Компоненты и всю систему охлаждения двигателя можно найти в руководствах по ремонту ЗМЗ 405. Наиболее распространенными неисправностями в системе являются водяной насос и термостат. Заменить насос довольно просто:
Система охлаждения ЗМЗ-406: принцип работы охлаждения двигателя на Газели и Волге — «ИнфоСорт»
Двигатель ЗМЗ 406 был впервые установлен на Волгу в 1994 году в качестве прототипа и был разработан ранее. С тех пор двигатель несколько раз модифицировался и зарекомендовал себя как надежный агрегат с хорошими техническими характеристиками. Первая «Газель», которая пошла в производство с 1994 года, изначально была оснащена полностью испытанным двигателем ЗМЗ 402. Так выглядит двигатель ЗМЗ 406, установленный на Газели.
Но карбюраторный двигатель для 1,5-тонного грузовика был все еще слаб, и был еще один недостаток: 402-тактный двигатель потреблял много топлива, особенно под нагрузкой. Поэтому с 1997 года на ГАЗ 3302 устанавливался карбюраторный двигатель ЗМЗ 4063 рабочим объемом 2,3 литра и мощностью 110 л.с.
Что представляет собой радиатор
Радиатор представляет собой трубчатый элемент с небольшими пластиковыми боковыми бачками. Они крепятся к раме радиатора с помощью резиновых уплотнений и поддерживаются со стороны фланца монтажными пластинами. На пластинах имеются скобы, необходимые для крепления их к кузову. Они также крепят кожух вентилятора к радиатору.
Эта часть работает по центробежному принципу. Он расположен перед самим блоком цилиндров. Он приводится в движение движением шкива вала через клиновидный ремень. Насос предназначен для обеспечения непрерывного движения охлаждающей жидкости двигателя. Тепловой режим здесь определяется условиями, заданными датчиком и термостатом, который активирует вентилятор радиатора.
Как распределяется поток жидкости? Он управляется частью термостата, которая имеет два клапана (основной клапан и перепускной клапан). Операционная система будет выглядеть следующим образом:
- Когда двигатель холодный, то клапан основного значения будет закрытым. В этом случае жидкость для охлаждения будет циркулировать по маленькому кругу: он начинается в рубашке охлаждения и головке блока цилиндров, а дальше проходит мимо радиатора двигателя. Здесь случае жидкость будет возвращаться к насосу.
- А уже при температурном показетле от 80 °С откроется клапан основного значения у термостата — жидкость пойдет по большому циклу. В этом случае клапан байпасный у термостата закроется. Когда будет порог в 94°С, основной клапан станет открытым полностью, зато закроется второй. Смесь начнет циркулировать через охладительную «рубашку», потом зайдет в основной клапан. Следующим пунктом будет радиатор у двигателя. Так образуется большой круг. Жидкость, пройдя через сам радиатор обязательно охладится, а часть её тепла уйдет в окружающий воздух.
Назначение датчика температуры
Эта секция необходима для передачи информации о тепловом состоянии двигателя в электронный блок управления. В зависимости от степени предварительного нагрева ЭБУ регулирует количество топлива, подаваемого в цилиндры. Для двигателя с переохлаждением используется режим предварительного прогрева (когда впрыскивается больше топлива). На двигателях с обычной карбюраторной подачей эту задачу выполняет ручной воздушный клапан («впуск»). Инжектор, с другой стороны, непосредственно контролирует качество смеси. Для того чтобы электронные системы могли рассчитать правильный впрыск, необходимо измерить температуру двигателя.
Система охлаждения двигателя (система охлаждения) ЗМЗ 402 имеет простую конструкцию и состоит только из основных компонентов, поэтому ее можно отремонтировать самостоятельно. Давайте рассмотрим основные компоненты системы охлаждения, а также возможные неисправности и ремонт.
Как работает система охлаждения для змз 406
Комплекс, направленный на охлаждение, в данной модели автомобиля является жидкостным. Это также закрытая система, которая может приводиться в движение только под принуждением. Среди вышеперечисленных компонентов следует отдельно упомянуть так называемый охлаждающий рукав. Это каналы для блоков и каналы, расположенные непосредственно в головке (блоки цилиндров).
Следующие компоненты определены как наиболее важные для нормальной работы охлаждения в ZMZ 406:
- насос,
- гоняющий охлаждающую жидкость;
- радиатор;
- вентилятор;
- расширительный бачок.
Читайте также: Материалы основных деталей карданной передачи
Схема системы охлаждения
Прежде чем перейти непосредственно к деталям и замыканиям в системе охлаждения двигателя, стоит рассмотреть систему узлов агрегата.
Схема системы охлаждения автомобиля ЗМЗ 406 1 — сливной кран блока двигателя; 2 — радиатор отопителя; 3 — гидрант радиатора; 4 — двигатель; 5 — дроссельный узел; 6 — термостат; 7 — указатель температуры; 8 — датчик контроля перегрева охлаждающей жидкости; 9 — электровентилятор; 10 — датчик электровентилятора; 11 — радиатор двигателя; 12 — пробка расширительного бачка; 13 — расширительный бачок; 14 — пробка сливного отверстия радиатора; 15 — насос охлаждающей жидкости; 16 — основной клапан термостата; 17 — перепускной клапан термостата; A — термостат закрыт; B — термостат открыт.
Как будет работать насос с охлаждающей жидкостью
Эта часть работает по центробежному принципу. Он расположен перед самим блоком цилиндров. Он приводится в движение движением шкива вала через клиновидный ремень. Насос предназначен для обеспечения непрерывного движения охлаждающей жидкости двигателя. Тепловой режим здесь определяется условиями, заданными датчиком и термостатом, который активирует вентилятор радиатора.
Как распределяется поток жидкости? Он управляется частью термостата, которая имеет два клапана (основной клапан и перепускной клапан). Операционная система будет выглядеть следующим образом:
- Когда двигатель холодный, то клапан основного значения будет закрытым. В этом случае жидкость для охлаждения будет циркулировать по маленькому кругу: он начинается в рубашке охлаждения и головке блока цилиндров, а дальше проходит мимо радиатора двигателя. Здесь случае жидкость будет возвращаться к насосу.
- А уже при температурном показетле от 80 °С откроется клапан основного значения у термостата — жидкость пойдет по большому циклу. В этом случае клапан байпасный у термостата закроется. Когда будет порог в 94°С, основной клапан станет открытым полностью, зато закроется второй. Смесь начнет циркулировать через охладительную «рубашку», потом зайдет в основной клапан. Следующим пунктом будет радиатор у двигателя. Так образуется большой круг. Жидкость, пройдя через сам радиатор обязательно охладится, а часть её тепла уйдет в окружающий воздух.
Как будет работать насос с охлаждающей жидкостью
Эта часть работает по центробежному принципу. Он расположен перед самим блоком цилиндров. Он приводится в движение движением шкива вала через клиновидный ремень. Насос предназначен для обеспечения непрерывного движения охлаждающей жидкости двигателя. Тепловой режим здесь определяется условиями, заданными датчиком и термостатом, который активирует вентилятор радиатора.
Как распределяется поток жидкости? Он управляется частью термостата, которая имеет два клапана (основной клапан и перепускной клапан). Операционная система будет выглядеть следующим образом:
- Когда двигатель холодный, то клапан основного значения будет закрытым. В этом случае жидкость для охлаждения будет циркулировать по маленькому кругу: он начинается в рубашке охлаждения и головке блока цилиндров, а дальше проходит мимо радиатора двигателя. Здесь случае жидкость будет возвращаться к насосу.
- А уже при температурном показетле от 80 °С откроется клапан основного значения у термостата — жидкость пойдет по большому циклу. В этом случае клапан байпасный у термостата закроется. Когда будет порог в 94°С, основной клапан станет открытым полностью, зато закроется второй. Смесь начнет циркулировать через охладительную «рубашку», потом зайдет в основной клапан. Следующим пунктом будет радиатор у двигателя. Так образуется большой круг. Жидкость, пройдя через сам радиатор обязательно охладится, а часть её тепла уйдет в окружающий воздух.
Что представляет собой радиатор
Радиатор представляет собой трубчатый элемент с небольшими пластиковыми боковыми бачками. Они крепятся к раме радиатора с помощью резиновых уплотнений и поддерживаются со стороны фланца монтажными пластинами. На пластинах имеются скобы, необходимые для крепления их к кузову. Они также крепят кожух вентилятора к радиатору.
Этот компонент имеет шесть лопастей и пластиковое крыло. Он приводится в движение (вращается) с помощью электродвигателя. Это, в свою очередь, контролируется датчиком на левой стороне холодильника (температура не должна превышать 92° C).
Важно знать, что холодильник также входит в малый цикл. Это означает, что упомянутый выше термостат не контролирует объем прошедшей через него жидкости. Он управляется исключительно нагревательным клапаном, который в моделях ZMZ 406, начиная с 2005 года, также оснащен пневматическим приводом.
Важная функция расширительного бачка
Этот компонент представляет собой пластиковую деталь, которая обычно устанавливается на усилителе тормозов. Он подключается к патрубкам радиатора с помощью соответствующих кранов. Существуют также специальные маркировки, указывающие на максимально допустимый уровень охлаждающей жидкости.
Система должна быть герметичной. За это отвечают клапаны в пробке бака. Эти два клапана имеют разные функции. Выпускной клапан контролирует избыточное давление в системе, когда двигатель горячий, а впускной клапан открывается, когда давление слишком низкое (обычно это происходит, когда двигатель остывает).
Расширительный бачок обычно содержит около 10,5 литров жидкости. Для слива жидкости предусмотрены клапан и пробка.
Вентилятор и радиатор
Эти элементы системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406 необходимы для обеспечения надежного охлаждения самого двигателя. Радиатор может охлаждаться противотоком при движении автомобиля. Но летом становится жарко, и на помощь радиатору приходит вентилятор.
Радиатор в этих двигателях представляет собой 3-рядный алюминиевый радиатор, который обеспечивает максимальное охлаждение охлаждающей жидкости или антифриза. Вентилятор в карбюраторной версии активируется датчиком температуры на блоке цилиндров, а в версии с впрыском топлива датчик находится в блоке и имеет электронный блок, который также управляет вентилятором.
Датчики температуры являются одной из причин головной боли для владельцев автомобилей ЗМЗ-406.
Патрубки и рубашка охлаждения
Штуцеры выполняют роль канала и связующего звена между различными частями системы охлаждения. Изношенные втулки могут привести к утечке охлаждающей жидкости из системы и перегреву двигателя.
Теплопоглощающий антифриз циркулирует через рубашку охлаждения в блок. Затем охлаждающая жидкость направляется в радиатор. Водяной удар может возникнуть из-за отверстия в рубашке охлаждения. Это очень опасное явление для любого двигателя внутреннего сгорания.
Расширительный бачок
Он представляет собой пластиковый резервуар, который находится выше всех остальных элементов системы. У бака много функций, но самая важная из них — уровень жидкости. Он также сжимает излишки жидкости в баке.
Хотя плунжер имеет небольшой размер, его роль в системе охлаждения очень важна. Это снимает давление, а также кипящий рассол в случае перегрева двигателя. Внутри крышки находится клапан, который позволяет избыточному давлению выходить наружу.
Пробка имеет два клапана, каждый из которых выполняет определенную функцию. Например, выпускной клапан свечи зажигания должен работать с избыточным давлением, когда двигатель горячий. Впускной клапан открывается при низком давлении (т.е. когда двигатель остывает).
Так почему закипала Газель?
Кто бы мог подумать? Оказалось, что в подающей трубе отопления (ведущей к радиатору) в жилой комнате (под приборной панелью) есть маленький, совсем маленький кран (который вы вряд ли заметите, пока не попадете внутрь).
Это чудо инженерной мысли работает (без сарказма, это действительно хорошая вещь) как кран Маевского. Вы немного приоткрываете винт, выпускаете воздух и закручиваете его обратно. Вот и все! Вот и все!
Эта чертова штука предназначена для выпуска воздуха над системой охлаждения.
Она собрана. Заливается новый антифриз. Смешайте их. Нет проблем. Вот и все.
Возможности модернизации
Система охлаждения инжектора zmz 406 предусматривает некоторые модификации и обновления. Можно сделать некоторые из следующих действий:
- Принудительно включить вентилятор с одновременной индикацией, подающей напряжение от вентилятора.
- Заменить разъем для подключения клеммной колодки для вентилятора.
- Установить газелевскую электропомпу для прокачки сквозь печку.
- Настроить включение электропомпы автоматом вместе с вентилятором.
Так можно добиться того, что общая температура при работе двигателя змз 406 не будет подниматься выше 95 градусов. Ручное включение вентилятора (особенно перед ожидаемой перегрузкой) обеспечивает очень большой запас теплоемкости. Таким образом, система охлаждения не будет перегреваться. Кроме того, в значительной степени исключается короткое замыкание проводки из-за плавления изоляции, поэтому гарантируется подключение самого вентилятора через клеммную колодку.
Закипела Газель. Неисправен термостат
Сначала мы винили термостат. Впервые, когда ячейка GA начала закипать, стрелка термостата начала ползти вниз — с помощью нескольких легких ударов молотком по корпусу термостата.
Термостат был заменен.
Он успокоился. Но, как показала практика, ненадолго