Птицы в турбинах. 5 крупнейших авиакатастроф, случившихся из-за птиц. Птица попала в двигатель самолета.

Двигатель
Птица попала в двигатель самолета - Испытание двигателя на прочность Немного физики. «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы»: Экипаж А-321 руководит эвакуацией пассажиров Что будет, если птица попадет в самолет Как сажают самолеты без двигателей

— Август также является опасным месяцем. Это время, когда молодые люди достигают совершеннолетия, когда они зажигаются. Им все интересно, они чувствуют себя полными сил, у них прилив энергии — в общем, они ведут себя как подростки. Я думаю, что только молодые птицы привыкают к машинам. Взрослая чайка улетела бы.

Птицы в турбинах. 5 крупнейших авиакатастроф, случившихся из-за птиц

«Бурундуки застревают в форсунках. Машины работают тихо… Самолеты падают…» — Эти слова писателя Сергея Довлатова из его книги «Соло на ундервуде», к сожалению, до сих пор актуальны. Однако сегодня утром они были проверены только в двух третях случаев: Самолет Airbus A321, двигатели которого отказали после столкновения с чайками, успешно приземлился.

Всего 10 лет назад Международная организация гражданской авиации (ИКАО) зафиксировала в среднем 5400 столкновений птиц в мире в год. С 1988 года более 200 человек погибли от птиц, попавших в турбины самолетов.

Согласно статистике ИКАО, более четверти столкновений происходит во время взлета и набора высоты воздушными судами и во время посадки, т.е. непосредственно в зоне аэропорта. Программа «360» вспомнила самые страшные авиакатастрофы, произошедшие по вине птиц.

1969, Ил-14 под Махачкалой. 17 погибших

Вечером 10 декабря 1969 года Ил-14П выполнял рейс из Тбилиси в Махачкалу. На борту находились 12 пассажиров и пять членов экипажа. Почти сразу после взлета земля потеряла связь с самолетом. Полет продолжался всего четыре минуты.

Обломки самолета были найдены на следующий день в Каспийском море, в восьми километрах от берега. Все 17 человек, находившиеся на борту, погибли. На высоте около 400 метров птицы проникли в турбину самолета, после чего пилоты потеряли управление, и самолет упал в море.

1962, Vickers Viscount под Элликотт-Сити, 17 погибших

Источник фото: Викимедиа, Федеральное управление гражданской авиации

Полет 23 ноября 1962 года стал последним для самолета Vickers 745D Viscount, который направлялся из Ньюарка в Вашингтон, округ Колумбия. Пилоты были вынуждены снизить высоту, поскольку с земли их предупредили, что на пути их полета могут находиться стаи птиц.

На высоте шесть тысяч футов самолет столкнулся со стаей лебедей. Одна из птиц попала в турбину, в результате чего пилоты потеряли управление. Самолет разбился недалеко от Элликотт-Сити, штат Мэриленд. Все 13 пассажиров и четыре члена экипажа погибли.

Интересно, что количество видов птиц, захваченных самолетами, также растет с каждым годом. Например, недавно в России виновниками авиационных инцидентов стали пищуха и куриный лунь, которых нельзя назвать птицами открытого космоса, и даже… летучая мышь.

Почему птицы сталкиваются с самолетами

В целом, птицы не летают высоко. Большинство столкновений происходит на высоте менее 150 метров, т.е. во время взлета или посадки. Скорость самолета в этот момент ниже, чем на высоте, и быстрые маневры уклонения затруднены. Результат в значительной степени зависит от того, в какую часть самолета попадает птица.

Наибольшая опасность заключается в том, что птица попадет в двигатель. Согласно стандартам безопасности, большие двигатели должны выдерживать удар птицы весом менее 3,5 кг без опасного и быстрого выброса острых осколков из лопастей двигателя. На самом деле, большинство двигателей могут проглотить птицу, не повредив лопасти. Но даже это — ущерб: Если попадется более крупная птица, удар по двигателю может привести к его повреждению. Лезвия ломаются одно за другим и вызывают пожар.

Вот как выглядит поврежденный двигатель.

Пилоты могут потушить пожар в двигателе и полностью заглушить двигатель, затем вернуться на аэродром взлета (если инцидент произошел во время взлета) или выполнить посадку с работающим двигателем. Всех пилотов обучают управлять самолетом с одним работающим двигателем, хотя это очень сложно: необходимо полностью перейти на ручное управление и выполнить визуальный заход. Недавно самолет японской авиакомпании совершил вынужденную посадку в Нью-Йорке, потому что в него попала птица; другой самолет был вынужден вернуться в аэропорт Кардиффа в Уэльсе после того, как птица попала в двигатель.

Подборка видеороликов о столкновениях самолетов с птицами

Что будет, если птицы попадут в двигатели самолета

Совсем другая ситуация, когда птицы попадают в два двигателя одновременно. При этом они обычно летают не поодиночке, а стаями, а это уже опасно. Описанный выше сценарий с отказом одного двигателя повторяется со вторым двигателем, и у самолета не остается другого выбора, кроме программы.

Поведение пилотов в этой ситуации напрямую зависит от высоты. Если инцидент произошел на высоте 3-4 тысячи метров, они все равно смогут развернуть самолет обратно к аэропорту и приземлиться (или осуществить запланированную посадку), хотя столкновение с землей, безусловно, будет очень сложным — все зависит от навыков пилота и его способности «чувствовать» машину весом в несколько тонн. Но если самолет не набирает высоту при взлете (до 1 000 метров), птицы попадают в оба двигателя и повреждают их, пилотам просто не хватает высоты для маневра. Поэтому они решают посадить самолет там, где это необходимо — на шоссе, в поле (как в случае с рейсом «Уральских авиалиний»), на воду или любую другую подходящую поверхность, если ее можно так назвать.

Сколько самолет может пролететь без двигателей

Если самолет занимает взлетно-посадочную полосу длиной 10 000 метров, он может пролететь 140-150 километров, в зависимости от типа самолета. Однако птицы не летают на такой высоте, поэтому все столкновения происходят гораздо ниже — на высоте менее 1 000 метров. Это даже не достаточно высоко, чтобы планировать 30 километров. Принудительное планирование может привести к слишком большому подъему носа самолета.

Когда пилоты понимают, что самолет не может добраться до ближайшего аэропорта, они решают приземлиться в пустыне (если таковая имеется) или в воде (так называемая «посадка» самолета). При этом небольшой двигатель, оснащенный турбиной, вырабатывает электричество, которое, в свою очередь, приводит в действие все компоненты, необходимые для управления самолетом, от рулей до регуляторов высоты и приборной панели.

Хорошим примером является аварийная посадка самолета А320 в реку Гудзон 15 января 2009 г. Самолет авиакомпании US Airways столкнулся со стаей канадских гусей через 1,5 минуты после взлета, после чего отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолет в воды реки Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек на борту (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили. Самолет успел набрать высоту 975 метров: Этого времени было достаточно, чтобы самолет, следовавший на север, повернул на юг, пронесся через реку Гудзон, не касаясь моста Джорджа Вашингтона, и посадил самолет. Позднее на основе этих событий был снят художественный фильм «Чудо на Гудзоне».

Посадка самолета на реке Гудзон, 15 января 2009 года

Если попытаться смоделировать такую ситуацию в авиасимуляторе, то в большинстве случаев пилоты могут вернуть самолет на аэродром взлета. Проблема в том, что в симуляторе у них есть только 5 секунд на принятие решения (а такие ситуации отрабатываются только в симуляторах). В действительности пилотам требуется 20-30 секунд из-за стрессовой ситуации. Поэтому у пилотов часто не хватает времени, чтобы посадить самолет без происшествий.

Читайте также — Самолеты Airbus и Boeing стареют — их могут заменить летающие V-образные крылатые самолеты

Всего известен 21 случай контролируемых аварийных посадок пассажирских самолетов на воду, 10 из которых не привели к гибели людей при посадке. Одна из них — посадка Ту-124 на Неву, авиационная катастрофа, произошедшая в Ленинграде (Санкт-Петербурге) 21 августа 1963 года. Правда, в данном случае птицы не были проблемой: Из-за дефекта самолета топливо не дошло до двигателей и остановилось.

Посадка в поле еще сложнее — пилотам приходится учитывать неровности рельефа и рассчитывать нужную скорость, чтобы избежать пробуксовки самолета и как можно мягче приземлиться на брюхо. Такая посадка производится без выдвинутого шасси, так как на неровной поверхности стойка шасси может повредить топливные баки. Последнее может привести к воспламенению самолета, как это произошло с самолетом Sukhoi Superjet 100-95B. 5 мая 2019 года самолет был поврежден при посадке и вызвал пожар (стойка шасси пробила топливный бак), в результате чего самолет частично сгорел.

Поэтому можно сказать, что 15 августа 2019 года пилоты самолета А321 совершили чудо.

Наконец, как и в других странах, в России, естественно, есть проблемные аэропорты: наиболее часто аварии с птицами происходят во Владикавказе, Абакане, Калининграде, Махачкале и Минеральных Водах.

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

Большинство несчастных случаев с птицами происходит в аэропортах Баку и Минеральных Вод. 4 октября 1960 года турбовинтовой самолет Lockheed L-188A Electra летел в Филадельфию, но разбился в Бостонской гавани менее чем через 30 секунд после взлета.

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

Позже было сказано, что самолет плавно разогнался на взлетно-посадочной полосе, оторвался от земли и убрал шасси. Но затем два левых двигателя внезапно задымились и загорелись. Самолет покачнулся влево и начал крениться на левый бок. В результате самолет едва не упал в воды Бостонского залива.

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

В результате крушения погибли 62 человека: 59 пассажиров и три члена экипажа. А тела 75 звезд были найдены на асфальте взлетно-посадочной полосы. Авария испортила имидж Electra, производство которой прекратилось в начале 1961 года.

Хвостовая часть самолета Lockheed L-188A Electra после катастрофы:

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

297 United Air Lines (Vickers 745D Viscount)

Самолет Vickers 745D Viscount направлялся из Ньюарка в Вашингтон 23 ноября 1962 года, когда он внезапно перевернулся и упал на землю. Семнадцать человек погибли.

297 United Air Lines (Vickers 745D Viscount)

Самолет разбился из-за того, что американский лебедь (вес которого может достигать 8 кг) врезался в левый вертикальный стабилизатор, разрушив его изнутри и пробив фюзеляж. Интересно, что авиадиспетчер предупредил пилотов о большом количестве птиц на трассе.

Так выглядит американский лебедь:

американский лебедь

В результате этого крушения были изменены правила строительства самолетов, и началась работа по проектированию самолетов, которые должны быть лучше защищены от птиц.

Рейс 2953 «Аэрофлота» (Ил-14)

10 декабря 1969 года из Дагестана вылетел рейс Тбилиси — Махачкала — Астрахань. Но почти сразу после взлета самолет столкнулся с перелетными птицами, потерял управление и упал в Каспийское море. Все 17 человек, находившиеся на борту, погибли.

Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот», похожий на разбившийся самолет:

Ил-14 компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся

Эта авария уникальна тем, что птицы разрушили кабину пилота и вывели из строя членов экипажа. Считается, что именно это стало основной причиной крушения, хотя позже на двигателе Ил-14 также были обнаружены птичьи перья и кости.

Аудио: Виктор Заболоцкий, уважаемый летчик-испытатель СССР: «В самолет попала не одна птица, а целая стая чаек! Есть Москва-река и мусорные свалки, это случалось не раз».

Почему в России растут популяции вредных насекомых

Есть много трагических случаев, начиная с незабываемой катастрофы Ан-12 в Домодедово в 2007 г. Во время взлета на высоте 70-75 м транспортный самолет столкнулся со стаей чаек, которые также попали в двигатель, в результате чего самолет рухнул на землю, и все семь человек погибли. В 2000 году около 200 чаек одновременно приземлились на взлетную полосу самолета Ил-96 в московском аэропорту Шереметьево. Пилоты заметили птиц, как только те коснулись земли, и полетели на стаю со скоростью 100 км в час. Животные повредили все четыре двигателя, два из которых не удалось восстановить.

После чаек несчастные случаи происходят в основном с мелкими болотными птицами, включая крачек. За ними следуют голуби, хищные и водоплавающие птицы, а также вороны, вороны и вороны. В то же время птицы, которые создают наибольшие проблемы в авиации, — это стаи птиц, которые собираются в большие группы и перестраиваются в небе. В январе 2009 года самолет столкнулся со стаей канадских гусей над рекой Гудзон. Оба двигателя отказали, и пилоты решили приземлиться на воду. Все пассажиры выжили.

Но одинокие люди также иногда становятся причиной несчастных случаев. В 2012 году, например, вертолет R-44 RA-04241 столкнулся с крылатой уткой на высоте 150 метров недалеко от Нефтеюганска. Птица пробила окно кабины пилота и приземлилась внутри вертолета. Считается, что птицы весом более 5 кг способны пробить обтекатель, но в данном случае птица весом всего 1,2 кг протаранила вертолет.

Орнитолог из аэропорта Пулково с соколом охранной службы

Орнитолог из аэропорта Пулково с соколом охраны.

Фото.

«Чудо на Гудзоне»: посадка самолета на реку в Нью-Йорке после столкновения с птичьей стаей 15 января 2009 года. Все пассажиры будут спасены, а фильмы — сняты

«Чудо на реке Гудзон»: 15 января 2009 года самолет упал в реку Нью-Йорка после столкновения со стаей птиц. Все пассажиры спасены, снимаются фильмы

Орнитолог из аэропорта Пулково с соколом охраны.

Фото.

«Чудо на реке Гудзон»: 15 января 2009 года самолет упал в реку Нью-Йорка после столкновения со стаей птиц. Все пассажиры спасены, снимаются фильмы

Не поделили небо

Количество столкновений с птицами растет, но безопасность в российских аэропортах оставляет желать лучшего. По словам Сергея Рыжова, руководителя отраслевой группы по авиационной орнитологии, только 10-15% наших аэропортов имеют в штате орнитологов. Именно они должны следить за тем, чтобы на взлетно-посадочной полосе или в зоне взлета и посадки не было птиц.

Дело в том, что споттеры аэропортов не охватывают ту часть так называемого полушария аэропорта, где летают птицы. Также отсутствует автоматическое управление птицами на взлетно-посадочной полосе.

Ситуация усугубляется тем, что на борту самолета также нет средств раннего обнаружения и идентификации птиц, находящихся в опасной зоне.

Согласно действующим правилам, аэропорт обязан проводить комплексное исследование территории каждые четыре года. Это обширное научное исследование с участием экспертов из разных областей, которое занимает более года. За это время ученые изучают географию местности и популяции птиц в радиусе 15 км от взлетно-посадочной полосы. Они наблюдают за тем, какие виды птиц находятся в районе в определенное время, каковы основные схемы перелета и сезонной миграции, на какой высоте перемещаются птицы. Затем составляется подробная карта аэропорта и прилегающей территории с указанием мест, где находятся птицы. Необходимо учитывать статус этих птиц, который, в свою очередь, должен отслеживаться орнитологом аэропорта.

Поскольку проведение такого исследования занимает много времени и стоит дорого, аэропорты часто нанимают сомнительные компании, которые обещают сделать эту работу дешевле. Но специалистов, которые могли бы осуществлять контроль качества безопасности птиц в аэропортах, в нашей стране официально не существует — их не готовит даже ни одно учебное заведение.

Ситуация не менее сложна, когда речь идет о расследовании некоторых случаев встречи с птицами. В течение многих лет орнитологи требовали не только регистрировать все случаи подобных происшествий, но и отправлять останки птиц на экспертизу, как это делается в большинстве стран. Это необходимо для создания глобальной информационной базы по безопасности птиц.

— Не все животные, обитающие вблизи аэропортов, одинаково опасны для самолетов, — говорит Ольга Силаева, руководитель отдела экологии и управления поведением птиц Института экологии и эволюции РАН. «Важно знать, какой вид стал причиной аварии. Такую информацию можно получить, если изучить все случаи столкновения птиц с самолетами, независимо от последствий инцидента и от авиакомпании, которой принадлежит самолет. Только тогда мы сможем дать правильные рекомендации по безопасности полетов.

Эксперт поясняет: «Теперь по одному крылу или даже частям крыла и небольшим фрагментам крыла можно определить семейство, а в некоторых случаях даже вид птицы, как это часто делают ученые при расследовании авиакатастроф. Ученые разработали подробную методику сбора, хранения и транспортировки материала. Сложность заключается в том, что только ограниченному количеству людей разрешено подходить к самолету; это регулируется сотрудниками службы авиационной безопасности, когда они осматривают самолет после полета. Для исследования экспертами останки птицы собираются и упаковываются в пакеты и конверты. Они стараются как можно быстрее предоставить этот биологический материал на исследование, а если его необходимо хранить в течение определенного времени, его сразу же помещают в морозильную камеру, чтобы среда обитания не изменилась — проще говоря, чтобы он не сгнил.

Аэропорт мечты

Ошибочно думать, что аэропорты, с их огромными гудящими самолетами и толпами людей, опасны для птиц. Совсем наоборот. Подобно тому, как люди приходят в здание аэропорта, чтобы выпить чашечку кофе в кафетерии за несколько часов до вылета, птицы тоже прилетают, чтобы поесть, обсохнуть и поспать.

Согласно статистике, 35 % столкновений происходит на высоте от 100 до 500 метров, например, там, где проходят сезонные коридоры миграции птиц, где садятся и взлетают самолеты. 75 % столкновений происходит непосредственно на взлетно-посадочной полосе или над ней.

— Для птиц территория аэропорта — это своего рода естественное убежище, — говорит Ольга Силиева, — люди здесь находятся только внутри здания, а огромная территория почти безлюдна, здесь нет хищников вроде кошек и собак, взлетная полоса всегда теплая, а после дождя над ней летают дождевые черви и насекомые — идеальная пища для многих видов птиц. Кроме того, всегда можно найти укрытие и место для гнезда: мелкие птицы гнездятся в сараях и даже в двигателях самолетов, которые были перенаправлены на другие взлетно-посадочные полосы.

По этой причине невозможно навсегда и полностью удалить птиц из аэропортов — до сих пор не существует волшебной кнопки, которая заставит их навсегда покинуть аэропорт. И вряд ли она появится. Конечно, существует довольно большой арсенал, который хотя бы частично решает эту проблему: пропановые пистолеты издают громкие звуки, похожие на выстрелы. Вдоль коридора установлены зеркальные шары и механические пугала. Нарушителей отгоняют обученные хищные птицы. А электронные системы издают звуки тревоги на понятном языке — кстати, было установлено, что сигналы тревоги, записанные, например, в Америке, не понятны китайским птицам.

Но, как говорят эксперты, весь этот арсенал мало действует на очень глупых и очень умных птиц. Если первые, как куропатки, ждут сигналов опасности в наземных гнездах, а затем спокойно возвращаются на поверхность, то вторые, как, например, сами вороны, прекрасно понимают, когда их просто боятся.

Стоит также отметить, что обращение с птицами в традиционных хозяйствах в принципе более гуманное, чем на Западе. Например, один из основателей советской авиационной орнитологии, Валерий Ильичев, подчеркнул необходимость установления гармоничных отношений с птицами еще на первой конференции по этой теме в 1960-х годах. В дополнение к ряду технических средств для отпугивания животных, он предложил установить кормушки за пределами аэропортов и сделать саму территорию аэропорта как можно более непривлекательной. В США и Европе по-прежнему принимаются более жесткие меры в отношении нарушителей. Особенно часто используется отравление или отстрел животных вдоль границ запретных зон. Иногда вся территория аэропорта просто асфальтируется, как, например, в немецком городе Франкфурт.

— Нужно понимать, что когда мы говорим о взаимоотношениях между людьми и птицами, мы не должны сосредотачиваться на собственных интересах, — говорит Ольга Силаева, — ведь мы вмешались в их традиционную среду обитания. Вы должны понимать, что аэропорты — это уникальное место эко-техно-био-общества, где взаимодействуют как минимум три элемента — люди, машины и животные. Благополучие обоих зависит от того, насколько хорошо мы сможем сосуществовать.

Оцените статью