Торможение на мотоцикле — как правильно. Как правильно тормозить на мотоцикле

Мотоциклы
Как правильно тормозить на мотоцикле - Зачем необходимы знания о правильном торможении на мотоцикле Эффективность переднего и заднего тормоза Правила торможения Торможение в повороте Торможение в зависимости от типа мотоцикла

Все выше и нижеописанное касается торможения на асфальте или другом прочном ровном покрытии. О технике замедления и остановки для эндуро, на мокрой земле и в болоте, поговорим в другой раз.

Торможение на мотоцикле — как правильно?

Торможение на мотоцикле - как правильно?

У Яндекса часто спрашивают, почему при необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят. Простите, но как же еще остановить байк, если не тормозами? Хотя, возможно, смысл этого вопроса в другом – почему «притормаживает» мотоциклист, когда требуется экстренно остановиться. Потому, что нужно хорошо владеть теорией того, как тормозить на мотоцикле, практиковаться и доводить действия до автоматизма.

Немного теории

В торможении мотоцикла все значительно проще, чем, скажем, заложить мотоцикл в поворот. Тем не менее, некоторые моменты необходимо понимать:

  1. Сцепление колес с дорогой – это основной фактор устойчивости мотоцикла при езде, а также при совершении маневров, в том числе, с использованием тормозов.
  2. Площадь сцепления колеса с дорожным покрытием традиционно называется пятном контакта колеса с дорогой.
  3. Чем больше пятно контакта, тем большее тормозное усилие можно реализовать колесом.
  4. В каждый отдельный момент времени наиболее эффективным будет то торможение, которое приходится на наиболее загруженное колесо.

Правильно тормозить означает использовать как задний, так и передний тормоз, а также не забывать понижать скорость, переключением передачи.

Модели с короткой базой останавливаются, в основном, передним колесом, круизеры и чопперы – задним, но это не отменяет необходимости использовать задние и передние диски одновременно. Если нажать только на передний тормоз, заднее колесо оторвется от земли, и вы кувыркнетесь вперед. Если нажать только на задний диск или барабан, мотоцикл занесет.

Обычное спокойное торможение

Во время езды на мотоцикле чаще всего экстренно тормозить нет надобности. Вы спокойно реагируете на предсказуемую дорожную обстановку, спокойно подъезжаете к светофору, либо сбрасываете скорость перед поворотом. В этом случае оптимально пользоваться следующим алгоритмом:

  • Начните торможение с заднего тормоза. Это приведет к сбрасыванию скорости и загрузке переднего колеса (улучшение его сцепления с асфальтом);
  • Плавно подключить передний тормоз для контролируемой остановки;
  • Выжимать сцепление уже при сильном замедлении, чтобы не терять тягу на заднем колесе (и следовательно – контроль над мотоциклом).

Все выше и нижеописанное касается торможения на асфальте или другом прочном ровном покрытии. О технике замедления и остановки для эндуро, на мокрой земле и в болоте, поговорим в другой раз.

Мотоциклы на мокрой дороге

Экстренное торможение

Мотоциклы в городском потоке – незаметны. Даже если вы едете днем на дальнем, все равно водители вас не видят. Лучше всегда ездить из расчета на то, что вы – невидимка.

Итак, что же делать, если перед вами внезапно возникло препятствие, а мотоцикл без ABS? Это может быть как совершающая маневр машина, так и пешеходы, выскочившие в неположенном (или даже положенном) месте:

  • Одновременно начинаете работать двумя тормозами – передним и задним. Не слушайте мифы о том, что нужно сначала начать с заднего, а потом дополнять передним. В те секунды, которые вы тратите только на задний тормоз, вы не используете половину тормозного потенциала мотоцикла;
  • Вам могут рассказать о торможении двигателем. Это тоже не работает в случае с экстренным торможением. До препятствия может оставаться несколько секунд, какое понижение передачи? Все ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы максимально снизить скорость, используя тормоза;
  • Не вздумайте даже пытаться увернуться от препятствия на зажатых тормозах – это приведет к 100% падению. Стратегия ухода от столкновения – максимально сбросить скорость, после отпустить тормоза и уйти в маневр;
  • Если препятствием оказались пешеходы – никаких маневров! Только торможение. Помните о том, что люди – резвые и прыгучие, и никто не даст гарантии, что они не прыгнут именно в вас в момент попытки их объехать.

Одним из главных правил правильного торможения на мотоцикле является то, что необходимо давить на рычаг не полностью, а постепенно. Это позволит сбрасывать скорость правильным образом.

Как правильно тормозить на мотоцикле

Как правильно использовать тормоз на мотоцикле, советы компании Мото Сибирь в Новосибирске

Часто аварии случаются из-за неправильного использования тормозов. В этой статье поговорим о правильном торможении на мотоцикле. Вы узнаете как правильно тормозить на мотоцикле

Если скорость мотоцикла 60 км/ч, то, при использовании заднего тормоза, длина тормозного пути составит 30 м (до полной остановки). При использовании переднего тормоза, расстояние сократится в 2 раза. При комбинированном использовании заднего и переднего тормоза, одновременно, расстояние составит 14 м, что не намного лучше, чем при использовании только переднего тормоза. При правильном использовании двух тормозов, тормозной путь составит 13 м (приведены примерные, средние данные, для японской классики средней кубатуры, на сухом асфальте, с хорошим коэффициентом сцепления и на разных мотоциклах могут отличаться).

Как правильно тормозить на мотоцикле, советы от компании Мото Сибирь в Новосибирске

Самое важное научиться всегда держать два пальца на тормозе. Водитель, особенно новичок, (в панике) может вовсе до него не дотянуться. Итак, как же правильно использовать передний тормоз: сбрасываем газ, постепенно нагружаем тормоз, контролируя его блокировку. Если нажать передний тормоз сразу, резко, то подвеска не успеет нагрузиться и блокировка колеса произойдёт быстрее. При торможении передним тормозом сжимается вилка и центр тяжести смещается на переднее колесо. Если нажать тормоз резко, то веса на переднем колесе ещё не будет, т.е. центр тяжести не успеет сместиться и блокировка колеса произойдёт раньше. Если вилка нагружена, то мотоциклу сложнее заблокировать переднее колесо.При всем этом заднее колесо полностью нагружается и даже может отрываться от земли. В таком случае, эффективность заднего тормоза смещается к нулю. Поэтому, правильнее, начинать торможение именно с заднего тормоз, когда задняя часть мотоцикла «присядет» на подвеске и только после этого начать использовать передний тормоз.

Блокировка заднего колеса (при использовании заднего тормоза) не приведет к быстрому падению мотоцикла, нежели при блокировке переднего. Когда мы чувствуем степень блокировки заднего колеса, тогда мы можем оценить степень воздействия на рычаг переднего тормоза. Мы не можем оценить качество сцепления с дорогой, так оно зависит от структуры дорожного покрытия, прогрева резины и прочих факторов (вода, песок, битум, и т.п.). Это тот минимум, который нужно знать и уметь применить при торможении на мотоцикле. Далее рассмотрим применение тормоза в конкретных ситуациях.

Использование тормоза при начале движения в горку

На подъёме в горку (в начале движения, с места) необходимо держать задний тормоз, при этом левая нога опирается на поверхность. Если дорожное покрытие скользкое (вода, песок, щебень), то, одновременно, с задним удерживаем и передний тормоз, так как вес мотоцикла смещается на его заднюю часть. Начинаем трогаться в горку с зажатыми тормозами. Когда чувствуем, что двигатель нагружается, отпускаем задний тормоз, начинает нагружаться вилка (происходит сжатие). После этого плавно отпускаем рычаг переднего тормоза. Если резко отпустить тормоза, то есть большая вероятность, что мотоцикл перевернется.

При развороте на маленькой скорости мотоцикл должен идти на «малом газе», но контролировать газ, особенно на мощных мотоциклах, сложно, поэтому необходимо помогать задним тормозом, т.е. мы плавно открываем газ, при этом, немного придерживаем задний тормоз. Когда нам нужно сохранить радиус разворота, мы поджимаем тормоз чуть сильнее. Если мы чувствуем, что мотоцикл начал заваливаться к оси поворота, то отпускаем задний тормоз.

Во-первых, ни в коем случае не ездите с широко расставленными коленями, эта позиция неправильная и не позволит вам своевременно затормозить. В случае неправильного сидения вы можете перенести всю массу на руки, когда будете тормозить и потерять ориентацию вплоть до возможности перелета через руль.

Обычное торможение

В норме тормозной путь мотоцикл преодолевает с загрузкой заднего колеса. В таком случае эффективность остановки примерно в два раза ниже, чем при помощи переднего, потому что пятно контакта спереди больше, и центр тяжести уходит вперед. Однако придание тормозного импульса назад позволяет тормозить безопаснее и лучше, чем в случае, если применяется только передний диск. Потому в норме мотоцикл тормозит так: райдер поджимает задний тормоз, затем плавно нажимает передний. Скорость остановки контролируется силой нажатия на рычаг.

В идеале вы всегда должны тормозить так, как описано выше: задний тормоз – переключение передач – передний тормоз – переключение передач. Но на практике на соблюдение правильной техники может не остаться времени. В экстренных случаях многие байкеры резко «бьют» по передним тормозам, из-за чего до 90% веса мотоцикла переносится вперед. Это потенциально опасная ситуация, и даже в экстренных случаях лучших использовать оба тормоза, выжимая их попеременно или же дополняя передний тормоз задним .

Неисправный мотоцикл при экстренной остановке или резком снижении скорости наверняка поведет себя непредсказуемо. Поэтому важно пунктуально обслуживать байк, смазывать стойки, регулировать рычаг.

Комплексное торможение

Комплексную технику используют даже в экстренных случаях, когда невозможно избежать аварии, но нужно минимизировать ее последствия. Однако помните, что в повороте тормозить нельзя. Перед началом поворота обязательно снижайте скорость, а сам поворот проходите с небольшим ускорением. В экстренной ситуации жать на тормоза до завершения маневра не стоит, так вы потеряете устойчивость и управление, и гарантированно произойдет ДТП.

На скользкой дороге при плохом сцеплении также тормозят передним и задним дисками, но нужно учитывать, что тормозная дистанция мотоцикла увеличивается примерно впятеро. Кроме того, возрастает риск потери управления, поэтому нужно стабилизировать движение и выжимать тормоз почти до блокировки колес.

Чтобы научиться правильно тормозить, нужно время и опыт. Мы рекомендуем отрабатывать технику на пустой площадке. Наконец, выбирайте мотоцикл с антиблокировочной тормозной системой – это наиболее безопасный и простой в управлении вариант.

Во время езды на мотоцикле чаще всего экстренно тормозить нет надобности. Вы спокойно реагируете на предсказуемую дорожную обстановку, спокойно подъезжаете к светофору, либо сбрасываете скорость перед поворотом. В этом случае оптимально пользоваться следующим алгоритмом:

Проблема угла крена

Шины работают наиболее эффективно, когда сохраняют вертикальное положение. Нужно иметь это в виду, когда вы пытаетесь наклонить свой мотоцикл. Допустим, что сцепление шины с грунтом составляет 100% для угла наклона колеса 90 градусов. Как только этот угол начинает уменьшаться, сцепление падает. Хотя колодкам переднего тормоза сложнее остановить колесо при его вертикальном положении, то же усилие при слишком большом наклоне колеса приведет к заносу. Потеря тяги мгновенно приведет к «протягиванию» шины и ее истиранию.

Иногда тормозить нужно в тот момент, когда мотоцикл поворачивает. Следует понимать, что «железный конь» будет гораздо менее терпимым к уздечке при увеличенном угле наклона. Будьте осторожны, когда нажимаете на тормоза во время поворота, а лучше постарайтесь замедлиться (частично или полностью) до входа в поворот.

Помните о дорожных условиях

Разные дорожные условия требуют различных методов торможения. При ненадежном сцеплении с трассой передний тормоз нужно использовать очень осторожно. Блокировка фронтального колеса в такой ситуации легко может привести к потере контроля над мотоциклом, в то время как торможение задним колесом более безопасно. Возможность проскальзывания любого колеса байка в значительной степени зависит от силы сцепления шин.

Как правильно тормозить на мотоцикле

С особой осторожностью следует двигаться по трассе, на которой возможны масляные пятна. В эти зоны повышенного риска также попадают перекрестки и автостоянки.

Используйте задний тормоз там, где есть подозрение на гладкую поверхность дороги. Не забывайте про запасной план на случай, если вы почувствуете скольжение передних шин. Он потребует быстроты рефлексов, поэтому следите за своим здоровьем и помните, что гораздо легче восстановить положение после блокировки заднего колеса, чем после скольжения, спровоцированного передним тормозом.

Эти правила переходят на другой уровень, когда дело доходит до езды по бездорожью, где водители мотоциклов почти никогда не используют передний тормоз. Если вы планируете укротить тропы пересеченной местности, сделайте своей привычкой держать руку подальше от рычага переднего тормоза, иначе вам придется привыкнуть к регулярной дегустации грязи.

Оцените статью