Регулировка клапанов 402 двигатель Газель карбюратор. Порядок регулировки клапанов 402 двигатель газель.

Двигатель
Порядок регулировки клапанов 402 двигатель газель - Советы и нюансы Необходимые инструменты Суть операции Когда нужна регулировка клапанов 402 двигатель ЗМЗ :: SYL.ru

При регулировке клапанов УАЗа 402 двигатель должен быть настроен на снижение расхода топлива, то есть зазор должен составлять 0,25-0,3 мм, что также повышает производительность впрыска.

Регулировка клапанов 402 двигатель газель инжектор с гидрокомпенсаторами

Несмотря на удивительную простоту обслуживания, ЗМЗ-402 был не очень удачен по своим техническим характеристикам. Нижнее расположение распределительного вала, наличие длинных соединений на присосках и не очень качественные компоненты увеличивают вибрационную нагрузку на механизм управления и, соответственно, сокращают время между регулировками. Если двигатель используется аккуратно, без работы под максимальной нагрузкой и без быстрых запусков, то регулировка требуется каждые 15 тысяч километров пробега. Если водитель любит быстро стартовать, ездит на низких и высоких скоростях, а также вынужден перевозить тяжелые грузы или ездить в горах, пробег сокращается до 10 000 километров. Если вы используете бензин, не соответствующий головке блока цилиндров, клапаны следует регулировать каждые 5-6 тысяч километров, независимо от установки зажигания. Это уменьшит вероятность истощения клапанов и потери компрессии.

Это интересно.

Регулировка клапанов на 402 двигателе ЗМЗ

Хотя ЗМЗ-402 уже давно снят с производства, он очень популярен среди российских автомобилистов. Он не очень прожорлив, обладает удивительной ремонтопригодностью, даже по сравнению с ВАЗовским двигателем, а его крутящий момент и мощность вполне удовлетворительны не только для Волги, но и для довольно тяжелой Газели. В этой статье мы расскажем вам о порядке регулировки клапанов этого двигателя и раскроем некоторые секреты, которые позволят вам улучшить его работу.

Периодичность процедуры

Несмотря на удивительную простоту обслуживания, ЗМЗ-402 не очень удачен по своим техническим характеристикам. Нижнее расположение распределительного вала, наличие длинных звеньев распределительного вала и не очень качественные компоненты увеличивают вибрационную нагрузку на механизм управления и, следовательно, сокращают время между регулировками. Если двигатель используется аккуратно, без работы под максимальной нагрузкой и без быстрых запусков, то регулировка требуется каждые 15 тысяч километров пробега. Если водитель любит быстро стартовать, ездит на медленных и высоких скоростях, а также вынужден перевозить тяжелые грузы или ездить в горах, пробег будет сокращен до 10 000 километров. Если вы используете бензин, не соответствующий головке блока цилиндров, регулировку клапанов следует проводить через 5-6 тысяч километров пробега, независимо от установки зажигания. Это уменьшит вероятность дренажа клапана и потери компрессии.

Инструменты для работы

Для регулировки теплового зазора клапана ЗМЗ-402 вам потребуется:

  • ключ-трещотка с удлинителем и длинной головкой на 10 мм;
  • рожковые и накидные ключи на 8, 10, 11, 12, 13 и 14 мм;
  • свечной ключ;
  • мощная плоская отвертка;
  • крестовая отвертка;
  • молоток;
  • универсальный щуп;
  • чистая тряпка.

Величина тепловых зазоров

Официальное руководство по обслуживанию ЗМЗ-402 определяет тепловой зазор впускных и выпускных клапанов как 0,40 мм. Однако эта настройка подходит только для газелей, которые постоянно носят тяжелые грузы. Опыт показал, что уменьшение теплового зазора до 0,25-0,3 на впускных и выпускных клапанах повышает способность впрыска и резвость двигателя, а также снижает расход топлива. Однако это относится только к плавному движению. Если вы любите быструю езду, резкие взлеты или часто ездите в гору, клиренс следует увеличить до 0,30-0,35, а в особо тяжелых случаях — до 0,40.

Вам также следует увеличить зазор до 0,40, если вы ездите на 92-м бензиновом двигателе с двигателем 76 (80). И наоборот, если ваша головка блока цилиндров предназначена для АИ-76 (АИ-80), а вы используете АИ-92. Если вы используете 92-й газ и работаете на сжиженном газе, зазор должен составлять 0,35 для впускных клапанов и 0,40-0,45 для выпускных клапанов. Нельзя использовать бензин для головки блока цилиндров на 76 газе, так как поршни и клапаны быстро прогорят.

Порядок действий при регулировке клапанов

  1. Отсоедините все шланги, которые отходят от клапанной крышки, а также снимите шланг устройства опережения зажигания.
  2. Отсоедините тросик или тягу акселератора, если они прикреплены к клапанной крышке.
  3. Выкрутите 6 болтов и снимите клапанную крышку. Иногда для этого приходится снимать воздушный фильтр, зависит от модели карбюратора.
  4. Выкрутите свечи.
  5. Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого совместите третью метку на шкиве коленвала и прилив на корпусе двигателя. Коленвал вращайте с помощью стартера или лопастей вентилятора (за исключением переделанных моторов, в которых вентилятор приводится в действие электродвигателем).
  6. Снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится напротив контакта 1-го цилиндра. Если нет, проверните коленвал на 1 оборот и снова совместите метки на шкиве и корпусе.
  7. Регулируйте клапаны в следующем порядке: 1 впускной, 1 выпускной, 2 выпускной, 3 впускной. Затем проверните коленвал на полный оборот, совместите метки на шкиве и корпусе и отрегулируйте 2 впускной, 3 выпускной, 4 впускной и выпускной. Если вы не знаете, какие клапаны впускные, а какие выпускные, то придерживайтесь следующего порядка – сначала 1, 2, 4, 6, затем 3, 5, 7, 8.
  8. Для регулировки клапана сделайте следующее – покачайте коромысло вперед-назад по валу, затем молотком не сильно стукните по нему над клапаном. Не перепутайте место удара. Если вы ударите над толкателем, то погнете его и толкатель придется менять.
  9. Придерживайте регулировочный винт ключом на 11 или мощной отверткой и открутите фиксирующую его гайку.
  10. Измерьте зазор и при необходимости отрегулируйте его.
  11. Придерживая ключом или отверткой болт, зафиксируйте его гайкой. Если зазор соответствует норме, переходите к следующему клапану, если нет, повторите регулировку.
  12. Установите на место свечи, крышку трамблера и высоковольтные провода.
  13. Заведите двигатель и убедитесь, что на все толкатели подается масло. Если масло не идет, ослабьте гайку крепления оси коромысел в районе 4-го цилиндра. Если это не помогло, мотор требует прочистки масляной системы.
  14. Заглушите двигатель, наденьте клапанную крышку, закрутите болты и подключите все шланги.
  15. Заведите мотор и дайте ему поработать до полного прогрева. Послушайте звук работы клапанов. Если вы их правильно отрегулировали, то не будет ни металлического звона, ни глухого цокота.

Регулировка клапанов ГАЗ 402

Двигатель ЗМЗ-402 выпускается с 1985 года и впервые появился на переходных моделях ГАЗ 24М. Этот двигатель также широко используется

ГАЗель. Октавный двигатель имеет нижний распределительный вал и верхнее расположение клапанов, а его механизм управления состоит из следующих частей:

  • распределительный вал, он вращается в пяти опорах блока цилиндров;
  • распредшестерня, передает движение от коленвала распределительному валу;
  • 8 толкателей, приводятся в движение кулачками распредвала;
  • 8 алюминиевых штанг;
  • ось коромысел, на которой находится сами коромысла (8 шт.) с регулировочными винтами;
  • выпускные и впускные клапана, расположенные в головке блока цилиндров.

Когда распредвал вращается, клапаны в головке блока цилиндров двигаются вверх и вниз. Как и все другие современные двигатели, ЗМЗ-402 использует четырехтактную систему:

  • сначала в ДВС происходит впуск, топливовоздушная смесь заполняет цилиндр;
  • затем в цилиндре совершается сжатие смеси, и она поджигается искрой от свечи зажигания;
  • происходит рабочий ход;
  • последний этап в процессе – выпуск отработанных газов.

Во время сжатия оба клапана закрыты и герметичны — регулировка клапанов происходит в этом положении. Чтобы камера сгорания была герметичной в момент сжатия, между стержнем клапана и коромыслом должен быть тепловой зазор — в противном случае при расширении металла в двигателе горячий клапан не будет плотно сидеть в седле (седле), двигатель может потерять мощность, а в некоторых случаях и вовсе не будет работать.

Клапаны ЗМЗ-402 можно регулировать двумя способами. Для первого варианта регулировка выполняется следующим образом (на примере автомобиля ГАЗ 24):

  • останавливаем двигатель, выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу;
  • открываем капот, снимаем корпус воздушного фильтра;
  • снимаем клапанную крышку, она держится на шести болтах;Регулировка клапанов ЗМЗ-402 - порядок настройки
  • прокручиваем коленвал, выставляем по меткам первый цилиндр. Метка находится на переднем шкиве коленвала;Регулировка клапанов ЗМЗ-402 - порядок настройки
  • следует отметить, что метки на шкиве могут совпадать при ВМТ (верхней мертвой точки) 1-го и 4-го цилиндров, и если клапана 1-го цилиндра при этом зажаты, а у четвертого свободны, значит, метки совпали с 4-ым цилиндром, а не с 1-ым. Это можно легко проверить – снять крышку трамблера и посмотреть, куда смотрит бегунок;
  • регулируем оба клапана на первом цилиндре (зазор 0,3 мм), проворачиваем пол-оборота двигателя по часовой стрелке (метки должны находиться внизу)
  • регулируем оба клапана на втором цилиндре;
  • проворачиваем еще пол-оборота (метки снова наверху и совпадают), регулируем клапана 4 цилиндра;
  • делаем еще половину оборота коленвала (метки опять внизу) и производим регулировку на третьем цилиндре.

Закройте клапанную крышку, запустите двигатель и проверьте, как работает двигатель. Регулировка зазора клапанов производится на всех автомобилях ГАЗ с помощью специальных щупов, которые обычно собраны в комплект.

Предварительные работы:

  • охладите двигатель, заглушив его и оставив автомобиль на несколько часов остывать;
  • отсоединяем клеммы от аккумулятора;
  • снимаем воздушный фильтр (снимаем верхнюю крышку фильтра, откручиваем крепежные гайки, снимаем патрубок вентиляции картера и шланг вакуумного распределителя зажигания);
  • вытаскиваем корпус воздушного фильтра;
  • отсоединяем от карбюратора тяги воздушной и дроссельной заслонок;
  • при помощи отвертки, откручиваем крепление клапанной крышки и снимаем ее;
  1. Ключом для храповика проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке и устанавливаем первый цилиндр в ВМТ (верхнюю мертвую точку) такта сжатия, для этого проворачиваем шкив коленвала до тех пор, пока третья метка на шкиве не совместиться с отметкой на передней крышке.
  2. Убедитесь, что в этом положении оба клапана закрыты.
  3. Первым регулируем выпускной. Вставляем щуп, измеряем зазор. Он должен составлять 0,35-0,4 мм. Если величина не соответствует этому показателю то, откручиваем рожковым ключом контргайку регулировочного винта, выставляем нужный зазор, вращая винт отверткой и придерживая ключом контргайку. Щуп должен проходить с небольшим усилием.
  4. Затягиваем контргайку. Щуп большего размера не должен входить в правильно отрегулированный клапан. Переходим к впускному.
  5. Зазор на впускном клапане первого цилиндра должен составлять 0,4-0,45 мм. Проделываем ту же операцию.
  6. Проворачиваем, при помощи храповичного ключа, коленвал на 180 градусов и производим настройку второго цилиндра. Зазоры должны составлять 0,4-0,45 мм.
  7. Еще раз проворачиваем коленчатый вал на 180 градусов.
  8. Регулируем четвертый цилиндр. Зазор выпускного клапана должен быть 0,35-0,4 мм, а впускного 0,4-0,45 мм.
  9. проворачиваем коленвал на 180 градусов и регулируем третий цилиндр. Регулировочные величины должны соответствовать 0,4-0,45 мм.
  10. Проходим еще раз по всем цилиндрам и проверяем зазоры, при необходимости, исправляем.
  11. Тщательно протираем крышку головки блока и ее посадочное место.
  12. Устанавливаем новую прокладку и прикручиваем саму крышку. Чтобы не продавить прокладку и не сорвать резьбу крепления, крышку прикручиваем без особых усилий.
  13. Устанавливаем воздушный фильтр на место.

Если на Газели с двигателем 402 правильно отрегулирован зазор клапанов, то раздражающих звуков быть не должно. Расход топлива значительно снижается. Срок службы механизмов управления будет продлен.

При регулировке помните, что лучше затянуть клапаны меньше, чем больше. Ослабленный клапан вызовет лишь легкий стук или дребезжание, но перетянутый клапан быстро прогорит и разрушит исполнительный механизм из-за повышенного давления. Головка блока цилиндров также может быть повреждена, а седла и втулки будут повреждены.

Читайте также: Коробка передач на ваз 2112 — устройство, ремонт, снятие и установка

Внимание:

Стержень отвертки должен плотно входить в гнездо винта, поэтому выбирайте подходящую отвертку. В противном случае вы только повредите втулку, а клапаны будет неудобно регулировать в дальнейшем.

. Вставьте датчик, подходящий для вашей модели двигателя, в зазор между москитным рычагом и стержнем клапана и позвольте датчику войти в зазор, поворачивая или ослабляя регулировочный винт с небольшим усилием. Затем снова затяните гайку, удерживая регулировочный винт. На двигателе ГАЗ 21 рядом с прорезью под отвертку на регулировочном винте имеется линия под ключ на 11; при регулировке я советую использовать только один ключ. Это гораздо удобнее. Проверьте расстояние еще раз. После регулировки второго клапана первого цилиндра отрегулируйте TDC второго цилиндра и повторите процесс с ним. Повторяйте процесс до тех пор, пока цилиндры не закончатся. Последовательность зажигания газа как раньше: 1-2-4-3 После регулировки всех клапанов установите клапанную крышку с новой прокладкой. Если вы выпрямили его, и плечо теперь находится заподлицо, герметик не нужен. Если вы равномерно затянете винты с требуемым моментом затяжки, утечка масла прекратится. Установите на место воздушный фильтр, шланг сапуна и шланг вакуумной коррекции. Это и есть работа. Если вы все подготовили заранее и использовали хорошие инструменты, то это вряд ли займет у вас больше 40 минут. Запустите двигатель и наслаждайтесь его ровной работой.

Порядок регулировки клапанов 402 двигатель

Клапаны являются важной частью системы управления. Регулировка клапанов — одна из самых важных настроек двигателя, которая влияет на срок службы различных компонентов системы управления. Неправильная регулировка приведет к повышенному расходу топлива и более громкому шуму двигателя.

Подготовка к регулировке клапанов

Дайте двигателю остыть в течение нескольких часов после последнего запуска. Отсоедините клеммы аккумулятора. Снимите воздушный фильтр (снимите крышку фильтра, отсоедините крепеж, штуцер вентиляции картера и шланг вакуумного регулятора распределителя). Демонтируйте корпус воздушного фильтра. Отсоедините дроссельную заслонку и тягу дроссельной заслонки от карбюратора автомобиля. Открутите и снимите клапанную крышку.

Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402

Диаметр теплового зазора должен составлять 0,4 мм в соответствии с техническим паспортом двигателя. Это значение отличается для впускных и выпускных клапанов, поскольку последние нагреваются сильнее. Измерения должны проводиться с помощью датчиков с шагом 0,05 мм или менее.

Параметры также могут меняться из-за различных условий эксплуатации и привычки вождения:

  • постоянная перевозка тяжёлых грузов, периодическая езда по горам, применение нестандартного бензина — 0,4 мм;
  • питание двигателя газом — 0,35 мм и 0,45 мм (выпуск);
  • постоянные резкие старты, спортивная манера езды — 0,3-0,35 мм.

Кроме того, можно увеличить тягу двигателя и снизить расход топлива за счет уменьшения теплового зазора. Однако это работает только тогда, когда двигатель работает ровно и без нагрузки.

Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402

Далее следует подробное описание процедуры:

  • скинуть клеммы с аккумулятора;
  • поставить нейтральную передачу;
  • отсоединить всё навесное оборудование, которое отходит от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
  • скинуть тросы заслонок, прикреплённых к карбюратору;
  • демонтировать воздушный фильтр;
  • отвернуть болты, снять верхнюю часть механизма;
  • вывернуть свечи зажигания;
  • поршень цилиндра 1 установить в ВМТ, совмещая метку коленвала с приливом на передней крышке мотора — вращать коленвал рекомендуется только стартером;
  • снять крышку электрического распределителя, проверить бегунок — данный элемент трамблёра должен смотреть строго на 1 цилиндр;
  • начать регулировку клапанов.

Регулировку клапанов рекомендуется проводить только при холодном двигателе! Двигатель ЗМЗ-402, с другой стороны, оснащен алюминиевой головкой. При нагреве двигателя рычаг имеет тенденцию к расширению, и зазор уменьшается. Поэтому опытные преподаватели рекомендуют отрегулировать систему 402 на предварительно прогретом двигателе, установив зазор 0,3 мм на всех элементах. Исключение составляют автомобили «ГАЗель».

Что касается меток, то они могут совпадать в TDC первого или четвертого цилиндра. Как вы можете проверить это, кроме как по указанию регулятора? Если клапаны 1, 2, 4 и 6 заблокированы, а остальные свободны, метка совпадает с цилиндром 4. Если, с другой стороны, зажаты 8, 7, 5 и 3, метка совпадает с цилиндром 1.

Двухступенчатая регулировка клапанов двигателя 402 выполняется в соответствии со следующей иллюстрацией:

  • сначала первые клапаны впуска и выпуска;
  • затем вторые впуска и выпуска;
  • третий впускной;
  • проворот коленвала на 360 градусов, совмещение меток и установка бегунка на 4-й цилиндр;
  • регулировка оставшихся клапанов.

Вкратце, порядок регулировки клапанов следующий: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные зажимаются, затем — из кабины 8, 7, 5 и 3.

Настройте клапан ZMZ 402 в соответствии с инструкцией по эксплуатации:

  • подвигать коромысло по валу вперёд и назад;
  • несильно и осторожно стукнуть молотком по валу точно над клапаном — ни в коем случае не бить по толкателю;
  • гаечным ключом на 11 открутить гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отвёрткой с плоским жалом или накидным ключом на 14;
  • щупом измерить зазор — он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
  • зажать гайку обратно — заново проверить величину зазора;
  • повторить операцию со всеми клапанами.

На некоторых автомобилях клапаны регулируются с помощью шайб. На некоторых автомобилях вместо оригинальной втулки устанавливается втулка меньшего размера или более толстая. В качестве альтернативы двигатели заменяются на варианты с правильными параметрами. Есть двигатели, где регулировка вообще не предусмотрена — для двигателей с гидрокомпрессорами. Клапаны ЗМЗ-402 регулируются с помощью специального регулировочного винта.

Затем необходимо установить свечи зажигания, крышку распределителя и аксессуары. Затем выполните пробный запуск двигателя, чтобы проверить подачу масла ко всем свечам зажигания. Если масло не подается на компоненты, ослабьте гайку распределительного вала в районе четвертого цилиндра. Также следует очистить всю масляную систему автомобиля.

Как часто необходимо проводить настройку

В особо напряженных условиях эксплуатации — тяжелые нагрузки, езда в горах или на низких скоростях — время регулировки может быть сокращено до 8-10 тысяч километров. А если вы заливаете в бак бензин, который не соответствует головке блока цилиндров, то клапаны необходимо перенастраивать каждые 5-6 километров. В противном случае они сгорают, и двигатель теряет компрессию.

Чтобы избежать срыва резьбы при регулировке клапанов, гайку необходимо очень равномерно вращать гаечным ключом в начале откручивания и при последнем обороте затяжки. Концы стержней клапанов на двигателе ЗМЗ-402 изготовлены из дюралюминия, а не из стали, как, например, на двигателе ЗИЛ-130. Поэтому очень трудно настроить клапаны на слух. Слышен дребезжащий и стучащий звук:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • неравномерно сработавшиеся носики коромысел;
  • выработанная ось;
  • расшатанные сухари пружин.

Клапаны с неисправным распределительным валом не могут быть отрегулированы должным образом. Поэтому целесообразно заменить распределительный вал. То же самое относится и к изношенным пружинам, поскольку в этом случае рычаги распределительного вала опираются на тарелки пружин, а не на клапаны.

Подготовительный этап

Наша задача — убедиться, что клапан не только полностью закрывается, но и правильно открывается. Очень большой разрыв

Если зазор клапана слишком велик, клапан открывается слишком мало, что ухудшает тягу и увеличивает шум двигателя. Однако это не так опасно, как слишком тугой клапан. Если тепловой зазор недостаточен, клапаны не будут полностью закрываться при прогреве двигателя, что приведет к снижению компрессии, прогоранию клапанов и взрыву газов под крышкой головки блока клапанов. Поэтому здесь желательно не только видеть глазами, но и вооружиться таблицей зазоров соответствующего двигателя. (ГАЗ 21, ГАЗ 24Д, ЗМЗ 402, а также двигатели УМЗ с карбюраторами) Мы вежливо слушаем опытных советчиков из соседних мастерских, киваем и восхищаемся их изобретательностью, но делаем все, как положено. В основном механики не глупые, а инструкции не написаны «с нуля».

Особенности конструкции

По сравнению с «нулевым» прототипом, двигатель ZMZ 402 был лишь немного улучшен конструктивно, так как задача увеличения мощности не стояла:

  • изначально блок цилиндров отливался в кокиль, гильзы цилиндров фиксировались в расточке верхней плиты, по верхнему буртику;
  • затем руководство завода перешло на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, гильзы крепились внутри нижнего пояса;
  • позже производитель вновь вернулся к кокильному литью, поэтому в машинах эксплуатируются, и те, и другие блоки.

Разобранный двигатель

Двигатель был демонтирован, масляный радиатор был больше не нужен.

Механизм управления был уже устаревшим, когда была разработана система двигателя OHV — распредвал снизу, управление штоком распредвала. По этой причине двигатель очень тяжелый, несмотря на легкий блок цилиндров.

Первый способ

Последовательность рабочих операций по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ 402:

  1. Поставить машину на ровную поверхность в непыльном помещении.
  2. Заглушить мотор и выставить нейтральную передачу.
  3. Убрать корпус воздушного фильтра.
  4. Открутить винты, удерживающие крышку газораспределительного механизма, и снять деталь.
  5. Отключить свечи зажигания.
  6. Провернуть коленчатый вал, зафиксировав поршень №1 на верхней мертвой точке такта сжатия при помощи меток.
  1. С помощью универсального щупа отрегулировать клапана первого цилиндра (таблицу значений и ход работы можно посмотреть ниже).
  2. Прокрутить коленчатый вал на 180 градусов (по ЧС). Чтобы убедиться, что поршень точно встал в мертвую точку, следует вставить в гнездо свечи зажигания отвертку или тонкий (3 миллиметра) щуп, пока инструмент не прикоснется к поршню. Когда при провороте коленвала деталь будет идти вверх, щуп или отвертка станут выходить из отверстия. Точно определить ВМТ можно по моменту, когда инструмент выдвинется на максимум.
  1. Настроить клапана цилиндра №2.
  2. Перейти к четвертому, в этом случае нет необходимости использовать дополнительный инструмент, определить точное положение коленчатого вала можно также по метке, которая приблизится к отливу на передней крышке.
  3. Действуя аналогично пункту 7 провернуть коленвал на 180 градусов, и отрегулировать третий.

После окончания работы включите зажигание и проверьте, подается ли масло, при необходимости слегка ослабьте гайку, фиксирующую вал рычага. Затем остановите двигатель, установите на место прокладку крышки головки блока цилиндров, установите на место саму крышку головки блока цилиндров и корпус воздушного фильтра, подсоедините шланг вакуумного регулятора, шланг вентиляции картера и все остальные устройства.

Порядок настройки зазоров

Независимо от того, впускные это клапаны или выпускные, все клапаны регулируются одинаково:

Ослабьте контргайку на регулировочном винте.

Это необходимо делать аккуратно и осторожно при первом и последнем повороте, иначе можно повредить резьбу. Выберите подходящий датчик и установите его между клапанной крышкой и рычагом распределительного вала.

Давите на инструмент с помощью регулировочного винта до тех пор, пока его не будет трудно повернуть. Держите отвертку так, чтобы она не могла повернуться.

Как определить верный размер зазора

Общая схема регулировки клапанов двигателя ЗМЗ 402 показана на рисунке ниже, но в зависимости от типа топлива в автомобиле (бензин или природный газ) и стиля вождения значение может незначительно отличаться:

  • при езде на газовом топливе — 0,35 мм впуск и 0,45 выпуск;
  • 0,4 мм — если вам часто приходится перемещаться по пересеченной местности, преодолевать подъемы и спуски, или вы используете топливо с не рекомендованным производителем октановым числом;
  • 0,3–0,35 мм — для водителей, предпочитающих резкую или спортивную манеру езды.

Таблица: Размеры зазора клапана ZMZ 402.

Способы нахождения ВМТ цилиндра

Для правильной настройки зазора клапанов двигатель 402 должен быть установлен в правильном положении. Существует несколько способов вывести поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку:

  1. Через снятие крышки трамблера. Когда поршень стоит в самом верхнем положении, контакт бегунка располагается примерно над контактом бронепровода ведущего к первой свече зажигания на головке блока цилиндров. Убедившись, что точки совпадают, необходимо более точно выставить положение, совместив отлив на передней крышке движка с отметкой на шкиве коленвала.
  2. При помощи бумажной затычки. Чтобы достоверно знать, что элемент встал в верхнее положение, скрутите из бумаги плотный жгутик, и туго вставьте в отверстие свечи зажигания чтобы бумага коснулась поверхности цилиндра. Проворачивайте коленвал, пока затычка не вылетит из отверстия — это и будет искомое положение. Подкорректируйте расположение при помощи меток так же, как и в первом способе.
  3. Ориентируясь на искру зажигания. Не снимая крышки трамблера включите зажигание, вставьте свечу в колпачок бронепровода, который должен идти на первый цилиндр, и прислоните ее к массе. Проверните стартер, пока на конце свечи не появится искра — это крайнее верхнее положение. Уточните позицию поршня, выставив метки.

Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402

Диаметр теплового зазора должен составлять 0,4 мм в соответствии с техническим паспортом двигателя. Это значение отличается для впускных и выпускных клапанов, поскольку последние нагреваются сильнее. Измерения должны проводиться с помощью датчиков с шагом 0,05 мм или менее.

Параметры также могут меняться из-за различных условий эксплуатации и привычки вождения:

  • постоянная перевозка тяжёлых грузов, периодическая езда по горам, применение нестандартного бензина — 0,4 мм;
  • питание двигателя газом — 0,35 мм и 0,45 мм (выпуск);
  • постоянные резкие старты, спортивная манера езды — 0,3-0,35 мм.

Кроме того, можно увеличить тягу двигателя и снизить расход топлива за счет уменьшения теплового зазора. Однако это работает только тогда, когда двигатель работает ровно и без нагрузки.

Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402

Далее следует подробное описание процедуры:

  • скинуть клеммы с аккумулятора;
  • поставить нейтральную передачу;
  • отсоединить всё навесное оборудование, которое отходит от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
  • скинуть тросы заслонок, прикреплённых к карбюратору;
  • демонтировать воздушный фильтр;
  • отвернуть болты, снять верхнюю часть механизма;
  • вывернуть свечи зажигания;
  • поршень цилиндра 1 установить в ВМТ, совмещая метку коленвала с приливом на передней крышке мотора — вращать коленвал рекомендуется только стартером;
  • снять крышку электрического распределителя, проверить бегунок — данный элемент трамблёра должен смотреть строго на 1 цилиндр;
  • начать регулировку клапанов.

Регулировку клапанов рекомендуется проводить только при холодном двигателе! Двигатель ЗМЗ-402, с другой стороны, оснащен алюминиевой головкой. При нагреве двигателя рычаг имеет тенденцию к расширению, и зазор уменьшается. Поэтому опытные преподаватели рекомендуют отрегулировать систему 402 на предварительно прогретом двигателе, установив зазор 0,3 мм на всех элементах. Исключение составляют автомобили «ГАЗель».

Что касается меток, то они могут совпадать в TDC первого или четвертого цилиндра. Как вы можете проверить это, кроме как по указанию регулятора? Если клапаны 1, 2, 4 и 6 заблокированы, а остальные свободны, метка совпадает с цилиндром 4. Если, с другой стороны, зажаты 8, 7, 5 и 3, метка совпадает с цилиндром 1.

Двухступенчатая регулировка клапанов двигателя 402 выполняется в соответствии со следующей иллюстрацией:

  • сначала первые клапаны впуска и выпуска;
  • затем вторые впуска и выпуска;
  • третий впускной;
  • проворот коленвала на 360 градусов, совмещение меток и установка бегунка на 4-й цилиндр;
  • регулировка оставшихся клапанов.

Вкратце, порядок регулировки клапанов следующий: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные зажимаются, затем — из кабины 8, 7, 5 и 3.

Настройте клапан ZMZ 402 в соответствии с инструкцией по эксплуатации:

  • подвигать коромысло по валу вперёд и назад;
  • несильно и осторожно стукнуть молотком по валу точно над клапаном — ни в коем случае не бить по толкателю;
  • гаечным ключом на 11 открутить гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отвёрткой с плоским жалом или накидным ключом на 14;
  • щупом измерить зазор — он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
  • зажать гайку обратно — заново проверить величину зазора;
  • повторить операцию со всеми клапанами.

На некоторых автомобилях клапаны регулируются с помощью шайб. На некоторых автомобилях вместо оригинальной втулки устанавливается втулка меньшего размера или более толстая. В качестве альтернативы двигатели заменяются на варианты с правильными параметрами. Есть двигатели, где регулировка вообще не предусмотрена — для двигателей с гидрокомпрессорами. Клапаны ЗМЗ-402 регулируются с помощью специального регулировочного винта.

Затем необходимо установить свечи зажигания, крышку распределителя и аксессуары. Затем выполните пробный запуск двигателя, чтобы проверить подачу масла ко всем свечам зажигания. Если масло не подается на компоненты, ослабьте гайку распределительного вала в районе четвертого цилиндра. Также следует очистить всю масляную систему автомобиля.

Как часто необходимо проводить настройку

В особо напряженных условиях эксплуатации — тяжелые нагрузки, езда в горах или на низких скоростях — время регулировки может быть сокращено до 8-10 тысяч километров. А если вы заливаете в бак бензин, который не соответствует головке блока цилиндров, то клапаны необходимо перенастраивать каждые 5-6 километров. В противном случае они сгорают, и двигатель теряет компрессию.

Чтобы избежать срыва резьбы при регулировке клапанов, гайку необходимо очень равномерно вращать гаечным ключом в начале откручивания и при последнем обороте затяжки. Концы стержней клапанов на двигателе ЗМЗ-402 изготовлены из дюралюминия, а не из стали, как, например, на двигателе ЗИЛ-130. Поэтому очень трудно настроить клапаны на слух. Слышен дребезжащий и стучащий звук:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • неравномерно сработавшиеся носики коромысел;
  • выработанная ось;
  • расшатанные сухари пружин.

Клапаны с неисправным распределительным валом не могут быть отрегулированы должным образом. Поэтому целесообразно заменить распределительный вал. То же самое относится и к изношенным пружинам, поскольку в этом случае рычаги распределительного вала опираются на тарелки пружин, а не на клапаны.

Оцените статью