Тормозить двигателем: как правильно и какие последствия. Торможение двигателем на механике это как

Двигатель
Торможение двигателем на механике это как - Возможно ли торможение двигателем на автомате Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП Что значит тормозить двигателем? Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку Зачем нужен крутящий момент при торможении

При движении авто на 5 или 6 передаче для торможения двигателем нужно переключаться на 3-ю передачу, так как 4-я может обеспечить очень небольшое снижение скорости. С 3 или 4 передачи нужно переходить на 2-ю. Чтобы процесс переключение был более мягким, рекомендуем сделать «перегазовку».

Торможение двигателем на механике

Для снижения скорости автомобиля имеется штатная система торможения. Но она не всегда выручает, а иногда даже опасна, например, в условиях гололеда. В таких случаях предпочтительней торможение двигателем по определенному алгоритму, чтобы добиться желаемого результата, и при этом не навредить движку, а также не спровоцировать всевозможные дефекты. Поэтому с вопросом: торможение двигателем на механике — это как, не все просто.

Мотор авто устроен так, что постоянно пытается восстановить холостые обороты. Нажав на газ, водитель заставляет двигатель ускориться, а отпустив педаль газа, снова уменьшает обороты. Для движущейся машины с задействованной передачей, это приводит к падению фактической быстроты движения. У торможения посредством мотора есть и другое название — принудительный холостой ход.

Торможение двигателем относится к экстренному варианту снижения скорости транспортных средств с помощью повышения сопротивления двигателя автомобилей энергетике инерции движения автомобиля посредством трансмиссионной системы.

В техническом отношении это связано со значительным уменьшением топливоподачи при отпущенной педали газа в цилиндры, когда включено сцепление в движении. В этом случае величина крутящего момента мотора падает. Наступает время, когда значение крутящего момента инерции движения автомобиля, передаваемого по трансмиссии от колес, превышает энергетику мотора, и он вынужден притормаживать автомобиль.

Схема передачи крутящего момента

Схема передачи крутящего момента

Торможение двигателем с целью уменьшения скорости движения машины связано с сопротивлением двигателя силам инерции, которые стремятся повысить обороты коленчатого вала. Это действие протекает в то время, когда автомашина с задействованной передачей быстро движется на скорости, а топливная смесь ограничена в подаче или ее совсем нет.

Сокращение количества горючего, попадающего в двигатель, вызывает уменьшение энергетического потока от мотора к трансмиссии и даже его поворот: вращающиеся колеса через трансмиссию возвращают свою инерцию мотору. Такое обращение потока энергии замедляет вращение коленвала, в результате чего машина гасит скорость.

Физически показатель тормозной силы определяет компрессионная составляющая в цилиндрах мотора. Водители на практике сталкиваются с трудностью проворачивания коленвала, когда зажигание выключено. Поскольку компрессия у дизельного двигателя больше по сравнению с бензиновым, эту работу на нем выполнить труднее. В этой связи для уменьшения скорости автомобилей с моторами на дизтопливе требуется меньше времени, что необходимо брать в расчет при вождении машины.

Как правильно тормозить автомобиль с механикой

Способ уменьшения скорости двигателем на машине с механической коробкой состоит из последовательного выполнения таких шагов:

  • отпускание педали газа;
  • выжимание педали сцепления;
  • по мере снижения скорости машины поочередно включать низкие передачи;
  • при предельном снижении скорости, включается первая передача.

Важен правильный выбор передачи во время торможения мотором на механике, иначе можно вывести из строя мотор. Если передача выбрана неправильно, то не добиться положенной скорости снижения или машина резко накреняется вперед. Оба случая неудобны водителю и даже в состоянии вызвать поломку мотора.

Рука на кулисе переключения передач

Рука на кулисе переключения передач

Неправильное использование двигателя в качестве тормоза, вызванное запаздыванием переключения пониженных передач, может вызвать блокировку колес, из-за чего машину может занести.

Также при нарушении последовательности перехода к низким скоростям интенсивность износа двигателя увеличивается и возникает риск поломки его узлов.

Если машина движется на пятой или шестой передаче, то при торможении мотором необходимо перейти на третью, поскольку четвертая не обеспечит нужной интенсивности падения скорости. С третьей или четвертой скорости следует переключаться на вторую. Чтобы передачи переключались более мягко, надо пользоваться перегазовкой.

Когда скорость снизится до 7,5±2,5 км/ч, чтобы машина полностью остановилась, следует задействовать штатную тормозную систему автомобиля.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем

Замедление скорости движения автомобиля происходит за счет того, что водитель убрал ногу с педали газа и не перевел рукоятку коробки передач в нейтральное положение, соответственно топливо не подается в мотор, элементы коробки и двигателя находятся в зацеплении, коленвал ДВС испытывает сопротивление со стороны коробки и теряются его обороты.

торможение двигателем

При подаче топлива в двигатель, коленчатый вал передает вращение валу коробки переключения передач, а при торможении мотором, происходит обратное действие, потому что вал коробки получается скорость от вращения колес, так как коробка находится в активном режиме, а коленвалу приходится воспринимать нагрузки от коробки.

В режиме 1, 2 и 3 скоростей коробки, на колеса передается максимум энергии, но транспортное средство на таких скоростях быстро не может ехать. А в режиме 4,5 и 6 скоростей коробки, автомобиль можно разгоняться по максимуму, но коробка не может передавать колесам максимум энергии.

Это значит, что на повышенных скоростях, машина труднее разгоняется. Поэтому разгоняются всегда на пониженных передачах. Соответственно, если на малых скоростях КПП отпустить газ, то сила инерции будет большая и авто быстрее остановится.

А, если на высоких скоростях КПП отпустить газ, то авто будет дольше останавливаться из-за того, что сопротивление колес и коробки низкое.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Основное преимущество торможения двигателем — это то, что автомобиль защищен от заноса, чем нежели, если бы застопорили колеса. При блокировке колеса машина становится на какое-то время неуправляемое и все зависит от сцепления резины с дорожным покрытие. На скользких дорогах даже машины с ABS (АБС — антиблокировочная система) не всегда защищают от заноса.

Поэтому очень важно уметь тормозить двигателем. Я использовал такое торможение при спуске с крутых склонов, где даже не было асфальта.

Если тормоза слабые, например стерлись накладки на колодках или накладки на дисковых тормозах, то торможение двигателем приходится применять даже, если дорога сухая.

Минус торможения двигателем в том, что сзади едущие автомобили могут не сразу сообразить, что вы тормозите мотором, потому что задние стоп сигнальные фонари не горят, а с чего бы им гореть, если не нажимается педаль тормоза.

Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.

Основные виды торможения

Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.

Штатное торможение

Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.

Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки.

Такой подход позволяет выдерживать нужную траекторию, а в случае необходимости — быстро набрать скорость.

Торможение двигателем

В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.

Как правильно тормозить двигателем

Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.

Ступенчатое комбинированное торможение

Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.

На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.

На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний.

Этот способ позволяет сократить продолжительность тормозного пути с максимальным контролем над траекторией движения.

Экстренное торможение и руление

Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.

Экстренное торможение автомобиля

Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.

Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.

Как тормозить на машине с системой АБС

В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.

Торможение с системой АБС

На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.

Советы при торможении двигателем

  • важно следить за оборотами двигателя. В бензиновом ДВС обороты в 2.5 тысячи – это момент, когда водитель должен переходить на пониженную передачу. Следующий переход осуществляется в момент, когда тахометр показывает 1 тыс. оборотов;
  • эффективный переход осуществляется в том случае, когда автолюбителем используется ступенчатый, постепенный переход с использованием нескольких скоростей. Особенно важно осуществлять этот переход последовательно, этот маневр позволит снижать скорость плавно и уверенно;
  • переходя на новую передачу, необходимо сопровождать этот момент перегазовкой, что позволит существенно снизить нагрузки на КПП и диск сцепления, а также предотвратит рывки в движении;
  • не следует одновременно рулить и осуществлять торможение, это может привести к потери управляемости.

Подводя итоги, стоит заметить, что освоение техники торможения двигателем – это верное решение для каждого автомобилиста, особенно если он управляет автомобилем с механической коробкой передач. Самое главное стоит учесть, что грамотное использование данного метода не нанесет вреда техническому состоянию машины, за КПП и мотор переживать не стоит.

Оцените статью