Как уже было сказано выше, к причинам стука клапанов, в первую очередь, относится нарушение тепловых зазоров. Такой зазор может быть слишком большим или малым. Частой ситуацией является такая, когда клапана стучат на холодном моторе, но с прогревом двигателя лишние звуки исчезают. Автомеханики с большим опытом поясняют данное явление просто.
Почему стучат клапана двигателя
У новой машины двигатель работает, что называется, как часы. Но ничто не вечно, однажды автовладелец обнаруживает, что к обычному шепоту мотора примешиваются нехарактерные звуки. Знаток, конечно, отличит ненормальное шуршание ремня, либо стук пальцев, или, скажем, стрекот подшипников коленвала от иного печального диагноза: стучат клапана!
Попробуем разобраться, каковы же премудрости клапанной диагностики, а также каким образом лечить данную болезнь у автомобиля. Кроме этого обязательно коснемся возможных причин, из-за которых стучат порой клапана у ДВС.
Во-первых, опишем звук, по которому профессионалы распознают описываемую проблему. Это звонкое, отчетливое, металлическое постукивание средней частоты в районе крышки газораспределительного механизма. Причем, именно данный звук не исчезает при смене количества оборотов двигателя, особенно, если стучат клапана только на холодном двигателе.
Во-вторых, точно сказать, они или не они, сможет только профессионал, у которого есть опыт. Однако обычному автолюбителю стоит попробовать два метода диагностики. Один из них заключается в следующем: открыть крышку для заливки масла, затем прислушаться ближе к горловине, если звук усилился, то наверняка виноваты они. Другой метод: упереть что-то типа стетоскопа в зону работы подозреваемой детали, посторонний звук даст о себе знать.
Что с ними не так
Теперь опишем распространенные причины, объясняющие, почему стучат клапана. У современных двигателей распредвал расположен сверху, его кулачки толкают клапана посредством стержней – простой, наилучший механизм. Стержни называются толкателями.
- Между кончиком толкателя и кулачком всегда есть минимальный зазор, регламентируемый производителем. Увеличение зазора является одной из причин, объясняющей, почему стали стучать клапана. При уменьшении зазора постукивание также появится, а клапан может со временем перестать плотно закрываться.
- Другой возможной предпосылкой монотонной клапанной песни может стать детонирующий двигатель, например, из-за плохого бензина.
- Если стучат клапана только при разгоне, скорее всего, это происходит из-за увеличенных оборотов мотора при недостаточном давлении масла.
- Неисправность может проявляться из-за плохо натянутого ремня ГРМ.
- Наконец, это просто износ деталей, либо кулачков вала.
При всем при этом надо отличать две главных разновидности разбираемой неполадки. Клапанное постукивание порой встречается только на холодном двигателе или, напротив, исключительно на прогретом. Разберем эти разновидности по отдельности.
Если стучат клапана только на холодную, то суть явления такова:
- мотор староват, изношенные детали проявляют себя при запуске большими зазорами, постепенно, при прогреве, железо расширяется, зазоры уменьшаются, звук пропадает, это главный ответ на вопрос, почему стучат клапана только на холодном двигателе;
- зазор между толкателем и кулачком уже не в норме, но на теплом двигателе еще не выдает посторонний звук.
Если же проблемы с клапанами только на горячую, то варианты предпосылок таковы:
- плохо затянут болт крепления распредвала к постели, при прогреве кулачок как бы отдаляется от толкателя;
- недостаточный уровень масла в моторе, сильно засоренный масляный фильтр, – из-за последнего, например, на горячую уже не хватает масла для клапанов;
- стучат гидрокомпенсаторы.
О гидрокомпенсаторах и не только
Вот о них сейчас поговорим отдельно. Если их нет, например, когда у ВАЗ 2109 (в котором они отсутствуют) где-то стучит клапан, то последняя причина из приведенного списка сразу отпадает… Так вот, если их нет, клапанные зазоры регулируются с помощью специальных подкладных шайб, а если они есть… Они выполняют саморегулирующую функцию.
Вообще гидрокомпенсатор включает корпус, а также плунжер. Оба находятся как раз между кулачком и клапаном. При движении кулачка масло из двигателя попадает в корпус, выдавливая плунжер. Оно заполняет собой весь тепловой зазор между кулачком и торцом стержня клапана при открывании клапана, а при закрывании масло уходит. Так проблема устраняется.
Именно исходя из этого устройства гидрокомпенсаторов, недостаточное давление масла вызывает отчетливое постукивание клапанов. Кстати, такие минусы гидрокомпенсаторов, как усложнение конструкции, потеря некоторой мощности, повышенный износ распредвала, – заставили инженеров Тойоты отказаться от этой системы при проектировании.
Тем не менее, на многих современных двигателях ВАЗовских машин установлены гидрокомпенсаторы. Поэтому, нужно внимательно относиться к клапанным стукам этих авто при прогреве двигателя.
Кстати, при этом не стоит путать с клапанным постукиванием звук иного характера, когда просто стучит клапан адсорбера на Приоре или Калине – для них это характерная проблема. Она лечится просто: с корпуса воздушного фильтра демонтируют этот узел, находят регулировочный болт, чуть залитый материалом типа эпоксидного, вращают его.
Основной деталью механизма можно назвать распределительный вал. На нем есть несколько кулачков, изготовленных в виде безударных профилей. Они нажимают на промежуточное звено (коромысло), которое передает усилие на сами клапана. Порой роль «передатчиков» играют толкатели, рокеры. Конструкция зависит от расположения клапанов:
Каковы причины стука
Клапаны стучат на горячую по самым разнообразным причинам. Например, характерные звуки могут образоваться по причине повышения количества оборотов и снижения давления смазочных материалов. Также зазоры могут оказаться увеличенными, так как некоторые комплектующие могут быть изношены, загрязнены или повреждены.
В случае возникновения проблем необходимо выполнять проверку как впускного, так и выпускного клапана. Желательно обеспечить нормальное давление смазочной жидкости, чтобы можно было обеспечить правильное функционирование конструкции мотора. Нужно проследить за тем, чтобы смазочное средство по показателю вязкости подходило для использования в конкретных температурных условиях. Толкатели, на которых образовались повреждения или грязь, могут подавать недостаточное количество смазывающего средства в механизм клапанов, что в итоге может стать причиной стука, когда двигатель горячий. Избавиться от стука удаётся после правильной регулировки клапанов в двигателе.
Стук клапанов в двигателе на горячую проявляется в таких ситуациях:
- болт распредвала недостаточно плотно прикручен к постели;
- требуется замена масляного фильтра;
- недостаточное количество смазывающей жидкости в бочонке.
Важно! Кроме вышеперечисленных причин, стучать в горячем двигателе могут такие комплектующие, как гидравлические компенсаторы.
Дополнительная диагностика
Уровень шума в большинстве ситуаций зависит от количества клапанов, установленных в двигателе. Чем их больше, тем сильнее слышен стук, если детали изношены. Для того чтобы процесс функционирования механизма протекал бесшумно, можно использовать специальные гидравлические толкатели, отвечающие за поддержку отверстия в механизме на нулевом уровне.
Для улучшения функционирования газораспределительного механизма выполняется очистка каждого элемента в двигателе. Спустя какое-то время на этих комплектующих образуется нагар, который мешает им нормально функционировать. Поэтому время от времени необходимо выполнять притирку или очистку клапанов в двигателе. Также понадобится периодически выполнять процедуру визуального осмотра каждой отдельной комплектующей в механизме, поскольку толкатели, утратившие со временем свою целостность, а также штоки и коромысла приводят к расширению зазора и вызывают постукивание в горячем двигателе.
Как определить, что стучат именно клапаны
Недостаточно опытным автолюбителям изначально будет непросто определить характер неисправности, в результате которой возникает тот или иной стук. Посторонние шумы нередко слышны в результате неисправности ремня, подшипников, коленвала и, естественно, клапанов.
Именно клапаны издают отчетливый звонкий стук с различимым металлическим позвякиванием около ГРМ. Очередная особенность подразумевает сохранение характерного постукивания в двигателе на горячую на малых и больших оборотах.
При повышении оборотов в горячем моторе может возникать легкое постукивание с металлическим отзвуком. Такое нередко происходит в результате так называемой детонации, которая может возникать по причине ошибок, допущенных при выставлении зажигания, когда в камере сжигания образуется нагар, если горячий двигатель работает на низкооктановом топливе. Чтобы ничего подобного не происходило, рекомендуется периодически выполнять проверку технического состояния устройства газораспределения. Значительного уменьшения расхода топлива можно будет добиться, проводя правильную своевременную профилактику.
Одним из ключевых компонентов ГРМ выступает именно клапан. Помимо клапанов, в составе узла присутствуют толкатели, гидрокомпенсаторы, коромысло, шланги и пр. Также не забывает про распределительный вал, или просто распредвал. Именно он отвечает за то, чтобы каждый из элементов ГРМ работал правильно.
Основные причины
Существует несколько причин, из-за которых могут начать стучать клапана в машине. Даже начинающий автомобилист обязан знать, что влияет на некорректную работу этих элементов и как не допустить появление стуков.
Можно выделить следующие причины появления стуков:
- Уменьшение или увеличение зазоров (пространства) между клапаном и толкателем. Зазор имеет определенное значение, предусмотренное производителем. Если он изменится, может появиться стук;
- Систематическое использование низкокачественного топлива. Посторонний звук возникает в результате детонации двигателя;
- Если стук появляется на разгоне или при движении на высокой скорости, вероятен недостаток давления в масляной системе;
- Растянутый ремень ГРМ;
- Неправильно установленный ремень газораспределительного механизма;
- Банальный износ деталей.
Но это общие сведения касательно возникновения стуков. Поскольку мы говорим именно о горячем двигателе, то тут нужно акцентировать внимание на несколько иных причинах.
Выделяют несколько факторов, из-за которых стук возникает именно тогда, когда двигатель прогрет до рабочей температуры. Он может появляться на холодную и сохраняться при прогреве, либо же возникать непосредственно при достижении ДВС определенной температуры.
- Болт распредвала, который крепит его к так называемой постели, был не полностью закручен. Это следствие невнимательности при ремонте, либо же болт просто ослаб в процессе эксплуатации авто;
- В картере наблюдается дефицит масла. Отсутствие достаточного количества смазки наверняка приведет к тому, что на горячем ДВС будут стучать клапана;
- Загрязнился масляный фильтр, который не выполняет в полной мере свои обязательства.
Помимо перечисленных причин, шум может выступать следствием неисправной работы гидрокомпенсаторов. В некоторых случаях избавиться от шумов помогает простая регулировка. В других ситуациях потребуется проводить сложный и дорогостоящий ремонт.
Что делать в такой ситуации
Важно понимать, что ничего хорошего в клапанных стуках на горячем моторе нет. Самым простым решением будет отправиться в ближайший автосервис, где специалисты все проверят и исправят.
Но некоторым интересно и даже полезно самостоятельно покопаться в машине, получить новый опыт и знания. Кому-то сначала придется прочитать множество литературы и технической документации. Другие посмотрят видео, и с легкостью повторят проделанные манипуляции.
Хотя подобная проблема встречается на многих авто, самостоятельно браться за стучащие клапана предпочитают именно владельцы недорогих или уже достаточно стареньких машин, таких как:
Почему стучат гидрокомпенсаторы: что делать
- Рено Логан;
- Шевроле Нива;
- ВАЗ 2114;
- Лада Приора;
- ВАЗ 2106;
- Форд Фокус;
- ВАЗ 2109;
- Опель Астра;
- Дэу Нексия;
- Ниссан Альмера;
- Рено Сандеро;
- Чери Амулет и пр.
Не стоит думать, что решить проблему со стуком очень просто. Допустив ошибку, вы только усилите шум, и спровоцируете ухудшение ситуации. Потому новичкам за подобную работу браться не рекомендуется.
Прежде чем приступать к разборке, обязательно почитайте руководство по эксплуатации конкретно к вашему авто.
Если говорить об общей схеме ремонта, то ее можно описать примерно следующим образом: