:
- термостат все время перекрывает большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Это приводит к перегреву мотора, что будет заметно на приборной панели. Перегрев в свою очередь влечет массу негативных последствий: деформация и разрушение отдельных узлов, заклинивание;
- Термостат заклинило в открытом положении. То есть, охладитель циркулирует все время через радиатор. В теплое время года никаких проблем может не возникать. Но на холоде и, тем более, на морозе двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию). Это приводит к существенному перерасходу топлива, не работает внутрисалонный отопитель (печка) и т.д;
Если есть признаки неисправности, можно проверить термостат, не снимая его, и отвезти автомобиль на СТО.
Также рекомендуем прочитать статью о проверке насоса без снятия его с двигателя. В этой статье вы узнаете, как проверить водяной насос непосредственно на автомобиле своими руками.